Русская линия
НГ-Религии Даниил Щипков04.06.2004 

Дебют Сергея Попова и бенефис митрополита Кирилла
В Госдуме прошли парламентские слушания о религиозном законодательстве

Солнечным утром четверга 27 мая серьезные мужчины с бородами и женщины в платках кружили вокруг российского парламента. Они пели молитвы и несли вперемежку с иконами плакаты: «ИНН и личные коды — печать антихриста», «За жизнь без ИНН», «Русский люд, вставай с колен — откажись от ИНН», «Сатанинский принял номер — значит ты духовно помер». Возле них задерживали шаг журналисты, которые по опыту знают, что молитвенные стояния, крестные ходы и панихиды у входа в Госдуму никогда не бывают случайными. А в самой Думе в этот день проходили парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения».

Парламентские слушания по законодательству о свободе совести стали первым крупным мероприятием, организованным комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций после смены его главы. Бывший председатель комитета — коммунист Виктор Зоркальцев, занимавший этот пост на протяжении трех думских созывов, на последних выборах в Думу не прошел. Накануне его, одинокого, грустного и почти уже никому не нужного, видели на праздновании столетия Московской соборной мечети. На парламентские слушания его то ли не пригласили, то ли сам не пошел, чтобы не бередить прошлое. Теперь здесь другой хозяин — «единоросс» Сергей Попов, возглавивший комитет в Думе нынешнего созыва после декабрьских выборов 2003 года.

Сергея Попова считают «крепким мужиком», однако он еще по-настоящему себя не проявил, и сказать что-либо о его религиозной политике трудно. Поддержал религиозное образование в школе, выступил против создания органа по делам религии. Вот пока и все. Нынешние слушания для Попова — возможность войти в тему и фактически заявить о своем первенстве на религиозно-политической площадке. Затихшую на время выборов религиозную тематику Попов пытается актуализировать и замкнуть на себя, пробуя перенести центр религиозно-политической дискуссии из Белого дома на Охотный Ряд. Так уже было в середине 1990-х годов, когда обсуждали Закон «О свободе совести».

Статус слушаний был высок. Присутствовали два вице-спикера Думы — Любовь Слиска и Владимир Жириновский. Из религиозных лидеров — митрополит Кирилл (Гундяев) (председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата), муфтий Мухаммедгали Хузин (заместитель главы Центрального духовного управления мусульман России), раввин Зиновий Коган (председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России) и кто-то от пятидесятников и баптистов.

Любовь Слиска открыла слушания и обозначила круг вопросов церковно-государственных отношений, которые требуют законодательной корректировки. Это давно стоящие на повестке дня проблемы налогов, землепользования, образования, экстремизма. Слиска говорила четко и по-житейски здраво. Жириновский всех смешил, эксцентрично выступал против поездок российских мусульман на учебу в исламские страны, где они «набираются ваххабизма», и сообщил, что его бабушка была баптисткой и в детстве водила его на молитвенные собрания. Поначалу это вызвало удовлетворенные улыбки на лицах присутствующих протестантов. Но их пыл слегка поостыл, когда вице-спикер добавил, что, в общем-то, ему «баптизм уже тогда не понравился», и поэтому теперь он православный, «крещеный, венчанный».

Выступающие озвучили свои позиции и в рекомендациях по итогам слушаний согласились, что Закон о свободе совести от 1997 года отражает реалии середины 1990-х и что «на современном этапе от государства и религиозных организаций требуются совместные шаги по дальнейшему совершенствованию законодательства, регулирующего государственно-церковные отношения».

Главной интригой слушаний стала скрытая «дуэль» между заместителем председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андреем Себенцовым и митрополитом Кириллом.

Известный своим законническим подходом к проблемам церковно-государственных отношений Андрей Себенцов давно стал для Церкви неудобной фигурой. Но удалить его с «игрового поля» она не может, так как в Белом доме ценят его честность и принципиальность. Союз православных граждан обрушивает на него шквал критики и считает его деятельность последовательно направленной против Церкви, иными словами — антиклерикальной. Официальное руководство РПЦ от прямой конфронтации с Себенцовым воздерживается, но пытается противостоять его инициативам. Не будем перечислять все из этих инициатив, отметим лишь, что в своем выступлении Себенцов, в частности, предложил внести в Закон о свободе совести следующую поправку: отменить в качестве необходимого для регистрации 15-летний срок существования на территории России для всех религиозных организаций, кроме централизованных.

«Ответный выстрел» митрополита Кирилла не заставил себя ждать. «Аргумент за отмену 15-летнего срока» митрополит назвал «лукавым»: «якобы регистрация новых культов позволит вести за ними контроль». По его словам, установленный срок отнюдь не мешает желающим исповедовать хоть культ «антарктического пингвина», а вот решать, насколько этот культ безопасен, должны государство и общество через 15 лет после его появления на территории России.

Митрополит Кирилл также выступил против упразднения контроля за деятельностью религиозных миссионеров, назвал действующее налоговое и земельное законодательство применительно к религиозным организациям — инерцией советского времени, отметил, что школьный курс по основам православной культуры является предметом культурологическим, и потому его необходимо преподавать, как необходимо преподавать математику. Также он сообщил собравшимся, что процесс передачи культовых зданий Церкви в России отсутствует, что государство на словах заявляет о готовности вернуть церковное имущество, а на деле ничего для этого не делает.

Проблемы религиозного законодательства обсуждаются не первый год, и основные позиции сторон здесь известны: РПЦ, а вслед за ней мусульмане, буддисты и иудеи требуют от государства определенных преференций. Государство их дает, но крайне осторожно и далеко не все.

Неожиданным для многих оказалось выступление митрополита Кирилла в поддержку православных противников ИНН, считающих идентификационный номер налогоплательщика печатью антихриста, которую безбожное государство в лице правительства и президента пытается наложить на русский народ и тем самым загубить его христианскую душу.

«У людей, которые не принимают ИНН и личных кодов (мы не входим в рассмотрение их богословской аргументации, с которой многие не согласны), есть право защитить себя от системы тотального контроля. Это связано с их благочестием и религиозными убеждениями. Встает вопрос, нужно ли нам в период общественной нестабильности напрягать религиозные убеждения огромного количества людей? Где тут рационал, где смысл, зачем это делать? Почему не предоставить им альтернативу? Если уж мы говорим о правах человека, то в данном случае у этих людей есть право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями вне зависимости от того, признаются эти религиозные убеждения правильными или ошибочными. Государство в данном случае не может ломать убеждения людей и ставить их в отношения конфронтации с государством», — заявил митрополит.

Несколько лет назад РПЦ однозначно осудила противников ИНН, расшатывающих и без того нестройную государственную налоговую систему. Тогда в поддержку ИНН выступили почитаемые в народе старцы — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) из Псково-Печерского монастыря и протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит. Вот почему нынешняя позиция митрополита Кирилла выглядела неожиданной и сразу же вызвала оживление в зале.

В перерыве слушаний, в кулуарах знатоки церковной политики, многозначительно переглядываясь, шептали друг другу: «и Радонеж приручил, и СПГ приручил, а теперь и самых крайних радикалов на свою сторону привлекает…». Все это разумеется, про митрополита Кирилла. А присутствовавшие на слушаниях чиновники, вероятно, должны были счесть этот пассаж в пользу противников ИНН скрытой угрозой снова выпустить на общественную сцену православных радикалов (которых Синод пока держит в узде), в случае если государство будет выступать против налоговых льгот для Церкви.

Парламентские слушания — одно из последних крупных церковно-политических мероприятий этого сезона. Последним из них будет, пожалуй, Всероссийская юбилейная научно-богословская конференция к 250-летию Серафима Саровского, которую совместно проводят Московский Патриархат, Академия наук РФ и новое Министерство культуры и массовых коммуникаций. Оба эти мероприятия предваряют Архиерейский собор РПЦ, намеченный на осень текущего года.

2 июня 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru