Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина18.05.2004 

С ЛЮБОВЬЮ В РОССИИ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10−17 мая. — В ожидании визита. — Два интервью. — Первые дни в России. — Писатели у Патриарха. — Учебники по суперновейшей истории. — Реакция вместо мышления. — «Западнизм» ТВ. — Секты и анафемы.

Главной темой прошлой недели, вызвавшей острый интерес, как у светских, так и у церковных СМИ, стал начавшийся визит в Россию делегации Русской Зарубежной Православной Церкви во главе с митрополитом Лавром. Сообщения об предстоящем событии появлялись уже за несколько дней до прибытия зарубежных иерархов. «Визит митрополита Лавра продлится с 14 по 28 мая. График поездки пока уточняется, известно лишь, что 18 мая он встретится с главой Русской православной церкви Алексием II», — сообщает сайт «Регионы России».
Перед отъездом делегации РПЦЗ в Нью-Йорке был отслужен молебен о путешествующих. Согласно плану визита, «в первые дни своего пребывания в России Митрополит Лавр и сопровождающие его священнослужители посетят святыни Москвы и Московской области, включая Троице-Сергиеву Лавру… В 20-х числах мая делегация посетит святыни Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижегородской области и Курска».
В преддверии визита первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра в Россию Патриарх Московский и всея Руси Алексий дал эксклюзивное интервью агентству «Интерфакс». В частности, предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «сегодня мы являемся свидетелями значительного продвижения вперед в нашем сближении с Русской Зарубежной Церковью» и вопрос восстановления молитвенного общения «будет решаться на Архиерейском Соборе Московского Патриархата, который пройдет 3−8 октября в храме Христа Спасителя». «Когда произойдет объединение — ведомо сегодня только Господу Богу, но мы должны приложить все силы для осуществления этого великого святого дела. Нужно иметь добрую волю. Если она будет с обеих сторон, то, я думаю, не так уж много понадобится времени и для восстановления молитвенного общения», — сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
Как отмечает сайт «Newsru.com» со ссылкой на слова Патриарха Алексия, «в 1922 году, когда был образован Синод Русской зарубежной церкви, возглавлявший ее в то время митрополит Антоний (Храповицкий) сказал, что этот Синод имеет временный характер — до тех пор, пока Церковь в России не получит свободу… Я убежден, что на сегодня основные препятствия, которые затрудняют наше общение, уже преодолены», — добавил глава Русской Православной Церкви.
Главной задачей визита митрополита Лавра в Россию будет знакомство с жизнью Церкви в Отечестве, встреча с Патриархом и членами Священного Синода. Как отметил официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, «вслед за визитом главы Русской Зарубежной Церкви пройдет совместное заседание комиссий, работа которых будет направлена на то, чтобы было восстановлено наше единство». «Для Русской Православной Церкви значение воссоединения имеет, прежде всего, духовно-символический характер. Что же касается практических шагов, то воссоединение имело бы важное значение для более скоординированной пастырской деятельности за границей», — цитирует слова о. Николая «Седмица.Ru».
Также интервью агентству «Интерфакс» дал и предстоятель Русской Зарубежной Православной Церкви митрополит Лавр. Он сказал, что цель визита в Россию заключается в том, чтобы «встретиться с предстоятелем Русской Православной Церкви Московского Патриархата Патриархом Московским и всея Руси Алексием и членами Священного Синода и лично ознакомиться с положением вещей в церковной жизни России».
Он отметил, что «Русская Зарубежная Церковь стремится к достижению взаимного признания разорванных трагическими событиями частей единой Русской Церкви и к преодолению всех разногласий в духе покаяния, соборности и братолюбия. Судя по всему, обе части Русской Церкви готовы к честному и созидательному диалогу», — считает митрополит Лавр. Однако, отмечает он, «работа обеих церковных комиссий … будет нелегкой и процесс уврачевания всех ран, нанесенных Телу Русской Церкви, может оказаться достаточно долгим».
В сообщении того же агентства цитируются слова главы Русской Зарубежной Церкви о том, что он надеется, что противники сближения с Московским Патриархатом убедятся в своей неправоте: «Надеемся, однако, на то, что они со временем убедятся в коренных изменениях и вспомнят, что покаяние способно уврачевать все прежние раны».
В информациях «Радонежа» также рассказывается о визите зарубежной делегации, программе пребывания иерархов на российской земле и приводятся выдержки из интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Предстоятеля РПЦЗ Митрополита Лавра.
Также глава РПЦЗ Митрополит Лавр побеседовал с журналистом «Коммерсанта» Павлом Коробовым. В частности, предстоятель РПЦЗ отметил, что он надеется, что «предстоящий визит … станет началом предсоборного процесса, который приведет к разрешению вопросов и проблем, создавших преграды между разными частями Русской Церкви вследствие трагедии 1917 года, и восстановлению молитвенно-евхаристического общения через взаимное покаяние в ошибках и заблуждениях, допущенных в тяжелые для церкви годы». Также в интервью поднимаются имущественные вопросы, обсуждается возможное устройство Церкви в дальнейшем. Митрополит Лавр отмечает, что «радикально менять автономную структуру управления Русской Зарубежной Церковью на данном этапе не представляется целесообразным», так как «в течение более чем 80-летнего самостоятельного существования Русской Зарубежной Церкви она не только сохранила преемственность, традиции и обычаи Русской Церкви, но и приобрела своеобразие, способствовавшее ей в сохранении своего православного наследия в чужой, инославной среде… Положение Русской Зарубежной Церкви в странах мировой русской диаспоры имеет свою специфику. Правовое положение ее структур обусловлено законодательством стран пребывания».
В преддверии визита делегации РПЦЗ один из наиболее влиятельных архиереев Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Одесский и Измаильский Агафангел обратился к Патриарху Алексию и Митрополиту Лавру с призывом преодолеть разделение между Зарубежной Церковью и Церковью в Отечестве, сообщает сайт «Newsru.com». По убеждению митрополита Агафангела, сегодня «наступило время преодоления средостения между православными верующими одной поместной Церкви, возникшего из-за трагических событий революции и гражданской войны». Митрополит Одесский также выразил надежду на то, что в дни визита первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в Москву все чада Русской Православной Церкви будут совершать молитвы «о благоуспешности начатого общения». Полностью текст обращения митрополита Одесского и Измаильского Агафангела к глава Русской Православной Церкви и РПЦЗ можно прочитать на сайте «Единое Отечество».
«О воссоединении — взгляд из Зарубежья», — так называется статья Георгия Некрасова, посвященная проблеме многолетнего разделения и возможного воссоединения Русской Православной Церкви в России и за рубежом. В частности, он в отношении к вопросу о воссоединении выделяет в РПЦЗ четыре группы людей: «Первая, — это сторонники немедленного воссоединения; вторая, — это сторонники осторожного, постепенного сближения, впредь до полного воссоединения в будущем; третья, — это смущенные; четвертая, — это яростные противники всего, даже сближения. Эта последняя группа, в случае воссоединения неизбежно отколется от РПЦЗ. Это „непримиримые“. В своем материале он рассказывает о том, кто стоит за этими группами и с чем связаны их позиции. Кроме того, автор считает, что еще в 1991 году „Глава Династии, Великий Князь Владимир Кириллович по приглашению А. Собчака приехал, именно как Глава Династии, и после падения власти большевиков, на празднование возвращения Санкт-Петербургу его исторического имени. В С.-Петербурге его встретил Патриарх Алексий, встретил также, как Главу Династии“. Именно это должно было, считает автор, уже тогда положить начало восстановлению общения между Русской Православной Церковью и РПЦЗ. Но по ряду причин тогда этого не произошло.
14 мая делегация Русской Православной Церкви Заграницей прибыла в Москву. Фоторепортаж о прибытии зарубежных иерархов размещен на официальном сайте РПЦЗ.
Митрополит Лавр „выразил радость, ступив на российскую землю, однако комментировать свой визит до официальной встречи с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием делегация РЦПЗ не намерена“, — сообщает РИА „Новости“.
В аэропорту Шереметьево-2 Союз православных граждан передал митрополиту Лавру и делегации Русской Зарубежной Церкви обращение, в котором приветствуются прибывшие на русскую землю зарубежные иерархи и подчеркивается, что „нет таких проблем, которые мы, чада единой Церкви, не могли бы решить в духе любви и истины“.
В этот же день Патриарх Московский и всея Руси Алексий принял гостей в своей рабочей резиденции в Чистом переулке, — сообщает „Интерфакс“. „Патриарх Алексий тепло приветствовал своего высокого гостя. По русскому обычаю, первоиерархи троекратно поцеловались, после чего у них состоялась беседа. Собеседник агентства отметил глубину, искренность и братский характер этой встречи. По его словам, во время беседы было также заявлено, что начавшемуся процессу сближения альтернативы нет“.
15 мая Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию на территории Бутовского полигона, ставшего местом мученической кончины множества православных архипастырей, пастырей и мирян, за веру Христову пострадавших. Патриарху Алексию сослужили сонм архиереев Русской Православной Церкви, сотни клириков московских и подмосковных храмов. На богослужении присутствовала делегация Русской Зарубежной Церкви, возглавляемая ее первоиерархом Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви. Обратившись по завершении богослужения к верующим с первосвятительским словом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, в частности, сказал: „Чудо воскресения распятой России, обращения к отеческой вере миллионов ее чад стало ответом на молитвенное предстательство безвинных страдальцев. Ожили кости сухие, как в видении пророка Иезекииля (Иез. 37. 4). А сегодня — и это особенно дорого нам — вместе с нами впервые молились здесь члены делегации Русской Зарубежной Церкви во главе с ее первоиерархом, Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром. Здесь и теперь особенно ощущаем мы боль разделения нашего народа, порожденного революцией и кровопролитной гражданской войной. И здесь же обретаем мы уверенность, что и эта рана исцелится в лучах Солнца правды (Мал. 4. 2). Наш долг перед памятью жертв безбожного террора — служить великому делу духовного возрождения нашего Отечества и единения народа в спасительной вере, дабы никогда более не повторилась трагедия братоубийства“. О присутствии делегации РПЦЗ на богослужении в Бутово рассказывается и на официальном сайте РПЦЗ, где, кроме этого, размещены фотографии с места событий.
16 мая делегация зарубежных иерархов посетила Троице-Сергиеву Лавру. „В 9:30 началась Божественная Литургия, возглавляемая преосвященнейшим Феогностом, Епископом Сергиево-Посадским, в сослужении настоятеля Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) и 16 архимандритов и иеромонахов Троице-Сергиевой Лавры. Во время пения „Святый Боже…“ Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, Преосвященнейшие архиепископы Берлинско-Германский и Великобританский Марк и Сан Францисский и Западно-Американский Кирилл с архиепископом Корсунским Иннокентием проследовали царскими вратами в алтарь древнего Успенского собора. Священнослужители и другие члены делегации молились с правой стороны перед иконостасом“, — рассказывает об этом официальный сайт РПЦЗ. Также делегация встретилась со студентами Московских Духовных школ и посетила школу-интернат им. Преподобного Сергия Радонежского в селе Топорково. Фоторепортаж посещения Сергиева Посада также опубликован на том же сайте.
В статье Эли Вермишевой „Зарубежная Церковь возвращается в Россию“ рассказывается о программе визита делегации РПЦЗ, а также кратко излагается история недавно начавшегося процесса сближения Русской Православной Церкви и РПЦЗ. А корреспондент „Страны.Ru“ Мария Свешникова считает, что „визит главы Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополита Лавра в Москву начался в обстановке совершенной секретности“.
В эти же дни в северной столице готовятся отметить юбилей 300-летия одного из символов Санкт-Петербурга — Кронштадта: „Знаменитый Военно-морской собор в Кронштадте был и главным храмом российских военных моряков, и театром, и даже концертной площадкой… Кронштадт что на 300-летней дореволюционной марке, что дореволюционный на кинохронике — Военно-морской собор всегда доминанта. Храм и маяк видны из любой точки залива. Символ, без которого не могли представить ни один фильм советские режиссеры. Кадры из знаменитого „Мы из Кронштадта“ — последний кинодокумент 30-х, когда храм еще с крестом. К началу войны на куполе его уже не было“, — рассказывает корреспондент Вестей» Максим Киселев. «Как стратегический объект флоту собор больше не нужен, как база театра — тоже. Но церкви передать не получается. Решение никак не примут. „Он был духовным символом, мощью российского флота и того духовного богатства, которым обладали моряки“, — говорит отец Святослав, настоятель Никольского собора. Даже и крест над собором появился, и концерты запретили, но священников все равно пока пускают только на экскурсии».
Другой темой прошлой недели стала встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия с писателями, с членами Союза писателей России. «Встреча была приурочена к 12 съезду Союза, который пройдет 23−25 мая в Орле, предстоящему празднованию Дней славянской письменности и культуры», — сообщает сайт «Вести».
Об встрече рассказывает автор «Гудка» Ольга Лобанова в статье «Священный долг писателей». Во время встречи предстоятель Русской Православной Церкви «высказал особую озабоченность тем фактом, что десятки учебных пособий, разрешенных Министерством образования для использования в школах страны, по-разному трактуют нашу историю… Авторы некоторых учебников договорились до того, что благом для нашего народа могли бы стать поражение в Великой Отечественной войне и оккупация всей страны фашистами. Такого быть не должно, и в связи с этим задача школы не только давать знания, но и воспитывать подрастающее поколение на примере подвигов наших великих предков». Об этом же, более подробно, рассказывает другой автор этого же издания Александр Сегень в статье «Писатели у Патриарха».
Тема соответствия школьных учебников образовательным и воспитательным стандартам также обсуждалась в СМИ. «Министерство образования и науки РФ разрабатывает новые стандарты для школьных учебников истории и планирует убрать из школ большую часть альтернативных учебных пособий», — пишут авторы «Газеты» Инна Осиновская и Екатерина Бабкова в статье «Историю не переписывают». «На сегодняшний день через Федеральный экспертный совет прошло минимум 300 учебников по истории: от 15 до 30 по каждому курсу. На самом деле альтернативных учебников, у которых нет министерского грифа, гораздо больше». Как выяснила «Газета», в современных учебных пособиях «действительно часто встречаются не только различные трактовки исторических событий, но и пересматривается хронология. Есть даже и совершенно новые теории. Так, в книге авторского коллектива в составе А.И. Асова, М.Ю. Коновалова и художника П.В. Ильина «Древние арийцы. Славяне. Русь» … предлагается новая версия происхождения славян. Автор текста Александр Асов основывается на «Книге Велеса», которая, по его словам, является «величественным памятником письменной культуры (священные тексты новгородских волхвов VIII—IX вв.еков на дощечках) и ставит славян в один ряд с древнейшими культурными народами мира». При том, что большинство серьезных ученых историков считают дощечки подделкой, а историю их находки — мифом. Авторы современных учебников по-новому трактуют и события Великой Отечественной войны и другие исторические эпохи.
Серьезный гуманитарный проект, также неразрывно связанный с историей России, — «Православная энциклопедия» — будет расширен. Книга выйдет в 30 томах, сообщает РИА «Новости». «Ранее предполагалось, что это универсальное издание будет состоять из 25 томов. «Одна из основных причин — выполнение решения юбилейного Архиерейского Собора 2000 года по канонизации российских новомучеников. Сотни и сотни новых имен добавляются в каждый том энциклопедии», — пояснил Патриарх Алексий. По его словам, также было принято решение о включении в энциклопедию имен всех святых и крупных религиозных деятелей эпохи неразделенной Церкви (до разделения церквей на православную и католическую)».
Кроме того, в состав наблюдательного совета по изданию «Православной энциклопедии» вошли министры иностранных дел Сергей Лавров, культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов и образования и науки Андрей Фурсенко. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «Православной энциклопедии» присвоен гриф «учебное пособие». Председателем Общественного совета по изданию энциклопедии назначен спикер Госдумы Борис Грызлов.
Подробнее о самом проекте «Православная энциклопедия» рассказывается в статье Валерия Коновалова и Михаила Сердюкова «Религия и наука родили уникальный проект».
Интервью с руководителем Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» Сергеем Кравцом публикует «Труд». Материал называется «Кто такой — православный». Автор Валерий Коновалов задается вопросом: «Где та граница, за которой становишься верующим или перестаешь им быть? Можно ли, наконец, совместить настоящую веру с современной жизнью, где суета, бизнес, карьера, развлечения вроде бы не оставляют и места для забот о душе?». Например, на вопрос «Чем, как мне кажется, отличается сознание христианина от сознания другого человека?» Сергей Кравец отвечает: «Тем, что христианин не позволяет себе зло называть добром. Пусть он его совершает, но в сердце что-то ему говорит: ты совершаешь дурной поступок. И христианство тут абсолютно не амбивалентно. Не допускает никаких двойных стандартов. В отличие от некоторых других религий здесь, например, нет понятия «друг — враг». Враг только один — дьявол. Все остальные не враги. Поэтому нет, как у других, доблести в том, чтобы обмануть врага. Ты не имеешь права этого делать. Обманывая нехристианина, ты точно так же, как если бы это был и христианин, наносишь ущерб своей душе».
О моральном состоянии общества в связи с возникшим не так давно желанием владельцев обрушившегося зимой аквапарка «Трансвааль» возобновить работу развлекательного центра на месте трагедии рассуждает в интервью с журналистом «Российской газеты» Татьяной Владыкиной диакон Андрей Кураев. Материал назван «Заложники клипового мышления». В частности, о. Андрей отмечает, что «традиция в христианских странах всегда была такая — там, где произошла массовая гибель людей, должен быть памятник, место молитвы, памяти и скорби. А снова продолжать там развлечения — это несколько странно. … Одна из причин негативного отношения к современной России и русским людям в мусульманском мире как раз в том, что большинство населения нашей страны живет в абсолютно антирелигиозном режиме … Если мы хотим, чтобы терактов было меньше, если мы хотим, чтобы эти теракты вызывали меньше сочувствия среди мусульманских этносов Российской Федерации, нам необходимо научиться благоговейно относиться к таинству смерти. Если мы сами не ценим человеческую жизнь, тогда почему они должны ценить наши жизни? Если нам совершенно наплевать на боль, кровь, слезы своих людей, значит, по отношению к чужим мы еще безжалостнее?».
Те же, кто по-прежнему собирается развлекаться на месте трагедии в Аквапарке, кто в гостевой книге «Трансвааля» на сайте комплекса пишет о том, что придет на дискотеку, как только это станет возможно, «воспитаны в клиповом мышлении»: «Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. … Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок — больше туда не будем ходить… Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло».
Для того, чтобы остановить это нарастание бездумия и цинизма в обществе, считает Андрей Кураев, нужно задуматься о роли телевидения и школы: «В значительной степени на это влияет телевидение, которое последние пятнадцать лет ставит задачу на понижение: чем ниже планка допустимого, тем лучше. Советское телевидение при всех своих очевидных минусах всегда считало, что планку нужно поднимать выше, чтобы зритель тянулся, мог что-то пережить, понять, более высокое и серьезное. И, конечно, на ситуацию сильно повлияли не прекращающиеся последние 15 лет разговоры о том, что школа не должна никого воспитывать, она должна просто давать знания».
На сайте «Литературной газеты» философ и писатель Александр Зиновьев заявляет «Деморализующее начало царит на ТВ». В частности, он отмечает, что «весь период советской истории сфальсифицирован, и в первую очередь при активном участии СМИ, на 100%», так как «Россию вообще хотят вычеркнуть из мировой истории». «Телевидение сейчас — один из узловых элементов того, что я называю «ватиканами западнизма». В системе идеологического воздействия оно — важнейшее орудие. Ну, а российское ТВ еще выполняет такую дополнительную функцию, как роль медиатора, навязывающего стране ощущение подавленности, ощущение страны разгромленной и побежденной, холуйствующей перед Западом. Эта функция делает из российского ТВ абсолютного монстра. Причем такого монстра, что, если даже рассматривать худшие образцы западного телеэфира, вы там не увидите ничего подобного обрушиваемому на нас ежедневно центральными телеканалами… Весь негатив, царящий на телеэкране, быстро переходит в реальную жизнь… Надо признать все же самым страшным компонентом информационного воздействия пропаганду аморальности, насилия, растления и т. д.». Единственное, что этому можно противопоставить, считает Александр Зиновьев, «это говорить правду», о том, «что было у нас, что произошло на самом деле и с телевидением, в частности. О том, что нас ждет на самом деле».
Тема распространения сект в России обсуждалась на прошлой неделе в ряде изданий. Так в «Аргументах и фактах» опубликован материал Г. Метелицы «Секты по выкачиванию денег», в котором автор задается вопросом о том, как люди уходят в секту и чем наши отличаются от западных. На вопросы отвечают сотрудник Центра по реабилитации жертв нетрадиционных религий Александр Баранников, эксперт по нетрадиционным религиям Александр Дворкин и социальный психолог, эксперт по психологии влияния Евгений Волков.
Также темы распространения сект на Украине касается в своем интервью митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий (Свистун), интервью с которым републикует «Русская линия».
В статье «Анафема в ответ на аресты» диакон Андрей Кураев, касаясь конфликт вокруг законопроекта о свободе совести в Приднестровье, выступает против «жестких карательно-правовых мер против сект»: «Боюсь, что в итоге мы инициируем и поддержим принятие таких актов, которые, поначалу ограничивая секты, потом возжелают свое действие распространить и на нас самих». Подробнее об отношении религиозных лидеров к новому закону о свободе совести в Приднестровье можно прочитать на сайтах «Регионы России».
Непростой остается ситуация на Украине. На прошлой неделе священнослужители и верующие Львовской епархии молитвенным стоянием в Киеве призвали светскую власть Украины воспрепятствовать систематическим нарушениям прав верующих, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви. «Дискриминация верующих канонического украинского Православия по религиозному признаку отчетливо видна на фоне отношения властей к иным религиозным организациям. Так, львовские власти за тот же период предоставляли участки земли и помещения всем конфессиям, в том числе и новым религиозным движениям. Центральные власти, игнорируя положение верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата во Львове, одновременно оказали содействие украинской Греко-католической церкви в выделении в Киеве двух храмов, принадлежавших Украинской Православной Церкви, и участка земли под строительство собора, который униаты уже именуют «патриаршим».
Все напряженнее становится ситуация и в другом регионы Украины — Крыму. «Жители полуострова с тревогой ожидают начала массовых акций крымских татар, посвященных шестидесятилетию депортации… Традиционно за несколько дней до очередной годовщины на полуострове проходит серия крымско-татарских акций, а непосредственно 18 мая — большой митинг в Симферополе, на который еще ни разу не приходило меньше 10 тысяч человек. На этот раз, по оценкам украинских властей, активисты меджлиса, подстрекающие людей, выведут на улицы столицы полуострова около 40 тысяч крымских татар. О возможных провокациях 18 мая говорят представители как славянского, так и крымско-татарского населения», — пишет в статье «Крым: накануне черной даты» один из авторов сайта «Соотечественники» Сергей Тереньтев.
На сайте «Единое Отечество» этой проблеме посвящена статья Кирилла Фролова «Крымское Косово — накануне». Он отмечает, что в этом году к «меджлису» «присоединятся более 1000 боевиков УНА-УНСО, прибывающих в Крым»: «Эта организация известна захватами сотен православных храмов, сопровождавшихся массовым насилием, участием в войнах в горячих точках СНГ против России и ее союзников. Не исключено, что в Крыму будут организованы беспорядки, которые станут важным звеном в «каштановой революции», цель которой привести к власти Виктора Ющенко».
Свое мнение по этому поводу высказывает народный депутат Украины, председатель Всеукраинского объединения «Наследники Богдана Хмельницкого», председатель Верховного Совета Крыма в 1998—2002 гг. Леонид Грач: «Сценарий развития событий на 18 мая не может не вызывать тревогу. Радикальные лидеры крымских татар намерены провести пеший марш «Симферополь — Южное побережье Крыма» с требованием национальных привилегий — принятия закона о статусе крымского татарина, создания национально-территориальной автономии… Во что может вылиться такой марш — можно только догадываться, учитывая беспорядки с участием крымско-татарских радикалов, которые имели место в этом году… Я опасаюсь, что и 18 мая Куницын (крымские власти) и компания подыграют Джемилеву, а расхлебывать последствия межнационального противостояния между крымскими татарами и славянами придется всей Украине. Да и не только Украине, учитывая какой геополитический узел представляет собой Крым».
«Обращение Межконфессионального Совета Крыма по случаю 60-летия депортации жителей Крыма» публикует «Седмица.Ru». В частности, в обращении говорится: «Мы, лидеры конфессий, осознавая свою ответственность перед Богом и своими народами заявляем, что насилие с чьей бы стороны оно не исходило, является греховным деянием против Бога и человека… Мы осознаем, что путь взаимопонимания, которым мы вместе должны пройти, будет длинным, однако опыт прошлого позволяет нам с надеждой смотреть в будущее». Обострение ситуации в Крыму явно инициируется украинскими националистами в своих политических интересах. Виноватой и пострадавшей стороной оказывается русское населения Крыма, которое составляет около 80 процентов жителей полуострова.
Статьи на тему отношений между Русской Православной Церковью и Ватиканом также появлялись на страницах некоторых изданий. В частности, на сайте «Религия и СМИ» опубликован материал «В Русской Православной Церкви не видят смысла в создании «кодекса поведения» представителей Ватикана в России», а «Время новостей» посвящает этой теме статью Кирилла Василенко «Только не исповедуй».
На сайте «Радонежа» в материале «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои» Александра Дворкина также поднимается тема отношений с католиками, но в контексте недавнего «800-летия со дня взятия Константинополя участниками VI Крестового похода». «В этот день многие СМИ торжественно отрапортовали, что папа римский попросил у константинопольского Патриарха прощения за совершенное 800 лет назад разграбление Константинополя и убиение крестоносцами многих его жителей… Но действительно ли Ватикан отрекается от постыдных страниц своей истории?», — спрашивает автор. Он вспоминает события почти вековой давности и пишет: «Начиная с IX века византийцы слышали о каких-то особых папских претензиях. Лишь в 1204 г. они, наконец, поняли, что на самом деле представляет собой папское верховенство… За прошедшие восемьсот лет мало что изменилось. Экспансионистские планы Ватикана, направленные на православный восток, остаются теми же. Грубой силой православные были изгнаны из своих храмов на Западной Украине, а папа Войтыла, на словах осуждая насилие, на деле воспользовался правом победителя и теперь лелеет планы создания униатского патриархата на Украине. Пережитая в 1204 году трагедия повторяется вновь и вновь». По мнению Александра Дворкина, «просьба о прощении — блестяще разыгранная пиар-акция».
В четверг прошлой недели, 13 мая Русская Православная Церковь праздновала день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. О святителе Игнатии рассказывает «Православная газета». Вот слова из проповеди, сказанный в день памяти этого святого в Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга: «Всякому христианину, и мирянину, и тем паче монаху, весьма полезно читать святителя Игнатия. Он получит от этого большую пользу и научится, как правильно относиться к своему общественному положению, к другим людям, научится вести духовную жизнь в различных обстоятельствах и даже — правильно относиться к христианским догматам. … Творения святителя Игнатия весьма актуальны, несмотря на то, что со дня его кончины прошло уже гораздо более ста лет. Празднуя память как этого угодника Божия, так и других святых, вспомним слова преподобного Серафима Саровского о том, что мы святых почитаем, а подражать им не хотим. Ценность же их учения — будь то святитель Игнатий, или преподобный старец Силуан Афонский, или Амвросий Оптинский, или Иоанн Лествичник и так далее, — состоит в том, что они учили сугубо из собственного опыта, учили тому, что исполнили сами. Поэтому, читая святых отцов, мы не сможем получить от них пользу, если не будем этим угодникам подражать и не исполнимся той ревностью, которой они сами дышали. Дай Бог нам приобрести ту ревность ко спасению, которая была у святителя Игнатия и которою наполнены все его сочинения».
15 мая исполнилось 60 лет со дня преставления Патриарха Сергия (Страгородского). Большой материал к 60-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия Николая Головкина публикует сайт «Седмица.Ru». «Святейший Патриарх Сергий возглавил Русскую Православную Церковь в самый трагический период ее истории. Не дожив года до Победы в Великой Отечественной, он скончался 15 мая в возрасте 77 лет. Патриарх был погребен в Никольском приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохово 18 мая 1944 года». В статье вспоминается о жизни и деятельности Святейшего Патриарха Сергия, о роли его в жизни Церкви, которую с позиции дня сегодняшнего его преемник на Московском Первосвятительском Престоле — Святейший Патриарх Алексий II оценил так: «Выдающийся богослов и церковно-общественный деятель, отличавшийся глубокой, но отнюдь не «кабинетной» ученостью, он столкнулся с попыткой тоталитарных властителей полностью уничтожить канонический церковный организм. Перед лицом этой опасности — а она для православного христианина угрожает не просто кризисом церковной администрации, но, прежде всего, утратой возможности прибегать к богослужению и Таинствам, без которых немыслимо спасение, — Патриарх Сергий употребил все усилия, чтобы, не поступившись верой и канонами, как это сделали обновленцы, сохранить для верующих возможность припадать к духовной сокровищнице Церкви».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru