Русский вестник | 02.04.2005 |
Ваше Святейшество!
В день, предшествовавший празднованию Торжества Православия, я пришла в Государственную Третьяковскую галерею, чтобы помолиться у великой нашей святыни — образа Донского Божией Матери.
Перед входом в залы, в которых экспонируются иконы, я обратила внимание на девушку, предлагавшую ответить на вопросы анкеты, посвященной изучению общественного мнения об организации. выставки «Россия!», проведение которой намечается так называемым Благотворительным фондом В. Потанина «Ассоциация менеджеров культуры» в Нью-Йорке (США), в музее Соломона Р. Гуггенхайма в сентябре 2005 года. В выставке готовятся принять участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский Музей, Государственный Эрмитаж, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», музей Соломона Р. Гуггенхайма.
Буклет, который предложила мне Валерия Бескаравайная, сотрудница некоей фирмы, проводившей интервьюирование посетителей Музея, был иллюстрирован двумя произведениями — фрагментом древней православной иконы и фотографией небезызвестного «произведения» Малевича «Черный квадрат». По-видимому, это должно свидетельствовать о широте взглядов заказчика «акции» на русскую художественную традицию… и на широту запросов заокеанского партнера акции.
Характер вопросов анкеты (составленной по желанию хозяев акции — фонда гражданина Потанина) свидетельствовал о мотивациях, которые трудно признать альтруистскими. Во-первых, почему-то среди участников возможной выставки не просматривается Русская Православная Церковь — истинный владелец и законный распорядитель (по праву происхождения и цели создания произведений, которые законы всех цивилизованных стран признают предметами религиозного культа).
К сожалению, в нашей стране Русской Православной Церкви до сих пор не позволяют осознать себя полноправным и ответственным наследником всего неисчислимого (пока) богатства духовной традиции, в том числе произведений, которые сегодня находятся в плену у секулярного государства в государственных музеях и хранилищах.
С необычайной остротой встает вопрос: почему произведения русской духовной традиции (Русского Православия) становятся предметом т.н. культурного обмена (?) со странами, чья духовность сегодня не предлагает человечеству никакого высокого образца, а направлена лишь на нивелирование духовного самочувствия в территориях т.н. «кормящего ландшафта» для американского «гражданина мира» —?
Как отзовется в сознании православного русского народа отсутствие (а возможно и утрата) русских православных святынь, которые будут всего лишь «возбуждать» чей-то интерес к русской культуре, но не смогут уже служить по прямому назначению — восстановлению духовности народа-#создателя этих святынь?
Никогда ранее во времена, судьбоносные для православного русского народа, церковное священноначалие не дозволяло государственной власти превращать русские святыни в предмет всего лишь культурно-выставочной деятельности и откровенно коммерческих прожектов.
Два вопроса, задаваемые авторами анкеты, позволяют делать вывод о том, что и сама подготовительная акция преследует цель — исследование заокеанскими организаторами проекта «градуса равнодушия» в русском народе ко всему комплексу проблем, связанных с очередной кампанией отсечения русских — от Святого наследия.
«Какое произведение искусства, по Вашему мнению, не должно представлять Россию на выставке в Нью-Йорке?
Какое произведение искусства, по Вашему мнению, должно представлять Россию на выставке в Нью-Йорке? Какое произведение искусства наиболее полно отражает образ России?»
Ваше Святейшество, наши православные храмы по большей части лишены величайших святынь русской духовности. Почему захваченные безбожниками святыни не возвращаются в русские храмы, а везутся в новое пленение? Возможно ли это остановить?
Возможно ли это остановить — с Вашим участием?
Ваша недостойная послушница
Раиса ИЛЬИНА