Комсомольская правда | А. Селиванова | 28.05.2004 |
Он, как и четверо его коллег, человек верующий, но любопытный.
Жажда истины гонит светил науки по приходам, где встречают их по-разному. Прием одного подмосковного батюшки Флоренский вспоминает до сих пор. Настоятель появился с чашей святой воды и солидным кропилом.
И так душевно «освятил» визитеров, что здорово промочил костюмы.
Иконы не мироточат
В небольшой поселок Локтев под Брянском профессор Флоренский и его коллеги по комиссии добирались всю ночь.
— А что ж вы иконы не привезли? — удивились хозяева, глядя на пустые руки Павла Васильевича.
Сегодня в России известно по крайней мере три дома, где происходит необъяснимое массовое мироточение икон. Мироточат не только хозяйские иконы, но и те, что приносят с собой верующие, потрясенные чудом. Даже понятие такое появилось — «привезти икону на мироточение».
Под Брянском ученым выпал случай присутствовать во время появления благоуханного масла на поверхности иконы. Прежде им доводилось исследовать мироточащие иконы, но наблюдать сам процесс — никогда. Ставить эксперименты в храме никто не вправе, а в доме разрешили.
Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже присутствовать при чуде.
— Мы вернулись через час. Все иконы, разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент — маслом покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы делаем вывод? — На минуту Флоренский замолкает. — Вещество появилось не изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а маслопоявление на иконе.
Можно, конечно, предположить, что масло конденсировалось на поверхности образа. Но физики — народ дотошный. Александр Московский тут же подсчитал, что высота столба насыщения должна быть 10 километров. Выше Эвереста! Я взял и провел пальцем по иконам, полагая, что, если процесс продолжается, капельки появятся снова. Не появились.
— Так что же произошло?
— В данном случае произошел процесс маслоосаждения. Очень раздражает, что оно появилось не только на иконах. На столе лежала шариковая ручка, и она тоже покрылась маслом. Если процесс свят, то при чем здесь посторонние предметы? Вряд ли это и набрызг. Икона была с тремя мучениками, и масло оказалось лишь на ликах, контуре монастыря, но его не было на небе. Так не набрызгаешь.
— А что это за вещество?
— Разные масла с икон, которые мы брали на анализ, по составу сродни подсолнечному или оливковому. Органические вещества настолько сложны, что в бутылках с одинаковым постным маслом все равно будет разное вещество. Поэтому не имеет значения, аналогичны ли друг другу взятые с икон масла. А святые ли они? Нет химического критерия святости. Но к миру эти масла не имеют никакого отношения. Миро — это абсолютная драгоценность. Оно варится на основе масла с добавлением благовоний лично Патриархом на специальном богослужении. И лишь раз в несколько лет. Потом в пузыречках рассылается по епархиям. Человека помазывают им один раз в жизни — при крещении. Поэтому термин «мироточение» — не верен в каждой части слова. Не точение, как мы наблюдали, и не миро.
Почему обновляются только «молодые» иконы?
Обновление икон — еще одно чудесное явление, которое сегодня происходит повсеместно. Суть его в том, что еле видимые или совсем утраченные краски вдруг полностью проступают во всей своей яркой красоте.
— Последний, несколько специфический, случай обновления иконы, который исследовала наша комиссия, произошел в Ярославской области. Отец Алексей шел в храм и по дороге в сугробе нашел абсолютно белую доску. Взял ее с собой и сунул в шкаф между книг. Через год вспомнил. Достает, а там лик проступил! По-моему, это уже чудо, что икона вернулась в храм.
— И как появился рисунок?
— У вас был полированный стол? Когда неосторожно ставишь чашку с горячим чаем, на поверхности остаются белые круги. Лак, который покрывает стол, напитавшись водой, белеет. А убрать налет — проблема. С иконой произошло иное — лак за несколько лет полностью высох, и краски восстановились.
— Но она могла пролежать в снегу и дольше?
— То-то и оно. В любом процессе наука ищет закономерность. Знаменитый реставратор Адольф Николаевич Овчинников, который снимал грязь и копоть с величайших икон России, ни разу не обнаружил ни обновления, ни мироточения этих святынь. По нашим же данным, большинство обновившихся икон — это «молодые» образа, написанные в самом конце XIX или в XX столетии.
— Как же это объяснить?
— Точно не знаю. Но каждый верующий человек протирает икону маслицем, водичкой, хотя бы сухой тряпочкой. А к великим святыням лишний раз стараются не прикасаться.
Мироточащие иконы становятся объектом настоящего паломничества. Помолившись и взяв с собой пузырек с чудесным маслом, верующие оставляют на окладе свои дары. Так происходит и под Брянском, где побывала комиссия.
— Еще одно распространенное чудо — отпечаток иконы на стекле.
— Есть целый спектр гипотез. Но точного объяснения еще не найдено. Мы недавно получили из церкви такое стекло для изучения. При больших увеличениях выяснилось, что частицы на стекле — не кристаллы, как предполагали, а капли. По составу вещество близко к мылам. Такого соединения нет ни в дереве, ни в лаке, ни в краске. Удивительно другое — капли этого вещества оседают по контуру образа иконы. Если с образа идет испарение, а на стекле конденсация, то все вещество должно рассеиваться. А оно четко повторяет рисунок. Самое простое объяснение — электростатика. Стекло регулярно протирают тряпочкой, следовательно, электризуют. Но и это не подходит, ибо оседают капельки. Дальше или как в церковном песнопении: «Всякое дыхание да хвалит Господа», — или всякое вызывает сомнение.
Увлечение чудесами — признак болезни общества?
— Чего больше в вас: сомнения или хвалы?
— Я в нашей комиссии представляю скептическое крыло. Господь Бог даровал нам законы не только этические, но и законы природы. Так что же он, для того чтобы морочить нам голову, будет их нарушать? В православии есть главное чудо — Преосуществление Святых Даров. Когда после коллективной молитвы хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Господа. А все остальное — несущественно.
— Но благодаря чудесным знамениям укрепляется вера.
— Мы не раз сталкивались с батюшками, которые, как только с иконой начинают происходить чудеса, уносят ее подальше от людей. Извольте молиться, а не ждать чудес. Один высокопоставленный иерарх назвал это увлечение чудесами «православным беснованием». А их массовость свидетельствует о нездоровом состоянии общества. Мне это очень не нравится. Но мои коллеги по комиссии, которые тоже верят в чудо, считают, что они нам посылаются в поддержку и радость.
— Несмотря на ваши исследования?
— И что они меняют? У нас нет цели хватать кого-то за руку. Мы исключаем обман. До революции первыми на место явления чуда прибывали полицейские. Лишь когда версия мошенничества отметалась, о нем сообщалось священноначалию. Мы не полицейские и считаем, что в церкви все правда и все свято. Просто как ученые хотим понять: что происходит?
— Так все же чудеса есть?
— Думаю, что современные методики позволят если не объяснить, то научно описать эти явления. А чудо это или нет, решать не науке. Не определяется оно в децибелах или литрах. Для того чтобы увидеть чудо, нужен чудовидец. А если чудовидца нет, то чуда тоже нет. Сейчас мы участники самого удивительного чуда. Знаете какого? Что в одночасье целый наш народ вернулся в церковь.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Комиссия по описанию сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской православной церкви, создана в 1999 году при отделе катехизации Московской патриархии.
В комиссию входят: Александр Московский — физик, Сергей Сашинский — физик, Павел Флоренский — геолог, Татьяна Шутова — филолог, Александр Агаджанян — биолог.
Комиссия исследует мироточение, слезоточение икон, обновление икон и повторение изображения икон на стекле киота. Комиссия не занимается чудесами, связанными со здоровьем и душой человека, — это дело врачей и психологов.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Флоренский Павел Васильевич родился в 1936 г. в Москве, внук знаменитого философа Павла Флоренского. Профессор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, академик РАЕН, автор, соавтор и составитель
300 научных работ.
ЧТО ТАКОЕ ЧУДО?
По мнению П. В. Флоренского, стоит обратиться к значению самого слова. По латыни это «абсурдум» — не слыханное или «миракулюм» — невиданное. А значит, его до этого кто-то не видел и не слышал. Поэтому вторая составляющая часть чуда — восприниматель, то есть чудовидец. А вот ему-то и дается по вере.
ГОСПОДЬ ПРИСУТСТВУЕТ В КАЖДОМ ИЗ НАС
— Возможны две крайние точки зрения: или чуда нет, а все — законы природы. Или все, включая законы природы, даровано Господом, а потому — чудо и требует благоговейного отношения к себе. Вот вам в лучших научных традициях доказательство этого.
Если в стакане воды пометить все молекулы и выплеснуть в любой точке Земли, то вода вскоре равномерно распределится по планете. Если через 10 лет зачерпнуть стакан воды из любого водоема, то в нем окажется от 5 до 10 тысяч молекул из первого стакана. Господь пришел к нам во плоти и жил на земле 33 года. За это время он соприкасался с веществом и означил его своим божественным присутствием. По моим подсчетам, сегодня в нас в каждый момент присутствует до 10 миллиардов молекул, освященных Господом. Поэтому поклоняться можно всему. Это лишь вопрос веры.
27 мая 2004 г.