Газета.Ru | Николай Климонтович | 04.06.2004 |
Но лучше всего, по-видимому, чувствует себя замечательное Коломенское. Оно и называется торжественнее других: Государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Здесь, впрочем, легкий перебор: Коломенское находится не в федеральном, а в столичном ведении и ходит явно в любимчиках у московских властей.
Если судить по пресс-релизу, распространенному на прошедшей здесь недавно пресс-конференции, в музее-заповеднике осваиваются весьма значительные суммы, выделенные мэрией в рамках программы «сохранения и развития» etc. А именно: роются дренажные канавы и траншеи для укладки труб канализации, идет дальнейшее озеленение и без того прелестного старого, нерегулярного, «английского» парка, разбиваются клумбы, но главное, конечно, проводится обширная реставрация. Прежде всего, жемчужины заповедника — каменной шатровой церкви Вознесения Господня времен Василия Третьего. То есть первой половины XVI века, а значит, одной из первых недеревянных церквей на Руси. К тому же эта дивной красоты церковь за многие века сохранила первозданность. Почему и является памятником ЮНЕСКО. Реставрируются, разумеется, и постройки вокруг нее, что на шершавом канцелярите именуется «воссозданием среды царской резиденции». То есть, так сказать, сначала княжеской, а потом и царской дачи — здесь некогда была загородная резиденция Алексея Михайловича. Стоит отметить, что городской голова, судя по всему, не намерен использовать Коломенское как зону отдыха для своих чиновников, хотя время от времени здесь, возле трапезной, говорят старожилы, видели соответствующие лимузины.
Есть, конечно, у начальства и некоторые помпезные планы, но как начальству без них. Планы эти несколько напоминают сталинское ВСХВ, призванное продемонстрировать этническое разнообразие и богатство империи. В пресс-релизе об этом сказано так: «Наша задача показать Русь прекрасную и богатую, русские традиции и обычаи не только в архитектуре, столь величественно представленной на нашей территории, но и в культуре крестьянского быта, исконно русских песнях, обрядах и праздниках, проходящих строго на исторической основе». «Песни на строго исторической основе» — это не совсем функция музея, а ряженые под поселян актеры — не совсем те экспонаты, которые хотели бы видеть вдумчивые посетители. А если следовать традициям, то вовсе не следует поселять пейзан в «среду царской резиденции».
Но все это, надо полагать, необходимая для процветания музея клюква для иностранного невзыскательно туриста с фотоаппаратом. И, скорее всего, в музее это понимают лучше нас. Однако есть правила игры. И в данном случае на рыночном лотке оказались старинные русские обряды.
А взыскательным посетителям есть здесь на что посмотреть кроме «воссозданных» потешных традиций в духе катания на тройках в Масленицу и поедания блинов с маслом. Вот что гласит релиз: «Коллекция русского художественного металла нашего музея некоторыми своими особенностями превосходит крупнейшее собрание русского прикладного искусства музеев Московского Кремля и Государственного Исторического музея. Наибольший интерес представляет башенный часовой механизм 1539 года, выкованный вручную мастером Семеном Часовиком для Соловецкого монастыря». Кроме того, церковное старинное убранство, коллекция культовой деревянной скульптуры, фонд нумизматики, коллекция икон от XVI — всего не перечесть. Но, как гласит старая шутка, кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево…
Эта заметка, понимаем, смахивает на рекламную. Однако, право слово, здесь не заказ, но чистый восторг. После гостиницы «Москва», Военторга, пожара Манежа, под которым теперь будут рыть дыру, хочется выдохнуть и утереть слезы. Не может же быть, чтобы в твоем городе творились одни безобразия. Вдохнуть обратно можно как раз в Коломенском.