Радонеж | Владимир Медведев | 14.06.2004 |
В последнее время определенного рода статьи, с пафосом кого-то обличающие, все более напоминают мне практиковавшийся в древности на востоке изощренный способ убийства. Это когда нажмет специалист акупунктурную точку где-нибудь на руке у человека, и у того остановится сердце. Причем не сразу остановится, а через пару дней, так что убийца вроде бы и не при чем…
Вот и г-н Минкин в своей статье «Разрушение веры», опубликованной в «МК» 26.04., тоже, вроде, за Православие радеет. А что ругает РПЦ за излишнюю лояльность власти мирской (как же, наверно, должен он презирать церковь Англиканскую, главой которой официально является английская королева!), да за вошедшее в моду у чиновников стояние на церковных службах, да за Патриарха, прервавшего пасхальное богослужение, чтобы вручить Президенту подарочное яйцо, — так это он все от благородного возмущения! И все это «разоблачительство», упакованное в изящный «минкинский» слог, вроде бы, должно без отторжения проглатываться, но… Вдруг замечаешь, что появился этот «крик души» не вдруг, а весьма «своевременно»: как раз накануне визита представителей зарубежной РПЦ на предмет переговоров об объединении. А когда на одну из сторон накануне переговоров вдруг «совершенно случайно» выливают ушат грязи (С кем переговариваться? С ЭТИМИ?! Да вы посмотрите только, какие они…), это, согласитесь, настораживает. Начинаешь перечитывать повнимательнее, и вдруг понимаешь, что на самом деле все не совсем так, как пытается доказать г-н Минкин. Или, точнее, совсем не так.
«Стоять с мрачной физиономией, когда Христос Воскресе», чиновникам, конечно же, негоже. Но не хуже ли во сто крат было, если б «власть предержащие» не появлялись в храме вовсе, не зажигали свечку («подсвечники»! лицемеры! фарисеи!), имея лишний повод задуматься о том, что помимо тебя и рядом стоящего президента есть еще и другая, Высшая Власть?! Вправе ли мы осуждать или смеяться над этими людьми? Вспомним: «не судите, да не судимы будете"… Что же касается несуразности ситуации, когда явно далекий от происходящего «начальник» является едва ли не центральной фигурой на религиозной церемонии, то выглядит она ничуть не более нелепо, чем православный президент в синагоге с «кипой» на голове, или московский мэр, поджигающий свечи на иудейской Хануке (причем не одну, как полагается, а все сразу!). Впрочем иронизировать над подобным — себе дороже: того и гляди запишут в «антисемиты» или «разжигатели религиозной розни». И фамилия Минкин не поможет! А вот РПЦ — ее можно…
Что же до прерванной Патриархом ради поздравления президента пасхальной службе, то, как очень часто бывает с людьми поверхностными, г-н Минкин уловил только внешнюю сторону произошедшего, не приметив при этом сути. Ведь что произнес Патриарх? «Мы молитвенно желаем, чтобы радость о воскресшем Господе Спасителе помогла бы и вам нести высокое служение на благо нашего отечества» Отечество с маленькой буквы — это так у г-на Минкина… Церковь устами своего главы принародно напомнила Власти, КЕМ и ДЛЯ ЧЕГО ей вручена власть. Не «правильно» подсчитанными голосами «обпиаренного» электората, а Богом. Не для того, чтобы быть «наемным менеджером Общества», как силятся доказать «либералы», а для СЛУЖЕНИЯ, сродни воинскому или монашескому. За которое когда-нибудь ТАМ придется отчитаться. Так что, если о чем и печалиться, так это о том, что в нашей стране Глава Церкви не может в любой момент явиться мимо всех помощников и советников не к Главе Государства, а к члену возглавляемой им Церкви, чтобы по-отечески напомнить ему:"Не забывай, раб Божий Владимир, что поставлен ты не только владычествовать, но и служить!"…
А теперь — о главном. О том, почему у журналистов вошло в моду «кусать» РПЦ. Зарубежную «эмигрантскую» Православную Церковь хвалят (она у «безбожных коммуняк» куска хлеба не взяла, а вскормлена исключительно «демократическими» гамбургерами, и потому — соблюла чистоту и «изначальность»!), униатов и раскольников из Киевского патриархата едва не облизывают, а об иерархии РПЦ — либо плохо, либо ничего. За что ж такая немилость?!
