Русская линия
Седмицa.Ru Леонид Беляев21.05.2004 

Русская Церковь празднует Николу Вешнего
Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сЈла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

Бари [итал. Bari, лат. Barium]
(Православная энциклопедия, т. IV, М. 2002., С. 335−338)

Город в Юж. Италии, центр почитания свт. Николая, архиеп. Мирликийского; центр обл. Апулия. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики св. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82).

История

Основанный греч. колонистами во 2 тыс. до Р. Х., в рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги, соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54−68) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, «национальной святыней» лангобардов, где по преданию в 492 г. произошло явление арх. Михаила, Б. с кон. VI в. попал в зону интересов лангобардского герц-ства Беневент и был присоединен к нему в кон. VII в. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717−741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен мелким военачальником Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират (до 871) и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 870 г. город был отвоеван у арабов франк. имп. Людовиком II, он был подчинен визант. стратигом Отранто, стал его резиденцией и центром фемы Лонгибардия, а с 975 г. резиденцией катепана, к-рому подчинялись все визант. владения в Италии. В XI в. с ростом значения как морского порта Б. стремился освободиться от контроля визант. властей. В 1009—1012 гг. восстание Мела, поддержанное лангобардской знатью и торговыми кругами Б., распространилось на всю центр. и юж. Апулию, что определило успех норманнского завоевания Юж. Италии. В 1041 г. норманны нанесли первое поражение византийцам: сначала Б. попал в руки Аргира, сына Мела, к-рый, заключив вскоре договор с византийцами, был назначен катепаном. Однако норманны, заручившись поддержкой герм. императора, основали в Апулии свое графство (1043). Разгромив в 1053 г. войско папы Льва IX и взяв его в плен, они однако резко изменили политику и провозгласили себя вассалами папы, к-рый, в свою очередь, признал за ними все захваченные территории; одним из последних после трехлетней осады пал Б. (1071). Норманны подтвердили древние привилегии Б. и гарантировали его адм. самостоятельность. С 1131 г. город перешел под власть норманнских королей Сицилии. В 1154 г. при поддержке Византии, отвоевавшей неск. городов Апулии, Б. попытался оспорить власть норманнских правителей, но Вильгельм Злой, подавив восстание, сравнял город с землей, пощадив лишь базилику св. Николая. Кафедральный собор св. Сабина, построенный византийцами (1035−1064), был превращен в руины и восстановлен лишь в 1170—1178 гг. «Золотым веком» Апулии, временем экономического и культурного расцвета Б., сохранившего первенство в регионе, стало правление герм. имп. Фридриха II Штауфена (1220−1250). Он основал в городе ярмарку, заложил новый порт, построил на остатках визант. и норманнских укреплений новую крепость (1233−1240). Самым ярким памятником стал восьмиугольный замок (Castel del Monte), возведенный недалеко от Б. (1240−1250). С правлением в Б. франц. династии Анжу с кон. XIII в. начинается период упадка. В сер. XIV в. город был вовлечен в борьбу между семьями Анжу и Дураццо. Будучи подарен миланской семье Сфорца в 1464 г., Б. пережил короткий период расцвета, особенно в 1-й четв. XVI в., когда здесь жила вдова Джан Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская. В XVII в. произошли разрушительные восстания, чума 1656−1657 гг. унесла 12 тыс. жизней, сократив население до 3 тыс. жителей. Лишь в нач. XIX в., с правлением королей Жозефа Бонапарта и сменившего его Иоахима Мюрата, в Б., входившем в состав Неаполитанского королевства, начался период активизации городской жизни и демографического роста. В результате плебисцита 1860 г. Б. вошел в объединенное Итальянское королевство. В наст. время Б.- 2-й после Неаполя торговый порт.
Церковь в Б.

Согласно преданию, христ. Церковь в Б. была основана ап. Петром, назначившим епископом Мавра, позднее принявшего мученическую смерть при имп. Траяне. Первый достоверно известный еп. Б. Конкордий, присутствовавший на Римском Соборе при папе Иларии, упоминается под 465 г. В 530 г. еп. Петр принял из рук Патриарха К-польского Епифания митру архиепископа, имевшую, по-видимому, лишь символическое значение, т. к. только в сер. X в., став резиденцией катепана, Б. был возведен в ранг архиеп-ства, что было признано лишь папой Александром II в 1069 г. Б. были подчинены Каноса (совр. Каноса-ди-Пулья), Джовинаццо, Мольфетта, Руво (совр. Руво-ди-Пулья), Трани, Минервино (совр. Минервино-Мурдже), Лавелло, Полиньяно, Каттаро и неск. др. городов. Фактически Каносса была присоединена к Б. еще в 844 г., тогда же в Б. были перевезены мощи мучеников Руфина, Мемора и Сабина. Двойственное положение Б., заключавшееся в том, что лат. клир опирался в своей деятельности на поддержку папы Римского, греч.- на визант. власти, в окрестностях города сосуществовали бенедиктинский мон-рь и многочисленные греч. обители, сохранялось до норманнского завоевания. При норманнах Б. перешел под прямую юрисдикцию папы Римского, а подчинение Патриарху К-польскому было отменено.

22 мая 1087 г. в Б. из Мир Ликийских (совр. Турция) были привезены мощи еп. Николая, для к-рых аббат бенедиктинского мон-ря Илия (позже епископ Б.), возможно, вдохновитель похищения, заложил храм, к-рый был тесно связан с правившими в Б. династиями: он стоял на подаренной герц. Рожером I (1085−1111) земле, считался придворной капеллой имп. Фридриха II, получил статус дворцового при Анжуйской династии. В 1089 г. крипта была освящена, в 1095 г. Петр Амьенский выступил в базилике с проповедью I Крестового похода. В 1098 г. папа Урбан II, даровавший в 1089 г. епископам Б. титул примаса Апулии, созвал здесь не увенчавшийся успехом Собор для объединения Зап. и Вост. Церквей. После взятия Иерусалима (1099) и увеличения потока паломников в Св. землю базилика св. Николая стала обязательным местом поклонения. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2002 г. в дар базилике св. Николая в Б. передан 70-килограммовый малахитовый крест, инкрустированный серебром и драгоценными камнями, к-рый был изготовлен уральскими мастерами по заказу итало-российского Фонда св. Николая Чудотворца (возглавляет А.Ю.Быков).

В кон. XIX — нач. XX в. в связи с возникшими трудностями пребывания в Б. правосл. паломников руководство ППО приняло решение о строительстве странноприимного дома. Вдохновителем и первым жертвователем был имп. Николай II, председательницей Строительного комитета прмц. вел. кнг. Елисавета, первым правящим архиереем — митр. Петроградский Вениамин. В 1913—1917 гг. в неорус. стиле были построены храм в честь свт. Николая с гостиницей для паломников (архит. А.В.Щусев). В 1937 г. с согласия правительства СССР и в результате ряда судебных разбирательств произошло отторжение принадлежавшего ППО недвижимого имущества в пользу муниципальных властей г. Б. В мае 1998 г. для окормления местной русскоязычной общины, многочисленных паломников и для поддержания рабочих контактов с религ., гос. и общественными кругами Италии в Б. было образовано подворье МП (настоятель свящ. Владимир Кучумов). По благословению архиеп. Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в мае 2002 г. в Екатеринбурге начато строительство ц. во имя свт. Николая, к-рая будет точной копией правосл. храма в Б. Проект храма, построенного в нач. ХХ в. А.В.Щусевым, в 1998 г. был передан настоятелем католич. базилики св. Николая екатеринбургскому архит. К.Ефремову. В храме планируется сделать 3 придела: во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, новомучеников и исповедников Российских, среди них имп. Николая II, принявшего мученическую кончину в Екатеринбурге, и всех святых (Православная газета. Екатеринбург, 2002. 15 мая). В 1986 г. в Б. был открыт экуменическо-патрологический ин-т «Св. Николай», где также находится центр изучения наследия святителя (Centro Studi Nicoliani).

Лит.: Masellis V. Storia di Bari. Bari, 1965; Musca G. L’emirato di Bari (847−871) Bari, 1967; Baldassare I. Bari antica: Ricerche di storia e di topografia. Molfetta, 1966; Belting H. Byzantine Art among Greeks and Latins in Southern Italy // DOP. 1974. Vol. 28. P. 1−29; Sforza F. Bari e Kotor. Bari, 1975; Willemsen C. A. D. Puglia: Terra dei normanni e degli svevi. Bari, 1978. P. 29−32.

Базилика свт. Николая в Бари

Базилика св. Николая. Самый известный памятник романского искусства в Апулии был возведен в 1087—1105 гг. Надпись на ступенях главного алтаря «pater eustasius nunc decorando regit» (отец Евстазий ныне устроил, украсив) указывает, что при архиеп. Евстазии (1105−1123) храм уже имел внутренний декор. После разрушений, связанных с восстанием 1156 г., работы возобновились в 1160 г. В кон. XIII в. глубокие аркады боковых нефов заложили снаружи и открыли их внутрь, образовав капеллы (раскрыты в ходе реставрационных работ в 1928—1956). Базилика трехнефная (длина 39 м), трехапсидная, со сводчатым трансептом (31,5 м). Средокрестие было отделено от нефа тройной аркадой и венчалось сводом на тромпах (ныне утрачен). В крипту под трансептами и апсидами вела лестница из вост. ячеек боковых нефов, к-рая была перекрыта крестовыми сводами, опиравшимися на 28 мраморных колонн с резными капителями. Центральный неф под деревянной кровлей (высота 30,5 м), с простым клересторием, почти вдвое шире перекрытых крестовыми сводами боковых нефов (12,5 против 6,5 м). Снаружи храм смотрится массивным прямоугольным блоком: 3 апсиды закрыты прямыми стенами и подчеркнуты ложными аркадами; боковые нефы ритмизованы глубокими арками между контрфорсами. К зап. фасаду примыкают 2 башни, фасад разделен натрое пилястрами и подчеркнуто вертикален, центральное прясло выше, чем обе башни. Храм был обильно украшен скульптурным декором. Часть рельефов, капителей и карнизов (сейчас в музее храма) происходит из ранних визант. построек. Капители крипты отчасти сделаны в 1-й период строительства (1087−1089) и украшены растительной (листья и др.) и сюжетной резьбой в раннехрист. (павлины, вазы) и романской традиции (львы с двумя туловищами; лисы, ловящие зайцев). Арочный главный портал (нач. XII в.) украшен тонкой резьбой на тему Евхаристии, восходящей к раннехрист. и визант. традиции. Декор хора был исполнен ок. 1130 г.: престол и киворий с капителями и ангелами, головами орлов и баранов; епископский трон был выполнен не ранее сер. XII в. Портик главного портала поддерживает пара быков, в его центре изображена солнечная колесница с триумфатором, символизирующим Христа; фронтон венчает крылатый сфинкс, родственный древнеапулийской терракоте.

В 1951 г. при реставрации базилики был открыт хранящийся под алтарем саркофаг-реликварий с мироточивыми мощами свт. Николая. Саркофаг устроен в виде небольшого каменного оссуария, крышка к-рого имеет 3 уступа по краям и 3 лунки в центре, средняя — сквозная. Верхняя алтарная доска сплошная, боковая сторона стола имеет арочное отверстие-трансенну для сбора мира (Schettini F. La basilica di San Nicola di Bari. Bari, 1967).

В архитектуре и скульптуре ц. св. Николая, первой галерейной церкви в Апулии, местная классическая визант. традиция соединилась с северо-романскими элементами, также заметно влияние памятников Монте-Кассино (обл. Лацио) и долины р. По. Ц. св. Николая стала образцом для церквей XII—XIII вв. в Апулии, в первую очередь для перестройки городского собора Санта-Мария Ассунта. Он возводился с 1034 г. на месте раннехрист. епископской базилики как трехнефная колонная базилика с одной апсидой, трансептом и криптой, но после разрушений 1156 г. был перестроен по образцу ц. св. Николая. Собор имеет купол с восьмигранным барабаном над средокрестием, прямоугольную вост. часть с 2 башнями и ложные галереи 2-го уровня в зап. части. 5 его порталов восходят к XI в. К этому же периоду относятся клиновидные капители с крылатыми львами и сфинксами и 3 панели с орлом, быком и крылатым львом. От XII в. сохранились пяты сводов галерей, декорация юж. трансепта и окон апсиды, повторяющих окна ц. св. Николая. В XIII в. собор был украшен декорированными карнизами и капителями наружных галерей, в фасаде пробита роза окна с тяжелым карнизом с готическими монстрами и демонами. К эпохе Фридриха II (1210−1250) относятся киворий (Альфан из Термоли) и ограда хора (Перегрино да Салерно); в картинной галерее Апулии в Б. (Pinacoteca provinciale) хранятся фрагменты 2 меньших кивориев (Ансерамо да Трани).

Известным памятником апулийской церковной скульптуры является т. н. трон из Б., вырубленный из единого блока мрамора (1350?550?600 мм). Его сиденье опирается на плечи 2 атлантов, а передний край поддерживают маленькие фигурки пилигримов в конических шапках и с посохами. Передняя часть сиденья украшена изображениями животных, заднюю поддерживают 3 полигональные колонки и 2 львицы, терзающие грешников. Вдоль края сиденья идет надпись «inclitus atque bonus sedet hac in sede patronus/presul barinus helias et canusinus» (муж славный и добрый сидит здесь на престоле заступника/епископ Бари и Каносы Элиа). Ее приписывали аббату Илии, относя создание трона к 1089−1105 гг. и считая его первым произведением романской скульптуры в Апулии. Позднее были предложены др. даты изготовления «прекрасного трона внутри церкви святого Николы»: 1098 г. (Porter), 1105 г. (De Francovich), сер. XII в. (Belli D’Elia). Общепринятой в наст. время является наиболее поздняя — ок. 1197 г. (Schwedhelm), основанная на сходстве трона со скульптурой в интерьере храма того же этапа: капителью тройного арочного темплона между нефом и трансептом, скульптурой юж. галереи и портика главного портала, капителью с 2 рабами из картинной галереи Апулии в Б. В маленьких фигурках на фасаде видят араб. эмиров или иных вост. правителей, заказчика и скульптора, персонификации паломников, привлеченных к новой гробнице святого, что представляется наиболее вероятным.

Лит.: Porter A. K. Romanesque Sculpture of the Pilgrimage Roads. Boston, 1923. Vol. 1; Krautheimer R. San Nicola in Bari und die apulische Architektur des 12. Jhs // Wiener f. Kunstgeschichte. 1934. Bd. 9. S. 5−42; De Francovich G. Wiligelmo da Modena e gli inizi della scultura romanica in Francia e in Spagna // Rivista dell’Isti-tutto nazionale d’archeologia e storia dell’arte. R., Archeol. & Stor. Arti. 1940. Vol. 7. P. 225−257; Schwedhelm S. Die Kathedrale San Nicola Pellegrino in Trani und ihre Vorg? ngerkirchen. B., 1972. S. 96−103; Belli D’Elia P. Il Romanico // La Puglia tra Bisanzio e l’Occidente / Ed C. D. Fonseca. Mil., 1980. P. 117−253; idem. Le cattedre // Ibid. P. 217−219; idem. La basilica di S Nicola a Bari: Un monumento nel tempo. Galatina, 1985; Milella Lovecchio M. La scultura bizantina dell’XI secolo nel Museo di S. Nicola di Bari // M? langes d'?cole Fran? aise de Rome: Moyen Age, Temps Moderne. R., 1981. Vol. 1. P. 7−87; Cioffari G. Storia della basilica di S Nicola di Bari. Bari, 1984. Vol. 1; ed. San Nicola di Bari e la sua basilica / Ed. Otranto G. Mil., 1987.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика