Newsinfo.ru | 21.05.2004 |
Человек из библии Bibleman это лишь один из десятков продуктов, которые должны приблизить американских детей к Христианству. Но и все остальные возрастные группы Америки столь же богато обслужены религиозным товаром, количество которого европейцам даже трудно представить. Если в Германии христианская литература занимает в книжных магазинах одну полку, то в Barnes&Noble в Нью-Йорке на 5-той авеню двадцать!
Американцы намного религиознее европейцев, 80 процентов населения США верит в бога, тогда как в Европе от 40 до 60 процентов. Поэтому американцы отдают больше денег за свою веру. Кино-хит Мела Гибсона «Страсти Христовы», который на пасху праздновал своё воскрешение и вытеснил с первого места бродящих зомби фильма Dawn of the Dead (Рассвет мертвецов), является бросающимся в глаза симптомом тенденции, которая уже наметилась в течение последних лет: Иисус Христос очень ходкий товар, и для американцев он совсем не абсурден.
Пионером современного мессия маркетинга является Дуен Петерсон, чревовещатель из Монтаны. Именно он в ранние семидесятые 20-го столетия приступил к изданию религиозного журнала Hollywood Free Paper. Для финансирования своего бесплатного листка он продавал футболки с надписью High von Jesus (В высь к Иисусу), и торговал наклейками для автомобилей со слоганом «Если Вы любите Иисуса, сигнальте!» Торговля Иисусом началась.
Журнал Петерсона это уже история, но такие фирмы, как Thomas Nelson Inc. (Th.N.J.) крупнейшее в мире христианское издательство стоят на пороге золотого времени. За этот год, основанное в 1798 году предприятие, заработало на 67 процентов больше, чем в прошлом. Это наш лучший год за всё время существования фирмы, — радуется председатель правления Сем Мур. В настоящее время самый ходкий товар Th.N.I. старый добрый Новый завет в специально скроенной для девочек версии под броским названием Revolve.
Издательство оформило Revolve по подобию Cosmopolitan и Young Miss, сделав его пёстрыми и красочным. Например, в рубрике Beauty & Secret (Красота и тайна) имеется совет: Используй время, когда ты накладываешь защищающий от солнца крем, для общения с богом.
Скажи, как ты ему благодарен, за то, что он тебя создал. И в области любви Revolve даёт советы: Ты идёшь с почитающим господа типом? Пассаж, объясняющий девочкам, что согласно божьей воле, в отношениях с противоположным полом, мальчики должны взять бразды правления, Nelson, из-за протестов общественности, вынужден был изъять из издания. Изначально было напечатано 40 тысяч экземпляров Revolve, спрос составил несколько сотен тысяч. На пасху появилась версия для юношей (Refuel), в скором времени за ними последует вариант для женщин (Becoming).
Стивен Протеро, профессор теологии бостонского университета считает, что мы находимся в эпицентре бума на Христа. Автор книги о феномене Иисуса утверждает, что именно фильм Мела Гибсона вновь усилил интерес американцев к христианским темам, как это сделали рок-опера Иисус Христос суперзвезда — в семидесятые годы и фильм Царь царей — в двадцатые. По мнению Протеро, критически смотреть на коммерциализацию Христа это типично по-европейски. Понятно, люди зарабатывают большие деньги с помощью Христа, но не многие видят в этом проблему. И к тому же, как ещё сделать детям ближе, сухие, религиозные темы.
И для взрослых Библия подредактирована. В христианской книжной серии Left Behing проповедника Тим ЛиНейна всё гремит, сверкает молниями и дымит. Более чем 60 миллионов проданных экземпляров превратили серию в одну из наиболее продаваемых беллетристик. Тема серии Армагеддон и последние дни.
Протеро обращает внимание на то, что продукция христианской веры покупается не только глубоко верующими людьми. Эта тема для всех слоёв. Даже демократы любят Христа. При этом он язвительно замечает, что зарабатывание денег с помощью святой земли, собственно, европейское, а не американское изобретение.
Да, может быть, европейцы и изобрели товар под маркой Иисус Христос, но американцы довели его до идеала.
Перевод Беляковой Марины из журнала Spiegel
19 мая 2004 г.