Известия | Дмитрий Филимонов, Наталия Алексеева | 28.05.2004 |
Государство, заявил Путин, ни при каких обстоятельствах не намерено вмешиваться во внутрицерковные дела, «но мы сделаем все от нас зависящее, чтобы создать условия для возрождения в полном объеме Русской православной церкви и восстановления ее единства».
«Впервые делегация РПЦЗ приезжает в Россию официально, а не инкогнито, как это было раньше», — заметил в Ново-Огареве патриарх Алексий II.
Перед этим было двухнедельное паломничество по святым местам. Делегация Зарубежной церкви посетила православные святыни в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Нижегородской области и Курске. В последний день визита Алексий II принял делегацию Зарубежной церкви в Свято-Даниловом монастыре. «Мы рады видеть вас бодрыми после такого большого паломничества по России и повидаться в преддверии вашего отъезда», — сказал патриарх, троекратно поцеловавшись с митрополитом Лавром и сопровождающими его архиереями.
«Я рад, что так позитивно проходит процесс сближения разных частей православной церкви, и я не буду говорить о двух церквях», — оценил результаты переговоров между РПЦ и РПЦЗ Путин. Глава РПЦ, судя по всему, уже считает объединение неизбежным: «Церковь едина, и только обстоятельства разделили нас». Факт встречи с президентом оказался довольно высоко оценен представителями РПЦЗ. «После 80 лет гонений государство теперь способствует духовному возрождению», — заявил архиепископ Берлинский и Германский Марк. О претензиях или, вернее, сомнениях, которые РПЦЗ все же испытывает по отношению к РПЦ (архиепископ Марк говорил о них в интервью «Известиям» от 25 мая 2004 года), на встрече в Ново-Огареве не упоминалось. Впрочем, на фоне слов о единой вере и общих корнях как-то сразу выделились слова митрополита Лавра о том, что в российской церкви «все возрождается и материально обогащается». Но сам Лавр, судя по всему, никакого упрека в свои слова вложить не хотел.
Формально судьбу объединения теперь должны решать Архиерейские соборы, которые должны пройти и в РПЦ, и в РПЦЗ. Им предстоит решать куда более сложные вопросы, нежели признание общей веры: например, кем и как может управляться объединенная церковь, какой широты автономные права могут остаться у РПЦЗ и каким образом будут решаться вопросы собственности.
«Все сложности разрешатся, и мы вместе будем служить Богу и русскому народу», — сказал на прощание митрополит Лавр. Вечером делегация вылетела в Нью-Йорк.
Для реального сближения иерархам Зарубежной церкви придется чуть-чуть поступиться своими принципами
История раскола Русской православной церкви на зарубежную и московскую насчитывает восемь с лишним десятилетий. Вскоре после революции 1917 года эмигрировавшее за рубеж православное духовенство осудило московских иерархов за сотрудничество с большевистским государством.
Когда рухнул «железный занавес» и границы открылись, зарубежные священники стали приезжать на родину предков. Инкогнито. Прежнее руководство РПЦЗ сурово пресекало всякие контакты зарубежных священников с московскими. Главным противником общения был тогдашний первоиерарх Зарубежной церкви престарелый митрополит Виталий. Более молодое поколение священников мыслило о сближении, стремилось к общению с Москвой.
В результате среди иерархов РПЦЗ возникла оппозиционная группа. Престарелого митрополита уговаривали уйти на покой, пытались признать его невменяемым, для чего устраивали принудительные медицинские освидетельствования. В итоге этой борьбы, больше похожей на спецоперацию, митрополит Виталий подал в отставку. Потом он, правда, писал, что его заставили отречься обманным путем, и хотел вернуть себе власть, но было поздно. Оппозиция одержала победу. В 2001 году главой РПЦЗ избрали митрополита Лавра. А правой рукой при нем стал архиепископ Берлинский и Германский Марк.
Именно Марк является главным переговорщиком с Московской патриархией. А с московской стороны главный переговорщик — архимандрит Тихон Шевкунов, которого пресса называет духовником президента Путина.
В сентябре 2001 года отец Тихон сопровождает президента в его поездке в США. Там Путин встречается с митрополитом Лавром и передает приглашение патриарха Алексия II посетить Москву. Спустя два месяца Марк приезжает в Россию. Он готовит почву для встречи глав двух церквей. Стороны договариваются о создании двух комиссий — от РПЦ и РПЦЗ. Задача этих комиссий — выработать предложения по ликвидации противоречий. Основных противоречий два. Зарубежная церковь исстари обвиняла московскую в сотрудничестве с государством и в экуменизме, то есть в контактах с неправославными конфессиями. Очевидно, что для реального сближения иерархам Зарубежной церкви придется чуть-чуть поступиться своими принципами: позволить Московской патриархии чуть-чуть сотрудничать с государством и чуть-чуть общаться с иноверцами.