Русская линия
Страна.Ru Владимир Махнач,
Сергей Кравец,
Сергей Попов,
Валерий Алексеев,
Максим Шевченко
10.06.2004 

О Патриархе Алексии ..
Интервью общественных деятелей, опубликованные изданием «Страна.Ru»

Валерий Алексеев: «В историю Православия и всего христианства Патриарх Алексий II уже вошел»

Президент Фонда единства православных народов, профессор Валерий Алексеев рассказал Стране.Ru о роли главы Русской Православной Церкви в межправославном диалоге.

-Наверное, уже многие говорили о роли Его Святейшества в деле возрождения Русской Православной Церкви, которую он, волею Божией, возглавил в сложные для нашего народа и Отечества годы; о нормализации диалога с советским, а затем и с российскими государственными властями. Как в острых политических условиях ему удалось сохранить целостность нашей Церкви, оказавшейся разделенной политическими границами.

Я же хочу заострить ваше внимание на его заботах о межправославном диалоге.

Не может быть двух мнений, что, во-многом, благодаря его авторитету в мире сегодня так высока роль Русской Православной Церкви. А его инициативы по укреплению единства православия близки и понятны сегодня абсолютному большинству глав Поместных Православных Церквей, ищущих этого решения со времени Вселенских Соборов. В этих целях, по благословению Его Святейшества, был создан и действует Международный Фонд единства православных народов. И не случайно, что по зову Святейшего Патриарха Алексия II, каждый год для получения премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» с радостью и волнением приезжают не только главы Поместных православных церквей, но и европейских государств, парламентов и общественных движений, приложившие свои силы для достижения этой великой цели, ознаменованной силой Святого духа и всей апостольской деятельностью.

И уверен, что в историю Православия и всего христианства Святейший Патриарх Алексий II уже вошел, как духовный лидер сумевший возвысить голос Церкви в политически нестабильном мире и ожидающим тревог и испытаний обществе, но и как объединитель Церкви и усилий всего мирового Православия.



Сергей Попов: «Предстоятель постоянно напоминает нам о приоритете нравственных целей»

О месте Патриарха Алексия II в контексте истории Российского государства в связи с его юбилеем размышляет председатель Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов.

— Место и значение в России и в современном мире, которое занимает Предстоятель Русской Православной Церкви велико. Святейшего Патриарха Алексия II без сомнения можно поставить в один ряд с величайшими реформаторами-труженниками, объедителями и созидателями, которыми так богата наша российская история.

После семидесяти двух лет гонений и ограничений Русской Православной Церкви при Алексии II были открыты (или построены вновь) и освящены тысячи храмов, в массе обителей возобновилась монашеская жизнь. Появилась возможность проводить не только религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность и служение милосердия.

Святейший Предстоятель постоянно напоминает нам о приоритете нравственных целей перед всеми иными, выстраивая неослабевающий интерес к многовековому православному наследию и традициям, дающим нам силы для возрождения нашей страны и всего мира.

Святейший Патриарх учит верующих россиян тому, что им, как хранителям веры, нужно стремиться к миру и добру для всех, для ближних и дальних, свидетельствуя свой благонамеренный, по-настоящему православный дух.



Сергей Кравец: «У нас образованный, интеллигентный, очень воспитанный и вдумчивый Патриарх»

Накануне празднования 75-летия Патриарха Алексия II руководитель церковного научного центра «Православная энциклопедия», ответственный редактор Большой российской энциклопедии Сергей Кравец рассказал Стране.Ru, каким он видит значение Патриарха как главы Русской Православной Церкви.

— Сегодня Патриарх Алексий II является неформальным, но очень важным консолидирующим нацию центром. Человек, который достаточно близко общается с Патриархом, видит, что все вокруг него происходит под воздействием центростремительного движения очень разных сил. И в этом смысле Патриарх является хранителем традиционных этических, эстетических и даже цивилизационно-культорологических эталонов.

Церковь вообще выполняет роль хранительницы эталонов. Даже если у церковных людей присутствует какой-то грех, тем не менее, то, что они совершают, ими же самими осознается как грех. Добро и зло не смешиваются, нет амбивалентности. Однако кто-то должен хранить традиционные устои национального самосознания, и Патриарх является их своеобразным хранителем. Он обладает этими качествами, он обладает знанием и национальным самосознанием.

Это иногда проявляется в очень простых вещах. Например, в том, что он не выносит столь популярного среди журналистов обращения к России — «в этой стране», «эта страна» и т. д. Для него это невозможное обращение. Без всякого пафоса, для Патриарха Россия — родина, отчизна. И это не специальное педалирование, а естественное отношение. Так что он является хранителем естественного национального самосознания. Именно поэтому к нему, будто подчиняясь центростремительному движению, приходят очень разные люди. Приходят ученые, военачальники, артисты и спортсмены. Именно потому, что есть возможность соприкоснуться и получить естественное национальное самосознание, поддержку своих устремлений, разрешить сомнения. И если говорить о роли Патриарха сегодня, она именно в том, что если у нас есть надежда сохранить национальное самосознание, оно будет сохранено в десятках наиболее важных и авторитетных для народа личностей. И, прежде всего, в личности Патриарха Алексия II.

На Соборе 1917 года один из соборян сказал: «Царя теперь нет, Святейший Синод любить невозможно. Нам нужен патриарх». Он так сказал, потому что понимал — народ должен кого-то любить. Таким образом, помимо положения, которое придает статус Патриарха, т. е. духовного вождя огромной, многомиллионной Церкви, была необходима личность патриарха. Человека, воплощающего многие лучшие черты русского образованного человека — вдумчивость, осторожность в принятии тяжелых, негативных решений.

Наш Патриарх Алексий II отличается огромным терпением по отношению к тем, кто его окружает, огромным чувством благодарности и ответственности за людей, которые находятся рядом с ним. Ему присуще глубочайшее чувство привязанности к родине и во всех отношениях — в культурном, в языковом, в политическом, в идеологическом — образованность. То, что Алексий II впитал в себя дух русских людей, оказавшихся за рубежом и сохранивших этот русский дух, то, что он впитал в себя самый-самый первоцвет, самые замечательные плоды русского студенческого христианского движения, которое только разворачивалось в 30-е годы (его отец был очень связан с этим движением) — это все сегодня дает нам такое явление как образованный, интеллигентный, очень воспитанный и очень вдумчивый Патриарх.



Владимир Махнач: «Я мог бы назвать только одну ошибку Патриарха»

Историк, искусствовед, ученик Льва Гумилева Владимир Махнач, по просьбе Страны.Ru рассказал о том, какую, по его мнению, роль в жизни Церкви и общества играет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

— Нынешний Патриарх был с самого начала своего архиерейства очень достойным епископом. Что было очень трудно, потому что в течение многих лет он, будучи архиепископом, а потом и митрополитом Таллинским, являлся управляющим делами Патриархии. Это и вообще дело тяжелое, связанное со многими неизбежными столкновениями, а в советское время было наверняка мучительной службой. И даже там он ухитрялся быть весьма примечательным. Вот один случай. В городе Киржач Владимирской епархии жил более чем достойный священник, которого за его достоинство советская власть чуть было не посадила в тюрьму на основании того, что в 29 году была запрещена «организация чудес». Этот запрет действовал до Горбачева. А по молитвам батюшки Алексия была исцелена девушка. Суд не состоялся, но архиерей уволил священника за штат.

Дело пошло, как всегда в управлении делами. Владыка Алексий Таллиннский вызвал к себе тезку своего — отца Алексия — и сказал, что мол, у меня есть странный документ о выходе вашем за штат, но там нет вашего заявления. Судя по всему, вы своему архиерею не нужны, а мне нужны. Поедете? «Поеду», — сказал отец Алексий и стал в последствии духовником Пюхтицкой обители, а, овдовев, доживал свой век отцом Гермагеном. Это очень свидетельствует в пользу нынешнего Святейшего. И все, кто разговаривал со мной из клириков его многолетней таллиннской епархии, все до единого отзывались не только с глубоким почтением, но и с искренней любовью к своему архиерею.

Сегодня наш Патриарх по-прежнему равновесный стабилизатор жизни Церкви. Как это ни странно, при всей его медлительности, при болезненности бесспорной, он ухитряется твердо отводить безумцев (например, безумцев, которые мечтают о канонизации первого русского тирана Ивана IV и весьма сомнительной фигуры Григория Распутина). Он выдерживает, как кажется, достойную дистанцию с государством. Я мог бы назвать только одну заведомую, явную совершенно ошибку Патриарха Алексия. В страшный и разрушительный для России 1993 год он летом в уже состоявшемся конфликте, но который еще не привел к стрельбе, поддерживал Ельцина. Он единственный раз в жизни поддерживал политика. Но, когда некоторые архиереи указали ему на недопустимость этого, он послушал их и счел недопустимым. И перед осенней трагедией, перед стрельбой по собственному парламенту Церковь, водимая Патриархом, заняла совершенно правильную позицию, заранее осудив того, кто первый прольет кровь. Кстати, это церковное осуждение — фактически отлучение — по-прежнему лежит на бывшем президенте Ельцине, о чем, может он и не догадывается. А между тем, членом Церкви он не является.



Максим Шевченко: «В ситуации дестабилизации, подхалимажа Патриарх придал Церкви человеческое лицо»

По мнению руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко, которое он высказал в интервью Стране.Ru, мы видим реальные плоды деятельности Патриарха. И если не относиться тенденциозно негативно ко всему, что связано с Православием, его деятельность можно оценивать только позитивно.

— Бесспорно роль человека в истории, тем более, масштабной личности, определяется соотношением результатов эпохи и его деятельности в ней. По формату нашего времени видно, что Патриарх Алексий останется в истории как человек, с именем которого был связан период свободы и возрождения Русской Церкви. Причем возрождения как политического, так и общественного.

Он фактически возглавил Церковь в 1990 году, и это было началом реальной свободы, пришедшей в церковную жизнь. Когда он стал Патриархом, в России еще не было такого количества храмов и учебных заведений. Не было такого числа верующих в стране. Он явился Патриархом Церкви, которая выходила из ситуации атеистического государства.

Если не относиться тенденциозно негативно ко всему, что связано с Православием, то, конечно, деятельность Патриарха можно оценивать только позитивно, потому что мы видим реальные плоды этой деятельности. Может быть, можно было сделать больше, может быть, можно было сделать по-другому. Но, как говорится, кто знает, как сделать иначе, тот пускай и делает. То, что он сделал, является единственным и колоссальным по своим масштабам результатом. Мы видим пример других соцстран — Словакии, Сербии. Стран, бывших религиозными, христианскими до социализма и вышедших из него практически атеистическими государствами.

То, что Православие вернулось в общественную жизнь России, это заслуга Патриарха. Но подчеркну, что он был не один, что Русская Православная Церковь — это не Католическая Церковь, а Москва — не Ватикан. Так что вместе с ним работала целая плеяда очень талантливых и по-своему выдающихся церковных деятелей. В первую очередь я назову, конечно, митрополита Ювеналия и митрополита Кирилла. Заслуга Святейшего Патриарха Алексия в том, что он сумел объединить в одном пространстве каждого по-своему, но, безусловно, ярко выраженных лидеров. Люди, которые друг с другом не здоровались в личной жизни, иногда даже и воевали, на пространстве заседаний Синода эту войну прекращали.

Были личности, которые не могли попасть в это пространство, например, Киевский митрополит Филарет — они отошли. Но в остальном пространстве он воздействовал церковной дисциплиной, которая была, конечно, напрямую связана с его личностью. Вспомним, какое наследие Патриархия получила от советского времени. Все вопросы решались в ЦК, а не в Синоде. И как только исчез политический отдел ЦК КПСС, как только не стало какого-нибудь второго секретаря, который звонил и говорил — вот этого избрать митрополитом, а этого патриархом, а там кланялись и говорили — есть, есть, есть, возникло пространство необходимости организации работы. И он показал себя выдающимся организатором и прекрасным менеджером, работающим в чудовищных масштабах огромной страны и бывшего Советского Союза. В ситуации разрухи, дестабилизации, подхалимажа Патриарх реально придал Церкви человеческое лицо.

В целом поступательное и конструктивное движение в Церкви, безусловно, связано именно с именем Патриарха, а не с именем какого-либо митрополита, епископа или иного церковного деятеля. Он действовал именно так, как должен в идеале действовать епископ. Он был мудр как змей и кроток как голубь, когда это было надо. А в остальном — люди не бывают идеальными, идеален только Христос. Но и Его критиковали. Даже апостолы. Не понимая, как мы знаем из Писания, некоторых Его действий. Поэтому, мне кажется, как политик — да, это, безусловно, выдающийся политик. Как церковный строитель — да, безусловно, выдающийся церковный строитель. Как человек — плохого о нем практически никто не говорил из тех, кто близко его знает.

Потому что именно его человеческое лицо с его страстями, любовью и нелюбовью делает нашу Церковь живой.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика