Богослов. Ru | Павел Кузенков | 20.02.2015 |
В 2014 году Русский издательский центр имени святого Василия Великого выпустил книгу кандидата исторических наук, доцента кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Павла Владимировича Кузенкова под названием «Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III—XV вв.еков». Автор книги — специалист в области византиноведения, церковной истории, исторической хронологии. Вниманию читателей предлагается интервью с исследователем, посвященное вопросам хронологии и церковного календаря.
О летосчислении «от Сотворения мира»
— Главным событием человеческой истории является Рождество Христово. Установить год Рождества значительно проще, чем год от Сотворения мира. Почему же довольно долгое время летосчисление велось от Сотворения, в частности, в России эта эра имела хождение до начала XVIII века?
— Во-первых, год Рождества установить вовсе не так просто, как кажется. Ныне принятый год, восходящий к расчетам латинского монаха Дионисия, является, несомненно, ошибочным. Во-вторых, считать годы от начала мира столь же естественно, как считать годы человека от его рождения. Более того, само Пришествие Спасителя является историческим событием, важнейшей вехой в истории человечества. Оно не только разделяет, но и связывает две эпохи — Ветхого и Нового Заветов, Закона и Благодати. Ветхозаветная библейская история и история древних цивилизаций — богатейшая сокровищница человеческого опыта: религиозного, политического, культурного. И датировать эти события удобнее всего по единой системе отсчета, не прибегая (как сейчас) к «отрицательным» числам.
Надо понимать, что нынешняя система отсчета лет возникла не от хорошей жизни. Она появилась на Западе первоначально просто для удобства расчета христианской пасхалии в VI веке, когда разработка христианских эр была ещё в самом разгаре. Но затем, когда весь христианский мир перешёл на счёт от Сотворения мира, оказалось, что латинская Библия (которую Иероним переводил с масоретской еврейской версии) имеет совсем другие числа в хронологии праотцев до Авраама. Суть этой разницы легко увидеть по нашему синодальному переводу, где соответствующие годы также указаны двояко. Поэтому западный мир в принципе не имел возможности использовать счет лет от Сотворения мира и был вынужден ограничиться «Дионисиевой» эрой. Благо, до Рождества Христова об истории западноевропейских «варварских» народов мало что известно, и хронисты легко могли обойтись без древней истории.
Иное дело — Средиземноморский мир, где до XV века доминировала Римская Империя (которую в поздний период её существования неточно именуют Византийской). Именно в этом великом государстве был распят и воскрес Спаситель, именно здесь проповедовали первоверховные апостолы Петр и Павел, именно римский император, святой равноапостольный Константин, сделал христианство господствующей религией. Но Римская империя была наследницей великой античной культуры, корнями восходящей к цивилизациям Древней Греции, Египта и Месопотамии. Поэтому греческие христианские писатели непременно включали в свои хроники события древней истории, библейской и языческой, без которых немыслима история Римской (Ромейской) империи.
— Может ли измениться дата от Сотворения мира, если принять в расчет данные современных библеистов и экзегетов? Так, по мнению исследователей Библии, генеалогия ветхозаветных патриархов нам известна в упрощенном виде, некоторые промежуточные имена опущены, и генеалогия дается, чтобы подытожить содержание определенного исторического периода. Если согласиться с таким подходом, то возраст человечества согласно Писанию может быть незначительно, но все же увеличен. Или хотя бы как в случае с датой от Р.Х., которую мы не меняем, но даем комментарий о вычислениях Дионисия Малого и его ошибке в несколько лет. Так и здесь — возможно какое-то уточнение.
— Было бы неверно рассматривать те хронологические данные, которые даёт нам Библия, в качестве исчерпывающих и достаточных для составления точной и непрерывной шкалы времени. Очень важно, что такой шкалы нет в самом Священном Писании, хотя, казалось бы, в нём есть почти все данные для этого. Но именно — почти. Есть и несколько разрывов, например, в конце эпохи Судей или в период после Плена. А раз само Откровение не сообщает ни точного возраста мира, ни точной даты Рождества — значит, знание об этом не необходимо для спасения. Поэтому, рассуждая о древнейших временах, следует всегда хранить благоговейное уважение к тем тайнам Промысла, которые сокрыты от человеческого разумения. Попытки вычислить точный возраст мира часто делались с целью предугадать и время Второго Пришествия. Но Сам Господь запретил нам «вычислять времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти».
Если же обратиться к сугубо научной точке зрения, то нельзя не отметить, что библейская картина мировой истории совсем недавно получила блестящее подтверждение. Генетические исследования выявили, что все люди, населяющие планету, являются потомками одной-единственной пары. Причём возраст этих генетических «Адама» и «Евы» составляет вовсе не миллионы лет, как до сих пор пишется в учебниках, а всего несколько тысяч — или десятков тысяч (здесь учёные ещё не имеют достаточно данных). Таким образом, вульгарный дарвинизм и пресловутая «расовая теория» развенчаны окончательно — и притом чисто научными средствами. Более того, само расселение человечества по планете, выявляемое средствами т.н. гаплохронологии, поразительным образом коррелирует с библейскими данными. В частности, совершенно явно выделяется Месопотамия как место разделения большинства основных генетических групп.
— Т. е. если число лет от Сотворения мира не догматизировано и не канонизировано, то не правильнее ли возраст мира назвать приблизительным? Это придвинуло бы данные других наук к библейской картине, и сопоставление научных данных с библейскими стало бы более возможным.
— В том то и дело, что ни в Священном Писании, ни в Священном Предании нет какого-то строгого числа для определения возраста мира. А потому и у нас нет никаких оснований «догматизировать» то или иное число. Надо признать, что уже древние христианские авторы именно так подходили к этому вопросу, осознавая, что в древнейшие времена не существовало письменности, и даже у самых культурных народов по мере погружения в древность историческая память оказывается окутана туманом преданий и легенд. На этом основании Евсевий Кесарийский, например, предпочитал считать годы не от Адама, а от Авраама.
О дате Рождества Христова
— В научных кругах об установлении даты Рождества Христова существует следующая гипотеза. В Римской империи существовал праздник Митры, справлялся он 25 декабря, в день зимнего солнцестояния. После издания Миланского эдикта и государственного признания христианства этот праздник трансформировался в Рождество Христово. Христианские апологеты называют такую перемену церковной рецепцией: праздник солнца трансформировался в торжество появления на свет Христа — Солнца правды.
Между тем предлагаемые Вами расчеты даты Рождества Христова говорят о слабости данной теории. Как Вы считаете, может ли их апологетика отказаться от релятивной концепции рецепции и внедрить в свой арсенал вышеуказанные данные?
— Разумеется, христианство распространялось не в вакууме, а в уже существовавшей культурной среде. Несомненно, многие элементы языческих культур, так или иначе переосмысленные, были включены и в культуру христианскую. Достаточно вспомнить нашу Масленицу. Поэтому нет ничего необычного в том, что праздник Рождества Христова имел какие-то коннотации с существовавшими примерно в то же время года древними ритуалами. В этой связи уместно напомнить, что солнцестояния и равноденствия — самые явные и легко наблюдаемые «фазы» природного года — с глубокой древности были связаны с какими-то праздниками. Между прочим, связано с ними и русское слово «воскресение» (от «крес» — солнцеворот).
Но в случае с Рождеством Христовым всё оказывается сложнее. Во-первых, выясняется, что уже на заре христианства существовали разные даты этого события — и среди них 25 декабря. Во-вторых, новозаветные данные, при всей их лапидарности, дают нам «ниточку», по которой мы приходим в тот самый декабрь/январь, где Рождество помещает поздняя традиция. Так что вполне можно допустить взаимную контаминацию разных традиций. Кстати, культы Митры и Непобедимого Солнца распространились в империи не до, а после появления христианства и сами могли испытать влияние последнего.
О самой древней пятой колонне
— Хронология Септуагинты довольно сильно отличается от хронологии масоретского текста (МТ). Возраст жизни каждого ветхозаветного патриарха по МТ на 100 лет меньше, чем в греческом тексте. В сумме набегает 1992 года. Есть ли какое-нибудь объяснение, почему хронология МТ подверглась значительной коррекции? Какая пятая колонна сократила возраст человечества почти на 2 тысячи лет?
— Вопрос этот дискутируется уже много веков. Было предложено множество гипотез, иногда весьма оригинальных. Так, Евсевий Кесарийский видел в этом проявление любвеобилия иудеев, которые якобы хотели таким образом оправдать раннее вступление в брак (по сокращенной хронологии выходило, что патриархи обзаводились первенцами в относительно юном возрасте). Но большинство христианских полемистов было уверено, что авторы данной «коррекции» стремились отдалить дату пришествия Мессии — Христа, которое, по убеждению многих, должно было произойти в 6-м тысячелетии. Впрочем, у нас нет доказательств того, что данная операция была направлена именно против христиан. Напротив, наиболее «радикальную» версию сокращения хронологии праотцев мы встречаем в «Книге Юбилеев» — памятнике, создание которого принято относить к фарисейской среде и датировать II в. до Р.Х. Там сокращение возраста «патриарха» к моменту рождения первенца на 100 лет производится наиболее последовательно (лишь когда вычитать приходится из 79, вычитается 50 лет). В результате от Адама до перехода Авраама насчитывается всего 1950 лет (в Септуагинте — 3389/3409, в масоретской версии — 2023, в самаритянской — 2324). Следовательно, попытки «угасить» ожидание Мессии предпринимались задолго до Пришествия Христа — и притом, что характерно, в несколько этапов. Когда выяснилось, что грубый прием «Книги Юбилеев» приводит к тому, что Мелхиседек должен пережить Потоп, появляется масоретский вариант, где три «патриарха» оставлены без коррекции (данные совпадают с Септуагинтой).
Кстати, не следует забывать, что в современном государстве Израиль — единственной стране мира, где официально используется счет от Сотворения мира, — согласно масоретской версии, именно сейчас идёт то самое 6-е тысячелетие, когда должен явиться Машиах. И до конца этого тысячелетия осталось всего 226 лет.
Об ожиданиях конца света
— В конце XV века на Руси усилились ожидания грядущего конца света. Приближающийся 7000-й год от Сотворения мира позволил хилиастическим представлениям обрести второе дыхание. Пасхалия после 1492 года не составлялась. Были ли подобные эсхатологические ожидания в других частях христианского мира?
— Спекуляции по поводу конца света, грубо нарушающие прямой запрет Самого Спасителя, — излюбленная тема для разнообразных сектантов и еретиков. В 6000-м году в Римской империи на этой почве расцвел раскол антихалкидонитов, в 7000-м на Руси — ересь жидовствующих. Но эсхатолические мотивы были в XV веке распространены не только в странах православного мира, но и в Западной Европе. Достаточно напомнить о радикальных гуситах — таборитах, поднявших восстание в Чехии в 1419 г. Расположив свой лагерь на горе Табор (названной в четь библейского Фавора), они вполне реально готовились к наступлению Царства Христова на земле. Да и немецкий протестантизм начала XVI века активно использовал в своей пропаганде тезис о пришествии в мир антихриста — в лице папы Римского.
О наименовании эры до Рождества и от Р.Х.
— Практически две тысячи лет системы летосчисления отталкивались от глобальных событий - Сотворения и Рождества. Этот конкретный мировоззренческий смысл был выражен и в наименовании: лето от Сотворения такое-то, год от Рождества такой-то. Но уже в XIX веке с подачи ученого раввина М. Рафалла в оборот вошло нейтральное наименование «наша», «новая» эра. В отечественную научную литературу «новая» эра была введена при большевиках и собственно в научном обиходе остается по сей день. На Ваш взгляд, это изъятие из научного оборота формулировки «от/до Рождества Христова» было целенаправленным?
— Для верующего иудея говорить о Рождении Машиаха (а именно так для еврейского уха звучит греческое «Христос») 2000 лет назад — всё равно что обличать самого себя. Действительно, если Иисус, распятый по требованию иерусалимской толпы, кричавшей «кровь Его на нас и на детях наших!», и был тем самым Христом, о котором говорили пророки, — то кого и чего ждут нынешние иудеи? А поскольку всё больше иудеев, получая образование, приобщались к западной культуре, они вполне естественно избегали оскорбительного для себя словосочетания «Рождество Христово». В то же самое время и христиане стали активно утрачивать свою веру, с маниакальным энтузиазмом подрубая корни собственной культуры и цивилизации. Поэтому здесь можно говорить о совпадении двух тенденций: усиления нехристианских религий и ослабления христианства.
Кстати, наиболее радикально подошли к делу французские революционеры конца XVIII века: они не только совершенно упразднили христианскую эру, но и попытались избавиться от семидневной недели с ее воскресным днём — «днем Господа» (франц. dimanche от лат. dies Domenica). Попытка эта не удалась. И тогда пошли по «мягкому пути», вариантом которого и является наша «новая/наша эра» и английская «общая эра». Но, слава Богу, сила христианской цивилизации всё ещё достаточно велика, чтобы в большинстве стран мира за начало отсчёта лет принимался именно год Рождения Христа — пусть и вычисленный с некоторой ошибкой.
О Всеправославном соборе
— В 2016 году состоится Всеправославный собор, одной из тем, вынесенной на обсуждение, является вопрос о календарном стиле. Можно предположить, что представители Вселенского Патриархата предложат унифицировать церковный календарь для всех Поместных Церквей, и вероятнее всего — перейти на новоюлианский календарь. Разработан ли какой-либо план действий на этот случай? И как вообще вести дискуссию по унификации церковного календаря? Маловероятно, что Константинополь, Александрия или Антиохия вернутся к традиционному юлианскому, а Русская, Иерусалимская и Сербская Церкви перейдут на новоюлианский.
— В вопросе календаря исторически Церковь всегда руководствовалась практической пользой. Юлианский календарь имеет языческое происхождение и, строго говоря, не имеет отношения к христианству. Но он был распространён в Римской Империи, и именно его оказалось удобно использовать для церковного календаря. Впрочем, отдельные Церкви — египетская или армянская — использовали свои календари, что ничуть не мешало церковному общению. Сложнее с пасхалией. Уже на Первом Вселенском соборе отцы выразили пожелание, чтобы праздник Пасхи справлялся всеми христианами в один день. Этого, однако, не удалось достичь быстро. Долгое время Запад и Восток вычисляли Пасху по-разному. Но в VI веке повсеместно утвердилась Александрийская пасхалия. А вот она как раз основана именно на юлианском календаре. Поэтому вопрос о календарной реформе неизбежно оказывается вопросом пасхалии. Существующая пасхалия действует уже 1700 лет. Она удобна и компактна, хотя и не вполне точна астрономически. Именно из-за этой неточности католики в XVI веке провели реформу, изобрели григорианский календарь — но утратили древнюю пасхалию. Возникает вопрос: а стоит ли астрономическая «точность» такой жертвы? Тем более что праздник христианской Пасхи не привязан к сезонным предписаниям ветхозаветного Закона о колосьях и тельцах.
На мой взгляд, истинная причина перехода на «новый стиль» — вовсе не календарного плана. Она носит характер цивилизационного выбора. Все страны, одна за другой перешедшие в XX веке на европейский календарь, руководствовались при этом лишь одним желанием: войти в число «культурных народов». Кстати, в этом ясно признались большевики, проводя реформу 1918 года. Тем самым молчаливо признавалось, что приверженность православной традиции с принадлежностью к этим «культурным народам» (они же «развиые страны», они же «цивилизованный мир») несовместима. Но так ли это?
О разнице между новым и старым стилем в XXII веке
— Разница между григорианским и юлианским календарями постепенно увеличивается, в XVI веке она составляла 10 дней, сейчас 13, а в следующем столетии будет 14. Таким образом, сместятся все неподвижные даты церковного года. Рождество Христово, к примеру, будет приходиться на 8 января. Как можно разрешить данную проблему?
— Приверженность традиции и сохранение древнего календаря требует осознанного осмысления. Если его нет, мы наблюдаем тревожное явление: по сути, вместо параллельного бытования церковного (юлианского) и гражданского (европейского) календарей мы имеем странный гибрид, в котором все праздники поменяли свои места: и вот уже можно услышать, что «русское Рождество» — 7 января. Такой разрыв традиции может быть опаснее любой реформы, — тем более что в один прекрасный день, 1 марта 2100 года, все (!) даты неподвижных праздников сместятся. Но, с другой стороны, эта проблема — прекрасный повод оживить древнюю традицию, возродить у наших современников осознание того, что в церковном обиходе Русской Православной Церкви употребляется освящённый многовековой традицией юлианский календарь — и никакой другой! Даты всех церковных праздников нужно давать только по нему — лишь для удобства сопровождая их «гражданской» датой (как и делалось вплоть до недавнего времени). Тогда и сдвиг относительно гражданского календаря будет всем понятен и не вызовет никаких проблем. Слава Богу, есть ещё время провести эту работу. Если же всё оставить на самотёк, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Хронология на службе апологетики
— Первые апологеты христианской веры использовали данные хронологии для защиты древности христианства, вытекающей из ее связи с Ветхим Заветом, для обозначения линейного понимания истории в противовес цикличному ее восприятию античной философией. А какую апологетическую роль христианская хронология сейчас может сослужить вере?
— Мне кажется, что важнейшая задача христианской хронологии — напоминать нашим современникам, что существующая человеческая цивилизация — очень молода, что от библейских праотцев нас отделяют всего сотня-другая поколений. Если выстроить в ряд всех предков каждого из нас вплоть до Адама и Евы, это будет совсем не большая шеренга. Все мы, обитатели Земли, — очень близкие родственники, почти братья. И поэтому взаимной ненависти и презрению нет и не может быть оправдания.
Кроме того, библейская хронология напоминает нам и о хрупкости цивилизации, проявляющейся в духовных циклах мировой истории. Человечество ещё не успело расселиться по земле — а уже потребовался Всемирный Потоп, чтобы остановить лавину нравственного растления. Прошла ещё тысяча с небольшим лет — и на земле не осталось ни одного человека, который сохранил бы память о Боге-Творце. С Откровения Аврааму Бог Сам вступил в общение с человеком, начав воспитание избранного народа, а через 430 лет через Моисея дал евреям Закон. Но через полторы тысячи лет Израиль утратил веру в Живого Бога, погрузившись в мёртвую букву и мечтания о мировом господстве. Человечество вновь оказалось на грани полной духовной гибели. И Бог послал Сына Своего. Воплощённое Слово, Христос, обитал среди людей, учил и творил чудеса, был осмеян и распят, но воскрес — и возродил погибающий род человеческий к новой жизни.
С тех пор прошло две тысячи лет. Христианское учение любви, несмотря на непонимание и вражду мира сего, неуклонно побеждало, распространяясь всё шире и шире и охватив, наконец, большую часть Земли. Но недавно начался обратный отсчёт: всё яснее и отчётливее видны признаки духовного перерождения и физического вырождения христианского мира. Что ждёт нас? Очередной удар вразумляющего бича Божия — или заслуженный Конец? Милость Божия бесконечна, и у нас ещё есть выбор. Но хронология учит: время для выбора имеет свои пределы.
Интервью подготовил Кирилл Брагин
|