Журнал Московской Патриархии | 23.03.2015 |
И духовенство, и миряне с большим вниманием читали и комментировали принятый на Архиерейском совещании документ «Об участии верных в Евхаристии». Пожалуй, это было вполне предсказуемо: в этом документе сформулированы ответы на те проблемы, которые непосредственно касаются каждого православного христианина.
+ + +
Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
Мне кажется, наша Церковь давно ждала рожденного именно соборным разумом документа, посвященного Евхаристии. Ведь именно Евхаристия является жизнью Церкви, а богослужебный ритм Литургии — это ее сердцебиение.
В последние годы мы видим, как ширится социальное и молодежное служение, развивается система духовного образования и просвещения. На общецерковном уровне приняты важные программные документы о миссионерской работе и катехизации. Благодаря деятельности Святейшего Патриарха крепнут наши приходы, всё яснее видны в них настоящие евхаристические семьи. Залог развития прихода — его христоцентричность, то есть обращенность не вовне, а внутрь — вокруг Евхаристической Чаши.
Но миссия хороша, когда она привлекает ко Христу, предлагающему Себя в Святых Дарах, а не является рекламой конфессионально окрашенного клуба по интересам или благотворительного учреждения. Поэтому параллельно с развитием катехизации и миссии с не меньшим усердием надо активизировать литургическую и евхаристическую жизнь Церкви. Принятый документ призван помочь в этом. Как можно заметить, в нем нет ничего революционного и нового: он конкретен и понятен каждому.
Нам всем нужно помнить: слова Христа «Приимите, ядите..» и «Пийте от нея вси..» — заповедь, а не пожелание. Причастие — это дыхание христианской жизни, а не награда за хорошее поведение. Как искусственные преграды, так и легкомысленное дерзновение лишают душу этого благодатного воздуха. В Екатеринбургской епархии архиерейским распоряжением, за соблюдением которого я внимательно слежу, уже сформирована стойкая традиция приступать к исповеди с вечера. Посещение вечернего богослужения накануне причащения обязательно. Могу свидетельствовать о прекрасных плодах такой практики. Совершенно недопустим отказ в причастии по причине праздничных дней. Это даже не заблуждение, а открытое богопротивление! Христос зовет Своих овец на пир, и горе тому, кто станет Ему препятствовать. Практика запрета причащаться на Светлой седмице должна быть забыта как совершенно не соответствующая христианскому духу. В Церкви Русской вполне сформировался новый тип прихожанина — читающего, думающего, активного. Если священник не доверяет своим пасомым, если его духовные чада подолгу не готовы к причастию — это вина пастыря, показатель его собственного слабого духовного развития.
+ + +
Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский
Документ «Об участии верных в Евхаристии» получился четким и взвешенным. Он признает, что в нашей Церкви есть разные равночестные практики причащения и подготовки к нему, приводит их историческое обоснование. Это очень важно, потому что в этом вопросе не следует устанавливать единообразных порядков — это неправильно, да и вряд ли возможно. Во-первых, потому, что общение Бога и человека — это общение двух личностей, и в нем должна присутствовать свобода. А во-вторых, потому, что мы все люди разные, все находимся в разном духовном состоянии, которое к тому же может меняться за очень короткие периоды времени. Подготовленный документ учитывает эту особенность человеческой природы, говорит о том, что ко причащению обязательно нужно готовиться и эта подготовка должна быть обусловлена внутренним состоянием и духовным возрастом человека.
Говоря о том, что практики могут быть разными, документ в то же время расставляет очень важные акценты. Например, в нем подчеркивается, что мера подготовки ко причащению определяется духовником с учетом нравственного состояния и внешних обстоятельств жизни человека; что целью этой подготовки является не исполнение формальных правил, а обретение покаянного состояния души и мира с ближними, необходимое для соединения со Христом.
Считаю очень важным замечание, что таинство покаяния должно совершаться вне Божественной литургии, чтобы не лишать исповедующего и исповедующегося полноценного участия в совместной евхаристической молитве. К сожалению, избавиться от сложившейся в советское время традиции исповеди во время Литургии оказывается очень нелегко прежде всего по причине нехватки храмов и духовенства, особенно в сельской местности. Приходится учитывать, что многие прихожане (к примеру, пожилые люди и люди с маленькими детьми) с трудом добираются до храма и могут присутствовать на службе только утром, на самой Божественной литургии. Решая эту проблему, нужно одно делать и другого не оставлять: мы стараемся уделять особое внимание просветительской работе. Сознательное участие мирян в богослужении, в общей молитве очень важно для формирования приходской общины и правильного отношения к важнейшему из таинств Церкви — причащению святых Христовых таин.
+ + +
Панкратий, епископ Троицкий, наместник Валаамского монастыря
Смысл документа не в том, чтобы ввести что-то новое, а в том, чтобы еще раз напомнить всем верным, для чего существует Евхаристия, для чего мы причащаемся, как часто это должно происходить в жизни любого верующего христианина.
На мой взгляд, этот документ сбалансирован и полностью отражает всё разнообразие подходов к таинству Евхаристии. Очень важным в этом официальном церковном документе является признание возможности более частого причащения и, соответственно, более краткого приуготовительного поста. Например, в дни Светлой седмицы и в период от Рождества Христова до Богоявления, что ранее некоторыми чересчур ревностными батюшками считалось чуть ли не грехом. Верные прихожане теперь могут в эти дни чаще приступать к святой Евхаристии. Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Сейчас не время для шаблона: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней — есть разные практики, разные обычаи.
Принятие этого церковного документа говорит о том, что епископат всегда прислушивается к своим прихожанам, а Русская Православная Церковь — это Тело Христово, по-настоящему живой организм, который основан на вековых учениях святых отцов.
От того, как мы относимся и подходим к таинству святой Евхаристии, зависит в том числе и наше спасение. Мы (в монастыре. — Прим. ред.) давно так живем. Все братия причащаются каждое воскресенье и в праздник, многие по-афонски: по вторникам, четвергам, субботам, то есть после постных дней. В «непричастные» дни заметно меньше приходит людей на Литургию, то есть уже укоренилось в сознании, что на Литургии надо причащаться. Когда мы стали чаще причащаться, духовная жизнь братии заметно улучшилась. Но мы как монахи часто исповедуемся и открываем помыслы — это обязательно, без благословения или разрешительной молитвы никто не дерзает подойти к Чаше.
+ + +
Протоиерей Олег Тэор, настоятель храма Святого благоверного князя Александра Невского, Псков
Святые Дары — это самое дорогое, что есть в мире, они дороже всего золота мира. И документ «Об участи верных в Евхаристии» очень значим, потому что объясняет, как нужно готовиться и приступать к святым Христовым таинам. Нужно знать, как подготовить человека к причастию, объяснить смысл этого таинства. Я согласен с тем, что перед причастием нужно обязательно исповедаться. Я служу в воинском храме, и бывает, что приходится исповедовать военных за два-три дня до причастия. Или тех, кто приехал издалека — прямо с поезда или автобуса, — исповедуем в день причастия. Для всех остальных — исповедь накануне, на вечерней службе. И на Пасху причащаются все, кто остается до конца службы (у нас пасхальная служба долгая — повечерье, утреня, Литургия). Поэтому в Пасху я всегда прихожу заранее, до начала богослужения, и исповедую. А вот в Греции или на Кипре другие установки: можно причащаться без исповеди, но к исповеди ходят к особо назначенному священнику — духовнику в определенное время.
Помню, в советские времена некоторые батюшки не причащали на Пасху, если человек хотя бы раз нарушил Великий пост. Они считали что человек в этом случае недостоин подходить к Чаше.
Митрополит Николай (Ярушевич) в одной из проповедей так вспоминал о том времени: «Выходишь с Чашей и словами: „Со страхом и верою приступите…“ — и ни одного человека причащаться не подходит (не только на Пасху), хотя в храме люди стоят, молятся». Дело в том, что на многих приходах в советское время было предубеждение, что достаточно один раз в год исповедаться и причаститься или один раз в каждый пост. А возможно, сами священники тяготились исповедью и люди не успевали исповедаться.
+ + +
Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Московская обл.
Это актуальный и важный документ. Хотелось обратить внимание на некоторые нюансы, о которых там говорится. Ведь одно дело — общее положение, а другое — повседневные практические вопросы, ответить на которые может только духовник. В частности, о частоте причащения. Помню, я спрашивал об этом священника Сергия Орлова (1890−1975, выпускник Московской духовной семинарии 1911 года, служил в Покровском храме села Акулова). Он сказал, что само по себе частое причащение — это хорошо, но может быть и так: один действительно с чистой душой и, подготовившись, подойдет к Чаше, а другой увидит и скажет сам себе: «Вон Ваня причащаться пошел, и я пойду». И что тогда получится?
Вместе с тем за частое причащение были святитель Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, отцы Алексий и Сергий Мечёвы. Но противоречия здесь нет, потому что они все обращали внимание на покаяние и обязательную исповедь. Ведь Сам Господь, а до Него еще и Иоанн Предтеча начали проповедь со слов: «Покайтеся!» И апостолов Господь послал в мир проповедовать Евангелие покаяния и отпущения грехов во всех языцех. (Лк. 24, 47; Мк. 16, 15). И Иоанн Златоуст, Литургию которого мы совершаем, был назван «учителем покаяния». Святитель Феофан Затворник то же самое говорит: «Напоминаю приступать к таинству Причащения, и почаще. Но с чувством полного недостоинства, не имеющим, на что опереться». Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50). И это самое важное, что требуется от нас. И апостолы, напоминая об этой обязательной чистоте сердца, говорят: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 28−30).
И тем более нужно учитывать еще, что в Церкви всё время есть приток новых людей. И когда начинаешь причащать без исповеди, кто-то начинает формально относиться к самому таинству Причастия. Поэтому перед Причастием должна быть обязательно исповедь даже для тех, кто часто причащается, чтобы они не были соблазном для всех остальных. Я не согласен с практикой западных Церквей, где верующих причащают без обязательной исповеди. Такой подход постепенно опрощает и обмирщает таинство. А причащаться желательно не реже, чем раз в две-три недели.
Евхаристический пост должен быть с 12 часов ночи (в Пасху с 8−9 вечера накануне богослужения). То есть так, как было у нас традиционно. По этому поводу, помню, один прихожанин, который недавно стал ходить в храм, когда зашла речь о том, сколько по времени не вкушать пищу и питие перед Преждеосвященной Литургией, совершаемой вечером, сказал: «Мы что, маловернее мусульман, которые в пост до заката весь день не едят и не пьют?» Поэтому исключение может быть сделано только для немощных и больных. Но по силам, потому что ради причастия нужно всегда хоть немного, но потрудиться.
+ + +
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, Москва
Ценность документа «Об участии верных в Евхаристии» в том, что он органично сочетает в себе общепринятые церковные нормы и постановления в отношении причащения и сложившуюся приходскую практику последних десятилетий.
В документе соблюден разумный баланс между церковными постановлениями относительно подготовки к причастию и частоты причащения и действиями священника, который знает духовное состояние конкретного человека, его физические возможности, обстоятельства жизни. В части, касающейся говения и молитвенного правила, сняты многие вопросы, которые ранее вызывали недоумения и споры и порой получали ошибочные решения. Например, практика причащения детей, приобщения святых таин в Светлую седмицу, принятия лекарств и др.
Некоторые критики документа сетуют на слишком пространную, по их мнению, историческую часть. Однако, на мой взгляд, она очень важна, поскольку история участия в Евхаристии и отношения к причастию в различные эпохи помогает лучше понять и осмыслить советы и рекомендации, выраженные в документе.
Отрадно, что текст получился в хорошем смысле этого слова неформальным. Всё в нем выдержано в духе христианской любви, пастырской икономии и реалий времени, в котором мы сейчас живем.
+ + +
, клирик Свято-Троицкого собора в Джорданвилле
Этот текст, как любой продукт коллективного творчества, неизбежно стал «средним арифметическим» самых разных подходов к подготовке ко святому Причащению. Надо понимать, что это не плод исследования евхаристической экклезиологии или различных практик в Православии в отношении причастия, но документ, авторы которого попытались осмыслить говение и сопутствующие темы, существующие сегодня в Русской Церкви. Cтараясь льна курящегося не угасить (Мф. 12, 20), они сделали всё возможное, чтобы приблизиться к идеалу. В этом контексте ценно, что идеалом в документе признается «первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией». Однако достичь его невозможно без сознания своего недостоинства и понимания, что нельзя причащаться в осуждение (ср.: 1 Кор. 11, 29).
Важно то, что новый документ служит авторитетным источником, на который можно ссылаться в непростых ситуациях. Например, в отношении того, что христианам, находящимся в местах общего питания (заключение, армия и др.), не надо соблюдать пост накануне причастия. Не раз приходилось в Джорданвилле встречать паломников, которые недоумевали по поводу нашей практики в отношении поста перед причастием, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты приступает к Святой Чаше без дополнительного поста. Ныне же эта практика одобрена в обсуждаемом документе.
Из заметных мест можно обратить внимание на то, что документ подробно рассматривает практику возложения многолетних епитимий за тяжкие грехи и рекомендует следовать каноническим правилам в отношении «женской нечистоты».
В Православной Церкви нет деления на Церковь учащую и Церковь учимую. Все христиане онтологически одинаковы (ср.: 1 Пет. 2, 9), но у всех разные дары (ср.: 1 Кор. 12, 4). Так же, как священнослужители, христиане призваны к причащению за каждой службой. В документе предлагается сделать шаг и в этом направлении — позволить «в отдельных случаях» христианам, живущим интенсивной евхаристической жизнью, приступать по рассуждению духовника «ко Святой Чаше без предварительной исповеди перед каждым причащением».
+ + +
Георгий Евгеньевич Захаров, к.и.н., доцент ПСТГУ
Документ в сжатой и доступной форме освещает вопросы, связанные с подготовкой верующих к Евхаристии. Значимым представляется то обстоятельство, что документ опирается на двухтысячелетний исторический опыт Церкви от апостольских времен до настоящего времени. Примечательно, что авторы не пытаются замолчать или сгладить расхождения между подходами и практиками подготовки к Причащению, характерными для разных эпох. В качестве неизменного идеала рассматривается опыт общин раннехристианского времени, однако документ не предписывает соблюдать древние практики, а лишь указывает на значимость частого Причащения как принципа, сформулированного в доникейскую эпоху. Документ не предполагает какой-либо уравнительности или полной унификации в конкретных вопросах подготовки к причастию и предписывает разрешать их через общение прихожан со своими духовниками.
Хотелось бы обратить внимание на два вопроса, которые, к сожалению, не нашли заметного отражения в документе. Во-первых, рассматривая условия Причащения, основное внимание уделяется нравственным и практическим аспектам, и в то же время за скобками остается вера христиан, их приверженность догматическому учению Церкви. Как мы помним, в раннехристианскую эпоху именно согласие в вере рассматривалось как важнейшее основание церковного единства, высшим проявлением которого является евхаристическое общение. Не случайно, что во время каждой Литургии в соответствии с практикой Русской Церкви совершается всенародное пение «Символа веры». Во-вторых, представив исторический опыт древней Церкви и Русской Православной Церкви, авторы документа оставили без внимания практику других Поместных Православных Церквей, существующих в современном мире и сталкивающихся со сходными проблемами. А ведь этот опыт, особенно если мы говорим о греческом православии, может сильно отличаться от традиций, характерных для Русской Православной Церкви.
|