Русская линия
Русский Афон Екатерина Чухонцева01.04.2015 

Создание иконы Собора Святых Русских Афонитов

Икона Собор Святых Русских Афонитов Святая Гора Афон — Удел Божией Матери. При слове «Афон» в сердце православного русского человека возникает необъяснимое чувство умиления и благоговейного трепета. Афон всегда воспринимался на Руси как место возвышенное и таинственное. Афон — это молитва и очищение сердца. Афон — это опытные наставники, старцы. Афон — это и великие святыни: чудотворные образы и мощи святых угодников Божиих. Афон — это и древнейшие храмы, иконы и фрески.

А все вместе, это живая традиция Вселенского Восточного Византийского Православия. Первые русские монахи появились на Афоне в X веке. И с того времени вот уже на протяжении тысячи лет между Святой Горой и Русью существует неразрывная связь. В библиотеке русского Свято-Пантелеимонова монастыря и других афонских обителей хранится огромное количество документов — исторических свидетельств теснейшей духовной связи Святой Горы и Руси, что в значительной степени помогает Институту Русского Афона реконструировать историю Росикона.

Историю Русского Афона и нашего монастыря исследовали многие ученые, но эти исследования носили фрагментарный характер.

Впервые Институт пытается реконструировать историю Русского Афона комплексно и на протяжении всей его обозримой истории.

Столетиями живет Русский Афон. Столетиями общается с Русью. Первые русские люди вступили на эту землю еще 1000 лет назад, как упомянуто об этом в летописи. Основатель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний Киево-Печерский являлся последователем Афонского устава. Кроме этих святых, прославившихся на Афоне и на Руси, многие паломники, посещая Афон и возвращаясь на Родину, поклонялись русским афонским старцам.

Икона Собор Святых Русских Афонитов

Но на пороге 1000-летнего юбилея письменного свидетельства присутствия русских монахов на Афоне возникла идея попытаться Русский Афонский Патерик, а на основании его сделана попытка создать принципиально новое отображение этих русских святых афонитов на фоне Пресвятой Богородицы и русского святогорского монастыря.

В своем дерзновении, дабы определить форму и содержательность, цветовую гамму и художественную форму, нашими сотрудниками было составлено несколько вариантов иконописного изображения Святых и их жития, которые были переданы талантливым иконописцам, представителям двух направлений — живописного и аскетичного. В результате с двух старых, намоленных досок, на нас смотрят святые афонские старцы, сияющие благодатью ниспосланной Божией матерью. Два разных стиля. Два разных художника. Но переданная ими святость была едина. Перед нами лики тех святых, которые молились за нас, за Святую Русь, как 1000 лет назад, так и сейчас.

Икона Собор Святых Русских Афонитов

Еще не существует отдельного памятного дня, когда будут праздновать память Собора Святых Русских Афонитов, но уже существует их иконописный образ, составленный и воплощенный трудами сотрудников Института Русского Афона по благословению старцев Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Планируется разработка акафиста, тропаря и кондака.

Каждый из ликов святых, которые представлены на этой иконе, официално уже прославлены Русской (отечественной и зарубежной) Церковью в разное время, тем или иным Собором. Хотелось бы отметить, что прославлены они все по отдельности.

Ныне Институт Русского Афона по благословению священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря готовит всестороннюю историю обители с момента зарождения на Святой Горе и по наше время.

Главной целью проводимой исследовательской работы является составление полной истории Русской обители на Афоне, истории духовных и политических связей Руси и Афона. Центральное место в этой работе занимает изучение материалов и составление жизнеописаний афонских святых, так или иначе связанных с со Святой Русью.

Изображение всех Русских Святых, просиявших на Афоне, причем уже в двух иконографических видах, было создано в Институте Русского Афона в 2013 году. Среди святых афонитов на иконах мы видим образы святителей, преподобных, мучеников: Григорий V, патриарх Константинопольский; Киприан, митрополит Киевский и Московский; Антоний Печерский и Максим Грек, Нил Сорский и Паисий Величковский, Силуан Афонский и Кукша Одесский, Никита Славянин и Аристоклий Московский.

Икона Собор Святых Русских Афонитов

В центре иконы образ Богородицы, Покровительницы и Игумении Святой Горы (данное изображение Богородицы рекомендовано ко внесению в икону старцами Русика). На иконе представлены все три обители, на протяжении 1023 лет являвшихся местами иноческих подвигов русской святогорской братии:

Первая обитель по центру — скит Ксилургу с храмом Успения Пресвятой Богородицы — одним из первых русских православных храмов в мире.

Слева — обретенная в 1169 г. на новом месте Свято-Пантелеимоновская обитель, ныне Старый или Нагорный Русик.

Справа — наша нынешняя обитель с храмом во имя св. вмч. и целителя Пантелеимона, освященная в 1818 г. Вселенским Патриархом Григорием V (1818−1821).

По сторонам иконы расположены живописные клейма:

1. 989 г. — передача Протом русской братии на Афоне обители с храмом Успения Пресвятой Богородицы, названной «Ксилургу» (с греч. — Древодел). Первоначально братии было примерно 15 иноков.

2. 1012 г. — прибытие в Ксилургу молодого паломника (впоследствии св. Антония Печерского, «начальника всех русских монахов») к родным русским братиям на Афоне, возглавляемым игуменом Герасимом.

3. До 1142 г. — знатный русский паломник из рода Рюриковичей «брат Лазарь» (впоследствии игумен монастыря) приходит в русскую святогорскую обитель и приносит богатую милостыню, которая позволила «Ксилургу» обрести на Афоне еще больший авторитет.

4. 1169 г. — видя образцовое молитвенное богослужение в русской святогорской обители «Ксилургу», процветающую в ней хозяйственную жизнь, Прот и Собор Старцев Афона принимают решение о передаче монастыря Св. вмч. и целителя Пантелеимона («большого среди средних») русской братии «Ксилургу» с оставлением за ними и самого «Ксилургу». Свято-Пантелеимоновский монастырь (Фессалоникийца) перешел к русским со всем имуществом, землями, метохами, судами, библиотекой и т. п.

5. 1187 г. — русский иеромонах, придя ко двору Великого Жупана Сербского Стефана, увлек в свой монастырь на Афоне младшего сына Жупана Растко (впоследствии св. Савва Сербский), который принял монашество в Русике.

6. 1308 г. — великая драма русского монастыря на Афоне. Каталонцы (амальгавры) из мести за убийство Михаилом (сыном Андроника II) их вождя Роже де Флора жгли и грабили побережья Византии, в том числе и Афона. Не сумев проникнуть в Хиландар, разбойники сожгли русский монастырь. Среди строений и имущества погибла в том числе и часть архива.

7. 1349 г., 1569 г., 1619 г. За свою историю русский святогорский монастырь пережил десять запустений, но, наряду с этим, были и радостные времена, когда удавалось на милостыню ктиторов укрепить храм, стены, братский корпус.

8. 1497 г. — после падения Константинополя, к концу XV века, Россия осталось единственной православной страной, свободной от Турецкого влияния и имевшей возможность оказывать значительную помощь бедствующим Афонским монастырям. Наш Игумен Паисий, первым сумел дойти до Великого князя Ивана III Васильевича положив почин сравнительно регулярной помощи монастырю.

9. До 1508 г. — основание скита прп. Нила Сорского недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Прп. Нил молился в различных Афонских обителях, в том числе и в Росиконе.

10. 1589 г. — приезд за милостыней и дача согласия Вселенским Патриархом Иеремией II Транос на Русское Патриаршество.

11. 1591 г. — вручение царю Феодору Иоанновичу Соборной Грамоты Вселенской Патриархии о признании за Русским Патриархом Иовом всех прав Предстоятеля Автокефальной Церкви. Вручает Тырновский Митрополит Дионисий в сослужении с Архимандритом Росикона Неофитом и Архимандритом Григорием Хиландарским .

12. 1653 г. — прежде бывший Вселенский Патриарх Афанасий III Пателарий (1634,1652) приезжает к царю Алексею Михайловичу за милостыней. Афанасий III скончался в 1654 г. на Украине, на территории, подконтрольной Богдану Хмельницкому, в Мгарском монатыре, где его разыскивал Вселенский Патриарх Паисий I.

Видимым знаком признания этого икононического образа достойным к дальнейшему повторению и употреблению является милостное внимание Святейшего Патриарха Кирилла при вручении ему этого образа от братии русского монастыря на Афоне, во время патриаршего визита в июне 2013 г. Святейший Патриарх, принимая впервые образ, назвал изображенных святых на этой иконе «Святыми Русскими Афонитами». Таковое название, впервые данное иконе Святейшим Патриархом, закрепилось за образом и стало теперь общеупотребляемым.

http://www.afonit.info/biblioteka/russkij-afon/sozdanie-ikony-sobora-svyatykh-russkikh-afonitov


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru