Русская линия
Парламентская газета Никита Вятчанин27.02.2015 

Борьба идеологий или путь к совершенству?

Дата памяти о святом, согласно многовековой православной традиции, устанавливается Церковью, как правило, по дню его смерти, а не рождения. И есть в этом логика: смерть знаменует свершившийся итог земной жизни человека, тогда как рождение — лишь ее нереализованные перспективы. В год 1000-летия преставления святого князя Владимира, крестителя Руси, «Парламентская газета» продолжает цикл Владимирских бесед, в ходе которых законодатели, священнослужители, эксперты рассматривают глобальные процессы сегодняшнего дня сквозь призму тысячелетия русской истории. И стараются ответить на вопрос — в чем актуальность не только для России, но и для всего современного мира решений, принятых равноапостольным князем более тысячи лет назад?

По сей день православие в нашей стране многие воспринимают не как фундамент для личностного роста, а как идеологический или политический инструментарий. Почему так происходит?

Обрезанное сознание

Некто сказал: там, где речь идет о миллионах, там всегда политика. Эту фразу напомнил протоиерей Дмитрий (Смирнов): «Крещение в истории любой страны — будь то Ирландия, Бразилия или другое государство — не может не повлиять на политику. Так произошло и в нашей стране. При этом мы должны понимать, что фактор религии — основной в формировании ментальности человека». Поэтому, по его словам, люди, которые воспринимают религию исключительно как государственную идеологию, имеют «обрезанное сознание» — они не видят ничего, кроме внерелигиозных причин, и склонны отрицать даже зафиксированные исторической наукой факты. Например, то, как преобразился Владимир после Крещения: князь распустил гарем (до этого он считал многоженство нормой), стал системно помогать нуждающимся.

Как объяснить такое преображение, зафиксированное в исторических документах? «Раньше в церковных книгах вместо слова „крещение“ употреблялось слово „просвещение“, — напомнил отец Дмитрий (Смирнов). — Основной акцент делался именно на то, что человека нужно просветить, он должен понимать, что такое христианство — это и есть просвещение. И происходит оно явно не электрическим светом, а светом Христовой истины. Что и случилось с князем Владимиром».

Выбор человека Богом

Именно такое просвещение и в наши дни, и на протяжении последней тысячи лет помогает осознать цивилизационное значение Крещения Руси. Иеромонах Геннадий (Войтишко), возглавляющий информационную службу Синодального отдела религиозного образования и катехизации, напомнил, что выбор религии — это выбор человека, когда он «созрел», Богом. Вопрос укрепления духовных ценностей — это не вопрос идеологии, а вопрос жизни или смерти конкретного общества", — убежден он.

По мнению отца Геннадия, на кону жестокой медиавойны, которая развязалась между ценностями и псевдоценностями, стоит жизнь не только конкретных людей, но и целых государств. Страшная иллюстрация этого — фактически узаконенные аборты, которые уносят от двух до пяти миллионов жизней в год в одной только России. «Невозможно говорить о воспитании и образовании без формирования базиса ценностей, — полагает отец Геннадий. — Поэтому Церковь и говорит о том, что курс „Основы православной культуры“ надо расширять, а христианское мировоззрение может и должно привноситься через изучение литературы, истории, других предметов — так, как это было раньше. И это не война идеологий, это вопрос — будет жить наш народ в современном мире или нет?»

От христиан к «Шарли»?

Впрочем, видеть корень всех бед в идеологии означает большую ошибку, полагает доцент кафедры теологии и социальной философии МГУТУ имени К. Г. Разумовского Максим Бычков. «Мысль отказаться от идеологии вообще возникла в 90-х годах. Но это сделать невозможно: на место одного «-изма» обязательно придет «-изм» другой, — подчеркнул он. — Пример сегодняшней Европы здесь показателен — это конечный пункт долгого пути от древней христианской цивилизации к «Шарли».

Стоит вспомнить, что желание отказаться от любой идеологии в начале 90-х аргументировалось еще и тем, что коммунистические идеалы оказались недостижимы. Это создало штамп: идеал — это то, чего достичь нельзя. Между тем христианство, как отметили участники беседы, предлагает вполне понятные и выполнимые идеалы: «не убий», «не сотвори себе кумира», «не воруй», «не прелюбодействуй» — все это не является чем-то недостижимым.

«Сейчас же мы пытаемся привить христианское семя народу, который долго находился под игом безбожия. Это крайне трудно, труднее даже, чем во времена Христа, — отметил отец Дмитрий (Смирнов). — Потому что тогда не было такого мощного информационного контршума, не было привычки все высмеивать. Силы совершенно неравны, но сегодня нашему народу, каждому дается последний выбор: с кем ты — с Богом или с мамоной?»

+ + +

Крещение Руси: факты и вымыслы

На вопросы отвечает старший научный сотрудник исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Русского исторического института Михаил Грацианский.

— Правда ли, что Крещение Руси обернулось истреблением людей, несогласных становиться христианами?

— Нам известно, что Киев Владимир крестил относительно мирно. Новгород его дядя Добрыня крестил силой, но там был мятеж, с которым и было связано кровопролитие. Летопись не оставила нам подробностей — в ней ничего не сказано о том, что Владимир крестил русские города огнем и мечом. Поэтому такое утверждение бездоказательно.

— Верно ли, что политические причины оказали решающее влияние на то, что Владимир выбрал христианскую веру?

— Исследования позволяют говорить о том, что политические факторы на Владимира могли воздействовать. Но они продолжали бы действовать вне зависимости от того, крестилась Русь или нет. Крещение, например, не могло существенным образом изменить отношения между Русью и Византией — оно, собственно, их и не изменило. Поэтому, даже крепко стоя на научных позициях, мы можем утверждать — было еще что-то, что-то очень существенное, что в итоге убедило князя Владимира. Потому мой вывод таков: внерелигиозных факторов недостаточно для объяснения, почему князь Владимир выбрал именно византийскую веру. И этого для научного знания вполне достаточно.

— Правда ли, что Владимир временно ослеп и чудесным образом прозрел непосредственно после того, как сам «во Христа крестился»?

— Данный факт указан в источнике. Если кто-то его хочет опровергнуть, то должен опровергнуть подлинность летописи.

http://www.pnp.ru/newspaper/detail/77 153


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика