Страна.Ru | Мария Свешникова | 28.05.2004 |
Мероприятие организовал Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. Одной из задач этих слушаний была попытка сформулировать направления государственно-церковных отношений в ближайшем будущем и определить, насколько действующий в России федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» нуждается в доработке.
В слушаниях приняли участие первый заместитель спикера Госдумы Любовь Слиска, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, заместитель министра юстиции Евгений Сидоренко, а также представители законодательных и исполнительных органов власти 29 субъектов федерации и научные эксперты.
Открыла слушания первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, которая в своем выступлении назвала проблемы, требующие с ее точки зрения «законодательного оформления». Это вопросы, касающиеся «изменения налогового и земельного законодательства». А также «налогообложения для религиозных организаций, взаимодействия государства с религиозными организациями в сфере образования и духовно-нравственного воспитания и о противодействии религиозному экстремизму». Вице-спикер при этом сразу обозначила возможность «учета мнения верующих о присвоении идентификационных налоговых номеров (ИНН)». Впрочем, «я призываю вас высказать все, что вы хотите сказать», довольно неосторожно закончила свое выступление Любовь Слиска, явно не ожидая того эффекта, который последовал уже буквально полчаса спустя.
Согласно регламенту, слово было предоставлено заместителю министра юстиции Евгению Сидоренко, являющемуся одновременно членом Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. Он в чрезвычайно быстром темпе сообщил, что «в России зарегистрировано более 21 тысяч религиозных организаций 59 различных конфессий» и, что только за прошлый год было проведено более двух тысяч проверок деятельности религиозных организаций. Согласно его статистике, в результате этих проверок религиозным организациям было направлено 1900 уведомлений о всевозможных нарушениях ими действующего законодательства, еще 246 заявлений было направлено в суд с требованием о ликвидации отдельных религиозных структур.
Суть его выступления свелась к тому, что «необходимо устранить пробелы и внутренние противоречия федерального закона „О свободе совести и вероисповедания“, не меняя его базовых основ». Среди основных проблем, требующих разрешения, обозначена проблема возможности функционирования религиозных групп без государственной регистрации или организаций, зарегистрированных как общественные, но занимающиеся религиозной деятельностью. И — отдельной графой — миссионерская деятельность зарубежных организаций на территории России. В связи с чем, по мнению Сидоренко, стоит обратить внимание на работу государственных религиоведческих экспертиз, достаточно эффективно работающих, но — «на общественных началах».
Как всегда, живой интерес вызвало выступление Андрея Себенцова, которому как заместителю председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ, в свое время было поручено подготовить предложения по совершенствованию действующего законодательства. Работа Комиссии началась с сентября 2001 года и должна была закончится в марте этого года. Но в связи с отставкой прежнего правительства предложения, сформулированные за эти годы, никуда не были представлены.
Однако, выступивший вслед за Андреем Себенцовым митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл не оставил камня на камне от предложений предыдущего оратора. Хотя он и дипломатично предварил свое выступление словами о том, что «законодательство в религиозной сфере видится сегодня позитивным и стабильным». Как оказалось, единственное, в чем пришли к согласию с 1997 года государственный Комитет и основные конфессии России, это тот факт, что сегодняшний Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» был определенным компромиссом, имеющим свои сильные и слабые стороны. В целом закон работает неплохо, поскольку он, по словам митрополита Кирилла, «отразил хрупкий баланс между разными общинами, тенденциями в жизни государства и общества».
В дальнейшем каждое из озвученных Себенцовым предложений «по усовершенствованию законодательства», было подвержено жесткой критике. Прежде всего он отметил, что по многим пунктам закона, Комиссия предлагает внесение значительных изменений. В первую очередь, вопрос касается сроков деятельности регистрации религиозных организаций и передачи собственности прежним владельцам, вопрос о роли основных религий России и образования, «связь которого с законодательством, мягко выражаясь, слабая».
Председатель ОВЦС напомнил, что после принятия закона, государственной Комиссии было поручено проанализировать проблемы перерегистрации и учесть пожелания Минюста, чтобы сделать соответствующие поправки к законодательству. По сути, это было единственное поручение, данное Комиссии, неожиданно «расширившей свой мандат деятельности». Митрополит Кирилл задался вопросом, что послужило причиной «для деятельности рабочей группы в таком масштабе». Ведь в результате «речь зашла о внесении поправок, не только с вязанных с процедурой перерегистрации, но и концептуального значения, принципиально изменяющих важные положения действующего законодательства».
Одной из серьезных проблем является отсутствие в сегодняшнем законодательстве «норм, которые бы подталкивали государство к передаче имущества религиозных организаций по назначению и по смыслу" — сказал Андрей Себенцов. Комиссия предложила включить такой пункт в закон. Налицо масса правовых вопросов церковно-государственных отношений, которые до сих пор не разрешены, парировал митрополит Кирилл. В первую очередь «это некоторые положения нового налогового и земельного законодательства, которые, ведут к ограничению сферы социального служения и благотворительной деятельности религиозных организаций». Что касается возможности отмены налоговых льгот для религиозных организаций, создатели поправок в налоговый и земельный кодексы «идут в фарватере той политики, которая разрушала религиозную жизнь страны» во времена советской власти.
Кроме того, «во многом остается неразрешенным вопрос о порядке передачи памятников культуры и архитектуры религиозным организациям в целях их дальнейшего использования в церковной деятельности». Больше того, «передачи культовых зданий просто не существует». Так, в одной из областей был проведен эксперимент, в ходе которого профессиональные юристы пытались, действуя, согласно закону, вернуть церковную собственность. «За два года ни одно здание не было передано. То же касается и запасников музеев, где иногда хранятся святыни и шедевры», — неслось с трибуны.
Все эти годы идет обсуждение статьи закона, касающейся образования в светских школах. Себенцов видит главной проблему — «кто будет вести этот предмет, поскольку по закону допустимо воспитание верующего человека — школа или религиозная организация?». Не в этом видит главную проблемы представитель Московского Патриархата. От имени всех религиозных организаций, он призвал законодателей не препятствовать введению в школьную программу предмета по изучению основ культуры традиционных религиозных организаций, поскольку «нельзя лишить народ права изучать его культуру». Не стоит также забывать и проблемы, возникающие в связи с цифровой идентификацией граждан, так как у российский граждан отнимают право «защититься от системы тотального контроля над личностью».
Но основным вопросом оказался тот факт, что правительственная Комиссия предлагает пересмотреть порядок регистрации религиозных организаций и условия их существования, поскольку «сегодняшний Закон ограничивает возможность зарегистрироваться тем общинам, которые образовались, не имея 15-летнего стажа, что выводит их из-под контроля органов юстиции». Суть предложения свелась к тому, чтобы «регистрировать местные общины, как только они об этом попросят. Но чтобы не создавать благоприятных условий для неизвестных формирований, 15-летний срок предлагается перенести на централизованные организации.» Для иностранных граждан, прибывающих в Россию с документами миссионеров, согласно Комиссии, предлагаются безграничные возможности в их деятельности.
«Совершенно неоправдан отказ от 15-летнего срока, необходимого для получения религиозной группой прав и статуса религиозной организации», тем более, что вокруг него уже во время принятия этого положения было много споров, и он явился результатом сложного компромисса. Митрополит Кирилл объяснил свою позицию тем, что «данный принцип предотвратил легитимизацию многих неизвестных в нашей стране религиозных образований сомнительного характера, некоторые из которых явно экстремистской направленности». Но не остановился на этом, рисуя самые «красочные» образы ближайшего будущего.
«Тот аргумент, который предлагается в защиту снятия 15-летнего срока, мы считаем лукавым», поскольку его защитники утверждают, будто снятие срока «обеспечит контроль за их деятельностью». Согласно сегодняшнему законодательству, если «кто-то хочет молиться антарктическому пингвину или истукану — пожалуйста, его не ограничивает. Они могут молиться, воспитывать детей — это базовые права». Ограничены они лишь в праве получения статуса юридического лица, поскольку «общество должно убедиться, что в результате их деятельности происходит. Пока государство не убедится, что не представляете общественной опасности». Если отказаться от этого срока, отметил митрополит Кирилл, любая религиозная группировка получает наравне с остальными конфессиями «налоговые льготы, доступ в армию, в образовательные учреждения, свободное использование государственных каналов телевидения. То есть серьезные рычаги влияния на общество сможет получить любая религиозная группа, имеющая финансовую поддержку. Причем зачастую из-за рубежа». Митрополит также негативно отозвался о попытке снять любые ограничения на приглашение религиозными организациями иностранных граждан миссионерами, выразив недоумение по поводу того, что ученые, приезжающие в Россию, ограничены в возможностях, в то время как довольно сомнительного характера миссионеры будут иметь практически те же права, что и российские граждане.
Собственно, слушания на этом практически и закончились бы, если только не учитывать того, что по всем пунктам доклада митрополита Кирилла полное согласие с ним выразили представители традиционных религий России — муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин и главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич. Стоит ли расценивать выступление митрополита Кирилла как противостояние государственной политике в сфере церковно-государственных отношений? Вероятно, нет. Скорее, это попытка высказать публично свою точку зрения, к чему и призывала Любовь Слиска. Тем более, что Церковь в последнее время неоднократно подвергали критике за то, что она не отстаивает свои права и права верующих. А, по словам митрополита Кирилла «не время и не место ставить такие эксперименты над нашим народом».