Газета.GZT.Ru | Надежда Кеворкова, Андрей Реут | 28.05.2004 |
«Только обстоятельства разделили нас»
Встреча клириков с президентом должна была состояться в Кремле, но в последний момент Владимир Путин передумал и пригласил гостей к себе домой — в резиденцию Ново-Огарево. За два часа до встречи с Путиным митрополит Лавр приехал в патриаршую резиденцию Свято-Данилова монастыря. Восемь минут в полнейшей тишине пресса и делегация ожидали Алексия II. Наконец он появился, и зарубежные епископы с поклоном пошли к нему для братского целования. «Батюшек там поприветствую», — сказал Патриарх, указав на зал переговоров. Пообщавшись некоторое время за закрытыми дверями, иерархи засобирались к Путину. Их прощальные слова свидетельствовали о том, что объединение двух Церквей — вопрос решенный. Митрополит Лавр, в частности, высказался в том духе, что в стране «все благоустраивается» и «нам всем остается только вместе жить, вместе молиться и вместе служить русскому народу». «Молитвенное общение мы уже восстановили, — поддержал митрополита Алексий II. — Теперь нужно думать о преодолении небольших препятствий».
В Ново-Огарево президент заставил иерархов немного подождать себя, а появившись, расцеловался с обоими и пригласил всех за стол. «Я очень рад вас приветствовать в Подмосковье!» — сказал президент голосом радушного хозяина. Впрочем, в отличие от улыбающегося Путина гости были весьма серьезны. «В сознании русского народа Русская Православная Церковь едина, — продолжил президент, — и мне очень приятно отметить, что после нашей встречи в Нью-Йорке те священнослужители, которые проповедуют православие за рубежом, пересмотрели отношение к России».
Патриарх Алексий поблагодарил Путина за то, что он пригласил митрополита Лавра в Россию. «Мы подчеркнули, что Церковь едина, и только обстоятельства разделили нас», — сказал он, кивнув в сторону заребежного гостя. Тот в свою очередь явно находился под впечатлением завершившейся накануне поездки по России. «Храмы восстанавливаются, богослужения идут, люди получают духовные богатства… Все это возрождается и материально обогащается», — отметил митрополит Лавр, тоже поблагодарив Путина за прием и за вклад в дело объединения Церквей. «Мы будем предпринимать все усилия, чтобы завершить этот процесс успешно», — заверил глава РПЦЗ президента России. В ответ Путин улыбнулся еще шире: «Государство ни при каких обстоятельствах не намерено вмешиваться в церковные дела… Но мы хотим сделать все, что от нас зависит, для духовного возрождения!»
Во время «холодной войны» никто в их примирении не нуждался
Раскол двух Церквей произошел вскоре после революции, когда большая часть духовенства и монашества была расстреляна, часть ушла вместе в изгнание с Белой гвардией, а часть осталась в России. Пока зарубежные и российские клирики спорили о том, кто должен унаследовать патриарший престол после смерти Патриарха Тихона, советская власть создала собственную Церковь — «обновленческую». Ей были переданы все храмы, сохранившиеся в СССР. К 1927 году у РПЦ по всей стране осталось только 4 прихода, а десятки тысяч клириков, не принявших «обновленчества», были брошены в ГУЛАГ. Митрополит Сергий подписал декларацию, в которой был вынужден признать очевидное — победу Советской власти. РПЦ считала этот документ спасением Церкви, а «зарубежники» — уступкой безбожной власти и требовали от своих россйиских собратьев покаяния. Декларация послужила окончательному расколу Церкви на «красную» и «белую».
Во время Великой отечественой войны, когда немцы стали вновь открывать на оккупированных территориях храмы, Сталин вспомнил о церковном обращении «братья и сестры», разрешил вновь избрать Патриарха, открыть семинарию и возродить некоторые церкви, что дало «зарубежникам» новый повод упрекать РПЦ в сотрудничестве с безбожниками. В то же время к 1943 году из числа советских военнопленных была сформирована так называемая Русская Освободительная армия генерала Власова. «Белая» церковь приветствовала ее, чем заслужила со стороны церкви «красной» обвинение в сотрудничестве с нацистами. После войны обосоновавшиеся в Сербии «зарубежники» перебрались в США. А Сталин отдал РПЦ приходы греко-католиков на Западной Украине.
Во время «холодной войны» обе Церкви были объектами умелой манипуляции властей обеих враждующих сторон — тоода в их примирении не нуждался никто. В 1981 году зарубежники канонизировали царскую семью и новомучеников, погибших от рук большевиков, что еще больше обострило раскол, поскольку и династия Романовых и «белогвардейщина» в СССР оставались символами контрреволюции.
Архипелаг «русскости» и «мечты о потерянной родине»
Первые шаги к примирению Патриарх Алексий II сделал еще в начале 90 — х годов прошлого века, оданко ответа на его послания «зарубежникам» не последовало. В 2001 году глава Русской православной церкви зарубежом (РПЦЗ) престарелый митрополит Виталий был смещен со своего поста и на его место был избран митрополит Лавр.
Вскоре к попыткам объединения Церквей подключился и Владимир Путин. Два с половиной года назад во время своего первого визита в США он встретился с митрополитом Лавром. Президент России постарался убедить главу РПЦЗ в том, что в России развивается демократия, церковь возрождается, и былые разногласия пора забыть. Осенью прошлого года Путин вновь приехал в США и передал Лавру послание от Патриарха Алексия II с приглашением посетить Россию. За прошедшие после этого полгода Церкви успели обменяться делегациями, а 14 мая 2004 года начался первый официальный визит главы РПЦЗ в Россию.
Впрочем, и сейчас, когда вопрос о воссоединении представляется уже решенным, в зарубежных церковных приходах сохраняются опасения относительно того, что «московские порядки» придут к ним помимо их воли: что священников и епископов перестанут избирать, что придется отчислять доход в Москву, что перестанут собираться церковные соборы. Многие клирики РПЦЗ служат «в свободное от работы время», в то время как в РПЦ такой практики нет. Вообще, зарубежники не уверены в том, что слишком влиятельная и политически ангажированная Московская Патриархия попросту не поглотит их «архипелаг русскости» и «мечты о потерянной родине».
Есть чего бояться и патриаршей Церкви. В зарубежной традиции православие понимается не как вселенская и побеждающая Церковь, а лишь как узко-национальная. Зарубежники осуждают контакты с иными конфессиями, считая, что истинную чистоту веру сохранили только они. Получив статус автокефалии внутри РПЦ, зарубежные епископы получат и место в Синоде, и право голоса на соборе. Уведут они Церковь в фундаментализм или нет, покажет лишь время.
Признание патриаршеской власти при экономической автономности
Для разрешения всех остающихся между Церквами разногласий этой зимой была создана комиссия, в которую входят по четыре представителя от РПЦ и РПЦЗ. Первое ее заседание ожидается нынешним летом в Москве. Осенью и зимой архиерейские соборы РПЦ и РПЦЗ отдельно друг от друга рассмотрят представленные комиссией доклады.
В случае их одобрения будет восстановлено молитвенное общение между Церквами и окончательно оговорены условия воссоединения. РПЦЗ при этом надеется сохранить свою собственность, святыни, выборность духовенства и соборную практику. Вопрос о том, сколько представителей РПЦЗ будет введено в Синод, бедет решен комиссией. Скорее всего, ее статус будет таким же, как у Украинской или Молдавской православных Церквей, признающих патриаршескую власть, но сохраняющих экономическую автономности. Первым символом примирения будет привоз в Россию одной из главных святынь РПЦЗ — мощей Екатерины Федоровны, родной сестры последней русской императрицы.
Чем владеет Русская православная церковь зарубежом
У РПЦЗ по всему миру насчитывается 22 монастыря и более 250 приходов, объяединяющих около 15 тысяч активных прихожан. В том числе 4 монастыря и 10 приходов в Нью-Йорке, 1 монастырь и 10 приходов в Калифорнии, 3 монастыря, Духовная миссия и 3 прихода на Святой земле, по 10 приходов в Украине, Франции, Германии, Аргентине, Австралии (там же находятся и 4 монастыря), Канаде, по 8 приходов в Бразилии и Англии (где расположены также 2 монастыря), 7 — в Швейцарии, 5 — в Австрии. В России РПЦЗ владеет примерно 30 приходами, объединящими верующих по тем или ирым причинам обиженных на РПЦ. Главными зарубежными святынями являются чудотворная икона Курская Коренная и мощи великой княгини Елизаветы Федоровны (сестры последней русской императрицы), вывезенные белыми из России в 1920 году. Для сравнения: у Русской Православной Церкви в мире насчитывается около 17 тысяч приходов в мире.
27 мая 2004 г.