Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 30 августа — 6 сентября. — Трагедия в Беслане. — Религиозные войны. — Дипломатическое сочувствие. — Традиционный сюрприз от Кезиной. — Школа и дети. — О смерти Запада. — Многострадальный Новый Афон.
Прошлая неделя для нашей страны стала неделей горя, потерь и боли. Первого сентября в Беслане террористы захватили школу и в течение трех дней удерживали в ней более тысячи заложников, большинство из которых были дети. Произошло это менее чем через сутки после взрыва у московской станции метро «Рижская». Полную хронику событий в Беслане можно прочитать на сайте информационного портала «Страна.Ru», где в хронологической последовательности приводятся сообщения российских информационных агентств, позволяющие восстановить картину развития событий в городе Беслане. В тот же день в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий выступил с заявлением, в котором назвал захват школы в Северной Осетии «ужасным злодеянием». По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, «народ каждой страны должен стать на защиту своей жизни и достоинства от угроз террористов, где бы ни были принесены новые жертвы». «Да поможет нам Господь с достоинством и терпением перенести выпавшие на нашу долю тяжкие испытания. Молюсь и уповаю, что дети и все, кто оказался в заложниках, выйдут на волю целыми и невредимыми», — говорится в заявлении Патриарха Московского и всея Руси. Полностью текст заявления Патриарха Алексия в связи с захватом школы в Северной Осетии 1 сентября опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви. Первого сентября в Беслан прибыл глава Ставропольской епархии Русской Православной Церкви епископ Ставропольской и Владикавказский Феофан. Он обратился к террористам, захватившим школу в Беслане, с призывом отпустить детей — «безвинных созданий Божиих», которые свято охранялись во все времена и у всех народов, — сообщает сайт «Регионы России». «Нет, и не может быть целей, которых возможно добиться таким путем», — подчеркнул он. «Обращаясь к своей осетинской пастве, епископ Феофан выразил чувства глубокого сопереживания. «В этой беде я вместе с вами, мой добрый, боголюбивый осетинский народ, моя дорогая Осетия. Молю Всевышнего, чтобы эта трагическая ситуация разрешилась благополучно», — говорится в обращении епископа. «События, подобные захвату заложников в Беслане, «могут серьезно противопоставить друг другу людей разных религий и разных национальностей», — заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, это так же «ужасно», как и то, что «человеческая жизнь становится предметом политического торга», — сообщает сайт «Newsru.com». Он считает, что «межрелигиозный и межнациональный мир, который создавался веками, сегодня под угрозой». «В православных храмах Красноярска идут церковные службы о спасении жизни заложников, захваченных террористами в одной школ города Беслан Северной Осетии», — сообщает сайт «Регионы России». Молебен о захваченных в Беслане заложниках был совершен в Красноярске перед честными мощами святых великомучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, — передает «Служба коммуникации ОВЦС МП». В первый день учебного года в Московских духовных школах молились о жертвах терактов и о захваченных в плен заложниках, — информирует сайт «Богослов.Ru». Как отмечает сайт «Русская линия» «всю ночь на «горячую» телефонную линию в оперативном штабе по освобождению заложников в Северной Осетии поступали звонки от людей, обеспокоенных судьбой детей и их родителей, захваченных террористами в школе номер один в Беслане». По словам оператора, «звонят не только родственники, но и посторонние люди — таких звонков около 30%. «Были люди, которые предлагали себя в заложники вместо детей. Они сопереживают, предлагают свои методы решения вопросов, хотя большинство звонков, конечно, от родственников"… Немало звонков, по его словам, поступает от верующих: «Они молятся и желают удачного исхода». «В связи с последними терактами Межрелигиозный совет России 2 сентября выступил с заявлением», — сообщает «Седмица.Ru». В заявлении выражаются искренние соболезнования родным и близким погибших. Обращаясь к тем, кто захватил школу в Беслане, Межрелигиозный совет России призывает их: «если у вас сохранились хоть какие-то остатки совести, освободите детей! Не переполняйте чашу злодеяний перед лицом Всевышнего! Подобными действиями вы не добьетесь успеха, а только навлечете против себя и своих родных гнев Божий и справедливое осуждение народов всего мира». В обращении к властям члены совета просят «проявить выдержку и трезвость, но в то же время быть твердыми и решительными в борьбе с терроризмом, который в очередной раз явил свой звероподобный лик». Мнения религиозных лидеров о происходящем в Беслане публикует газета «Труд». Материал Павла Аножина «Они не шахиды, а убийцы» републикован «Русской линией». По мнению читателя этого же сайта кандидата культурологических наук А. Вуйма, «терроризм можно достаточно легко уничтожить», для чего нужно «законом запретить огласку терактов»: «Да эта мера не лишит террористов возможности делать теракты, но она сделает теракты бессмысленными. Она лишит террористов финансирования, так как их спонсорам будет бессмысленно вкладываться в теракты, заведомо зная, что резонанса не будет». Автор считает, что «наша пресса помогает им осуществить общественный резонанс и этим показывает террористам, что их усилия не напрасны и об этих ничтожных трусах будут много говорить, и вся страна их будет бояться». В качестве доказательства автор приводит «исторические факты»: «В прошлые века, в отсутствие средств массовой информации, терроризма просто не существовала. Терроризм не давал ничего в прошлые века. Поэтому убивали лишь известных людей, способных влиять на ход событий». Кандидат философский наук А. Третьяков, один из авторов портала «Седмица.Ru», рассуждает о том, «ушли ли в прошлое религиозные войны». Автор отмечает, что «история древнего мира изобилует примерами, когда в процессе войны религиозная подоплека была решающей… Войны наделялись священным смыслом не только в эпоху язычества. Средневековье в этом смысле мало, чем отличалось от древнего мира». А. Третьяков анализирует наиболее известные войны, отмечая, что «практически все войны в период Средневековья включали в себя религиозную составляющую, а некоторые из них были исключительно религиозными войнами». Новое время, как кажется, отменило религиозные войны: «Основным фактором, побуждающим к началу войн в течение последних столетий, принято считать территориальный принцип… В этот период войны уже не начинались под знаменем веры, однако, в той или иной степени религиозная оставляющая им свойственна, в том числе — и всем войнам XX века». «Однако в XX в. становится «плохим тоном» говорить о религиозной составляющей войн», — отмечает автор. — «Это связано с появлением атеистических государств соцлагеря, вхождением западного мира в постхристианский период, усилением либеральной идеологии и т. п. … К концу XX в. стало обыкновением считать, что религия не должна быть причастна к т.н. светской сфере жизни человека. Вера должна остаться в пределах храмов и религиозных организаций. Война — удел светского государства, и религиозному фактору там места нет. Данная позиция очень удобна для политиков, т.к. позволяет решать ряд задач. Во-первых, отказ от религиозного фактора в военных компаниях дает возможность пренебрегать традиционными нормами морали и нравственности. Война из битвы за справедливость превратилась в форму решения финансовых и политических задач, где морали нет места, а главным является эффективность любыми средствами. Во-вторых, когда нет идеи Высшего правосудия, армии можно делать все что прикажут. В-третьих, стало возможно вести войну, не давая повода для возрождения религиозного, облеченного в партизанское движение или более структурированного сопротивления, ведь именно религиозный фактор позволяет наполнить духовным содержанием сопротивления захватчикам». И, тем не менее, религиозный фактор неизменно начинает проявляться в стане обороняющейся стороны и наполняет сопротивление оккупантам идеей Высшей справедливости. Сегодня Россия на Западе продолжает воспринимается враждебно, отмечает А. Третьяков: «Следствием такой неприязни к России явилась новая кампания, направленная на разрушение двух важнейших сил страны, способных сохранить ее место в ряду великих держав. Этими силами были и остаются Русская Православная Церковь и армия… Отсюда и новые формы идеологической войны против России. Под лозунгом либерализации и возрождения духовной жизни страну наводнили религиозные проповедники различных сект, которые были запрещены даже на толерантном Западе. В СМИ стало обыкновением поливать грязью Российскую армию и Русскую Православную Церковь, требуя в первом случае — реформирования армии вплоть до ее расформирования, а во втором — полного отделения Церкви не только от государства, но и от общества. Несомненно, если эти пожелания будут реализованы полностью, то в начале XXI в. идеологическая война нового времени будет выиграна Западом, и в течение короткого периода времени Россия перестанет быть независимым государством». Автор, подробно анализируя современные войны и конфликты в странах арабского мира, Сербии, Индии и других, отмечает, как высок уровень религиозного фактора для враждующих сторон: «очевидно, что религиозный фактор отнюдь не потерял своего значения в мировых конфликтах. Современная война с терроризмом — это нечто большее, чем столкновение двух армий, в ее основе — непримиримое противоречие между двумя типами религиозно-политического сознания… Попытки «перевоспитания» незападного большинства человечества не удались. Катаклизмы, привнесенные западными «крестовыми походами», всегда вызывали в других религиозно-культурных обществах всплеск сопротивления. Подобное происходит сегодня на наших глазах. Рано или поздно последствия этого религиозно-этического противоречия докатятся и до самого Запада. Похоже, что западный мир, пока пребывающий в относительном спокойствии, уже пробудил своего ярого врага, обладающего неистощимой пассионарностью и готового к новой религиозной войне». «Западные страны через СМИ обозначили свою позицию по поводу терактов в России: правы террористы и во всем виноват Владимир Путин», — анализирует западную прессу обозреватель отдела политики «РБК» Михаил Чернов. Слова осуждения террористов и сочувствия в устах руководителей США и европейских государств — «это не более чем дипломатическая формальность»: «Реальный барометр настроений политической элиты и общественного мнения на Западе — средства массовой информации. Тут перед нами абсолютно иная картина. «Во всем виновата имперская политика России и лично президент Владимир Путин. Террористы, хоть и не правы, но они — борцы против российской оккупации, и их можно и нужно понять. Единственный способ решить проблему — Россия должна уйти с Кавказа». Такова суть большинства публикаций в западных СМИ… Достаточно почитать статьи ведущих мировых и национальных изданий и информационных агентств… Больше всех отличились британские газеты. «Российская жестокость инспирирует атаки «черных вдов», — гласит заголовок влиятельной газеты The Independent. Схожим образом озаглавила статью и The Guardian. «Этими женщинами движет не идеология, а родственные чувства» — таков заголовок материала, сочувственно рассказывающего о судьбах подорвавшихся террористок-самоубийц… «Террор имеет отношение к двум войнам в Чечне, к утрате родственников, разрушенным домам, утрате ценностей, ненависти и стремлению мстить», — вторит британским газетам германская Frankfurter Allgemeine Zeitung. В свою очередь американская The Washington Post с глубоким пиететом описывает прежние акции боевиков под руководством Шамиля Басаева и лидеров «чеченского сопротивления» за пределами республики по захвату больницы в Буденновске в ответ на «жесткую оккупационную тактику». Вывод из всех этих материалов один: России не место на Кавказе, и она должна уйти из региона. В мягкой форме с таким предложением выступил британский The Economist. «Основная причина последних терактов в России — это то, что Россия не нашла, да на самом деле и не пыталась найти политическое решение», — пишет британское издание. Французская газета Liberation считает, что пойти на мир не позволяет «чванливость империи», и пока у власти Путин — никаких «позитивных изменения не предвидится». Также обзор иностранных СМИ публикует русская служба BBC. Третьего сентября школа в Беслане была освобождена. «События развивались стремительно: террористы, сбросив маски, проявили свою сатанинскую сущность. Силовые структуры надеялись на мирное решение ситуации и были вынуждены вступить в бой в соответствии со сложившейся обстановкой», — передает сайт «Страна.Ru», публикуя хронику освобождения заложников. Авторы «Комсомольской правды» Александр Коц и Дмитрий Стешин рассказывают о мальчике-заложнике, Саше Погребове, который вывел из школы почти сотню ребятишек. «Мы все раздетые сидели, и террорист увидел у меня крестик на шее. В это время под окнами школы уже рвануло первый раз», — рассказывает Саша. «Этот православный крестик привел террористов в ярость. Мальчишку потыкали стволом в грудь, вминая крестик в худое тело, потом потребовали: «Молись, неверный!» Саша крикнул: «Христос Воскресе!» И тогда бандиты стали бросать в переполненный спортзал гранаты! … Среди взрывов и криков он что-то закричал, а что, и сам не вспомнит, и бросился в открытое окно. А за ним побежала еще сотня детей». Как сообщает 4 сентября РИА «Новости», «по состоянию на 01.00 мск субботы, в больницах Северной Осетии находятся 704 человека, пострадавших в результате теракта в Беслане, из них 259 детей, сообщили РИА «Новости» в Минздраве республики». В этот же день вечером информационные порталы сообщили, что «по официальным данным, в ходе операции по освобождению заложников погибли 323 человек, еще 12 пострадавших скончались позднее в больнице. Таким образом, общее число погибших достигло 335 человек. Родственники уже опознали 207 тел погибших». «В связи с драматическими событиями в Беслане Патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился с посланием к гражданам России, руководству страны, президенту Российской Федерации Владимиру Путину». «Весть о беспрецедентной жестокости бандитов, захвативших мирных жителей, женщин и детей в школе города Беслана, потрясла все мировое сообщество. …терроризм явил свое сатанинское лицо: поправ все святое, Бога не боясь и людей не стыдясь, так называемые «борцы за свободу» подняли свои обагренные невинной кровью руки на детей. Нет, и не может быть никакого оправдания их безумным действиям», — говорится в послании Патриарха Алексия. «Глубоко скорбя о погибших в этой трагедии, Русская Православная Церковь возносит молитвы о упокоении их душ в Селениях праведных. Вместе с тем мы молимся о выздоровлении раненых. Да поможет им Господь с достоинством перенести выпавшее на их долю испытание». Полный тест письма публикует сайт «Регионы России». «Волна терроризма должна побудить мировые религии к более активному диалогу, заявил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий в интервью итальянской газете «Коррьере делла сера». По его словам, терроризм противоречит практикам всех мировых религий. Во всех православных храмах Москвы в воскресенье совершены богослужения о жертвах теракта в североосетинской школе. Об этом распорядился Патриарх Алексий, передает со ссылкой на ИТАР-ТАСС сайт «Регионы России». «В ближайшее время Госдума рассмотрит законопроекты, направленные на ужесточение ответственности за террористическую деятельность, — передает со ссылкой на РБК «Лента.Ru». — Как сообщил информагентству глава парламентского комитета по законодательству Павел Крашенинников, депутаты готовят соответствующие предложения по поправкам в Уголовный кодекс, в законы о терроризме и безопасности… Ранее ряд членов Совета Федерации высказался за ужесточение наказания для террористов вплоть до смертной казни». Президент России Владимир Путин выступил в субботу с обращением к нации в связи с трагедией в Беслане. Полностью текст обращения опубликован на сайте РИА «Новости». В воскресенье во всех храмах Русской Православной Церкви прошли заупокойные литии по жертвам террористического акта в Беслане, сообщает НТВ. «Русская православная церковь молилась об «упокоении в селениях праведных» душ невинно убитых людей. От рук бандитов погибли 333 человека, среди которых половину составляли маленькие дети». На фоне трагических событий в России странно и дико выглядели развлекательные передачи по радио и ТВ, но еще более удивили статьи, подобные той, что написал автор «Новых известий» Михаил Поздняев. В материале «За что?» автор высказывает свое возмущение тем, что «религиозные лидеры в дни катастроф не могут найти самых важных слов». Кичливые и глупые претензии автора свидетельствуют не о духовном состоянии Церкви, против которой он выступает, а о его собственной душе, о его нравственности и истинном — лицемерном — отношении к происходящему. Начало нового учебного года снова сделало актуальной тему образования в России. Как сообщает «Лента.Ru», «министр образования России Андрей Фурсенко объявил о смене концепции высшего образования… По его словам, российское высшее образование потеряет некоторые отличительные особенности и приобретет новые черты. В частности, оно перестанет быть глубоко фундаментальным и станет ориентироваться на реальные потребности рынка». «Образовательные чиновники к 1 сентября приготовили православным традиционный «подарок», — передает «Радонеж». «26 августа глава департамента образования Москвы Любовь Кезина объявила о том, что в новом учебном году в московских школах будут преподавать новый учебный курс — «Основы мировых религий"… Таким образом Любовь Кезина, не дожидаясь министерских указаний, поставила точку в давнем о том, каким быть религиозному просвещению в школах». «Сходная ситуация в Нижегородской области… Администрация ряда школ Нижегородской области обратилась в региональное министерство образования с предложением включить предмет «Основы православной культуры» в учебную программу как основной курс. Однако министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов заявил информационным агентствам, что, «согласно действующему законодательству, изучение предмета может быть только факультативным, поскольку ни одна из религий не признана в России государственной». «В Московском Патриархате выражают недоумение в связи с тем, что Департамент образования Москвы принял решение ввести в столичных школах не «Основы православной культуры», а курс по истории мировых религий, не согласованный с духовными лидерами конфессий, — отмечает сайт «Мир религий». — Свое решение чиновники мотивируют тем, что Москва — многоконфессиональный город. Однако, по словам Дудко, духовные лидеры российских мусульман, иудеев и буддистов, неоднократно высказывались за преподавание основ той или иной религии в местах массового проживания верующих данной конфессии. «В ряде российских регионов «Основы православной культуры» уже преподаются. И до сих пор нигде не было зарегистрировано роста межнационального или межрелигиозного напряжения. Наоборот, — подчеркнул он, — благодаря знаниям люди лучше узнают и понимают друг друга». «Министр А. Фурсенко заявил, что в школьном курсе истории религии православие должно занимать значительное место», — сообщает «Седмица.Ru». «По его словам, Министерство образования против преподавания в школах представителей религиозных конфессий. «В нашей стране школа отделена от Церкви, дети получают светское образование, поэтому в государственной школе обязательного религиозного обучения быть не может», — подчеркнул Фурсенко. Министр считает, что курс истории религии должны вести светские учителя, используя учебники, рекомендованные Министерством образования и науки». Также об этом сообщает «Радонеж». Сайт «НГ-Религии» посвятил статью теме введения в школы предмета «Основы православной культуры». Авторы Юлия Глезарова и Дмитрий Урушев в материале «Куда смотрит школа?» рассказывают о давнем борьбе московских властей в лице главы столичного Департамента образования Любови Кезиной, а также московских правозащитников (которых, почему-то совершенно не было слышно во время теракта в Беслане) с предметом «Основы православной культуры». «Дело в том, что Любовь Кезина, «железная леди» московского образования, известна своей жесткой отрицательной позицией по отношению к присутствию Русской Православной Церкви в стенах светской школы. Она даже отказалась исполнять федеральное распоряжение, позволяющее церковным воскресным школам арендовать помещения в общеобразовательных учреждениях. … Словом, решение Кезиной может снова разжечь конфликт не только между светской школой и ревнителями православного образования, но и между столичным департаментом и нынешним министром образования и науки Андреем Фурсенко, известным своими вполне лояльными отношениями с Московской Патриархией», — считают авторы. «Размышления о школе и о детях» священника Алексия Уминского публикует сайт «Богослов.Ru». Автор поднимает вопрос о том, какой должны быть православная школа и что такое православной воспитание детей. «Многим кажется, что у нас все будет хорошо просто оттого, что мы все православные. Но реальность говорит об ином: возникает множество трудностей, специфичных именно для православной школы». «Мнение о том, что в государственной школе дитя непременно испортится, а в православной обязательно станет добрым и верующим, по меньшей мере нужно назвать наивным. На самом деле, в государственной школе многие дети проявляют себя гораздо лучше, чем в православной гимназии. В обстановке обычной школы ребенок сталкивается с необходимостью активно отстаивать и исповедовать свою веру. В ней он воочию видит те отличия, которые несут в себе дух мира и дух Евангелия. Жизнь по заповедям Божиим перестает быть для него абстракцией. А в православной школе он избавлен от этих проблем… Получается, что когда он учился в обычной школе, ему приходилось реально отвечать за свое христианство, бороться за него. В среде, далекой от Церкви и часто враждебной, он проявлял себя христианином. Там он молился перед уроками, в храм ходил, исповедовался, причащался, потому что страшно было. А здесь все очень хорошо, никто не трогает, все дозволено. Это значительная духовная и педагогическая проблема: как избежать охлаждения, как сделать, чтобы среда православной гимназии формировала детей как людей горячо верующих». Далее о. Алексий предлагает ряд решений, способных изменить ситуацию. «Первого сентября в Латвии вступил в действие скандальный закон о реформе школьного образования национальных меньшинств. В этот праздничный День знаний у русских школьников отобрали русский язык», — рассказывает в статье «В защиту русского языка» автор «гудка» Евгений Востроухов. «По мнению авторов реформы — президента, премьера, министерства образования и науки, — забвение русскими своего языка, истории и культуры приблизит их к латышскому менталитету и сделает «вполне работоспособными» на местном рынке труда. Ведь объявленная долгосрочная программа интеграции общества предусматривает полную латышизацию национальных меньшинств «в их собственных интересах». Протестуя против расистской школьной реформы, родители, учителя и старшеклассники русских школ провели 1 сентября грандиозный вселатвийский митинг протеста, требуя от властей остановить внедрение реформы и вступить в переговоры с представителями республиканского Штаба защиты русских школ… Вчера же, 2 сентября, во всех районах страны началась акция «пустые школы» — всеобщая забастовка школьников, которые таким образом требуют вернуть им право учиться на родном языке». Во Франции второго сентября вступил в силу запрет на ношение в школах религиозных символов. Об этом рассказывает «Мир религий». В Русской Православной Церкви критикуют решение Франции о запрете на ношение религиозных символов в школах, — отмечает «Newsru.com». «Еще в самом начале, когда только прорабатывался этот закон, мы выражали обеспокоенность подобным запретом на выражение религиозного чувства», — заявил официальный представитель Московского Патриархата священник Михаил Дудко. При этом он заметил, что новый закон направлен против ношения не только исламских символов, но и любой другой религиозной символики, например, крестов больших размеров. «Многие комментаторы, напомнил Михаил Дудко, говоря об этих запретах, уверены, что реально они направлены против исламистов, а христианам запретят носить кресты лишь для того, чтобы не вызвать критики в предпочтении одной из религий. «Сегодня это может быть запрет на ношение хиджаба или большого креста, завтра — на молитву, послезавтра — запрет на посещение храмов, на воспитание детей в религиозном духе и прочие памятные в нашей истории злоупотребления принципом отделения Церкви от государства», — считает священник. На сайте «Радонежа» опубликована аналитическая статья И. Р. Шафаревича «Это действительно «смерть Запада», т. е. конец цивилизации, складывающейся в течение последних пятисот лет…», в которой автор анализирует книгу «Смерть Запада» П. Бьюкенена, крупного американского политика. «Основная идея заключается в том, что мир сейчас переживает закат, упадок — ну, словом, конец мощной цивилизации, до сих пор диктовавшей ему свою волю (а в значительной мере, и сейчас диктующей). Она сложилась в Западной Европе, а сейчас ее силовой центр находится в США». И.Р. Шафаревич пишет: «Книга Бьюкенена, как мне кажется, ценна тем, что она не только живописует драматический кризис западного мира, но и анализирует его причины. Среди них есть и чисто материальные. Прежде всего, это заинтересованность предпринимателей в дешевых рабочих руках, а их в большом числе предоставляют как раз эмигранты, особенно нелегальные… Это уже подводит нас к социальным причинам кризиса. Общество потребления воспитывает своих членов в идеологии максимального потребления и комфорта. Сохранение прежнего уровня комфорта требовало сокращение рождаемости, и общество предложило пути этого сокращения — прежде всего, идеологические. Перелом приходится на 1960-е — 1970-е годы, когда оформилось поколение, воспитанное на идеях общества потребления… Бьюкенен связывает происходящий сейчас перелом в духовной жизни Запада с пережитой в 1960—1970 гг. так называемой «культурной революцией». Этот чрезвычайно интересный момент в жизни Запада мало, как мне кажется, исследован… Идейным фундаментом этого, как говорилось, было стремление «разрушить старый мир»: репрессивную буржуазную демократию, буржуазную семью… Бросающимся в глаза аспектом была сексуальная революция, которую сразу чутко воспринял деловой мир… Все это движение было небезыдейным: оно имело свою идеологию, и очень даже разработанную. Автор видит истоки ее в учении марксиста и коммуниста Антония Грамши». «Наконец, автор касается самого фундаментального вопроса — в главе под названием «Дехристианизация Америки"… «Прежде, чем Запад будет завоеван, следует лишить его веры», — пишет Грамши. Это сейчас успешно и происходит… Автор видит здесь прямую связь, это непреложная закономерность: «Лишите народ веры, и он перестанет воспроизводить себя, а на освободившиеся территории придут иностранные солдаты и эмигранты». Подробнее раскрывается процесс дехристианизации именно в самой Америке». Ученый подытоживает: «Вся совокупность таких признаков показывает, как мне кажется, настолько убедительно, насколько это вообще возможно, что мы переживаем колоссальной важности исторический период — настолько значительный, что его масштаб трудно даже охватить. Это действительно «смерть Запада», т. е. конец цивилизации, складывающейся и подчинявшей себе соседние страны в течение последних пятисот лет. Она, видимо, обречена. …и человечество должно не только осознать это, но и начать уже размышлять о том, как оно будет жить следующий пост-западный период. Конечно, для нас наиболее существенным вопросом является то, как этот исторический сдвиг отразится на России». На сайте «НГ-Религии» иеродиакон Давид (Сарсаниа), аспирант Московской Духовной Академии, в статье «Многострадальная обитель» рассказывает о том, как возрождению Ново-Афонского монастыря препятствует грузино-абхазский конфликт. «То, что происходит на Новом Афоне, по-прежнему не устраивает Грузинскую Патриархию, так как проблемы церковной жизни в Абхазии тесно связаны с политическим противостоянием между Сухуми и Тбилиси. Это не может не влиять на процесс урегулирования церковной проблемы. Данная трагическая ситуация может иметь весьма негативные последствия. В Абхазии сегодня нет епископа, и абхазский народ не видит себя частью Грузинской Православной Церкви. Всему православному миру необходимо отнестись к этому с особым вниманием, иначе церковная жизнь в Абхазии может принять сектантский характер, так как без епископа нет Церкви», — пишет автор. О ситуации на Украине в интервью порталу газеты «Бизнес» рассуждает наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, архиепископ Вышгородский Павел. Рассказывая о строительстве новых храмов, наместник Киево-печерской лавры отмечает: «Люди средней обеспеченности более щедры, чем те, которые имеют миллионы. Последние думают, что спасутся деньгами. Нет. Только милостыня, дела любви к ближнему спасут человека». Также в интервью речь идет о предвыборной ситуации на Украине. В Москве активную деятельность развили накануне дня города кришнаиты. Чаепитием, раздачей сладостей сорока ветеранам войны и труда Хорошевского муниципального района Москвы отметили столичные кришнаиты 25 августа начало «Недели милосердия», посвященной предстоящему празднованию Дня города. До 4 сентября добровольцы из благотворительного фонда «Пища жизни» Московского общества сознания Кришны (МОСК) при содействии Центра социального обеспечения (ЦСО) Хорошевского района САО г. Москвы будут проводить раздачу идоложертвенной пищи ветеранам и малоимущим, активно изображая этим благотворительную деятельность. Одним из спонсоров акции выступил