Русский курьер | Анатолий Хазанов | 21.05.2004 |
Безусловно, рост исламского радикализма по всему миру, зачастую противоречащего самой сути учения Пророка Мухаммада, отнюдь не способствует благосклонности европейского общественного мнения (при всей его политкорректности) к мусульманским иммигрантам. Не останавливаясь подробно на ненасильственном характере самой этой религии, замечу, что исламский мир порой поражает разнообразием конфессий, общин и направлений. В той же Великобритании давно укоренилась столь уникальная исламская община как ахмадийцы, которые поставили целью показать миру как должны вести себя в повседневной жизни истинные мусульмане, не богатые бездельники и не фанатичные псевдорелигиозные доктринеры.
Ежегодно в Лондоне проводятся всемирные съезды ахмадийцев — джалсы, на которых в качестве гостя порой присутствовал и автор этих строк. Причем последние несколько лет сюда съезжались по 25−30 тыс. ахмадийцев из 70−80 стран. Лидеры движения утверждают, что в мире насчитывается более 100 млн. членов движения, что превышает 8 процентов от общей численности мусульман. Самая большая ахмадийская община проживает в Пакистане, на втором месте — Индия. Большие общины есть также в Индонезии, Бангладеш, странах Африки, США, Канаде, Австралии. В Европе, помимо Британии, ахмадийцы сумели укрепиться в Германии.
«Любовь ко всем и ненависть ни к кому !», — девиз движения, адепты которого в своих проповедях акцентируют внимание на принципах всеобщего мира, свободы личности, честности и духовной чистоты.
Отца-основателя движения Мирзу Гулама Ахмада (1835−1908), жившего в Британской Индии, ахмадийцы считают «обетованным мессией». Гулам Ахмад не уставал наказывать своим последователеям, что «воевать нужно не мечом, а пером». Кстати, его правнук Мирза Марсрур Ахмад является нынешним, пятым главой (халифом) этого движения.
Масрур Ахмад недавно отметил первую годовщину своего избрания халифом высшей комиссией движения. Он родился в 1950 г. в Рабвахе (Пакистан), окончил сельскохозяйственный университет. В возрасте 27 лет, вслед за женитьбой, полностью посвятил себя Ахмадийскому движению. Руководство направило его в Гану, где он основал несколько религиозных школ, занялся строительством сельхозферм, школ и больниц. Особенно полезными оказались эксперименты Масрур Ахмада в качестве агронома. Он сумел опровергнуть общепризнанное мнение о том, что в ганских тропиках невозможно выращивать пшеницу. Достижения ахмадийцев в этой сфере проложили путь к продовольственному самообеспечению Ганы и получили высокую оценку на международных торговых ярмарках.
С тех пор Масрур Ахмад поддерживает дружеские связи с тогдашним президентом Ганы Джерри Роллингсом. Кстати, Роллингс периодически посещает ахмадийские съезды.
В 1985 г. Масрур Ахмад вернулся в Пакистан, и спустя 12 лет стал эмиром местной ахмадийской общины. Однако в 1999 г. пакистанские власти начали новую волну преследований «сектантов» и эмир был арестован по обвинению в «богохульстве» и «искажении сур Корана». Масруру Ахмаду грозило пожизненное заключение, и только международная кампания в его защиту, в которой фактически приняли участие лидеры 12 мусульманских стран, вскоре привела к его освобождению.
Ахмадийские проповедники почеркивают, что они понимают джихад как «священную войну, которую человек ведет внутри самого себя с собственным неверием, эгоизмом и слабостью».
Недавно халиф Масрур Ахмад призвал своих адептов среди медиков к работе в охваченных эпидемиями СПИДа, малярии и прочими напастями районах Африки, хотя бы в течение трех лет: «Это будет вашим служением вере, и Аллах, конечно, вознаградит вас за это». За последний год только в крохотной Гамбии ахмадийцы построили не менее 26 мечетей с сопутствующими медицинскими центрами. Они также активно помогали медикаментами, одеждой, продовольствием населению разных африканских стран, пострадавшему во время стихийных бедствий последних лет. Гуманитарная помощь от ахмадийцев поступала и в сильно разрушенные недавними землетрясениями районы Индонезии.
Показательно, что к последней лондонской джалсе с приветственной телеграммой обращался британский премьер Тони Блэр, заявлявший о своем «одобрении позитивного отношения общины ко всем истинным ценностям полицивилизационного общества».
Участники предстоящих в июне выборов в Европарламент также не забывают об ахмадийцах. Один из британских кандидатов доктор Анна Энли весьма метафорично охарактеризовала их деятельность: «Однажды мальчик увидел на берегу много морских звезд и стал бросать их назад в море. Старик сказал: «Но ты не сможешь пребросать их всех» и услышал в ответ «будет хорошо, если я спасу от смерти хотя бы некоторых. Вот так и ваша община не сможет спасти всех, но будет хорошо, если она чему-то научит хотя бы нескольких политиков».
19 мая 2004 г.