Русская линия
Репортер.Ru К. Лученко02.06.2004 

«Православный контекст» избирательных кампаний
Фрагмент статьи «Православный контекст» избирательных кампаний" продолжает презентацию готовящегося к печати сборника «Повестка дня» избирательных кампаний 2003−2004 гг."

Вопрос о том, возрастет ли роль так называемого «религиозного фактора» на выборах 2003−2004 годов по сравнению с предыдущими, стал волновать журналистов, политологов и представителей религиозных организаций задолго до официального старта избирательных кампаний. Так, уже 24 октября 2002 года (то есть за год до парламентской кампании) в Москве состоялся круглый стол «Религия и выборы. Использование религиозного фактора в СМИ и предвыборных технологиях», организованный фондом им. Конрада Аденауэра и «Медиасоюзом».

Тогда официальный представитель Русской Православной Церкви (РПЦ) протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, напомнил, что Церковь «сознательно отказалась от участия в выборах, поскольку к Церкви принадлежат люди разных политических взглядов. Кроме того, следует учитывать, что около половины приходов Русской Православной Церкви находится за границами Российской Федерации».

Действительно, это заявление сделано на основании принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых говорится, что «Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования».

Тем не менее, несмотря на подчеркиваемый нейтралитет Церкви в предвыборный период, внимание к «религиозному фактору» в политике не только не ослабевает, но и определенным образом возрастает. Например, 23 октября 2003 года о том, что «религиозный фактор играет в жизни России все большее значение», заявил министр по делам Федерации, национальной и миграционной политике РФ Владимир Зорин, выступая на конференции «Роль СМИ в формировании толерантности и предотвращении межрелигиозных конфликтов», организованной общественно-методическим советом по освещению религиозной тематики при Министерстве по делам печати и средств массовой информации РФ.

Косвенное подтверждение слов министра следует из двух фактов. Во-первых, по данным социологических опросов граждане Российской Федерации традиционно демонстрируют высокий уровень доверия РПЦ, а также лично патриарху Алексию II. Так, например, согласно последним исследованиям кампании ROMIR Monitoring, опубликованным 9 февраля 2004 г., на вопрос «В какой степени Вы доверяете или не доверяете Русской Православной церкви?» 32% опрошенных ответили «доверяю полностью» и 41% - «скорее доверяю, чем нет». На вопрос «Какую религию Вы исповедуете?» в пользу православия высказались 71%.

Во-вторых, в последние 2−3 года существенно возросло количество и качество публикаций на религиозную тему в СМИ.

Эксперты мотивируют повышение компетентности журналистского сообщества в области религиозной жизни двумя причинами. Прежде всего, тем, что пресс-службы религиозных организаций, общественные объединения и профессиональные сообщества ведут эффективную, хотя и не всегда скоординированную информационную политику.

В качестве второго фактора, повышающего уровень присутствия религиозной проблематики в СМИ, называют последствия 11 сентября 2001 года, изменившего мировое отношение к религии. Из маргинального, «культурного» явления религия превратилась в мощный социальный феномен, который может иметь деструктивные проявления и нуждается в изучении.

Таким образом, хотя традиционно религиозный фактор не играет большой роли в избирательных кампаниях в России, публикаций, связанных с темой Церкви, в предвыборный период было немало. Однако они редко затрагивали избирательную кампанию как таковую, несмотря на то, что тема православия в предвыборной кампании возникала регулярно. Что касается выборов в Государственную Думу, то «Православный» контекст этой кампании был очерчен следующими темами:

1. Активное участие в выборах принимали православные активисты. Лидер блока «Родина» Сергей Глазьев является сопредседателем Союза православных граждан (СПГ), Рогозин и Бабурин также состоят в этом союзе. От блока «Родина» баллотировался и главный редактор православно-патриотического журнала «Русский дом» Александр Крутов, и генерал госбезопасности, постоянный автор этого журнала Николай Леонов.

2. Третьим в списке «Народной партии» значится референт патриарха Алексия Николай Державин, в той же партии состоит часть СПГ, кроме указанных в п. 1, включая его председателя Валентина Лебедева.

3. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов выпустил книгу «Святая Русь или Кощеево царство», на презентации которой присутствовал православный священник, представившийся как сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). Вскоре Служба коммуникаций ОВЦС распространила письмо, в котором говорилось, что этот священник никогда не работал в Отделе, более того — не значится в списках ни одной епархии РПЦ. Открытое письмо, осуждающее Зюганова за попытку переписать историю и выставить коммунистов в роли защитников православия, а также убедить православных голосовать за КПРФ, распространил старейший священник Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Василий Ермаков. Оно было разослано в редакции федеральных СМИ, но напечатала его только официальная газета РПЦ «Церковный вестник».

4. Молодежное движение «Идущие вместе» организовало 29 ноября в Москве шествие под лозунгом «Православных коммунистов не бывает!». Демонстранты несли портреты священников, расстрелянных советской властью, и разрушенных храмов.

5. «Карликовая партия» «За Русь Святую» использовала в своей кампании исключительно религиозную риторику.

Традиционно, священнослужители во многих городах агитировали верующих «исполнить гражданский долг» и придти на выборы. Это касается и думской и президентской кампании. Патриарх Алексий II в телеобращении к россиянам накануне президентских выборов заявил: «Церковь отделена от государства, и Церковь и религиозные организации не вмешиваются в политическую борьбу, но мы являемся гражданами страны, и поэтому наш долг — не быть в стороне от выбора Президента и активно принять участие в этом. Я призываю всех наших сограждан — пожилых и молодых, верующих и неверующих — прийти на выборы и сделать правильный выбор, чтобы каждый из нас чувствовал свой вклад в строительство нашей великой Родины — России».

Что касается думских выборов и предпочтений православного электората, то здесь будет уместно процитировать журналиста Михаила Леонтьева, заявившего в интервью порталу «Религия и СМИ» следующее: «Единая Россия никак себя не позиционировала. Партия, которая хочет себя как-то позиционировать — идет на дебаты. Партия, которой не надо себя позиционировать, чтобы не потерять электорат, на дебаты не идет. В этом смысле поведение Единой России абсолютно адекватно политической задаче — набрать больше голосов, а не меньше. Это партия президента. А вот отношения президента с православием активны и широко известны. Так что думаю, что ты прав — большая часть православных голосовала за Единую Россию».

26 мая 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru