Русская линия | Священник Николай Лызлов | 17.03.2015 |
В первую неделю Великого поста 2014 г в Константинополе прошло собрание Предстоятелей и представителей Православных Церквей.
Решения собрания и его послание были подписаны Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем, Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II, Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II, Святейшим Патриархом Сербским Иринеем, Блаженнейшим Патриархом Румынским Даниилом, Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом, Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II, Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом, Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием, Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой.
В шестом пункте этого послания сказано: «Собрание Предстоятелей предоставляет нам благословенный случай укрепить наше единство чрез общение и сотрудничество, и мы вновь подтверждаем нашу приверженность соборности как принципу первостепенной важности для единства Церкви. Мы исповедуем, как учил святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, что «имя Церкви есть имя единства и согласия, а не разделения». Наши сердца исполнены упования на долгожданный Святой и Великий Собор, который будет свидетельством единства Церкви и ее заботы о современном мире.
На Собрании принято решение сделать более интенсивной подготовительную работу. Специальная Межправославная подготовительная комиссия с сентября 2014 года начнет свою работу, которая продлится до Святой Пасхи 2015 года, затем последует Всеправославное предсоборное совещание, которое соберется в первой половине 2015 года. Все решения на Соборе и на подготовительных этапах будут приниматься на основании консенсуса".
+ + +
Итак, предстоятели всех Православных церквей говорят о «Святом и Великом Соборе».
А так называемые «ревнители православия» пугают нас Восьмым Вселенским Собором, приводят разные пророчества о том, что «скоро будет экуменический собор под названием „святой“. Но это будет тот самый „восьмой собор“, который будет сборищем безбожных».
Но готовящейся собор не может быть одновременно и восьмым вселенским и экуменическим.
И вот почему.
Из приведённого выше документа мы видим, что этот собор собирают поместные Православные Церкви. В других документах он именуется «Святой и Великий Собор Православной Церкви» или «Всеправославный собор».
Если Собор Православной Церкви назовёт себя вселенским, присвоит себе имя восьмого, то тем самым он исключит себя из экуменического движения, поставит крест на своей экуменической деятельности.
Назвав свой собор восьмым вселенским, Православная Церковь тем самым объявит всем, что только саму себя она считает христианской Церковью, а все остальные церкви (Католическую, различные протестантские течения) считает еретическими — фактически и не церквями. Кто же захочет объединяться с людьми, которые только самих себя считают настоящими христианами?
А посему, как мне представляются, страхи перед тем, что в 2016 пройдёт восьмой вселенский «лжесобор» беспочвенны.
И ещё. Предстоятели всех поместных православных церквей заявляют, что они собирают Православный собор[1], а «ревнители» утверждают, что готовится восьмой вселенский лжесобор. Получается, что они считают глав поместных православных церквей лжецами. Называют лжецами, «лютыми волками»[2] и предстоятелей тех церквей, к которым они сами принадлежат. Или не принадлежат?
+ + +
И ещё. Собор не состоялся, никакие решения им не приняты, но он уже заклеймён, как «разбойничей», «лжесобр», его участники — «лютыми волками», «сборищем безбожных».
Похоже на то, что «ревнители» не считают для себя обязательными слова Спасителя: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1). Как мы видим, ревнители судят архиереев за дела, которые, как они предполагают, те совершат в будущем.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) еп. Кавказский (30.4/13.5/.1867) учит: «Опять приношу тебе, верный сын Восточной Церкви, слово совета искреннего, благого. Это слово не мне принадлежит: оно святых Отцов. Откуда все мои советы.
Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны святыми отцами вселенской Восточной Церкви. Этого требует Восточная Церковь от своих чад.
Признак книги истинно, существенно душеполезной — СВЯТЫЙ Писатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный, святою Церковью. Аминь" (Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с. 113,114,116)".
А что нам известно о святости ревнителей? А ведь они в своих публикациях пишут не про историю того или иного храма, монастыря, не пересказывают жития того или иного святого, занимаются не популяризацией катехизиса, догматического богословия. а навязывают читателям мнение о лживости, о готовности (или о делах) предательства православия, о безбожии архиереев.
Почему мы должны им верить?
+ + +
Вот на что ещё, по-моему, следует обратить серьёзное внимание.
Сам Господь Бог Вседержитель, Творец неба и земли, Спаситель рода человеческого и Судия будущего века почему-то не захотел, не посчитал нужным сформулировать для нас строгой догматической системы, не составил чётких канонов. И избранные Им для проповеди Его учения и созидания Его Церкви, апостолы не написали для нас учебников «Догматического богословия», «Канонического права», «Богослужебного устава»..
Библия свидетельствует о том, что «Бог есть любовь» (1Ин.4,16).
В ответ на вопрос фарисея:
«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя,
на сих двух заповедях утверждаются ВЕСЬ закон и пророки" (Мф. 22,36−40).
На Тайной вечере, в прощальной беседе со Своими учениками Христос сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга;
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,34−35).
И ничего о догматах, канонах.
+ + +
Далее.
Церковь это живой, развивающийся организм, а не законсервированная в установленных раз и навсегда правилах институция.
Если на заре христианской эры апостол Павел писал: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3,2);
в «Апостольских правилах» сказано: «5. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит своей жены под видом благовения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина», то в последствии стало общепринятым поставление во епископы исключительно монахов.
+ + +
Литургия.
Святые апостолы не оставили Церкви единой (единственной, образцовой) Литургии.
В предисловии к «Собранию древних литургий» сказано: «последования литургии меняются от народа к народу, от эпохи к эпохе».
До нас дошли тексты: литургии Апостольских Постановлений, литургии св. апостола и евангелиста Марка, литургии св. апостолов Фаддея и Мария", Галликанская литургия, Медиоланская литургия, Мозарабская литургия и другие, в том числе и литургия Григория Великого, папы Римского, которая служится в нашей Церкви и сейчас. А в «Настольной книге священнослужителя» говорится: «Наибольшее значение имеют Климентова литургия и литургия святого апостола Иакова (Иерусалимско-Антиохийская Церковь)».
Несмотря на наличие такого обилия литургий, созданных в том числе и святыми апостолами (или усвоенной им традицией) святитель Василий Великий создаёт свою литургию, а Иоанн Златоуст свою.
Причём заметим, что литургия Василия Великого короче литургии апостола Иакова, а литургия Иоанна Златоуста короче литургии Василия Великого.
Как видим и в древней Церкви, великие святители не считали неприкосновенными, не «обожествляли» предания глубокой старины, изменяли древние литургии, создавали свои; сокращали их — и тем самым, шли навстречу духу времени, чаяниям христиан.
+ + +
В ранней Церкви:
— не было иконостаса, потом он появился;
— верные принимали Св. Дары в руки и могли уносить их домой, а затем появилась современная практика причастия со лжицы;
— существовала практика публичного покаяния, потом от неё отказались;
— епитимьи за многие виды грехов изменялись от собора к собору — и как правило не в сторону ужесточения.
+ + +
Если бы Церковь не развивалась, а свято хранила установления древних, то в Библии не оказалось бы послания апостола Павла к Евреям, Откровения Иоанна Богослова, но зато были бы два послания Климента.
В пункте 85 «Апостольских правил» сказано: «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхого Завета: „..“ Наши же, т. е. Нового Завета: Евангелия четыре, Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых Посланий 14. Петра послания два. Иоанна три. Иакова едино. Иуды едино. Климента послания два» («Правила Святых Апостолов»).
И в 60-м Правиле Святого поместного собора Лаодикийского (раньше 360 г.), говорится: «Читати подобает книги сии..» Апокалипсис так же не значится.
В тексте свт. Григория Богослова (†389г.) «о том какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета», включённом в «Книгу Правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец» Апокалипсис также не значится.
Отсюда можно сделать вывод о том, что включение Апокалипсиса в Библию, это нововведение поздних времён, которых не знала древняя Церковь.
+ + +
Святое Евангелие свидетельствует: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ.
И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино" (Ин. 11,51−52).
В Своей Первосвященнической молитве Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос молит:
«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе так и они да будут в Нас едино — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17,20).
Св. апостол Павел пишет: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника» (Гал. 3,27−28).
+ + +
Спаситель создал Единую Святую Соборную Церковь. Через некоторое время в ней начались разделения по тем или иным догматическим вопросам, а в дальнейшем по национальным, государственным признакам.
29 августа 1872 г. открылся Поместный Константинопольский Собор. В нем приняли участие 32 архиерея и все восточные Патриархи, кроме Иерусалимского. 16 сентября на своем третьем заседании Константинопольский Собор вынес следующее определение:
«…Мы усмотрели, при сопоставлении начала племенного деления с Евангельским учением и с постоянным образом действия Церкви, что оно не только им чуждо, но и совсем противно».
«Мы постановляем во Святом Духе следующее:
1.Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцев наших, на коих утверждена святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию.
2. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками [раскольниками]".
Сегодня существуют: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская и Канадская поместные церкви и автономные Синайская, Финляндская, Японская, Китайская.
Из этого можно заключить, что Православная Церковь не стоит на месте, декларируя свою неизменную верность Писанию, святым отцам она живёт, меняется, преобразуется, вводит новшества, неведомые древним отцам.
(Ни Игнатий Богоносец, ни блаженный Августин, ни Исаак Сирин, ни патриарх Фотий, ни Симеон Новый Богослов не могли и представить возможность существования Греческой, Кипрской, Румынской, Болгарской. православных церквей).
В контексте этой проблематики, как ни пожелать нам ревнителям возрождать древнее благочестие с борьбы с ересью филетизма, начав с себя и являя собой пример другим, перейти в юрисдикцию Константинопольского патриархата.
+ + +
Святые равноапостольные «учители словенские» Кирилл и Мефодий оказавшись перед необходимостью просвещения славянских народов, не стали требовать от них трудиться в деле изучения древнегреческого языка, а сами занялись «созданием старославянской азбуки и языка», осуществлением перевод на него Св. Писания, Богослужения.
За это на них обрушились гонения. Значительная часть священноначалия, богословов, мирян того времени считали что «хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском». Они восприняли эту их деятельность как ересь, дерзкое покушение на вековые устои. Деятельность сугубо чтимыми в православной церкви святых воспринималась их современниками как разрыв с традицией, непозволительное нововведение.
+ + +
Почему же сегодня стремление всех Православных церквей соборно рассмотреть проблемы стоящие перед ними ревнители объявляют ересью, собор «разбойничьим»?
[1] А митрополит Иларион поясняет:
«2 ноября 2014 г. митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры посетил Санкт-Петербургскую православную духовную академию. Председатель ОВЦС выступил с докторской лекцией „..“ Митрополит рассказал об истории предсоборного процесса и о том, что можно ожидать от Всеправославного Собора, если он действительно состоится. „Могу заверить всех сомневающихся в том, что этот Собор не будет Восьмым Вселенским, не отменит и не пересмотрит решений Семи Вселенских Соборов. Этот Собор не отменит постов, не введет женатый епископат, не разрешит второбрачие духовенства, не признает власть Римского папы над Православной Церковью, не подпишет унию с католиками — одним словом, не сделает ничего из того, чего сегодня опасаются некоторые „защитники Православия“, проявляющие ревность не по разуму. Если же что-либо противное духу и букве Семи Вселенских Соборов, противное многовековому Преданию Православной Церкви — упаси Бог — произойдет на этом Соборе, Русская Церковь его не признает и не примет, как это было с Ферраро-Флорентийским Собором 1441 года. Полагаю, что и другие Поместные Православные Церкви в таком случае не признают подобный Собор“, — сказал, в частности, митрополит Волоколамский Иларион» (Сайт «Русская народная линия» публикация «Восьмой Вселенский Собор невозможен без преодоления Великой схизмы»).
[2] Так, например, в «Открытом обращении верующих против всеправославного собора»: говорится: «Сегодня афонские старцы благословляют нас, мирян, подняться на защиту Православия от лютых волков, не щадящих стада (Деян. 20, 29)» (Сайт «Восьмой вселенский собор»).
http://rusk.ru/st.php?idar=70118
|