Русский дом | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 14.06.2004 |
— Ваше Святейшество, в прессе неоднократно сообщалось о готовности папы Римского при личной встрече передать Вам одну из величайших святынь земли Русской — чудотворную Казанскую икону Божией Матери, которая, якобы, находится у него в келье. В связи с этим два вопроса. Допускаете ли Вы, что в Ватикане действительно находится та самая Казанская икона, утерянная в начале XX столетия? И при каких условиях может состояться Ваша встреча с папой Римским?
— В апреле прошлого года группа экспертов, в которую вошли представители Министерства культуры, Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» и ряда государственных музеев Российской Федерации, посетила Рим и вместе со специалистами из Ватикана тщательно исследовала эту икону. В результате экспертизы стало ясно, что икона, хранящаяся в апартаментах папы Римского, не является подлинным чудотворным образом, обретённым в 1579 году. Она представляет собой список XVIII века, сделанный провинциальным иконописцем по образцу конца XVII — начала XVIII века. Возвращение этой иконы, одной из многих, вывезенных за пределы России в годы лихолетья, должно быть актом доброй воли руководства Римско-католической церкви и не может сопровождаться предъявлением каких-либо требований.
Что касается встречи Предстоятелей двух Церквей, то её возможность никогда нами не отрицалась. Как известно, в 1997 году подобная встреча должна была произойти в Австрии. В последний момент Ватикан в одностороннем порядке изменил проект совместного итогового документа, отказавшись осудить прозелитизм и признать, что уния — это не путь к единству Церкви. Событие, которое могло послужить реальному улучшению взаимоотношений наших Церквей, не состоялось. Мы надеемся, что, в конце концов, разум и добрая воля восторжествуют, и встреча с папой Римским станет итогом кропотливой, честной и открытой работы двух Церквей по реальному улучшению наших взаимоотношений.
— Ваше Святейшество, в церковном народе сейчас очень сильны апокалиптические настроения. В происходящих процессах глобализации люди видят исполнение пророчеств Откровения апостола Иоанна Богослова. Многие встревожены тем, что присваивают ИНН со штрих-кодом, и опасаются, что в нём зашифровано число антихриста 666. Поясните, пожалуйста, позицию Священноначалия по этому вопросу.
— Сначала мы должны задать себе вопрос: для чего христианам дано Божественное откровение о конечных судьбах мира? Апокалипсис был написан не для запугивания людей, а для укрепления веры во всемогущество Божие перед лицом воинствующего зла, масштабы которого порой удручают. Но нынешняя человеческая история будет продолжаться до тех пор, пока хоть какая-то часть людей будет делать свободный выбор в пользу добра.
Процесс глобализации, то есть возрастания взаимозависимости между различными странами и народами, может служить как условием их мирного сосуществования, так и средством контроля над ними, подавления их своеобразия. Многое при этом зависит от нравственного выбора политических деятелей и каждого жителя планеты.
Некоторые православные верующие усмотрели в присвоении индивидуального налогового номера (ИНН) угрозу своей богоданной свободе. Отчасти такие опасения объяснимы, ведь сбор экономической информации может стать началом потенциально опасного процесса создания банков данных с исчерпывающей информацией о человеке. Это может привести не только к полному разрушению тайны частной жизни, врачебной тайны и так далее, но и к тотальному идеологическому, мировоззренческому контролю.
У верующих вызывала опасения и форма получения ИНН. Человек должен был писать заявление о присвоении ему номера, что выглядело как просьба о контроле над личностью со стороны государства. В случае злоупотреблений у гражданина оказались бы значительно сужены возможности отстаивать свои права. Ведь он сам просил государство о надзоре!
Свои опасения Церковь довела до соответствующих государственных ведомств. Были проведены консультации с Министерством по налогам и сборам и Государственной Думой. Нам удалось убедить чиновников и политиков отменить заявление-просьбу о присвоении ИНН. Теперь нужно только заполнить анкету.
Более того, государственные органы теперь допускают налоговый учёт без принятия ИНН.
Параллельно в Церкви шла работа по прояснению богословской сути вопроса. В 2001 году мы провели расширенный пленум Синодальной Богословской комиссии, посвящённый проблеме ИНН. В итоговом документе Пленума было заявлено, что принятие или непринятие ИНН является гражданским, а не религиозным делом. Богословская комиссия напомнила, что согласно инструкциям Министерства по налогам и сборам, отсутствие у гражданина ИНН не должно становиться основанием для его дискриминации при приёме на работу. Богословская комиссия также отметила, что вопреки распространяемым слухам, ИНН не является «печатью антихриста». Это наша официальная позиция.
— Ваше Святейшество, пожалуй, только в первые века христианства было столько чудес, как в последнее десятилетие. Мироточат, кровоточат и обновляются сами собой иконы, исцеляются больные. С чем Вы это связываете?
— Я бы не согласился, что в последнее десятилетие чудес стало больше. Просто наш мир стал более тесным, и мы быстрее обо всём узнаём. История Православной Церкви свидетельствует о явлении многих чудес на протяжении всего времени её существования, потому что люди, жившие в давние времена, нуждались в благодати Божией ничуть не меньше, чем наши современники. Самые яркие и значимые чудеса в истории народов и отдельных лиц отмечены в исторических хрониках, но многое осталось незафиксированным.
В разные эпохи благодать Божия может являть себя по-разному. Часто чудеса указывают не на нашу праведность или избранность, а на глубину нашего падения. Через них Господь стремится привести нас к искренней и деятельной вере. Умножение знамений в наше время, видимо, надо понимать как особое попечение Промысла Божия о людях. Ни для кого не секрет, что в современном мире вера редко является центром личной жизни, а в обществе мы сталкиваемся со множеством случаев неверия, открытой пропаганды порока и греха. Но, по слову апостола Павла, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5,20). Люди, измученные материалистическим мировоззрением, ищут веры, правды, чистоты.
— Ваше Святейшество, с первых же дней Вашего патриаршего служения Вы призывали к тому, чтобы Русская Православная Церковь Заграницей воссоединилась с Матерью-Церковью. И вот, в прошлом году, благодаря посреднической миссии нашего Президента, был положен первый шаг на этом пути. Каковы перспективы?
— Трагические события начала XX века породили отчуждение, разделив наш народ и верующих на тех, кто остался в стране, и тех, кто её по разным причинам покинул. Сегодня восстанавливаются единство нашего общества, его традиции и преемственность. Осталось совершить очень важный шаг: восстановить духовную целостность живущих на Родине и тех, кто был вынужден её покинуть или родился уже вдалеке от неё. Для этого важно возобновить церковное общение во всей полноте.
Сейчас мы на пути к этому. Работают комиссии, призванные изучить перспективы взаимного движения к единству. Этому служит визит Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра. Будущей осенью наш Архиерейский Собор выскажет соборное мнение о конечных целях диалога — только этот высший церковный орган полномочен принимать важнейшие решения, касающиеся всей Русской Православной Церкви. Я думаю, Собор одобрит наши действия. Сторонников скорейшего восстановления церковного единства становится больше и у нас, и за рубежом.
— В новейшей истории это был, без сомнения, беспрецедентный случай, когда светский руководитель государства приходил на помощь, дабы разрешить внутрицерковные проблемы. Из церковной истории мы знаем, что в своё время византийские императоры собирали Вселенские Соборы. Возможна ли сегодня симфония духовной и светской власти, которая была когда-то в Византии и на Руси?
— Речь, видимо, идёт о миссии, которую согласился взять на себя Президент России В.В. Путин, встретившись со Священноначалием Русской Зарубежной Церкви и передав митрополиту Лавру наше приглашение посетить Россию. Но в целом эта встреча носила скорее культурно-общественный характер. Совершенно естественно, что глава Российского государства интересуется духовной жизнью русской диаспоры, проживающей во многих странах мира. Насколько мне известно, Президент рассказывал и об условиях, в которых живёт Русская Православная Церковь на родине. Эта встреча стала важным шагом в деле создания благоприятной атмосферы для установления диалога с нашими зарубежными братьями. Однако сам процесс воссоединения остаётся внутренним делом Церкви.
Симфония — это особая форма отношений между Церковью и государством, существовавшая в Византии и Московской Руси. С греческого языка слово «симфония» переводится как «согласие». Совершенное согласие между Церковью и государством могло достигаться при условии, что каждая из сторон добросовестно заботилась о своей сфере компетенции: государство — о благосостоянии и безопасности подданных, Церковь — о делах божественных, духовных. Государство признавало христианство своей религией и поддерживало сохранность вероучения и канонический строй Церкви. В современных условиях, когда Церковь отделена от государства, всё это немыслимо. О симфонии в византийско-древнерусском смысле сегодня говорить не приходится.
Это не значит, что Церковь и государство не должны искать согласия, партнёрства, то есть опять же «симфонии», в новых условиях. Нахождение согласия — нелёгкий труд, но у Церкви есть желание и воля идти по этому пути.
— В последние годы в Москве стали говорить о том, что катастрофически не хватает храмов и священников. Так много людей обратились к Богу, что церкви в воскресные и праздничные дни переполнены — как говорится, яблоку негде упасть. С чем, на Ваш взгляд, связано то, что из всех общественных институтов Православная Церковь пользуется в народе наибольшим доверием? И в то же время ведётся активная, яростная кампания по её дискредитации?
— Мне кажется, что отмеченное Вами высокое доверие к Русской Православной Церкви наших сограждан и яростные нападки на неё в ряде средств информации, тесно взаимосвязаны. Стремление наших соотечественников к вере в Бога, повышение роли духовных ценностей в жизни общества, вызывают неприязнь и противодействие тех, кто в глубине души не заинтересован в возрождении и Церкви, и нашего Отечества. Мы относимся к этому спокойно, зная, что Господь нам помогает.
В такой ситуации особенно радостен тот факт, что доверие и интерес к Церкви не падают, а возрастают. Происходит это ещё и потому, что в России Православие имеет многовековые традиции. Русская Церковь никогда не оставляла своих чад, каким бы ни было тяжёлым положение самой Церкви. Во времена народного счастья и народной скорби Церковь была со своей паствой.
— Какие события в мире тревожат Вас больше всего? И что вселяет оптимизм?
— Вслед за печальными сообщениями о небывалых по масштабу террористических актах в Испании и об эскалации насилия во Святой Земле пришли вести о кровавых этнических чистках в Косове. В этом крае, являющемся духовной родиной всего сербского народа, снова страдают мирные люди, разрушаются храмы, монастыри, древнейшие памятники православной культуры. Тревожно, что мировая общественность постепенно начинает привыкать к подобным явлениям, а международные инстанции порой не уделяют должного внимания поддержанию стабильности в регионах межэтнических конфликтов. Нам всем остаётся надеяться на скорейшее прекращение насилия, на торжество законности и справедливости на многострадальной сербской земле.
Возвращаясь к ситуации в России, не могу не отметить ряд радостных для меня явлений. Как Вы справедливо отметили, в храмы приходит всё больше молодых людей, активно вовлекающихся в церковную жизнь, да и всё наше общество возвращается к своим историческим духовным корням. Наблюдая за жизнью страны в целом, вижу многотрудное, но в то же время успешное государственное строительство, наращивание экономического, интеллектуального, культурного потенциала России.
— Благодарю Вас, Ваше Святейшество.
N 6 2004 г.