Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина11.05.2004 

СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3−10 мая. — Святой Георгий-Победоносец. — Образование и бренд. — Познакомится с Россией. — «Минимальная журналистская культурка». — Одесский детектив. — Горькая свобода. — Новый толерантный душок.

На прошлой неделе, 6 мая Русская Православная Церковь отмечала праздник Великомученика и Победоносца Георгия. «Этот человек жил в конце II — начале III века в малоазиатской провинции Каппадокия Римской империи. Он родился и вырос в знатной семье, благодаря воинским умениям стал правителем Каппадокии. Приняв христианскую веру, доблестный воин навлек на себе ненависть и гнев императора Диоклетиана, по приказу которого был брошен в тюрьму. В застенке Георгия подвергли жестоким мучениям — били дубинками и кнутами, привязывали к колесу с острыми ножами, обували ему на ноги раскаленные железные сапоги и т. д. Выдержав все пытки, Св. Георгий не отрекся от своей веры. С тех пор он считается самым совершенным примером доблести и отваги», — пишет об одном из почитаемых православных святых сайт «Регионы России».
Сайт «Седмица.Ru» сообщает, что в этот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию и молебен в храме-памятнике на Поклонной горе. Слово предстоятеля Русской Православной Церкви после молебна в день св. Георгия Победоносца публикует «Русская линия». В частности, предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «Святой Георгий — это не только Небесный покровитель нашего Первопрестольного града. Изображения Великомученика и Победоносца Георгия мы видим и на гербе Москвы, и на гербе государства Российского». Поэтому в этот день Патриарх Алексий сердечно поздравил «весь народ Отечества нашего с этим праздником».
«Вести» в своей информации «Православные отмечают День Георгия Победоносца» упоминают о народных приметах связанных с этим днем.
О проблемах духовного образования и воспитания говорит с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко корреспондент «Учительской газеты» Виктория Молодцова. В интервью министр еще раз отмечает, что в школе будет преподаваться не Православие, а «история религий», но, отмечает он, «в России в преподавании истории религий Православие, конечно, будет играть особую роль в соответствии с тем вкладом, который оно внесло и в создание государства, и в создание культуры». При этом, история религий, считает министр, должна стать обязательным предметом. Кроме этого, в беседе министр образования говорит о себе как о приверженце американской системы образования. Он отмечает, что американское образование, может быть и не лучшее, но самое «экономически востребованное»: «Есть бренд Гарварда, и 200 миллионов человек в мире хотят получить диплом Гарварда, потому что считают это экономически целесообразным. Получив такой диплом, они резко повысят свою стоимость для работодателей. Экспорт образования в США оценивается в 10 миллиардов долларов в год. Я считаю, что мы должны двигаться в этом направлении и превратить образование в экономическую субстанцию».
Другой темой, освещавшейся в СМИ на этой неделе, стал предстоящий визит в Россию делегации Русской Православной Церкви Заграницей. На очередном заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, прошедшем в Нью-Йорке, обсуждалась поездка делегации РПЦЗ во главе с Митрополитом Лавром в Москву, сообщает сайт «Епархия». Как заявил Синод, «целью нынешнего визита является ознакомление с жизнью Русской Православной Церкви Московского Патриархата, встречи с ее предстоятелем Святейшим Патриархом Алексием II и членами Священного Синода Московского Патриархата. Делегация предполагает совершить паломничество к отечественным святыням, желая побывать в Курске, где родился и провел свои детские годы прп. Серафим Саровский и откуда ведет свое начало древнейшая святыня Русской Церкви — Курский-Коренной образ Божией Матери „Знамение“. Кроме того, делегация надеется побывать в Сарове и в Дивееве, а также посетить Екатеринбург — место убиения последнего Российского Государя-Мученика и Его Августейшей Семьи».
На официальном сайте РПЦЗ сообщается, что «делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Лавром отбудет в Россию 13-го мая». Там же перечислены члены делегации Русской Православной Церкви Зарубежом, которые также примут участие в поездке в Россию. «В первые дни своего пребывания в России Митрополит Лавр и сопровождающие его священнослужители посетят святыни города Москвы и Московской области, включая и Троице-Сергиеву Лавру, а 18-го мая состоится встреча с Патриархом Московским и всея Руси Алексием и членами Священного Синода Московского Патриархата».
Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк сообщил о том, что «после визита Митрополита Лавра с делегацией, в скором будущем должна состояться встреча комиссий обеих Церквей для начала обсуждения тех вопросов и проблем, которые разделяют две части Русской Церкви», — говорится в официальной информации на сайте РПЦЗ.
Между тем, в Париже состоялось епархиальное собрание «экзархата для приходов русской традиции», на котором парижские «константинопольцы» заявили о своей обеспокоенности «экспансионизмом Московского Патриархата». Как передает «Радонеж», «выборы членов епархиального совета, играющего весьма значительную роль в экзархате, показали, что собрание в своем большинстве поддержало общий настрой», высказанный архиепископом Гавриилом в своем докладе. В частности, архиепископ Гавриил высказал недоумение посланием Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 2003 года с предложением о создании автономной митрополии, которой он противопоставил идею создания «многоэтнического и многоязыкового экзархата».
На деле же настроенность «константинопольцев выразилась в том, что «в среде клириков оказались не избранными несколько священников, в свое время твердо поддержавших предложение Патриарха Алексия, а в среде мирян не был избран ни один из четырех баллотировавшихся членов недавно образованного движения, стремящегося к сближению между экзархатом и двумя другими ветвями Православной Церкви русской традиции в Западной Европе (Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей) и к созданию Поместной Православной Церкви в духе исторического обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 1 апреля 2003 года. В новый состав совета не были пропущены многие представители русской составляющей экзархата … Таким образом, с учетом состава не баллотировавшейся половины епархиального совета, в последнем теперь подавляющим образом доминируют представители той части экзархата, которая скорее отрицательно, а порой и враждебно, отнеслась к упомянутому обращению Патриарха Алексия «.
Между тем, такая позиция представителей «экзархата для приходов русской традиции» в сегодняшней Европе может в дальнейшем сказаться на положении Церкви в объединенной Европе, которая сегодня делает все, чтобы вымарать упоминания о христианстве со страниц собственной истории. Более того, отказ от сближения с «родной» Православной Церковью может обернуться парадоксальным объединением с совершенно чуждыми религиозными объединениями. Как передает репортер портала «Страна.Ru» Мария Свешникова, «в связи с подготовкой к принятию общеевропейской Конституции накануне 9 мая — Дня Европы — в Германии, в Штутгарте, состоится конференция «За единую Европу», в которой принимают участие представители 175 религиозных движений и общин. Цель конференции: «показать в действии единство Европы во всем ее многообразии, которое может породить новые импульсы в общественной, политической и культурной жизни, …"создать семью объединенных народов и примиренных наций, совместно строящих единство всего человечества». Однако при этом, показательное собрание представителей религиозных конфессий с целью демонстрации толерантности и радужных перспектив почему-то не упоминает о том, что в проекте Конституции Объединенной Европы отсутствует упоминание о христианских ценностях и роли христианства в истории и культуре европейских стран.
«Это обстоятельство прокомментировал Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Глава Русской Православной Церкви отметил, что он считает это факт «большим упущением"… Кроме того, свою точку зрения на развитие Евросоюза выразил председатель ОВЦС, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, подчеркнувшей во время своего визита в Польшу, что … «законодательный процесс объединенной Европы основывался в том числе и на христианских ценностях, чтобы ни один ее житель не был поставлен в ситуацию, когда законодательные акты и общественные нормы противоречили бы его христианским убеждениям».
Тема диалога между Православной Церковью и римо-католиками вновь упоминалась на прошлой неделе в СМИ. Это было связано с прошедшим в среду в Москве заседанием совместной рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквями. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, «Русская Православная Церковь пока не видит существенного прогресса в отношениях с Ватиканом».
«Начат нелегкий процесс обсуждения конкретных конфликтных ситуаций в разных регионах России, а также в Казахстане и Узбекистане. Нами были собраны данные от наших епископов, духовенства, от СМИ, в том числе и католических, по фактам, которые мы считаем некорректной миссионерской деятельностью со стороны католиков в отношении людей, крещенных в православии и выросших в православной культуре», — пояснил представитель Московского Патриархата. Он отметил, что «география обсуждаемых конфликтов весьма обширна: Москва, Подмосковье, Новосибирск, Мурманск, Ангарск, Иркутск, Владивосток». «О реальном прогрессе в православно-католических отношениях можно будет говорить только после разрешения этих конкретных ситуаций — когда к нам перестанут поступать обращения православных верующих с выражениями о возмущении и боли», — подчеркнул о. Всеволод. Подробнее об этом можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви в материале «Межцерковные отношения не должны основываться на принципах рыночной конкуренции».
Однако автор издания «Газета.ru» Эля Вермишева в материале «Католики признали, что Россия не Новая Гвинея» считает, что «отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквями начинают постепенно налаживаться». Свой вывод она строит на заявлении представителей Ватикана «о некоторых ошибках», которые они совершили в России».
Далее в материале автор кратко излагает историю отношений между православными и католиками в течение последних нескольких лет, причем, приводит довольно странный комментарий пресс-секретаря Конференции католических епископов России Виктора Хруля, который фактически вновь повторяет католические заявления о том, что никакого прозелитизма в России нет. В конце концов, автор не может удержаться на уровне беспристрастного аналитика, которого она пыталась изобразить, и уже открыто встает на позицию Католической церкви: «На протяжении многих лет Русская Православная Церковь просто эксплуатирует мифы как о прозелитизме, так и о греко-католической экспансии на Украине, хотя на самом деле есть масса примеров того, как католики и православные там благополучно сосуществуют и сотрудничают», — заявляет Эля Вермишева, видимо, знакомая с историей отношений православных с католиками и униатами в основном только из статей собственного издания. Поэтому неудивительно, что вывод автора в итоге абсолютно противоположен ее первоначальному заявлению: «Поэтому вряд ли стоит ожидать потепления отношений между церквями», не удивительно, что в итоге автор обвиняет во всем Православную Церковь. Удивляет только минимальный уровень знаний по истории собственного государства и по истории Православной Церкви и Ватикана, о которых автор самонадеянно берется писать, а также игнорирование реальных фактов, о которых она высказывает свое некомпетентное мнение.
Сообщения же о провокациях греко-католиков, которые неизвестны журналисту Эле Вермишевой, появлялись и на прошлой неделе. Более того, ситуация на Украине настолько непростая, что обеспокоенность положением канонической Православной Церкви на Украине выразил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоирей Всеволод Чаплин. «В частности, напомнил он, уже много лет не решается вопрос о строительстве православного собора во Львове, — там, где в начале 1990-х годов греко-католики разгромили целую православную епархию. «Тревожит и явное намерение греко-католического епископа Любомира Гузара перенести свою кафедру в Киев, как бы придав ей статус общенациональной», — добавил Всеволод Чаплин. Особое удивление он выразил тем, что Католическая церковь на Украине ведет совместные проекты с раскольниками, а именно с «киевским патриархатом», лидер которого был отлучен от Церкви и который не признан ни одной из Поместных Православных Церквей. Представитель Московского Патриархата также выразил тревогу тем, что, по некоторым данным, из Закарпатья в другие части Украины переводятся католические священники, и таким образом «католичество искусственно насаждается там, где его никогда не было».
