Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина14.09.2004 

НЕВИДИМАЯ ЛИНИЯ ФРОНТА
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 6 — 13 сентября. — Дни траура. — Мир соболезнует России. — Кризис идеологии. — Кто ответит за терроризм. — Сретение Владимирской иконы Богородицы. — Про день Бородина. — Неприкаянные атеисты.

Всю прошлую неделю Россия продолжала сопереживать пострадавшим в Беслане и обсуждать произошедшую трагедию. Все средства массовой информации писали на эту тему: кто-то рассказывал о том, что сейчас происходит в североосетинском городе, кто-то пытался анализировать произошедшее, кто-то сообщал о соболезнованиях, приходящих в эти дни в Россию из многих стран мира.
«Сохранять мир и согласие, поддерживать друг друга и противостоять всем попыткам дестабилизировать общество призвал Патриарх Московский и всея Руси Алексий», — передает сайт Newsru.com. Предстоятель Русской Православной Церкви «предостерег от разжигания вражды к людям иной национальности или принадлежащим к иной конфессии»: «Если мы будем поддаваться панике или допускать ненависть друг к другу, то этим нарушим тот хрупкий мир, который сегодня с таким трудом и с такими жертвами удается сохранить в стране».
На сайте «Седмицы.Ru» опубликовано интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия телепрограмме «Православная энциклопедия». В нем идет речь о трагедии в Беслане, о помощи Церкви всем пострадавшим, об отношении к произошедшему.
Как сообщает «Информационно-аналитический портал Гражданского клуба», «по официальным данным, число погибших в результате трагедии достигло 338 человек. Опознаны тела 212 человек, в том числе 105 детей. В настоящее время неопознанными остаются 116 тел — среди них 40 детских, 46 взрослых. В больницах остаются 376 пострадавших, из них 193 — дети. 6 детей с родителями отправлены самолетами МЧС в Москву. В Беслан доставляется все необходимое оборудование и медикаменты».
На прошлой неделе в Беслане предавали земле тела погибших во время страшного теракта. Информацию об этом передает НТВ.
Также в эти же дни сотрудники спецподразделений «Альфа» и «Вымпел» хоронили боевых товарищей, погибших в ходе операции по освобождению заложников в Беслане. О подвиге снецназовцев рассказывает автор газеты «Труд» Владимир Гаврилов в статье «Они закрывали детей своими телами»: «На глазах бойцов бандиты расстреливали бегущих детей. И наши ребята приняли единственно возможное в тех условиях решение — стали закрывать детей своими телами, одновременно подавляя огневые точки террористов. И погибшие, и оставшиеся в живых сотрудники „Альфы“ и „Вымпела“ выполнили свой долг до конца».
«Траурные мероприятия пройдут сегодня во многих городах России. В подмосковном Жуковском похоронят двух сотрудников „Центроспаса“, пытавшихся вынести с территории школы тела заложников, расстрелянных бандитами», — сообщают «Вести».
5 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий в Храме Христа Спасителя вознес молитву о жертвах теракта в Беслане и призвал народ России черпать силы в многовековой истории страны, которая учит преодолению трудностей и испытаний, извещает читателей официальный сайт Русской Православной Церкви.
Там же сообщается о том, что «глава МИД России почтил память погибших в Беслане в Троицком соборе Русской Миссии в Иерусалиме… Как сообщил глава Русской Духовной Миссии архимандрит Елисей (Ганаба), накануне во всех храмах Русской Православной Церкви на Святой земле прошли заупокойные богослужения о невинно убиенных террористами». Сугубые молитвы о жертвах теракта в Беслане возносились в этот день по благословению Патриарха Алексия во всех храмах российской столицы.
Не оставляет свою паству духовенство Ставропольской епархии: «по благословению епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана духовенство Северо-Осетинского благочиния 4 сентября посетило все республиканские больницы, в которых находятся на излечении пострадавшие во время террористического акта в школе N 1 города Беслана. Пострадавшие и их родственники благодарили православных священнослужителей, лично Владыку Феофана за то, что с первых часов трагедии они были рядом. Люди говорили, что только вера в Бога и молитва помогли им остаться в живых. И хотя боевики под угрозой расстрела заставляли заложников снимать нательные крестики, многие отказались это делать».
Заупокойные службы о жертвах террора прошли в храмах Владивостокской и Курской епархии, в Иркутске. В Пюхтицком Успенском женском монастыре в Эстонии прошла панихида о погибших в результате террористического акта. Как передает «информационное агентство Екатеринбургской епархии», панихиды по жертвам террора в осетинском городе Беслан прошли в храмах Екатеринбурга.
6 сентября 2004 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Милане епископ Зарайский Меркурий, управляющий Патриаршими приходами в США, совершил заупокойную литию по погибшим, — сообщает сайт «Регионы России».
«По всему миру в храмах Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в эти дни совершаются панихиды по жертвам теракта в Северной Осетии и молятся о раненых и родственниках тех, кто потерял своих близких», — говорится в сообщении агентства «Интерфакс».
Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр направил соболезнование Президенту России В.В. Путину. Текст обращения опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей.
Как сообщает «Newsru.com» «Предстоятели Православных Церквей мира резко осуждают террор, выражают соболезнования в связи с событиями в североосетинском городе Беслане и молятся о жертвах этой трагедии». «Всей душой молимся перед чудотворной иконой Божией Матери „Всеблаженная“ об упокоении жертв и о том, чтобы в будущем подобные преступления против чад Вашей Церкви и против всякого невинного человека никогда не повторялись», — говорится в послании Предстоятеля Константинопольской Церкви Варфоломея.
«Безоговорочно осуждая этот бесчеловечный террористический акт, мы хотим заверить Ваше Святейшество, что не только наши личные молитвы и молитвы преосвященных братьев-епископов пребывают с Вами и Вашей страждущей паствой, но также молитвы всего греческого народа — клириков и мирян», — отмечается в послании Архиепископа Христодула. «Письмо Синода Элладской Церкви президенту В.В. Путину в связи с террористическим актом в Северной Осетии» можно прочитать на сайте «Русской линии».
Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир направил телеграмму со словами соболезнования Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Президенту России Владимиру Путину.
Как информирует читателей официальный сайт Русской Православной Церкви, «представители многих инославных Церквей и международных христианских организаций выразили Патриарху Алексию, Русской Православной Церкви и всему российскому народу глубокие соболезнования, заверив в своей в своей молитвенной и моральной поддержке».
«Члены русской общины столицы Новой Зеландии Веллингтона приняли 5 сентября участие в панихиде по жертвам школьной трагедии в Беслане. На богослужении, прошедшем в г. Мирамар, присутствовали около 50 человек. Все собравшиеся плакали. Горе переживает вся русская община», — передает сайт «Регионы России».
Трагедия в России болью отозвалась в сердцах многих людей в мире. «МИД Греции и Эладская Православная Церковь готовы профинансировать восстановление школы в североосетинском городе Беслан, пострадавшей в результате варварской акции террористов», — передается сайт «Богослов.Ru».
«Сбор средств в помощь жертвам теракта в Беслане и их близким начался в минувшее воскресенье во всех храмах Московского Патриархата в Австрии и Венгрии», — отмечает РИА «Новости». Сбор средств начался по призыву епископа Венского и Австрийского Илариона, также временно управляющего Будапештской и Венгерской епархией. «Епископ Иларион заявил также, что «нет и не может быть никакого оправдания действиям головорезов, стреляющих в спины беззащитным детям». Он призвал православную паству Австрии и Венгрии оказать не только материальную помощь жертвам теракта, но и молиться обо всех безвинно пострадавших и о упокоении погибших.
«Радонеж» публикует «Заявление главы российского императорского дома Великой княгини Марии Владимировны», в котором говорится: «Верю, что справедливое возмездие постигнет изуверов, не имеющих в душе ничего святого, а имена их навсегда останутся покрытыми проклятием и презрением всех людей, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Молюсь о упокоении душ всех, кто пали жертвами этого чудовищного террористического акта, всех, кто отдал свои жизни ради спасения уцелевших заложников, и выражаю мои глубочайшие соболезнования родным и близким погибших».
Газета «Известия» в статье «150 тысяч римлян почтили память жертв Беслана» рассказывает о том, как сопереживали русским людям итальянцы: «Около 150 тысяч человек пришли поздно вечером в исторический центр Рима по призыву мэра Вальтера Вельтрони, зажгли свечи и молча, под траурную классическую музыку прошествовали с мерцающими огоньками в руках от Капитолийского холма до Колизея». Траурные шествия в память жертв Беслана прошли и в других городах Италии, в частности в Милане и Неаполе. «Солидарность с Россией продолжает выражать весь мир. В эти дни занятия в польских школах начинаются с минуты молчания. В католических и православных храмах Чехии совершаются панихиды по погибшим в Беслане. Со словами поддержки и сострадания обращаются в российское посольство в Берне и в постпредство России в Женеве швейцарцы. Они звонят, спрашивают, куда можно перечислить деньги. То же самое происходит сейчас в Вашингтоне», — пишет Георгий Ильин.
Михаил Богомаз, один из журналистов издания «Смена» в статье «Линия фронта — в каждом из нас», анализируя произошедшее в Беслане, пишет: «Наши враги в нынешней войне — это те люди, для которых деньги заменили абсолютно все в жизни… Министр обороны России на днях заявил, что нам объявлена война. Но где она — линия фронта? В каждом из нас! И тут не поможет очередная тотальная чистка в рядах силовых структур. Нам нужна новая идеология! Не идеология денег, а идеология любви к ближнему — к чужому вроде бы человеку, чужому ребенку… Если когда-нибудь будет создан памятник современному воину — освободителю мира от терроризма, то он должен на одной руке держать осетинскую девочку, а в другой меч, рассекающий доллар, тот самый доллар, за которым в Беслан прибыла убивать детей целая интернациональная бригада».
Автор «Русской линии» Людмила Ильюнина в статье «Грех забвения» рассуждает о том, что значит для человека — помнить. Помнить погибших, помнить смерть детей и взрослых: «Помнить о сотнях погибших — это не означает часами показывать кадры прямой трансляции, а телезрителям выплескивать мгновенные эмоции: «Какой ужас!» Для того чтобы помнить, не нужно знать подробности тех страданий, которые перенесли дети и их родители. Память в христианском понимании означает сохранение ценного, к Богу ведущего опыта. Память о трагедии в Беслане можно выразить словами иеромонаха Серафима (Роуза): «Сейчас уже позднее, чем вы думаете». Или, еще точнее, словами Господа Иисуса Христа, запечатленных в Евангелии, о погибших под развалинами башни, смысл которых: «И вы могли быть там». …важно, чтобы это переживание не забылось, чтобы оно стало для нас знамением, предупреждением и настоящим призывом к покаянию и к исправлению».
«В Межрелигиозном совете СНГ выступают за физическое уничтожение террористов и их пособников, считая, что это не противоречит законам традиционных религий — христианства, ислама, иудаизма и буддизма», — сообщает «Седмица.Ru». «Касаясь возможных переговоров с террористами, о которых на днях заявил представитель госдепартамента США, Р. Силантьев предположил, что «когда человечество сумеет заключить мирный договор с раковыми клетками и вирусами СПИДа, тогда можно попробовать договориться и с террористами».
Аналитический центр Юрия Левады 7−8 сентября провел блиц-исследование среди 500 москвичей, задав им вопрос «Разгром боевиков в Чечне или переговоры?». Подобный же опрос проводился и в 2002 году сразу после теракта на Дубровке. По сравнению с опросом 2002 года, в полтора раза (с 28 до 42 процентов) стало больше москвичей, считающих, что для обеспечения безопасности граждан необходимо быстро разгромить боевиков в Чечне. Как видно из таблицы, приведенной на страницах газеты «Труд» еще более уменьшилось число сторонников «мирных переговоров».
Член-корреспондент Академии геополитических проблем Константин Соколов на страницах «Независимого военного обозрения» в статье «Терроризм — это способ действия в эпоху глобализации» анализирует само явление «терроризм» и пытается восстановить системное видение этой проблемы. В частности, он выделяет логико-методический, информационно-психологический, международно-правовой, военно-политический, геоэкономический, геополитический, исторический и духовный аспекты этого вопроса. Он отмечает, что «Международный терроризм спровоцировал первые проявления усиления роли духовной сферы жизнедеятельности общества… Когда стираются суверенитеты, государственные границы, биться за державу становится невозможно. Остается только биться за веру, за социальную идею или участвовать в бандитских междоусобицах за материальные ценности. Поэтому роль идейно-религиозных убеждений сейчас станет стремительно нарастать во всех сферах. Это усилит все стороны проблемы существования духовности в обществе… Образно говоря, процесс «размывания» духовных ценностей общества в море индивидуальных идейно-религиозных ориентаций сменится обратным процессом — поляризацией сил по духовным основаниям. Роль духовной стороны жизни общества и положения в ней отдельных людей и социальных групп радикально усилится».
«Что делать?», — под таким названием публикует «Гудок» статью полковника запаса ФСБ России Михаила Кириллина. Автор пишет о том, как изменилась работа спецслужб по сравнению с советскими временами: «Головной организацией, отвечающей за борьбу с терроризмом в стране, является ФСБ России, вроде бы с нее и главный спрос. Но что можно спрашивать с организации, которая за тринадцать лет только название меняла семь раз и лишь последние четыре-пять лет начала зализывать раны от бесконечных реорганизаций с целью «улучшения деятельности», а фактически разгрома. …нашу ведущую спецслужбу в начале 90-х годов разрушили весьма успешно. … Не лучше ситуация и в МВД». Выход из сложившейся ситуации, по мнению автора, «в создании единого координирующего органа».
Общество «Радонеж» выступило с заявлением в связи с террористическим актом в Северной Осетии. В частности, в заявлении говорится: «Раз за разом, после очередного злодеяния, совершенного фанатиками под лозунгами ислама, представители исламских стран, лидеры мусульманских организаций заявляют, что действия террористов не имеют отношения к мирной религии — исламу, что даже говорить об «исламском терроризме» — преступление (так заявил в телеинтервью представитель Совета муфтиев). Мы вынуждены напомнить: преступление — убивать детей… Преступление — отказываться даже обсуждать вопрос об ответственности ваших единоверцев за эти преступления. Здоровой реакцией со стороны мусульманской уммы были бы не жалобы на то, что «мусульмане страдают и морально, невольно неся груз ответственности за совершенное якобы шахидами», а ультимативные требования к, например, Великобритании, выдать для суда по законам шариата (если шариат и вправду запрещает эти злодеяния) агитаторов и организаторов террора, укрывающихся там (и не только там). Но таких требований нет».
Диакон Андрей Кураев, в статье, опубликованной на своем форуме, задается вопросом: «Как относится к исламу после Беслана?». По мнению автора, «произошедшее в Беслане не просто преступление. Это религиозное преступление. Ритуальное убийство. Убийство детей, совершенное с молитвой и во имя веры террориста. С криком «аллах акбар» террорист убивает людей, принося их в жертву своей религиозной идее. Поэтому оценка этих, говоря юридическим языком, «деяний», не может подниматься выше той планки, которую подчеркнул Патриарх Алексий в своем послании к президенту РФ В. В. Путину в связи с массовой гибелью заложников в Беслане от 3 сентября: сатанизм».
«Главной бомбой», которую пробуют взорвать террористы в наших умах, диакон Андрей Кураев называет страх: «Они хотят взорвать наши умы страхом, парализовать нашу волю». Как же избавить нас от комплекса затравленной жертвы, если смерть и в самом деле может быть везде? «Мужество может вернуть только религиозное мировоззрение. Потому что только оно вообще способно избавлять от страха смерти. Только религия позволяет смотреть через смерть — дальше. Без веры в Божий Промысел и в даруемую Им Вечность сегодня уже затруднительно пересекать границы метро и аэропортов», — пишет автор.
Сегодня, отмечает о. Андрей, необходимость возрождения веры стала психологически очевидной: «Потому что если у тебя нет веры в Промысл Божий, который или сохранит тебя, или через эти страдания введет в Небесную славу, если у тебя нет такого доверия к Промыслу Божию, нет веры в то, что со смертью тела взорванного ничего не кончается для твоей души, тогда ты будешь парализован и будешь сидеть в каком-нибудь погребе за 101-м километром от Москвы. Тогда ты станешь жертвой истории, а не ее творцом».
Далее автор рассуждает о том, что в начале 21 века судьба человечества оказалась в руках богословов, «правда, с тем уточнением, что речь идет о богословах мусульманских». Именно от них сегодня зависит, «как будет истолкована кораническая заповедь джихада. От них зависит, приложат ли они высокое имя «шахида» (мученика) к террористам, взрывающим себя вместе с детьми «неверных», или же назовут террористов террористами, самоубийцами и убийцами детей».
«Но должны ли мы быть просто зрителями этих дискуссий? Или же можем принять в них участие? Государство может это сделать весьма простым путем: создать такие условия, чтобы в российском информационном пространстве звучали голоса тех, кто дает исламу миролюбивое толкование, и ограничивать проповедь тех мусульман, которые настроены воинственно… Исламские лидеры России политкорректно считают, что терроризм от имени ислама есть, прежде всего, терроризм и потому по сути своей есть антимусульманская деятельность». Но есть и иная позиция, отмечает автор и приводит ряд конкретных примеров в доказательство своих слов. «Телеинъекции на тему «у терроризма нет национальности и религии», каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы. Не инопланетяне же, в конце концов, взрывают наши самолеты и школы! С этим «политокрректным» тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолет… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь все очевидно не так».
«Мир ислама ответственен за исламский терроризм — хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность», — делает вывод автор, отмечая, что терроризм — следствие неверного понимания Корана, а не книги о Винни-Пухе.
«Россию медленно, но верно превращают в прифронтовое государство, защищающее встревоженную Европу от растревоженного исламского мира. И президент уже произнес это слово: «война». А на войне как на войне: на войне не бывает атеистов. Что бы ни замышляли архитекторы «нового порядка», у Бога свой план. И может быть Россия, которая в 90-е годы выбор между тележвачкой и верой сделала в пользу жвачки, теперь, в военных условиях, все же поймет необходимость обретения веры», — заканчивает свою статью Андрей Кураев.
По мнению председателя общественного движения «Партия России» Юрия Крупнова, теракты в России — это «продвижение свободы и построение безопасного мира» по-американски: «…никаких международных террористов не существует. Есть наёмники, которые уничтожили два российских пассажирских самолёта, устроили взрывы в Москве, захватили школу в Беслане и погубили сотни наших детей, и которые всем этим ещё дальше продвинули в мире «свободу и демократию», — считает автор.
«Захват школы планировался в Вашингтоне и Лондоне», — утверждает неизвестный автор статьи на сайте «КМ.Ru».
Косвенно об этом же свидетельствует и несколько следующих фактов: «На Би-би-си запретили употреблять слово «террористы» в репортажах из Беслана. Журналисты британской вещательной корпорации, освещая события в Северной Осетии, упорно называли людей, захвативших школу в Беслане, «повстанцами», — сообщает «Рамблер».
«Ряд французских СМИ распространяет о событиях в Северной Осетии неправду. Об этом заявил на пресс-конференции в российском посольстве в Париже известный российский врач Леонид Рошаль», — передают «Вести».
Кроме того, «в среду официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер заявил, что США продолжат встречи с «людьми из Чечни… с лидерами, придерживающимися иных точек зрения». Он также сказал, что США по-прежнему считают необходимым поиск политического решения конфликта в Чечне». Глава МИД РФ Сергей Лавров и Патриарх Московский и всея Руси Алексий назвали «неуместным» заявление госдепартамента США о продолжении встреч с чеченскими сепаратистами, — отмечает РИА «Новости».
Архиепископ Екатеринбургской и Верхотурский Викентий в эти дни обратился к своей пастве с заявлением, в котором говорится: «У нас появляется мысль: а что послужило причиной этого явления в нашей жизни? Я думаю, причина всего этого в том, что люди отошли от Бога и больше выполняют волю врага человеческого — диавола, который всегда приносил человечеству множество трудностей и испытаний. И слуги диавола, как мы видим, послушно выполняют его волю. Сейчас особенно громко должен звучать голос Церкви в сердце каждого человека. Чтобы человек познал Истинного Бога, являющего источником добра, чистоты, святости. Бога, Который пробуждает в нашем сердце только доброе и хорошее. Если мы не обратимся к Богу, если дальше люди будут жить не по заповедям Божиим, не по Его поведению, не по Его воле, то, я думаю, что зло будет только прогрессировать, и нам будет от этого еще хуже. Если мы хотим, чтобы у нас было меньше зла и было благополучие, стабильность, то мы должны предаться воле Божией, найти ее в своем сердце. Тогда Божия Благодать будет оберегать и покрывать нас от диавола, который нас всегда борет. А Христос Спаситель — Победитель зла, Он воскрес из мертвых, и тем самым принес нам победу добра над злом, победу над диаволом. И Он готов отдать нам эту силу, Божественную силу, силу искупительных подвигов, чтобы мы были победителями зла в нашем сердце, в нашем обществе».
8 сентября Россия вспоминала тех, кто пять лет назад погиб во время взрыва на улице Гурьянова в Москве. Об этом — репортаж «Вестей». Жертвами трагедии тогда стали более 300 человек: 106 погибли, более 200 получили ранения. За трагедией на улице Гурьянова последовал еще один взрыв. 13 сентября на Каширском шоссе был взорван 8-этажный жилой дом.
В этот же день Русская Православная Церковь отмечала праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Об этом празднике рассказывает «Православная газета». «В 1395 г. Русской земле угрожала страшная опасность. В ее пределы вступил жестокий завоеватель Востока — Тамерлан. Его меч, уже выкосивший население городов Золотой Орды, мог положить конец самому государственному бытию России. Тамерлан со своими полчищами приблизился к рязанским пределам, взял город Елец и избил множество христиан. А затем дошел до Дона, направляясь к Москве.
Великий князь Московский Василий Дмитриевич спешно собрал войско, вышел к Коломне и остановился на берегу Оки. Сил для отражения нашествия явно не хватало, и благочестивый князь послал гонца к митрополиту Киприану, прося принести из Владимира в Москву Владимирскую икону Божией Матери. Десять дней несли икону из Москвы. Это было поистине грандиозное шествие: десять дней икону окружала огромная масса людей, которые повторяли на едином дыхании: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». За городом на Кучковом поле икону встречало все семейство великого князя, митрополит, епископы и все духовенство. По обеим сторонам дороги стояли, преклонив колени, бесчисленные толпы москвичей. Это был день всероссийский молитвы о родной земле.
И молитва народа была услышана. Тамерлан неожиданно повернул назад. Русь была спасена… В память об этих событиях на месте, где встречали чудотворную икону, был основан Сретенский монастырь». События шестивековой давности сегодня кажутся нам особенно близкими: так же как тогда враг грозит государству Российскому, также как тогда, кажется, что нет у русских людей достаточных сил, чтобы противостоять противнику и защитить себя и своих детей. И те же события обличают нас — наше неверие, нашу немощь — молитвенную и духовную, нашу расслабленность и пассивность перед лицом грядущей опасности. И как напоминание для всех — чудесное спасение Руси 8 сентября 1395 года, — напоминание о том, где черпать силы, где искать заступление, у Кого просить помощи.
8 сентября произошло и другое памятное событие русской истории. В этот день было дано генеральное сражение Отечественной войны 1812 года: В 110 километрах к западу от Москвы, недалеко от Можайска, близ села Бородино сошлись армии Наполеона и Кутузова. Об этом статья на Седмица.ru «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».
В России еще дискутируют о целесообразности преподавания в школах истории религии и основ православной культуры, а в Сербии уже перешли от слов к делу. Еще в 2001 году сербы после 55-летнего перерыва вернули в свои школы предмет «Закон Божий». Правда, речь шла только об одном уроке в неделю и на факультативной основе. А теперь министр образования и спорта Сербии Лиляна Чолич решила исключить из школьных программ биологии преподавание дарвинской теории эволюции. «Соответствующий раздел в учебниках обещают, правда, оставить, и восьмиклассники будут иметь возможность сами ознакомиться с дарвинской концепцией по книге. Если пожелают, конечно. Можно сказать, что это было личное решение министра образования. По словам Лиляны Чолич, речь идет о равноправном выборе: детям ничего не навязывается — ни Закон Божий, ни учение Дарвина», — рассказывает автор «Труда» Сергей Стефанов в статье «Сербия отказывается от Дарвина». «С резкой критикой упомянутого решения выступил Национальный центр США по образованию и науке, ведущие западные вещательные корпорации. Прецедента тому в мировой практике — чтобы государство вот так взяло и «списало в архив» то, на чем держится вся современная наука о человеке — еще не было. По мнению же сторонников Лиляны Чолич, официальное опровержение теории Дарвина — лишь дело времени».
В то время же время в России костромские депутаты-атеисты не знают, куда податься. В «Политическом журнале» опубликовано письмо Светланы Шакелиной «Куда атеисту податься?», в котором автор сетует на засилье православной символики и образа жизни: тут и намеки на введение в школах факультатива «Основы православной культуры» (который так никто и не ввел), тут и иконки в официальных учреждениях (которых, кроме депутата костромской области пока никто не видел), тут и Президент в храме со свечами.
Автор считает, что, мол, «вера — это личное, интимное, и никому не позволено лезть в душу человека, трогать то, что принадлежит только ему, а тем более выставлять перед всем миром напоказ или делать из этого шоу», а потому, не стоит, мол, вообще о ней говорить и ставить вопрос о религии в обществе. Надо человеку, пусть интимно ходит в Церковь и будет рад, что атеисты ее еще не закрыли. Однако, если следовать логике автора, тогда и неверие должно быть столь же интимным делом и заявлять о собственной неприкаянности в этом случае не стоит. Атеист должен также тихо не верить в Бога, ходить по своим обыденным делам, не замечать православных храмов в силу врожденной душевной деликатности и уж ни в коем случае не вопить публично, что ему, бедному, податься некуда. Однако пока атеисты ведут себя совсем иначе. Как только им померещиться какое-то нагнетание «православности», они тут же рвут волосы на голове и сетуют, и мечутся, что ах, обложили со всех сторон, возрождают, ироды в России триаду «Православие, самодержавие, народность». Однако результаты многолетнего разрушения веры сегодня пожинает все общество, в том числе и атеисты, которые, может быть, пока еще не понимают, «за что?» и «почему?» происходят в стране многие горестные события.
Продолжают развиваться отношения между Русской Православной Церковью и РПЦЗ. С 14 по 16 сентября в Иово-Почаевском монастыре Мюнхена пройдет вторая совместная встреча комиссий по сближению между Русской Православной Церковью и РПЦЗ. Как отметил секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, «продолжится обсуждение проблем, по которым необходимо выработать совместное понимание, в частности, — принципы взаимоотношений Церкви и государства, отношения с неправославными, статус приходов Зарубежной церкви». Второй этап переговоров возглавят архиепископ Корсунский Иннокентий — глава епархии Московского Патриархата во Франции и архиепископ Германский Марк, член Синода Зарубежной церкви. Рекомендации совместной встречи также рассмотрят Синоды обеих Церквей, которые пройдут в октябре. Более радикальные решения должны принять Архиерейские соборы Русской Православной и Зарубежной Церквей.
Как сообщает «Благовест-Инфо», «о своей поездке на XI Всезарубежный съезд православной молодежи рассказал участникам III Межрегионального фестиваля «Обретенное поколение» протоиерей Максим Козлов, настоятель университетского храма св. мученицы Татианы». Съезд, на который съехались более 100 делегатов — членов РПЦЗ от 18 до 23 лет со всего мира, состоялся в Сан-Франциско в начале июля. Как отметил о. Максим, «весьма доброжелательное» и заинтересованное отношение делегатов съезда к представителям Московского Патриархата было «более теплым, чем в Наяке, где многие смотрели на нас с опаской». «Говоря о проблемах жизни верующих в секулярном мире, о. Максим нашел много общего между Церковью в России и за рубежом. Он отметил «минимальное» отличие богослужебного чина, такое же, как и в России, молитвенное правило и подготовку к причастию, с той лишь разницей, что «зарубежники» более склонны к дореволюционной практике: причащаться реже, но готовиться тщательнее… Как рассказал о. Максим, на съезде было решено «всячески развивать взаимные обмены, узнавая друг о друге».
Интересные тенденции можно наблюдать на примерах некоторых европейских стран. Отвернувшись от своих христианских корней, они становятся проводниками языческих культов. Как писал в одном из писем архимандрит Иоанн Крестьянкин, «когда изгоняется Бог, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертные плевелы». Так, в парламенте Великобритании на прошлой неделе отметили индуистский праздник Джанмаштами — день рождения Кришны. «Как отмечают наблюдатели, проведение Джанмаштами в стенах британского законодательного собрания — событие поистине уникальное. За всю историю старейшего в мире парламента здесь не отмечали никаких религиозных праздников — даже любимого в Англии Рождества Христова. В торжествах приняли участие более 300 делегатов от различных индуистских общин, члены парламента, мэр Лондона Кен Ливингстон и лидеры крупнейших политических партий».
В данной ситуации можно объяснить произошедшее тем, что Англия пожинает плоды своей колониальной деятельности в Индии, где по вине англичан в прошлые века люди гибли миллионами. Теперь же европейско-американская политкорректность принуждает Англию к усиленным унизительным реверансам в сторону Индии, которые и выливаются в такие «уникальные события». Однако, в чем провинилась Россия, в которой в центре Москвы строится кришнаитский храм, не совсем понятно. Какое чувство вины двигает московскими чиновниками, желающими иметь в столице России чуждое языческое сооружение — остается загадкой. Возможно, она будет разгадана только тогда, когда кришнаиты будут заседать совместно с чиновниками в московском правительстве.
В этом году в России отмечается 80-летие выдающегося писателя Владимира Солоухина, мощного, самобытного русского таланта. Его роман «Мать-мачеха», повести «Владимирские проселки», «Капля росы», художественно-публицистические произведения «Черные доски», «Письма из Русского музея», «Камешки на ладони», многочисленные рассказы, очерки и стихи — искренни, свежи и глубоки. «Литературному дару Солоухина свойственно тонкое чувство языка, своеобразная стилистика, сочный юмор, а общественному темпераменту — бескомпромиссность в служении Отчизне». Статью о Владимире Солоухине публикует журнал «Русский предприниматель». Материал Александра Трифонова называется «И свет во тьме, как прежде, не погас».
11 сентября Русская Православная Церковь молитвенно вспоминала событие почти двухтысячелетней давности — усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Об этом событии можно прочитать на сайте «Православной газеты».
В тот же день, 11 сентября, в авиакатастрофе погиб Патриарх Александрийский Петр VII, сообщает сайт «Корреспондент». «Патриарх и сопровождавшие его лица направлялись из Афин на гору Афон — в монастырь. Катастрофа произошла в 30 километрах от горы Афон около полудня в субботу по неизвестным пока причинам», — передает «Газета».
«Православный мир скорбит в связи с гибелью Патриарха Александрийского», — говорится в сообщении «Мира религий». «Патриарх Петр был не только самым молодым Первоиерархом Православной Церкви, но и деятельным ее руководителем. Мы горько оплакиваем эту потерю», — сказал Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, по приглашению которого Патриарх Петр совершал визит в Грецию. Также на сайте приводятся слова соболезнования Патриарха Константинопольского Варфоломея, Патриарха Иерусалимского Иринея, премьер-министра Греции Костаса Караманлиса. Свои соболезнования в связи с трагедией выразили также президент Греции Константинос Стефанопулос и лидеры политических партий Греции. Там же можно прочитать краткую биографию Патриарха Александрийского и всея Африки Петра VII.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru