Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина08.05.2003 

ОБЗОР СМИ: 21 АПРЕЛЯ — 4 МАЯ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 21 апреля — 4 мая. — Благодатный огонь. — Светлое Христово Воскресение. — Нонкомформизм Православия. — Кулинарно-политические вопросы. — Медиа-самовоспроизводство. — Споры о воссоединении.

Величайший православный праздник — Пасха — был главной темой двух прошедших недель. Предчувствие и ожидание этого дня пронизывало всю Страстную седмицу. Сообщения о предстоящем празднике начали появляться уже с середины недели. Большинство этих предпасхальных публикаций было посвящено одному из чудесных и таинственных событий — схождению Благодатного Огня в Иерусалиме.
«Парламентская газета» разместила статью «Молитва о мире», в которой рассказывается о том, что в Великую Субботу по инициативе Фонда святого апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России состоится Всеправославная молитва за мир на Святой Земле «Просите мира Иерусалиму». Акция получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и одобрение Президента РФ Владимира Путина. «Всеправославная молитва состоится в храме Гроба Господня в Иерусалиме и в тот же день во всех православных храмах в Константинополе, Москве, Киеве, Минске, Белграде, Афинах, во многих городах и селах нашей страны… По ее окончании Благодатный Огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме доставят к Пасхальному богослужению в Россию и другие православные страны». После рассуждений на общечеловеческие темы в статье рассказывается о том, как сходит Благодатный Огонь: «В напряженной тишине просят Господа простить им грехи и даровать Благодатный Огонь. Тот день, когда этого чуда не произойдет, по преданию Иерусалимской Церкви, будет последним для людей и для храма Гроба Господня. Смерть, разрушения, войны станут уделом человечества. Именно поэтому с трепетом в душе православные будут ждать Благодатный Огонь в этом году».
О поездке паломнической делегации из Москвы к Гробу Господню рассказывает и газета «Московский комсомолец» в статье «Лужков и Михалков привезут в Москву пасхальный огонь». Фамилии политиков фигурируют в заглавии, скорее всего, для привлечения внимания читателя. В статье рассказывается о великом чуде, которое автор, видимо, по незнанию, а может, из стремления к синонимическому разнообразию именует «волшебством»: «Самое раннее свидетельство о схождении благодатного огня в храме Гроба Господня относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом… Еще в Великую пятницу после вечерни пещеру Гроба Господня готовят к чудесному явлению — вливают чистого масла в вымытые лампады и, оставив их незажженными, запечатывают Пещеру гробную (кувуклию) восковой или сургучной печатью. Молящиеся в великой тесноте наполняют храм и его окрестности… Чудо схождения благодатного огня состоит в том, что свечи и лампады в храме Гроба Господня в Великую субботу зажигаются без участия человека… Как рассказывают паломники, огонь возникает „из воздуха“ и зажигает пучки свечей в руках. Ежегодно, в Страстную субботу, с двух до четырех часов пополудни происходит это волшебство». Кроме того, в статье рассказывается о Всеправославной молитве за мир, о российской делегации, о том, каким образом Благодатный Огонь будет доставлен из Иерусалима в Россию.
26 апреля во второй половине дня РИА «Новости» сообщает о том, что «в Храме Гроба Господня в Иерусалиме завершилась церемония схождения Благодатного Огня». «Загоревшийся на ложе Гроба Господня, возле которого в одиночестве молился Православный Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины Ириней, Благодатный Огонь мгновенно последовал на свечи собравшихся в Храме и возле него на площади тысяч верующих. Многие православные, державшие в руках по 33 свечи /возраст Христа/, умывали Благодатным Огнем лица, поскольку в первые минуты после появления Огонь этот обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, а лишь ласкает кожу». Далее перечисляются имена членов российской делегации, которые доставят Благодатный Огонь в Россию: «Для транспортировки Благодатного Огня, по рекомендации Международного Олимпийского Комитета, делегация располагает уникальными контейнерами, изначально созданными для перевозки огня олимпийского «.
На сайте «Российской газеты» появилась большая подробная статья Надежды Кеворковой «Твой свет, Господи», побывавшей в Иерусалиме в составе российской делегации и присутствовавшей во время схождения Благодатного Огня в Храме Гроба Господня. Материал начинается с рассказа о приезде делегации в Иерусалим и первом посещении пустого Храма в Страстную пятницу. Затем следует повествование о суете и многолюдстве вокруг Храма в Великую субботу. Кажется, что описание этой суеты, реплик полицейских, стонов и криков паломников, одежд молящихся, особенностей национального пения и поведения заслоняют от автора все остальное. Но вот, наконец, повествование доходит и до самого основного момента: «И снова томительное ожидание. С патриарха Иринея сняли облачения, вместе с Армянским патриархом Иерусалима он вошел в часовню Гроба, дверь запечатали большой желтой печатью… Я обернулась — все стояли задрав головы. И вдруг — вздох толпы, топот ног гонцов с горящими свечами, и с обоих концов храма покатился жар огня, от свечи к свече. Стало нестерпимо жарко, дымом заволокло весь храм, уже не видно было купола, а люди в каком-то упоении смотрели на свечи и друг на друга. Кто-то водил рукой и, блаженно улыбаясь, говорил: «Не жжет!» «Нет, все-таки горячо!» — отвечал другой. И звонили все колокола, возвещая городу, что Благодатный огонь сошел… Какой-то парень крикнул от переизбытка чувств: «Христос воскресе!» И грек ответил ему: «Анести!». Толпа хлынула из храма, во дворе стояли люди, обнимались, с крыш свисали те, кто так и не попал в храм, но никакого озлобления уже не было». Статья заканчивается сообщением о том, как Благодатный огонь был перевезен в Москву, а также справкой о Храме Гроба Господня.
Два интервью, посвященных акции «Просите мира Иерусалиму», появились в печати накануне Великой субботы. Первое — с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром опубликовала газета «Аргументы и Факты». Материал назван «Иерусалим земной и Небесный». В интервью речь идет о значении Иерусалима для христиан: «Все мировые религии признают Иерусалим священной землей, и возникающие здесь смуты и кровопролития, угрозы ее святыням вызывают острую боль в сердцах верующих. Силы зла, диавольские легионы особенно яростно штурмуют твердыни добра, святыни Божии. Поэтому люди даже не столько понимают, сколько чувствуют: умиротворение на Святой Земле стало бы благом для всего человечества, а утверждение там зла может обернуться всемирной катастрофой». Также поднимаются вопросы добра и зла в сегодняшнем мире, обсуждается понятие «православного мира».
Второе интервью — с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Елиесеем публикует газета «Известия». Автор Владимир Ханелис расспрашивает архимандрита Елисея о том, как будут проходить торжества на Святой земле, о схождении Благодатного Огня: «В последнее время происходят случаи, когда благодатный огонь появляется не только в самом Гробе Господнем — язычки пламени возникают в других местах храма… При этом чуде присутствуют люди и других конфессий. Я знаю католиков, которые с благоговением принимают этот святой огонь. Приходят и мусульмане. Почему это чудо происходит именно на православную Пасху? В Иерусалиме свято сохраняются древние традиции христианства, особенно тщательно соблюдает их Православная Церковь, преемница той Церкви, которую здесь двадцать веков назад возглавил апостол Иаков».
Газета «Россiя» публикует статью «Просите мира Иерусалиму», в которой рассказывается о поездке российской делегации в Иерусалим, о Всеправославной молитве. О чуде Благодатного Огня упоминается вскользь, правда, автор дает обещание рассказать об этом в следующих выпусках.
В этот же день, 26 апреля, РИА «Новости» сообщает о том, что Благодатный Огонь из Иерусалима доставлен в Москву.
Агентство «Интерфакс» в субботу публикует сообщение «Православные верующие готовятся отметить Светлое Христово Воскресение» <Интерфакс>. «26 апреля православные верующие отмечают Великую Субботу — торжественный день, который предшествует Пасхе. В эту субботу принято освящать куличи, пасхи и крашеные яйца. Главное пасхальное богослужение в Москве в этом году начнется в субботу, за час до полуночи, в храме Христа Спасителя, где митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим совершит повечерие, утреню и Божественную литургию».
По сообщению сайта «Регионы России» «в этом году богослужения по случаю Пасхи будут совершены в 440 православных храмах и часовнях столицы».
И вот, наконец, с наступлением Светлого Воскресения в православных храмах зазвучали великие и радостные слова — «Христос Воскресе!». «Православные христиане отмечают праздник Пасхи», — сообщает РИА «Новости». «В воскресенье, 27 апреля, православные христиане отмечают величайший церковный праздник Пасхи — Светлого Воскресения Христова. Оно свершилось на третий день после смерти Спасителя на Кресте во искупление человеческих грехов. Это евангельское событие знаменует победу Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного Иисусом Христом… В полночь совершается крестный ход: под звон колоколов духовенство и прихожане с зажженными свечами, славя Господа, выходят из храма как бы навстречу Спасителю и, обойдя храм, останавливаются перед закрытыми дверями, как бы перед входом ко Гробу Господню. Под пение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — двери открываются, молящиеся входят в храм и начинается пение пасхального канона. За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса». Также в сообщении агентства рассказывается и о том, откуда пошел обычай дарить на Пасху красное яйцо — он появился еще в 1 веке от Рождества Христова: «Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры».
По сообщению «Интерфакса», московские храмы в ночную пасхальную службу посетили около 63 тысяч верующих.
«Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем чадам Русской Православной Церкви» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви.
Также в газете «Коммерсант» появилось поздравление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Пасхой Христовой, обращенное к читателям этого издания. В частности, в нем говорится: «Воскресение Господа Иисуса Христа — краеугольный камень христианской веры, на котором основано все здание церковного благовестия. Сегодня мы вспоминаем, как Сын Божий совершил дело спасения человечества от мучительной власти греха. День Святой Пасхи — это день, когда человеческое бытие перестает быть бессмысленным. В этот день зияющая пропасть смерти уже не страшна человечеству, возглавленному Воскресшим из мертвых Богочеловеком. В этот день мы празднуем и наше грядущее воскресение… Сегодня Воскресший Господь, молившийся за Своих распинателей, призывает нас простить друг другу взаимные обиды и прегрешения, не участвовать «в бесплодных делах тьмы» (Еф. 5. 11), быть постоянными и непреклонными в добродетели «.
Пасхальное послание митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси опубликовано на официальном сайте Белорусской Православной Церкви.
Пасхальное послание Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира можно прочитать на официальном сайте Украинской Православной Церкви.
На сайте «Седмица.Ru» также опубликовано послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия, кроме этого рассказывается о значении этого праздника и о том, как его отмечают в разных городах мира.
На сайте «Вестей» в сообщении «Патриарх Алексий II призвал к миру» кратко пересказывается текст Патриаршего послания.
27 апреля, в день Пасхи, агентство РИА «Новости» в течение праздничной ночи и последующего дня сообщало о том, как отмечается великий христианский праздник в разных точках мира. В сообщении «В православных храмах Вашингтона прошли торжественные пасхальные богослужения» говорится о том, что «на Пасхальную литургию в каждый из храмов пришли сотни людей — американцев, русских, греков, сербов и православные десятков других национальностей. По данным официальной статистики, в США сейчас начитывается уже более 4 млн. православных верующих. В последние годы в Америке отмечен заметный рост популярности православия и число православных приходов быстро растет, в том числе за счет принятия православия представителями других конфессий». Также можно узнать о том, как праздновалась Пасха в православных храмах Сербии и Черногории, в Индии, во Франции, в Монголии.
Агентство «Интерфакс» сообщает о том, что президент России Владимир Путин «поздравил православных христиан и последователей иных христианских конфессий России со Светлым Христовым Воскресением» <Интерфакс>. Также на сайте приводится текст поздравления, в котором, в частности, говорится: «Широкое празднование Пасхи — зримое свидетельство возрождения в нашей стране многовековых христианских традиций».
Статья «Пасха Христова», рассказывающая об истории праздника, его духовном значении и месте в литургическом году, появилась на сайте «Религия и СМИ». «Тема избавления и перехода — из рабства к свободе, из языческого плена в Богом обетованную землю — обрела новый смысл в истолковании христианской Пасхи: «от смерти к жизни и от земли к небу Христос Бог нас перевел», — говорится в одном из церковных пасхальных песнопений». На этом же сайте опубликовано пасхальное послание Митрополита Лавра, первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.
На сайте «Newsru.com» появилась информация под названием «Для большинства россиян Пасха — праздник особенный», в которой отмечается, что «подавляющее большинство россиян (83%) так или иначе собираются отмечать праздник Светлого Христова Воскресения — Пасху… Для многих россиян (65%) этот день «особенный и важный». А данные опроса, проведенного центром «РОМИР-Мониторинг», утверждают, что в праздничную ночь 44% верующих россиян планировали посетить пасхальное богослужение. Многие намеревались в Великую Субботу освятить к празднику пасхальные куличи и яйца (58%)… В фонде «Общественное мнение» также отметили, что за последние несколько лет верующих в России стало больше. Сейчас атеистами считают себя менее 30% опрошенных россиян, тогда как три года назад таких было 40%. Судя по опросу, большинство жителей страны — православные (59%)».
На сайте агентства РИА «Новости» опубликовано интервью со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Текст интервью можно прочитать на официальном сайте ОВЦС. Интервью начинается с поздравлений с праздником Пасхи и объяснений значения этого дня для всех христиан: «Пасха Христова — это победа не только над адом, но и над враждой, над ненавистью и противостояниями, разделяющими людей. Это величайшее торжество любви, самоотвержения и мира. И потому мы понимаем Пасху Христову также как величайший урок любви к человеку, обращенный ко всем и каждому, независимо от вероисповедных, национальных и иных различий между нами». Затем поднимаются вопросы политические. В основном интервью касается ситуации в Ираке и, в связи с этим, механизма взаимодействия с другими конфессиями.
Другое интервью Патриарха Московского и всея Руси появилось в «Газете». Интервью Надежды Кеворковой начинается с острого вопроса о «комфортности» православной веры: «Политики все чаще говорят о Боге и вере. И все чаще акцентируют внимание на том, что вера делает жизнь комфортнее. Так ли это? Принес ли Христос в мир комфорт?», — спрашивает автор. На это звучит следующий ответ: «Позволю себе напомнить вам слова Христа Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11. 28). В молитве Святому Духу, которой начинается каждое богослужение, Святой Дух называется Утешителем. Иными словами, Церковь свидетельствует, что жизнь для вечности придает человеческому бытию высшую целесообразность, перед лицом которой все скорби и трудности, встречающиеся на жизненном пути, уже не имеют неодолимого характера. Такое состояние человеческой души не совсем корректно называть комфортом. Скорее это спокойствие, которое не могут поколебать волнения житейского моря. В то же время христианство не приемлет внутренней расслабленности, потакания слабостям и страстям. Оно требует от человека напряженнейшей внутренней работы, непрестанной борьбы с грехом, духовной брани». Затем поднимаются вопросы наркомании и алкоголизма. Не остается без внимания и «Иракская компания». Затрагиваются вопросы социальной концепции Русской Православной Церкви, об отношении к властям, политической реабилитации императора Николая II и его семьи. Завершается интервью снова вопросом околополитическим: влияние «религиозного фактора» на избирательный процесс. По мнению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, «использование религии, священных символов и понятий в политической борьбе недопустимо. Привнесение религиозного компонента в эту борьбу способно качественно изменить ее сущность, превратив межпартийное соперничество в религиозное противостояние, последствия которого могут быть весьма серьезными».
Надо отметить, что многие светские СМИ заинтересовал не сам праздник Пасхи, а разного рода сопутствующие ему политические, бытовые или этнографическо-кулинарные вопросы. Так, на сайте «Правда.Ru» в статье «Мир Светлого Праздника» поднимаются вопросы «политической стороны пасхальных торжеств». В материале отмечается, что в этом году в «политической стороне» отмечаются «некоторые изменения». Далее в статье пересказывается, кто из политиков и где встречал Светлый праздник: «Прежде всего, Президент в этом году отстоял Пасхальную службу не в Москве, а в православном храме в Таджикистане… В Храме Христа Спасителя камеры показывали стоявших рядом Михаила Касьянова и Александра Волошина». Затем без особой связи упоминается поездка российской делегации в Иерусалим, болезнь Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского, поздравление президента Башкирии Муртазы Рахимова. Итог этой довольно сумбурной статьи таков: «Вообще в этом году празднование Воскресения Христова — во всяком случае, на Северо-Западе России — было уже не так сильно отмечено официальным властным духом: местами все прошло почти патриархально». В чем же, кроме посещения Путиным храма в Таджикистане, заключались обещанные в начале статьи «изменения в политической стороне пасхальных торжеств», автор Наталья Старичкова так и не сообщила.
Газета «Комсомольская правда» также осветила политическую часть праздника в статье «Касьянов крестился торопливо. Лужков — размашисто». В статье предпринята попытка рассказать о службе в Храме Христа Спасителя, однако вместо этого автор Лариса Кафтан сообщает о том, кто из политиков где стоял и куда смотрел. В конце приводится краткая цитата из поздравления с Пасхой президента Владимира Путина. О самом празднике не написано практически ни слова.
Столь же странной и не соответствующей названию оказалась и статья «Таджикская Пасха Путина» на сайте «Время.Ru». Практически вся она посвящена рабочей поездке президента России в Таджикистан. Последние два абзаца формально касаются Пасхи. Формально — потому что речь идет опять же не о православном празднике, а о появлении президента в Свято-Никольском храме Душанбе, где снова говорится о том, что во время службы Владимир Путин решал квартирные вопросы некоторых находящихся тут же прихожан. По сути, во всех этих материалах Пасхи как таковой не было. Было лишь продолжение политических статьей, приукрашенное «подходящим» заголовком.
На сайте «Московского комсомольца» в статье «Пасха в корзине» также присутствует политизированный заголовок «Путин не постился, а набор с яйцами получит». Материал посвящен кулинарным особенностям пасхального стола, которые, якобы, раскрывает читателю неизвестная матушка Серафима и другие монашки неизвестного монастыря. Вторая часть статьи касается кулинарных особенностей кремлевского меню.
Газета «Известия» коснулась не столько кулинарной, сколько торгово-производственной стороны праздника. Об этом статья «Дорого яичко», в которой утверждается, что «Светлое Христово воскресенье по размаху продаж соперничает с Новым годом». Авторы Ирина Подлесова и Антон Елин утверждают, что «если судить по вовлеченности в празднование широких неверующих слоев населения и повышенной «боевой готовности» бизнеса, Светлое Христово воскресенье становится постепенно главным праздником всей страны». В конце статьи автор Григорий Ильичев приводит статистические данные, из которых делает следующий вывод: «в современной России Пасха является не столько религиозным, сколько ритуально-традиционным праздником». Этот же вывод подтверждают и мини-интервью, взятые автором у разного рода знаменитостей. Например заместитель председателя комитета по безопасности Государственной думы РФ Валерий Останин озвучивает, по-видимому, мнение многих: «Пост я не соблюдал, грешен, надеюсь, Бог простит… В церковь ночью я не пойду, потому что там будет столпотворение. В воскресенье будем есть пасхальный кулич, крашеные яйца… Такие традиции нельзя забывать». Вот и вся Пасха — кулич да яйца. Да еще праздный интерес: как там крестятся наши политики — размашисто или торопливо?
О праздновании Пасхи в военной части — статья «Крест на дедовщине».
Другая сторона прошедшего праздника Пасхи, заинтересовавшая светские СМИ, касалась здоровья Патриарха Московского и всея Руси. Как известно, эту тему очень любят муссировать те издания, которые находятся в оппозиции к Православию и всячески пытаются внести смуту в умы, как верующих, так и неверующих жителей России. Так, на сайте НТВ появилось сообщение «Патриарх Алексий II не последовал совету врачей», в котором сообщается, что «Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй по рекомендации врачей вынужден был отказаться от продолжительной ночной службы».
Об этом же заметка в «Комсомольской правде» «Патриарх выходил к верующим. Но только на Великой пасхальной вечерне».
Естественно, пространную статью на эту тему разместил сайт «НГ-Религии». Материал написан Артемом Пуховым и называется «Первая Пасха без Патриарха». В статье снова пересказываются разного рода «предположения» и слухи о «борьбе за Патриарший престол». Статья заканчивается кратким отчетом об освещении праздника российскими телеканалами: «Большинство телеканалов совершенно дежурно отреагировало на этот праздник. Любопытно отметить, что канал ТВС, который осенью прошлого года продемонстрировал двухсерийный фильм Евгения Киселева, посвященный дню рождения Папы Римского, в пасхальную ночь развлекал публику показом известной советской кинокомедии «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Проблема освещения церковных праздников на телеэкране поднята в статье автора «Известий» Екатерины Ерошкиной «Бога и зрелищ». В статье автор пытается исследовать «медиа-предпочтения верующих людей». В статье опять цитируются статистические данные, затем приводятся так называемые индексы предпочтения, после которых автор пишет: «В целом из данных, приведенных выше, можно сделать лишь один, но весьма существенный вывод — верующие люди в России не слишком-то выделяются своими особенностями в медиа-потреблении». В целом, сам факт появления этой статьи вызывает недоумение: для чего же проведен был анализ, а затем пересказан автором газеты? Для того чтобы заявить, что верующие не отличаются от неверующих? Или для того, чтобы прорекламировать некое социологическое агентство? Или просто чтобы занять место на полосе?
Другая тема — рекламы — всплывает в статье газеты «Время МН» «Церковный обком действует». В статье рассказывается о деятельности Самарского областного комитета по защите нравственности, который добился снятия уже нескольких рекламных щитов, оскорбляющих чувства верующих. Автор Валерий Кузнецов довольно ядовито рассказывает о деятельности комитета, уравнивая его — это видно из названия — с советскими организациями, проводящими тоталитарную политику. Видимо, нравственность автора оскорбляют не вызывающие «шедевры рекламы», а существование организаций, ограничивающих рекламный разгул.
Газета «Московские новости» возвращается к теме предложения Патриарха Московского и всея Руси Алексия об объединении церквей Западной Европы, которое, по словам автора Михаила Гохмана в Париже «встречено неоднозначно». «Сторонники объединения обращают внимание на то, что традиции русского православия размываются. В храмы ходят коренные жители Европы, не говорящие по-русски… В ряде церквей служба идет на французском языке. Естественно, что к сближению с Москвой священники-французы относятся с недоумением… Впрочем, есть и не желающие объединяться. Например, известный просветитель и издатель Никита Струве считает послание патриарха очень несвоевременным… Прихожане тем временем собирают подписи под петициями, спорят, страсти накаляются. На Страстной неделе в кругах эмиграции царит неподобающая суета»
Между тем, не только в Париже на Страстной седмице царила «неподобающая суета». В Москве, в Страстную Пятницу прошел «шабаш безбожников», сообщает «Седмица.Ru». В этот день в уже прославившемся своей фобией к Православию, а также поддержкой шахидов с Дубровки центре Андрея Сахарова состоялась презентация журнала «Скепсис»: «Акция живо напоминала кощунства, которые устраивали безбожники в послереволюционные годы в дни Страстной седмицы и на Пасху. И хотя главный редактор журнала, аспирант Московского государственного педагогического университета Сергей Соловьев охарактеризовал издание как научно-просветительское, адресованное критически мыслящей молодежи, одной из важнейших тем журнала он назвал «атеистический взгляд на религиозную пропаганду и на создание новой православно-националистической идеологии». У создателей журнала вызывает серьезную озабоченность якобы имеющая место «клерикализация» общества и, в частности, системы образования… Выступивший на презентации член редакционного совета, доктор философских наук, профессор Юрий Муравьев вполне в духе Емельяна Ярославского пафосно заявил, что «на нас надвигается темнота средневековой религиозности», а Русская Православная Церковь, по его словам, всегда представляла «самую крайнюю реакционную силу». Профессор считает, что новый журнал «встанет заслоном» на пути этой угрозы… Выступление другого члена редакции, заведующего отделом ювенологии центра «Феникс» Александра Тарасова также было пронизано идеей борьбы с «клерикализацией образования». Он заявил, что статистика, свидетельствующая о Православии большинства населения в России, — это ложь… В целом мероприятие оставило впечатление судорожной попытки оставшихся не у дел в постсоветской России «группы товарищей» если не найти спрос на свою обанкротившуюся идеологию, то хотя бы напомнить о своем существовании».
Также в течение прошедших двух недель вяло продолжала развиваться тема возвращения в Россию иконы Казанской Божией Матери. На патриаршем сайте появилось сообщение о том, что «в Ватикане хранится копия, а не подлинник Казанской иконы Богородицы». «Министр культуры России Михаил Швыдкой подтвердил сообщения о том, что хранящаяся в Ватикане Казанская икона Божией Матери — это не подлинная икона XVI века, а список с нее, сделанный в XVIII столетии. При этом М. Швыдкой сослался на экспертизу, проведенную российскими специалистами совместно с коллегами из Ватикана. «Все разговоры, ставящие под сомнение проведенную экспертизу, по меньшей мере, несерьезны. Экспертиза проводилась российскими экспертами совместно с их коллегами из Ватикана, и это были слишком уважаемые люди, чтобы кто-то мог поставить под сомнение их оценку», — подчеркнул министр». Темы мнимой подлинности иконы касается и сообщение на сайте Newsru.com.
В «Независимой газете» эта тема развернута более подробно. В статье «Ватикан подсунул патриархии неправильную икону» автор Олег Недумов пишет: «уже то, что Святой Престол заранее попросил комиссию не разглашать результатов экспертизы до мая, свидетельствует о серьезных сомнениях католической стороны в подлинности иконы. Очевидно, Ватикан рассчитывал выиграть время для того, чтобы «продавить» визит Папы в Россию, задействовав для этого таких политических тяжеловесов, как Сильвио Берлускони. Как бы то ни было, у Московской Патриархии теперь появился серьезный аргумент для того, чтобы сорвать все планы Ватикана. Для передачи РПЦ одной из многочисленных копий знаменитой иконы явно не требуется личного визита Папы. Результаты дипломатических усилий Ватикана, таким образом, оказались сведены к нулю».
Эта же тема затронута и в статье Всеволода Воследова «Государства воссоединяют Церкви» на сайте «СМИ.Ru». Однако он не касается вопроса подлинности иконы, затрагивая лишь политическую сторону вопроса.
Газета «Известия» выступила со статьей «Лев Лифшиц: «Икона Казанской Богоматери — подлинная и чтимая», оспаривающей мнение министра. Обозреватель «Известий» Николай Молок берет интервью у одного из членов экспертной комиссии, заведующего отделом древнерусского искусства Госинститута искусствознания Льва Лифшица. Л. Лифшиц утверждает, что икона, хранящаяся в Ватикане — подлинная. Однако затем он объясняет, в иконописи не существует понятия копии, а есть понятие списка с иконы. Также он отмечает, что «до революции существовало несколько десятков икон Казанской Богоматери, почитаемых как чудотворные… и чтобы ответить на вопрос, какой именно из них соответствует ватиканский список, требуется дальнейшее исследование». То есть, по сути, в статье подтверждаются предыдущие сообщения, но сделана попытка оправдать Ватикан и представить его в роли благородного, но оклеветанного дарителя.
В Киеве начало Светлой седмицы ознаменовалось обострением противостояния верующих и так называемого музейного лобби. Вот как об этом сообщает НТВ в репортаже «Компьютер в алтаре — это кощунство!». «В ночь на понедельник группа верующих захватила музейное здание всемирно известного архитектурного ансамбля — Киево-Печерской лавры», — говорится в первой строке. При этом автор Роман Соболь не замечает, как абсурдно звучит это предложение: Киево-Печерская Лавра, как известно, изначально была не архитектурным ансамблем, в которые ее превратили годы безбожия, а место молитвы и служения Богу. Верующие «захватывали» не архитектурный ансамбль, каковым он является для журналиста НТВ, а храм Киево-Печерской Лавры, предназначенный для совершения богослужений. Затем в сообщении автор расписывает, как монахи обижают музейных работников и археологов, переворачивая все с ног на голову: «В территориальных спорах у монахов большой опыт… Только вот Лавра — совсем иное дело. Она на особом контроле ЮНЕСКО, и как уникальный памятник не может быть отдана монастырю. В любом другом случае это называлось бы «захватом"… Археологи обеспокоены. В захваченных кабинетах — ценнейшие материалы… В бывшем музее — разгром. Видимо, сотрудники и раньше не особо поддерживали порядок. Некоторые детали священников особенно возмутили. А сейчас захват довершил начатое. Прихожане, блокируя двери, завалили их мебелью. На куполе бывшей церкви к полудню установили крест… Как показывает опыт прошлых лет, вернуть это здание музей уже не сможет… В извечном противостоянии науки и религии наука явно проигрывает». Заявления о «извечном противостоянии науки и религии» явно показывают необразованность автора и способность мыслить при помощи уже давно приобретенных штампов. Автор, рассыпая многочисленные кавычки, всячески доказывает вероломство верующих, и праведность музейщиков, смотрящих в алтаре телевизор. Совершенно очевидно, что этот репортаж — политический заказ, в котором даже не сделана попытка придать материалу «нейтральный вид»: нет комментариев от представителей Московской патриархии или же представителей Украинской митрополии. Противоположную сторону представляет какая-то сторонняя «прихожанка», которая теперь в глазах читателей и зрителей будет «выразителем» мнения Церкви.
На официальном сайте Украинской Православной Церкви приведено мнение Блаженнейшего Митрополита Владимира о ситуации вокруг 68-го корпуса Киево-Печерской Лавры: «Вначале необходимо оговориться, что речь идет не о захвате, а о возврате церковного имущества и храмов, которые долгое время использовались не по назначению. Учреждения культуры и прочие организации должны были бы благодарить за возможность пользоваться этими зданиями и помещениями. Это пользование почти всегда сопровождалось кощунством: в алтарях устраивались туалеты и подсобки. Одновременно здания доводятся до аварийного состояния. При этом Церкви приписывают крамолу, которой нет. Идет исполнение Указа Президента, Постановлений Кабинета Министров о возвращении храмов, церковного имущества и ликвидации последствий деятельности богоборческого и атеистического режима». Наместник Киево-Печерской Лавры епископ Вышгородский Павел уточняет, что «речь идет не об административном или жилом помещении»: «68-й корпус — это храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте», который большей частью находится в руках арендаторов. К большому сожалению, у нас на территории монастыря до сих пор в наших храмах и братских корпусах находятся рестораны, кафе. А когда мы пытаемся что-нибудь вернуть, на нас возводится клевета… Вы можете убедиться, что Лавра сегодня не в лучшем состоянии. Недавно упала стена, на которой написано «Охраняется законом и государством» и ничего не сделано».
На сайте «Радонежа» в сообщении «Митрополит Владимир поддержал киево-печерских монахов, которые пытаются возвратить в управление Церкви один из храмов Киево-Печерской Лавры, превращенный в увеселительное заведение» также освещается этот вопрос."В понедельник утром 12 монахов УПЦ МП разместились в коридоре одного из помещений корпуса Киево-Печерского историко-культурного заповедника и потребовали передать Церкви помещения Лавры, в которых ныне находятся ресторан, кафе и инфекционная больница». А упомянутые НТВ неизвестные и безымянные археологи и их «ценнейшие материалы», видимо, теснились в алтаре…
Статья о другой Лавре — Почаевской — опубликована в газете «Зеркало недели». Автор Петр Чечелюк назвал ее «Один день в Почаевской Лавре». «Если заглянуть в историю, то узнаем, что в Почаевской горе была природная пещера, в которой в средине XIV века поселились два отшельника-подвижника. Однажды летом один из них, творя беспрестанную молитву, поднимался на верх горы. И вдруг перед ним в огненном столпе явилась Богоматерь, стоявшая на камне. Потрясенный, он окликнул своего товарища, и оба пали ниц перед нею. Чудесный огненный столп видел и пастух Иван Босой, смотревший под горою стадо. Он тоже бросился наверх, но увидел только иноков, коленопреклонно славивших Богородицу. На камне же, на котором стояла Царица Небесная, все трое увидели след ее правой стопы, наполненный прозрачной водой. Это случилось около 1340 года, и к Почаевской горе с тех пор постоянно стекались паломники, чтобы получить исцеление по молитвам к Заступнице грешных. Целебная же вода в том месте не оскудевала — ее количество было всегда одинаково». В статье рассказывается об истории Лавры до и после революции. Например, есть такой интересный фрагмент: «А вот что писал в докладе партийным органам о Почаевской лавре после приезда господина Хрущева директор местного музея атеизма: «Почаевская обитель в бурные военные и послевоенные годы служила прибежищем бродяг, проходимцев, искателей легкой наживы, авантюристов и уголовных преступников. Грустные кельи и полутемные коридоры монастыря всегда были свидетелями многих преступлений и мерзких поступков разных деклассированных элементов…». Но исторические факты опровергают этот «отчет». Почаевский монастырь занимался просветительской деятельностью, которая началась еще при князе Константине Острожском в XVI веке, напечатавшем в монастырской типографии «Острожскую Библию"… Почаевскую обитель можно было бы сравнить с чутким барометром, который на протяжении четырех столетий показывает все крупные перемены, происходившие в общественной атмосфере Западной Украины. За монастырскими стенами светится неугасаемая лампада просвещения, книжной мудрости, высокого религиозного чувства».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru