Крупнов.Ru | Юрий Крупнов | 10.05.2005 |
Знаете ли вы, что такое «жизнь, недостойная жить» — по-немецки «lebensunwerte Leben»?
Это фундаментальное понятие, официально положенное германским нацизмом в его борьбе за «расовую чистоту» и которое вначале означало основание для специального убийства неизлечимо больных, а затем и умственно неполноценных и больных с наследственными заболеваниями. Затем, перед началом Второй мировой войны, число категорий, подпадавших под эту формулу, резко выросло. Вслед за душевнобольными и пациентами с врожденными заболеваниями «lebensunwerte Leben» стали называться лица, помещенные в психиатрические лечебницы, душевнобольные преступники, а затем и те, «кто не имеет германского гражданства или не относится к немецкой или родственной крови», т. е. «евреи, еврейская помесь 1-го или 2-го класса, негры, негритянская помесь, цыгане, цыганская помесь и т. д.».
Наряду с массовым уничтожением жизней, недостойных жить, организовывались и специальные дома Lebensborn («Родники жизни»), в которых организовывались «встречи» «истинно арийских» женщин и мужчин — в частности, в эти дома в краткосрочные отпуска на одну ночь посылали с фронтов отобранных солдат СС. Таким образом осуществлялось генетически выверенное и целенаправленное разведение «высококачественных» в расовом отношении внебрачных детей — истинных арийцев и нордийцев, «расы господ».
Но самым важным являлись работы по выведению совсем новой человеческой «породы». Этим занималось созданное в 1933 году Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков или «Аненербе» (Ahnenerbe). Ради выведения сверхрасы, помимо широкомасштабных экспериментов над «низкокачественным» «человеческим материалом», «Аненербе» приходилось ставить медицинские эксперименты и даже умервщлять самих «истинных» из «истинных арийцев» из войск СС (http://www.pravda.ru/abroad/2002/10/07/48 051.html).
Во всём этом не было ничего удивительного. Ведь как определил в 1934 году Рудольф Гесс, правая рука Гитлера в то время, национал-социализм «ничто иное, как прикладная биология».
Расовая доктрина — ключевая часть нацистского мировоззрения. Согласно той доктрине существует «высшая арийская раса», вершиной которой являются немцы, а есть «низшие расы» и «неполноценные народы», подавление и прямое истребление которых является не только возможным, но и необходимым. Как писал Адольф Гитлер в «Моей борьбе»: «Тут-то мы и видим оселок, по которому проверяется ценность каждой расы. Та раса, которая не выдержит испытания, погибнет и очистит место более здоровой, более стойкой расе».
Расовая доктрина в наиболее полном виде была изложена рижанином (выросшим в Латвии немцем) Альфредом Розенбергом в книге «Миф двадцатого века», изданной в Мюнхене в 1929 году.
Приказ рейсфюрера «Чёрного ордена» СС Гиммлера N 65 от 31 декабря 1931 года по системе приёма новых членов СС — элиты Рейха — устанавливал: «1. СС — это набранный с определённой точки зрения союз нордически запрограммированных мужчин… 3. Цель, к которой мы стремимся, — это создание наследственно-здоровых ценных родов немцев запрограммированного типа… 8. Ведомство по расовым вопросам СС ведёт «родословную книгу СС…».
В конечном итоге всё это вылилось в индустриальное истребление «низших рас», «неполноценных народов» и «недочеловеков» (Untermensch), которое было остановлено только взятием Берлина Красной Армии.
Итак, первой основой гитлеровского нацизма была идея расовая.
Второй — учение о жизненном пространстве (Lebensraum). Это была концепция, связанная с идеологией «крови и почвы» («Blut und Boden»), расселения и укоренения «высшей расы» через германизацию, изгнание, порабощение и истребление местных жителей. Речь здесь шла, прежде всего, о России.
В 1935 г. Гитлер так высказывался о «технике истребления населения» на Востоке: «Наш долг — истребить население,… миллионы представителей неполноценной расы, которые плодятся как паразиты… Есть много способов добиться систематического и относительно безболезненного, во всяком случае без большого кровопролития, умерщвления нежелательного племени». Эти планы нацизма на Востоке вслед за западногерманским историком Г. Юбершером есть все основания назвать «расово-идеологической программой приобретения жизненного пространства».
Наглядно это проявилось в политике начальника СС и германской полиции, «имперского комиссара по вопросам укрепления немецкой народности» Г. Гиммлера, действовавшего на основании «Генерального плана Восток», где, как пишет профессор, член правления Берлинского общества по изучению фашизма и мировой войны, Дитрих Айххольц, «откровенно расистская мотивация соединялась с чисто политической, а именно с заинтересованностью в «гарантировании» («Sicherung») завоеванного огромного пространства на Востоке и его богатств. «Гарантирование», являющееся в целом ключевым понятием империалистической экспансионистской и оккупационной политики, направлено на подавление сопротивления покоренных народов. На «восточном пространстве» Гиммлер и СС превратили «гарантирование» в иррациональную расистскую стратегию планомерного уничтожения населения оккупированных стран (см. статью Д. Айххольца «Цели Германии в войне против СССР. Об ответственности германских элит за агрессивную политику и преступления нацизма», перевод которой опубликован в журнале «Новая и новейшая история», N6, 2002 г. — http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/WARCRIME.HTM).
Третьей основой гитлеровского нацизма стала идея о завоевании «избранной нацией» мирового господства.
Уже в 1924 году Гитлер в программной книге «Моя борьба» («Mein Kampf») изложил план возрождения расово чистой Германии и поставил эту цель — господствовать над миром: «Природа не признает политических границ. Она дает жизнь человеческим существам на нашей планете и затем спокойно наблюдает за свободной игрой сил. У кого окажется больше мужества и прилежания, тот и будет ее самым любимым дитятей и за тем она признает право господства на земле… Идеи гуманизма и пацифизма действительно, может быть, будут вполне у места тогда, когда вышестоящая раса предварительно завоюет весь мир и в самом деле станет господствовать над всей землей».
А накануне выборов 1932 года Адольф Гитлер обратился к народу Германии со словами: «Если вы изберете меня вождем этого народа, я установлю новый мировой порядок, который будет длиться тысячу лет».
Таким образом, гитлеровский нацизм, приступив в 1939 году к завоеванию жизненного пространства в планетарном масштабе и установления господства тысячелетнего третьего рейха (империи), нёс миру расовый принцип, приговаривающий большую часть человечества к целенаправленному истреблению, плановой смерти по законам той самой, по Р. Гессу, «прикладной биологии».
Это расовое безумие на деле выступало в чистом виде человечененавистнической религией, строящейся на переносе на общество дарвинистских селекционных идей. Согласно этой религии люди на Земле принципиально нетождественны в своей полноценности и поэтому убийство недолюдей не является и не может быть преступлением. Более того, уничтожение неарийцев является священной необходимостью, долгом, сверхзадачей. Именно поэтому гитлеровская Германия превратилась, как сформулировал один немецкий историк, в «Ватикан человекоубийства» (http://www.intes.od.ua/library/html-KOI/LEM/provocat.txt_with-big-pictures.html).
Нацизм фактически выступил антиподом христианства, поскольку своей главной целью и источником сатанинской энергии сделал искоренение христианского принципа.
Согласно принципу Христа все люди в своей полноценности одинаковы, поскольку созданы по образу и подобию Бога. Согласно гитлеровскому нацизму, это не так, поскольку люди неравны изначально и делятся на полноценных и неполноценных.
В 1940-м году отделом образования Главного управления СС под личным грифом Рейхсфюрера СС Гимлера была издана книга «ЭСЭСОВЕЦ И ВОПРОС КРОВИ („SS-MANN UND BLUTSFRAGE“). Биологические закономерности и их практическое использование для сохранения и приумножения нордической крови». В этой книге формулируются, в частности, следующие «истины»: «Люди различных рас и типов никогда не станут похожи между собой, проживи они на общей территории сколь угодно долго. Они всегда останутся тем, что они есть. Чужая же кровь, от которой и наш народный организм должен держаться как можно дальше, медленно, но верно убивает любой народ. „Неразумный“ зверь составляет пару для продолжения рода только с представителем своей породы (расы). Руководствуясь тем же священным инстинктом так же поступали близкие к природе люди, такие, как древние германцы. В наши дни этого естественного правила строго придерживаются наши крестьяне, так как они близки к своей родной земле, духовно укоренены в ней и потому чувствуют звучащий в них голос крови и расы. Чего не скажешь о „сверхразумных“ „цивилизованных“ людях, которым внушили, что им одним в целом мире дано право идти против природы. Как вы сами понимаете, природа не оставляет такое поведение безнаказанным. При смешении двух чужеродных рас никогда не происходит слияния наследственных задатков (генов) в единую наследственную массу, которая могла бы быть передана потомкам во всей своей гармоничной целостности. Размножение подобных ублюдков характеризуется все более сильным взаимоотторжением наследственных задатков и хаотичным разбросом их по разным потомкам…».
Если Христос своим приходом в мир через свою смерть и воскресение окончательно утвердил принцип бессмертия и принципиального тождества и ценности каждого без исключения человека, то гитлеровский нацизм отказал в этом большей части человечества.
Согласно христианству, люди равны, но равенство это не механическое, т. е. каждый равный обладает уникальной, единственной и неповторимой личностью — высшей реальностью каждого без исключения человека. И именно в этом творческом неравенстве и заключается высшее равенство: личности каждого человека абсолютно несопоставимы, но при этом у каждого без исключения человека есть личность (http://www.pereplet.ru/krupnov/16.html#16).
Согласно нацизму — большая часть человечества исходно принадлежит к категории принципиально низших и навсегда неравных недолюдей или нелюдей, поэтому у них нет никакой личности, поэтому у них необходимо отнимать имя и заменять его номером в концлагере, а в конечном счёте для недочеловеков остаётся только смерть, если не физическая, то гражданская и духовная.
Если Христос отменил смерть, собственной смертию смерть поправ, то гитлеровский нацизм возвёл смерть в первопринцип, установив культ смерти и введя категорию «жизни, недостойной жить» («lebensunwerte Leben»).
Что это всё означает?
Только одно. Разгром гитлеровской Германии в 1945 году стал фактом не военной и не геополитической, а религиозной истории — поскольку победители спасли мир от античеловеческой религии нацизма — господства сверхчеловеков (Ubermensch), «высшей расы», то есть от превращения большей части человечества в недочеловеков, унтерменшев (Untermensch), жизнь которых не только ничего не стоила, но и несла прямую угрозу «расовой чистоте» юберменшев.
И решающая роль в этом разгроме принадлежит СССР-России (http://www.kroupnov.ru/5/2391.shtml).
Гитлеровские альпинисты из «Чёрного ордена» СС успели в 1942-м году после специального ритуала в Пятигорске у подножия горы Машук на месте дуэли Лермонтова и Мартынова водрузить на Эльбрус особые эсэсовские знамёна. Эльбрус был для «истинных арийцев» священной горой, магической вершиной секты «Друзей Люцифера».
Следующим и последним местом для водружения таких знамён должен был стать, по планам высших жрецов нацизма, Тибет, где, согласно изысканиям самых засекреченных эсесовских учёных, якобы спят и ждут своего часа люди-боги, великаны, и где, наконец, сам Гитлер должен был их однажды разбудить, и они, объединившись, создали бы глобальное эсэсовское государство «сверхчистой расы».
Оставалось совсем чуть-чуть. Гитлер уже объявил о взятии Сталинграда.
Однако, как мы знаем сегодня, вместо «рассечения России надвое» — так определял Гитлер смысл взятия Сталинграда — Третий рейх получил Сталинградскую катастрофу, поставившую окончательный крест на расово-нацистской глобальной программе.
«После Сталинграда, — пишут французы Жак Бержье и Луи Повель в книге «Утро магов», Гитлер перестал быть пророком. Его религия потерпела крах. Сталинград — не только военное и политическое поражение. Равновесие духовных сил изменилось. Сообщения в германских газетах с траурной каймой были ужаснее, чем русские коммюнике. Был объявлен национальный траур. Но этот траур вышел за пределы нации. «Поймите! — писал Геббельс. — Вся идейная сущность, вся концепция Вселенной потерпела роковое поражение. Духовные силы раздавлены, близится час Страшного суда!». В Сталинграде не коммунизм восторжествовал над фашизмом, вернее — произошло не только это. Если взглянуть на историю с более отдаленной позиции, т. е. с точки зрения, откуда можно оценить смысл таких грандиозных событий, то это наша гуманистическая цивилизация нанесла удар люциферовской, магической, созданной не для человека, но для «чего-то большего, чем человек"…. В войне против Германии был только один-единственный мир,… который должен был целиком погибнуть, чтобы уступить место другому, чьим провозвестником чувствовал себя Гитлер… «Маленький человек… уничтожил великую армию, предназначенную для того, чтобы открыть дорогу сверхчеловеку, человеку-богу, властелину стихий, климата, звезд…. Маленький человек с огромной душой несколько лет спустя запустил в небо спутник и открыл межпланетную эру. Сталинград и запуск спутника — это, как говорят русские, две решающих победы, и они сближали их друг с другом, празднуя в 1957 г. годовщину своей революции. Их газеты опубликовали фотографию Геббельса с надписью: «Он думал, что мы погибнем, но нужно было, чтобы мы восторжествовали, чтобы создать межпланетного человека».
Решающая роль СССР-России в том, что нацизму не удалось установить мировое господство нацизма, несомненна.
В «Личном, секретном и строго доверительном послании от г-на Черчилля маршалу Сталину» за 27 сентября 1944 года (т.е. после открытия «второго фронта»): «Воспользуюсь случаем, чтобы повторить завтра в Палате общин то, что я сказал раньше, что именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины и в настоящий момент сдерживает на своем фронте несравненно большую часть сил противника».
Даже стеснительный на подобные признания президент США Дж. Буш во время церемонии" по случаю 60-летия высадки англо-американского десанта в Нормандии в июне прошлого года сказал, пусть и, по словам В.В. Путина, «в частном разговоре», российскому президенту: «Если бы не Россия, ничего бы этого не было».
Или, например, просто и чётко расставляет все точки над «i» журналист испанской «La Vanguardia» Рафаэль Пош: «Главными героями той войны были отнюдь не Джон Уэйн и не солдат Райан, а люди, носившие славянские фамилии и погибшие за страну, которая сегодня уже не существует. И истинно переломными моментами той войны стали битвы за Москву, Ленинград (Петербург), Сталинград (Волгоград) и Курск» (http://www.inosmi.ru/stories/05/04/14/3445/210 151.html).
Вот только испанский журналист не прав в трёх важных моментах.
Во-первых, та страна никуда не делась и по-прежнему существует. Называется она Россия и даже в юридическом смысле является полной правопреемницей СССР.
Во-вторых, главные герои той войны носили не только славянские фамилии. Все без исключения народы СССР-России участвовали и геройски сражались в той войне. К тому же, понимание решающей роли СССР-России в разгроме нацистской Германии у нас никогда не приводило к недооценке роли и вклада союзников, граждан других стран — всех тех, кто не допустил превращения нацизма германского в планетарный.
И, в-третьих, наши соотечественники погибали и страдали не только за свою страну. Не менее 27 миллионов погибших наших дорогих людей спасли не только страну, но и другие страны и сам мир и само человечество.
Гитлер напрямую определял мир и Вселенную (Universum) в качестве пространственного масштаба распространения нацистско-расистского принципа. «Раса господ» противопоставляла себя всему остальному человечеству и жаждала космических преобразований.
Поэтому, взяв Берлин, СССР-Россия спас весь мир от нацизма.
Более того, СССР-Россия спасла от позора и англо-саксонский мир.
Это прямо вынужден был признать госсекретарь правительства Рузвельта Хэлл: «Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские, очевидно, спасли (западных) союзников от сепаратного мира. Такой мир унизил бы союзников и открыл двери для следующей тридцатилетней войны».
Столь привычные нам сегодня слова песни Евгения Винокурова и Андрея Эшпая «И помнит мир спасённый» во всей своей простоте и являют эту истину: мир, действительно, оказался спасённым.
Только русские — а так навсегда во Всемирной Истории осталось название народов СССР — в итоге смогли противостоять религиозному принципу нацистов свой собственный религиозный принцип. И победить.
Показательным является издание за три месяца до окончания войны «Циркуляра командующего группой армий „Висла“ Г. Гиммлера от 19 февраля 1945 года о мероприятиях, проведенных советскими властями во время обороны Ленинграда». Он был издан фронтовой типографией «Панцерфацет» и разослан генералам и командирам дивизий войск группы армий «Висла». Вот как мотивируется необходимость знакомства высших офицеров Третьего рейха с данным циркуляром: «Настоящим посылаю для изучения материалы по обороне Ленинграда большевиками. Пусть каждый узнает, с каким грубым, холодным как лёд противником мы имеем дело. С ним нельзя договориться, не помогут и никакие жалобы (http://www.izvestia.ru/victory/article1695071).
Эти слова главного эсэсовца имеют не только пропагандистский, но и прямой религиозный смысл.
«Холодный как лёд противник» — значит тот, кто, согласно доктрине «Вечного льда» (или доктрина «Вель» — сокращение от немецкого слова «Welteislehre», т. е. «учение о мировом льде»), окажется способным выжить в момент с неизбежностью грядущей вселенской катастрофой — когда все планеты рухнут на Солнце.
Чтобы хоть что-то понимать в смысле и значении той Великой войны (http://www.pereplet.ru/krupnov/134.html#134), следует знать: на разработку расовой теории в системе космологии и оккультизма тайный институт СС «Аненербе», которому при этом подчинялось ещё 50 других институтов, истратил средств больше, чем США на разработку атомной бомбы. Доктрина «Вель» была для Гитлера путеводной звездой на пути к тому, чтобы «осуществить творение биологической мутации для создания расы героев полубогов» (http://www.x-libri.ru/elib/prvsh000/247.htm).
Поэтому эти слова из циркуляра Гиммлера февраля 1945 года, как и сам факт издания подобного наставления, является объективным признанием самими же высшими нацистами своего полного религиозного поражения и, одновременно, уже тогда состоявшейся победы тех, с кем «нельзя договориться».
СССР-Россия спас мир. Спас, принеся себя в жертву — и 27 миллионов погибших красноречивее всяких слов.
Другого подобного самопожертвования, такой массово-коллективной собственной смерти, которая попрала смерть, история не знает.
И это банальный, на поверхностный взгляд, факт до настоящего времени абсолютно не осмыслен и не додуман, не превращён в действительный факт Всемирной Истории.
Мы все оказались — и к 60-летнему даже юбилею Великой Победы — не в состоянии адекватно осмыслить то, что произошло в первой половине 40-х годов XX столетия. Что с нас спрашивать, если до сих пор по центральным государственным каналам и в центральной прессе, даже в последние месяцы перед шестидесятым 9-ым мая беспрерывно вещается «правда» о непомерных потерях СССР-России в той Великой войне, а некоторые договариваются до того, что с точки зрения потерь у нас и не было никакой победы, а было, мол, поражение.
Мало того, что эти нравственные уроды врут фактически, в цифрах (обстоятельное доказательство этого см., к примеру, в работах В.В. Кожинова — http://kozhinov.voskres.ru/hist2/glava4.htm, также Приложение к данной статье). Они подспудно проводят мысль, что та победа была обычной и чуть ли не случайной, а война, соответственно, была грязным и банальным, если не просто гадким моментом нашей и уж тем более Всемирной Истории.
Сегодня это называется «правда о войне» (http://www.contr-tv.ru/vremena/1119/). Что ж, может, для кого-то это и правда. Правда, как говорится, у каждого может быть своя.
Но истина в другом.
Страшное количество погибших и преждевременно состарившихся и умерших ради и во имя Великой Победы — это умонепостижимо высокая цена самопожертвования народов СССР-России во имя спасения не только самих себя, но и всего мира — всей вселенной.
Именно поэтому Великая Победа 1945 года — это небывалое вселенское событие, это невиданное чудо.
И не наш вопрос, в конце концов, помнит ли сегодня
… мир спасенный,
Мир вечный, мир живой
Сережку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой…
СССР-Россия спас мир. И это абсолютная истина.
СССР-Россия уничтожила то, что несло вселенскую смерть — нацизм. «Безбожный» СССР, смертию смерть поправ, воскресил и спас мир. И не будет никаким преувеличением сказать, что та страшная и Великая война и Великая Победа в той Великой войне стала первым социологически-масштабным мировоскресением, повторением подвига Христа.
Этот факт требует некалендарного отношения к праздникам, поскольку в основе лежит всегда событие, а не дата.
9 мая стало самым убедительным свидетельством того, что две тысячи лет назад Христос воскрес.
Поэтому наша Великая Победа — это праздник праздников, это Пасха.
Именно в этом смысл Великой Победы СССР-России в Великой войне (http://www.kroupnov.ru/5/2391.shtml).
Приложение
Проблема человеческих потерь 1941−1945 годов
(фрагмент главы «Итоги войны» книги В.В. Кожинова «Россия век ХХ, 1939−1964» — http://kozhinov.voskres.ru/hist2/glava4.htm)
«Предшествующее изложение сосредоточилось на событиях 1941−1942 гг., и это вполне естественно, ибо ход войны в 1943- 1945 годах воссоздан в обширной литературе о ней гораздо более ясно и правдиво: победы под Курском, в Белоруссии (летом 1944 года) и т. д. незачем было «лакировать» (они и так великолепны) в «доперестроечные» времена, и затруднительно «очернять» в конце 1980−1990-х годах.
Вместе с тем существует наиболее тяжкая, мучительная проблема, на основе которой (сначала в так называемых «самиздате» и «тамиздате», а с конца 1980-х и в общедоступной литературе) осуждают и попросту проклинают «методы» войны в целом — как в период наших поражений, так и в период побед. Речь идет о проблеме человеческих потерь 1941−1945 годов. Ныне «демократические» СМИ постоянно внушают, что «цена победы» была непомерной, и потому это как бы даже и не победа…
Потери в самом деле были громадны, но суть нынешней пропаганды заключается в том, что «вину» за них возлагают не столько на врагов, сколько на «своих», — прежде всего, разумеется, на Сталина.
Опубликован, например, документ от 27 мая 1942 года — директива Сталина руководству Юго-Западного фронта (командующий — С. К. Тимошенко, член Военного совета — Н. С. Хрущев, начальник штаба — И. X. Баграмян), начавшего с 12 мая Харьковское сражение, в ходе которого были чрезмерные потери. «Не пора ли вам научиться воевать малой кровью, как это делают немцы? — писал Главнокомандующий.- Воевать надо не числом, а уменьем»[1].
Однако в глазах многих людей этот сталинский выговор Тимошенко и другим предстанет, без сомнения, как лицемерный (хотя дело ведь идет не о показном публичном требовании сократить человеческие потери, а о предназначенном для трех адресатов секретном документе).
Знакомясь с иными нынешними сочинениями о войне читатели волей-неволей должны прийти к выводу, что Сталин, да и тогдашний режим в целом, чуть ли не целенаправленно стремились уложить на полях боев как можно больше своих солдат и офицеров, патологически пренебрегая тем самым и своими собственными интересами (ибо чем слабее становится армия, тем опаснее для режима)…
И поскольку главная цель многих сочинений, затрагивающих вопрос о потерях нашей армии, заключалась, в сущности, не в исследовании реальных фактов, а в обличении Сталина и режима в целом, предлагались абсолютно фантастические цифры, — вплоть до 44 миллионов (!) погибших военнослужащих…[2]
Полнейшая абсурдность этой цифры совершенно очевидна. В начале 1941 года население СССР составляло, как выяснено в последнее время посредством тщательнейших и всецело достоверных подсчетов, 195,3 млн. человек, а в начале 1946-го людей старше 5 лет в стране имелось всего лишь 157,2 млн.*; таким образом «исчезли» 38,1 млн. человек из имевшихся в начале 1941-го[3]. Утрата, конечно же, огромна — 19,5% - почти каждый пятый! — из населения 1941 года**. Но в то же время очевидна нелепость утверждения, что в 1941—1945-м погибли-де 44 млн. одних только военнослужащих — то есть на 6 млн, (!) больше, чем было утрачено за эти годы людей вообще, включая детей, женщин и стариков.
Однако дело не только в этом. Даже и 38,1 млн. «исчезнувших» людей нельзя отнести целиком к жертвам войны, ибо ведь и в 1941—1945 гг. люди продолжали уходить из жизни в силу «естественной» смертности, которая уносила в то время минимум (именно минимум) 1,3%* наличного населения за год (не считая младенческой смертности), то есть за пять лет — 6,5% - что от 195,4 млн. составляет 12,7 млн. человек (повторю: по меньшей мере столько).
Кроме того, не так давно были опубликованы сведения о весьма значительной эмиграции из западных областей СССР после 1941 года — эмиграции поляков (2,5 млн.), немцев (1,75 млн.), прибалтов (0,25 млн.) и людей других национальностей; в целом эмигранты составляли примерно 5,5 млн. человек[4].
Таким образом, при установлении количества людей, в самом деле погубленных войной, следует исключить из цифры 38,1 млн. те 18,2 млн. (12,7+5,5) человек, которые либо умерли своей смертью**, либо эмигрировали. И, значит, действительные жертвы войны — 19,9 млн. человек, не считая, правда, смерти детей, родившихся в годы войны.
Это вроде бы противоречит результату наиболее авторитетного исследования, осуществленного в 1990-х годах сотрудниками Госкомстата, — 25,3 млн. человек. Но в этом исследовании специально оговорено, что имеется в виду «общее число умерших (не считая естественной смертности, — В. К.) или оказавшихся за пределами страны»[5], а, как отмечалось выше, за пределами страны оказалось 5,5 млн. эмигрантов. 19,9+5,5 — это 25,4 млн. человек, что почти совпадает с подсчетами Госкомстата.
Стоит сообщить, что принципиальное согласие с подсчетами Госкомстата высказал уже упоминавшийся наиболее квалифицированный эмигрантский демограф С. Максудов (А. П. Бабенышев), с начала 1970-х годов работающий в Гарвардском университете (США)[6].
И в связи с этой цифрой — 19,9 млн.- особенно дикое впечатление оставляет и приведенная выше цифра 44 млн., имеющая у виду только погибших в 1941—1945 годах военнослужащих, да и значительно уменьшенная цифра — 31 млн. погибших «красноармейцев», объявленная позднее, в 1995 году, тем же автором[7].
Что же касается гибели военнослужащих, то произведенное в конце 1980−1990-х годах скрупулезное исследование всей массы документов воинского учета 1941−1945 годов показало, что потери армии составляли 8,6 млн. человек[8]. К примерно такой же цифре пришел ранее С. Максудов, причем, особенно существенно, что он исходил не из недоступной ему, эмигранту, воинской документации, а из демографических показателей. И, ознакомившись с опубликованными в 1993 году итогами анализа документов, он выразил удовлетворение и даже «удивление» тем, насколько «потери в военкоматском учете… близки к их демографической оценке» (указ. соч., с. 119). Таким образом, два исследования, исходящие из разных «показателей», дали, в общем, единый результат, что делает этот результат предельно убедительным.
Нельзя не отметить еще и следующее. С. Максудов в качестве профессионального демографа «упрекнул» исследователей армейских документов в игнорировании естественной смертности, обоснованно утверждая, что собственно боевые потери на самом деле были меньше 8,6 млн., так как часть военнослужащих (напомню, что в армию призывались и не очень молодые люди — до 50 лет) умерла в силу естественной смертности, и гибель от рук врага постигла, по расчетам С. Максудова, 7,8 млн. военнослужащих.
Широко распространено представление, что наибольшие боевые потери пришлись на самую молодую часть призванных в армию людей, — тех, кому было в 1941 году 18 или не намного больше лет. И это, безусловно, вполне основательное представление, ибо не имевшие существенного жизненного — не говоря, уже об армейском — опыта юноши погибали, конечно, в первую очередь; в этом возрасте к тому же нередко еще слабо развито чувство самосохранения,
Но боевые потери этого поколения все же крайне резко преувеличивают. Так, в печати многократно утверждалось, что воины 1921−1923 годов рождения погибли почти все; например, один известный ученый, членкор АН, писал не так давно; «Из прошедших фронт людей этого возраста вернулись живыми только 3 процента», то есть 97 (!) процентов погибли…
Между тем есть вполне надежные сведения, что из 8,5 млн. мужчин 1919−1923 гг. рождения, имевшихся в 1941 году, к 1949 году «уцелели» 5 млн.[9] Выходит, таким образом, что почти две трети мужчин этого поколения вообще не воевали (что крайне неправдоподобно), ибо, как утверждается, только один из тридцати трех фронтовиков этого возраста «вернулся живым».
Нельзя не сказать и о том, чтоиз «исчезнувших» мужчин указанного возраста далеко не всех можно считать погибшими на фронте. Дело в том, что из 8,8 млн. женщин тех же 1919−1923 гг. рождения к 1949 году осталось 7,6 млн., и, значит, 1,2 млн. из них погибли, то есть только в три раза меньше чем мужчин. Поскольку в армии находилось менее 0,6 млн. женщин (всех возрастов)[10], и они не ходили в штыковые атаки, ясно, что абсолютное большинство из 1,2 млн. «исчезнувших» молодых женщин погибли от вражеского террора, голода, холода, разрухи и т. п. И от тех же причин погибли, по всей вероятности, едва ли меньшее (чем женщин) количество мужчин того же возраста. Ведь в силу самой биологической природы мужчин они в экстремальных ситуациях значительно менее выносливы, чем женщины, Я убедился в этом еще в юном возрасте, в конце войны, когда узнал о том, что из моих многочисленных ленинградских родственников в годы блокады погибли почти все мужчины, а женщины, напротив, в большинстве своем выжили. Особенно важно отметить, что речь идет о мужчинах, не находившихся в армии; даже те, кто сражались на рубежах блокированного Ленинграда, получали намного большее количество продовольствия, чем гражданские лица в самом городе, и гибель для них была менее вероятной,.
Определенная часть «исчезнувших» молодых мужчин оказалась в эмиграции, куда, как уже сказано, ушли 5,5 млн. человек, и естественно полагать, что доля именно молодых мужчин была среди них немалой.
Наконец, в число «исчезнувших» мужчин входят люди особенной «категории», которую редко учитывают при выяснении потерь, — гражданские лица, оказавшиеся на оккупированных территориях, объявленные врагом военнопленными и заключенные в соответствующие лагеря. Сколько было таких жертв врага, трудно или вообще невозможно установить, но ясно, что дело идет о миллионах…
Эти люди разделили страшную судьбу военнопленных, которые по сути дела попросту уничтожались врагом… Нередко можно прочитать, что в этом, мол, виноват опять-таки Сталин, не подписавший в 1929 году Женевскую конвенцию о военнопленных, Эта версия давно и убедительно опровергнута[11], но тем не менее доверчивым читателям продолжают внушать, что в уничтожении миллионов действительных и мнимых военнопленных виноваты-де не враги, а свои…
Нелепо уже само предположение о том, что Германия была готова соблюдать по отношению к нам какие-либо «принципы»; хотя бы уже из одного факта превращения в военнопленных гражданских лиц ясно: никакие «нормы» враг не соблюдал.
Вот, например, фрагмент дошедшего до нас предельно четкого приказа от 11 мая 1943 года по 2-ой германской танковой армии (до декабря 1941 года ею командовал знаменитый Гудериан, снятый со своего поста за отступление под Москвой):
«При занятии отдельных населенных пунктов нужно немедленно и внезапно захватывать имеющихся мужчин в возрасте от 15 до 65 лет, если они могут быть причислены к способным носить оружие… объявить, что они впредь будут считаться военнопленными и что при малейшей попытке к бегству будут расстреливаться»[12],
Судьба военнопленных и тех, кого неправомерно объявили военнопленными, была настолько чудовищной, что даже некоторые германские руководители различных рангов пытались изменить положение, — разумеется, не из «гуманности», а по прагматическим соображениям. Так, уже на девятнадцатый день войны, 10 июля 1941 года, чиновник министерства по делам восточных территорий Дорш, пораженный увиденным, докладывал из захваченного врагом еще 28 июня Минска своему патрону Розен-бергу:
«В лагере для военнопленных в Минске, расположенном на территории размером с площадь Вильгельмплац*, находится приблизительно 100 тыс. военнопленных и 40 тыс. гражданских заключенных. Заключенные, загнанные в это тесное пространство, едва могут шевелиться и вынуждены отправлять естественные потребности там, где стоят,. живут по 6−8 дней без пищи, в состоянии вызванной голодом животной апатии…» Между тем, продолжал Дорш, «огромную работу в тылу фронта невозможно выполнить только с помощью немецкой рабочей силы, а, во-вторых… изо дня в день возрастает угроза эпидемии…»[13] (этими соображениями и продиктована «забота» о пленных).
Позднее, 28 февраля 1942 года, уже и сам Розенберг писал начальнику штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Кейтелю; «Война на Востоке еще не закончена и от обращения с военнопленными в значительной мере зависит желание сражающихся красноармейцев перейти на нашу сторону… Это цель пока не достигнута. Напротив, судьба советских военнопленных в Германии стала трагедией огромного масштаба. Из 3,6 млн. (сюда, безсомнения, причислены и захваченные к тому времени гражданские лица.- В. К.) в настоящее время вполне работоспособны только несколько сот тысяч. Большая часть их умерла от голода или холода… во многих случаях, когда военнопленные не могли на марше идти вследствие голода и истощения, они расстреливались на глазах приходившего в ужас гражданского населения… В многочисленных лагерях вообще не позаботились о постройке помещений для военнопленных. В дождь и снег они находились под открытым небом. Им даже не давали инструмента, чтобы вырыть себе ямы или норы в земле… Можно было слышать рассуждения: «Чем больше пленных умрет, тем лучше для нас"…»[14]
Тогда же, в феврале 1942-го, «Военно-экономический отдел» Верховного командования «сетовал» в официальном циркуляре:
«Нынешние трудности с рабочей силой не возникли бы, если бы своевременно были бы введены в действие советские военнопленные, В нашем распоряжении находилось 3,9 млн. военнопленных (разумеется, вместе с гражданскими лицами.- В. К.), теперь их осталось всего 1,1 млн. Только в декабре 1941 г. погибли полмиллиона…»[15]
Но все подобные возражения ничего не могли изменить, так как армия была с самого начала нацелена не только на захват страны, но и на уничтожение ее жизненной силы и, значит, прежде всего на уничтожение тех, кто способен носить оружие.
Начальник армейской разведки и контрразведки Германии адмирал Канарис еще 15 сентября 1941 года писал о «вредных последствиях» того «обращения с военнопленными», которое господствует в германской армии и которое он определял так;
«…военная служба для советских граждан отнюдь не рассматривается как выполнение воинского долга, а… характеризуется в общем и целом как преступление. Тем самым отрицается применение военно-правовых норм». И благодаря этому, предупреждал Канарис, «облегчается мобилизация и сплочение всех внутренних сил сопротивления России в единую враждебную массу»[16].
Однако подобные предупреждения оставались втуне. В основе действий вражеской армии лежало «геополитическое» убеждение, согласно которому война ведется против «азиатских недочеловеков», Даже 26 октября 1943 года, то есть уже после Курской битвы, начальник по делам военнопленных при Верховном командовании генерал Греневитц объявил в своем очередном приказе:
«Слабодушные, которые будут говорить о том, что при теперешнем положении надо обеспечить себе путем мягкого обращения „друзей“ среди военнопленных, являются распространителями пораженческих настроений и за разложение боеспособности привлекаются к судебной ответственности»[17].
В обращении с военнопленными, то есть на самом деле со всеми мужчинами призывного возраста, выражалось — пусть и в особо крайней форме — отношение к завоевываемой стране в, целом. И, кстати сказать, преобладающее большинство «власовцев» и других согласившихся служить Германии людей «выбирали» этот путь, без сомнения, как «альтернативу» в высшей степени вероятной гибели в лагере военнопленных. Отмечу еще, что в свете вышеизложенного нынешнее стремление некоторых считающих себя «патриотами» лиц как-то связывать себя (хотя бы в одной только «символике») с германским рейхом предстает по меньшей мере как дикость…
16 июля 1941 года, когда враг, увы, уже захватил огромные территории СССР, Гитлер дал недвусмысленное «указание»;
"Гигантское пространство, естественно, должно быть как можно скорее замирено. Лучше всего этого можно достичь путем расстрела каждого, кто бросит хотя бы косой взгляд" (там же, с. 56).
Два месяца спустя, 16 сентября, начальник штаба Верховного главнокомандования Кейтель издал приказ, в котором выразил возмущение «мягкостью» армии и потребовал «немедленно принять самые суровые меры». «Следует учитывать, — объяснял генерал-фельдмаршал, — что на указанных территориях (СССР.- В. К.) человеческая жизнь ничего не стоит, и устрашающее воздействие может быть достигнуто только необычайной жестокостью», — например, 50−100 казненных «в качестве искупления за жизнь одного немецкого солдата» («Совершенно секретно!..», с. 396).
И, как уже было показано, только примерно треть человеческих потерь в годы войны составили боевые потери армии.
Не приходится уже говорить о тотальном разрушении всех условий человеческого существования — от жилищ до электростанций, от заросших бурьяном и кустарником полей до развороченных с помощью спецсредств железнодорожных путей и т. д. и т. п. Стране был нанесен поистине беспрецедентный урон и ущерб…