Русская линия
Газета.Ru Эля Вермишева28.05.2004 

Православные не прощаются
В Москве состоялась прощальная встреча митрополита Лавра и патриарха Алексия II, которой завершается визит в Россию делегации РПЦЗ. Стороны все чаще говорят об объединении, хотя некоторые, но вполне преодолимые препятствия к этому еще остаются.

27 мая в Москве в Свято-Даниловом монастыре прошли заключительная переговоры патриарха Русской православной церкви (РПЦ) Алексия II и предстоятеля Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) митрополита Лавра. Нынешняя встреча фактически завершила пребывание в России делегации РПЦЗ. «Сам факт того, что впервые в истории первоиерарх и большая делегация Русской зарубежной церкви посещают Россию не инкогнито, а официально, — большое историческое событие», — сказал Алексий II, подводя итоги встречи, сообщает «Интерфакс».
Впервые за 80 с лишним лет межцерковные переговоры шли на столь высоком уровне.

Теперь отношения двух частей Русской православной церкви сильно изменились. Первоиерархи признают, что русская церковь едина, а долгие годы быть таковой ей мешали исторические обстоятельства. Уже восстановлено молитвенное общение, представители двух ветвей церкви вместе молились на месте закладки будущего храма на Бутовском полигоне, где в годы сталинских репрессий были расстреляны более 20 тыс. человек, среди них сотни православных священников. «На очереди — восстановление евхаристического общения», — сказал Алексий II.
Речь идет о восстановлении межцерковного общения, которое, в частности, даст возможность православным прихожанам причащаться и исповедоваться в русских храмах независимо от того, к какой ветви Русской православной церкви они принадлежат.

Но сторонам, как сообщается в официальном заявлении РПЦ, еще предстоит преодолеть те препятствия, которые мешают объединению. Выработать совместное понимание в вопросах взаимоотношений церкви и государства, православной церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями, решить вопрос о статусе РПЦЗ как самоуправляющейся части РПЦ. Сторонам предстоят сложные переговоры, на которых нужно определить канонические, пастырские основы единства Русской церкви, решить непростые административно-хозяйственные вопросы. Не исключены сложные расчеты, как будут делиться приходы в зарубежных городах. Хотя по этому поводу председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл заявил: «Мы не кабинет министров, никаких сокращений у нас не предвидится». Для РПЦЗ важно также невмешательство в жизнь ее приходов и сохранение церковной собственности.

Кроме того, РПЦЗ, наученная горьким опытом советского периода, настаивает на гарантиях того, что государство не будет вмешиваться в дела церкви. Поэтому сторонам предстоят сложные переговоры, на которых нужно будет обговорить все эти вопросы.

За 80 с лишним лет размежевания у сторон накопилось достаточно взаимных претензий, но главные причины размежевания исчерпаны (СССР больше нет), а первые шаги навстречу друг другу сделаны. К тому же, как говорят представители РПЦЗ, зарубежная русская церковь все равно всегда ощущала себя неотъемлемой частью русской православной. «Сейчас отпали внешние преграды для нашего единства, и есть условия для совместного труда на Ниве Господней», — заявил недавно архиепископ Берлинский и Германский Марк.
Взаимную настороженность сгладило и общение представителей двух ветвей русской церкви во время поездки по России.

Митрополит Лавр и сопровождающие его священнослужители посетили святые места РПЦ в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, совершили паломничество на место расстрела царской семьи в Екатеринбурге, побывали в Нижегородской области, а также посетили Курскую коренную пустынь, где была явлена Курская икона Божией Матери.

В объединительный процесс двух частей русской церкви вмешался и президент России Владимир Путин, во время своего визита в США в 2003 году лично передавший митрополиту Лавру приглашение от патриарха Алексия II посетить Россию. Президент и митрополит встретились и сейчас. В четверг в своей подмосковной резиденции Ново-Огарево Путин принял патриарха Алексия II и главу Русской зарубежной церкви митрополита Лавра. Президент заверил, что государство создаст все условия для объединения церквей. Очевидно, он имел в виду, что государство не будет вмешиваться в дела церкви.
Давая оценку возможному объединению Русской православной церкви, эксперты расходятся во мнениях.

«Путину идея воссоединения церквей была представлена в рамках очень большого проекта собирания русской диаспоры за границей. В этом политический смысл объединения», — считает руководитель Центра исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко. По его мнению, «церковные последствия такого объединения могут быть весьма плачевны». Шевченко отметил, что «РПЦЗ не представляет всю полноту православной русской традиции за границей. Большинство русских православных Европы, живуших, например, во Франции, находятся под юрисдикцией Вселенского патриарха Константинопольского (патриарх Константинопольский Варфоломей формально считается главой всех 300 млн православных христиан в мире. — „Газета.Ru“). А на территории США находится почти трехмиллионная американская автокефальная православная церковь, автокефалия ей была дана Московским патриархатом».

«РПЦЗ -это крайне фундаменталистская группировка, которая отказывается от признания большинства мировых православных церквей. Объединение же приведет к усилению крайне правых консервативных сил в РПЦ и, как следствие в дальнейшем, — к изоляции русской церкви», — заявил Шевченко «Газете.Ru».

Однако директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин считает, что объединение церквей — объективная реальность. «РПЦЗ продолжает оставаться русской церковью и стратегически считать себя пастырем русского народа, — заявил „Газете.Ru“ Николай Митрохин. — При этом ее положение не слишком завидно. Хотя приток русских из России увеличил численность приходов, этого недостаточно. В таком положении примкнуть к большому сильному телу, частью которого она была когда-то, — это не так плохо. Из нескольких русских приходов можно сделать один, но большой. Нахождение русских за рубежом уже давно не означает их изолированности от России. К тому же новое поколение эмигрантов не чувствует разницы между РПЦЗ и РПЦ и плохо понимает, в чем сегодня причина их размежевания».

27 мая 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru