Washington ProFile | 01.04.2005 |
После начала космической эры США и СССР негативно относились к тому, что чужие спутники будут пролетать над их территориями. Однако США и СССР в результате согласились, что взаимная терпимость к подобным вопросам — в интересах обоих государств. Поэтому статьи о статусе космических объектов были включены в ряд советско-американских соглашений: (в 1972 году, например, в двусторонний Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений было внесено положение, согласно которому обе страны обязывались не атаковать космические объекты, выполняющие функции контроля за исполнением данного соглашения) — разведывательные спутники позволили существенно снизить риск начала ядерной войны.
В 1983 году президент США Рональд РейганRonald Reagan дал старт Стратегической Оборонной ИнициативыThe Strategic Defense Initiative, прозванной «Программой «Звездных войн». В 1985 году была предложена концепция многоуровневой военной системы космического базирования, которая должны была обеспечить гарантированное уничтожение 3.5 тыс. вражеских ракет. В 1985 году США провели первые испытания иного типа антиспутникового оружия. Ракета, запущенная с самолета, уничтожила спутник-мишень. К 1987 году стало ясно, что имеющийся технический и технологический уровень не позволяет реализовать проект Рейгана.
После избрания президентом Билла КлинтонаBill Clinton, США частично отказались от стратегической противоракетной обороны и сделали основной упор на защите от ракет отдельных театров военных действий. Ставка была сделана не на размещение оружия в космосе (там должны быть базированы средства связи и разведки), а на его дислокацию на земле. При Клинтоне были проведены испытания лазерной пушки, которая должна была поразить объект в космосе. По некоторым данным, эти разработки не были остановлены. В частности, США продолжают изучать возможности «ослепления» вражеских спутников с помощью лазеров.
После прихода к власти Джорджа Буша-младшегоGeorge Bush Министерство Обороны СШАDepartment of Defense подготовило доклад, в котором утверждалось, что космической группировке США грозит «новый Перл-Харбор», если Америка не предпримет ряд шагов для самозащиты от реальных и потенциальных противников (например, Китая и Ирана, которые, как было указано в докладе, активно разрабатывают лазеры, способные поражать космические объекты). Кроме того, в докладе отмечалось, что распространение ракетных и космических технологий позволит даже небольшим государствам и отдельным организациям (как коммерческим структурам, так и террористам) либо сбивать космические аппараты, либо выводить на орбиты небольшие «спутники-убийцы». Кроме того, опасения вызывает возможность взрыва ядерного заряда в верхних слоях атмосферы или ближнем космосе (в 1967 году международной конвенцией было запрещено размещать в ближнем космосе ядерное оружие) — это крайне опасно для космических аппаратов: к примеру, в 1962 году Пентагон провел испытания ядерного заряда в верхних слоях атмосферы, результатом чего стала гибель пяти американских и одного британского спутника.
В 2002 году США вышли из Договора по противоракетной обороне (вторым участником этого соглашения был СССР и его правопреемник — Россия), что дало Соединенным Штатам формальное право размещать в космосе системы защиты от баллистических ракет. Ныне США активно создают Национальную Систему Противоракетной ОбороныNational Missile Defense, которая будет функционировать с помощью космических аппаратов.
В конце 2004 года командование ВВС СШАUS Air Force подготовило доктрину космической войны: «Air Force Doctrine Document 2−2.1: Counterspace Operations». В этом документе указано, как США должны будут защищать свои космические аппараты от противника и как будут бороться с вражескими спутниками и космическими кораблями. Предполагается, что мишенью ВВС США могут стать даже космические аппараты, принадлежащие нейтральным странам или коммерческим структурам, в случае если их использование помогает противнику. Тереза ХитченсTheresa Hitchens, вице-президент Центра Оборонной ИнформацииCenter for Defense Information, считает маловероятным, что нейтральные спутники будут уничтожаться — скорее всего речь идет о постановке помех радиосигналам, передаваемым космическими аппаратами.
Внутри США существует значительная оппозиция планам ведения космической войны. Она базируется на двух логических посылах: идеологическом и практическом. С идеологической точки зрения, космос следует сохранить для нужд всего человечества, поскольку его дальнейшая милитаризация может сделать угрозой всему живому на Земле. С практической стороны, отмечается, что США и их союзники ныне наиболее зависят от благополучного функционирования своих космических объектов, которые играют важнейшую роль в американской и мировой экономике (обеспечивая связь, навигацию, прогнозы погоды и т. д.).