Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина31.08.2004 

ВРЕМЯ РЕВАНША РЕЛИГИИ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 23 — 30 августа, — Итоги Синода. — О знании истории. — Общее дело Церкви и власти. — Возвращение русского языка. — Участь России. — Постсекулярная эпоха.- Интеллигентное предательство.

На прошлой неделе в России произошла трагедия — взрывы двух самолетов. «В связи с катастрофами самолетов Ту-154 и Ту-134, выполнявших рейсы из московского аэропорта „Домодедово“ в Сочи и Волгоград, Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил телеграммы соболезнования митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору и митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману», — сообщает «Епархия.Ru». Патриарх выразил искреннее соболезнование в связи трагической гибелью пассажиров двух авиарейсов и попросил «силами духовенства епархии оказать необходимую духовную помощь, моральную поддержку всем потерявшим родных и близких».
На прошедшей неделе продолжалось обсуждение итогов заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 17 августа. Как сообщает сайт «Мир религий», На заседании был одобрен проект регламента, программы и повестки дня Архиерейского Собора, который намечено провести 3−8 октября в Москве. «Среди других вопросов, Архиерейский Собор рассмотрит вопрос об общецерковном прославлении одной из самых почитаемых в России святых — блаженной Матроны Московской». «Кроме того, Синод обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру (Котлярову) с просьбой продолжить архипастырское служение в своей епархии».
Также Синод одобрил ход переговоров между комиссиями Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) по преодолению разногласий. «Синод РПЦ считает „необходимым отказаться от возбуждения судебных исков и прекратить существующие судебные дела“, а все конфликтные ситуации предлагается рассматривать на церковном уровне».
Журналы заседания Священного Синода от 17 августа 2004 г. опубликованы на сайте «Седмица.Ru».
Как отмечает сайт «Newsru.com», «в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) приветствуют постановление Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) о необходимости прекратить с нею судебные споры».
Тему восстановления нормальных взаимоотношений между Русской Православной Церковью и РПЦЗ поднимает в своей статье «Пора нам уже знать свою историю» протоиерей Александр Лебедев. Материал опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей. Он отмечает, что перемена в отношениях «является абсолютно естественным последствием фундаментальных перемен в общественной и церковной жизни в России за последние пятнадцать лет»: «Русская Церковь свободна в своей деятельности — издается духовная литература, открываются семинарии, мужские и женские монастыри, строятся и реставрируются церкви, открываются церковные школы, и т. д. Церковь теперь открыто говорит о тяжелых временах гонений от советской власти. Строятся большие храмы, посвященные Новомученикам и Исповедникам Российским, во всех храмах имеются их иконы, и особенно, иконы свв. Царственных Мучеников Николая II и его Семьи. … И мы должны задаться вопросом — хотим ли мы быть частью этого потрясающего духовного возрождения или нет?»
Протоиерей Александр Лебедев выступает против обвинений в адрес руководства Русской Зарубежной Церкви в «сдаче своих исторических позиций» и «принятии нового курса». Как отмечает автор, подобные обвинения — «проявление своего полного незнания исторического пути Русской Зарубежной Церкви», который «ясно определен в основополагающих документах нашей Церкви, в соборных посланиях нашего Собора Епископов, а так же и в таких документах как „Завещание“ митрополита Анастасия». Он подробно рассматривает названные документы и доказывает, что «шаги, ныне предпринимаемые Зарубежной Церковью, абсолютно последовательны в исторической перспективе, как изложено в основных документах и фактически диктуются ими».
Затем автор комментирует и другие документы, в частности, «Обращение мирян» от 27 июня 2004 г., а также делится своими личными впечатлениями от пребывания в России: «В России наблюдается замечательное духовное возрождение, чему я сам свидетель… Окончательная реальность видна: Русский народ уже высказался. Для него существует только одна Русская Церковь — та, которую возглавляет Московский Патриарх… Мы должны быть с русским народом и телом и душой, в молитвенном общении с ним и с Русской Церковью на родине. Это именно тот момент, который с нетерпением ждали наши наставники Первоиерархи Зарубежной Церкви и ее великие духовные руководители — быть едины с верующими русскими людьми на Святой Руси».
Для светских СМИ заседание Синода оказалось очередным поводом выступить со своим очередным драгоценным суждением по поводу не только отдельных иерархов, Патриарха Алексия, но и в целом Церкви. Так, автор «Новых Известий» Михаил Поздняев в своем материале «А вас я попрошу остаться…» высказал массу досужих доводов по поводу здоровья Патриарха Московского и всея Руси, по поводу несостоявшегося ухода на покой митрополита Владимира (Котлярова) и т. д. Обвинения против Церкви, в том, что, де она не является народом Божиим, нужны были автору лишь для того, чтобы в очередной раз позлобствовать по поводу нормальных взаимоотношений Церкви и светской власти, который так раздражают журналистов.
Портал «Соотечественники» также касается проблем взаимоотношений Церкви и власти: «должна ли, вправе ли Церковь сотрудничать со светской властью? Митрополит Рижский и всея Латвии Александр решает его однозначно: должна и вправе. Ибо это работает на единство общества, которого нам так сегодня недостает». В интервью митрополит Рижский и всея Латвии Александр отмечает: «Наши традиционные конфессии заслуживают того, чтобы на их нужды обратили внимание и законодатели, и правительство, и местные власти… Церковь и структуры управления государством работают на одно общее дело — помогать людям. Если государство заботится о правовой, социальной и экономической составляющей нашей жизни, то Церковь радеет о моральных ценностях, о духовной жизни». Также митрополит рассказывает о положении Православной Церкви в Латвии, о законодательных шагах, которые предпринимаются для нормализации ситуации между конфессиями и властью.
Между тем, ситуация в Латвии далека от нормальной. «Девять общественных организаций Латвии, в том числе «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ), Латвийский комитет по правам человека, Русская община Латвии и Русское общество в Латвии, направили открытое письмо в парламент страны с требованием «срочной и безоговорочной ратификации Всеобщей конвенции по защите прав нацменьшинств», — сообщает из Риги журналист «Газеты» Константин Казаков в статье «Русский для русских».
Он отмечает, что «эта конвенция подразумевает недопустимость дискриминации нацменьшинств, прежде всего по языковому признаку и в области образования». Дело в том, что «в Латвии вступила в силу реформа образования, предусматривающая перевод школ национальных меньшинств (в основном русскоязычных школ) на латышский язык обучения. Для 36 процентов русскоязычных жителей Литвы, общее население которой составляет 3,2 миллиона человек, это решение означает фактический отказ в праве на образование».
«Защитники русских школ подали иск в Конституционный суд Латвии», — сообщает сайт «Регионы России». «Это уже вторая попытка оппозиции оспорить ход школьной реформы в Конституционном суде Латвии. Ранее депутат от Партии народного согласия Борис Цилевич подавал иск в эту инстанцию как частное лицо».
Как сообщает «Страна.Ru» в понедельник в Латвии начались массовые акции протеста русских школьников и их родителей, направленные против вводимой властями страны реформы русских средних учебных заведений. 23 августа в полночь «10 русских родителей начали бессрочную голодовку. Среди них есть врачи, предприниматели, журналисты и учителя русского языка и литературы. Пик акций протеста придется на 1 сентября, когда в Риге пройдет многотысячный митинг».
Гонения на русский язык в странах бывшего Советского Союза знаменуют собой некое мнимое утверждение вновь образовавшихся независимых государств своей независимости от России, самостийности, значимости. Однако, по мнению болгарского русиста Митко Димова, русский язык в период глобализации переживает свое «триумфальное возвращение». Автор отмечает, что при «глобализации в человеческом общении самыми важными оказываются языки отдельных народов». Сегодня «Европа знаний», которая восприняла новый вызов времени, играет главную роль в построении зоны европейского высшего образования. Одной из важных задач европейского образования, отмечает автор, является постижение согласованности языковых программ посредством унифицирования учебного содержания: «в настоящее время наблюдается усиленное стремление всех европейских стран к интеграции обучения русскому языку. Русский язык был и остается языком международного общения, как средство объединения людей разных национальностей и включения его в общее информационное пространство. Посредством русского языка культуры многих народов стали известны всему миру… В результате этой новой языковой политики в большинстве европейских стран обучение русскому языку превратилось в обязательную учебную дисциплину. Вот и некоторые конкретные данные. Резко усилен интерес к русскому языку в Италии, Германии, Чехии, Словакии, Сербии, Финляндии, Голландии и др.».
Автор рассказывает читателям, где и как конкретно изучается русский язык. «Наперекор всем бедам в мире Россия работает во имя добра. Результат этому — организованные многочисленные международные мероприятия в области образовательной политики — курсы квалификации и переподготовки преподавателей, ежегодных олимпиад, симпозиумов и конференций, международных ученических лагерей и т. д.», — делает вывод Митко Димов.
Ситуация в Косово остается в центре внимания средств массовой информации. Как сообщает автор газеты «Труд» Сергей Стефанов, посетившая Косово делегация из США «пришла в ужас от увиденного». «Нападения албанских экстремистов на православные церкви и монастыри Косово — это война со всей христианской цивилизацией. США и международное сообщество не должны закрывать глаза на те бесчинства, которые творятся на этой земле». Такое заявление сделал руководитель делегации религиозных общин США, президент Института религии и общественной политики Джозеф Грибоски после посещения сожженного албанцами древнего монастыря Девич. «Тон комментариев в сербской прессе по следам визита сводится к тому, что Запад постепенно начинает осознавать, какое «дитя» он выпестовал своими руками в центре европейской христианской цивилизации. Вот только не наступит ли это прозрение тогда, когда изменить ничего уже будет нельзя?».
Нельзя не заметить, что именно США являются «организаторами» Косовской разрухи. По мнению Максима Калашникова, высказанному в статье «Уготованная нам участь» в журнале «Русский предприниматель». Россию ждет не менее трагическое будущее. Автор анализирует несколько докладов «иностранных стратегов» и отмечает, что они «планируют пышные похороны нашей страны». «Запад убежден, что Россия с большой долей вероятности превратится в страну-банкрота, в «зону бедствия», которую уже сегодня нужно обкладывать военным кордоном».
«Очевидно, что на Западе нас просто списали со счетов. Во всяком случае, их аналитики, влияющие на политиков. Их доводы очень серьезны. Но так ли безнадежно наше положение? Западные эксперты не предусматривают еще одного варианта развития событий: того, что мы сможем мобилизоваться и применить прорывные технологии во всех областях. Технологии производственные, гуманитарные, военные, социальные, которые в совокупности создадут Русское чудо», — так заканчивает свою статью Максим Калашников.
В проблеме глобализационного покорения мира, который осуществляется в мире, есть еще один аспект — религиозный. Именно его рассматривает в своей статье «Постсекулярная эпоха» обозреватель сайта «Религия и СМИ» Александр Кырлежев.
В «заметках о религиозно-культурной ситуации» он пишет о том, что, так называемая постхристианская эпоха и «секулярный проект», восходящий к эпохе Просвещения, приблизились к своему логическому концу. «Сегодня есть достаточно причин и оснований говорить о том, что, поскольку процесс секуляризации завершен, наступила (или наступает) постсекулярная эпоха», — считает автор. «Начало постсекулярной эпохи совпадает с началом эпохи постмодерна. Постмодерн — это реакция на монологизм Просвещения, духовная контрреволюция. Исторически он замешан на пафосе борьбы с тоталитаризмами XX века… Постмодерн — против религиозного тоталитаризма (то есть «тоталитаризма» религии) не потому, что он религиозный, а потому, что он тоталитаризм. Но одновременно он отверг новоевропейское представление, что религия обречена на то, чтобы быть тоталитарной, подавляющей индивида, что религия — это, прежде всего, и по преимуществу репрессивная идеологическая институция. Постмодерн понял религию не как религиозную институцию, церковь, претендующую на доминирование. Постмодерн дал свободу религии, религиозности и тем самым обозначил в «европейской культурной истории» начало постсекулярной эпохи… Однако специфика постмодерна в том, что он, подняв религию со дна, одновременно погрузил ее в пространное пост-идейное море «сингулярностей», «симулярков», «ризом» и прочих гадов, ихже несть числа, — в пространство абсолютного культурного плюрализма… В отличие от модерна, постмодерн ничего не имеет против религиозности и религиозных традиций как таковых, но он отказывает им в праве быть доминирующими и определяющими для «посткультуры».
«Постсекулярная эпоха не означает десекуляризации в смысле отмены результатов секуляризации и возврата к старому… Постмодерн сохраняет и усиливает ситуацию абсолютной свободы и плюрализма. Но он дискриминирует религию тем, что позволяет ей быть вместе и наряду со всем остальным… Таким образом, эта безыдейность постмодерна обнаруживает его как нового врага религии как религии. Если секуляризм загонял религию в религиозное гетто, то постсекуляризм постмодерна впускает ее в себя и «растворяет» в себе. Религия может присутствовать везде вместе и наряду с секулярным, однако, не в старых формах. Например, не в форме церкви как социального и культурного института, претендующего на всеобщность, на доминирование в культуре». По мнению автора — это и есть новый вызов религии.
Далее автор рассматривает особенности положения религии в «постсекулярную эпоху», а также ее стержневые черты. «Религия, которая, оставшись, несмотря на попытки ее нейтрализации и уничтожения, находилась в ситуации антагонизма с секуляризмом модерна, теперь сопротивляется релятивизации, «опостмодерниванию"… И в этой ситуации религия традиционная, многовековая выступает, со своей стороны, именно как Религия — со своей Истиной, традицией и особым опытом. Она выступает и против секуляризма, и против плюрализма «сект». «Но, быть может, наиболее важным является то, что религия снова начинает выполнять интегративную функцию, которая выражается в ее способности служить идентификатором для членов не только конфессиональных, но и национальных, этнокультурных, цивилизационных и иных общностей… Религиозная маркировка стала абсолютно нормальной, и без нее трудно обойтись. Важно отметить, что в условиях культурного постмодерна и глобализации идет борьба за этническую и этнокультурную идентификацию и, соответственно, солидарность. Но сегодня, в ситуации кризиса идеологии и практики «национального государства» (феномен модерна), такая консолидация невозможна без религиозной составляющей». И сегодня, когда казалось бы секуляризм вытеснил религию, она возвращается на политическое, культурное, общественное пространство: «Секуляризм, победоносно занявший место Религии, в этой победе сам утратил свою власть — потому что она была сконструирована в соответствии со старой религиозной парадигмой. Секуляризм одержал пиррову победу. Теперь время реванша религии — в самых разных ее формах и проявлениях. И на самых разных «площадках».
В свете вышеозначенной статьи Александра Кырлежева очень интересно проанализировать провокацию в Сахаровском центре, произошедшая уже более полутора лет назад, а также реакцию сторон на произошедшее. Информационных хвост за событиями в Сахаровском центре тянется (а вернее сказать, искусственно выращивается, до сих пор). В том числе и в иностранных СМИ. Так автор немецкой газеты «Sueddeutsche Zeitung» Соня Цекри в статье «Президент и религия — табу» считает, что «художники и литераторы снова ощутили атмосферу советских времен. Патриотизм в моде, авангардизм не востребован». Вполне очевидно, что данная статья написана в защиту директора Сахаровского центра Юрия Самодурова не бескорыстно. И не из любви к искусству. Просто международные правозащитные организации, добросовестным исполнителем идеологии и программ, которых многие годы был Ю. Самодуров, пытаются хоть как-то «защитить» своего «сотрудника». Несколько вяло, но все же регулярные попытки сделать из Самодурова и кампании мучеников за свободу и искусство, гонимую интеллигенцию и непонятых искателей смыслов не оставляются.
Как продолжение темы предательства «интеллигенцией» своих культурных и религиозных корней — статья Сергея Кара-Мурзы с сайта Contr-tv, републикованная «Русской линией», в которой рассматривается проблема разрушения религиозного чувства и разрушения государства как две взаимосвязанные вещи. По мнению автора, «большинство граждан РФ переживали развал СССР как горе, а крушение советской идеологии пытались компенсировать возвратом к традиционным для нашей страны религиям (прежде всего, Православию). А наиболее радикально-демократическая и прорыночная часть образованного слоя заняла крайне антисоветскую позицию и стала верить не в Бога, а в телепатию и снежного человека». Именно интеллигенция, считает Сергей Кара-Мурза, — предала «советский проект» и, одновременно с ним, то «религиозное чувство», которое, несмотря на все гонения на Православную Церковь во время советской власти, сохранилось в массах.
На сайте «Радонежа» теме интеллигенции посвящена статья иеромонаха Макария «Интеллигент между Христом и истиной». Отметив различные взгляды и трактовки в определении феномена интеллигенции, автор отмечает: «более глубокое наблюдение принадлежит Г. П. Федотову, который критерием интеллигентности полагал «наличие идеала, заменяющего религию». Интеллигентный человек в такой системе взглядов с необходимостью должен быть оторван «от быта, от национальной культуры и религии».
Однако автор хотел бы «обнаружить фундаментальные качества и коренные особенности, отличающие судьбу интеллигента в человеческом обществе независимо от времени и места». Для этого автор анализирует роман Достоевского «Идиот», в котором князь Мышкин выступает, по мнению о Макария, тем самым образом интеллигента, на примере которого и можно найти ответ на поставленный вопрос.
Между тем, усилиями «постсекулярной» интеллигенции в школах вместо основ православной культуры вводится «универсальный» и фактически атеистический предмет «основы мировых религий» Об этом статья Анны Качуровской «Закон многобожий» в «Коммерсанте». «Вчера глава департамента образования Москвы Любовь Кезина объявила о том, что в новом учебном году в московских школах будут преподавать новый учебный курс — «Основы мировых религий». Таким образом, Любовь Кезина, не дожидаясь министерских указаний, поставила точку в давнем споре между властями и Русской Православной Церковью о том, каким быть религиозному просвещению в школах», — отмечает автор.
Анна Качуровская рассказывает о том, какие предпринимались попытки для введения в школе предмета основы православной культуры, и о том, какое противодействие встречали сторонники введения этого предмета в школы: «Самым ярым противником введения такого курса в школы была руководитель столичного департамента образования Любовь Кезина. В московских школах «Основы православия» не появились ни в рамках школьной программы, ни факультативно. Более того, госпожа Кезина отказалась исполнять федеральное распоряжение, позволяющее церковным воскресным школам арендовать помещения в общеобразовательных учреждениях. Желая сохранить школу светской, столичный департамент образования уже с 1 сентября введет новый курс для старшеклассников — «Основы мировых религий». Такая идея давно обсуждалась в Министерстве образования, однако ни учебников, ни программ выпущено не было. Не дожидаясь директив министерства, Москва заказала учебник, описывающий историю четырех мировых религий (христианства, иудаизма, ислама и буддизма) издательству «Московские учебники», по которому дети начнут учиться уже в этом учебном году». «Я боюсь, что этот курс будет преподаваться с советским атеистическим акцентом — это будет оскорблять чувства верующих детей, ведь учебник с нами не был согласован», — высказал свои опасения Ъ заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви протоиерей Всеволод Чаплин.
Пока же встречи школьников с Православием остаются делом частной инициативы отдельных людей. Об одном таком — священнике Дионисии — рассказывает корреспндент ОРТ Елена Жеренюк. «В Омске настоятель одного из городских храмов нашел эффективный способ занять подрастающее поколение. Чтобы дети не болтались по улице без присмотра, в свободное время отец Дионисий играет с ними в футбол… Еженедельное первенство собирает на поле несколько дворовых команд. В машине у батюшки всегда есть пара запасных кроссовок, на тот случай, если придут играть мальчишки из соседнего детского дома… Родители против такого общения детей с батюшкой не возражают. Говорят, что есть в этом положительный момент. Вот только помогать, почему-то не спешат. И шоколадки для победителей батюшка по-прежнему покупает на свои».
В Саратове разгорается скандал вокруг предполагаемого строительства в центре Саратова храма «Церкви Иисуса Святых последних дней» (мормонов). «Епископ Саратовский и Вольский Лонгин обратился к местным властям с просьбой не допустить строительства», — сообщает корреспондент «Независимой газеты» Светлана Бочарова в статье «Антимормонская оборона на Волге». «К протестам православных присоединились и мусульмане… Мукаддас Бибарсов сообщил журналистам на специальном брифинге, что в своем обращении к властям он также выразил обеспокоенность строительством мормонского храма». Однако, как и в ситуации со строительством в Москве кришнаитского храма, «саратовские власти на разгорающийся конфликт публично не реагируют». Автор статьи, видимо, исходя из принципа одной ей ведомой справедливости, последние три абзаца своего материала посвящает «гонимым» мормонам (а также кришнаитам и центру йоги «Центр позитивного мышления»). Мол, не понимаю, бедолаги, в чем суть претензий к ним. Видимо, недоумевает и автор, как бы намеренно не завершая статью, оставляя в конце этот вопрос без ответа.
Пышную пиар-кампанию вокруг возвращения в Россию списка с иконы Божией Матери «Казанская» можно было наблюдать на прошлой неделе. Практически все журналисты светских СМИ отметились в этой теме, количество статей о «возвращении» побило все рекорды. Даже возвращением в Россию чудотворной — той самой — Тихвинской иконы Богородицы не вызвало такого ажиотажа среди журналистов.
В начале недели журналисты писали о том, что Папа Римский делает «неудобный подарок» Русской Православной Церкви. «Он назван «неудобным» в связи с тем, что «Патриарх Алексий, Русская Православная Церковь и бывшая советская бюрократия, несмотря на кропотливую деятельность представителя Ватикана в России, архиепископа Антонио Меннини, не испытывают чувства симпатии и не совершают дружественных жестов в отношении католиков», — Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. сайт «Мир религий». Католическая сторона постаралась превратить передачу иконы не просто в шумное информационное событие, но и в очередной раз напомнить о своих намерениях «утеплить» отношения. Однако делается это, почему-то не путем действительного решения назревших проблем и конфликтов, а пиар-акциями: «По мнению ряда экспертов в области религии и государственно-церковных отношений, приглашение митрополита Кондрусевича и группы московских католиков в Успенский собор Кремля могло бы стать знаком потепления отношений между католиками и православными в России», — сообщает «Благовест-Инфо».
РИА «Новости» еще раз напоминает читателям, что передаваемая в Россию икона не является утраченным чудотворным образом: «Когда Папа Римский объявил о намерении вернуть в Россию находящийся в его покоях Казанский образ, была проведена экспертиза. Специалисты из Ватикана и России установили, что икона, хранящаяся у Понтифика, была выполнена в конце XVIII века и, таким образом, является списком с прославленного Казанского образа».
Надо отметить, что информационный шум, сопровождавший намерения Папы Римского вернуть икону в Россию, вызывает некоторое недоумение и удивление столь настойчивой и демонстративной благотворительностью: «Надеюсь, возвращение этой иконы положительно скажется на дальнейшем развитии отношений между двумя Церквами», — подчеркнул Кондрусевич. По его словам, папа «прикладывает титанические усилия для развития межхристианского единства» и «давно уже хотел вернуть Казанскую икону ее хозяину, то есть Русской Православной Церкви». Правда, митрополит не уточнил, что мешало сделать это уже 11 лет назад, когда краденая икона появилась в Ватикане, и зачем нужно было ставить условием ее возвращения законному владельцу согласие на приезд понтифика в Россию».
«Впервые за тысячу лет раскола Западная Церковь возвращает святыню Церкви Восточной», — отмечает корреспондент «Вестей» Сергей Иезуитов. Надо отметить, что за эту тысячу лет во время походов крестоносцев, например, было разграблено множество православных храмов. И святыни эти, естественно, никто уже и не просит вернуть. Поэтому странно выглядит заявление автора о том, что Ватикан «не скупится на жертвы».
О возвращении иконы в Россию написали журналисты «Коммерсанта» Павел Коробов и Евгений Хвостик — статья «Папа простился с Божией Матерью», обозреватели «Независимой газеты» Александр Петров и Дмитрий Урушев — статья «Папа думает, что его пустят в Россию», автор «Времени новостей» Анна Шпак — материал «Подарок последней надежды», Эля Вермишева из «Газеты» — публикация «В Россию вернулась Казанская Богоматерь», Мария Соколова из «Российской газеты» — статья «Взятие Казанской». Также об этом сообщали телеканалы НТВ, Вести и другие.
«Передача иконы Казанской Божией Матери в дар Патриарху Алексию от Папы Римского Иоанна Павла II не приведет к улучшению отношений между Русской Православной Церковью и Ватиканом. Такое мнение высказал в интервью РИА «Новости» и.о. председателя Методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям Александр Щипков. «Сам факт передачи иконы не может улучшить отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом. Это событие свидетельствует не столько о реальном улучшении отношений между двумя церквами, сколько о демонстрации этого улучшения», — цитирует его слова информационное агентство. «По его мнению, такая передача не на столько значимое событие, которое может стать «тектоническим сдвигом» в православно-католических отношениях.
Как отмечает «Newsru.com», «в Московском Патриархате благодарят Ватикан за намеченное на 28 августа возвращение в Россию «одного из поздних списков Казанской иконы Божией Матери» и ждут «более значимых» шагов, направленных на урегулирование отношений между Церквами». «Хочется надеяться, что за этим символическим актом последуют и другие, более значимые для наших верующих шаги, направленные на урегулирование православно-католических отношений», — заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «Он пояснил, что имеет в виду «отказ от миссионерской, прозелитической деятельности среди людей, принадлежащих к православию по вере, крещению и духовным корням, а также исправление нынешнего положения верующих канонической Православной церкви в западных регионах Украины». Также он отметил, что возвращение иконы не только акт доброй воли, но и справедливости.
Татарские националисты также решили подзаработать себе очки на громкой пиар-акции, присоединится к информационным потокам и «прогреметь». Как сообщает «Русская линия» девять активистов Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) выступили с протестом «против возвращения в Казань «ватиканского» списка Казанской иконы Божьей Матери». «Одновременно Президиум ВТОЦ обратился с открытым письмом к Иоанну Павлу II, опубликованном сегодня в газете «Звезда Поволжья», наполненное дикими и безграмотными обвинениями в адрес Русской Православной Церкви и государства Российского.
Статью памяти протоиерея Николая Гурьянова, два года со дня преставления ко Господу которого исполнилось 24 августа, публикует «Русский дом». «Дверь открывалась, и на крылечко выходил батюшка. Все замолкали и впитывали исходящий от него чистый умиротворяющий свет…
— Как спастись? — задавали о. Николаю самый важный для православного христианина вопрос.
— Подвигом.
— Каким?
— Как сейчас… Скорбишь — только не унывай и ни на кого никаких мыслей плохих не имей, всецело проси: «Господи, помоги и спаси всех, у кого горе». Молись за детей, за ближних, у кого горе, за здоровых, за больных; и за тех, которые тебя обижают, проси: «Господи, прости их», и Господь даст по вашим молитвам как надо. Душу надо спасать. Тело-то наше слабенькое: упало в могилку и разложилось, а душа-то бесконечная, живая».
Авторы газеты «Труд» Ксения Дубичева и Валерий Коновалов в статье «Тайный промысел загадочного странника» рассказывают о паломничестве к мощам праведного Симеона Верхотурского, 300-летие перенесения мощей которого празднуется в этом году, приезжает множество людей. «Нынешние празднества начались в Верхотурье с молебна в честь святого. Возглавил богослужение митрополит Климент. А участниками, кроме тысяч паломников, стали многие видные священники и государственные деятели… Главными участниками торжеств были все-таки не высокие гости, а самые обыкновенные паломники со всех концов России. Ради именно таких людей и жил святой Симеон».
Неделя завершилась праздником Успения Пресвятой Богородицы. В Иерусалиме торжества начинаются за три дня до праздника. В память священных событий, произошедших с Богородицей в последние три дня ее земной жизни, в Иерусалиме совершается великий крестный ход от подворья храма Успения, так называемой Малой Гефсимании, расположенной прямо напротив храма Воскресения Христова, до Гефсимании, что в Кедронской долине. О том, как он проходит, рассказывает инокиня Амвросия на сайте Русской Православной Церкви Заграницей.
«После крестных страданий Спасителя по Его завету Богоматерь оставалась на попечении возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова. За три дня до Успения Ее посетил архангел Гавриил и, вручив Богоматери райскую ветвь, известил о скором Ее отшествии из мира сего», — пишет автор «Русского дома» Марина Анашкевич.
«В назначенный день у Владычицы чудесным образом собрались апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных концах земли. Настал третий час, и тут внезапно заблистал неизреченный Божественный свет, и все увидели в его лучах Самого Иисуса Христа в окружении множества ангелов и святых. Просветленная и без всяких телесных страданий, словно засыпая, Богородица предала душу в руки Сына Своего и Бога». Апостолы погребли Ее пречистое тело в Гефсимании у Елеонской горы. Один из апостолов, Фома, лишь на третий день прибыв в Гефсиманию, очень скорбел, что не дал Богоматери прощального целования. По его неотступной просьбе апостолы открыли гроб, но обнаружили в нем только погребальные пелены.
Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение и увидели в воздухе окруженную ангелами Божию Матерь, в сиянии небесной славы.
— Радуйтесь! — приветствовала Она апостолов. — Я с вами во все дни и всегда буду Молитвенницей вашей пред Господом».
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) в своем «Слове на литургии в праздник Успения Божией Матери» говорит: «празднуя Успение Божией Матери, … мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в ту жизнь, которая нам откроется в конце времен. Поэтому и мы можем праздновать сегодня с полной радостью день Успения Божией Матери, когда с Нее упали узы тела, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога, перед лицом Бога и Отца. Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя. Это торжество жизни, но это для нас и свидетельство о том, что воскресение — не пустое слово, воскресение — не иносказание, но что все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества — и душой, и духом, и плотью — в вечность, в радость вечную Господа нашего.
Поэтому возрадуемся и возвеселимся в этот день! И как дивно, что Русская Церковь, еще в одиннадцатом веке, прозрела эту тайну, так восприняла тайну Божией Матери, тайну жизни и смерти и воскресения и последнего торжества, что сделала этот праздник Праздником Церкви Русской!».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru