Русская линия
Газета.GZT.Ru Надежда Кеворкова,
Андрей Реут
28.05.2004 

Конец расколу
Итоги встречи иерархов РПЦ и РПЦЗ с Путиным

В четверг произошло событие, значение которого для русских православных людей в самой России и за ее пределами едва ли возможно переоценить. Преодолен длившийся 80 лет раскол между двумя частями православной Церкви — Русской Православной Церковью (РПЦ) и Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). Это событие лично засвидетельствовал президент Владимир Путин, встретившийся в своей подмосковной резиденции с главой зарубежной Церкви митрополитом Лавром и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Впечатленный поездкой по России, Лавр подтвердил, что его Церковь готова вернуться под юрисдикцию Московского патриархата. После объединения зарубежная Церковь, как ожидается, получит статус автокефалии внутри РПЦ, то есть признает патриаршую власть, сохранив при этом экономическую и административную автономию. Зарубежные епископы при этом будут введены в состав Синода и обретут право голоса на Соборе.

«Только обстоятельства разделили нас»

Встреча клириков с президентом должна была состояться в Кремле, но в последний момент Владимир Путин передумал и пригласил гостей к себе домой — в резиденцию Ново-Огарево. За два часа до встречи с Путиным митрополит Лавр приехал в патриаршую резиденцию Свято-Данилова монастыря. Восемь минут в полнейшей тишине пресса и делегация ожидали Алексия II. Наконец он появился, и зарубежные епископы с поклоном пошли к нему для братского целования. «Батюшек там поприветствую», — сказал Патриарх, указав на зал переговоров. Пообщавшись некоторое время за закрытыми дверями, иерархи засобирались к Путину. Их прощальные слова свидетельствовали о том, что объединение двух Церквей — вопрос решенный. Митрополит Лавр, в частности, высказался в том духе, что в стране «все благоустраивается» и «нам всем остается только вместе жить, вместе молиться и вместе служить русскому народу». «Молитвенное общение мы уже восстановили, — поддержал митрополита Алексий II. — Теперь нужно думать о преодолении небольших препятствий».

В Ново-Огарево президент заставил иерархов немного подождать себя, а появившись, расцеловался с обоими и пригласил всех за стол. «Я очень рад вас приветствовать в Подмосковье!» — сказал президент голосом радушного хозяина. Впрочем, в отличие от улыбающегося Путина гости были весьма серьезны. «В сознании русского народа Русская Православная Церковь едина, — продолжил президент, — и мне очень приятно отметить, что после нашей встречи в Нью-Йорке те священнослужители, которые проповедуют православие за рубежом, пересмотрели отношение к России».

Патриарх Алексий поблагодарил Путина за то, что он пригласил митрополита Лавра в Россию. «Мы подчеркнули, что Церковь едина, и только обстоятельства разделили нас», — сказал он, кивнув в сторону заребежного гостя. Тот в свою очередь явно находился под впечатлением завершившейся накануне поездки по России. «Храмы восстанавливаются, богослужения идут, люди получают духовные богатства… Все это возрождается и материально обогащается», — отметил митрополит Лавр, тоже поблагодарив Путина за прием и за вклад в дело объединения Церквей. «Мы будем предпринимать все усилия, чтобы завершить этот процесс успешно», — заверил глава РПЦЗ президента России. В ответ Путин улыбнулся еще шире: «Государство ни при каких обстоятельствах не намерено вмешиваться в церковные дела… Но мы хотим сделать все, что от нас зависит, для духовного возрождения!»

Во время «холодной войны» никто в их примирении не нуждался

Раскол двух Церквей произошел вскоре после революции, когда большая часть духовенства и монашества была расстреляна, часть ушла вместе в изгнание с Белой гвардией, а часть осталась в России. Пока зарубежные и российские клирики спорили о том, кто должен унаследовать патриарший престол после смерти Патриарха Тихона, советская власть создала собственную Церковь — «обновленческую». Ей были переданы все храмы, сохранившиеся в СССР. К 1927 году у РПЦ по всей стране осталось только 4 прихода, а десятки тысяч клириков, не принявших «обновленчества», были брошены в ГУЛАГ. Митрополит Сергий подписал декларацию, в которой был вынужден признать очевидное — победу Советской власти. РПЦ считала этот документ спасением Церкви, а «зарубежники» — уступкой безбожной власти и требовали от своих россйиских собратьев покаяния. Декларация послужила окончательному расколу Церкви на «красную» и «белую».

Во время Великой отечественой войны, когда немцы стали вновь открывать на оккупированных территориях храмы, Сталин вспомнил о церковном обращении «братья и сестры», разрешил вновь избрать Патриарха, открыть семинарию и возродить некоторые церкви, что дало «зарубежникам» новый повод упрекать РПЦ в сотрудничестве с безбожниками. В то же время к 1943 году из числа советских военнопленных была сформирована так называемая Русская Освободительная армия генерала Власова. «Белая» церковь приветствовала ее, чем заслужила со стороны церкви «красной» обвинение в сотрудничестве с нацистами. После войны обосоновавшиеся в Сербии «зарубежники» перебрались в США. А Сталин отдал РПЦ приходы греко-католиков на Западной Украине.

Во время «холодной войны» обе Церкви были объектами умелой манипуляции властей обеих враждующих сторон — тоода в их примирении не нуждался никто. В 1981 году зарубежники канонизировали царскую семью и новомучеников, погибших от рук большевиков, что еще больше обострило раскол, поскольку и династия Романовых и «белогвардейщина» в СССР оставались символами контрреволюции.

Архипелаг «русскости» и «мечты о потерянной родине»

Первые шаги к примирению Патриарх Алексий II сделал еще в начале 90 — х годов прошлого века, оданко ответа на его послания «зарубежникам» не последовало. В 2001 году глава Русской православной церкви зарубежом (РПЦЗ) престарелый митрополит Виталий был смещен со своего поста и на его место был избран митрополит Лавр.

Вскоре к попыткам объединения Церквей подключился и Владимир Путин. Два с половиной года назад во время своего первого визита в США он встретился с митрополитом Лавром. Президент России постарался убедить главу РПЦЗ в том, что в России развивается демократия, церковь возрождается, и былые разногласия пора забыть. Осенью прошлого года Путин вновь приехал в США и передал Лавру послание от Патриарха Алексия II с приглашением посетить Россию. За прошедшие после этого полгода Церкви успели обменяться делегациями, а 14 мая 2004 года начался первый официальный визит главы РПЦЗ в Россию.

Впрочем, и сейчас, когда вопрос о воссоединении представляется уже решенным, в зарубежных церковных приходах сохраняются опасения относительно того, что «московские порядки» придут к ним помимо их воли: что священников и епископов перестанут избирать, что придется отчислять доход в Москву, что перестанут собираться церковные соборы. Многие клирики РПЦЗ служат «в свободное от работы время», в то время как в РПЦ такой практики нет. Вообще, зарубежники не уверены в том, что слишком влиятельная и политически ангажированная Московская Патриархия попросту не поглотит их «архипелаг русскости» и «мечты о потерянной родине».

Есть чего бояться и патриаршей Церкви. В зарубежной традиции православие понимается не как вселенская и побеждающая Церковь, а лишь как узко-национальная. Зарубежники осуждают контакты с иными конфессиями, считая, что истинную чистоту веру сохранили только они. Получив статус автокефалии внутри РПЦ, зарубежные епископы получат и место в Синоде, и право голоса на соборе. Уведут они Церковь в фундаментализм или нет, покажет лишь время.

Признание патриаршеской власти при экономической автономности

Для разрешения всех остающихся между Церквами разногласий этой зимой была создана комиссия, в которую входят по четыре представителя от РПЦ и РПЦЗ. Первое ее заседание ожидается нынешним летом в Москве. Осенью и зимой архиерейские соборы РПЦ и РПЦЗ отдельно друг от друга рассмотрят представленные комиссией доклады.

В случае их одобрения будет восстановлено молитвенное общение между Церквами и окончательно оговорены условия воссоединения. РПЦЗ при этом надеется сохранить свою собственность, святыни, выборность духовенства и соборную практику. Вопрос о том, сколько представителей РПЦЗ будет введено в Синод, бедет решен комиссией. Скорее всего, ее статус будет таким же, как у Украинской или Молдавской православных Церквей, признающих патриаршескую власть, но сохраняющих экономическую автономности. Первым символом примирения будет привоз в Россию одной из главных святынь РПЦЗ — мощей Екатерины Федоровны, родной сестры последней русской императрицы.

Чем владеет Русская православная церковь зарубежом

У РПЦЗ по всему миру насчитывается 22 монастыря и более 250 приходов, объяединяющих около 15 тысяч активных прихожан. В том числе 4 монастыря и 10 приходов в Нью-Йорке, 1 монастырь и 10 приходов в Калифорнии, 3 монастыря, Духовная миссия и 3 прихода на Святой земле, по 10 приходов в Украине, Франции, Германии, Аргентине, Австралии (там же находятся и 4 монастыря), Канаде, по 8 приходов в Бразилии и Англии (где расположены также 2 монастыря), 7 — в Швейцарии, 5 — в Австрии. В России РПЦЗ владеет примерно 30 приходами, объединящими верующих по тем или ирым причинам обиженных на РПЦ. Главными зарубежными святынями являются чудотворная икона Курская Коренная и мощи великой княгини Елизаветы Федоровны (сестры последней русской императрицы), вывезенные белыми из России в 1920 году. Для сравнения: у Русской Православной Церкви в мире насчитывается около 17 тысяч приходов в мире.

27 мая 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика