Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина23.04.2003 

ОБЗОР СМИ: 14−21 АПРЕЛЯ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 14−21 апреля. — Мария Египетская. — Вероисповедание граждан России. — Земля и Церковь. — Демографическая катастрофа. — Информационная политика Рима. — Реабилитация патриарха Тихона.

Прошлая неделя началась днем памяти св. Марии Египетской. Агентство «Регионы России» разместило краткую информацию об этом дне, больше музейно-этнографического характера: «В народе на святую Марью ели „пустые щи“ — годовой запас капусты заканчивался, поэтому тем, кто честно постился и тем, кто еще не раскаялся в своих грехах, запрещалось есть какую-либо другую пищу… На Марию Египетскую начиналось половодье… Примечали: если разлив рек бурный, то травы летом нарастет много, если лед сходит быстро, то и год будет удачным».
На сайте «Православной газеты» о св. Марии Египетской рассказано более подробно. Там можно прочитать житие преподобной Марии и пояснения к нему: «покаяние для нас всегда возможно. Как бы велики и многочисленны ни были наши пороки, как бы ни укоренились мы во зле — все же всегда можем опомниться и обратиться к Богу с молитвой о помиловании… Вторая истина в том, что недостаточно только осознать свои грехи, просить милости у Бога и обещать исправиться, необходимо на деле исполнить это обещание. Необходимо решительно вступить в борьбу со страстями и пороками, заглаживать прежние грехи и угождать Богу противоположными добродетелями. Именно так сделала преподобная Мария, удалившись в пустыню и неустанно борясь с искушениями, как с лютыми зверями (как она сама выразилась)… третья истина, которой нас научает житие преподобной Марии Египетской, состоит в том, чтобы мы, стараясь раскаяться и исправиться, использовали для этой цели благодарованные средства: Таинства Покаяния и Причащения».
На сайте «Newsru.com» опубликованы данные опроса россиян, касающегося вероисповедания граждан России. Им задали вопрос, кто как верует. «Подавляющее большинство опрошенных (70%) ответили, что исповедуют православие. Доля сторонников ислама составляет 4%. Другие религии были упомянуты в 2% случаев. Не исповедуют ни какой религии 23% респондентов. 1% опрошенных отказался дать ответ на этот вопрос… Опрос проводился более чем в 84 городских и сельских населенных пунктах в 28 субъектах Российской Федерации, во всех федеральных округах страны. Объем выборки — 1600 человек».
Земельный вопрос продолжает оставаться актуальным. На сайте «НГ-религии» опубликована статья Николая Константинова «Национальная церковь теряет землю». Автор считает, что «безоблачные отношения между государственной властью и Русской Православной Церкви могут заметно осложниться» из-за отказа Государственной Думы «поддержать поправки в Земельный кодекс РФ, внесенные депутатом Сергеем Глазьевым, которые напрямую затрагивают интересы РПЦ и других религиозных организаций». В статье отмечено, что существующий ныне Земельный кодекс «грозит Русской Церкви и другим традиционным религиозным организациям настоящим экономическим крахом», так как находящиеся в безвозмездном пользовании участки «подлежат обязательному переоформлению до 1 января 2004 г. либо в собственность, либо в аренду».
Далее автор поднимает историю «земельного вопроса» и рассказывает о попытках так или иначе разрешить эту проблему, предпринятых со стороны Церкви: «Руководство Русской Церкви, очевидно, надеялось, что правительство не будет против внесения соответствующих поправок. Однако перед рассмотрением подготовленного Глазьевым законопроекта в парламент поступило письмо вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, в котором говорилось, что правительство не поддерживает предложенные депутатом поправки. Очевидно, что теперь для решения этой проблемы потребуются активные консультации Московской Патриархии с правительством и, возможно, даже новые встречи Патриарха с президентом». По мнению автора, подобная ситуация еще раз свидетельствует о том, что «у Московской Патриархии отсутствует нормальный механизм лоббирования собственных законодательных интересов. Большинство депутатов, позиционирующих себя в качестве защитников интересов Церкви, попросту занимаются саморекламой».
Тем не менее, на следующий день совет верхней палаты принял решение рекомендовать Совету Федерации внести в Госдуму законопроект, предусматривающий изменения Земельного кодекса РФ. Об этом сообщает «Благовест-инфо». «Как пояснил журналистам председатель верхней палаты Сергей Миронов, новый законопроект предоставляет традиционным конфессиям России в бессрочное пользование земельные участки, находящиеся в настоящее время под их культовыми сооружениями… Председатель верхней палаты особо подчеркнул, что идея этой законодательной инициативы согласована с правительством. Он отметил, что проведенные предварительно консультации с депутатами Госдумы «также показывают, что никто не возражает против этого законопроекта». Как ожидается, официально законопроект будет внесен в Госдуму 23 апреля.
А на сайте «Newsru.com» дополнительно сказано и о сельхозугодиях: «Совет Федерации подготовит к осенней сессии пакет законодательных инициатив, предоставляющих традиционным для России конфессиям право распоряжаться сельхозугодьями… Глава комитета Совета Федерации по агропромышленной политике Иван Стариков сообщил накануне агентству, что в верхней палате парламента готовятся поправки в Закон об обороте земель сельхозназначения, которые направлены на изменение статуса религиозных организаций как собственника земли». Стариков отметил, что «Церковь до революции была очень эффективным собственником земель и, передавая в соответствии с разработанными поправками в безвозмездное пользование Церкви сельхозугодья, мы тем самым восстанавливаем историческую справедливость».
На сайте «Регионы России» этой теме посвящено сообщение: «У Русской Православной церкви появился шанс не выкупать землю».
На сайте «Парламентской газеты» опубликована статья Игоря Наумова «Землю отдадут храмам». В статье рассказывается о заседании СФ и о докладе председателя Комитета по аграрно-продовольственной политике Ивана Старикова. Отмечается, что подобная инициатива — «далеко не единственный пример активности верхней палаты».
Примеры эффективного хозяйствования Церкви можно найти не только в дореволюционной истории. На сайте «Вестей» в материале «Монахи попали в «Аграрную элиту России» рассказывается о православном коллективном хозяйстве «Воскресение», бывшем убыточном «Восходе», над которым шефствует сегодня Сретенский монастырь. Это хозяйство удостоилось Столыпинской премии: «Мирская награда для монахов почетна, но неожиданна. Все-таки они не бизнесмены и не фермеры. А коммерческая удача больше от Всевышнего, чем от всемогущего рынка зависит… Российские правые тоже считают, что пример монастыря показателен для страны».
Об этом же — материал на сайте «Страны.Ru» «Сельхозпроизводителям вручили премии капиталистического труда». «В Центральном доме предпринимателя состоялось вручение премий имени Петра Столыпина за трудовые достижения в агропромышленном комплексе. Премию получили те, кто, по мнению жюри, состоящем из известных ученых, политиков и журналистов, внес наибольший вклад в формирование нового российского сельского хозяйства… Самым эффективным собственником земли был объявлен архимандрит Тихон (Шевкунов), создавший в Рязанской области сельскохозяйственный кооператив «Воскресение».
На Украине «земельный вопрос» также стоит не менее остро. Об этом — на официальном сайте Украинской Православной Церкви <земельный вопрос>. «Уставшие от постоянной дискриминации со стороны властей и утомленные длительным ожиданием решения целого ряда проблем, связанных с возвратом церковного имущества, конфликтными ситуациями вокруг Киевских монастырей и т. д., верующие Украинской Православной Церкви начали многодневное пикетирование Киевсовета».
Между тем, колебания в решении «земельного вопроса», а также другие юридические проблемы как у Церкви, так и у большинства простых граждан России, показывают, насколько несовершенно нынешнее законодательство. Об этом доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, произнесенный на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы взаимодействия материального и процессуального права в России: теория и практика». В докладе речь идет о том, что «даже Церковь столкнулась с тем, что нынешние законы Российской Федерации и других государств СНГ, после приведения в беспорядок прежней, законодательной системы СССР, чаще защищают тех, кто бессовестно пропагандирует разврат, безнравственность, не уважение к нашим традициям, нашему государству. Все эти явления лукаво называются свободой. Но это никакая не свобода — это грех, с точки зрения нравственности — беззаконие. Он потому так стремительно и развивается, что очень быстро закабаляет и порабощает человека. Потому что сердце человека — лукаво от юности его. Истинную свободу Церковь видит в свободе от греха, в свободе делать добро, творить милосердие, обогащать этот мир духовно. Такое положение мы наблюдаем почти во всех сферах, которые так или иначе связаны с нравственными проблемами. Мы с сожалением констатируем, что наше общество в этой сфере беззащитно. Нет простых, ясных законов, сославшись на которые, любой руководитель мог бы оградить своих людей от подобных проявлений разрушительных тенденций в жизни общества».
Другая, не менее важная проблема современного законодательного процесса — это постепенное устранение «добродетели из обычного обихода гражданской жизни»: «Вопросы благотворительности и милосердия, которые сейчас не обеспечены благоприятствующими им законами, становятся бременем для любого доброго предпринимателя, который бы хотел заняться делами милосердия, но законодательно это настолько сложно, что те проблемы, с которыми он сталкивается в этом направлении, оказывают на него такое впечатление, что, проявив милосердие раз, он более не желает с этими проблемами связываться». Обращаясь к юристам, архиепископ Викентий говорит: «Все вы — люди, обладающие бессмертной человеческой душой, созданной по образу и подобию Божию. Очень бы хотелось, чтобы в наших российских законах, их неотъемлемой составляющей, была, прежде всего, их человечность, гуманность. За каждой статьей, за каждым определением, стоят человеческие судьбы, а не просто механическое применение норм и правил. Строгость — не синоним жестокости, и в каждом наказании должно быть больше нравственной помощи человеку, нежели просто изоляции его от общества. Позвольте напомнить вам слова Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, визита которого на уральскую землю все мы с нетерпением ожидаем: «Выше Закона может быть только Любовь, выше Прав — лишь Милость, выше Справедливости — лишь Прощение».
17 апреля 2003 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Демографическая катастрофа и проблемы ее преодоления». Организаторами мероприятия выступили Общественно-депутатская комиссия «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России», клуб «Российский парламентарий», Союз православных граждан, Центр демографических исследований. Об этом сообщается на официальном сайте Русской Православной Церкви. «Выступая со вступительным словом, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Народной партии России В.В. Гальченко ознакомил участников заседания с результатами научного исследования, согласно которому ныне переживаемый страной демографический кризис вызван не столько ухудшением материальных условий жизни, сколько утратой людьми смысла существования, веры в будущее, обесцениванием духовно-нравственных принципов… Напомнив, что и в экономически развитых странах Западной Европы и Северной Америки происходит резкое сокращение населения, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразил убеждение, что вопрос демографического благополучия связан с системой ценностей, в которой живут люди. «Современные люди не хотят иметь несколько детей не потому, что они беднее своих родителей, дедов и прадедов, а прежде всего потому, что желают жить комфортно, не возлагая на себя дополнительных обязательств, — сказал митрополит Кирилл. — Человек не желает жертвовать собой, а ведь готовность к жертве ради другого — важнейший признак любви. Любовь и жертвенность — синонимы». Также на сайте приведены демографические данные.
Однако современные медики и идеологи продолжают проводить линию на «половое воспитание», называя это «решением демографической проблемы». Об этом — репортаж Ирады Зейналовой на сайте «Вестей» об уроке «Граждановедения»: «Учитель старается говорить с детьми предельно откровенно. Тема: что такое нежеланные дети. Умные школьники говорят с учетом правильной гражданской позиции: нужны социальная поддержка, приемы психологов и кабинеты планирования семьи. За десять лет обучения в школе они, очевидно, поняли, что лучше быть правильным, чем откровенным, особенно при обсуждении взаимоотношения полов». И все в том же духе: «По словам врачей, каждый аборт уменьшает вероятность последующего рождения ребенка на 30 процентов. Специалисты по репродукции человека уверены: учиться планировать семью нужно еще в школе, чтобы каждый ребенок еще до рождения чувствовал, что он желанный и любимый». По сути, в этих словах выражена идеология фашизма, ведь разделение детей на «желанных» и «нежелательных» — ничто иное как проекция уже не раз существовавшего разделения на «истинных арийцев» и «рабов», на черных и белых, на тех, кто имеет право жить, и тех, кто такого права не имеет. Наверное, понимая, что дело вовсе не в том, как научиться «планировать» детей, а в том, как научиться их любить, журналисты заканчивают материал рассказом о многодетной семье отца Бориса и матушки Елены, у которых шестнадцать детей.
Вопрос об образовании детей на этой неделе возникал на страницах СМИ именно в контексте нравственного — или же, скорее, «безнравственного» — воспитания по принципу «не мешайте нам веселиться». Именно в этом ключе выдержана статья Лилии Мухамедьяровой в «Новой газете» «Мрак и бесы». Автор возмущена тем, что несколько недель назад департамент образования Москвы запретил столичным школам отмечать Хэллоуин. Журналистка, старательно демонстрируя свое остроумие, пытается доказать ограниченность педагогов и абсолютную безвредность Хэллоуина: «Московским работникам образования в тягостных заботах о духовно-нравственном здоровье подведомственного контингента не до веселья». Автор же духовно-нравственным здоровьем не интересуется, он борется с «косной чиновничьей системой», спасая детей от «кома бюрократического маразма». Л. Мухамедьянова прицепляет к тексту подобную «справку», которая должна окончательно доказать читателям, что запрещенный праздник — радостный и безобидный, а чиновникам просто нечем заняться. Статью завершают размышления псевдо-священника Якова Кротова, который также ратует за Хэллоуин и нападает на Московскую Патриархию. Жаль только, что в подписи вышеозначенного Кротова не указано, что к Православной Церкви он отношения не имеет. И потому вводит в заблуждение читателей, считающих, что им представлено для ознакомления мнение Церкви.
На самом деле, тенденция по «упразднению» христианства и даже упоминаний о нем имеет общемировой характер. Так или иначе, его прячут за обрядами, внешним антуражем или просто внедрением чуждых традиций. Так, например, «министр образования США подвергся критике за поддержку христианских учебных заведений», сообщает «Радонеж». Ряд общественных организаций был возмущен интервью Пейджа, в котором он говорит: «При прочих равных условиях я бы предпочел отдать ребенка в школу, уважающую ценности христианства, в которой детей воспитывают в вере». «Исполнительный директор движения «Американцы вместе за отделение Церкви от государства» пастор (!) Барри Линн направил Пейджу письмо, в котором потребовал извиниться перед нацией или уйти в отставку. С осуждением позиции Пейджа выступили также члены Американской федерации учителей и ряд конгрессменов».
Другой темой, получившей наиболее широкое освещение в СМИ на этой неделе, стал гипотетический приезд Папы Римского в Россию, вернее, его кратковременная остановка в Казани во время планируемой поездки в Монголию в августе. На примере этой темы можно проследить, как Рим использует информационные стратегии для «подготовки» почвы и создания нужного информационного климата. В понедельник информационные агентства со ссылкой на агентство Reuters сообщили о том, что «Папа Римский Иоанн Павел II в августе может сделать небольшую остановку в Казани по пути в Монголию. При этом он планирует привезти с собой и передать России икону Казанской Богоматери — одну из наиболее почитаемых в России». Сообщение было получено от «неназванного источника в Ватикане».
Естественно, сообщение вызвало тут же реакцию с российской стороны. По сообщению пресс-службы ЦНЦ «Православная Энциклопедия», в Московскую Патриархию не поступало обращения из Ватикана относительно возможной остановки папы Римского в Казани по пути в Монголию.
На сайте «Мир религий» были опубликованы комментарии представителей ОВЦС и политиков, указывающие на то, что никаких переговоров с Православной Церковью по поводу этого визита не велось и не ведется.
«Газета.Ru» публикует статью «Патриархат не даст сесть папе», в которой автор Сергей Ивашко, кроме уже озвученных комментариев, присовокупляет мнение, почерпнутое в «представительстве Святого престола в России»: «Известие о возможном визите папы римского в Казань поставило собеседников «Газеты.Ru» в тупик. По их словам, никаких инструкций на этот счет из Ватикана они не получали, и нунций ни о чем подобном тоже не знает». То есть, по сути, прозвучало «неофициальное» опровержение слуха о визите.
На сайте «Вестей» пересказывается материал из британской газеты «Гардиан», в котором ясно указано на попытку «шантажа» со стороны Рима: «Ватикан пытается использовать икону шестнадцатого века, одну из самых чтимых Православной Церковью, как разменную монету в попытке обеспечить Иоанну Павлу II возможность посетить Россию», — пишет в среду «Гардиан». «Гардиан» отмечает, что «пресс-служба Ватикана не подтвердила, но и не опровергла эти сообщения». По мнению газеты, за кулисами ведутся переговоры с целью преодолеть возражения Русской Православной Церкви в отношении визита папы в Россию. «Известно, что паломничество в Россию глава римской католической церкви считает «величайшей наградой, ускользающей от него последние 25 лет».
Икона Казанской Божией Матери «в золотом с рубинами окладе, которая, согласно верованиям, спасла Россию от Наполеона и помогала изгнанию польских завоевателей из Москвы в XVII веке, стала инструментом торга. Она более 10 лет находится в собственности папы. Считается, что он хочет вернуть ее, но цена этого — согласие Русской православной церкви на визит понтифика», — считает «Гардиан». Существуют, как минимум, две копии этой иконы. «Считается, что папа владеет оригиналом, хотя этот вопрос остается спорным», — говорится в сообщении.
А вот президент Татарстана Шаймиев, видимо, более сведущий в иконографии и иконописи, уверен в том, что Иоанн Павел II владеет именно оригиналом. Кроме того, «он высказал мнение, что возможное посещение для этого России Папой Римским на пути Римского первосвященника в Монголию «послужило бы решению проблемы взаимоотношений двух Церквей». Газета «НГ-религии» также развивает тему внезапной активности президента Шаймиева в статье Олега Недумова «Шаймиев мирит Папу с Патриархом».
На сайте «Мир религий» в сообщении «Сергей Миронов и зарубежная пресса рассказывают о желаниях Папы», кроме высказываний спикера Совфеда, можно прочитать и пересказ статьи на эту тему в французской «Figaro»: «По мнению «Figaro», Ватикану «не впервой делать серьезный жест в сторону России, чтобы добиться этого визита. Сейчас ясно одно: контакты уже установлены, слухи поползли, но без согласия главы Русской Православной Церкви Алексия II ничего не произойдет. Даже российское правительство не сможет ничего решить в этой сфере». Газета добавляет, что сейчас ответственные сотрудники государственного секретариата Ватикана в неофициальном порядке признают, что «этот вопрос обсуждается». И сведения об этом, считает автор публикации, «появились не случайно, похоже, речь идет о попытке проверить реакцию Православной Церкви».
Однако, не дожидаясь официальных заявлений как с той, так и с другой стороны, политики поторопились высказать свои мнения, в надежде ускорить процесс или даже, возможно, оказать давление на слишком «строптивых участников». Именно так можно расценить появившиеся одновременно заявления премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и премьер-министра РФ Михаила Касьянова. Заявление первого можно прочитать на сайте «Интерфакса», а также на сайте «Newsru.com». Комментарий второго опубликован на сайте «РИА-Новости»: «Премьер-министр России полагает, что Русская Православная Церковь и Ватикан преодолеют имеющиеся разногласия. «Я думаю, что все усилия, которые предпринимались и предпринимаются для снятия разногласий между Церквями (православной и католической), должны увенчаться успехом», — сказал Михаил Касьянов… «Правительства России и Италии содействуют тому, чтобы озабоченность, которая препятствует взаимодействию двух церквей, была снята», — сказал Касьянов». Столь серьезное политическое давление на Православную Церковь можно, наверное, объяснить разного рода коммерческими интересами, а также желанием показать, «кто в доме хозяин».
Тема послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о создании митрополичьего округа в Европе продолжает интересовать журналистов. Теперь до нее добрались журнальные аналитики. Так, на сайте «Итогов» размещена статья Светланы Суховой «Митрополит всея Европы», в которой утверждается, что предложение Патриарха Алексия — «это «асимметричный» ответ Московской Патриархии на действия Ватикана, образовавшего в прошлом году свои административные структуры на территории России». Также автор отмечает, что «речь идет о фактическом объединении РПЦ с Русской православной церковью за рубежом, иерархи которой на предыдущие призывы к единению отвечали отказом. Но на этот раз предложенная схема может устроить всех. Самоуправление округа и выборы его главы гарантируют новой митрополии известную самостоятельность. Что добавит привлекательности идее единого представительства русского православия за рубежом».
На сайте «Кремль.org» Татьяна Ларюшина в статье «Письмо Патриарха к иерархам русского православия в Западной Европе» также касается этой проблемы. Автор рассматривает возможный механизм реализации этой идеи. Т. Ларюшина считает, что при «разработке своей стратегии Русская Православная Церковь привлекает не только политтехнологов и специалистов по корпоративному управлению, но и экспертов по церковному и международному праву, универсальной юрисдикции и эклесиастике, причем столь же компетентных в своей сфере, как и светские стратеги».
Сайт «Регионы России» сообщает о том, что «15 апреля псковская областная комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий решила обратиться с запросом в генеральную прокуратуру России. Члены комиссии считают необходимым проверить в архивах информацию о факте реабилитации патриарха и, если таковой не существует, добиться официального признания патриарха Тихона жертвой политических репрессий». «Напомним, патриарх Тихон (в миру Василий Белавин) является уроженцем псковской земли. Он родился в 1865 году в Торопце Псковской губернии (ныне Куньинский район Псковской области). Скончался в 1925 году и был похоронен в Донском монастыре. В 1989 году на Поместном Соборе он был прославлен в лике святителей», — так заканчивается это сообщение.
Газета «Аргументы и факты» публикует интервью с епископом Магаданским и Синегорским Феофаном (Ашурковым) в материале «Посол Церкви по особым поручениям». В интервью владыка рассказывает о своем служении на Магаданской земле, о строительстве храма в Магадане, о поездках и общении с людьми, о сотрудничестве с властями. Например, о взаимодействии с органами власти епископ Феофан говорит следующее: «Меня совершенно не смущает активное сотрудничество с властями. Считаю совершенно неверным дистанцирование современного российского государства от религии. В развитых странах такого нет, государство поддерживает церковь, и лишь во Франции положение схоже с нашим — но ведь именно она более всех и подвержена экстремизму! В нашей стране сейчас, как никогда, традиционные религии призваны восполнить вакуум духовности и нравственности — как среди простых мирян, так и в руководстве. Руководитель любого ранга, не будучи высоконравственным человеком, способен и на безнравственные поступки, влекущие беды и несчастья для людей. Православие уже не раз в истории России доказало, что способно содержать душу человека, душу общества в высшей степени такой упорядоченности, которая находится в гармонии со светлыми идеалами личности. Вот чего единственного недостает богатой всеми ресурсами России, чтобы вновь стать великим государством».
В конце недели на сайте «РИА-Новостей» уже появились сообщения о предстоящем в выходные православном празднике — Входе Господнем в Иерусалим. «Установлен праздник в память о прибытии Христа в Иерусалим, когда встречавшая толпа славословила и приветствовала его пальмовыми листьями. А всего через неделю та же толпа требовала распять Сына Божьего. Он был распят и воскрес, искупив тем самым грехи людские, учит Церковь. Вербное воскресенье (веточки вербы — «заменитель» ближневосточной пальмы) — это праздник встречи грядущего Господа, торжество, предсказывающее и страдание, и искупление. Последующие дни, вплоть до Пасхи — праздника Воскресения Христова — получили в церковном календаре наименование «Страстной седмицы» (недели), причем каждый день на этой неделе именуется «Великим».
На сайте «Парламентской газеты» этому празднику посвящена статья Владимира Вишнякова «Совсем не похож на земного владыку».Статья начинается с этнографической части, «чистого фольклора», как пишет сам автор, не имеющего «отношения к религиозному содержанию праздника, к положенному в его основу Евангельскому эпизоду». Затем же следует рассказ о самом событии: «В Евангелии довольно подробно описано ликование народа, встречавшего Иисуса как царя-освободителя. Народ иудейский, истомившийся под властью римлян, постоянно ею оскорбляемый, что было особенно чувствительно для иудеев, считавших себя избранниками Божьими, страстно желал свободы, возрождения былой самостоятельности и славы своего государства, а может быть, и господства над соседними, не избранными народами, которым прежде нередко злоупотреблял. Именно такого Мессию ждали иудеи, именно таким хотели видеть Иисуса. Комментаторы Библии усматривают параллели во встрече Иисуса жителями Иерусалима с тем, как здесь приветствовали в свое время Александра Македонского или полководца Агриппу. Вроде бы все так же: Ему устилают путь пальмовыми ветвями и одеждами, воздают почести любви и уважения, кричат «осанна», что означает «спасение», и даже «осанна в вышних», имея в виду, что ликованием должны быть охвачены и небесные сферы… Духовный смысл мессианства Иисуса Христа большинству ликовавших был неведом. Даже апостолы, наиболее приближенные к Учителю, представляли его себе смутно, ясность придет позже — с ниспосланным в Троицу Духом Святым. Полностью отдавал Себе отчет в происходящем лишь Иисус, трагическое одиночество Которого посреди ликующей толпы очень тонко передано Евангелистами. Уж Он-то знал, что «осанны» сменятся вскоре злобными криками «распни», издевательствами и поношениями. Но главный плач Господа был не о собственных предстоящих страстях (на кресте ни одна слезинка не блеснет на Его глазах), а о судьбе несчастного народа и города, который, увы, уже не спасти: «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего»! Спустя 36 лет предсказание Иисуса сбылось буквально. Иерусалим был разрушен римлянами, погибли около миллиона человек».
На сайте «Православной газеты» также можно прочитать материал, рассказывающий о Вербном воскресении, о смысле и значении этого праздника для православных христиан. «Сегодня, как и две тысячи лет назад, Господь идет ко всем нам, кто бы мы ни были и где бы не находились. Он идет к тем, кто живет в радости, чтобы еще больше осчастливить их, чтобы радость была полной, ведь истинная радость и утешение там, где Господь. Он идет и к тем, кто скорбит, чтобы принести им облегчение и надежду на лучшее будущее. Он идет к тем, кто ищет Его, кто постоянно думает о Нем, возносит к Нему молитву. Но Он идет и к тем, кто мало думает о Нем, кто редко посещает даже Божий храм. Он идет потому, что не желает, чтобы кто-либо жил без Него, ведь без Него нет спасения и настоящего счастья! Господь близок ко всякой душе, ко всем. Он хочет всех возродить и привести в разум Истины. «Се, стою у двери и стучу, — говорит Он, — если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20)».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru