Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина02.09.2003 

ШАМАНИЗМ НА ГОСПАЙКЕ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 25 августа — 1 сентября. — Успение Богородицы. — Юбилей Псково-Печерского монастыря. — Татары или кряшены? — Исламское партстроительство. — Диктатура свободы совести. — Медийные проекты.

В четверг, 28 августа, Русская Православная Церковь отметила великий двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Владычицы Богородицы. В сообщении РИА «Новости» кратко рассказывается об этом событии: «По евангельскому преданию, в конце земной жизни Богородицы архангел Гавриил возвестил Пресвятой о ее грядущей кончине. Богородица перед смертью хотела проститься с учениками Иисуса, которые в то время проповедовали христианство по всей земле. По молитве Пречистой Девы апостолы были чудесным образом собраны у ее одра. Когда пришло время кончины Богородицы, Сам Иисус Христос явился у ее одра и принял ее душу в свои руки… Название праздника — Успение — происходит от слова „уснуть“ и указывает на то, что Дева Мария осталась после своей видимой телесной кончины непричастной смерти».
На сайте «Православной газеты» о значении этого «удивительного праздника, окрашенного одновременно печалью об окончании жизненного пути Заступницы нашей Небесной, о разлуке нашей с Нею», но и радостью рассказывается более подробно. «При погребении Пресвятой Богородицы совершались многочисленные чудеса. От прикосновения к одру Божией Матери слепые прозревали, бесы изгонялись и всякие болезни исцелялись. Множество народа следовало за Ее пречистым телом… Через три дня после погребения Божией Матери, прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, жалея его, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы Фома мог проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли вход, то не нашли пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены… Вечером … они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе окруженную ангелами Божию Матерь в сиянии небесной славы. «Радуйтесь! — приветствовала она их и ободрила — Я с вами во все дни, и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».
«…Вспоминая кончину, вернее, успение Божией Матери, никто не скорбит, а все празднуют, никто не плачет, а все торжествуют… Отчего же так? Оттого, что Божия Матерь не уходит в мрак могилы, а переходит от земли к Небу, от временных скорбей к вечным радостям. Окончилось для Нее время разлуки со своим Сыном и Господом. Отныне Она видит Его непрестанно и уже не в уничижении и страданиях, а в величии Божественной славы. Весь мир радуется и верит, что в успении своем Богородица не только не оставит, но получит еще большую возможность ходатайствовать за него перед лицом Господа», — говорится в другом материале, размещенном на этом же сайте.
На сайте «НТВ» и на сайте программы «Вести» празднику Успения посвящены краткие информации, текст которых практически совпадает. Оба сайта со ссылкой на ИТАР-ТАСС авторитетно сообщают, что «именно с этим праздником еще связано окончание жатвы» и «приходит «бабье лето». Также об этом дне размещена информация на сайте «Регионы России» и «Newsru.com».
На сайте «Седмица.ru» размещено «Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в день Успения Пресвятой Богородицы». В нем говорится о том, что «в день Успения Божией Матери мы особенно сильно ощущаем близость Пречистой Девы Марии, которая и «по Успении мира не оставила"… В праздник Успения Пресвятой Богородицы и Царицы Небесной пусть каждый из нас ощутит, что Преблагословенная Дева Мария — с нами, что над нами простирается Святой Покров Ея, что в ответ на нашу молитву мы получаем Ея скорое материнское предстательство и заступничество на своем жизненном пути».
В этот же день Псково-Печерский монастырь отметил свое 530-летие. О торжественных мероприятиях, посвященных этой дате сообщает агентство «Интерфакс»: «Накануне на Успенской площади прошло всенощное бдение. После литии крестным ходом с иконой Успения Божией Матери верующие прошли к Михайловскому храму, на площади перед которым продолжилась всенощная с акафистом Успению Божией Матери. …в четверг в Сретенском и Михайловском храмах отслужены литургии, по окончании которых состоялся крестный ход с иконой Успения вокруг обители». Там же коротко рассказано и об истории монастыря.
Более подробно о монастыре можно прочитать на сайте «Регионы России». «Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры"… Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда преподобным Ионой была освящена выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца Успенская церковь». Далее в сообщении рассказывает о преподобном Ионе и преподобной Вассе.
На патриаршем сайте можно прочитать материал «О Преславнаго Чудесе!», где подробно рассказывается о праздничных богослужениях. Кроме этого, в материал включено интервью наместника монастыря архимандрита Тихона (Секретарева): «Мы проводим наши торжества не ради какой-либо даты, просто в эти дни мы вспоминаем благочестивые труды сонма подвижников нашей обители и ратные подвиги защитников земли Русской, совершенные под благодатным Покровом Пречистой Матери Божией, который Она простирает над монастырем, посвященным Ее святому Успению. Успение Преблагословенной Девы Марии, Царицы Небесной, — наш главный праздник независимо от даты. Всегда при любой погоде в этот день в обитель стекается множество людей, чтобы почтить Матерь Божью, Которая пообещала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни!».
Этот же портал разместил статью из журнала «Карьера» «Увидеть Псков — и умереть». В статье рассказывается о Пскове и о главном его достоянии — Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре: он «ведет свою историю как минимум с 1473 года, а первые молитвенники — выходцы из Киево-Печерской лавры — появились тут никто уж и не помнит когда. Расцвет обители связан с именем преподобномученика Корнилия, который, ввиду явного организаторского таланта и благочестия, игуменом монастыря был назначен очень рано — в 28 лет (в 1529 году). А в 1570-м Корнилий был ложно обвинен перед Иваном Грозным в связях с литовцами. В один из визитов государя игумен вышел навстречу царю с крестом. Летопись повествует, что Грозный своей собственной рукой отсек Корнилию голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело, понес в монастырь. Путь, по которому Грозный шел к Успенскому собору (где по сей день в посеребренной раке лежат мощи игумена), с тех пор называется «кровавым». В статье можно прочитать и о б истории монастыря в последние столетие: «Обитель никогда не закрывалась — узнав, что Советы приняли решение ликвидировать монастырь, послушники заперли ворота, вывесив на них грозное предупреждение об эпидемии холеры. Эмиссары так и не решились проникнуть внутрь ограды. В 1920 году по Тартускому договору Печеры отошли к Эстонии, оставаясь в ее составе до 1940 года. Таким образом удалось сберечь значительную часть сокровищ монастыря» Также в статье можно прочитать о «Богом зданных пещерах».
О другом древнейшем русском храме — Софийском соборе — сообщает сайт «Newsru.com». В нем установлен новый престол и 26 августа совершено его торжественное освящение. «В алтарный престол помещен ковчег с мощами новгородского святителя Гермогена. Освящение нового престола в Софийском кафедральном соборе совершил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, после чего он возглавил здесь торжественную литургию». Софийский собор был возвращен Новгородской епархии по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
На сайте РИА «Новости» сообщается также о том, что в ближайшее время Православной Церкви передадут похищенные из российских храмов иконы. Речь идет о 200 иконах, украденных в 60−70 годах XX века из церквей и затем незаконно перемещенных в Италию. По сообщению министра культуры, «МИДом и силовыми структурами ведется работа по возвращению в Россию из Италии еще 700 икон, также незаконно вывезенных из России в 60−70 годах XX века».
Другой темой, получившей широкое освещение в СМИ, стала проблема национального самоопределения кряшен. «Межрегиональный Союз национально-культурных объединений кряшен обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой содействовать в получении кряшенами статуса отдельного народа», — сообщает агентство «Интерфакс». Авторы письма напоминают, что возвращения такого статуса общественные организации кряшен добиваются уже четыре года и что, «согласно выводам российских этнографов, кряшены вне всякого сомнения являются самостоятельным, самобытным народом». Однако «национал-шовинистические силы Татарстана чинили и продолжают чинить всевозможные препятствия для осуществления воли кряшенского народа, утверждая, что кряшены — это крещеные татары, а их желание самоопределиться якобы провоцируется Москвой», — говорится в письме. «Межрегиональный Союз кряшен также просит о заступничестве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». В обращении к Патриарху, которое также цитирует «Интерфакс», сообщается об открытых призывах в адрес кряшен отвергать православие и принимать ислам.
Статья Кирилла Василенко «Младшие братья по вере», касающаяся этой же проблематики, опубликована на сайте «Время.Ru». В статье говорится о том, что Русская Православная Церковь вступилась «за этническое самоопределение одного из малых народов, проживающих в Татарстане»: «Служба коммуникации Московской Патриархии заявила вчера, что поддерживает желание кряшен обрести независимый национальный статус, а также о том, что промедление властей в этом вопросе является ошибкой». «В 2002 году, накануне Всероссийской переписи населения, лидеры кряшен уже обращались к патриарху Алексию II с просьбой о моральной поддержке… Патриарх отметил в ответном послании, что в соответствии с Конституцией РФ эта группа имеет право на этническое самоопределение». Такой же позиции придерживались и ученые: «С точки зрения этнографии, общность кряшенского языка с татарским не может быть достаточным условием для того, чтобы причислить этот народ к татарам». По словам автора, разрешить «давний конфликт» мешает «жесткая позиция президента Татарстана Ментимера Шаймиева»: именно по его вине «в последний момент кряшен из списка самостоятельных национальностей этнографы исключили».
Пока никакой реакции на эти письма из Кремля не последовало. Между тем, власти Татарстана уже «недоумевают» по поводу намерения кряшен стать отдельным народом. По мнению властей Татарстана, никакой проблемы кряшен не существует: нет такого отдельного народа, нет никаких фактов притеснения кряшен. Да и вообще, «религиозный фактор не может служить поводом для претензий на определение кряшен как отдельного народа», так как, якобы, «к XX веку у татар выработалась такая модель нации, которая исключает религиозный фактор как этнообразующий».
Надо отметить, что мусульмане предпринимают серьезные попытки для укрепления и продвижения своей идеологии, в том числе и на государственном уровне. В «Московском комсомольце» опубликована статья «Аллах с нами», в которой рассказывается о том, что «ортодоксальные мусульмане всерьез занялись партстроительством»: «В Исламской партии, о которой до сих пор не знал почти никто, официально числится 3,5 млн. человек. Она уже зарегистрирована и собирается участвовать в ближайших выборах в Госдуму». По словам лидера Исламской партии России, у нас появилась отечественная партия Аллаха — «Хизболла».
С другой стороны, власти опасаются, что в предстоящих выборах в Госдуму национальная и религиозная карта будет разыгрываться активнее, чем раньше. А следовательно, «статью за разжигание розни будут применять чаще, чем раньше, обещает министр по национальной политике РФ Владимир Зорин». В то же время «Минюст обращает внимание, что в избирательные блоки не могут входить профсоюзные объединения, религиозные организации, национально-культурные автономии и ряд других общественных организаций, названных в законе «О выборах».
Вопрос о регулировании законодательным путем межрелигиозных отношений сегодня стоит особенно остро. По словам адвоката Сергея Штина, «применение закона о противодействии экстремизму позволит предотвращать акции, затрагивающие чувства верующих», сообщает РИА «Новости».
Однако само упоминание законов, ограничивающих разного рода богохульников, и рассуждения о подобной юридической практике нередко вызывает резкое отторжение и раздражение со стороны светских журналистов, предпочитающих «личную свободу» «свободе совести». К разряду именно такого язвительно-раздраженного чтива можно отнести статью Анастасии Скогоревой «Свобода совести в обмен на личную свободу и личную совесть», опубликованную на сайте Presscenter.ru. Так, законопроект, внесенный на рассмотрение в Думу депутатом Александром Чуевым о привлечении уголовной ответственности за сознательное оскорбление чувств верующих, вызывает у автора «шок и чувство протеста». Собственно, богохульство и надругание над святыней Анастасию Скогореву не шокирует — дело обычное… А вот возможное ограничение подобной «свободы» — приводит в неврастенический ужас, о чем она и подробно сообщает. Автор высокомерно упрекает «оскорбленных верующих» в том, что они хотят быть «святее римских пап и отцов Церкви», которые, видимо, по ее мнению, одобряли богохульство и даже, по ее словам, были отчасти его авторами. При этом, все упоминания Отцов — Тертуллиана и Иустина Философа — не более чем кичение и попытка представить кусок, вырванный из контекста, в качестве окончательной истины.
Ряд публикаций в светских СМИ касался проблемы современных технологий «на службе у религии». Именно об этом репортаж «Мобильник под рясой и факс в келье», вышедший на «НТВ». В репортаже рассказывается о сайте Иверского монастыря, в древних стенах которого «царит атмосфера 21-го века».
Также, по сообщению «Радонежа», министр культуры России попросил патриаршего благословения на начало съемок фильмов о Русской Церкви. «По словам министра, «один из ведущих российских документалистов уже приступил к съемкам 10-серийного фильма «История Русской Церкви». Ожидается, что зрители увидят его уже в начале января на канале ОРТ».
На сайте «Русская Германия» Денис Лобков рассуждает на тему «Батюшка в эфире. Почему на телевидении так много программ на религиозную тематику? Кто за ними стоит? Кто приглашает на ТВ священников? Кто за все это платит?». Автор вспоминает о первых православно-ориентированных передачах в эфире, перечисляет программы, выходящие на телеэкран сейчас, также цитируются слова отца Иоанна (Охлобыстина). И затем вопрошает: «зачем церкви такое уж слишком массовое СМИ, как телевидение?». В качестве ответа на этот вопрос приводятся слова редактора студии «Неофит» Максим Клименко: «Призвание священника — миссионерство. Цель церкви — доступная проповедь, и не важно, какими способами — будь то телевидение, Интернет, радио. Для нас это не зло, а лишь средство для проповеди». Автор заканчивает материал словами о том, что «Русская Православная Церковь … уже давно мечтает о создании собственного канала. Вопрос, конечно, в деньгах».
Денежные вопросы и Церковь, кстати, стали другой темой этой недели. Во-первых, с рядом публикаций выступил «Еженедельный Журнал». Один из них написала Светлана Солодовник. Он называется «Священная бухгалтерия. Материальная жизнь церковного прихода». В статье подробно и живописно рассказывается о финансовой жизни прихода при храме Успения Богородицы, что на Успенском Вражке. В статье приводятся цифры расходов и доходов прихода, указаны суммы зарплаты работников. Автор отмечает, что «работа в церкви, судя по всему, перестала быть экзотической и практически неоплачиваемой прихотью энтузиастов-одиночек. Теперь это дело вполне обычное… Да, заработки в церкви, как правило, невысоки, зато социальному пакету может позавидовать иная фирма». Появление подобных публикаций может свидетельствовать о том, что кому-то интересно «подогреть» финансовую тему, сделать ее актуальной.
Другая публикация касается привокзальных часовен столицы. «, «часовни на московских вокзалах в ближайшее время могут быть закрыты, так как Церковь не может платить за аренду помещений по коммерческим расценкам». «Камнем преткновения между священнослужителями и железнодорожниками» стала «именно торговля религиозной литературой и свечами»: «Первоначально помещения на вокзалах передавались церкви по договору безвозмездной аренды сроком на один год. Но, как утверждают в МЖД, если на съемных площадях осуществляется торговля, значит, нужно платить арендную плату. Причем по коммерческим расценкам. Священники же говорят, что таких денег привокзальные часовни не зарабатывают». Представители МПС сообщили, что руководством ведомства этот вопрос сейчас не рассматривается.
В статье «Переполох в девичьем монастыре», опубликованной в «Парламентской газете», рассказывается о том, что в Свято-Успенском монастыре, переданном Русской Православной Церкви, коммерсанты хотят открыть ресторан и сауну. Автор Алексей Ерофеев сообщает подробности: «25 июня 2003 года Ленинградская областная комиссия по вопросам распоряжения государственным имуществом согласилась с передачей «в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии объектов недвижимости, ранее входивших в состав бывшего Свято-Успенского девичьего монастыря». К сожалению, ремонтные работы в монастыре вдруг застопорилась: «есть сведения, что монастырь передадут православной церкви с условием, что в одном из зданий девичьего монастыря откроется ресторан. Видимо, в связи с этими планами предпринимаются попытки выдворить монашествующих из обители», — говорит матушка Ангелина. Сестры надеются на помощь, в том числе, молитвенную, президента России, который летом был в монастыре и знает о ситуации. Подобные попытки скрестить духовное и телесное вполне успешны на Западе — в Нидерландах в Библии размещают рекламу, чтобы оплатить типографские издержки. Об этом сообщает «Седмица.ru».
Газета «Версия» опубликовала очередной материал, написанный для того, чтобы вызвать раздражение налогоплательщиков, которые, якобы, вынуждены платить за «масштабные церковные проекты». Речь идет о статье Дмитрия Коптева «Ловцы душ. Православная церковь нуждается в молодом пополнении». Как утверждает автор, «Русская Православная Церковь переживает кадровый кризис». При этом автор противоречиво утверждает, что кадровый кризис — это не недостаток священнослужителей, мол, они никогда не «переведутся», а недостаток прихожан. Подобные заявления делались и делаются людьми, чуждыми Церкви и воспринимающими ее лишь как некую общественную организацию. Они вписывают ее в свои стандарты и представления, присваивают ей свойства, присущие политическим партиям, и, исходя из этого, заявляют о каких-то корыстных действиях, предпринимаемых Церковью, о каких-то лживых поступках и двусмысленностях. Пример такой двусмысленности — следующий абзац: «Пока у власти в России стоит православный президент и православная риторика востребована всеми ведущими политическими силами страны, беспокоиться вроде бы незачем. Какая, в сущности, разница, что у обедни стоят три старухи — ведь поддержка на государственном уровне все равно гарантирована. Однако … в патриархии не могут не задумываться о том, что в некоем будущем место Путина может занять (упаси, Господи!) человек, от религии далекий. Чтобы не утратить своего привилегированного положения, РПЦ придется не на бумаге, а на деле продемонстрировать свое лидирующее положение в духовной сфере».
Интересно, что имеет в виду автор, говоря о привилегированном положении Церкви? Может быть, он заблудился в эпохах и уверен, что у нас в стране православная монархия? И когда Церковь демонстрировала «на бумаге» свое лидирующее положение? В общем, пафос статьи сводится к тому, что Церковь собирается создавать «в массовом порядке молодежные православные организации. При этом эксплуатируется еще одно качество молодых людей — стремление к объединению». Автор вопрошает: «Правомерно ли использовать для этого бюджетные средства, складывающиеся в том числе и из налогов, выплаченных атеистами и представителями иных конфессий, — большой вопрос». А также поучает и Патриарха, и священников. Видимо, он гораздо более сведущ не только в вопросах организации политических движений, но и вопросах церковных канонов.
При этом, переживания Дмитрия Коптева напрасны — никакой процерковной политики в государстве не ведется. Наоборот, все делается, чтобы отвратить молодежь от Православия. «Московские школьники не будут изучать основы православной культуры», заявила на прошлой неделе руководительница столичного департамента образования Любовь Кезина. «Кезина считает, что нельзя вводить изучение православия в школах, где учатся учащиеся до 150 различных национальностей. В то же время, по ее словам, «нет никаких возражений» против изучения основ религии в негосударственных школах. Руководитель Департамента напомнила, что в 32 школах Москвы преподавание ведется с учетом национальности и языка учащихся (в том числе — армянского, еврейского, сербского), еще в 35 столичных школах язык и культура изучаются факультативно».
Другую, не менее интересную новость, касающуюся образования, сообщил сайт «Православный медицинский сервер». По утверждению этого портала, руководитель проекта «Половое воспитание российских школьников» М.Н. Лазутова теперь займется «духовным воспитанием» российских детей. Именно она со стороны Минобразования отвечает за введение основ православной культуры в школе. «Лазутова — в прошлом, собственно, и в настоящем — потому что проект «половое воспитание» не отменен — руководитель проекта «половое воспитание». После внедрения этого проекта «заболеваемость детей (!) сифилисом выросла в тридцать раз. Практически все показатели здоровья продолжают ухудшаться». «Не для того ли Министерство назначило заведомого врага Церкви, чтобы, на словах приняв идею о православном воспитании, тут же похоронить его на уровне серых кардиналов из министерских коридоров?», — спрашивает автор материала М. Гайдук. В качестве приложения к статье прикреплен документ «О привлечении внебюджетных источников финансирования в систему образования по линии международного сотрудничества», где рассказывается о введении в школе «Полового воспитания школьников», а также перечень международных проектов, в которых принимает участие Министерство образования РФ от 1996 г, где напротив проекта «Половое воспитание» указана фамилия Лазутовой
А если учесть, что кроме «развращения детей на государственном уровне» в стране действует множество сект, то, естественно, ждать здорового будущего — как духовного, так и физического, — для страны и детей вряд ли стоит. «Вечерний Новосибирск» сообщает о том, что «Новосибирске созданы благоприятные условия развития сайентологии». Автор статьи «дианетика как лекарство от реальной жизни» Юлия Латыпова цитируется письмо, пришедшее в редакцию газеты, в котором родители попавшего в секту молодого человека, просят еще раз напомнить другим об опасности секты Хаббарда: «В России это течение не запрещено. Как не запрещены и многие другие даже открыто тоталитарные секты. И именно такая вседозволенная свобода вероисповедания позволяет нечистым на руку людям создавать свои религии, свои церкви, собирать свою паству и пользоваться верящими в их учения людьми в своих корыстных целях. В последнее время Россию все чаще называют свалкой религиозных отходов».
Более того, под эгидой сохранения «национального достояния» государство поддерживает шаманизм. О «международном симпозиуме по изучению шаманизма» — в статье автора «Итогов» Василия Дятлова «Плесните колдовства…» В Новосибирске созданы благоприятные условия для развития сайентологии. В статье утверждается, что государство стоит «на страже шаманизма»: «Государственная поддержка уже сказалась в том, что финансовую заботу об организации и проведении симпозиума взяло на себя правительство Республики Тыва, создавшее оргкомитет во главе с вице-премьером Алдын-Кыс Конгаром и выделившее из республиканской казны на это дело 140 тысяч рублей. По убеждению патриарха тувинского шаманизма Монгуша Кенин-Лопсана, ХХI век будет веком возрождения шаманства: «На предстоящих международных встречах по проблемам шаманизма мы будем обязательно поднимать вопрос об официальном признании Тувы родиной шаманизма. Современное человечество будет благодарно тувинскому народу, который сохранил это древнейшее верование в первозданном виде». Ни убавить, ни прибавить…
Автор газеты «Российские Вести» Игорь Хохлов сообщает, что последние археологические находки доказали «правоту Библии». «Находки подтверждают, что древние сооружения Гацор, Мегиддон и Газер были воздвигнуты именно в эпоху царствования Соломона. Эти результаты чрезвычайно важны как подтверждение подлинности Библии».
Газета «Известия» опубликовала странную наукообразную статью «От иконы «Спас Нерукотворный» исходит высокочастотное излучение». И хотя в статье утверждается, что «Это светлая, чистая, очень мощная икона!», после этого сразу же говорится о том, что людям около нее становится плохо, упоминаются магия и энергополя, вплоть до излучения от иконы: «Иконку положили рядом с датчиком. За 12 минут прибор зафиксировал возрастание излучения от иконы на 15 Герц. После прикрепления иконки на грудь было зарегистрировано увеличения частоты излучения самого человека 33 Герца». Подобные статьи — не более, чем попытка сформировать у маловерного читателя неприятие и отторжение к иконам. А наукообразие и цифры нужны для того, чтобы подобным богохульным статьям придать вид исследования.
Завершилась история с возможной поездкой Папы Римского в Монголию и остановкой на российском полустанке. Несколько месяцев назад Ватикан предпринимал попытку своеобразного тестирования России на готовность «принять Папу» хоть на два часа. Видимо, результат оказался не самый лучший, а потому «Папа Иоанн Павел II отменил визит в Монголию». «Согласно интерпретации пресс-службы Ватикана, Папа объяснил отказ от намерения посетить Монголию словами «Всевышний этого не пожелал!»
На сайте Сурожской епархии опубликованы размышления «О смерти» митрополита Антония Сурожского, почившего 4 августа этого года. Владыка говорит: «У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней. Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что-то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика