Страна.Ru | Мария Свешникова | 21.05.2004 |
Итак, Церкви начали работать над объединением. Вопрос в том, смогут ли они быстро разрешить поставленные перед ними задачи, или «уврачевание разобщений» может погрязнуть в долгосрочном процессе. После встречи Патриарха Алексия II и митрополита Лавра был задан вопрос: что же тормозит процесс сближения двух частей Русской Церкви. Представитель РПЦЗ, архиепископ Берлинский и Германский Марк ответил, что «такие процессы имеют свою внутреннюю динамику».
Очевидно, что первым будет решаться вопрос о евхаристическом общении. Иными словами, о возможности священнослужителям московской и зарубежной РПЦ вместе служить, а их прихожанам — совместно молиться. Вопрос о совместном служении можно рассматривать с разных точек зрения. Председатель ОВЦС митрополит Кирилл на прямой и достаточно коварный вопрос, могут ли сегодня прихожане одной Русской Православной Церкви пойти в храм другой, чтобы участвовать в богослужении и считает ли он это грехом, ответил крайне осторожно.
«Канонические препятствия для евхаристического общения есть, потому что Церкви еще не воссоединились. Там, где существует раскол, где Церковь разделена, следствием всегда бывает невозможность участия в таинствах. Другое дело, что часто люди преодолевают эти барьеры. И я не думаю, что среди нас найдется иерарх или священник, который осудил бы этих людей за их нетерпение».
Мог ли митрополит Кирилл на вопрос, считает ли он причастие в приходах другой Церкви грехом, ответить, что это грех? Очевидно, что это обострило бы ситуацию. С другой стороны, утверждение, что никаких препятствий не существует, стало бы сильным опережением событий.
Однако, если говорить об историческом контексте вопроса, на Соборе Русской Зарубежной Церкви 1923 года было сформулировано, что она призвана окормлять верующих в заграничных епархиях и может помогать верующим в России, не претендуя на права Церкви в России.
В 30-е годы, во времена митрополита Кирилла (Смирнова), когда многие в РПЦЗ резко отрицательно относились к митрополиту Сергию. Но довольно большая часть Зарубежной Церкви верила, что митрополит Сергий идет неправильным курсом, это его грех, поскольку он нарушает церковные каноны. Но грех этот не распространяется на священнослужителей, если они не являются сознательными и активными проводниками его курса. Поэтому митрополит Кирилл в свое время написал письмо, в котором говорится, что в смертном случае и при отсутствии зарубежных священников, допустимо и соборование и причастие от священника, подчиненного владыке Сергию. Существовало также и разъяснение, что, вопрос о совместном служении с митрополитом Сергием вызывает глубокое внутреннее несогласие. Это не означает, что не совершится таинство, или что таинство будет недействительно. Напротив, при том, что таинство действительно, существует еще большая ответственность за отношение к нему.
Если вспомнить историю, эта традиция идет еще от первых христиан, когда епископы и клирики могли воздержаться от общения с каким-либо епископом, который, по их мнению, вел себя по отношению к светской власти неправильно. Больше того, по этому вопросу существует даже церковный канон.
Существует также открытое письмо — ответ Священного Синода РПЦЗ, написанное в мае 2003 года архиепископу Амвросию (Кантакузену) по поводу проекта создания митрополичьего округа в Европе. Там говорится, что с точки зрения священноначалия РПЦЗ, единство русской Церкви уже в признании священства и священнодействия. На деле это означает, что венчания или крещения, проводимые в одной Церкви, не ставятся под вопрос в приходах другой. Особенно, это актуально в виду все увеличивающихся разъездов православных по миру. И если воздвигать жесткие рамки, вместо «залечивания старых ран», можно гораздо глубже ранить «церковный организм».
Больше того, во многих приходах обеих частей Русской Церкви считают, что в сегодняшней ситуации можно было бы и сослужить — если только об этом объявить официально. И сейчас этот вопрос переходит в ведение комиссий.
И все-таки, даже если неожиданно быстро будет принято разрешение совместной молитвы, за этим последуют вопросы, ответы на которые не готова дать ни та ни другая сторона. Тем не менее, архиепископ Марк выразил всеобщую убежденность, что «конечным итогом данного процесса должно стать единение Церкви».
Однако, существует проблема приходов Зарубежной Церкви, которые с 90-х годов прошлого века стали появляться на территории России, с одной стороны. И практически одновременное установление одноименных епархий в Европе со стороны Московского Патриархата. Как отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, «наличие этих приходов является канонической проблемой, и она конечно станет темой наших переговоров. Но нужно действовать таким образом, чтобы не порождать новых разделений, новых страданий «. В свою очередь, архиепископ Марк отметил, что этот «вопрос требует разрешения, так же как вопрос сосуществования параллельных структур на Западе. Ведь до 50−60 годов прошлого века их не было. В основном там существовала только Зарубежная Церковь».
Скорее всего, даже при самом худшем раскладе, переговорный процесс не затянется на неопределенное время, так как это не нужно ни МП, ни РПЦЗ. С другой стороны, даже после принятия некоего «вероисповедного документа по спорным и «преткновенным» темам, процесс не будет развиваться стремительно, потому что остается нерешенной административная часть, в частности в отношении собственности на Святой Земле. Кроме того, не смотря на готовность к уступкам, никуда не делись претензии РПЦЗ по сергианству и экуменизму, особенно в той его части, которая касается взаимосвязи Московского Патриархата со Всемирным Советом Церквей и перспективы визита Папы Римского в Москву.
Но на решение всех вышеперечисленных проблем комиссии готовы потратить столько времени, сколько его понадобится.