Русская линия
Деловая газета «Взгляд» Сергей Худиев08.05.2015 

Общество, которое не делает этого — обречено

Когда я снова натыкаюсь на пост о том, что, мол, «две банды участвовали в общих разбоях, а потом один бандит не по понятиям кинул другого бандита, вот и вся «Великая Отечественная», я не кричу, не ругаюсь, нет.

Наша страна празднует 70-летие Победы. Мы вспоминаем, как могущественный враг пришел в нашу страну, чтобы навсегда покончить с нашими предками — и значит, с нами. Это была война не за территорию, не за «режим», не за национальную гордость, даже не за независимость — а за само существование нашего народа.

Но люди воевали, трудились, страдали и умирали, чтобы разбить нацистов — и разбили. Мы живы теперь благодаря тому, что наши предки сражались и победили. Это простой, очевидный исторический факт. Он несомненен и неизменен, как прошлое вообще.

Любая человеческая культура живет памятью предков; эта память сообщает человеку, кто он, каково его место в мироздании, в великом сообществе живых, мертвых и тех, кому еще предстоит родиться. Эта память особенно держится за события, в которых решалась судьба всего народа — быть нам или не быть, продолжится цепочка поколений, передающих жизнь от предков к потомкам, или она будет прервана.

Но люди могут менять свое отношение к прошлому. То, как они живут сейчас, что они из себя представляют, какое будущее их ожидает, прямо зависит от того, как они видят свое прошлое.

Общество, в котором не чтут тех, кто достойно, до самой смерти исполняет свой долг перед ближними, обречено (фото: Кирилл Каллиников/РИА

Общество, в котором не чтут тех, кто достойно, до самой смерти исполняет свой долг перед ближними, обречено (фото: Кирилл Каллиников/РИА «Новости»)

Человеческое общество довольно хрупко. Социальный мир, законность, исполнение людьми своих обязанностей — все то, что обеспечивает каждому из нас более-менее спокойную и безопасную жизнь, это не что-то само собой разумеющееся, как законы природы. Социальные катастрофы, распад или крайнее ослабление социальной ткани — это то, что в истории происходит постоянно, в том числе — на наших глазах.

Жизненно важно помнить, что общество держится на признании долга, взаимных обязательств. А способность признавать свои обязательства начинается с благодарности.

Другие люди чем-то пожертвовали ради нас, мы признаем это с глубоким почтением — это устанавливает между нами узы общности и признания. Честный полицейский погиб в перестрелке с бандитами — и мы чтим его как героя, и это очень важный моральный инстинкт, без которого общество расползется.

Общество, в котором не чтут тех, кто достойно, до самой смерти исполняет свой долг перед ближними, обречено. В нем полиция не будет ловить злодеев, врачи — лечить больных, пожарные — спасать людей из горящих зданий, и вообще сосед не будет помогать соседу.

День Победы, когда мы чтим память наших недавних предков, которые сражались, тяжко страдали и умирали, чтобы защитить само наше существование, — проявление того же морального инстинкта. Надлежит почитать тех, кому мы обязаны жизнью. Общество, которое не делает этого — обречено.

Часто люди не могут это сформулировать — это кажется слишком базовым, слишком самоочевидным, чтобы облекать это в слова — но они глубоко чувствуют, что в отказе почитать память тех, кто сражался и умирал тогда, есть что-то глубоко пагубное и порочное.

Когда я снова натыкаюсь на такой очередной с оттопыренным мизинчиком пост о том, что, мол, «две банды участвовали в общих разбоях, а потом один бандит не по понятиям кинул другого бандита, вот и вся «Великая Отечественная», я не кричу, не ругаюсь, не топаю ногами, я только отмечаю, что, на мой непросвещенный и, несомненно, неевропейский взгляд, между возжиганием печей Освенцима и угашением тех же печей есть объективная и принципиальная разница.

Я сижу и пишу эти строки, потому что воины (и труженики тыла) не дали нацистам убить моих предков. Это — непреложный факт, который надлежит признавать с глубокой благодарностью.

А вся сегодняшняя суета — да, иногда с превращением празднования Победы в балаган и пошлость, с попыткой тех, других или третьих использовать язык и образы Победы для своей пропаганды в текущих конфликтах, с перепалками между любителями баварского пива и любителями пышных усов — ничего в этом не меняет.

Перед подвигом, тяжким трудом и ужасающим страданием тех, кому мы обязаны жизнью, можно только склониться с глубочайшим почтением. Это достойно, правильно и абсолютно необходимо.

http://www.vz.ru/columns/2015/5/6/743 743.print.html

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru