Русская линия
Русская линия Николай Жарков04.05.2005 

Праздников праздник и торжество торжеств

Христос воскресе!

Нынче весь христианский, а особенно православный мир ликует!

Ни «камень велий зело», который был привален к дверям гроба Христова, ни печать, возложенная на камне злобою врагов Христовых, ни стража воинская, приставленная ими ко гробу Жизнодавца, — ничто не удержало во гробе пречистого тела Господня.

Как сказал в своем пасхальном послании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 11: «Всем отверзает Господь благодатный источник этой радости и не спрашивает сегодня, в который час кто вышел на делание свое… Будем же идти путем спасения неленостно и неуклонно. Да, сей путь всегда бывает тернист и узок. И не случайно многие в окружающем нас мире ушли с этого пути, затуманив свой духовный взор стремлением к власти и славе, комфорту и обладанию земными сокровищами, безудержному потреблению и бесконечным развлечениям. Церковь знает, что такая дорога ведет человека в тупик и никогда не сделает его счастливым».

Наша задача помочь нашим близким, тем кто живет рядом с нами и нуждается в нашей поддержке. А заполнить душевную пустоту следует рассказом о нашей истории, наших традициях, нашей вере православной.

Итак, первое известие о Воскресении было по премудрой воле Божией дано Пресвятой Деве Богородице. Из Евангелия мы видим, что апостолы и ученики Господа не вдруг поверили воскресению Его. И только Матери Божией возвещено о воскресении Иисуса Христа в ту самую минуту, как он воскрес из гроба. Ангел сказал Ей: «Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой сын воскресе, тридневен от гроба».

Если обратиться в глубь истории, то мы узнаем, что празднование весеннего обновления природы у семитских народов было связано с отелом скота: кочевники-скотоводы устраивали пиры и приносили жертвы своим богам. В 12−13 веках до нашей эры эти племена стали оседлыми, а праздник преобразился в земледельческий, связанный с жатвой. К этому празднику пеклись пресные лепешки из первых зерен урожая, так называемые опресноки.

С течением времени праздник земледельцев приспособили к нуждам своей религии иудейские жрецы. Еврейское слово phesach (фесах) буквально значит — переход, перемена места. Это слово евреи стали употреблять в особенном смысле для обозначения своего праздника, учрежденного в воспоминание перехода из рабства в земле египетской в обетованную землю Ханаанскую.

Этим же именем они называют и самого агнца, которого, по закону Моисееву, они съедают в этом праздник вместе с опресноками и горькими травами.

Этот праздник в ветхозаветные времена назывался также праздником опресноков (Исх. 12, 15; 34, 18. Лев. 23, 6. Лук. 22, 1).

В эти дни отец семейства должен объяснить всем близким смысл и значение праздника фесах. Горькие травы, потребляемые в месте с агнцем, напоминают о жестоких страданиях евреев во время египетского рабства. Хлеб без закваски, которая требовала времени для брожения, говорит о скорости, с которой евреи вынуждены были бежать из Египта (Исх. 12; 17, 39. Втор. 16, 31).

Во время всего праздника, который длился семь дней, запрещено было квасное и ели только опресноки.

При захождении солнца (Втор. 16, 6), закалали пасхального агнца. Эта жертва (Числ. 9, 9−12. Исх. 12, 43−46) служила прообразом Иисуса Христа (1 Кор. 5, 7. Иоанн. 19, 36).

Приготовляли одного агнца на десять человек избранных. Кровь агнца проливалась иудейскими священниками у подножия алтаря. Потом, не сокрушая ни единой кости, прикрепляли его к двум поперечным шестам в форме креста, жарили на огне и, наконец, законно чистые евреи ели его. Те, которые отказывались вкушать его, были исключаемы из состава народа Божия.

Сохранение благочестивыми евреями обычая праздновать пасху, скрывает еще и глубинный смысл — еврейская пасха напоминание избрания Израиля, как народа Божия, а хлебцы опресночные, символ чистоты нравственной, напоминают евреям, что они «народ святой», который должен предохранять себя от нравственной порчи. «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны (1 Кор. 5, 7).

Итак, ветхозаветная Пасха, которая и празднуется евреями сегодня, так называемая еврейская пасха, — праздник воспоминания об освобождения избранного народа, которым и поныне считают себя иудеи, от плена Египетского и перехода в Землю Обетованную.

В Церкви христианской, согласно св. Амвросию Медиоланскому, слово пасха стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

Агнец пасхальный был истинною жертвою, очистительною и мирною. Также и Иисус Христос принес себя на кресте в жертву за наши грехи.

Церковь христианская, видя в пасхе еврейской прообразование своей — христианской пасхи, то есть перехода от смерти к жизни, и от землик небеси, приняла от евреев и само название праздника. Но при этом греки изменили первую букву этого названия: вместо фасха греки назвали праздник Воскресения Христова — Пасхою. Тем более что у греков это слово созвучно с глаголом страдаю.

Первоначально христианская и иудейская Пасхи совпадали по времени празднования. Но в 325 году Вселенский Собор христианских церквей принял решение разграничить иудейский и христианский праздники.

Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольские времена. Но в первые века христианства этот праздник отмечался не везде и не в одно время. На IV Вселенском Соборе было определено прекращать пост и начинать празднование Пасхи ночью после Великой субботы.

Еще в древней церкви вскоре после праздника Рождества Христова александрийским епископом распространялись послания ко всем церквям. В посланиях указывалось время празднования Пасхи и говорилось о других вопросах важных для общества. По нынешнюю пору мы получаем ежегодное пасхальное послание Святейшего Патриарха всея Руси Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, которое зачитывается во время праздничного богослужения.

Всё богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны. Церковь воспевает победу Господа нашего Иисуса Христа над всеми врагами нашего спасения и дарование нам жизни вечной. Вот почему день Христова Воскресения поистине есть «праздников праздник и торжество торжеств». И в эти дни в Церкви вместо псалмов поются песнопения, прославляющие воскресение Христово и Его победу над адом и смертию.

Чтение Псалтири во всю Светлую седмицу прекращается.

Коленопреклонение — усиленный подвиг моления и покаяния, особенно в дни поста; поэтому, начиная с Великой субботы, земные поклоны совсем упраздняются. А 20-е правило 1-го Вселенского Собора повелевает не только в дни Пасхи, но от Пасхи до Пятидесятницы не преклонять колен при Богослужении, а молиться стоя, изображая восставшего из мертвых.

Все дни святой Пасхи пронизаны радостью о воскресшем Христе, и эта радость выражается в Пасхальном приветствии. Оно напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о воскресении Христовом, с изумлением и радостным восторгом спрашивали один у другого: «Христос воскресе!» и отвечали один другому: «Воистину воскресе!».

Взаимное лобзание верующих есть выражение любви и примирения друг с другом. И одновременно с приветствием мы должны исторгнуть из себя все враждебные чувства, забыть об имеющихся неприязненных отношениях. Об этом и поется на праздничных богослужениях: «воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем; рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением». Как сказал Патриарх Алексий: «Давайте не забудем тех, кто скорбит, кто болен, всех, кто нуждается в нашем поддержке и человеческом участии. Согреем их братскою любовью! Ведь и Христос пришел в мир, принял страдания, воскрес из мертвых для того, чтобы мы «имели любовь нелицемерную».

При приветствии и целовании верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Подобно тому, как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, — и Христос, лежащий во гробе, как мертвец, восстал из этого жилища смерти и тления. Так и мы силою воскресения Христова, возродимся и воскреснем для другой жизни. Окрашенное красной краскою яйцо напоминает нам о том, что наша будущая жизнь приобретена пречистою кровию Иисуса Христа.

Обычай взаимного обмена яиц обязан своим началом св. равноапостольной Марии Магдалине, которая, представши перед императором Тиберием, дала ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!». Преподнося столь ничтожный дар самому императору, Мария исполнила простой иудейский обычай. В древности было правило, являясь к важному лицу, особенно в первый раз, подносить ему что-либо в дар от себя в знак уважения. Люди бедные обычно приносили древесные плоды и яйца домашних птиц.

Свой скромный дар Мария Магдалина сопроводила рассказом о земной жизни и неповинных страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. Император Тиберий вследствие ее рассказа пришел в гнев от несправедливых проступков иудейского прокуратора Пилата и первосвященника Каиафа и подверг их заслуженному наказанию.

Для задабривания грозных богов в языческие времена приносились человеческие жертвы. С развитием общества вместо человека в жертву богам стали приносить лишь части его тела (уши, нос, крайнюю плоть, выстригали волосы) или туши животных. Еще позднее, вместо этих жертв, перешли к более гуманным: крупное животное заменяли мелким, или птичьим яйцом (символ жертвоприношения в зародыше).

Жертва приносилась окрашенной кровью животных. Крашение яиц это очень далекий отголосок ритуальных жертв, преобразившийся со временем в искусство. Особая роспись по скорлупе или искусственному яйцу стала обычаем самых разных народов.

На Руси яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали целые произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня…

Яйца могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек. В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы- несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и т. д. В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества — от крестьянской избы до царского двора, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий — хозяева со слугами и т. д.

При царском дворе, начиная с Алексея Михайловича, обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентировании ритуал: «…Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди», — писал Н. Костомаров.

Изготовлением таких яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры.

В XVIII—XIX вв.еках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия — и самостоятельной отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т. д.

В кладовой Зимнего дворца до революции имелся постоянный запас пасхальных яиц — для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Эскизы для отделки пасхальных яиц, предназначавшихся царю, членам его семьи и другим знатным особам, нередко заказывали известным иконописцам и художникам (так, например, делали на императорском фарфоровом заводе, где выпуск пасхальных яиц был налажен с 1749 года).

После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Возрождаться это искусство стало совсем недавно. Ознакомиться с ним можно в иконных лавках, на православных выставках.

У славян, как и у других народов, с незапамятных времен существовал весенний языческий праздник в честь пробуждения природы от зимнего сна. С крещением Руси самым главным праздником стала Святая Пасха. Сколько игрищ, забав, песен и плясок, сколько разнообразных вкусных и богатых пиршеств вмещали в себя эти дни в старое время — балаганы, карусели, катание на лошадях, обязательное «христосование», катанье яиц, взаимные визиты из дома в дом и угощенья, угощенья…

Кулич и пасха — непременные атрибуты пасхального стола, они стали символами самого праздника, а в целом — символом возрождения, радости и надежды. У нас в городе за Невской заставой есть даже храм Живоначальной Святой троицы, построенный по проекту архитектора Николая Львова в виде сырной пасхи (колокольня, звонница) и кулича (здание церкви).

Главный православный праздник окружен массой народных обычаев. Верующие в самый канун Пасхи приносят в храм для освящения крашеные яйца, куличи, сырные пасхи и многое другое, что будет украшать праздничный стол. Этот старинный обычай напоминает нам о том, что пища земная — это дар от Бога.

С началом Светлой Седмицы — праздник души сопровождается праздником тела — разговением.

Но сначала следует разобраться со значением этого понятия.

Говение — так называется благочестивый обычай православной церкви, состоящий в том, что до приступления к исповеди и причастию христианин в течение некоторого времени воздерживается от скоромной пищи и даже от неумеренного вкушения самой простой еды. При этом следует молиться и ходить в церковь для участия в богослужениях.

Интересен этимологический смысл слова говение: го — речь, особенно в смысле духовном; хава — жертвоприношение; гу — жертвовать. Следовательно, говеть — молитвы, соединенные с жертвоприношениями. Отсюда происходят еще слова:

ћ говейный — достойный уважения, достопочтенный;
ћ говенствовати — чтить, почитать;
ћ говеиный — учтивый, почтительный;
ћ говею — благоговею.

Говяда — крупный рогатый скот, употребляемый в пищу, — быки и коровы. Овцы и говяды — тоже, что овцы и волы (Быт. 33, 13. Исх. 34, 3). От говяд до овец (1Цар. 15, 3) — весь крупный и мелкий скот.

Разговение, следовательно, это процесс перехода от поста к правилам повседневной жизни.

Ранее разговение после долгого и трудного поста обставлялось с особой пышностью. Эта пышность, торжественность и проявлялась в убранстве и содержании стола, в его причудливом разнообразии.

Кроме куличей, пасхи и крашеных яиц, к пасхальному столу подавали окорок свиной и копченый, жареную телятину, жареного и заливного поросенка, дичь, разного рода пирожные, десерты и другие сладкие блюда, и этим разговлялись после многодневного поста.

Как и столетия назад, христиане дарят ныне друг другу крашеные яйца, говоря: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя из церкви, садятся за трапезу. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.

Освященному яйцу в прошлом приписывались магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). На Ярославщине с пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Пасхальным освященным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище.

Чудодейственная сила обреталась и в скорлупе освященного яйца, а также крошках от разговенья. Их собирали, смешивали с «четверговой» солью и клали вместе с зерном для посева. Кстати, «четверговую» соль готовили в тот же день, когда красили яйца, то есть в Чистый четверг. Она использовалась для посола кушаний, которые приготовлялись на Пасху.

Любимой пасхальной забавой являлось катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи, после обеда, и продолжалось всю пасхальную неделю. Катали яйца просто с какого-нибудь бугорка или делали для этого специальные лоточки. Когда катящееся яйцо ударялось об яйцо, лежащее на земле, играющий забирал это яйцо себе. Смотреть, как катают яйца, раньше обычно собиралась чуть ли не вся деревня.

У иудеев по сложившейся традиции в Пасху готовят целый ряд блюд, основным компонентом которых является маца или мука из нее («мацемел»).

Раньше мацу выпекали в домашних условиях. Для этого муку высшего сорта смешивали с водой (на 1 часть муки ½ части воды), соль не добавляли. Тесто раскатывали тонкими слоями (1−1,5 мм), лепешки накалывали вилкой или специальным зубчатым колесиком и выпекали в духовке. Сегодня во многих крупных городах в канун еврейской пасхи можно приобрести уже готовую мацу, которая выпекается в специальных условиях. Для получения муки из мацы ее пропускают через мясорубку. Главными на еврейскую пасху являются блюда из рыбы (фаршированная щука) и кур (курица тушеная с черносливом, курица тушеная с цимесом, фаршированные шейки). Слово «цимес» в идише означает и невероятно вкусную сладость, как таковую, и блюдо — тушёную в молоке морковь, сдобренную изюмом.

Но вернемся в Россию…

Пасхальный стол, бывало,
Накрывается в гостиной, стол огромнейший, На нем и яйца красные, И пасха, и кулич! Н. А. Некрасов

Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. Помимо ритуальных пасхи, кулича и яиц на столе могут быть любые мясные блюда. Пасхальный стол, так же как и поминальный стол сорока дней, накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению. Не возбранялось сесть к пасхальному столу даже без хозяев.

Для приготовления пасхи в старину использовались деревянные пасочницы — разборные ящички в виде усеченной пирамиды — символ Гроба Господня. На внутренней стороне дощечек вырезали буквы «ХВ», изображение креста, цветов и т. д., эти рисунки и надписи отпечатывались потом на готовой пасхе. Выпекались также пасхальные куличи.

И тут стоит вспомнить св. Иоанна Кассиана Римлянина:

«Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения».

Пасхальные искушения

Особенно тяжело приходится врачам после праздников: поев-попив от души, люди попадают в операционную с холециститом, кровотечением, аппендицитом и непроходимостью кишечника. В последнее время появилось множество больных панкреонекрозом — острым воспалением поджелудочной железы, после которого нередко развивается диабет. Такие пациенты лежат в больнице несколько месяцев и затем не раз возвращаются в отделение с рецидивом.

Поэтому выход из поста должен быть постепенным.

Во время поста ферментные системы организма отдыхают. Прежде всего, это относится к тем ферментам, которые расщепляют белки и жиры. Выработка этих ферментов происходит не сразу. Вследствие этого разрешение поста должно быть по длительности таким же, как и вхождение в него (вспомним сырную седмицу перед Великим постом, когда мы вводили пищевые ограничения постепенно).

Яйца надо употреблять в пищу осторожно, по 1−2 яйца в неделю, во избежание расстройства желудка. Кроме того, яйца, сваренные вкрутую, тяжелая пища для желудка; предпочтительнее есть омлеты.

Трудно переваривается также и сырная паста, сваренная из качественного жирного творога с добавлением сливочного масла, сахара, кураги и изюма.

В продаже сегодня имеются перепелиные яйца. Некоторые ревностные прихожане даже приносили их на освящение окрашенными.

Вопреки торговой рекламе, по питательной ценности перепелиные яйца почти не отличаются от куриных. Но есть отличия в минеральном составе. Так, яйца перепелов не содержат калия и магния, которые нужны для работы сердца. Но в них больше железа и жиров, требуемых для питания детей и ослабленных людей. В перепелиных яйцах также больше витаминов А, В1, В2 и РР. В пожилом возрасте вообще рекомендуются не увлекаться поеданием яиц, а избыток жиров делает перепелиные яйца нежелательным продуктом питания для старых людей.

Полный скоромный стол с наличием мясных блюд, сала, наваристых борщей можно сформировать только к концу Пасхальной седмицы.

Древним евреям при исходе из Египта Господь повелел есть жертвенного агнца с горькими травами. Памятуя об этом, к мясным, рыбным, жирным блюдам желательно добавлять приправы, которые усиливают выделение пищеварительных соков и предотвращают расстройство кишечника при употреблении жирной пищи. Кроме перца, наши предки использовали порошок из сушеной полыни, тысячелистника, корицы, аниса, тмина, кориандра и других пряно-ароматических трав.

Свежую зелень следует ограничивать при хронических заболеваниях кишечника — хронический колит и язвенный колит, а также при обострении хронического гастродуоденита и хронического панкреатита.

Но вне обострения этих заболеваний свежая, хорошо измельченная зелень в виде приправ к мясным блюдам и супам весьма полезна. При введении в пищу свежей зелени человек должен ориентироваться, прежде всего, на свое состояние и самочувствие, и начинать употребление зелени так же постепенно.

Особенно хочется подчеркнуть желательность и необходимость соблюдения принципа раздельности продуктов по их химическому составу при формировании блюд нашего стола, то есть белки и углеводы мы должны принимать в пищу с интервалом не менее 3 часов, а не так, как у нас принято — есть мясо с картофельным пюре. Кроме того, воздерживаясь в пище, мы должны, по выражению преподобного Серафима Саровского, «оставлять место Духу Святому».

И вообще нелишне почаще вспоминать слова Василия Великого: «От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно».

Православный врач Н.Ф. Жарков.

http://rusk.ru/st.php?idar=7037

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика