Альберт ЛИХАНОВ: — Уважаемый муфтий, у всех, кто вас знает, складывается впечатление, что вы добрый человек.
Муфтий ГАЙНУТДИН: Спасибо.
А. Л.: — У вас добрая улыбка, вы благожелательно относитесь к людям. Наверное, без этого нельзя религиозному деятелю. Но это ведь и простое человеческое качество. Давайте поговорим о нравственных посылах мусульманства. Прежде всего об отношении к старшим, уважении родителей. Как об этом говорит и сердце, и религия?
М. Г.: — Да, религия — это нравственность, это богобоязненность, это искренность, это благожелательное отношение человека к окружающему миру и, конечно, в первую очередь — к своим родным и близким. Ислам обязывает детей любить родителей, уважительно относиться к ним и никогда даже грубым словом не обижать их. По этому поводу в священном Коране сказано: ты не говори своим родителям даже слово «уф!», то есть «ну, хватит!». Порой мы незаслуженно обижаем своих родителей. Иногда не любим, когда нас наставляют, дают советы.
Но вот ислам говорит: нет, ты принимай совет, слушай своих родителей. Будь уважительным к своим родителям, и если они достигли преклонного возраста, всегда моли Всевышнего Аллаха и говори: «О, Всевышний! Будь к ним милостив, как они были милостивы ко мне».
Когда мусульманин начинает свою молитву, он произносит: «Во имя Всевышнего, Милостивого и Милосердного». То есть всегда упоминает милостивость и милосердность. Эти качества каждый мусульманин должен воспитывать в себе. Хорошо известно: мусульмане не бросают своих родителей, не оставляют без внимания в старости и не отдают их в дома престарелых.
А. Л.: — Любовь всегда бывает взаимной. Наверное, нужно сказать и о любви родителей к детям.
М. Г.: — Да, конечно. В священном Коране сказано: мать должна кормить своей грудью ребенка до двух лет. Когда мать берет своего ребенка, прижимает к груди, она отдает свою любовь, и через молоко любовь эта поступает в сердце, а младенец воспитывается в любви и ласке.
Родители всегда должны относиться с любовью к своим детям, с маленького возраста внушать нравственность, правила поведения. И если в семье будут любовь, нежность, уважение, то и ребенок будет воспитывать в себе доброту, милосердие, и в конце концов дети будут относиться доброжелательно к окружающим.
А. Л.: — Встречается такой предрассудок, что мусульманская женщина только обслуживает дом, подает блюда. Ее не считают большой ценностью. Так ли это на самом деле?
М. Г.: — Нет, это глубочайшее заблуждение. Существует завет пророка Мухаммеда: рай находится под пятками ваших матерей. Что это значит? Если наши матери будут довольны нами, если наши жены будут довольны нами, если наши дочери будут довольны нами, тогда мы заслужим рай.
В исламе женщина — самое уважаемое существо, женщина — это нежный цветок Всевышнего. И мужчина должен относиться бережно к своему цветку. Женщина имеет особый статус в мусульманском обществе. Она, если захочет, может пойти на работу, может учиться, выйти замуж и сказать: я замужем. Замужем — значит, муж должен ее кормить, одевать, она должна иметь крышу над головой, все эти обязанности передаются мужчине. Женщина в исламе имеет статус царицы.
А. Л.: — И в вашей семье?
М. Г.: — Моя жена не должна работать, так как я духовный лидер. Но, несмотря на это, она занимается общественной деятельностью, работала диктором на радио, у нее есть соответствующее образование. У нас две дочки, они уже взрослые. Одна преподает арабский язык в Институте стран Азии и Африки. Другая — студентка четвертого курса этого же института. Старшая дочь защищает кандидатскую диссертацию.
А. Л.: — Когда ваши дочери были маленькими, вы с ними много занимались, как я знаю, готовили их к жизни.
М. Г.: — Да, конечно. Я очень люблю своих дочерей. И всегда старался найти время, чтобы с ними вместе находиться, выйти на прогулку, общаться. Мы старались, чтобы они получили хорошее развитие. Они занимались спортом, балетом. Одновременно мы давали им и религиозное воспитание и образование. Они занимались при Московской соборной мечети на курсах по изучению основ ислама, ритуальной практики, изучением своего родного языка, арабской письменности, великолепно знают английский, французский, старшая знает арабский. Младшая знает еще и турецкий.
Всевышний требует от мусульман, чтобы они получали знания. Пророк Мухаммед сказал: вы ищите знания, если эти знания будут даже в Китае. Это означает, что каждый мусульманин должен жить в ногу со временем, должен совершенствоваться. Великие ученые — и Авиценна, и Хорезми, и Баруди, и Марджани стремились к знаниям. В европейских университетах читали «Канон врачебной науки» Авиценны, труды арабских и персидских мыслителей.
И сегодня наука и культура мусульманского мира, например, в Малайзии, Индонезии, других аравийских странах, в странах Персидского залива, эффективно развиваются.
А. Л.: — Есть такие понятия — материнство, реже упоминается отцовство. Часто вся ответственность за детей ложится только на мать. А вы, духовный лидер, поступили иначе.
М. Г.: — Я люблю своих девочек, и они с любовью относятся к своему отцу. Любовь у нас взаимная. Думаю, каждый отец хочет, чтобы его дети были счастливы, и отдает им всю свою любовь, заботится о них.
А. Л.: — Я знаю, что вы часто бываете в школах, и не только там, где учатся дети родителей-мусульман, вообще относитесь к детскому миру совершенно по-особому. Это что — все-таки природное предрасположение или тоже результат трудов ваших родителей? Ведь не все же объясняется верой?
М. Г.: — Я думаю, что это заложено в детстве. И потом, религиозное воспитание, моя служба во имя мира, согласия, доброты — все это вместе, наверное, складывается. Я стараюсь не только посещать школы, но и принимать детей у себя. К нам ежедневно приезжает несколько групп из московских школ.
А. Л.: — Это не только мусульманские дети?
М. Г.: — Разные дети. Мы им рассказываем о нашей религии, о мусульманах, которые живут в многонациональной, многорелигиозной России. Ведь мусульманские дети являются их соседями, тем более что в школах наши дети учатся вместе — и мусульмане, и христиане, и иудеи, и буддисты, и другие. Поэтому ребята должны знакомиться, понимать друг друга.
Мы ежегодно принимаем также детей из Чечни. Мы устраиваем для них торжественные обеды, вручаем подарки, рассказываем, как живут наши дети в Москве. Они посещают московские школы, видят, как занимаются московские дети. Мы помогаем ребятам из «горячих точек».
А. Л.: — Дети живут единым миром. А уж если говорить о ребятах, которые оказались в беде, то мне кажется, что они вообще вненациональны и надсуверенны. Ребенку, которому нужно операцию сделать, все равно, врач какой национальности его спасает.
Сегодня мы живем в эпоху войн, террора, взрывов, возникает очень много предрассудков. Люди не понимают, какая разница между исламом и ваххабизмом, почему так ненавидят чеченцы русских. Я знаю, что чеченским детям, к сожалению, родители очень часто внушают ненависть к русским. И когда мы видим на экране телевизора кричащего ребенка с автоматом, мы понимаем, что это не ребенок кричит. Он выступает в качестве репродуктора чужих мыслей. Как объяснить людям иных конфессий, что ваххабизм не имеет отношения к исламу?
М. Г.: — Вы сказали: как говорят родители, так и повторяют дети. Действительно, если в семье есть доброта, дети будут добрыми. Если в семье зреет ненависть, ее воспринимают дети. Поэтому мы сами должны изменять себя в лучшую сторону. В Коране сказано: «Аллах не изменит ваше состояние, ваше положение, пока вы сами не измените себя».
Что касается предрассудков, заблуждений, могу сказать однозначно: после многих лет атеистического воспитания, когда наше общество было оторвано от своих религиозных корней, мы все оказались неграмотны. Многие православные не знают своего вероучения. Также и мусульмане не знают истину своей веры, свое вероучение. Поэтому мы должны изучать и свою религию, и знакомиться с культурой, религией соседей. Будем лучше знать друг друга, будет больше доверия. А с доверием возникает уважение друг к другу.
Взрывы, безусловно, бьют каждому в сердце. И тем более, когда говорят: вот чеченские террористы взорвали, совершили теракт. Люди сразу настраиваются негативно к чеченцам — не к тем, кто совершил этот теракт, не к преступникам, а именно к народу. Но целый народ не должен страдать из-за одного или даже многих преступников. И религия не виновата в действиях одного человека. Могу сказать: те экстремисты, которые ходят с повязками, они преследуют не религиозные цели, они не воюют во имя ислама, во имя священной религии. Нет. У них совершенно другие цели — добиться власти. Не религия движет ими. Религия проклинает террор. И люди, которые совершают зло, они преступники, а не смертники. Они смертники в том смысле, что самоубийцы, — убивают себя и причиняют зло другим. Они попадают в ад за совершенный тяжкий грех перед Всевышним.
То, что происходит на территории Чеченской Республики, не является джихадом. Поэтому журналисты или политики не должны называть самоубийц шахидами. Шахид — это святой человек, это тот человек, который не только сам попадает в рай, но с собой он может взять еще 70 человек, чтобы они попали в рай вместе с ним. Разве самоубийца попадет в рай, причиняя зло другим, совершая террор? Ни в коем случае. Поэтому нужно называть вещи своими именами. Совершил преступление — он преступник, он террорист.
А. Л.: — Можно сказать, что в исламе заложено добролюбие, уважение к старшим. И когда возникают между детьми столкновения — а сегодня они происходят и на расовой основе, нужно всячески уходить от этого и призывать с детства к терпимости, примирению, пониманию.
М. Г.: — Совершенно верно. Само слово «ислам» — это коренное слово с «салям», то есть мир. Ислам распространяет мир, и каждый мусульманин должен быть мирным, миролюбивым. Этому учит священный Коран. Каждый миролюбивый человек должен распространять мир, терпимость, уважение к другой культуре, другой религии, быть веротерпимым.
В Москве, в Замоскворечье, есть улица Татарская. Там находились казармы конных полков, а эти конные полки были татарскими и башкирскими. Они служили России и во время Отечественной войны 1812 года воевали и дошли до Парижа. Отмечая героизм татарских и башкирских полков, император Александр I дал разрешение построить в районе их казарм каменную мечеть. Мы вместе защищали нашу Отчизну и в той далекой войне, и в Великой Отечественной, вместе сражались, гибли. Наши отцы и деды сложили головы во имя России.
Еще раз хочу сказать, что ислам учит своих последователей: любовь к своей Отчизне — это твоя вера. Если ты верующий, ты должен любить свою страну, свою Отчизну. Мы учим детей: Россия — твоя страна, ты должен любить свою Родину, ты должен заботиться, чтобы было спокойно, мирно, ты должен трудиться во имя будущего. По исламу, нельзя быть безработным, бездельником. Ты должен трудиться, должен работать.
А. Л.: — Православные и мусульмане веками живут вместе. Они часто кровно переплетаются. И русские, и татары, и башкиры, и чеченцы, православные и мусульмане — это историческая общность совместная…
М. Г.: — Да, у нас великая история. Около 30 народов и национальностей, живущих в России, исповедуют ислам. Мы никогда не враждовали, и на религиозной основе между православными и мусульманами никогда не было конфликтов. Мы этим гордимся. Когда мы встречаемся со Святейшим Патриархом Алексием II, с иерархами Русской Православной церкви, всегда отмечаем: мы показываем всему миру пример. Исламский мир, христианский мир — мы можем вместе дружно сосуществовать, жить в мире и трудиться, созидать, строить наше будущее.
Многие века мусульмане и православные живут в мире и согласии.
Как вы сказали, у нас очень много смешанных браков. Например, около 80 процентов татар, которые проживают в Вологодской области, состоят в смешанных браках. Это так важно — жить в мире, согласии, быть терпимыми друг к другу, знать, как обогащает народы взаимодействие культур. Вспомним композитора Рахманинова. Рахман — это арабское, это татарское — означает «милосердие». Державин — татарин. Как разделить их и многих-многих других между татарской и русской культурой?
А. Л.: — Такие люди неделимы.
М. Г.: — Именно неделимы. У нас общая культура, многие великие имена общие. Мы, мусульмане, впитали в себя и русскую культуру — Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, и татарскую культуру, и дагестанскую, и чеченскую. И, значит, стали богаче, культурнее, образованнее.
Беседы о нравственности с Альбертом Лихановым. Кардиохирург Лео Бокерия: «Порог сердца» (18 марта); драматург Виктор Розов: «Журавли возвращаются» (1 апреля); Патриарх Алексий II: «Идти на голос совести» (8 апреля); актер Сергей Безруков: «Страшно быть никем» (22 апреля); генерал армии Валентин Варенников: «Жуков назвал меня гусаром» (6 мая); академик Жорес Алферов: «Мы встали рядом с Богом» (20 мая).
3 июня 2004 г.