Русская линия
Псковское агентство информации Наташа Богомолова14.06.2004 

Современное паломничество: Вернуть России Псков

С каждым годом в России активизируется паломническое движение к православным святыням, прерванное после революции на десятилетия. Если туристический бизнес — бизнес, в котором клиент, путешествуя, хочет получить за свои деньги положенное количество удовольствий и развлечений. То паломничество — не туризм, это путешествие к Богу. Здесь за те деньги, что заплатил за поездку, получаешь неизмеримо больше. Предлагаю два интервью с руководителями паломнических служб в Пскове: настоятелем храма Иоанна Богослова о. Андреем Таскаевым, руководителем паломнической службы Вертоград (8−8112−72−05−32) и Татьяной Назаровой, руководителем турфирмы Звонница (8−8112−72−46−68)

— Батюшка, наверное, существует немалая разница между паломничеством тогда и сейчас?

— Раньше жизнь была совсем другая, размеренная, неспешная, людей волновали совсем другие проблемы. Паломники готовились идти по святым местам, заходили еще по пути в разные монастыри поклониться святыне. Долго собирались, получали благословение, ходили на полгода, шли пешком. Это была большая радость. Сейчас другие темпы. Кто же позволит человеку ходить месяц — другой в паломничество? Нужно кормить семью, работать. Поэтому дается возможность верующему потрудиться. Не на себя и свои нужды, а на церковь своим трудом, за который он получает деньги. И эти деньги жертвовать на паломнические поездки, в храмы и монастыри. В таком паломничестве твой труд принимается как жертва.

— Какая идея у Вашей паломнической службы Вертоград?

— Я восемь лет возглавляю по благословению Владыки исторический отдел при Троицком кафедральном соборе. И мне было очень печально, когда я столкнулся с тем, что приезжающие гости к губернатору ли, к какой-то другой власти, даже и православные паломники из других епархий не понимают, что за город Псков. И когда мы им показывали наши святыни, наши монастыри и церкви, они впервые начинали понимать, что такое Псков в духовной истории России. У людей наступает полное онемение: «Мы никак не ожидали». И я для себя сделал открытие: Россия забыла, что такое Псков. Для многих это просто провинция, глубинка на границе с Эстонией. А Псков был не только военным форпостом, но и духовной столицей России, святыней. Я много работаю в архивах и основываюсь на трудах академика Макеева и профессора Вернадского, которые утверждают, что Псков в Х1У-ХУ1 веках был духовным центром России. Это Дом Святой Троицы. А что такое Святая Троица? Это Бог. В честь Святой Троицы на Руси не было храмов до Х1У века. И княгиня Ольга основала церковь в Пскове до крещения Руси. Русь начинает строиться с храма, посвященного Богу, и это случилось в Пскове. Потом вокруг этого храма стекаются люди, первые христиане. Они строят крепость, город, то есть из своих корней Псков был изначально христианским. И его называли Дом Святой Троицы.

В год присоединения Пскова к Москве (это был последний русский город, присоединенный к Московскому государству) в 1510 году, псковичи пишут елиазаровскому старцу Филофею, которого почитали за духовного отца: «Что делать? Встречать битвой, или подчиниться, потому как боимся лукавства москалей». В те века Москва уже стремилась на Запад, она была прозападной, псковичи это чувствовали и боялись за свою святыню. И известное изречение Филофея о будущем: Два Рима пали, Третий — стоит, четвертому — не бывать, на самом деле о российском православии, а не о Москве персонально. Это уже потом придумали: Москва — Третий Рим. Кстати, в то время Псков представлял город — монастырь, и не по числу храмов и церквей, которых действительно было очень много, а по аскетической жизни горожан.

Псковичи были удивительно духовно могучими. Филофей Василию Ш писал: «Бойся Дома Святой Троицы, он был и останется духовным центром России, не смей обижать Псков». И Василий Ш, как православный человек, Пскова не тронул, но поступил хитро: триста лучших, опытных, умных государственных мужей — псковичей, храмоздателей — участников псковского Вече, переселил в Москву, на Сретенку, а в Псков привез деревенских москвичей. Но Псков все равно развивался удивительно. И сохранил свою первозданную чистоту, святыню. Мы и хотим, чтобы Россия вспомнила Псков как Дом Святой Троицы, мы хотим об этом говорить, когда к нам будут приезжать паломнические группы.

— А какова цель вашей деятельности?

— Самое важное, как я уже сказал: заявить России о Пскове, а второе — поддержать наши храмы и монастыри. Вот мы были в Палкино, а там 5−6 бабушек ходят на службу. Мы привезли целый автобус паломников. Батюшка онемел от радости. Обрадовался не только потому, что выручка была двухнедельной, а поговорить о Боге можно было, благословил каждого. В месяц «заработок» храма четыре тысячи, какой здесь ремонт и поддержание церкви? Вот, если бы паломники приезжали почаще. Ведь мы показываем то, что не показывают турфирмы, о чем не знают обычные туристы.

— Кто сейчас паломник, о. Андрей?

— Любой человек, ищущий Бога. Человек, который хочет прикоснуться к святыням, коснуться Божией благодати, узнать что-то важное для себя. Мы беседуем в паломнических путешествиях со священниками, настоятелями монастырей, братией о Боге, трапезничаем, паломники купаются в святых источниках, которых у нас замечательно много.

Если Вертоград — паломническая служба только организованная, то Звонница занимается паломническими поездками с 2001 года. У нее есть лицензия. И как говорит Татьяна Назарова, мы и туристическая фирма, и паломническая, но, прежде всего — паломническая. На что есть благословение от нашего Владыки Евсевия.

— Татьяна, так зачем люди отправляются в паломнические путешествия?

— Люди едут, прежде всего, помолиться святыне, которой нет в том месте, где они живут. Есть, наверное, и какие-то свои проблемы. Едут, чтобы духовных сил набраться, поддержать себя и своих близких, просят у Господа того, в чем есть нужда.

— Маршруты паломников Звонницы?

— Мы проехали очень много. Были на Валааме, в Дивеево, в Санаксарском монастыре, в Киеве и Почаевской Лавре, в Троице-Сергиевой Лавре и т. д. Везде есть чудотворные иконы и источники. Их немало и у нас в Псковской области. В Озерах Гдовского района, где служил местночтимый святой Илларион Гдовский, в храме Покрова Божьей Матери покоятся его святые мощи, сохраняется дерево, возле которого он молился. Люди получают исцеление, набираются духовных сил.

Есть святые источники Никандровой пустыни, в Мальском монастыре, возле Георгиевской церкви в Камно, Изборске, где не только Славянские ключи — источник Двенадцати апостолов, а есть и другие. В Крыпецком монастыре — исцеляющее недуги святое озерцо св. Саввы Крыпецкого.

Недавно мы были в деревни Балчино, где хранится чудотворная икона греческого письма Стилиана, у нее просят исцеления больным детям. Мы почти всю область объездили, но не были на ее юге, а там много интересных храмов: Локнянский район, Куньинский, где в деревни Клин родился Патриарх Тихон.

— Паломничество — это недорого?

— Да, это гораздо дешевле, чем обычный туризм. Паломничество менее комфортно, мы обычно едем до места ночью, нам не нужно гостиниц, ночуем в монастырях. И мы не закладываем такую прибыль, как в традиционном туристическом бизнесе. Паломничество — это менее всего бизнес.

— А есть какая-то подмога храмам и монастырям, куда вы путешествуете?

— Это одна из главных наших задач. Не только знакомство с псковскими святынями, но поддержать наши дальние приходы, где на службе прихожан два — три человека, а батюшки служат молодые, с семьями. В таком приходе, как, например, в Кобыльем Городище, в Ремде, Теребенях просто существовать сложно. И мы, таким образом, помогаем. Паломники покупают свечи, заказывают требы, жертвуют, а мы от Звонницы привозим свечи, лампадное масло, иконки и деньги.

— И какие Вы видите перспективы у паломничества здесь, в Пскове?

— Особых перспектив я не вижу. Кто ездил три года назад, тот ездит и сейчас. Ведь паломники — люди небогатые. Правда, активизировались паломнические поездки, которые организуют приходы некоторых псковских храмов, и получается, что иногда на одной неделе могут быть поездки в одно и то же место от разных фирм и приходов. Все это неплохо, но группу набрать уже сложнее. И лучше оказывать посильную материальную помощь разным церквям. У нас получается конкуренция, а здесь, мне кажется, ее не должно быть. Надо договариваться. И для начала сделать общий паломнический сайт Псковской земли.

22 апреля 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru