ИА «Белые воины» | Иван Эйхенбаум | 30.03.2015 |
От редакции: Сегодня исполняется 97 лет событиям, описанным в этом рассказе. Добровольческая армия после тяжелейшего «Ледяного» перехода из аула Шенджий с боем взяла станицу Ново-Дмитриевскую. Вот так описывает этот переход генерал А. Богаевский: «В этот день погода с необыкновенной быстротой совершенно менялась четыре раза: ясное солнечное утро ранней весны; проливной дождь, снег, ветер и мороз, перешедшей в снежную ледяную вьюгу. Последняя впоследствии и дала нашему „Анабазису“ название Ледяной поход, закрепившееся больше, чем другие названия: 1-й Кубанский, Корниловский, Добровольческий. Снега навалило чуть не с аршин. Маленькая речка, в обычное время — судя по мосту — воробью по колено, вздулась в грязный поток, вода снесла настил моста и широко разлилась по берегам. В довершение всяких бед — мороз становился все крепче и крепче, и несчастным добровольцам, до этого промокшим до нитки, в мокрых дырявых сапогах приходилось круто. Скоро одежда превратилась в ледяную кору; полы шинелей ломались, как тонкое дерево..».
+ + +
Опять потери. Сестры милосердия рвут свою последнюю рубашку, чтобы перевязать новые раны, собирают «Христа ради» тряпки у населения. Ледяной поход кончился. Теплеет.
В больших сапогах, куда могут уместиться обе ноги, со стертыми ногами, изможденные, усталые, грязные, они унимают боли, перевязывают, отмачивают от ран портянки и газеты, утешают, кормят, бодрят. Они — сестры милосердия. Они теперь так мало похожи на женщин, но так сильно напоминают человека. В них, мне кажется, нельзя влюбиться, но любить их можно вечно.
Их сила начинается тогда, когда у мужчин иссякает мужество. Как, должно быть, трудно быть такой женщиной и идти таким путем! Как, должно быть, надо в себе много иметь, чтобы быть сестрой милосердия в 1-м Кубанском походе! Их дело — двойное, подвиг тоже — вдвойне, а жертвенность бесконечна, тогда как сами они, хрупкие тонкие женщины, мало знакомые с трудом…
Когда все идут, они тоже идут, на ходу перевязывая и кормя свою «побитую армаду» … Когда все спят, они караулят сон, топят печи и варят чай, чтобы напоить температурных. Когда они сами спят — неизвестно, но что они не спят — это известно.
Опять русская женщина впереди самых больших народных болей и страды. Она вся живет в этой большой человеческой натуге и светлеет в ней челом Богородицы. И она не считает, как мужчина, все это сверхделом, а обычным женским, само собой понимающимся и разумеющимся делом.
Тогда, когда кожа и руки мужчин задрожали, чтобы спасти честь народную и достоинство гражданское, смыть стыд и позор перед историей и потомками, русские женщины, и главным образом порывные девушки, надели тяжелые юфтевые сапоги, вещевой мешок и сумку сестры милосердия.
В русской Голгофе, в ее большом хождении по мукам, самой красивой жертвой были эти прекрасные женщины, добровольно понесшие свой тяжелый крест. Если мальчики была самая ранняя и нежная жертва к подножию Родины, то женщины — самая необыкновенная, душевная жертва…
Вечная слава и вечная память им, незабвенным русским героям!
Примечание: Эйхенбаум Иван Андреевич родился в 1895 г в Риге. Офицер, участник войны с 1914 г. Георгиевский кавалер. Капитан 52-го пехотного полка. В Добровольческой армии; участник 1-го Кубанского похода в 3-й роте Офицерского полка. Затем — в штабе 3-го армейского корпуса. Полковник. В эмиграции с 1920 г. в Латвии. После 1945 г. — в Аргентине, председатель Южно-Американского отдела Союза Первопоходников, начальник группы РОВС в Аргентине. Умер 12 ноября 1982 г. в Буэнос-Айресе.
|