Пока на официальном уровне ведутся переговоры, православная общественность Украины пытается повлиять на ситуацию своими способами. На прошлой неделе в Одессе можно было снимать детектив о встрече раскольника лжепатриарха Филарета Денисенко с православными жителями города: «Более двух тысяч православных одесситов — священников и мирян — собрались у храма Украинской православной церкви киевского патриархата (УПЦ КП), не признаваемой ни одной из 15 Поместных Православных Церквей мира, в знак протеста против визита в город ее предстоятеля… Участники молитвенного стояния держат плакаты с надписями «Филарет, руки прочь от православной Новороссии!», «Денисенко — геть!» и другие. Митингующие также требуют предать анафеме не только Филарета, который уже был отлучен от Церкви в 1997 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, но и весь киевский патриархат», — сообщает сайт «Регионы России». Подробнее об этом же можно прочитать спецрепортаж Валерия Каурова на сайте «Единое Отечество».
Как говорится в другой информации на том же сайте, окруженный православной общественностью, «Филарет просто боялся выйти из помещения. Милиции пришлось провести целую спецоперацию по его эвакуации из Одессы главы раскола. В качестве «отвлекающего маневра» со двора выехала «Скорая помощь», и только затем из самого дальнего запасного выхода Филарета увезли на милицейской машине. Поскольку православные блокировали все подходы к зданию, машину с Филаретом закидали яйцами».
Сотрудничество раскольников с католиками и униатами на Западной Украине, с агрессивно настроенными представителями крымских татар в Крыму оправдывается и объясняется свободой: действий, выбора и всего остального. Да и само появление раскольничьего патриархата, столь схожего с обновленцами 20-ых годов прошлого века, вплоть до деталей биографии организаторов раскола, во времена особой «свободы», когда попирались и разрушались традиционные ценности, говорит о родственности этих явлений. И ставит вопрос о понимании слова «свобода».
«Болеть» свободой страна всегда начинает во времена переломные, революционные, смутные», — пишет на эту тему Капитолина Кокшенева в статье «Это горькое слово «Свобода», сравнивая как раз время после 1917 и 1991 годов. «Сегодня «свобода слова» означает возможность высказывать разные мнения, но при этом никто не отвечает за них. По любому вопросу существует множество мнений, но понять их сущность становится все труднее, если вообще это возможно. Так и кажется, что для того и существует «свобода слова», чтобы человек не только других, но и сам себя перестал понимать. К примеру, для ведущей телепередачи «Школа злословия» (канал «Культура») писательницы Татьяны Толстой Чубайс — это «святой Себастьян», для всех других он уже даже и не человек, а «символ реформ», от которых стремительно худеют кошельки». «Свобода слова» невозможна была бы без отмены цензуры», — пишет далее автор, — «В 1917 году была уничтожена «царская цензура», в 1991-м — советская. В 1917 году в первую очередь вытащили на подмостки фарсовых театров пьесы, запрещенные в свое время за откровенную порнографию. В 1991 году появились спектакли с голыми артистами. Но капризная дама Свобода требовала все новых жертв. На ее алтарь были принесены уже и недавние герои, и героические страницы истории». И вновь автор приводит явные аналогии между «тем» временем и «этим».
По мнению автора, единственной реальной, навязываемой свободой, которой обладает современный человек, является «свобода чувственности». Реализация же гражданской свободы «требует общенациональной, общегосударственной воли», которой сегодня нет. «Сладкое слово «свобода», увлекшее общество своей привлекательно-утопической формой, сегодня приобретает все более горький вкус. Свобода «горчит» страхом, социальной разобщенностью и неуверенностью в будущем, физиологической распущенностью и расщеплением цельности человека на атомы. Что же остается делать человеку, желающему жить в нормальных этических границах? Только вновь «привязать» себя к задачам культурным и духовным — задачам созидательным и вечным», — считает автор.
Однако сегодня в мире привязать себя к таким задачам, тем более, связанным с духовным прошлым той или иной нации становится все сложнее. Политкорректность шагает по планете семимильными шагами: «Церковный капитул кафедрального собора столицы Галисии — Сантьяго-де-Компостела решил убрать с самого видного места в храме знаменитую скульптурную фигуру Сантьяго Матаморос (святого Иакова — истребителя мавров). Как отмечено в решении, скульптура «может задеть чувства» мусульман», — сообщает «Радонеж». «Ректорский совет при епископе Сантьяго-де-Компостела … принял такое решение не только из-за опасения возможной мести со стороны исламских экстремистов, но и потому, что, по мнению совета, «изображение убивающего мусульман христианского святого не соответствует новому духу Католической церкви». В последнее время европейское католичество полностью сливается с новыми теориями толерантности, с левачеством и постмодернизмом.
В Звенигороде вокруг древнейшего храма Подмосковья появится развлекательный комплекс, сообщает «Мир религий». «В настоящее время уже началась разработка градостроительной концепции развития этого памятника истории и культуры федерального значения. Здесь находится один из древнейших соборов Московского княжества — храм Успения на Городке, построенный на рубеже XIV и XV веков. Как сказал первый заместитель главы города Г. Е. Черников, сооружения будут выполнены из дерева в древнерусском стиле. Это будут гостиничный и торговый комплексы, деревня ремесленников, рестораны и прочие развлекательные заведения».
О технологии искажения прошлого, о манипуляциях общественным сознанием рассуждает доктор исторических наук, профессор Наталия Нарочницкая в статье «Американские «аналитические институты» глаза, уши и совесть Америки». В большом аналитическом материале рассказывается о деятельности американских мозговых центров, в частности Американского Совета по внешним сношениям, который уже почти 90 лет является мощной структурой, формирующей политику Америки и влияющей на политику других стран. Так, например, «Деятельность американских мозговых трестов нельзя недооценивать, хотя она и проходит в большей своей части вне объектива телекамер. Чисто американское явление, эти институты формировали не только саму политику США уже на протяжении 100 лет. Они лепили и отношение к этой политике, как среди своих граждан, так и в мировом общественном мнении. Их деятельность во многом дополняет и подменяет работу американкой дипломатии и идеологической разведки… Очевидно, что за пределами США главной ролью «Think Tanks» кроме прощупывания позиций местных элит является экспорт клише и стереотипов сознания. А это есть не что иное, как идеологическое программирование. … Так Институт У. Мондейла поспешил в «демократическую Россию» в 1991 году и устраивал семинары и банкеты для нарождающихся партий некоммунистического толка… Международный центр Вудро Вильсона издал на русском языке для российской элиты книгу У. Лакера — «председателя Совета международных исследований вашингтонского Центра по исследованию стратегических и международных проблем», в которой виртуозно осуществлялась задача: развенчать СССР как главного борца против фашизма, при этом, не реабилитировать фашизм, но избавить Запад от вины за него. Вторая мировая война трактовалась как война между двумя тоталитарными монстрами, а антисемитизм немцам, якобы, подсказали русские эмигранты».
По отношению к России, «которая ранее была объективным препятствием переделу мира, применяется идеология глобализма»: «Составной ее частью является воздействие на сознание. Обывателю внушается идеал несопричастности к делам Отечества, а элите — иллюзия сопричастности к мировой олигархии».
Уничтожение и искажение истории особенно интенсивно сегодня происходит на территориях бывших союзных республик. «Верховный суд Латвии вновь признал бывшего партизана виновным в совершении военных преступлений. 81-летний россиянин приговорен к 20 месяцам тюрьмы. Правда, сразу после оглашения приговора в зале суда ветеран-антифашист был освобожден, так как он уже провел в тюрьме год и восемь месяцев. Выступая в суде с последним словом, Кононов полностью отверг инкриминируемые ему преступления, назвав рассказы «пострадавших» нелепостями. После оглашения приговора он заявил о намерении опротестовать судебное решение», — сообщает «Гудок». «В это же самое время в республике идут процессы, направленные на пересмотр итогов Второй мировой войны и оправдание фашистских прихвостней, открываются мемориалы, посвященные солдатам-эсэсовцам, а 338 кладбищ советских воинов-освободителей приходят в запустение…»
В общем и целом же, на прошлой неделе «Латвия решила, что прекратить дискриминацию русских было бы преждевременно», — сообщает сайт «Регионы России». «Сейм Латвии большинством голосов отверг внесенный депутатами от объединения оппозиционных левых партий «За права человека в единой Латвии» законопроект о ратификации Всеобщей конвенции о защите национальных меньшинств от 10 ноября 1994 года. За рассмотрение этого вопроса в четверг проголосовали 20 депутатов. Десять парламентариев воздержались, 59 представителей правых партий проголосовали против». Лидер националистского движения Табунс заявил, что «в случае ратификации конвенции Латвии грозит «новая волна русификации». В частности, сказал он, «надо будет возобновлять закрашенные в начале 1990-х годов названия населенных мест и улиц на русском языке», а также обеспечивать национальным меньшинствам образование на их родном языке. По словам Табунса, ратификация конвенции в латвийском сейме — «это вопрос очень далекого будущего».
Свою лепту в общее «переписывание истории» несколько недель назад внесла газета «Известия», заявив, что Ледового побоища не было. 9 апреля в этой газете была опубликована заметка Ильи Стулова «Александр Невский — герой. Но тевтоны — не псы-рыцари». Как пишет по этому поводу «Седмица.Ru», «Суть разрекламированного рядом СМИ «научного открытия» сводится к утверждениям, что Тевтонский орден крестоносцев был «эталоном демократии», а «прибывшие в Ливонию в 1237 году тевтонские рыцари сразу же приступили к переговорам с соседями, и практически все приграничные споры были очень быстро урегулированы мирным путем». С теорией калининградского краеведа не согласна кандидат исторических наук Евгения Назарова, автор многочисленных научных работ по истории крестовых походов в Прибалтик. Патриарший сайт публикует комментарий Е.Л.Назаровой, в котором говорится: «В 1240 году крестоносцы вторглись в Новгородские владения. Для нанесения ударов против Новгородского государства были выбраны два основных направления: из Дорпатского епископства на Псков и из датских владений в Северо-Восточной Эстонии на земли с этническим финским населением по южному берегу Финского залива. Вообще дипломатические отношения переплетались с войнами — пограничными или более широкомасштабными — это обычно для средневековья, да и для более поздних времен. История отношений Тевтонского ордена с соседями не может быть нарисована только одной краской: либо черная, либо белая. Хотя именно «одноцветно» эти отношения долгое время и по политическим мотивам (до войны и лет двадцать после нее) рассматривались в нашей историографии. Это была реакция и на германскую теорию «культуртрегерства», и вообще реакция на войну. … Нынешний «образец демократии» у некоторых — не столько специалистов, сколько краеведов — это обратный перекос в преувеличенной форме».
На Украине же проблема исторической памяти получила другое преломление: «Каждый год, когда по установленной еще в советские времена традиции, 9 мая на Украине празднуют День Победы в Великой Отечественной войне, из рядов особенно ретивых приверженцев «европейского выбора», непременно да раздастся голос, с недоумением вопрошающий: «А почему это Украина все еще празднует День Победы 9-го мая, тогда как вся Европа отмечает окончание Второй мировой войны 8-го мая, и не пора ли уже и нам приобщиться к Европе хотя бы в том, чтобы отмечать День Победы вместе с ней, с Европой, а не с какими-то там азиатами из России?» В стане же национально-озабоченных украинцев, из ближайшего окружения В. Ющенко, заявляют, что для Украины никакой победы в 1945 году вообще не было, и потому День Победы должен быть вовсе исключен из утвержденного на Украине перечня праздников», — пишет автор сайта «Соотечественники» Леонид Соколов.
Автор рассматривает исторические документы о капитуляции Германии в Великой Отечественной войне, а также касается вопроса дат и точного времени: «Итак, официальной датой окончания войны с Германией является 8 мая, а точное время этого окончания — 23 часа 01 минута по центрально-европейскому времени… Но даже сейчас, когда Украина уже не живет по московскому времени, а имеет свое, киевское время, оно, тем не менее, на один час отличается от центрально-европейского или, как сейчас принято говорить, среднеевропейского времени. А из этого следует, что когда по среднеевропейскому времени еще 23 часа 01 минута 8-го мая, то по киевскому уже 00 часов 01 минута 9-го мая». Попытки же перенести день празднования Победы в Отечественной войне — не более, чем очередная политическая конъюнктура.
Главным событием прошлой недели стал праздник Победы. «Вот уже в 58-й раз Россия отдает дань памяти павшим на полях сражений и замученным в фашистской неволе, приносит благодарность ветеранам Великой Отечественной, тем, кто сегодня с нами отмечает эту дату. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 1994 года в этот день в храмах совершается поминовение всех погибших в Великой Отечественной войне, а также служатся молебны о здравии ветеранов», — сообщает «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Православные уральцы, собравшиеся на площади перед мемориалом, вместе с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским помолились за упокоение душ усопших воинов, похороненных здесь, и тех, чьи могилы далеко отсюда или пока не найдены.
Как сообщает сайт «Регионы России» 9 мая вспоминали всех погибших в Великой Отечественной войне православные жители Свердловской области. В Челябинске и Перми 9 мая во всех храмах прошли богослужения, на которых помянули погибших на войне. В Пскове 9 мая в церквях молились о детях, замученных фашистами. «В данный момент на Псковской земле проживает 28,92 тыс. бывших малолетних узников фашистских концлагерей».
«В Городищенском районе Волгоградской области поисковые отряды обнаружили останки 111 советских воинов, погибших во время Великой Отечественной войны», — передают «Вести». «Останки советских солдат, найденные поисковиками недалеко от села Кузмичи, будут похоронены в июне в селе Россошки в Городищенском районе. Там уже покоятся останки свыше пяти тысяч воинов Красной Армии».
Ко Дню освобождения от фашизма и российскому Дню Победы, «в мемориальный комплекс берлинского Трептов-парка был возвращен знаменитый памятник советскому воину-освободителю со спасенной немецкой девочкой на руках», — сообщает газета «Время новостей». Около памятника в братских могилах лежат 5000 советских солдат, участвовавших в штурме Берлина.
Интервью с заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы дважды Героем Советского Союза маршалом авиации Александром Ефимовым, названное «Ветеранов слушают, но не слышат» можно прочитать на сайте «Независимое Военное обозрение». В интервью речь идет о социальных проблемах и трудностях жизни ветеранов в современной России.
На сайте «Русская беседа» опубликован материал Людмилы Белкиной «Великая победа», в котором рассказывается о том, как вера и молитва помогали тем, кто сражался на фронтах войны. Так, Григорий Алексеевич Рыбаков рассказывает: «Я еще до армии, когда пастухом был, крест носил обязательно, в кармане зашитый, и молился: «Господи, помоги!», и Господь незримо помогал. Молился на фронте, когда ранило, чтобы выздоровел, и мне врачи сказали: «Ты в рубашке родился"… В 1945 году Пасха была на 6 мая. Мы пошли на базар, купили яички, отметили Пасху. А 7 мая я встретил отца. Он тоже был на фронте и заехал в Татищево. 9 мая мы встретили Победу. Сколько радости мне Бог дал: Пасху встретил, отца встретил и Победу встретил!… Я только милостью Божией живу. Я благодарю Бога, что Он дал мне испытания, чтобы я Его не забыл».
«Аргументы и факты» в статье Марии Март «С иконой — к победе» рассказывают об участии Православной Церкви в Великой Отечественной войне. В частности, в статье упоминается история об откровении митрополита Гор Ливанских Илии (Караму): «Он спустился в каменное подземелье, где без сна и пищи молился иконе Божией Матери. Через трое суток бдения ему явилась Царица Небесная и объявила: «По всей России должны быть открыты храмы, монастыри и духовные академии. Священников нужно возвратить с фронтов и из тюрем. Сейчас готовится к сдаче Ленинград — делать этого нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя отдавать врагу. Если все это не будет исполнено, Россия погибнет». По каналам Красного Креста митрополит Илия связался с советским правительством. Шел декабрь 1941 года. В этой ситуации Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и поручил исполнить все, что передал митрополит Илия… В октябре 1947 года Сталин пригласил митрополита Илию в СССР. Сохранились уникальные кадры кинохроники пребывания владыки на российской земле. Он посетил Ленинград, где во Владимирском соборе была отслужена малая вечерня перед легендарной Казанской иконой».
Подробнее об этом можно прочитать на сайте Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в материале «Великая Победа произволением Божиим». Также на сайте «Победа.Ru» можно прочитать о военачальниках, руководивших войсками во время Великой Отечественной войны, в материале «Полководцы Победы». Отдельный большой материал посвящен маршалу Георгию Жукову. Она назван «Сокровенная жизнь души. Маршал Георгий Жуков — воспоминания дочери».
Об истории создания ордена «Победа» рассказывает автор «Газеты» Вениамин Гинодман в статье «Награда, выше которой нет». Кавалерами этого ордена стали 11 человек: генералиссимус Сталин (дважды), 9 маршалов (Жуков и Василевский — дважды) и генерал армии Антонов. Однако этим список награжденных не исчерпывается. Орденом «Победа» были награждены военачальники союзных армий. «Последняя глава в историю ордена «Победа» была вписана ближайшим окружением Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева… Маршал Брежнев получил орден «Победа» «за неоценимый вклад в укрепление советских Вооруженных Сил на посту Председателя Совета Обороны СССР». Статут ордена при этом был нарушен самым грубейшим образом… Таким образом, Леонид Ильич вошел в историю как последний, 17-й кавалер ордена «Победа» и единственный, кто был лишен этой награды, — правда, посмертно».
На страницах «Гудка» опубликована заметка ветерана и инвалида войны, подполковника в отставке Василия Дорошенко «Вспомнить всех поименно». «За долгие четыре года войны, ежесекундно чувствуя рядом дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям… И все же наше поколение — те, что остались в живых, — вернулось с войны, сумев сохранить в себе веру в будущее. Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее, наша совесть стала вторым сердцем».
На сайте журнала «Русский дом» опубликован материал Виктора Тростникова «Цена победы», в котором автор отвечает на вопрос о том, какой мерой можно измерить и оценить победу в Великой Отечественной войне: «Подумаем сейчас о тех, кто остался в живых. Да, они за ценой не постояли. Четыре года и на фронте, и в тылу они тянули тяжелейшую лямку — голодали, мерзли, недосыпали, теряли родных и близких, оставаясь одинокими, вели совершенно ненормальное для человека существование, а самое главное — смирялись с этим нечеловеческим существованием и не роптали! … Даже Сталина поразила эта необыкновенная стойкость, свидетельствующая об огромной внутренней силе нашего народа, и в одном из победных тостов он сказал: «Выпьем за терпение русского народа!"… Вот это и был ключ к нашей победе: терпение и выносливость. … А что погибшие? Они навеки соединились с Праздником Победы, именно поэтому в этот день во всех православных храмах совершается специальная служба, называемая «поминовением воинов», жизнь свою за Отечество положивших. Земная Церковь, именующая себя «воинствующей», соединяется в этом богослужении с Церковью Небесной, «торжествующей», в которую вошли убитые бойцы Великой Отечественной, чтобы пребывать в ней вечно».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru