Washington ProFile | 09.04.2005 |
Ральф Петерс, в прошлом полковник Армии США, занимавший высокие посты в Администрации США, автор 20-ти книг и многих статей о вооруженных силах, пришел к выводу, что война в Ираке преподнесла США слишком много неприятных сюрпризов. Петерс сформулировал «Десять Уроков Войны в Ираке», которые опубликовал в военном журнале Armed Forces Journal .
Урок Первый. Технологии не выигрывают войн сами по себе. Петерс называет военную операцию по разгрому армии Саддама Хусейна (официальное название «Шок и Трепет"Shock and Awe) — «светозвуковым шоу». Он считает, что масштабные бомбовые и ракетные удары, которые должны были уничтожить иракскую армию и обеспечить беспрепятственное продвижение сухопутных сил антииракской коалиции, не достигли своей цели. Более того, он считает, что высокоточное оружие оказалось слишком высокоточным, поскольку не выполнило своей психологической цели — не повергло иракскую армию в состояние шока и трепета. А высокие технологии, на приобретение которых США затратили десятки миллиардов долларов, используются неэффективно — террористы успешнее американских военных пользуются возможностями Интернета и сотовой связи.
Урок Второй. Для того, чтобы вести войну на земле, требуются наземные войска. Технологии не обеспечивают безопасности. Для того, чтобы разрешать человеческие проблемы, требуются люди. Технологии играют важную, но второстепенную роль.
Урок Третий. Численность наземных войск играет важную роль. Представления о том, что территорию можно контролировать, используя хорошо оснащенные, но малочисленные подразделения, оказались неверными.
Урок Четвертый. Главное требование к военным операциям — скорость. Чем быстрее проводятся военные операции, тем лучше. Кроме всего прочего, Петерс аргументирует, что вооруженные силы США неожиданно обрели нового могущественного противника — средства массовой информации, которые акцентируют внимание на негативных аспектах операций, проводимых войсками США. Чем быстрее завершается операция, тем менее взбудоражено мировое общественное мнение.
Урок Пятый. Враг должен осознать свое поражение. Одна из причин этого именно в том, что армия США во время сражения думает не только о своих потерях, но и о потерях противника — она стремится избегать их, чтобы не испортить отношений с местным населением.
Урок Шестой. Действия военных должны анализировать профессионалы. Лишь профессионалы способны сделать вывод: удачно или неудачно были проведены те или иные операции. Средства массовой информации и гражданские наблюдатели, как правило, не имеют полного представления о реальной ситуации и делают заведомо неверные выводы.
Урок Седьмой. Оккупация — это искусство. Местные жители должны постоянно ощущать присутствие оккупационных сил. При этом оккупационные войска должны выступать в роли защитников интересов мирных жителей, а не вражеской силы. Главной задачей оккупационной администрации является обеспечение местных жителей работой.
Урок Восьмой. Военная разведка неэффективна. Петерс считает, что главной причиной этого опять-таки является чрезмерное увлечение технологиями и пренебрежительное отношение к «человеческому фактору». Спутники-шпионы не могут рассмотреть, что находится в душе у человека. Компьютеры не могут предсказать импульсивных действий человека.
Урок Девятый. Знание языков и местных обычаев — это эффективное оружие. Один офицер, знающий язык и культуру местных жителей, более полезен, чем целая эскадрилья истребителей.
Урок Десятый. Вооруженные силы США должны применять три типа операций: стратегические рейды (производится уничтожение важных целей, после чего войска немедленно возвращаются на базы), карательные экспедиции (решают схожие задачи, но для их осуществления требуется несколько больше времени) и полномасштабные вторжения, которые в некоторых случаях могут завершиться оккупацией. Петерс рекомендует забыть правило, позаимствованное у лавочников, торгующих посудой: «Если ты разбил чашку — ты обязан купить ее». Военные должны научиться быстро покидать поле боя, потому что крайне сложно выиграть войну «за умы и сердца» местного населения. Кроме того, следует научиться сотрудничать с разгромленными противниками. Петерс резюмирует, что необходимо приобрести мудрость различать врагов, с которыми впоследствии можно кооперироваться и врагов, которые должны быть уничтожены.