Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 20 — 27 сентября. — Рождество Богородицы. — Программа Собора. — Духовное преображение. — Поправки в закон о земле. — Беслан, ислам и покаяние. — Помешательство по-польски. — Татарстан и Крым.
Во вторник прошлой недели, 21 сентября, Православная Церковь праздновала один из почитаемых двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. «Церковь свидетельствует, что рождество Девы Марии принесло радость не только праведным Иоакиму и Анне, долго и терпеливо ожидавшим благословения Божия, а «всей вселенней», и объясняет причину этой всеобщей радости: «Из Тебе бо, — то есть от Пресвятой Девы, — воссия Солнце Правды Христос Бог наш», — пишет об этом днем «Православная газета». Кратко об истории праздника рассказывается в сообщении на сайте «Newsru.com»: «Дева Мария была рождена по особому обетованию Бога, данного Иоакиму и Анне, когда они уже были в преклонном возрасте. … Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить дитя, которое им пошлет Господь, на служение Богу в храме. Молитвы Иоакима и Анны были услышаны Богом, и архангел Гавриил возвестил им, что у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру». Первые упоминания о праздновании Рождества Богородицы относятся ко второй половине V века. Примерно в это же время праздник был включен в церковный календарь. РИА «Новости» в информации, посвященной празднику, сообщает: «Христиане верят, что Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства дьяволу, что это радостное событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни». Праздник Рождества Богородицы занимает особое место в истории России — «ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом. В память об этом событии в Москве основан Рождественский монастырь», — отмечается в сообщении НТВ. Также скупое сообщение о великом христианском празднике публикуют «Вести» и «Страна.Ru». Сайт «Регионы России» рассказывает о том, что 21 сентября празднуется престольный праздник — Рождество Богородицы — в Снетогорском женском монастыре. Большую статью «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…» можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Материал составлен из выдержек из книги М. Скабаллановича «Рождество Пресвятой Богородицы», которые подробно рассказывают о жизни праведных Иоакима и Анны — родителей Богородицы: об их молитвах о даровании ребенка, их терпении и великом смирении перед Богом, котором было вознаграждено рождением Пресвятой Богородицы. «В трепетной радости и в святом благоговении провели праведные родители Пресвятой Богородицы девять месяцев. Когда на девятый месяц праведная Анна родила, то она спросила ходившую за ней женщину: «Кого я родила?» Та ответила: «Дочь». И воскликнула Анна: «Возвеселилась душа моя в день сей». Так в маленьком галилейском городе, в скромной семье святых и праведных Иоакима и Анны засветилась «денница», рождающая Солнце — Христа, родилась «Мати радости», «сокровище жизни», «Света чертог». Также в статье можно прочитать о значении праздника Рождества Пресвятой Богородицы. На сайте «Русского дома» опубликован материал, также посвященный почитаемому Церковью празднику «Радость всей Вселенной». Автор отмечает, что «православная вера особенно Матерь Божию прославляет». На прошлой неделе стала известна предварительная программа грядущего Архиерейского Собора, который откроется в Москве с 3 по 8 октября. Как сообщает Благовест-Инфо. Собор начнется с доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия. «Как ожидается, главным вопросом повестки дня Архиерейского Собора, который проводится раз в четыре года, станет обсуждение путей сближения с Русской Зарубежной Церковью. На днях в Мюнхене завершилась вторая совместная встреча комиссий двух Церквей, на которой были согласованы позиции по всем спорным вопросам. Предполагается, что Архиерейский Собор примет конкретные решения, направленные на перспективу воссоединения Московского патриархата и Зарубежной Церкви. … На Соборе будет поставлен вопрос об организации церковного суда в Русской Православной Церкви». Подробно с предварительной программой, повесткой дня и регламентом Архиерейского Собора Русской Православной Церкви можно ознакомиться на сайте «Седмица.Ru». В преддверие Архиерейского Собора комиссии Русской Православной Церкви и РПЦЗ подводят итоги переговоров между сторонами. «Второй раунд переговоров между делегациями Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви … прошел успешно. Такую точку зрения высказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Николай Балашов, принимавший участие в переговорах», — сообщает сайт «Епархия.Ru». Но «представитель Московского Патриархата дал понять, что окончательные итоги пока подводить рано, поэтому он не исключил возможности проведения третьей совместной встречи. Скорее всего, по его словам, она «пройдет в Москве в середине ноября». Также свою оценку происходящим процессам дает архиерей Русской Зарубежной Церкви, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант). 12 сентября 2004 года он обратился с посланием к Южно-Американской пастве. В документе, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП, в частности, говорится: «Приходится признать, что, к сожалению, наша материально бедствующая южно-американская паства среди других епархий нашей Церкви является, по-видимому, самой малоосведомленной о ходе церковных дел в Отечестве. …многие из наших прихожан в Южной Америке, в особенности люди старшего поколения, совершенно искренне думают, что с переменой строя в России мало что изменилось по существу, да и не совсем представляют себе, какие изменения там произошли и как эти изменения отражаются на церковной жизни русских людей». Далее владыка Александр указывает на большие перемены, которые произошли за последние годы в духовной жизни России, а сомневающимся предлагает самим побывать в российских храмах, посетить монастыри и книжные магазины, где продается духовная литература, пообщаться с духовенством и с верующими людьми. «Тогда станет очевидным, что Россия духовно преображается, как предсказывали это наши святые». Чудо начинающегося духовного возрождения России владыка Александр называет делом милости Божией, за которое надо непрестанно благодарить Господа. Однако, к сожалению, не все члены Зарубежной Церкви замечают свершившееся. «Одной из причин такого положения епископ Александр считает тот факт, что в заграничных периодических изданиях, как церковных, так и светских, подробно освещались неполадки в России и в Русской Церкви, а добрые события как бы не замечались. «Естественно, что, впитав такую одностороннюю информацию, русские эмигранты сомневаются, что в России происходят положительные перемены», — цитирует слова владыки «Радонеж». Полностью послание епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского Александра (Милеанта) пастве можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей. К письму прилагается ряд документов: «Обращение Митрополита Виталия о своем уходе на покой», «Акт избрания Митрополита Лавра» и «Заявление Синодальной Канцелярии». Другой темой прошлой неделе, вызвавшей оживленное обсуждение в СМИ стало решение Госдумы о передаче земель в бессрочное пользование религиозным организациям. «Закон предлагает передавать землю под учреждениями культа религиозным организациям в бессрочное пользование, а не в собственность, сообщил глава профильного комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, представляя соответствующий законопроект депутатам», — сообщают «Вести». За принятие документа проголосовало 373 депутата при необходимых 226. Сам документ о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» опубликован на сайте «Религия и СМИ». Авторы «Коммерсанта» Сергей Петухов и Павел Коробов считают, что получив землю, Церковь не сможет ее «оприходовать». В своей статье «Церковь получит землю даром» они рассказывают о «земельных дебатах в Думе, о том, как решался вопрос о собственности верующих на землю с 1993 года и т. д. «По новому законопроекту земли, на которых находятся здания религиозного и благотворительного назначения (церкви, приходские школы, столовые для неимущих и т. п.), передаются религиозным организациям (церквям) и объединениям верующих граждан (церковным приходам) безвозмездно в постоянное (срочное или бессрочное) пользование. В собственность могут быть оформлены лишь земельные участки под объектами недвижимости, владельцами которых является церковь. Таким образом, по новому закону массовой приватизации земель верующими не произойдет, так как «здания религиозного назначения» в подавляющем большинстве принадлежат сейчас не церкви, а находятся в федеральной или муниципальной собственности и верующие их только арендуют. Например, в Москве таких зданий больше 500, но в собственности церкви находится только один храм Живоначальной Троицы на Каширском шоссе», — отмечают авторы. Автор сайта «Новая политика» Дмитрий Мисюров в статье «Земля — Церкви» также рассказывает о принятии нового закона. Он отмечает, что «план бесплатной передачи земли Церкви вызвал и критическую реакцию депутатов. Сергей Решульский (КПРФ) вопрошал о причине выделения «высшей касты» — Церкви (почему тогда не отдать безвозмездно землю фермерам, инвалидам и т. д.) и об угрозе латифундизма. Алексей Митрофанов (ЛДПР) утверждал, что «любой бесплатный ресурс превращается в злоупотребления». Однако председатель Комитета по собственности пояснил, что «в данном случае отношения с Церковью находятся в компетенции федеральных властей… Иными словами, чтобы земля под храмом перешла в собственность Церкви, сначала в ее собственность должен перейти сам храм. По словам депутата Плескачевского, закон затронет пока лишь 5% культовых объектов. Логика преобразований — создание единого с землей объекта собственности». Автор «Известий» Михаил Виноградов в статье «До тех пор, пока стоит Церковь», рассказывая о том, как обсуждался закон о земле в Госдуме и о том, какие поправки Госдума приняла по вопросу владения землей религиозными организациями, делает весьма поспешный вывод: «конфессии получат то, что имели до русской революции». Как отмечают эксперты, Русская Православная Церковь получит далеко не все, что имела до революции, и даже далеко не все земли под храмами перейдут в собственность Церкви. Но автора это мало волнует. Для него важнее — произвести впечатление на не очень сведущего читателя. «Безвозмездная передача религиозным организациям земель, на которых расположены их здания и сооружения, «была бы полезна не только Русской Православной Церкви, но и другим религиозным организациям и всему обществу». Такое мнение высказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин. В прессе продолжается обсуждение другого события, произошедшего уже более трех недель назад: трагической гибели заложников в бесланской школе. Полемизируя со статьей диакона Андрея Кураева «Как относится к исламу после Беслана» автор «Казахстанской правды». Марат Тажин публикует статью «Беслан — не порождение ислама». Автор считает, что некорректно связывать «бесланскую трагедию с исламом как религией», тем более, «что среди жертв террора были и мусульмане». Кроме того, «все мусульманские общины и крупнейшие авторитеты исламской теологии осудили этот варварский акт. И закончим тем, что никакой религиозной подоплеки в бесланской трагедии нет». Корни и непосредственные причины «этого кошмара» Марат Тажин видит «в плоскости политической,… в том колоссальном вызове цивилизации, который именуют международным терроризмом». Иеромонах Макарий (Маркиш) в статье «После Беслана: опыт публичного покаяния», опубликованной на «Радонеже» высказывает мнение, что первого сентября нынешнего года «возникли условия для публичного покаяния»: «Убийство ребенка было знамением с неба, знамением к покаянию, в те годы, когда «цивилизованный мир» словно сыр в масле катался в своем неколебимом самодовольном благополучии. Полвека спустя, когда тот же мир застыл в недоуменном ужасе перед грядущим, сотни детских гробов Беслана говорят нам о том же самом, только громче и неотступнее». Далее автор отмечает, что «первая реакция на призыв к покаянию — конечно же, отрицание». Но, отмечает о. Макарий, именно наша теплохладность и равнодушие к вере и истине стали одной из причин трагедии: «в следующий раз, когда вы услышите, что «любая вера — это особый путь к истине», или «у каждого свой Бог», или «каждый понимает истину по-своему», или «нельзя настаивать на правоте своей веры», или «надо найти компромисс между религиями», или «незачем ходить в церковь, если Бог в сердце», или «не все ли равно, как верить», … или, не приведи Господь, сами по неразумию или недогляду выскажете нечто подобное, — тогда вспомните Беслан, вспомните детские трупы, вспомните трупы убийц, и примите знамение к покаянию». На сайте «Победа.Ru» опубликован текст «Трагедия в Беслане — анализ причин». Эта статья — беседа с бывшим начальником Управления «С» /нелегальная разведка/ ПГУ КГБ СССР генерал-майором Юрием Ивановичем Дроздовым. В ней идет речь о том, какую роль в трагедии в Беслане сыграли англо-американские страны: «Несколько лет тому назад была принята так называемая «Энергетическая программа Буша». Она имела своим основным содержанием овладение источниками углеводородов в интересах обеспечения энергетики всех Соединенных Штатов. На достижении этой цели были поставлены, как говорится в известном документе, силы пропаганды, силы спецслужб, силы армии… В этой работе открыто и прямо говорится, что после расширения НАТО наступило время обратить внимание на черноморский регион и на Кавказ — как обеспечивающие интересы Соединенных Штатов и стран НАТО в энергетическом отношении. Более того, в других работах военного характера, которые написаны бывшими разведчиками, бывшими военнослужащими США, прямо говорится о том, что … в ближайшие годы и уже сейчас, как подсказывает ближайший опыт, действия вооруженных сил Соединенных Штатов все больше будут напоминать действия террористических формирований». Далее Юрий Дроздов рассуждает о положении российских властей, о том непростом выборе, который сегодня стоит перед страной: «если суммировать все последние высказывания, которые имели место в прессе и то, что очень сжато выразил в своих выступлениях наш президент Владимир Путин, то можно заключить, что российскому руководству, России как стране был выдвинут в прямом смысле ультиматум: или нам становиться совсем податливыми, поскольку мы со всех сторон уже окружены, опоясаны и опутаны — или на нас будут оказывать еще большее давление». На сайте «Единое Отечество» опубликован обзор польской прессы Бронислава Лаговского («Przeglad», Польша) под названием «Шок». Дело в том, что трагедия в Беслане «стала удобным случаем для продолжения многолетней антироссийской пропаганды, для более язвительной, чем когда-либо, критики президента Путина и для оправдания чеченских террористов»: «Уже на следующий день после штурма, когда еще ничего не было известно об исполнителях этого теракта, католическое издание «Наш Дзенник» наставляло своих читателей: «Многие эксперты не исключают, что захват заложников в Беслане мог быть провокацией российских спецслужб». Более развернуто это комментирует «Речь Посполита». В большой статье ее автор делает вывод, что по всей вероятности (предположительный характер здесь не больше чем страховочный вариант), за всеми захватами заложников и актами терроризма, приписываемыми чеченским террористам, стоят российские спецслужбы. Их цель — дискредитация чеченцев перед мировой общественностью, лишение их имиджа героического народа!». В статье отмечено, что «точка зрения российской стороны в конфликте с исламским и чеченским терроризмом вовсе не берется во внимание. Российской политике отказывают не только в правоте, но и в подлинности. Во всех отношениях она — лживая и иллюзорная. Сначала варшавские комментаторы забеспокоились, что в этом теракте обвинят чеченцев, и, чтобы предотвратить это, стали усиленно использовать стереотип, что власть в России всегда лжет… Польская реакция на убийство детей в Беслане во имя независимости Чечни свидетельствует о царящем здесь каком-то антироссийском помешательстве». Подобные же выступления наблюдались и во французских СМИ. В печатной полемике веское слово высказал академик и знаменитый писатель Морис Дрюон. Газета «Труд» предлагает читателям в изложении его статью «Понять Россию», которая была опубликована в парижской газете «Фигаро». «Недавно на Россию обрушились несчастья. В течение нескольких дней произошел взрыв у входа в московский метрополитен, случились теракты, приведшие к гибели 90 пассажиров двух самолетов и, наконец, тысяча детей три дня без еды, без питья находились в руках фанатиков в североосетинской школе. Сотни человек погибли от пуль и взрывов. Почему весь мир не обрушил свой гневный голос на кровавого безумца, который взял на себя ответственность в качестве организатора этого преступления, более того, цинично подсчитал в долларах «стоимость» этого злодеяния? В газетах ограничились пересказом заявлений этого монстра Шамиля Басаева, но поставили на вид Путину, что он принял решение «назначать» впредь из центра губернаторов областей, что, по их мнению, является серьезным ущемлением демократии. О чем вы! Может быть, у нас в нашей распрекрасной Франции префекты регионов выбираются с помощью всеобщего голосования или все-таки их назначает глава государства?», — пишет Морис Дрюон. Автор делает предположение, что «непоследовательность» западных СМИ происходит от того, что вся пресса «подвержена некому подобию ревматической реакции, которая происходит не в суставах, а в мозгах, когда речь идет о России. Мы до сих пор не избавились от латентного страха, который внушала советская империя». «Вместо того чтобы порицать, давайте лучше бросим взгляд в будущее и насколько это в наших силах поможем России в борьбе с терроризмом, от которого нам всем по очереди достается. Поможем ей быть сильной. В случае чего наш континент будет весьма нуждаться для укрепления своей безопасности и процветания в объединении Евросоюза с Россией», — завершает свою статью французский писатель. Выдержки из статьи также опубликованы на сайте «Русской линии». Продолжается нагнетание антирусских настроений в мусульманской среде. Так на прошлой неделе УФСБ Татарстана признало, что республика превратилась в рассадник религиозных экстремистов, сообщает «Седмица.Ru». «Сегодня в республике имеется реальная угроза в совершении диверсионных и террористических актов членами различных террористических и экстремистских организаций. Республику периодически посещают эмиссары, представители различных общественных и религиозных организаций, деятельность которых носит ярко выраженный экстремистский характер», — доложил на заседании республиканского Совета безопасности под председательством президента Шаймиева заместитель начальника УФСБ РФ по Республике Татарстан Динар Хамитов. Хамитов сообщил также, что жителей Татарстана продолжают вербовать в чеченские бандформирования, соборная мечеть нефтяной столицы Альметьевска стала оплотом ваххабитов в Закамье. Промышленные и даже районные центры — Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Кукмор, Агрыз — давно стали центрами религиозного экстремизма, живущими на арабские нефтедоллары. В республике уже существуют «подпольные» медресе, деятельность которых связывают с именем сектанта-фундаменталиста Насруллы-бабая Саматова, который готовит своих последователей к священной войне за чистый ислам. Кроме того, в республике стали появляться летние лагеря по подготовке ваххабитов. Также «среди мусульман Крыма наметился раскол — более 30 общин последователей радикальных направлений ислама, не подчиняющихся муфтияту, намерены создать альтернативное ему духовное управление», сообщает сайт «Мир религий». «Обстановка на полуострове накаляется уже сейчас. Только в этом году произошло несколько серьезных инцидентов. Так, в конце января в реанимационном отделении городской больницы Судака умер от тяжелых травм 39-летний житель села Веселого, избитый крымскими татарами», — пишут «Известия» в статье «Среди мусульман Крыма наметился опасный раскол» и отмечают, что это не единственный случай. «В начале февраля милиция была вынуждена применить оружие, «чтобы остановить крымских татар, пытавших в день священного мусульманского праздника Курбан-байрама взять штурмом городской отдел внутренних дел в Судаке и освободить своего соплеменника… А в конце марта на улицах Симферополя увеличилось количество милицейских патрулей. В городе было неспокойно после кровавого побоища в баре «Коттон-клуб», в котором крымские татары избили посетителей». Также неспокойной остается религиозная ситуация на Украине. В частности, идея создания униатского патриархата на Украине продолжает активно муссироваться как в прессе, так и в среде униатов и католиков, пишет «Седмица.Ru». Священник-иезуит Роберт Тафт, вице-ректор Папского Восточного Института, в начале этого года скандально прославился своим интервью для «National catholic reporter», в котором содержались выпады, оскорбительные для Русской Православной Церкви и русского народа в целом, на прошлой неделе заявил, что «УГКЦ уже дошла до момента, когда может говорить о себе как о патриархате». Интересно, что и на этот раз Роберт Тафт высказал идеи, не вполне лояльные по отношению к Римской курии и Папе, в частности, он заявил, что создание униатского патриархата не относится к компетенции Апостольской Столицы или Епископа Рима, а «происходит из низов, а не сверху». На том же сайте сообщается, что Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) подтверждает свое стремление получить статус патриархата. Об этом говорится в специальном пастырском послании «Об утверждении патриаршего устроения УГКЦ», подписанном главой УГКЦ кардиналом Любомиром Гузаром. «В конце документа говорится также, что, невзирая на сильное желание стать патриархатом, УГКЦ не будет это делать самовольно, без согласия Ватикана, и поэтому смиренно ждет решения и благословения Папы, поскольку лишь он имеет право утвердить патриархат. «Это будет решение, принятое под действием Святого Духа», — подчеркивается в послании «Об утверждении патриаршего устроения УГКЦ». «Вопреки заявлениям кардинала Вальтера Каспера и других высокопоставленных представителей Ватикана, униатский патриархат на Украине создается шаг за шагом», — так комментирует ситуацию один из обозревателей сайта «Единое Отечество» Кирилл Фролов. Также на прошлой неделе протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что проблемы в отношениях между Московским Патриархатом и Ватиканом остаются: «Русская Православная Церковь выступает против создания греко-католического экзархата в России. Об этом заявил 23 сентября замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Отец Всеволод также выразил обеспокоенность продолжающимся прозелитизмом со стороны католиков. В качестве примера он привел ситуацию в католическом приюте «Родничок», расположенном в деревне Рыбаки Дмитровского района Подмосковья». Об этом сообщается на патриаршем сайте. Против деятельности кришнаитов на территории России выступил на прошлой неделе Межрелигиозный совет России. В частности, собравшиеся заявили, что «руководство Межрелигиозного совета России (МСР) считает кришнаитов «маргинальной псевдоиндуистской сектой» и возражает против того, чтобы ее программы «раздачи идоложертвенной пищи» проводились в местах проживания православных христиан, мусульман, иудеев и буддистов», — говорится в сообщении сайта «Мир религий». «Кришнаитский вопрос был поднят в связи с участившимися обращениями в Межрелигиозный совет по поводу того, что якобы не все его члены выступают против секты кришнаитов, кто-то даже одобряет ее программу «Пища жизни» и строительство языческого храма в центре Москвы. Обсуждая эту ситуацию, многие члены президиума Совета жаловались, что кришнаиты пытаются оказывать на них давление с тем, чтобы они отказались от принятых ранее антикришнаитских заявлений». Как отмечает «Русская линия», «все участники заседания подтвердили, что позиция Межрелигиозного совета по кришнаитскому вопросу никак не изменилась с весны этого года, когда все лидеры ведущих религиозных организаций России высказались против строительства храма кришнаитов в Москве и против их благотворительной программы». Также надо отметить, что фонд поддержки партии «Единая Россия» категорически опроверг слухи о своем участии в акции по раздаче кришнаитской пищи ветеранам и инвалидам одного из районов Москвы. Таким образом, кришнаиты еще раз были замечены в публичной лжи и давлении на тех, кто выступает против деятельности этой агрессивной секты. Также Межрелигиозный совет России предложил вместо 7 ноября отмечать 4 ноября — день окончания Смутного времени, — сообщает «Интерфакс». Как поясняют «Регионы России», цитируя принятый на заседании документ, «наша история богата славными датами. Неоценимый пример единого сплава духовного, патриотического и ратного свершения дают нам события 4 ноября 1612 года, когда патриотические настроения народа нашей страны, единение всех граждан, независимо от происхождения, веры и положения в обществе, сплочение и солидарность сыграли особую роль в судьбе России». Вопрос о преподавании в школе «Основ православной культуры» или же «Основ мировых религий» развивала на прошлой неделе «Газета». В ней появились две публикации на эту тему. Первая называется «Историю каких религий будут изучать в школе?». Авторы Екатерина Бабкова и Надежда Кеворкова пишут о том, что «споры вокруг преподавания истории религии в российских школах не утихают» и приводят мнение как представителей министерства образования и науки РФ, так и Русской Православной Церкви. Так, по словам протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, «согласно международному праву, государство в лице школы в данном случае обязано учитывать религиозные убеждения семьи учащегося, не входить с ними в противоречие. Более того, согласно принятым в мире нормам, государство обязано обеспечить ребенка за бюджетный счет возможностью получить образование по основам религии, исповедуемой в его семье, независимо от того, обучается ребенок в частной или государственной школе. И этот вопрос не находится в противоречии с вопросом об отделенности Церкви от государства. Такова мировая практика… Учебник, касающийся истории религий, не должен противоречить убеждениям верующих семей, дети которых обучаются в школах». Второй материал «Газеты» под названием «В государственной школе обязательного религиозного образования нет и не может быть» представляет собой интервью, данное корреспонденту издания Екатерине Бабковой начальником отдела дополнительного этнокультурного образования Министерства образования и науки РФ Ларисой Ефремовой. В интервью речь идет о введении в школьное образование предмета «Основы мировых религий». Вот как видят этот предмет в министерстве образования: «Школа должна представить детям максимально объективную картину развития религий, основываясь на документально подтвержденных фактах. При определенной подготовке эти уроки могут вести историки, словесники, преподаватели мировой художественной культуры… Министерство исходит из того, что история и культура мировых религий является важнейшей составляющей частью истории и культуры любого народа и государства. Без понимания особенностей развития религий в той или иной стране невозможно правильно понять прошлое, настоящее и будущее любого общества». «Русский вестник» публикует материал доктора филологических наук, профессора В. Троицкого «Просвещение и мракобесие». Статья републикована «Русской линией». В. Троицкий в целом анализирует проблемы образования в России, касаясь реформ в этой важнейшей сфере государственного существования. «Перестроечное же «реформирование» изначально было нацелено на разрушение сложившейся системы образования», — утверждает автор, — «Стратегическим направлением разрушения явились идеи свободы и плюрализма в образовании. На первых порах они внедрялись под благовидной вывеской «творческого подхода», «нового педагогического опыта». Однако, как правило, это был опыт индивидуальный, годный для кого-то одного, а иногда и отмеченный элементом кустарщины». Также к разрушению образования приводило очередное обновление учебных книг, установка на замену учебников, пособий, программ: «За 12 лет «перестроечных» реформ отечественное образование по уровню освоения фундаментальных дисциплин было отброшено на 70 лет назад, к тому времени, когда в первые полтора десятилетия советской власти в школе свирепствовал новаторский беспредел». Далее автор отмечает: «Сегодня мы вновь стремительно катимся вниз, и это объясняется прежде всего отношением к науке, образованию и культуре нынешней власти, глубоко равнодушной (а иногда и враждебной) к своей собственной стране и народу. Пока к образованию будут относиться как к потенциальной статье дохода и как к средству получения материальных благ, пока не возобладает прежний, духовный, подход к нему как к наиважнейшему государственному делу и долгу перед народом, нам не подняться с колен». Для того, чтобы изменить ситуацию в системе образования, «необходимо приостановить внедрение разрушительных «инноваций» и проведение надуманных экспериментов в средней школе, создать Государственную комиссию (с привлечением ученых РАН и ведущих вузов страны) для безотлагательного рассмотрения современного состояния школьного образования (прежде всего — гуманитарного), трезво проанализировать «перестроечные» документы в области образования и гласно признать ошибочность ряда заявленных принципов, положенных в основание проводимых реформ. Наконец необходимо принять за основу российского образования богатейший потенциал отечественного просвещения и самобытной культуры и принципы фундаментальности, научности и единства образовательных и воспитательных целей школы». Автор «Труда» Валерий Коновалов в интервью с Сергеем Кравцом и Сергеем Мирошниченко поднимает вопрос: как меняются взаимоотношения Церкви и интеллигенции. «Вечерняя Москва» публикует беседу журналиста Евгения Стрельчика с духовником Российской Олимпийской сборной протоиереем Николаем Соколовым, настоятелем храма Святителя Николая в Толмачах. Материал называется «Молитву нельзя считать допингом». «Новые известия» рассказывают о служении иеромонаха Сергия (Рыбко), награжденного недавно премией «Обретенное поколение» за миссионерскую работу среди хиппи, рокеров и панков. Статья Германа Петелина называется «Рок и бог». «Рок-музыка ставит перед молодым человеком вопрос о смысле жизни. Кто как не священник должен дать ему ответ?» — считает отец Сергий. В субботу, 25 сентября, Русская Православная Церковь праздновала память святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. Особенное его почитают на Урале, где он и прославился своим подвигом. О святом Симеоне рассказывает «Православная газета». Святой Симеон был высокообразованным, воспитанным и состоятельным человеком из дворянской столичной среды, которую он покинул и перебрался на Урал в окрестности села Меркушино. «С детства обученный воспитателем-дядькой портняжничеству, чеботарству и рыбной ловле, св. Симеон этими ремеслами и навыками «поддерживал свое существование» в глухих местах Урала. Но это дело стало не просто ремеслом и промыслом. Симеон, портняжничая, имея отличный инструмент, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучения, благой совет… Особенно важна роль Симеона как проповедника христианства среди инородцев, лишь недавно вошедших в состав Руси, частью обращенных в христианство, частью пребывавших в дикости, да и среди местных православных, исповедующих Христа, но еще не сумевших превозмочь некоторых языческих обычаев и понятий». Автор материла В. Блинов рассказывает о жизни праведного Симеона Верхотурского, упоминает и о чудесах, которые совершались по его молитве или же по молитвам у его иконы и мощей: «У родителей моей матушки, живших в Вятской губернии, все время рождались мертвые дети или умирали во младенчестве. Пошли Ермолай и Наталья в церковь, поставили свечу и помолились: «Святой Симеон Верхотурский, помоги нам родить здоровых деток». И родилась у них Ксения (моя матушка, прожившая 87 лет) и еще две девочки, прожившие одна 67 лет, другая 90 лет. После рождения Ксении завещали совершить ей паломничество в Верхотурье и помолиться мощам Святого… Но совершилась революция, разрушались храмы, исчезали мощи праведников. И только сейчас мы можем вновь возблагодарить тех, кто дал моим родителям и мне жизнь и наслаждение миром Божьим. Я все же поехал в Верхотурье в 60-е годы. И хотя в то время мощи еще не были возвращены, нашел единственную действующую церковь при кладбище, поставил свечу нашему уральскому, всероссийскому чудотворцу».