Литературная газета | В. Поляков | 02.06.2004 |
Последнюю книгу «Стратегическая нестабильность в XXI веке» Александр Сергеевич посвятил памяти отца, Сергея Алексеевича, «солдата Великой Отечественной войны». Полагаю, он сделал так оттого, что ощущал себя тоже участником войны — воином-философом мировой гражданской. Если многие интеллектуалы дезертируют с её фронтов, прячась в конформистские убежища, он заключительные годы жизни был постоянно на передовой.
Его мощный талант охотно бы «купили» те, кто возомнил себя «хозяевами жизни». Но выбор Панарина был однозначен: «остаюсь со своим народом», деля с ним несчастья страны, которую, как он считал, подвергли тайной колонизации. Россию посчитали недостойной её колоссальных богатств, должных перейти в полное пользование мировой аристократии. Дом русский хорош, но хозяин — простофиля, надо отобрать. Панарин искал решения, как помочь своему народу и стране. И презирал тех, кто предал государство «ради баварского пива».
Для решения проблем важно точно их сформулировать. Панарин это отлично умел, ставя тысячи «проклятых» вопросов. Его тексты непросты для понимания, ибо они описывают чрезвычайно сложную действительность, для их «распаковки» от читателя требуется активное сотворчество. Панарин предлагает спорить, с ним не всегда соглашаешься, но, не дав ответа на поднятые им вопросы, нельзя претендовать на то, что понимаешь реальность в достаточном соответствии с ней.
Вдохновение он черпал в Великой Русской Традиции, которой всегда была свойственна умственная дерзость.
Стержнем этой традиции он считал «своеобразный фундаментализм — требование единства истины, добра и красоты». Причины бед России он видел в измене лучших её людей этому триединству. Многие российские умы поддались на соблазн обслуживания власти, отчего часто обманывают народ ложным объяснением происходящего. Но торговля «талантом и душой» не проходит безнаказанно — истинная творческая сила пропадает.
Панарин упорно создавал мировоззренческое оружие для противостояния агрессии циничного социал-дарвинизма, где прав всегда победитель. В книге «Православная цивилизация», он, не боясь обвинений в антинаучном метафизическом телеологизме, искал ответ не только на вопрос «Почему пал „Третий Рим“?» — а и «Для чего?». Его мощная интуиция дала парадоксальный ответ: в этом падении — бытийный вызов, брошенный России историей. Сможем ли мы дать достойный ответ?
Панарин был уверен: в мире идёт «мировая гражданская война, разделяющая экспроприируемых и экспроприаторов». Её цель — новый мировой порядок, по сути расистский — когда едва ли не по законам природы — глобалистский Интернационал господ вечно властвовать должен над варварской толпой, а национальные правящие классы исполняют роли посредников между своим народом и международными центрами власти.
Жизнь превращается в социал-дарвинистский чемпионат, в котором победители определяются по числу денежных знаков, а умение обходить правила — одно из главных достоинств. Почти весь мир признал тоталитарное господство денег, теперь продаётся всё — вплоть до государственных интересов. Человечество поделили на господ и презираемый ими народ. С которым отношения строятся как с людьми низших сортов. Им ни за что не платят настоящую цену или вообще не платят. Задарма забирают их собственность, как и труд их тоже.
Если принять гипотезу Панарина об «Интернационале господ», становится понятным многое в истории нашей страны, кажущееся поначалу необъяснимым абсурдом, даже дурью.
Почему из России вывозят десятки миллиардов долларов, а работникам и пенсионерам дают лишь прожиточный минимум? Потому что «этот» народ для новоявленных господ «чужой», им можно пренебречь — слишком много лишних ртов.
Злосчастный парадокс российских «реформ»: люди порядочные проиграли тем, кто исповедует вседозволенность. «Номенклатурные растратчики общественного богатства», освободившись от гражданской и моральной ответственности, из рьяных коммунистов превратились в рьяных капиталистов. Прежде они в своих провалах винили «буржуазные пережитки», теперь — «пережитки социализма», куда относят и народ. По логике «новых господ», бедность теперь не порок, а позор. Если бедный — значит, неумный и неволевой, а такие не заслуживают достойной жизни в новом прекрасном мире. Но если всегда истинно то, что побеждает, даже нарушая законы, выходит, правы «гении глобального махинаторства»?
Нет, доказывал Панарин, чуют господа, что взяли чужое. Оттого и делают всё для ослабления государственности, ибо подозревают: сильное государство их накажет за преступления. Потому платят щедро тем, кто их, может, надёжно прикрывает. И под шум речей о возрождении России готовят её к распродаже.
Как же ответить на вызов, брошенный «новыми господами»? Панарин писал о «грядущей интеллектуальной контрэлите, которая призвана не только сменить нынешнюю нравственно деградировавшую и коррумпированную элиту, торгующую идеями как товаром, но и подтвердить прерогативы духовной власти». Он говорил о необходимости новой парадигмы в гуманитарных науках. Ценнейшими мыслями буквально перенасыщены его последние книги. Всё глубже погружаясь в мир Панарина, обнаруживаешь гигантскую эвристическую силу его работ. Он умер на мощном взлёте своего творчества.
Используя мыслительные подходы Панарина, надо продолжить поиск ответов на «проклятые вопросы».
N 22, 2 — 8 июня 2004 г.