фонд партии «Единая Россия». Нужно отметить, что подобные акции невозможны без прямого участия и содействия городских властей. Такое участие и заинтересованность чиновников просматривалась с самого начала эпопеи с кришнаитским храмом. Само выделение дорогостоящей земли в центре города выглядит более чем подозрительно. Совершенно синхронные ложные заявления Ресина, о том, что строительства храма не будет, и снижение информационной активности кришнаитов наводит на мысль о скоординированности действий, и даже существование единого штаба, в который входят представители московского руководства и лидеры кришнаитов. Ответ заместителя председателя Комитета по связям с религиозными организациями г. Москвы К.Л. Блаженовна на депутатский запрос о правомерности выделения гектара земли на Ходынском поле кажется списанным с рекламного буклета кришнаитской секты. Если учесть, что строительство храма, как и саму «благотворительную» деятельность кришнаитов финансирует «Фонд Форда», то остается только догадываться о том, какова степень небескорыстности высшего московского чиновничества. К сожалению, ослепленные жадностью люди не понимают, что все может кончиться для них плачевно, как закончились контакты с Аум-Сенрикё. В связи с последними терактами в Беслане, российское руководство начинает серьезную борьбу с коррупцией, а многие чиновники из московского руководства — первые кандидаты на серьезную проверку. При этом сами кришнаиты похваляются своей добротой и милосердием, забывая, что истинная доброта никогда не кичится собой и рекламирует себя. Вот что пишет о «сектантской милостыне» святитель Николай Сербский: «Но почему ты не спросишь себя: за чей счет они издают свои книги? За свой или за чужой? Очевидно, что не за свой, очевидно, что они покупают души за чужие деньги, и известно, что за каждую получают награду от своих хозяев… Они превратили веру в торг, и ты готов стать товаром… Бойтесь сектантов, дары приносящих, бегите от них, как от огня. Они дают материальное, чтобы отнять духовное». Информационный шлейф, посвященный передаче Ватиканом списка Казанской иконы Божией матери в Россию, был растянут журналистами и на прошлую неделю. Так, об этом событии двухнедельной давности продолжали писать автор «Времени новостей» Ирина Белашева — статья «Любимую икону Папы Римского Патриарх Алексий определил в свою резиденцию», корреспонденты «Коммерсанта» Павел Коробов и Максимилиан Путилов — статья «Богоматерь приехала в Кремль на Volvo», автор той же газеты Екатерина Воробьева — статья «Икона — за монастырь», журналист «Труда» Валерий Коновалов — статья «Факты и мифы вокруг возвращение Казанской иконы Божией Матери» и другие. После богослужения в день праздника Успения Богородицы 28 августа Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы журналистов о взаимоотношениях РПЦ и Ватикана, в том числе, в интервью шла речь и о переданной в дар иконе Богородицы. «Патриарх Московский и всея Руси Алексий призвал католиков и протестантов к коренному изменению своей политики по отношению к православным и осудил «безудержный прозелитизм» христиан Запада в пределах Русской Православной Церкви», — сообщает «Newsru.com». «Я обращаюсь к христианам Запада с призывом прекратить заниматься «кражей овец» и вспомнить о нашей общей ответственности перед миром… быть свидетелями Истины Спасителя, а не расхитителями стада соседей», — заявил Патриарх в интервью итальянской газете Corriere della Sera. Полный текст интервью опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви. Между тем, невзирая на все обращения Патриарха Алексия, униаты решили активизировать свою деятельность на территории России: «Участники униатского «собора», объявившего о возрождении греко-католического экзархата в России, обратились к Папе Римскому с просьбой утвердить это решение», — сообщает сайт «Седмица.Ru». "Российская газета» в статье «Бог не по силам крест не дает» рассказывает о жизни и смерти святой преподобномученицы, великой княгини Елисаветы Федоровны. Рассказывая о последнем году жизни преподобномученицы, о том, с какой болью она переживала происходящее в России, автор статьи Александр Рогов цитирует письмо великой княгини, написанное весной 1917 года графине Александре Олсуфьевой: «Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет».