Газета.Ru | Марина Лемуткина | 26.05.2004 |
Во вторник министр образования Андрей Фурсенко заявил, что министерство собирается ввести в школе предмет «история религии». Выступая на «круглом столе» на тему «Наука, образование, воспитание молодежи и религия», проходившем в МГУ имени Ломоносова, он подчеркнул, что «в стране не должно быть людей, не имеющих представления об основных религиях своей родины. Поэтому в школах надо вводить такой курс, и не факультативно, а как основной предмет, дающий базовые знания».
По словам директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, работа над учебником по истории мировых религий подходит к концу, и в 2005 году он уже может быть представлен на обсуждение.
Пока, правда, до конца неясно, заметил он, получится ли он в виде учебника для школьников или методического пособия для учителей.
Есть и другие неясности. Министр Фурсенко говорит об «истории религии» и подчеркивает, что этот предмет должен охватить историю всех основных конфессий, считающихся традиционными в России. Как рассказал «Газете.Ru» декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов, есть идея ввести другой школьный курс, рабочее название которого — «Основы православной культуры». Как будут связаны эти курсы между собой — непонятно. Скорее всего, это прояснится после выхода и начала обсуждения подготовленного учебного пособия.
В любом случае, как объяснил «Газете.Ru» Сергей Карпов, по завершении работа должна пройти учебно-методический отдел, желательно — специализирующийся по теологии, и принятие его окончательной редакции не должно быть сопряжено с поспешностью и суетой. Вообще, как подчеркнул Сергей Карпов, «вопрос о введении в школах такого предмета — дело очень серьезное, и нельзя допустить, чтобы оно обернулось профанацией», а до того, как его вводить, «необходимо провести своего рода инвентаризацию, чтобы определить, с какими средствами мы приступаем к делу».
Прежде всего, считает Карпов, необходимо подготовить специалистов-учителей по этому предмету. Декан истфака МГУ считает, что это могут быть теологи, получившие более широкое гуманитарное образование. Их могут готовить университеты, где есть преподавание теологии, можно готовить их и в других вузах, исходя из имеющихся у них возможностей и потребностей того или иного региона.
Карпов отметил, что традицией Московского университета всегда было объединение усилий ученых, представляющих разные отрасли знания. «Вопрос о светской и духовной науке представляется мне искусственным. Либо наука есть, либо ее нет», — подчеркнул декан исторического факультета МГУ.
Ректор МГУ Виктор Садовничий также заявил, что «наука и воспитание неотделимы от религии», а православная церковь сыграла важнейшую роль в истории страны и является ее неотъемлемой частью.
По мнению губернатора Карелии Сергея Катанандова, в последнее время ощущался дефицит влияния церкви на молодых россиян, в результате чего «многие из них заблудились».
Мнение губернатора поддержал и митрополит Калужский и Боровской Климент: «Необходимо соединить образование и воспитание, и особенно — в средней школе, где воспитательный процесс сейчас практически прекратился». Тогда, по словам настоятеля университетской церкви Святой Татьяны отца Максима (Козлова), нынешняя ситуация, когда при российских университетах открыто 50 храмов, а при тюрьмах — 500, может быть, изменится.
«Религиоведение — это часть истории, философии. Вполне светский предмет, преподавание которого вряд ли вызовет возражения», — сказал эксперт Института прав человека Лев Левинсон «Газете.Ru». «Но если речь идет о преподавании основ какой-то конкретной религии в качестве обязательного предмета в государственных школах, то уже попытки выйти за рамки допустимого в светском государстве», — уверен правозащитник. «К тому же, что немаловажно, такое преподавание, если оно обязательное, ведется за наш с вами счет, за счет налогоплательщиков», — напомнил правозащитник.
По мнению Левинсона, «подобная деятельность идет вразрез с конституцией, которая предусматривает автономность религиозных объединений от государства и гарантирует равенство различных религиозных конфессий перед законом». То же самое относится и к строительству храмов какой-то конкретной религии на территории учебных заведений.