«Откуда же возьмется та сила, которая должна победить цинизм, равнодушие и многомиллиардные интересы торговцев?» — вопрошает в своей статье г-н Минкин, подразумевая, что если и «возьмется», то никак не со стороны РПЦ, где «год за годом сияние лампад, свечей, драгоценных окладов и странный голос (Патриарха?! — Авт.), не дающий верить, мешающий верить, разрушающий веру.» Вот она — суть, ради которой, собственно, все и писалось. Нам, грешным, на уровне гипнотического внушения вбивается в голову «очевидная» мысль: РПЦ (а, значит, и Православие в целом) не имеют никакого морального права претендовать на духовно-нравственное руководство нашим обществом… Не больше, не меньше.
При этом окружающую на «рыночную» действительность (точнее ее наиболее мерзкие проявления) г-н Минкин отнюдь не хвалит. А значит, необходимость того, чтобы кто-то показал, почему мы в эту грязь влезли, и (самое главное!) как из нее вылезать, он тем самым признает. Между тем, как совершенно справедливо писал в одной из своих статей архимандрит Марк (Головков): «Человек, называя себя мерой всех вещей, тем самым отвергает Бога и погружается в пучину гордыни и безответственности. Совесть и стыд — два сдерживающих начала человеческой личности — заменяются сегодня идолами успеха и наслаждения, главным орудием которых выступает пропаганда вседозволенности.»
Верно сказано? Но позвольте, ведь именно человек, воспринимаемый как «цивилизованное животное», а не «образ Божий», провозглашенный как раз в этом качестве высшей ценностью и «мерой всех вещей» — все это легло в основу того самого патологически обожаемого нашей «демократической» интеллигенцией и воспеваемого «прогрессивными» журналистами «европейского гуманизма», из которого позже выросло все остальное. И «научный атеизм», разъевший заложенные тысячелетней европейской христианской традицией моральные, духовные и общественные устои. И «социал-дарвинизм», переносящий конкурентную «борьбу за существование» из животного мира в мир людей и объявляя «рыночное» пожирание ближнего явлением «естественным». И ничем не ограниченные «личные и гражданские свободы», выродившиеся прежде всего в свободу от тех самых Совести и Стыда во имя удовлетворения своих «постоянно растущих потребностей"… Именно эта изначально порочная система, лишенная самого понятия ГРЕХА и насаждаемая в последнее время у нас в качестве «общечеловеческих либеральных ценностей» (вопреки воле абсолютного большинства народа и всей нашей тысячелетней духовно-нравственной и культурной традиции) — именно она, а не несовершенство РПЦ и ее неспособность привить разлагающемуся Обществу основы Православия, является первопричиной всех мерзостей, творящихся сегодня в России.
Ау, г-н Минкин! Где ваше беспощадное и талантливое перо? В тело России, и так не слишком здоровое после 70-летнего правления коммунистов, имплантировали чужеродный орган «Либерализма», которого ей якобы «не хватало». А он не прижился, как хрущевская кукуруза на русском севере! Более того, отторгается организмом, уже пошла гангрена, а там, глядишь, заражение крови и — все, каюк! Что ж молчите вы и целый легион других «минкиных»? Орать надо! Требовать операции, и срочно! Куда там… Сегодня усилия большинства анализирующей и пишущей братии направлены как раз на то, чтобы внушить обманутому и обобранному народу: «Не Либерализм сам по себе плох, а его воплощение в России и прежние исполнители!»
Именно эта категория «новых западников» сегодня наиболее критично настроена по отношению к РПЦ. Когда-то Збигнев Бжезинский, патологический враг России и русских, провозгласил: «После крушения СССР у Запада остался один противник — Православие.» И разумеется, убрать этого последнего противника тем или иным способом наши доморощенные «друзья Бжезинского» усиленно пытаются уже сейчас. Благо, технология опробована со времен польской оккупации Украины: сначала вносится раскол в Церковь и ее руководство, затем отколовшаяся часть «объединяется» с Римом, наконец — именно эта «униатская» часть провозглашается Властью «правильным Православием», а устоявшие в вере православные объявляются «еретиками» и преследуются. Не являются ли в таком случае статьи, преисполненные «праведным гневом» в отношении РПЦ и ее иерархов, всего лишь частью пропагандистской кампании, призванной подготовить грядущий «раскол»?! Раскол Церкви. Раскол Нации. Раскол России.
И в заключение — о том, ЧЕГО Вы, г-н Минкин, и те, кто за Вами стоит, так панически боитесь. Сегодня уже всем нашим здравомыслящим согражданам очевидно, что основой необходимого стране, как воздух, ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА может быть только принимаемая всею Нацией (или, по крайней мере — ее абсолютным большинством) Общенациональная Идеология. Как очевидно и то, что сформулирована она может быть никак не на очередных уродливых идеологических порождениях «европейского гуманизма» (двумя из них — Коммунизмом и Либерализмом- мы уже, вроде бы, наелись досыта), а исключительно на исторически себя оправдавшей основе. То есть — ПРАВОСЛАВНОЙ!
Но имеет ли Православие моральное право на духовное лидерство в сегодняшней светской России? В качестве введенной «сверху» «государственной религии» — конечно, нет! В качестве центра для кристаллизации здоровых сил общества — безусловно, да!
Потому что сегодня именно оно (и никто более!) имеет возможность, опираясь на то, что проповедует уже тысячу лет, провозгласить в качестве общественных норм поведения (обязательных и для Власти, и для Бизнеса, и для граждан) систему традиционных для нашей страны и нашей цивилизации морально-нравственных установок, которые могут быть приняты абсолютным большинством населения в качестве наиболее приемлемой для всех духовной и мировоззренческой базы Общенациональной Идеологии, причем — безотносительно к их религиозному происхождению. Потому что установки эти принципиально не противоречат миропониманию и традиции столетиями живших рядом российских мусульман — второй крупнейшей российской религии. Как не противоречат они и «понятиям о добре и зле» человека вовсе неверующего, но при этом просто порядочного и совестливого. Вспомним, ведь даже коммунистам удалось продержаться у власти 70 лет благодаря прежде всего тому, что установки эти, лежащие в основе национального подсознания («человек человеку — не волк, а брат», «не делай другому, чего не желаешь себе», «кто не работает — тот не ест» и т. п.) были ими заимствованы и адаптированы к своей идеологии, естественно — без указания первоисточника!
Имеет ли Православие право на духовное лидерство с точки зрения демократии и Конституции? Еще как имеет! В стране, несмотря на все старания «либерал-реформаторов», все еще 80% русских, 86% из которых причисляют себя к православным. Добавим сюда православных, не являющихся этническими русскими, добавим мусульман и людей вовсе неверующих, но «традиционные» наши жизненные установки разделяющих… и получится, что нас — абсолютное и подавляющее большинство, куда больше, чем голосовало за любую партию.
А теперь скажите мне, почему духовные и морально — нравственные устои этого абсолютного большинства не становятся основой государственной идеологии и государственной политики? И напротив, основой этой принудительно делаются чуждые всей нашей цивилизации и культуре и анти-православные по сути своей «либеральные ценности»?! Если это — демократия, то что же тогда называется «идеологическим диктатом меньшинства»?!
Так что, если в чем и можно упрекнуть духовенство РПЦ, так это в излишней «политкорректности» и недостаточной общественной активности перед лицом надвигающейся угрозы — и Православию, и России. Конечно, памятуя о тяжелой истории РПЦ последних столетий — от принудительного подчинения светской власти при Петре Первом до коммунистических гонений — трудно порицать пастырей, стремящихся любой ценой уберечь нашу Церковь. Но ныне, как всегда бывало в тяжкие для России времена, пришло время для «церкви воинствующей», которая обязана духовно возглавить процесс очищения и возрождения, резко и нелицеприятно высказывать свое мнение с моральной оценкой любого происходящего в стране значимого события.
Когда-то преп. Сергий Радонежский мог придти в город и прекратить междуусобную войну угрозой, что иначе запретит службу во всех храмах. Патриарх Иов имел мужество отказаться признавать Лжедмитрия, которому присягнуло все тогдашнее московское общество (так и не ставшего по этой причине полностью «легитимным» самозванца очень скоро свергли и убили). Патриарх Гермоген сумел своим письмом из заточения поднять на иноземцев и предавшую Отечество «элиту» ополчение Минина и Пожарского… Когда в 1993-м наш Патриарх попытался не допустить братоубийства, его мнение сочли возможным проигнорировать. Интересно, как долго продержался бы в президентском кресле Ельцин, если б обещанная ему за пролитие братской крови анафема все же была провозглашена во всех храмах России?! И что бы писали тогда по поводу подобного «вмешательства клерикальных реакционеров в дела государства» разнообразные «светочи» отечественной журналистики? Умеющие так смачно кусать благословляющие их руки и судить тех, кто их не осуждает…
Кстати, дивное стихотворение Державина, которое процитировал для обоснования своего «права» поступать именно так г-н Минкин, называется, «Властителям и судиям»! Не только «властителям», заметьте, но и «судиям»! Мне особенно нравится его финал.
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
«Карай лукавых"… Вам не страшно, г-н Минкин?!
11 июня 2004 г.