Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина19.10.2004 

СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 11−18 октября. — 40 дней в Беслане. — Сектантское нашествие. — Некоторые итоги Собора. — Неспешное объединение. — Земля и закон. — Праздник Покрова. — Русская миссия в Китае. — Латвийская амнезия.

На прошлой неделе во многих православных храмах России вспоминали убитых в бесланской школе детей и взрослых. Во вторник, 12 октября, было 40 дней со дня трагедии Беслане. Как передает телекомпания НТВ в этот день «священнослужители Беслана получат в дар икону Вифлеемских младенцев-мучеников. Она написана в Санкт-Петербурге, и станет первой святыней нового храма, который собираются построить в Беслане к годовщине трагедии».
По сообщению ВВС «с самого утра родственники погибших начали приходить в разрушенный спортивный зал бесланской школы номер один, где находились большинство заложников. Здесь также собираются люди, которые были в захваченной школе и сумели остаться в живых. Пол здания устлан цветами, здесь стоят сотни бутылок с водой. Это напоминает о том, что во время захвата школы заложникам не давали пить».
По сообщению «Вестей» поминальные службы прошли во вторник во всех православных храмах Северной Осетии. В Беслане поминальный церковный обряд совершил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, который все три дня находился с родственниками захваченных заложников.
Как сообщает автор статьи «Сорок дней трагедии в Беслане» Максим Редин, обозреватель портала «СМИ.Ru» «завершив поминальную службу, владыка Феофан обратился к пастве с призывом сохранять спокойствие в эти тяжелые дни. Ничто не заменит боль и утрату близких, родных, но он призвал всех, кого коснулась эта трагедия, сохранять мужество». «Каждый должен сражаться за то, чтобы трагедия Беслана не повторилась, считает известный детский доктор Леонид Рошаль. „Сколько еще жертв мы увидим, пока не поймем — это война“, — сказал РИА „Новости“ Рошаль, участвовавший в переговорах по освобождению заложников в Беслане».
В Москве, в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя прошла панихида по жертвам бесланской трагедии. «Траурную службу в главном православном соборе страны совершил архиепископ Истринский Арсений». Также «Вести» отмечают, что «заупокойные богослужения совершаются и в храмах Русской Зарубежной Церкви, которая с первых дней трагедии оказывала поддержку и материальную помощь пострадавшим».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к соотечественникам со специальным посланием в 40-й день с момента массовой гибели заложников. Как отмечает «Страна.Ru» в обращении Патриарха Алексия прозвучали слова «утешения к родным и близким тех, кто погиб в этой трагедии». Полный текст обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия в связи с сороковым днем бесланской трагедии можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви.
Верующие Свердловской области также поминали жертв теракта в Беслане, сообщает сайт «Регионы России».
Как пишет в статье «Сорок дней слез» автор «Российской газеты» Мария Хомякова сороковины со дня бесланской трагедии «в России ждали с тревогой»: «Злоба, которая грозит перерасти в новый конфликт на Северном Кавказе, родом не из бесланской школы, а из 1924 года». Далее автор рассказывает историю национального конфликта на Северном Кавказе.
«9 октября, в день памяти святого апостола Иоанна Богослова, в Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии состоялись торжества по случаю престольного праздника… После торжественного богослужения … была освящена икона святых мучеников Вифлеемских, посвященная всем невинно убиенным в Беслане. Образ был написан в Осетинской диаспоре и после освящения отправлен в Беслан. „Снова идет неприкрытая злобная атака иродовых бесовских сил на христианскую веру“, — сказал архиепископ Константин, вспоминая Бесланскую трагедию», — сообщает «Седмица.Ru». Икона уже доставлена в Беслан.
Как отмечает Герман Петелин, автор статьи «Мы осчастливим Беслан!» в «Новых известиях», «все население до сих пор находится в стрессовом состоянии. Люди не спят по ночам, их одолевают кошмары и фобии. Городку катастрофически не хватает профессиональных психологов. Вместо них Беслан наводнили сектанты». С 20 сентября 2004 года в Беслане началась массовая вербовка адептов для сайентологической церкви. Как отмечает автор, сектанты приехали в город с разрешения местных властей. «Впрочем, как оказалось, психологи были вовсе не рады столь неожиданной подмоге. Но они узнали о приезде сайентологов только тогда, когда те уже вовсю развернули свою деятельность. Медики даже направили информационные письма во все инстанции с просьбой о том, чтобы незваных помощников выдворили за пределы республики. Ведь с 20 сентября на „психотерапевтических сеансах“, по словам самих сайентологов, уже побывали около 700 человек. Больше половины из них дети. По многочисленным свидетельствам, во время общения с ребятишкам сайентологи активно интересовались достатком их родителей, а также наличием обеспеченных родственников и друзей. Вчера власти Беслана начали предпринимать хоть какие-то меры. Пока сайентологов попросили удалиться из здания Дома культуры. Но те не сдаются».
«Минздрав Северной Осетии считает, что деятельность религиозных сект, в том числе Церкви сайентологов на территории республики и, особенно, в Беслане представляет серьезную опасность для пострадавших в результате теракта», — сообщает сайт «Newsru.com». «Эти секты используют различные приемы психотехники и гипноза, могущие повлечь за собой необратимые вредные процессы для психического здоровья как взрослых, так и детей, переживших большое нервное потрясение», — говорится в письме Минздрава. В связи с этим, Минздрав призывает правоохранительные и государственные органы республики принять соответствующие меры. По словам руководителя пресс-службы МВД Северной Осетии Исмеля Шаова, теперь правоохранительные органы будут требовать от подобных организаций регистрацию в Минюсте республики, лицензию и сертификат на заявленную деятельность, причем все документы будут тщательно проверяться правоохранительными органами".
На сайте «Победа.Ru» опубликована статья Вячеслава Морозова «Сороковины по спецназу», в которой рассказывается о прощании с погибшими воинами спецназа: «Они славно прошли свой земной путь, выполнили с честью свой долг, и души их перед Господом предстанут в чистоте и сиянии».
Автор газеты «Время новостей» Кирилл Василенков статье «Цензорский соблазн» рассказывает, что после трагических событий в Беслане «некоторые священнослужители, даже следующие довольно сдержанной официальной позиции Русской Православной Церкви, не устояли перед соблазном заявить о сугубо исламских корнях терроризма, потребовать поставить под контроль исламские учебные заведения и проповеди в мечетях». При этом, автор отмечает, что «впервые о необходимости взять под контроль учебные заведения мусульман в России заговорили в июле 1998 года. Конгресс мусульман Северного Кавказа обратился к властям Чечни, Ингушетии и Дагестана с требованием «объявить все экстремистские течения вне закона, установить контроль над всеми исламскими учебными заведениями, учебной литературой, средствами массовой информации во избежание проникновения вредной ваххабитской идеологии в общество». Также против экстремизма и за жесткий контроль ислама выступили и лояльные власти чеченские муфтии и, кстати, жестко придерживаются этой позиции до сих пор.
«Однако сегодня разговоры о «контроле за идеологией ислама» ведутся уже на ином уровне. В частности, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев считает, что пора создать единую мусульманскую организацию России, взамен многих конкурирующих друг с другом объединений… Наверняка и светской власти проще было бы наладить отношение с единым мусульманским центром, нежели с несколькими «конкурирующими» духовными управлениями, к тому же возглавляемыми явно недолюбливающими друг друга муфтиями, тяготеющими к различным течениям в современном исламе. Вот только два других духовных лидера — глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин и глава Духовного управления мусульман европейской части России Равиль Гайнутдин пока не поддержали своего кавказского коллегу и предпочитают находиться в выжидательной позиции. Да и власть пока не торопит мусульман с ответом».
Другой важной темой прошедшей недели было обсуждение итогов Архиерейского Собора, прошедшего две недели назад в Москве. На сайте «Седмица.Ru» об итогах Собора рассуждает архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. По его мнению, отличительной чертой этого Собора стал «откровенный разговор, который начал Патриарх Алексий о внутренней жизни Церкви»: «Мы о многом задумались и попытались правдиво посмотреть на самые важные проблемы, стоящие сегодня перед Церковью. В этом видится залог укрепления Церкви, ее выздоровления после пережитых ею тяжелейших десятилетий гонений». Далее в интервью речь идет о проблемах богословского образования, о земельных вопросах.
Диакон Андрей Кураев в эфире «Радонежа» также делится своими впечатлениями по поводу Собора. Отметив, что информационное освещение Собора было проведено на высшем уровне, о. Андрей сосредотачивает свое внимание на событиях, происходивших вокруг Собора: «Например, до начала Собора появились листовки и слухи от различных сектологически озабоченных конференций о том, что на этом Соборе, например, будет решаться вопрос о предоставлении автокефалии Украинской Православной Церкви! Сама по себе идея — что Собор будет этим заниматься — достаточно глупая, но у нее, тем не менее, есть очень четкие PR-эффекты…». Также отдельно он останавливается и на теме Поместного Собора, созыва которого требуют «те, которые сами себя считают ревнителями и хранителями православных традиций».
В интервью заходит речь и о правомерности термина «сергианство»: «Мне уже доводилось не один раз в эфире радио «Радонеж» заявлять о своем решительном несогласии с самим термином «сергианство», о влиянии этого ложного термина на формирование некоего общественного мнения в православной среде и т. д.
Статью, касающуюся итогов работы Архиерейского Собора можно прочитать и в газете «Гудок». Автор Андрей Поздняев в материале «Время соработничества» рассказывает о том, что такое Собор и как часто он собирается, а также отмечает, что «завершивший свою работу Архиерейский Собор, который, по общей оценке и церковных, и светских кругов, существенно расширил присущие ему прежде рамки, наполнил работу качественно новым содержанием». В частности, «следует отметить, что большинство выступлений на Соборе носило конструктивный характер и содержало немало конкретных предложений».
Вопрос о восстановлении отношений Русской Православной Церкви и РПЦЗ остается актуальным для обеих сторон, ведущих переговоры. Так, епископ Александр (Милеант) обратился с посланием к клиру и пастве, в котором предложил для ознакомления два документа, недавно появившихся на Интернете: 1) выдержки из интервью епископа Гавриила Манхэттенского РПЦЗ, Секретаря нашего Архиерейского Синода, данного им российскому православному публицисту Андрею Рюмину (от 27-го сентября с.г.) и 2) выдержки из доклада Митрополита Кирилла, Председателя Отдела Внешних Церковных Связей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, прочитанного им 3-го октября с.г. на Заседании Собора Русской Церкви.
«Поскольку высказывания Епископа Гавриила выражают мнения многих священнослужителей и мирян нашей Южно-Американской епархии, они заслуживают полного внимания. С другой стороны, высказывания Митрополита Кирилла как раз отвечают на ряд вопросов, поднятых Владыкой Гавриилом. Это показывает, что ведущиеся сейчас переговоры между встречными комиссиями по делу сближения двух ветвей Русской Церкви идут по правильному пути», — пишет в примечании епископ Александр. Далее он отмечает: «С обеих сторон (т.е обеих ветвей Русской Церкви) высказывалось убеждение, что в процессе сближения нужно действовать так, чтобы не наносить ущерба и новых ран друг другу. На этом пути не может быть односторонних тактических побед, не может и не должно быть выигравших и проигравших. Особенно важно, что мы договорились двигаться вперед, исходя из уважения к церковно-административным реальностям, сложившимся в течение ХХ века… Я верю, что время и благодать Божия исцелят Русскую Церковь и от прочих язв, нанесенных ей безбожной властью. Будем все молиться об этом!».
Патриарх Алексий надеется, что воссоединение с Русской Зарубежной Церковью состоится до 2008 года, сообщает «Радонеж». «По его словам, совместные комиссии обеих Церквей, обсуждавшие проблемы, препятствующие сближению, еще будут работать… Комментируя решение Архиерейского Собора, который высказался за воссоединение Русской Церкви, назвав это «делом исключительной важности», Патриарх отметил, что решение этого вопроса Собор делегировал Священному Синоду. «Если все вопросы будут решены, мы не будем ждать следующего Архиерейского Собора», — сказал Патриарх Алексий.
Диакон Андрей Кураев считает, что спешка в вопросе воссоединения Церквей, инициатором которой стал президент России, пока нежелательна именно по причине активного участия в этом главы государства. Основное обвинение, которое разделяет и Зарубежная Церковь, состоит в излишнем сотрудничестве с государственной властью.
«Институт церковных судов поможет разоблачить опасные для здоровья и кошелька людей секты», — разъясняет читателям журналист «Российской газеты» Владислав Куликов в статье «Бог рассудит, батюшка разведет». «В России появится суд, абсолютно зависимый от власти. При этом никакой публичности: на его заседания не пустят ни журналистов, ни представителей общественности. Все разбирательства заранее объявлены закрытыми. Наказания же новый суд будет выносить строгие, вплоть до пожизненного… И при этом власти обещают, что суд будет праведным. Речь идет не о светском суде, а о церковном. И о властях соответственно духовных. Они решили построить свою собственную вертикаль судебной власти. …
Нынешний устав Русской Православной Церкви установил три инстанции церковного суда. Первая — самая низшая — это епархиальные суды, имеющие юрисдикцию в пределах своих епархий. Теоретически их можно сравнить с региональными судами. Выше стоит общецерковный суд с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви. (Это как Верховный суд для государства.) А в качестве органа высшей судебной власти установлен суд Архиерейского Собора с юрисдикцией также в пределах Русской Православной Церкви. У него сила почти, как у Конституционного суда. Но прямых аналогий со светскими учреждениями (коими и являются общегражданские суды), естественно, проводить нельзя». Далее автор разбирает функции разных уровней судебных инстанций и пишет о той положительной роли, которую сможет сыграть церковный суд в нормализации околоцерковной ситуации.
Земельный вопрос остается в центре внимания журналистов. «Церковь должна брать земли столько, сколько сможет обработать, чтобы при ее возвращении не пострадали другие. Такое мнение высказал сегодня на встрече с журналистами архиепископ Курский и Рыльский Герман», — сообщает сайт «Newsru.com».
В «Парламентской газете» суть поправки в земельный кодекс разъясняет заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности, сенатор от Москвы Олег Толкачев. Материал назван «Перед Богом все равны, а перед законом?». «Принятая поправка упорядочивает … несоответствие. Это совершенно верный, прогрессивный и юридически выверенный шаг. Впрочем, после принятия этих изменений все равно возникает много вопросов. Почему речь идет только о культовых учреждениях, а не, например, об организациях спортсменов или инвалидов?.. Потому, на мой взгляд, это всего лишь первый шаг, и вскоре мы займемся другими вопросами. В первую очередь необходимо определиться: что такое религиозная организация? … Где та законодательная грань между традиционными религиями и экстремистскими организациями? Еще вопрос: что, собственно, есть благотворительность?».
Также в статье разъясняется, как будет действовать схема получения земли в собственность: «в законе четко прописано: те организации, которые имеют на данной земле собственность, могут претендовать на получение в собственность земли под зданиями, а те, кто используют собственность субъектов Российской Федерации, получат земельные участки в бессрочное безвозмездное пользование — бесплатно».
В завершение материала Олег Толкачев отмечают, что «передачу земель Церкви нельзя назвать реституцией»: «К примеру, сейчас есть Московская Патриархия, другие юридические лица, с которыми можно вести переговоры. А ведь когда эту землю экспроприировали, патриархии еще не было, существовал Священный Синод, разновидность министерства по делам религии в правительстве Российской империи. Да и многие храмы являлись отнюдь не церковной собственностью, а собственностью дворян, крупных помещиков, крестьянских общин».
О проблемах, связанных с поправками в Земельный кодекс, говорится и в статье автора «Мир новостей» Петра Канардова «Земельная проблема решается, но…». Материал републикован сайтом «Религия и СМИ». Автор «Вечерней Москвы» Олег Говоров в статье «Вера разная, а земля одна» также касается этой тематики и обращается за комментариями члену Совета Федерации Федерального Собрания РФ Олегу Толкачеву.
14 октября Православная Церковь праздновала один из наиболее любимых в народе праздников — Покров Пресвятой Богородицы. «Церковное преданье гласит: в середине X века в Константинополе произошло чудное видение Божьей Матери. В воскресный день, 14 октября по новому стилю, она вошла в храм, переполненный людьми. Сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молящимися. Ее покров — защита от видимых и невидимых врагов — сиял «ярче лучей солнечных», — так излагает историю праздника «Первый канал».
Сайт «Newsru.com» более подробно рассказывает об этом событии: «В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. По церковному преданию, в ту ночь собравшиеся в храме усердно молились об избавлении Константинополя от угрозы нашествия мусульман. Среди молившихся был и блаженный юродивый Андрей (славянин, плененный и проданный в Константинополь в рабство). Подняв глаза к небу, святой Андрей вдруг увидел идущую по воздуху Пречистую Деву, окруженную сонмом Ангелов и святых. Увидел Ее и ученик блаженного, Епифаний. Преклонив колена, Богородица долго молилась. Затем сняла со Своей головы покров (омофор) и распростерла его над молившимися в храме, знаменуя тем самым защиту от врагов видимых и невидимых, подаваемую по Ее молитвам христианскому миру. Изумленные Андрей и его ученик Епифаний поведали народу о чудесном видении. А враги без кровопролития отступили от Константинополя». Об этом же сообщает и сайт НТВ.
Автор «Труда» Владимир Панков в статье «Молящаяся о всем мире» уделает внимание народным приметам, связанным с этим праздником, а также рассказывает об историческом событии, которое легло в основу праздника Покрова. Также он отмечает, что «доподлинно не известно, каким образом сложилось празднование Покрова на русской земле. Самые ранние сведения о нем относятся к XII веку — времени правления Андрея Боголюбского. Вполне возможно, имело значение и славянское происхождение святого Андрея, которому было видение Богородицы, и его особо почитали на Руси. Покров Богородицы — это заступничество Божией Матери за нас, благодать, о которой молят православные Пресвятую Деву. В самые тяжелые моменты для человека и страны покровительство Богородицы особенно необходимо».
В этот день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Русская Православная Церковь провела масштабную благотворительную акцию под названием «День милосердия и сострадания ко всем, во узах и темницах пребывающим». «Целью акции является привлечение духовенства и мирян к более активному участию в церковном окормлении пенитенциарных учреждений», — сообщили … в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Кроме того, в этот день во всех храмах Москвы будет оглашено особое послание Патриарха Алексия, посвященное «Дню милосердия и сострадания ко всем, во узах и темницах пребывающим». Акция проводится по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Алексия. Полностью текст послания опубликован на сайте «Регионы России».
Корреспондент «Газеты» Надежда Кеворкова побывала в день Покрова в Бутырском тюремном замке, более известном как СИЗО N 2, где патриарший викарий епископ Дмитровский Александр отслужил первую службу в недавно восстановленном Покровском храме. В своей статье «За пребывающих в узах» она делится впечатлениями от своего участия (а скорее присутствия на) в богослужении и пишет: «В эти дни во всех московских СИЗО будут розданы 13 тысяч маленьких патриарших подарков: шоколадки и блокноты. «Перед тем как объявить Покров днем милосердия к узникам, Патриархия разослала во все государственные инстанции 100 писем. Откликнулись на них только в Бутырках. Станет ли это традицией, пока неизвестно. За 15 лет в российских тюрьмах построено 828 православных храмов и молитвенных комнат. Только вот встретиться со священником зеку по-прежнему трудно: бюрократические преграды крепче тюремных стен», — так завершает публикацию Надежда Кеворкова.
Подробно о празднике Покрова Пресвятой Богородицы рассказывается в материале Бориса Косинского «Под покров Твой прибегаем», опубликованном на сайте «Православной газеты». В частности, в статье говорится: «Праздник Покрова Божией Матери — один из самых утешительных праздников для нас. Пресвятая Владычица наша вместе с пророками, апостолами, святителями, мучениками и всеми святыми молится за весь христианский мир и покрывает всех нас своим Божественным Покровом. Потому в праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякого зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
А протоиерей Всеволод Чаплин, выступая в газете «Коммерсант» со статьей «Вместе — под покровом Пречистой», отмечает: «Чтобы быть достойными любви и покровительства Пречистой, чтобы не просто просить Ее о защите, но стать Ее соработниками в преображении мира, нам нужно быть едиными в вере, в молитве, в заботе друг о друге. Не правы те, кто считает спасение и духовную жизнь только своим личным делом. Именно становясь частью народа Божия, объединенного любовью ко Господу и к ближнему, мы приходим под покров Его Пресвятой Матери, который скрепляет нашу общность».
Тема миссионерской работы Русской Православной Церкви в Китае поднималась в нескольких публикациях. Так, РИА-Новости в беседе с секретарем по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Николаем Балашовым касается проблем существования Православия в этой стране. «Фактически русские миссионеры в Китае заложили основы отечественного востоковедения и немало сделали на поприще дипломатии. Можно сказать, что отчасти благодаря их трудам Россия и Китай ни разу не воевали. К сожалению, деятельность миссии прервалась в 1954 году — по тогдашним политическим обстоятельствам. В тот период в ведении миссии находилось около 100 православных храмов в разных частях Китая. Большая часть из них была разрушена в годы «культурной революции», — отмечает о. Николай. Сегодня сохранилось 12 храмовых зданий в разных частях Китая, еще один храм в Чугучаке до сих пор строится.
Сегодня в Духовных школах Русской Православной Церкви учатся 18 студентов из разных районов Китая: «Некоторые из них, думаем, уже в скором времени будут готовы к рукоположению в священный сан. Пока у нас нет полной ясности, получат ли они разрешение заниматься религиозной деятельностью у себя на родине, но надеемся, конечно, на лучшее»
О трех корейских студентах Московской Духовной Семинарии, а также о том, как живут студенты МДС, рассказывают в статье «Восточный крест» журналисты «Московского комсомольца» Владимир Чуприн и Сергей Бычков.
А на сайте «Единое Отечество» можно прочитать статью Чжана Хайбиня «Религиозная деятельность российских эмигрантов. На примере Китая». Автор пишет об истории взаимоотношений Русской Православной Церкви с Китаем, начало которых восходит к XIII—XIV вв., к династии Юань, когда с началом торговых отношений Руси с Китаем в этом государстве было выделено здание под часовню для русских торговцев. «В 1714 году правительство России отправило в Китай миссию в составе восьми человек во главе с архимандритом Иларионом Лежайским. Она прибыла в Пекин 30 апреля 1715 года. Это была первая духовная миссия Русской Православной Церкви. Цинское правительство приняло ее с почетом». В 1727 году был подписан китайско-российский Кяхтинский договор, согласно которому Россия получила право периодически направлять в Китай духовные миссии: «С 1715 года, когда русская православная миссия в Пекине была учреждена, по 1949 год, когда была создана Китайская Народная Республика, состав миссии менялся 20 раз».
Далее в статье рассказывается о существовании русской миссии и Русской Православной Церкви на территории Китая после революции 1917 года. Автор пишет о том, что Русская Православная Церковь в процессе своей миссионерской деятельности в Китае содействовала в определенной степени китайско-российскому культурному обмену: «Некоторые из православных священнослужителей наряду со своей миссионерской деятельностью провели относительно глубокие исследования китайского общества и культуры и написали много трудов, касающихся Китая. Среди российских эмигрантов, исповедовавших православие, было много инженеров, преподавателей, музыкантов, театральных деятелей, литераторов, сыгравших роль моста в китайско-российском культурном обмене… В школы, открытые епархиями…, принимались дети верующих с китайским гражданством, что внесло определенный полезный вклад с точки зрения изучения культуры и искусства».
Если китайцы признают позитивную роль русских в культурном развитии Китая, то страны Прибалтики делают вид, что влияние русских и России на их страны было негативным, причем, отрицание истории происходит в этих странах в радикально-революционных формах. Естественно, что такое отношение не может не вызывать протест русских в Прибалтике и за ее границами. «Бывший красный партизан Василий Кононов, обвиняемый латвийским властями в совершении военных преступлений, намерен подать иск в Европейский суд по правам человека», — сообщает РИА «Новости» Бывший партизан требует снять с него обвинения в бандитизме, «навешанные» на него латвийским судом.
«Ветераны-освободители Прибалтийских территорий возмущены тем, что их называют оккупантами. Об этом сообщил в среду на пресс-конференции в Москве председатель Комитета ветеранов войны, бывший командующий Прибалтийским округом генерал армии Владимир Говоров». «Освобождение Прибалтийских территорий было большим событием. Население сел, городов и Риги нас встречало как освободителей, с цветами. И когда сейчас говорят, что мы оккупанты, ничего, кроме возмущения, это не вызывает», — заявил он
Между тем, латвийский парламент отклонил поправки, предложенные левой оппозицией, в соответствии с которыми ветераны Великой Отечественной войны должны быть включены в список льготников. Против проголосовало 67 из 100 депутатов, — сообщает НТВ. «К списку льготников в Латвии относятся лица, подвергшиеся сталинским репрессиям, в том числе и легионеры латышского подразделения «Ваффен СС», сражавшихся в годы Второй мировой войны на стороне гитлеровской Германии. Это решение парламент принял сразу же после празднования 60-летия освобождения Риги от фашистов, которое отмечалось накануне».
Видимо, к 60-летию победы над фашизмом, в Латвии «появились «в обиходе» почтовые конверты с изображением Герберта Цукурса, известного в Латвии «героя отечественной авиации» и …активного пособника гитлеровских оккупантов в годы второй мировой войны. Цукурс, получивший зловещее прозвище «рижский палач», свирепствовал в устроенном нацистами в столице Латвии еврейском гетто и, по мнению ряда авторитетных историков, прямо причастен к убийству не менее 30 тысяч человек». Об этом в статье «Национальный герой» или «рижский палач»? рассказывает один из журналистов сайта «Соотечественники» Сергей Григорьев.
В связи с нагнетаемыми во многих регионах как России, так и бывшего СССР настроениями этакой «национально-освободительной борьбы» интересно ознакомится с материалом Натальи Лактионовой, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника ИМЭПИ РАН «Была ли Россия «тюрьмой народов»?», опубликованным в журнале «Русский предприниматель». «Одной из важнейших технологий разрушения нашей некогда единой и великой державы в конце XX века стало историческое и социальное мифотворчество. Так у нас долго эксплуатировался культивируемый многими ангажированными СМИ образ России как патологически больной страны, вечной «тюрьмы народов», которая на протяжении своей имперской истории угнетала национальные окраины», — отмечает автор. Однако, все эти мифы, сыгравшие далеко не последнюю роль в драматической судьбе современной России, «обрушили на нашу страну, что называется, «с больной головы на здоровую»: «Замечательный литературовед и публицист, обладавший светлым взглядом на мир, легким пером и обширными познаниями, Вадим Кожинов в свое время резонно ответил любителям вешать ярлыки на собственную страну: если Россия — «тюрьма народов», то европейские страны и США — их «кладбища».
Автор напоминает, что «Россия — глубоко укорененная в Боге страна»: «Сострадательному отношению к иноплеменникам и иноверцам русские издавна были научены Православием и его святыми подвижниками». И сравнивает методы «освоения» Америки западноевропейцами и Сибири — русскими: «если последние имели наставления «действовать не жесточью, а ласкою», а за погибших в русском плену в казну взимались штрафы, то европейцы действовали прямо противоположным образом. Они заражали воду, уничтожали источники питания, распространяли болезни, а за каждого убитого им выплачивалась премия».
«Нет другой страны мира, которая, как Россия, умела бы вобрать в себя и синтезировать множество национальных культур населяющих ее народов, и поэтому для каждого из этих народов русская культура, как и собственно национальная, была своей. Только через большую культуру мирового уровня малый народ мог заявить о себе и быть услышанным в мире. Примеры можно множить до бесконечности», — пишет Наталья Локтионова. Но «когда народы России были вытолкнуты за ее пределы в рамки новых национальных государств, а в бывших союзных республиках началась разнузданная травля русской культуры, хорошо проплаченная «заокеанцами», то никакого культурного расцвета у освобожденных от «российского диктата» не случилось». Автор рассуждает об искусственном характере развала СССР и о тех тяжелых последствиях, которые последовали за этим.
Одна из причин такого «тщательного забывания» своей истории — минимальное изучение этого предмета в школе. Как пишет на сайте «Контр-ТВ» Сергей Кара-Мурза в статье «Уничтожение интеллекта»: «Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней. На ее изучение в школе современная программа отпускает учителю 6 уроков, или 240 минут», при этом, отмечает он «в школьные стандарты разработчики не забыли вставить такие темы, как «Гуманизм», «Формирование идеологии либерализма», «Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу», «Холокост», «Глобализация», «Становление информационного общества», «Экуменизм», «Политическая и социальная идеология тоталитарного типа».
Вывод, по мнению автора, из этого следует такой: «Нынешняя реформа в России задумана как смена типа цивилизации. Иными словами, как самая глубокая, какая только возможна в обществе — типа протестантской Реформации, заложившей основы современного Запада. По тому потрясению, которое означает такая революция для России, она оставила далеко позади Октябрьскую революцию. Сейчас, когда первый натиск захлебнулся, нанеся стране тяжелые раны и контузии, об этих замыслах говорят меньше. Но они вовсе не отменены, просто переделка несущих конструкций исторической России идет с меньшим шумом».
Попытки насадить в России чуждую культуру и самосознание продолжаются. Один из путей — реформа школы: «Министр В. Филиппов сказал: «Изменяющееся российское общество требует адекватных изменений и от системы образования — нельзя консервировать то, что когда-то было лучшим в мире». Это — чудовищное по своей откровенности заявление. Мы имели школу действительно лучшую в мире — и нам запрещают ее сохранять! Мол, изменения российского общества таковы, что ему такая школа не нужна. Потому-то и хотят ее переделать, что наша школа слишком хорошо учит детей. Не нужно это рынку. А отстала она от США именно в фабрикации такого человека, какой нужен рынку. Реформа школы необходима, чтобы привести российских детей в соответствие с западными стандартами «человека массы». Не превратить народ в «массу», если резко не понизить уровень образования».
В этом году исполнилось 480 лет со дня основания Новодевичьего монастыря в Москве. Об этой обители — статья Андрея Петрова в «Гудке» «Обитель пресветлая». О том, что Новодевичий монастырь в этом году был включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, рассказывает автор «Независимой газеты» Вероника Чернышева в статье «Святыни XXI века». Среди прочего она, ссылаясь на слова ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григория Орджоникидзе, отмечает, что это не даст никаких особых привилегий самой обители: «Скорее надо говорить не о привилегиях, а об ответственности. Грамота ЮНЕСКО официально подтверждает, что Новодевичий монастырь — памятник мирового значения. И теперь, что бы ни случилось, наше государство несет за него ответственность перед мировым сообществом».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru