Русская линия
Washington ProFile01.04.2005 

Охота на сателлиты
США на протяжении долгого времени проводят исследования, которые ставят задачей разработать «космическое оружие», предназначенное для поражения космических аппаратов

Попытки разработать системы, способные сбивать вражеские космические аппараты, США и СССР начали осуществлять в конце 1950-х годов. В 1960-е годы США разработали ракеты-перехватчики, предназначенные для поражения баллистических ракет, которые теоретически могли поражать и космические объекты. В 1963 году, по утверждению Альберта УилтонаAlbert Wilton, бывшего заместителя директора ЦРУCIA, курировавшего космические программы, США установили в Тихом океане две антиспутниковые системы и поддерживали их в рабочем состоянии, как минимум, в течение десятилетия. Аналогичные эксперименты проводил и СССР. По оценкам экспертов Федерации Американских УченыхFederation of American Scientists, СССР проводил опыты с лазерами, микроволновой энергией и ракетами наземного базирования. Первые испытания оружия космической войны были проведены в 1967 году, когда СССР вывел на орбиту спутник Космос-139, способный уничтожать вражеские космические аппараты. Всего, по данным Пола СтэйрсаPaul Stares, автора книги «Космос и Национальная Безопасность"Space and National Security, за период с 1968 по 1982 год СССР провел 27 подобных экспериментов, примерно половина которых были успешными. По данным Космического Командования ВВС СШАAir Force Space Coomand, по состоянию на конец 1990-х годов, СССР и Россия провели 38 испытаний систем уничтожения вражеских спутников — большинство из них были успешными. Также было проведено 18 испытаний возможностей космических аппаратов по обстрелу наземных целей.

После начала космической эры США и СССР негативно относились к тому, что чужие спутники будут пролетать над их территориями. Однако США и СССР в результате согласились, что взаимная терпимость к подобным вопросам — в интересах обоих государств. Поэтому статьи о статусе космических объектов были включены в ряд советско-американских соглашений: (в 1972 году, например, в двусторонний Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений было внесено положение, согласно которому обе страны обязывались не атаковать космические объекты, выполняющие функции контроля за исполнением данного соглашения) — разведывательные спутники позволили существенно снизить риск начала ядерной войны.

В 1983 году президент США Рональд РейганRonald Reagan дал старт Стратегической Оборонной ИнициативыThe Strategic Defense Initiative, прозванной «Программой «Звездных войн». В 1985 году была предложена концепция многоуровневой военной системы космического базирования, которая должны была обеспечить гарантированное уничтожение 3.5 тыс. вражеских ракет. В 1985 году США провели первые испытания иного типа антиспутникового оружия. Ракета, запущенная с самолета, уничтожила спутник-мишень. К 1987 году стало ясно, что имеющийся технический и технологический уровень не позволяет реализовать проект Рейгана.

После избрания президентом Билла КлинтонаBill Clinton, США частично отказались от стратегической противоракетной обороны и сделали основной упор на защите от ракет отдельных театров военных действий. Ставка была сделана не на размещение оружия в космосе (там должны быть базированы средства связи и разведки), а на его дислокацию на земле. При Клинтоне были проведены испытания лазерной пушки, которая должна была поразить объект в космосе. По некоторым данным, эти разработки не были остановлены. В частности, США продолжают изучать возможности «ослепления» вражеских спутников с помощью лазеров.

После прихода к власти Джорджа Буша-младшегоGeorge Bush Министерство Обороны СШАDepartment of Defense подготовило доклад, в котором утверждалось, что космической группировке США грозит «новый Перл-Харбор», если Америка не предпримет ряд шагов для самозащиты от реальных и потенциальных противников (например, Китая и Ирана, которые, как было указано в докладе, активно разрабатывают лазеры, способные поражать космические объекты). Кроме того, в докладе отмечалось, что распространение ракетных и космических технологий позволит даже небольшим государствам и отдельным организациям (как коммерческим структурам, так и террористам) либо сбивать космические аппараты, либо выводить на орбиты небольшие «спутники-убийцы». Кроме того, опасения вызывает возможность взрыва ядерного заряда в верхних слоях атмосферы или ближнем космосе (в 1967 году международной конвенцией было запрещено размещать в ближнем космосе ядерное оружие) — это крайне опасно для космических аппаратов: к примеру, в 1962 году Пентагон провел испытания ядерного заряда в верхних слоях атмосферы, результатом чего стала гибель пяти американских и одного британского спутника.

В 2002 году США вышли из Договора по противоракетной обороне (вторым участником этого соглашения был СССР и его правопреемник — Россия), что дало Соединенным Штатам формальное право размещать в космосе системы защиты от баллистических ракет. Ныне США активно создают Национальную Систему Противоракетной ОбороныNational Missile Defense, которая будет функционировать с помощью космических аппаратов.

В конце 2004 года командование ВВС СШАUS Air Force подготовило доктрину космической войны: «Air Force Doctrine Document 2−2.1: Counterspace Operations». В этом документе указано, как США должны будут защищать свои космические аппараты от противника и как будут бороться с вражескими спутниками и космическими кораблями. Предполагается, что мишенью ВВС США могут стать даже космические аппараты, принадлежащие нейтральным странам или коммерческим структурам, в случае если их использование помогает противнику. Тереза ХитченсTheresa Hitchens, вице-президент Центра Оборонной ИнформацииCenter for Defense Information, считает маловероятным, что нейтральные спутники будут уничтожаться — скорее всего речь идет о постановке помех радиосигналам, передаваемым космическими аппаратами.

Внутри США существует значительная оппозиция планам ведения космической войны. Она базируется на двух логических посылах: идеологическом и практическом. С идеологической точки зрения, космос следует сохранить для нужд всего человечества, поскольку его дальнейшая милитаризация может сделать угрозой всему живому на Земле. С практической стороны, отмечается, что США и их союзники ныне наиболее зависят от благополучного функционирования своих космических объектов, которые играют важнейшую роль в американской и мировой экономике (обеспечивая связь, навигацию, прогнозы погоды и т. д.).


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru