Русская линия
РадонежПротоиерей Андрей Ткачев28.03.2015 

О посте и молитве

Итак, мы пропостились первые дни Великого поста, первую седмицу. Субботы и воскресенья Великого поста не считаются постными ради божественной Литургии, которая будет служиться в субботу и воскресенье. На столе не должно быть мяса, молока, яиц и прочего, но постными, в полном смысле, эти дни считать нельзя, поскольку служится полноценная Литургия. Таким образом, нам даётся понять, что мы — люди литургического сознания, что мы меряем праздники и будни наличием или отсутствием Литургии. Как говорил Господь в ответ на вопрос: «Почему фарисеи постятся строго, а ученики Твои не постятся?» — «Разве могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених? …Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни». И вот дни Четыредесятницы, дни поста Великого — это дни (кроме субботы и воскресенья) с понедельника по пятницу, когда Жениха с нами нет, когда Литургия не служится. Поймите и почувствуйте голод по божественной Литургии: Великий пост должен разбудить в человеке голод по святой Евхаристии, по благодарению. Потому что даже святая Литургия Преждеосвященных Даров имеет в себе Причащение, но не имеет в себе благодарение: мы Причастие имеем, а не благодарим, и чувствуем себя постящимися, хотя и причащаемся. Самое главное, по сути, свойство христиан, празднуя праздник Божий и близость Невесты — Церкви к Жениху — Христу — это благодарение Господа. Вот так нужно мерить свою жизнь.

Теперь, нужно понять, что пост — не есть явление гастрономическое.

Это очень важно: не есть, что нельзя, есть поменьше, дать себе немножко исхудать — истощиться, ощутить сладость поста.

Как говорил святой Иоанн Кронштадтский в молитвах, например, о недугующих разными телесными грехами, типа пьянства: «Дай, Господи, им познать сладость поста и проистекающих от него плодов духа». Хорошо бы всем познать вкус поста, и чтобы Дух Божий, услаждающий постящегося, был внятен для человека и ощутим человеческой душой. Это тоже очень важно. Но, конечно, пост — явление молитвенное. Цель поста — это Пасха Господня, это божественный переход: «От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия», — как говорится в Пасхальном каноне Дамаскина, — мы стремимся к Пасхе Христовой. Но и, конечно, молитвенно стремимся. Если мы будем только поститься, не молясь, то мы ничего не успеем, мы будем лицемерами и глупцами, потому что бес не ест, но как был бес, так бес и остаётся: нрав его не исправлен и он ничего не ест, но злобы своей не оставляет. Если же будем молиться, не постясь, то успеем больше: пост без молитвы вообще не нужен, а молитва без поста нужна, но малосильна. А вот пост и молитва вместе — дают человеку силу серьёзную, которая гонит врага, согласно сказанному в Евангелии: «Род сей не изгоняется ничем, только молитвою и постом». — Не постом без молитвы, не молитвой без поста, но молитвой и постом выгоняется всякое присутствие лукавого, и исполняются слова молитвы Господней: «…Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». — Не просто «Ты избавь», но и мы молимся и постимся, и теперь избавь нас, молящихся и постящихся, и он далече отбежит от нас, как говорится в Послании к Римлянам: «Бог же мира да сокрушит сатану под ногами вашими вскоре», — такие торжественные слова говорит апостол Павел, мы читаем их во дни Великого Водосвятия, можем сегодня ещё раз их повторить.

Итак, мы сказали, что пост без молитвы не имеет смысла, это может быть даже путь, чтобы стать нечистым духом: смирения нет, ближних не простил, ни с кем не помирился, никого не любишь, только сам себя одного любишь и постишься — это демон, он не ест и только себя любит. Но молитва без поста — она полезней. А уж молитва с постом — это вообще красота, это обоюдоострый меч.

Поговорим с вами сегодня немного о молитве. Молитва имеет время и место, мы поговорим сегодня о времени, о месте, о цели и о предмете молитвы. Древняя пословица говорит, что молитва места не ищет. Молиться можно везде: перед операцией, на одре болезни, уже с маской хлороформа на лице можно Бога поминать, засыпая перед ножом; можно молиться Богу в троллейбусе, трамвае, на эскалаторе метро, в кресле зубоврачебного техника; можно молиться Богу с лопатой или тряпкой в руках. Чем бы ни занимался человек, он может молиться Богу: молитва места не ищет, и времени тоже.

Давайте с вами определим предмет молитвы. Молиться нужно не только за себя. Если вы будете молиться в посту усердно, то сердце ваше, потихонечку, распространится, расширится, и тогда в ваше расширившееся сердце можно будет вложить следующие мысли: пожалуйста, подумайте о тех, кто никогда не молился. Когда вы будете молиться о себе, о детях своих, о своём духовном отце, о друзьях, о знакомых, то может быть, на каком-то моменте, ваше сердце вдруг расширится: вы почувствуете, что как шарик надувается воздухом, так сердце ваше расширилось от дуновения Духа Божиего, что сердце ваше стало больше. Я бы вам пожелал, чтобы в ваше сердце вместились мысли о тех, кто никогда не молился. Есть крещёные люди, которые никогда не молились. Пожалуйста, иногда, хоть раз в жизни, помолитесь Богу о тех, кто крещён, но никогда ещё не призывал Бога. Может быть, в этом посту откроются очи их, они начнут призывать Господа в ближайшие дни. Дал бы Бог! Аминь. Потом можно подумать о тех, кто не крещён и не числится сегодня среди верующих, но он ищет Господа: что-то читает, думает о чём-то, заходит в разные храмы, туда-сюда, к протестантам, к католикам, к православным, смотрит, прислушивается, тревожится, переживает. Может быть, этим душам, в течение поста, по молитвам многих, может быть вас, лично, откроется Господь. Можно молиться: «Господи, откройся тем, кто ищет Тебя». Ведь люди ищут Христа. Христос ищет людей, а люди ищут Христа: им нужно встретиться. Когда ваше сердце расширится от молитвы о себе самом и станет несколько более вместимо, и вы сможете помолиться о ком-то ещё, то пожалуйста, помяните перед Господом, хоть иногда, хоть когда-нибудь, людей, которые ищут Господа сейчас, которым тоскливо, плохо, нудно, которые не видят смысла в жизни, которые, может быть, даже думают, что лучше из этой жизни уйти. Как это было в жизни Алексея Мечёва: многих людей к Алексею Мечёву присылал Серафим Саровский, который давно уже был не на этой земле. Вот некая женщина взяла верёвку и пошла в лес вешаться: жизнь тяжёлая, жизнь паскудная, жизнь никудышная, жить, вообще, незачем. Пошла в лес, нашла пенёк под деревом, ветку крепкую, верёвку перебросила — уже всё. И вдруг старичок какой-то ей говорит: «Это ты плохо придумала, это нехорошо. Иди на Маросейку в храм Николая Чудотворца, там есть такой отец Алексей, он тебе поможет». Она перепугалась и бегом туда. Приходит, а там икона Серафима Саровского, она говорит: «О, вот старичок, который меня сюда прислал». Потом отец Алексей её вразумил и она исправилась. Таких людей ведь много. Они, может быть, уже на краю крыши стоят; стоят на краю железнодорожного полотна; может быть, уже бритву занесли над своей рукой — лежат в тёплой ванне и готовы себе вены вскрыть — таких сумасшедших в мире полно. А мы сейчас помолимся: «Господи, Господи, Господи, помилуй тех, которые отчаянные, которые не знают зачем жить на свете, которые с ума сошли от грехов своих, которые не знают вкуса в жизни, которые не понимают ничего. Господи, откройся им, познайся им, останови их на краю, дай им шанс, открой им очи духовные». Понимаете, как это важно — чтобы кто-то думал о ком-то.

Есть в Евангелии заповедь такая интересная: «Молитесь Господину жатвы, да изведет делателей на жатву Свою». — Вот мы, христиане, традиционно робщем, бунтуем, бормочем: «Вот пастыри плохие, пастыри плохие…» А вы хоть раз молились за пастырей, чтобы они были хорошие? Вот так: со слезами, с поклонами, на коленях перед Богом, ночью. Если нет, тогда молчите. Если вы молились об этом много раз, тогда можете критиковать пастырей, Бог вам позволит, у вас совесть чистая. А если вы ни разу об этом не молились, тогда молчите.

Потом… Каждую секунду кто-то в мире умирает. У Достоевского в романе «Братья Карамазовы» есть слова старца Зосимы, который говорит, что когда захочешь помолиться Богу, но не знаешь о ком, помолись так: «Господи, упокой тех, которые сию секунду перед Тобой предстали». Потому что каждую секунду перед Богом кто-нибудь предстаёт. Брошенные, никому не нужные люди предстают перед Богом каждую секунду. Даже и любимые, даже окружённые детьми, родственниками, врачами и сиделками — всё равно, по сути, умирать нужно в одиночестве. И вот они предстают перед Богом, и какая-то душа за них помолится — это великое Таинство любви.

Каждую секунду в мире какая-то женщина рожает, каждую секунду кто-то в мире терпит страх или боль или опасность. Вообще, молитва согревает мир, и мысль о том, кто, как, где живёт, и кто чего сейчас где терпит — она движет сердце на сострадание и на усердный вопль к Создавшему нас. Поэтому Литургия, которую мы приносим Богу по субботам и воскресеньям Великого поста, а кроме поста — в каждый день, приносится Богу о всех и за вся. О всех и за вся, без изъятия. Сердце человеческое должно идти по пути Литургии к тому, чтобы понимать и чувствовать всех и вся, и любить всех и вся, и переживать о всех и за вся. Одному отдельному человеку, конечно, это невместимо и выше ума. Но всем вместе, всей полноте Церкви, это довольно вместимо, это, в общем-то, задача Церкви. Поэтому давайте думать об этом, христиане. И когда будете молиться о себе самом — грешном эгоисте, мелком беззаконнике, то расширяйте своё сердце как надутый шарик и включайте в область своих переживаний других людей, которые вам известны или неизвестны.

Теперь хотел бы сказать пару слов о месте молитвы, потому что место, с одной стороны, не важно. Мы сказали с вами рань ше, что молитва место не ищет: можно молиться в троллейбусе, в зубоврачебном кресле, у станка, в душе, в лифте. Где хочешь, там и молись — Бог везде. Но есть некоторые места, в которых молиться лучше, легче, полезнее. Например, кладбище. Если вы давно не были на кладбище, а у вас там кто-нибудь лежит недалеко от вас и можно пойти, то идите, там молитесь Богу об упокоении своих родных и близких, а также походите между чужих могил, почитайте чужие имена, чужие эпитафии, где-нибудь поправьте осыпавшийся холм, положите кому-то цветы, гденибудь уберите мусор. Это, вообще, полезное дело. Да и помолитесь Богу за неизвестных вам покойников. Это очень серьёзное дело. Кладбище — это школа молитвы. Вот ещё, например, Златоуст говорит жителям Константинополя: «А ну-ка, превратите свои дома в храмы. Сколько вас здесь? — Тысячи людей. Вы в храм приходите помолиться, а потом уходите по домам своим, а у вас дома — непонятно что творится. А вы превратите свой дом в храм». — «А как это?» — «Приходишь домой, ты, мужчина, и расскажи жене и детям всё, что ты слышал на проповеди в церкви: сам стань проповедником, пусть они послушают тебя. Помолись перед едой, после еды, перед сном. А ещё лучше — ночью встань на молитву: самый лучший дом на земле — это дом, где молятся ночью. Кто из вас молился ночью, лентяи и лентяйки? Просыпайся ночью и молись. Всё спит кругом, только звёзды сияют в небе. Собака домашняя спит в будке, кот спит на подоконнике, канарейка спит в клетке, жена спит, дети спят — все кругом спят, а ты не спишь, ты молишься. Ангелы не спят и ты не спишь. И это время, когда весь мир — как мёртвый, и на небе сияют звёзды, как лампады, а ты молишься — это великое таинство». Кто из вас молился ночью, тот знает это, а кто не молился, не знает этого. Конечно, каждую ночь человек молиться не сможет, потому что замучается, устанет, на силах упадёт, а если он ещё работает на тяжёлом производстве или что-то ещё делает важное, например, водит автобус, то нужно высыпаться. Но нужно попробовать иногда помолиться ночью, хоть иногда. А бывает, что Бог сна не даёт человеку: человек ворочается на ложе своём справа — налево, слева — направо, и потом-таки встаёт, идёт куда-нибудь, зажигает лампадочку, открывает книжечку, коленки преклоняет и молится ночью. Это великое дело. Вот, помолитесь ночью. Помолитесь на кладбище. Потом, если у вас есть, например, парк рядом, лесополоса какаянибудь, можно взять с собой Псалтирь, Евангелие, молитвенник и выйти в парк, там погулять между деревьев, помолиться на природе. Это незаменимо и несопоставимо ни с чем, это чудесно. Если у вас есть домашние питомцы — собаки, кошки и прочее, то выходите, выгуливая их на поводке, берите с собой молитвенник. И пока ваши собаки обнюхивают деревья и задирают заднюю лапу, вы в это время читайте что-нибудь святое. Не просто насвистывайте шлягер, а молитесь. Вот, имея даже домашнего питомца, можно украсть у суеты полчаса в день на молитву. Одним словом, есть много способов для того, чтобы найти время и место для молитвы. Не просто такой— рядовой, чинной, законной, а добровольной, сердечной, свободной, из времени, выкроенного на жертву Господу. Это интересная вещь. Думайте об этом, христиане, думайте, пока не поздно.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика