Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 4 — 11 октября. — Повестка дня. — Доклад Патриарха. — Восстановление единства. — Встреча в Кремле. — Просьбы о помощи. — Вопрос о «дедовщине». — Церковный суд. — Кому нужен Поместный Собор?
Главным событием прошлой недели, привлекшим огромное внимание светских и церковных СМИ, стал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Другие темы, если и появлялись в отдельных изданиях, оказывались фактически незамеченными, затененными одним крупным информационным поводом — Собором. Поэтому сегодняшний обзор целиком и полностью будет посвящен этому центральному событию недели. «Третьего октября произошло одно из крупных событий в жизни Русской Православной Церкви за последние годы: в храме Христа Спасителя открылся Архиерейский Собор. На данный момент он является высшим органом управления Русской Православной Церкви. Нынешний Собор проходит под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в нем принимают участие 144 архиерея из более чем 150 епархий», — так пишет о начавшемся в Москве мероприятии автор «НГ-Религий» Александр Петров в статье «Эпохальное событие поместного значения». Этот материал представляет собой интервью с членом секретариата Архиерейского Собора, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископом Егорьевским Марком (Головковым). В интервью идет речь о том, что значит Собор в жизни Русской Православной Церкви, о наиболее значительных проблемах, обсуждаемых нынешним Архиерейским Собором, о задачах Собора, одна из которых, в частности, «ответить на вызовы современности». Другое интервью опубликовано порталом «Страна.Ru» в этот же: о том, какие вопросы будет обсуждать Собор, обозревателю Марии Свешниковой рассказывает епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков). О начале работы Собора рассказывает сайт «Мир религий». В частности, в сообщении кратко изложены те темы, которые намерен рассмотреть Собор: «Собор рассмотрит вопросы внутрицерковной жизни, ее отношения с государством и обществом. В повестке дня — вопросы религиозного образования и миссионерского служения, церковной благотворительности и монастырской жизни. Одними из центральных тем станут участие Церкви в профилактике и борьбе со СПИДом и демографическая проблема в России, объединение усилий по сохранению нации и ее духовно-нравственного здоровья. Участникам форума предстоит также дать оценку диалогу с Зарубежной церковью, перспективам объединения двух частей некогда единой церкви — пребывающей в Отечестве и находящейся заграницей. На Соборе будут канонизированы новые святые, жившие в XIX и ХХ веках. Предполагается обсудить проблему организации церковного суда». На официальном сайте Русской Православной Церкви содержится общая информация о внешнем устройстве Церкви: «Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Юрисдикция Русской Православной Церкви распространяется на православных верующих, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви. Это — Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония… Высшими органами церковной власти являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси». 3 октября, в день открытия Архиерейского Собора с докладом выступил Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Он подвел итог жизни Церкви за прошедшие со времени последнего собора четыре года и обозначил основные цели, стоящие перед ней в новом столетии. Как пишет сайт «Мир религий», в докладе было отмечено, что «первоочередной задачей Русской Православной Церкви является преодоление церковного разделения». Также, по словам Патриарха, во внутренней жизни Церкви, прежде всего, «нужно стремиться к подлинному воцерковлению нашего общества, к тому, чтобы православие стало нормой жизни наших сограждан». «Патриарх также отметил проблему духовного образования, отсутствие в России принятой на государственном уровне концепции государственно-религиозных отношений». В докладе шла речь об отношениях Церкви и армии, о воспитании подрастающего поколения, отдельно затрагивался вопрос о самочинном и неканоническом написании икон. «Как пример позитивных событий последних четырех лет, прошедших с момента последнего Архиерейского Собора, Патриарх отметил возрождение жизни храмов и монастырей, возвращение в Россию многих православных святынь… Кроме того, Патриарх напомнил о состоявшихся торжествах тысячелетия Киево-Печерской лавры, 100-летия со дня канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского». Особо в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была затронута тема терроризма: «Патриарх Алексий призвал общество и государство дать идеологический ответ терроризму. «Православным есть, что предложить здесь государству и обществу», — подчеркнул он. В связи с этим актуальной была и тема сотрудничества Церкви и государства. Полностью текст доклада можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Обозреватель сайта «Страна.Ru» Глеб Борисов в материале, посвященном первому дню Собора и докладу Патриарха Московского и всея Руси Алексия, заявляет, что «Архиерейский Собор вряд ли ответит на вопросы современности». Свой вывод автор строит на том, что «согласно изложенному Патриархом материалу, основными будут вопросы «внутренней миссии, преодоление разобщенности, сказывающейся на работе церковных структур и использование потенциала средств массовой информации для положительного изменения нравственного состояния общества». В связи с чем, — заявляет Глеб Борисов, изображая из себя аналитика, — можно предположить, что, по крайней мере, два вопроса — о положении на Украине и организация православных судов — не будут решены в должной мере», а значит, мол, «решенными в ходе Архиерейского Собора будут только вопросы канонизации московской старицы Матроны, дивеевских местночтимых святых и новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру в XX веке». О начале работы Собора и докладе Патриарха Московского и всея Руси также рассказывает автор «Газеты» Надежда Кеворкова в статье «Наши храмы будут пусты». В материале кратко пересказывается речь Патриарха Алексия. Статья републикована сайтом «Религия и СМИ». «Комсомольская правда», извещая читателей об открытии Собора, сообщает о том, что «приветствие форуму прислал Президент России. Из доклада Патриарха Алексия автор Лариса Викторова выделила несколько тем, которые и упомянул в статье: трагедия в Беслане, работа с молодежью, диалог с Русской Зарубежной Церковью о восстановлении молитвенного общения, отношения с католиками, недопустимость почитания лиц, не канонизированных Православной Церковью, в частности Григория Распутина и Ивана Грозного. На сайте ОРТ также появилось краткое сообщение о начале работы Собора и о задачах, стоящих перед архиереями. В последующие дни публикации в СМИ подразделялись по темам, обсуждаемым Собором. Естественно, все, о чем говорилось на Соборе, не могло быть охвачено СМИ. В основном светские и церковные издания откликнулись рядом публикаций на четыре-пять тем, показавшихся журналистам или наиболее актуальными, или наиболее острыми или даже «пикантными». Одной из важных тем стало уже давно готовившееся решение об отношениях с Русской Православной Церковью Заграницей. Как сообщает «Седмица.Ru», «Архиерейский Собор Московского Патриархата единодушно проголосовал за восстановление единства с Русской Православной Церковью Заграницей. Официальное воссоединение состоится по завершении работы церковных комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов… Предполагается, что о восстановлении евхаристического общения и единства с Зарубежной Церковью будет объявлено затем на заседании Священного Синода Московского Патриархата». «Есть надежда, что Русская Православная Церковь и Русская Православная Церковь Заграницей восстановят единство в течение не более чем четырех лет. Об этом … заявил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл», — сообщает сайт «Соотечественники». Сайт ВВС считает, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Митрополит Лавр «могут войти в историю как объединители церквей». «Собор поручил Священному Синоду после завершения этой работы «совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство». Также о голосовании по вопросу объединения с РПЦЗ сообщают сайт «Вести» и агентство АБН. В публикации «Православные объединяются» на сайте «Родной газеты» приводятся слова митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о форме единства Русской Православной Церкви и РПЦЗ. Ссылаясь на предложение Патриарха Московского и всея Руси, предложившего православным приходам русской традиции в Западной Европе образовать единый митрополичий округ, митрополит Кирилл говорит, что эта структура «могла бы стать хорошим основанием для образования в Западной Европе своей Поместной Церкви». Другой темой, получившей широкое освещение в прессе, стала встреча участников Архиерейского Собора с президентом России Владимиром Путиным. Как сообщает «Радонеж», встреча состоялась 6 октября в Большом Кремлевском дворце. На встрече обсуждалось несколько тем. В частности, «президент заявил, что считает правильным возвращение Церкви имущества, отобранного в 1918 году», а также сообщил, что «подписал закон о ряде изменений в Земельном законодательстве». Владимир Путин призвал Церковь бороться с религиозной безграмотностью, «которая приводит к псевдорелигиозной риторике, используемой экстремистами для разжигания конфликтов». Государство, по словам президента, рассчитывает на участие Церкви в социальных программах. В ходе встречи Владимир Путин выразил благодарность представителям Русской Православной Церкви за их поддержку и сочувствие в дни страшной трагедии в Беслане. Текст выступления Президента России Владимира Путина на встрече с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви опубликован на сайте «Седмица.Ru». Стенографический отчет о встрече Владимира Путина с участниками Архиерейского собора Русской Православной Церкви публикует сайт Президента России. О встрече Президента с участниками Архиерейского Собора сообщает сайт «Мир религий». Сайт «Гражданское клуба», рассказывая о встрече в Кремле, отмечает, что кроме вопроса о возвращении земель Церкви, шла речь о льготном налогообложении сельскохозяйственных земель, принадлежащих церкви и прямом государственном финансировании церковных нужд. Анонимный автор материала, называющий себя атеистом, поднимает вопрос о том должно ли многоконфессиональное и светское государство финансировать Православную Церковь и отмечает, что вопрос этот совсем «не столь прост»: «Вроде бы, логичный ответ — нет, не должно — действительно в итоге может привести к парадоксальной ситуации: в стране, где около 80% населения считают себя православными, мечетей будет больше, чем православных храмов. Другое дело, что церковь, привыкшая апеллировать к государству, могла бы обратиться за помощью к тем самым 80% населения. Но тут тоже не все просто. Как только речь заходит о деньгах, мы — и атеисты, и те, кто называет себя православными, — начинаем кричать про «торговцев в храме», про «стяжателей в рясах», про корыстных попов, забывших Бога ради мамоны. То есть, негодуем и тогда, когда церковь просит денег у государства, и когда просит денег у прихожан, а также когда она хочет сама зарабатывать, но просит освободить ее от налогов». Сайт НТВ, рассказывая о встрече в Кремле, заявляет, что в России, ни много, ни мало, «власти духовная и светская объединяются». Автор «Известий» Александр Садчиков в статье «Духовный госсовет» также сообщает читателям о встрече архиереев с президентом и сообщает, что «православные иерархи просили у президента льгот», а Владимир Путин «призвал духовных иерархов бороться с терроризмом и экстремизмом». По сути, статья является пересказом того, что происходило в Кремле. Автор «Комсомольской правды» Лариса Кафтан, рассказывая в статье «К Путину пожаловал весь Архиерейский Собор» о посещении иерархами Русской Православной Церкви Большого Кремлевского дворца, основное внимание уделяет бытовым деталям: внешности архиереев, которых она на западный манер облачила в сутаны, чаю с булочками, местам в зале и т. д. Собственно о самой беседе Президента и участников Собора не рассказывается. Автор упоминает только о том, что в своей речи Владимир Путин коснулся вопросов терроризма и церковных земель. Этим же путем идет и автор «Независимой газеты» Наталья Меликова. В ее статье «Мы с благодарностью молимся за вас» речь идет о том, как иерархи проходили досмотр в Кремлевском дворце, сколько ждали Президента и т. д. Правда, некая претензия на аналитику в статье, тем не менее, имеется: со ссылкой на неназванных «экспертов», автор заявляет что «после происшедших терактов и непопулярных реформ Путин пытается использовать Церковь для улучшения имиджа власти». Обозреватель портала «СМИ.Ru» Максим Редин в статье «Единение на бесплатной земле» касается земельного вопроса, сообщает о внесенных несколько недель назад поправках в Земельный кодекс, а также приводит тест послания участников Архиерейского Собора к Президенту Российской Федерации, в котором делегаты предлагают обратить внимание на «взаимополезное партнерство государства и Церкви в разрешении наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед народом России». В статье Кирилла Василенко «Молящиеся вместе» в издании «Время новостей» отмечено, что «отлученная Конституцией от государства и школы Русская Православная Церковь, похоже, сумела, наконец, вернуть себе давно утраченные позиции»: «Всего за три дня заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкови в храме Христа Спасителя иерархи сумели сформулировать такие предложения по взаимодействию духовной и светской власти, с которыми их встретили в Кремле буквально с распростертыми объятиями». Автор сайта «Утро.Ru» Ирина Войцех считает, что «Путин сделал Русской Православной Церкви царский подарок». Автор имеет в виду «поправки в Земельный кодекс». «Взамен власть рассчитывает на активную поддержку церкви во многих начинаниях — от участия в решении социальных проблем и до борьбы с нелегальной миграцией». Автор делает вывод о том, что «Православная Церковь готова идти навстречу государству», а государство, в свою очередь, «сегодня очень рассчитывает на содействие Православной Церкви в деле общественного единения». «Похоже, поиск национальной идеи, которая просто обязана прийти на смену советской идеологии, так или иначе ведет российских стратегов к старой доброй формуле графа Уварова: самодержавие, православие, народность», — считает. В статье Натальи Серовой «Собор нерушимый» отмечено, что государство заинтересовано в сотрудничестве с Церковью для «формирования адекватного и убедительного идеологического ответа исламизму, предлагающему богословское обоснование террористических актов и вовлекающему в ряды своих сторонников молодых людей, умы которых «ни в чем не зрелы». «И, надо сказать, Патриарх вполне внятно ответил на этот вызов, говоря об «актуальности выработки идеологии, которая помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма», — говорится в статье, — «в качестве противоядия идеологии терроризма Патриарх Алексий приводит присущие Православию христианскую любовь и милосердие». Далее автор фактически повторяет слова, сказанные в упомянутом выше материале, про «самодержавие, православие, народность», что наводит на мысль о существовании единого центра, из которого журналисты получили указание о том, в каком ключе осветить прошедшую в Кремле встречу. Наталья Серова, с одной стороны вроде бы положительно оценивая «емкую формулу Уварова», советует Президенту «задуматься о том, насколько новая национальная идея соответствует базису, то есть реальному положению дел в стране». Автор «Российской газеты» Евгений Арсюхин в статье «Церковь вымолила землю» подробно разъясняет читателям суть поправок в Земельный кодекс, принятых депутатами Госдумы. Он отмечает, что «новые нормы законодательства, лишь в некоторой степени облегчают положение религиозных организаций»: «Безусловно, речь не идет о каком-то «восстановлении исторической справедливости», о чем толковали иные, хотя бы потому, что логика современного земельного законодательства никак не связана с ситуацией «до 1917 года» и никак не апеллирует к ней». В связи с этим газета «Коммерсантъ» задается странным вопросом: «Не много ли Церковь на себя берет?». На вопрос отвечают разные люди: Александр Яковлев, академик, президент фонда «Демократия», Вячеслав Володин, зампред Госдумы («Единая Россия»), Геннадий Селезнев, Елена Боннэр, Марк Захаров, Егор Лигачев и священник Александр Борисов. Ответы — довольно предсказуемые, их можно разделить на две группы: за возвращение Церкви земель и против, за помощь и сотрудничество Церкви и государства и против. Данные комментарии не являются аналитикой, не несут какой-то смысловой нагрузки. По сути, они были взяты лишь для того, что бы заронить в головы читателям «оригинальный» вопрос, стоящий в заглавии. Автор «Русского курьера» Валерий Цыганков утверждает, что «Церковь настаивает на «браке» с государством». Материал републикован сайтом «Религия и СМИ». Свой вывод автор строит на том основании, что «федеральные и военные округа совпадут с церковными, а полковые священники подвинут армейских психологов», а также на активной работе Церкви с армией и пенитенциарной системой. Также на Архиерейском Соборе был поднят вопрос о том, в какой мере в законодательствах славянских стран следует учитывать интересы православных верующих. Как сообщается на сайте «Newsru.com», «следуя традиции большей части государств Европы, законодательство в славянских странах СНГ может и должно принять во внимание, что Православие оказало решающее влияние на формирование национальной культуры, государственности, нравственных и общественных идеалов народов, традиционно окормляемых нашей Церковью». Поэтому участники Собора считают очень важным развитие практики преподавания в средних школах знаний о православии и православной культуре на добровольной основе в рамках образовательной программы. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви направил послание президенту Украины Леониду Кучме, в котором призвал украинские власти содействовать преодолению церковного раскола в стране и поддержать каноническое Православие», — сообщает сайт «Мир религий». В заявлении отмечено, что раскол на Украине возник «не без участия власти и политических сил», а потому «государство, на наш взгляд, должно осознать это и сделать надлежащие выводы, содействуя преодолению разделений через принятие необходимых законов и их осуществление на практике». Полностью текст послания мужно прочитать на официальном сайте Украинской Православной Церкви. «Горячей» темой для светских журналистов стала обсуждаемая на Соборе проблема внутренних отношений в Церкви, в частности, как писали журналисты, «дедовщины» в монастырях. С одной стороны, тема «дедовщины» в армии является раскрученной, всегда пользуется спросом у читателей, как и все подобные «пикантные» темы. С другой стороны, приложить уже раскрученную тему — со всеми ее стереотипами и представлениями публики — к Церкви было двойным удовольствием для журналистов. Так в статье «Отцы и «деды» в «Коммерсанте» теме так называемой «дедовщины» уделено всего два абзаца. Но зато в название вынесена именно эта проблема, как, видимо, наиболее острая. Однако, что именно имеется в виду под громким словом «дедовщина»: в докладе Патриарха Московского и всея Руси Алексия прозвучали слова: «Печально, когда монах находится под влиянием какого-нибудь лжедуховника, который внушает ему мысль о необоснованном непослушании церковной иерархии, выдает свои частные мнения за церковные предания». При этом, по словам Патриарха Алексия, в женских монастырях нередко возникают посягательства на функции духовника со стороны настоятельниц и неуважительное отношение к священнику, служащему в монастыре… Эту же тему на соборе затронул и архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. «Хочется обратить внимание на отношения старших и младших. Нередко это отношение не христианского единения и любви, а разобщенности по принципу — кто кем командует», — сказал архиепископ Алексий. Все это, по его мнению, приводит к унижению младших, к возложению на них тяжелых физических работ, что напоминает армейскую «дедовщину». По сути, речь идет именно о «духовных нестроениях» в монастырях, в то время как раскрученное светской прессой понятие «дедовщины» в армии подразумевает психологическое и физическое давление, издевательства, побои. Сегодня журналисты, услышав о внутренних проблемах Церкви, с радостью навесили еще один ярлык — «дедовщину» — на нее. Также написана и статья «Дедовщина под сутаной» в «Московском комсомольце», где указанной в заголовке теме уделено всего лишь один абзац, да и то в конце. Автор «Новых известий» Михаил Поздяев в статье «Долой «бабовщину»!» цитирует слова архиепископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова) про «дедовщину»: «Нередко это отношения не христианского единения, а разобщенности по принципу «кто кем командует… Подобные отношения напоминают армейскую «дедовщину"… Дисциплина в монастыре не может строиться на принуждении, насильно в Царство Небесное не затащишь». Примерно столько же места, сколько теме «дедовщины» в монастырях, автор уделяет и своей собственной персоне, уверяя читателей, что он оперирует фактами и никогда не врет, и эти абзацы читать особенно отрадно: если никто не хвалит автора, он должен похвалить себя сам, да еще и не кругу своих друзей журналистов, а прямо со страниц газеты. Чтобы все знали… Хотя хочется отметить, что само по себе «использование фактов» нисколько не свидетельствует о честности и порядочности автора — ведь любой факт можно изложить по-разному, с такими комментариями и домыслами, что читатели и не смогут понять, где здесь правда, а где ложь. Примеров именно такого «оперирования фактами» можно привести множество, в том числе и в статьях Кирилла Поздяева. Вот наглядный пример «честного использования фактов»: газета «Коммерсант» заявляет, что «у Русской Православной Церкви появится своя инквизиция». Авторов сообщения не волнует, что инквизиция занималась розыском и наказанием еретиков, и что к Православной Церкви это не имеет никакого отношения. Главное — сказать, привязать однозначно экспрессивно-негативное понятие к Церкви. А ведь факт в сообщении изложен точно, ничего не соврано. А все вместе — и заглавие, и сообщение — обманывают читателя, порождая у него массу совсем неприятных и неуместных ассоциаций и культурных аллюзий. На самом же деле «Коммерсант» желал рассказать читателям о том, что «впервые в истории Русской Православной Церкви вводится новая структура — церковный суд». «Об этом … сообщил журналистам управляющий делами Московского Патриархата митрополит Климент… Поясняя разницу между гражданским и церковным судом, митрополит подчеркнул, что «предметом церковного судопроизводства будут исключительно канонические вопросы жизни Церкви». Например, расторжение церковного брака или запрет в священнослужении». В статье «Архиерейский Собор: церковный суд и Григорий Распутин» автор газеты «Караван» Глеба Чистякова речь идет о непростой внутрицерковной обстановке: «Многие недовольны тем, что миряне и клирики среднего звена отстранены от церковного управления. Эта часть церковной общественности требует созыва Поместного Собора. Другие настаивают на проведении богослужебных реформ, на переходе на новый календарь. Третьи требуют от Русской Православной Церкви борьбы с разными формами государственного учета — такими, как ИНН, личные коды и т. п.». О том, почему не созывают Поместный Собор — статья диакона Андрея Кураева на сайте «Радонежа». «Согласно новому Уставу, Архиерейский Собор должен собираться не реже чем раз в 4 года, а вот для Поместного Собора никакая периодичность не указана… В Церкви нашлись люди, которые сочли, что такая перемена ограничила их права», — пишет автор. Те, кто требуют созыва Поместного Собора сегодня, «считают себя людьми, исповедующими православие столь традиционное и каноническое, что даже Патриарх и Синод находятся у них под подозрением». При этом, «каноническое право Православной Церкви вообще не знает такого понятия как «Поместный Собор». На Вселенских Соборах древности право голоса имели только епископы. Приглашение мирян к соборным дискуссиям и голосованиям появилось на общей революционной волне начала ХХ века». Далее о. Андрей рассуждает о сложностях созыва подобного Собора в нынешнее время. Назвав еще рад причин, затрудняющих созыв Собора, автор отмечает, что пока они не выполняются, «созыв Поместного Собора не станет чем-то более демократичным, чем созыв собора Архиерейского»: «Просто его делегаты будут назначаться каждым епископом в своей епархии». По мнению автор, сегодня «разумных оснований к форсированному созыву Поместного Собора нет. А форсирование есть. Значит, за этим стоит или чья-то неразумная страсть (и в этом случае прав Синод, который не позволяет чьим-то неумным эмоциям ворваться в церковную жизнь), или… Или же разум за этими акциями есть, но разум этот целенаправленно стремится к провоцированию раскола. Уже 10 лет «ревнительские» издания учат мирян покусывать и критиковать епископов. Монахов эти «ультраправославные» издания ссорят с богословами и приходским духовенством. И вообще новые «опричники» стараются всех разругать со всеми. И все, конечно — во имя «торжества соборности». О. Андрей рассуждает о том, что именно за люди требуют созыва Поместного Собора: «на Поместный Собор пробуют прорваться люди, которым добродетель трезвости и рассудительности еще чужда. И пока еще жизнь Церкви не настолько восстановилась, чтобы быть уверенными в том, что обычные тихие приходы смогут устоять перед организованным напором заезжих радикалов». «В святцы Русской Православной Церкви занесено имя адмирала Феодора Ушакова (1745−1817), который в течение трех лет почитался как местный святой Саранской епархии. Такое решение принял Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который вместе с адмиралом причислил к лику общецерковных святых еще 13 подвижников веры XIV—XX вв.еков, почитавшихся как местночтимые святые», — сообщает «Мир религий». Особо были отмечено движение за канонизацию Ивана Грозного и Григория Распутина. «Глава Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий высказался категорически против причисления Ивана Грозного и Григория Распутина к лику святых», — говорится в информации того же сайта. Он сообщил, что в течение последних лет комиссия по канонизации изучала данный вопрос и пришла к выводу, что нет никаких оснований для прославления этих людей. «Комсомольская правда» заинтересовалась этой темой и уделила ей внимание. В материале «Кто молится Григорию Распутину?» можно прочитать комментарий сотрудника секретариата по взаимодействию церкви и общества Московской патриархии о. Михаила Прокопенко по этому поводу: «Сложно проследить, кто первый и когда стал воздавать поклонение этим людям. Думаю, мы имеем дело с некоей подменой. Если говорить об Иване Грозном, то это, скорее всего, связано с привнесением в церковную жизнь политических пристрастий… Идея же почитания Распутина связана с оккультными представлениями, возникает в сознании людей недостаточно воцерковленных, которые не смогли привести свое мировоззрение и ход своих мыслей в соответствие с церковными представлениями. Это влияние постороннее, возможно, злонамеренное, стремящееся поколебать церковный мир. Не исключено, это влияние сектантских групп». Не менее активно, чем канонизация Ивана Грозного и Григория Распутина, в церковно-приходской среде муссируется и поддерживается на плаву тема ИНН. Как сообщает «Радонеж», Предстоятель Русской Православной Церкви «дал резкую оценку продолжающимся протестам части верующих, выступающих против ИНН и «личных кодов»: Он «сказал, что «это не люди верующие, а лица, которые хотят внести разделения в жизнь Церкви». По его словам, он знает немало таких людей, которые имеют средства и издают газеты, дискредитирующие Церковь и ее иерархов». Вместе с тем Русская Православная Церковь предприняла шаги для того, чтобы успокоить тех, кто поддался подобным настроениям. По словам митрополита Смоленского Кирилла, «в результате консультаций, проведенных Церковью с представителями государственной власти, было решено не вносить в паспорта нынешнего образца личный код». О напряженном внимании СМИ к работе Собора говорится в официальном заявлении пресс-службы Архиерейского Собора 2004 года. «Еще за неделю до начала Собора в интернет-изданиях, мировых информ-агентствах, в теле-радио эфире, в региональной и центральной прессе по данным информационной справочной службы Integrum.com было опубликовано 78 материалов о предстоящем Соборе. В первый день работы Собора, 3 октября — 101 материал. Во второй день, 4 октября — 137. В третий день, 5 октября — 94. В четвертый день, 6 октября — 204. Всего — 556 материалов. В пятый день, 7 октября, на этот час — еще 42 материала». При этом в заявлении пресс-службы отмечено, что в прессе, освещавшей деятельность Собора, «не все из статей и сообщений соответствуют нормам журналистской этики, в некоторых из них присутствуют домыслы, сокрытие общественно значимой информации, искажение фактов, далекие от истины интерпретации». Также с критикой антицерковных СМИ выступил на Соборе глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Русское православие регулярно становится объектом массированных клеветнических пропагандистских кампаний», — заявил в своем докладе. Митрополит Кирилл. В связи с этим он напомнил архипастырям, участникам Собора, что «долг Церкви — свидетельствовать от имени народа Божия об антихристианских деяниях, совершаемых злоумышленниками, и ограждать верующих от соблазнительной лжи». РИА «Новости» отмечает, что «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви запретил архиереям выступать в СМИ, «которые провоцируют экстремистские настроения в церковной среде и порочат священноначалие Русской Православной Церкви». Об этом говорится в Определении Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви, которое опубликовано на сайте Московской Патриархии. Итоги Архиерейского Собора Русской Православной Церкви были прокомментированы на пресс-конференции, которая состоялась 7 октября в храме Христа Спасителя, сообщает «Благовест-Инфо». «Говоря о работе Собора в целом, митрополит Онуфрий охарактеризовал его как «самокритичное собрание», а митрополит Ювеналий добавил: «Этот Собор знаменателен тем, что Патриарх Алексий очень открыто говорил о многих негативных сторонах жизни Церкви; это был открытый диалог, самоочищение, которое идет изнутри, без всякого внешнего давления». Отвечая на вопросы журналистов, участники пресс-конференции подробно разъясняли соборные решения. Слова митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о том, что «Собор дал оценку православному возрождению за четыре с лишним года, поднял проблемы церковной жизни, наметил приоритеты на будущее», приводит сайт «Мир религий». «Форум канонизировал на общецерковном уровне 14 подвижников, уже почитаемых во многих российских регионах, и рассмотрел вопрос о церковном суде. Участники форума единодушно высказались за объединение с Русской православной церковью заграницей и развитие диалога со старообрядчеством». Также Архиерейский Собор обратился к духовенству и пастве с посланием, призвав жить по примеру святых, которых прославил нынешний церковный форум. «Система общественных отношений строится сегодня таким образом, что религия остается лишь частным делом. Под предлогом защиты прав человека защищается грех, который внедряется в жизнь, как некая болезненная норма», — говорится в послании Собора. «Сегодня у нас и новые недруги — более коварные, скрытные и изощренные, но не менее опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью… Особенную тревогу вызывает у нас распространение секуляризма в современном обществе, желающем строить жизнь без Бога. Мерилом всего объявлен человек». Не желая с этим соглашаться, Церковь настаивает на том, что «для блага государства и общества необходимо увеличение присутствия Православия во всех областях социальной жизни», а значит, религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, которые затрагивают интересы большого числа людей. Сегодня натиску секляризма и культа роскоши можно противопоставить свою жизнь: «Чтобы быть православным сегодня, нужно, как и во все времена, жить по заповедям Христовым, быть укорененным в церковном учении, делами свидетельствовать свою веру. Мы должны оставаться светом миру и солью земли, дабы многие люди для Христа «без слова приобретаемы были», видя «чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3, 1−2). Полностью текст «Послания Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви» опубликован на патриаршем сайте. Патриарх Московский и всея Руси Алексий свидетельствует, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прошел «в единомыслии и братской любви». Итогам Собора посвящена публикация Ольги Соломоновой и Валерия Коновалова «Молитва о России» в газете «Труд». Основная часть статьи касается отношений Церкви и государства, также авторы рассказывают о некоторых проблемах, обсуждавшихся Собором. Об основных решениях, принятых Архиерейским Собором, сообщает корреспондент радио «Маяк» Никита Сумеркин. «Архиерейский Собор стал новым шагом в укреплении единства Русской Православной Церкви и взаимопонимания с государством. К такому мнению пришли его участники — 147 иерархов из России, стран СНГ и дальнего зарубежья», — сообщает ИТАР-ТАСС. Об итогах Собора говорится в статье, опубликованной сайтом «СМИ.Ru». Материал называет главные темы, обсужденные Собором, приводя цитаты выступлений архиереев на итоговой пресс-конференции. Аналогичным образом строится и статья автора «Российской газеты» Елены Яковлевой «Православие объединится за четыре года». «Среди итогов в первую очередь стоит отметить налаживание путей для объединения с Русской Православной Церковью Заграницей, начало диалога с российским старообрядчеством и концепцию «церковно-государственного партнерства», изложенную Владимиру Путину во время приема им Собора архиереев», — пишет в статье «Церковь готова к партнерству с государством» обозреватель портала «Страна.Ru» Мария Свешникова. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви одобрил ход примирения с Зарубежной Церковью и старообрядцами, возродил церковный суд, утвердил общецерковное почитание десятка святых и наметил пути продвижения религии за «церковную ограду» — в школы, вузы, армию и тюрьмы. Именно этого, судя по всему, и ждал от Церкви Владимир Путин», — считает автор статьи «Церковь выходит за церковную ограду» Надежда Кеворкова. «Главным достижением российских архиереев стало беспрецедентное сближение с государственной властью», — считает автор статьи «Собор победителей» Кирилл Василенко. «Не менее удачной оказалась внешнеполитическая деятельность Московского Патриархата», — также отмечает он. В общем и целом приходится отметить, что серьезной аналитики, касающейся итогов Архиерейского Собора, ни в светской, ни в церковной прессе не появилось. Большинство материалов сводится либо к цитированию документов Собора, либо касается какой-то одной проблемы, затронутой архиереями. Журналисты захлебнулись в том обилии информационных поводов и острых тем, которые были подняты на Архиерейском Соборе. Однако, беспрецедентное внимание СМИ к происходившему в Москве Собору Русской Православной Церкви показывает, что Церковь стала реальной общественной силой, мнение которой не остается вне информационного поля. Сегодня Церковь, наверное, оказывается наиболее динамичной, цельной и авторитетной структурой, способной адекватно и своевременно реагировать на вызовы современности. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви завершился 8 октября в Троице-Сергиевой Лавре. «Около 150 архиереев во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием приняли участие в празднике, посвященном памяти великого русского святого Сергия Радонежского», — сообщает ИТАР-ТАСС. 8 октября Русская Православная Церковь молитвенно вспоминала основателя Троице-Сергиевой лавры — преподобного Сергия, игумена Радонежского. «Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В крещении он получил имя Варфоломей… Варфоломей же 7 октября 1337 года принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия. Постепенно он стал известен, монашествующие приходили к нему, ища духовного руководства, и вскоре в маленькой обители составилось братство из 12 иноков. Так было положено начало духовному центру Руси, жемчужине православия — Троице-Сергиевой Лавре… Достигнув глубокой старости, преподобный Сергий скончался в безмолвном уединении 8 октября (по новому стилю) 1392 года. Накануне он в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».