Вести | Сергей Евгеньев | 17.02.2015 |
Проезжая через город Кингисепп, невозможно миновать местный историко-краеведческий музей — филиал Музейного агентства Ленинградской области. В ноябре нынешнего года музей отметит 55 лет со дня своего основания, если отталкиваться от 5 ноября 1960 года, когда был открыт народный музей на общественных началах. Здесь бережно хранят историческую память о городе, который тут, в музее, любят называть его прежним названием — Ямбург. А землю, на которой он стоит, ямбургской.
Зданию, в котором находится музей, в нынешнем году исполняется 105 лет. До революции в нем размещалось Ямбургское Коммерческое училище. Внешне здание практически не изменилось с тех пор, да и внутри тоже: все те же коридоры, классные залы, ставшие теперь музейными. В советское время здесь находилась средняя школа, затем вечерняя. Музей переехал сюда из Екатерининского собора в 1990 году, а в 1999-м был открыт для посетителей.
«На лестничных площадках — родная плитка, все те же, школьные, перила. Ступеньки за десятки лет буквально натерты детскими ногами. До сих пор многие выпускники приходят сюда с благоговением: «Мы здесь учились..», — говорит главный хранитель Кингисеппского историко-краеведческого музея Валентина Ищенко.
По словам Валентины Ильиничны, создать краеведческий музей на земле, по которой огненным смерчем прошла Великая Отечественная война, — труднейшая задача. Низкий поклон тем жителям города, которые зарывали в землю свои сундуки с домашними реликвиями, прятали семейные альбомы, чтобы, вернувшись в родной город из эвакуации, продолжать жить на родной земле.
«На пестром одеяле ямбургской земли мы видим лоскутки самых разных народов — ижор, води, финнов-ингерманландцев, эстонцев, немцев, — рассказывает Валентина Ищенко. — У главного собора, Екатерининского, был когда-то базар, и площадь звалась не соборной, а базарной. Сюда приезжали со всего уезда эстонцы, ижоры, водь, финны-ингерманландцы, немцы, жившие здесь же. Представляете, какой „вавилон“ на нашей маленькой земле! И все жили дружно, в мире и согласии».
Город стал свидетелем и участником практически всех великих событий ХХ века. В 1914-м отсюда уходили воины на Первую мировую, в 1918-м близ Ямбурга происходили последние для России сражения той войны. Через него во время Гражданской войны проходила с боями армия Юденича. Немало лиха хлебнул город во время Великой Отечественной войны, а деятельность подпольщиков во время оккупации стала яркой страницей народного сопротивления.
В 1922 году город переименовали в честь Виктора Кингисеппа — революционера, одного из организаторов Компартии Эстонии, во время Гражданской войны — сподвижника Дзержинского. С ноября 1918 года он находился на подпольной работе в Эстонии, был арестован полицией 3 мая 1922 года и по приговору военно-полевого суда по статье за измену родине был расстрелян. Дабы выразить протест «буржуазной Эстонии», самый ближайший к ее границе город назвали именем казненного борца за революцию. Имя города должно было служить вечной памятью, вызовом, укором, напоминанием.
В начале 1990-х годов, на волне демократических перемен, в Кингисеппе подняли вопрос о возвращении городу его исторического имени. Тем более что за примерами далеко не надо было ходить: в сентябре 1991 года Ленинград стал Санкт-Петербургом, а в марте 1992-го Петрокрепость — Шлиссельбургом. Логично, что и Кингисепп должен был стать Ямбургом, однако в 1993 году на референдуме по вопросу о названии города большинство высказалось за сохранение «советского» названия. Только 10% жителей пожелали вернуть историческое название.
Вопрос осложняется тем, что большинство нынешних жителей Кингисеппа являются переселенцами 1960-х годов, участниками «комсомольских строек», и их потомками. Для них этот город всегда был Кингисеппом. Тем не менее за двадцать лет, прошедших со времени референдума в Кингисеппе, вопрос о возвращении городу его исторического названия не ушел в тень. Не теряет он актуальности и сегодня, когда речь идет о возвращении к истокам, историческим корням, традициям.
Сегодня, когда героями Гражданской войны в равной степени становятся и Чапаев, и Колчак, когда революция 1917 года оценивается далеко не однозначно на самом высшем уровне, название города Кингисеппа вызывает все больше вопросов. Почему старинный русский город носит в своем названии (точнее сказать, до сих пор носит) фамилию эстонского революционера? Кстати, стоит напомнить: в дословном переводе с эстонского «кингисепп» означает «сапожник»..
«Вопрос о переименовании города остается открытым, — считает Валентина Ищенко. — Мне думается, сейчас Ямбург мог бы пройти в умах и сердцах наших горожан, но существует такое определение: не важно, как называемся, важно, как мы живем. Остается надеяться, что когда-нибудь, рано или поздно, мы все-таки станем Ямбургом. Лично мне нравится это красивое, звучное, европейское имя, и „бурги“ хорошо на слух воспринимаются современным русским человеком».
С этим нельзя не согласиться: быть городом-«бургом» в России — очень даже достойно: в одном ряду с Петербургом и Шлиссельбургом, Екатеринбургом и Оренбургом. А в европейском масштабе, как бы это громко ни звучало, — в одном ряду, например, с Гамбургом, Зальцбургом и Страсбургом.
Дискуссия о возвращении названия «Ямбург» периодически вспыхивает на местных интернет-форумах.
«Верните городу историю», — говорят одни. «Я за возвращение исторического названия города — Ямбург. Это справедливо. А затраты… Они будут оправданы, потому что имя города важнее всего. Как корабль назови — так он и поплывёт. А Сапожник (Кингисепп) уж точно не подходит древнему городу, которому 630 лет».
Как уточняет краевед Андрей Белобородов, принято считать, что Петр приказал переименовать Ямы в Ямбург после взятия крепости русскими войсками 14 мая 1703 года, но это не так. В сохранившемся докладе военачальника Бориса Петровича Шереметева, сделанном им 14 июня 1703 года, первым пунктом Петру был задан вопрос: «Город Ямы так ли называть, как был, или как укажешь?» На что был получен ответ: «Называть так». И далее вплоть до конца сентября 1703 года во всех письмах Петра Великого крепость так и называлась — Ямы. Первое упоминание в официальной переписке нового названия Ямбург встречается в письме того же Шереметева только 15 августа 1703 года. Именно с этой даты все его исходящие письма подписываются «Из Ямбурга».
Впрочем, немало и тех, кто отстаивает нынешнее название города, обвиняя ревнителей прежнего имени в «оголтелом антисоветизме», желании «стереть в сознании людей память о Великом советском периоде истории». Вот еще характерная позиция: «Проблем и так куча, да и денег лишних нет». Для части общества, которой близки коммунистические идеи, отказ от имени Кингисеппа вообще неприемлем. Недаром каждый год в марте, в день рождения Виктора Кингисеппа, местные коммунисты проводят митинг возле его памятника.
Кроме того, оппоненты возвращения названия напоминают, кто город Ямбург и так уже есть в России, поэтому наличие двух городов с одинаковым названием внесет географическую путаницу. Да, действительно, Ямбург есть на Крайнем Севере. Это заполярный вахтовый посёлок в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, к северу от полярного круга. Свое название он получил от Ямбургского месторождения, на котором он и был возведён газовиками в начале 1980-х годов.
В феврале 2008 года город Кингисепп посетил митрополит Ладожский и Петербургский Владимир. Он провел в Екатерининском соборе вечернее богослужение, а затем отслужил праздничную воскресную литургию. На встрече владыки с преподавателями православной школы и руководством города и района, в частности, затрагивался вопрос и о названии города. Митрополит сказал, что будет молиться за возвращение исторического имени Ямбург.
О том, что вопрос о названии Ямбурга — Кингисеппа не сходит с повестки дня, говорит обращение фонда поддержки исторических традиций «Возвращение», который ставит своей целью продолжение работы академика Д.С. Лихачёва по возвращению улицам и городам России исторических названий. Осенью 2012 года фонд направил Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко обращение, где говорилось о том, что необходимо устранить «историческую несправедливость, возникшую в годы советской власти, а именно безосновательное уничтожение древнего исторического названия города Ямбурга».
«Помимо благозвучности и отсутствия ложных ассоциаций в исконном названии, последнее является, несомненно, исторически значимым топонимом, напоминающим нам об истории Северо-Запада России с допетровских времён, — говорилось в обращении. — Полагаем, что Россия не должна забывать подход председателя Советского (позднее — Российского) Фонда культуры академика Д.С. Лихачева, в соответствии с которым к памятникам истории и культуры относятся не только материальные объекты, но и ценности нематериальные, такие как исторические названия. Возвращение уничтоженных исторических названий, особенно если уничтожение было сделано по конъюнктурным и идеологическим причинам, — это нравственный долг современных россиян и всех ценящих русскую культуру и желающих процветания ей вне зависимости от политических предпочтений».
На вопрос: «Какое вам ближе название города, Ямбург или Кингисепп?» — президент Исторического общества Ямбурга — Кингисеппа писатель Вадим Аристов в своем интервью в мае 2013 года отвечал: «Конечно, Ямбург. Но, увы, пока большинство жителей, похоже, склоняются к названию «Кингисепп». Работа же нашего исторического общества нацелена на то, чтобы показать значимость дореволюционной истории нашего города, чтобы граждане сами поняли ценность имени «Ямбург», закрепленного Петром Великим за древним Ямом — Ямгородом. Переименование Ямбурга в честь большевика Виктора Кингисеппа было чисто идеологическим актом.
Подчеркну, что сегодня речь идет не о новом переименовании нашего города, а о возвращении ему исторического имени. Этот вопрос рано или поздно придется решать. Мы возвращаемся к своим корням, к тому названию, которое утвердил Петр Великий. При этом мы не собираемся зачеркивать советский период истории нашего города. Он останется связанным с названием Кингисепп, как в истории Петербурга навсегда останется блокада Ленинграда".
Что же в итоге? Дискуссия продолжается, у сторонников обеих точек зрения — свои аргументы. Сторонники возвращения исторического названия признают, что предстоит еще большая работа, дабы идея «овладела массами».
«Надо говорить с людьми, просвещать, убеждать», — уверен кингисеппский краевед Валерий Тринев, врач по профессии, краевед по промыслу Божьему. В 1980 году ему удалось сделать то, что, казалось, было тогда абсолютно невозможным: он добился возвращения кингисеппской больнице имени дворянина, земского врача Петра Николаевича Прохорова.
«В советское время, когда я боролся за возвращение больнице имени доктора Прохорова, местные власти возражали, но когда удалось получить „рекомендацию“ сверху, все сразу же было решено, — говорит Валерий Тринев. — Так и теперь: необходима отмашка сверху. Значит, будем работать в этом направлении. Надеюсь на поддержку единомышленников. Они есть, и их немало».
http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2015/02/10/na-yamburgskoj-zemle/