Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 5−19 апреля. — Благовещение. — Мысли о вечном. — Три страшных дня. — Дата визита. — Несправедливые обвинения. — Перемещения по Украине. — Свобода манипуляции. — Государственное равнодушие.
Прошедшие две недели были отмечены главным событием православного года — Пасхой. Поэтому существенная доля публикуемых материалов была посвящена Страстной седмице, пришедшемуся на эту же неделю празднику Благовещения и Светлому Христову Воскресению. О начале Страстной седмицы сообщили практически все основные информационные агентства. Так, сайт «Регионы России» пишет: «последняя неделя поста — Страстная неделя — считается самой строгой», однако затем изложены весьма интересные све6дения: «но светский человек не обязательно должен соблюдать все каноны. Каждый сам определяет для себя меру этой строгости. В молитвах говорится — „поститесь постом приятным“, то есть нужно устроить себе такую программу поста, которая будет духовно приятна». В общем, этакая проповедь комфортного поста, который можно «себе устроить». Далее в сообщении рассказывается о том, какие службы в какой день служатся в Православной Церкви и почему. Примерно по такой же схеме были построены остальные подобные сообщения. 7 апреля Русская Православная Церковь праздновала праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Как Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. На сайте «Православной газеты» можно более подробно прочитать о смысле праздника Благовещения и его значении для Православной Церкви: «Печальна и томительна была жизнь людей Ветхого Завета… Забывая Бога, человечество заблудилось в дебрях житейской суеты, греха и не знало куда идти, где искать вечную истину, правду, подлинную красоту и добро. Люди ждали Божественной помощи, ждали долго, ждали со страхом, но и с надеждой… И вот „пришла полнота времени“ (Гал. 4, 4), наступили дни исполнения пророческих предсказаний и конец приготовления человечества к принятию Спасителя; наступил исторический момент, заставивший возликовать всю вселенную… Еще, кроме всего прочего, с сегодняшнего дня, когда Пресвятая Дева становится Божией Матерью, в Ее Лице весь человеческий род приобретает усердную Заступницу и Ходатаицу перед сыном Своим и Богом нашим». На том же сайте опубликована проповедь митрополита Антония (Сурожского), сказанная им некогда в день Благовещения пресвятой Богородицы. Об этом же празднике пишет и автор «Гудка» Алексея Ипатьева в материале «Радуйся, Благодатная!». На патриаршем сайте о празднике Благовещения можно прочитать в републикованом фрагменте статьи из «Православной энциклопедии». В этом отрывке рассказывается об истории установления праздника и о традициях его празднования. Между тем, Страстная седмица для многих стала поводом «подумать о вечном». Именно об этом задумывается автор «Гудка» Михаил Дитрук в материале «Жить без страха в своей стране». И за ответами на вопросы отправляется к настоятелю храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерею Владимиру. Священник рассуждает о том, что именно вокруг этого храма все теснее сжимается кольцо страшных злодеяний: взрыв жилого дома на улице Гурьянова, взрыв дома на Каширском шоссе, «Норд-Ост», взрыв в метро. В интервью о. Владимир рассуждает о том, что такое истинный и ложный героизм, о значении армии для формирования характера, рассказывает и о собственной службе в армии. И в числе прочего, отмечает: «Любого человека могли убить во все времена. Верующий в любую минуту должен быть готов к смерти… Мы всегда должны быть готовы к встрече с Богом. И она будет радостной для тех, кто жил по Его заповедям. Православные люди не боятся смерти, потому что верят в жизнь вечную и готовятся к ней. Внезапная смерть не может застать их врасплох. А гибель братьев во Христе от рук террористов лишний раз напоминает нам о главной цели, заставляет строже относиться к себе и твердо идти по пути спасения. Смерть невинно убиенных не напрасна: она духовно укрепляет оставшихся в живых». 8 апреля, в Великий Четверг, Православная Церковь вспоминала о Тайной Вечере, на которой было «установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия, во время которого все верующие причащаются Тела и Крови Христа». В этот же день, вечером в храмах служиться утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних. «9 апреля — Великая Пятница, самый скорбный день церковного года, когда соблюдается строгий пост», — пишет сайт «НТВ». В этот день православные христиане вспоминают страдания и Крестную смерть Иисуса Христа. В этот день во всех церквях совершается поклонение Плащанице, на которой изображено положение во гроб Тела Господня. События Страстной Седмицы, проживаемые Православной Церковью в преддверии Пасхи, заслоняют собой все мирские и светские события, они проживаются каждым верующим с особым чувством личной сопричастности Крестным страданиям Спасителя: «мне страшно очень, особенно вот в три этих дня, в Страстную среду, Страстной четверг и Страстную пятницу — дни предательства, суда и Распятия», — пишет автор «Газеты.Ru» Кирилл Харатьян в статье «Разбойничья жизнь». «Можно ли вообразить себе, что ощущает Человек, Который знает точно, как и когда он расстанется с жизнью? И не просто расстанется, а в ужасных муках, преданный одним учеником, оставленный другими, ославленный всем народом? Спаситель просил у Отца Своего, чтобы минула Его чаша сия — так Ему было тяжело думать об этом, даже Ему! — что уж говорить о просто людях! В этом Своем состоянии Он слышит с соседнего креста, где прибит разбойник: помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю… Для меня этот разбойник — один из главных действующих лиц Евангелия. … Разбойник умирает, и перед ним простой и последний выбор: так и уйти, в злобе и разочаровании, — или все-таки попросить о заступничестве. И этот простой человек, мучась, находит в себе силы обратиться к Спасителю. Он — второй победитель смерти после Самого Иисуса Христа. Он первый среди людей, кто проделал предстоящий нам всем, я надеюсь, путь — от глубокой пучины греха до Царствия Небесного». На Страстной Седмице Русская Православная Церковь за границей определилась с датой визита митрополита Лавра в Россию: «Первый визит в Россию первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей состоится в мае текущего года. Официальные переговоры между Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митрополитом Лавром намечены на 18 мая», — сообщает со ссылкой на ИТАР-ТАСС сайт «Newsru.com». «Цель этой первой исторической встречи — наметить пути сближения двух частей русской Церкви», — отмечено в сообщении. О довольно короткой истории налаживания отношений между Русской Православной Церковью и РПЦЗ рассказывает автор «Газеты» Надежда Кеворкова в материале «Определена дата примирения двух православных Церквей». Этой же темы касается Елена Яковлева в статье «Лавр в Лавру». По мнению автора, «воссоединение церквей, даже растянутое во времени, — сенсация новейшей истории, событие небезразличное в политическом и международном смысле. … Россия с объединенной церковью — это еще один шаг за свои границы не в экспансионистском, а в цивилизационном смысле. Это естественное присоединение к миру — очередное перешагивание через сегрегационные барьеры, которые все-таки остаются в ментальности Запада по отношению к нашей стране». Далее Елена Яковлева излагает программу пребывания владыки Лавра в России. Статью почетного настоятеля Вашингтонского Свято-Николаевского кафедрального собора Православной Церкви в Америке протоиерея Дмитрия Григорьева «Нет причин оставаться в расколе» публикует сайт «НГ-Религии». Автор недоумевает, почему переговорный процесс между Русской Православной Церковью и РПЦЗ «у некоторых» «вызывает такие затруднения»: «Почему продолжаются обвинения многострадальной Русской Церкви в «сергианстве» и «экуменизме»? По мнению о. Дмитрия, «если вникнуть в суть этих обвинений, они окажутся весьма несправедливыми»: «Попытки Церкви выжить в условиях советской власти правильнее было бы назвать не «сергианством», а «тихонианством». Ведь митрополит Сергий (Страгородский) не начал, а продолжил путь, начатый Святейшим Патриархом Тихоном, который, думая только о сохранении Церкви, пошел на контакт с воинствующей богоборческой властью». Теперь об «экуменизме»: «это обвинение не соответствует истине. Экуменическое движение и Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) не ставят своей целью создание «сверх-Церкви». Православные вполне отдают себе отчет в том, что с ВСЦ, в котором количественно преобладают различные протестантские деноминации, у них часто нет желаемого взаимопонимания. На экуменических встречах православные участники стараются знакомить мир с Православием. При этом, ни на какие компромиссы в отношении веры православные не идут и в совместных богослужениях не участвуют». Также на позапрошлой неделе появился ряд публикаций, рассказывающих о жизни Православной Церкви в разных уголках планеты. «О жизни и проблемах единственного в Гватемале православного монастыря рассказала его настоятельница на встрече с прихожанами московского храма св. Екатерины на Всполье», — рассказывает «Благовест-Инфо». «По словам игуменьи Инессы (Аяу), община испытывает определенные трудности в отношениях с преобладающей в стране католической Церковью, но при этом поддерживает хорошие отношения со светскими властями». Сама игуменья родилась в Гватемале в католической семье, но со временем «под влиянием литературы о восточно-христианской духовности пришла к выводу, что католичество — и в особенности его монашеские институты — находится в глубоком кризисе, и через таинство миропомазания была принята в православную Церковь как монахиня». Она же стала основательницей единственного в Гватемале православного монастыря: «По словам м. Инессы, католическая иерархия восприняла открытие монастыря и прихода крайне негативно»: католический архиепископ запрещал своей пастве общаться с православными. Однако православный приход при монастыре существует уже 17 лет. А газета «Труд» рассказывает о храме преподобного Сергия Радонежского в ЮАР и его настоятеле игумене Филарете. Сайт «Соотечественники» в статье «Украина выбирает каноническое Православие» рассказывает о ситуации на Украине. В материале автора Сергея Степанова можно прочитать краткое интервью с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. О продолжении агрессивной политике греко-католиков, направленной на уничтожение Православия на Украине, сообщает «Благовест- Инфо». «Глава Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар 13 апреля сделал заявление по поводу начала перемещения Киево-Галицкой кафедры УГКЦ в Киев… Кардинал Гузар считает, что, перемещаясь в Киев, УГКЦ приносит «уникальный опыт сопричастия с христианским Западом и открытости на христианскую Европу» и надеется на партнерский диалог с поместными Церквами. Глава УГКЦ перечислил принципы, на основе которых, как ему представляется, можно возродить «единую Киевскую Церковь в едином патриархате"… Кроме того, УГКЦ, перемещая кафедру в Киев, говорится в послании кардинала Гузара, возвращает ему «сокровище прямого наследования Киево-галицкого митрополичьего престола». Автор издания «Час» Оксана Дементьева в статье «Посетит ли Патриарх Латвию?» беседует с митрополитом Рижским и всея Латвии Александром (Кудряшовым) по поводу прозвучавшей в ряде СМИ информации о том, что Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отказывается посетить Латвию из-за нерешенных вопросов в области школьной реформы-2004. Как отмечает владыка, «отдельные СМИ в данном случае перестарались. Я имел телефонный разговор со Святейший Патриархом, он сам весьма удивлен тем, что сказанное им так грубо исказили. Прежде всего, никакого официального приглашения латвийских властей Святейший Патриарх не получал — я это доподлинно знаю, так как сам занимаюсь подготовкой визита Его Святейшества в Латвию… Во-вторых, визиты Первосвятителя носят канонический характер, они направлены на духовное общение с ожидающей его паствой и никоим образом не могут быть связаны с политической ситуацией в стране, какими-либо принятыми государством законами или реформами». В данный момент оговаривается время визита Патриарха Московского и всея Руси в Латвию, а информационный шум вокруг этой поездки исходит, по мнению митрополита Александра, от тех, кто противится укрпелению Православной Церкви на территории Латвии. Между тем, культурологическую и духовную ситуацию в Латвии назвать нормальной нельзя: так, министр культуры Латвии Хелена Демакова отменила Дни Российской культуры, договоренность о проведении которых была достигнута в прошлом году и закреплена в документе, подписанном министрами культуры Латвии И. Рибеной и России М. Швыдким. «Но, подписывая программу, министры не знали, что латвийское правительство уйдет в отставку, а в кресло сядет искусствовед Хелена Демакова. … Новое «достижение» Х. Демаковой — отказ от проведения в 2004 г. Дней российской культуры в Латвии. Формальный повод — отсутствие средств. На самом же деле, … как неосторожно сообщила начальник отдела внешних связей Минкульта Латвии Янина Тишкина, новое распределение средств произошло из-за пересмотра приоритетов в осуществлении культурных связей. А соответствующий раздел правительственной декларации готовила Х. Демакова, и приоритет для культуры указала один — страны Европейского союза», — пишет «Седмица.Ru». В Страстную пятницу в эфире НТВ вышла очередная программа «Свобода слова», темой которой стало возрождение религиозности, в частности, Православия в нашей стране. Текст передачи можно прочитать на официальном сайте Наталии Нарочницкой. На этом же сайте опубликован и анализ этой передачи, сделанный Александром Горбуновым. Материал назван «Неприятие света». По мнению автора, «программа Шустера имела и цель, и смысл, укрытые за умелой режиссурой»: «То, что задуманное Шустером в первой части телеспектакля удалось, показало выступление режиссера Н. Бурляева … Фирменным шустеровским приемом стало обращение к разноцветным «графикам голосования в студии», то и дело возникающим на экранах. Они будто бы отражают «мнение независимой аудитории». На самом же деле яркие графики всего лишь иллюстрируют смысловой вектор режиссуры программы. Если необходимо сдиффамировать чью-то реплику, Шустер всегда может указать на скакнувшие вниз кривые, восклицая: «Смотрите, аудитория вас не понимает!». Далее автор отмечает, что Шустер использует и другой манипулятивный метод: «Среди словопрений, эмоций и прочей шелухи ведущий цепко улавливает заранее подготовленный тезис, делает его основным, делает его способным к внедрению в массовое сознание». Таким образом, «передача задумывалась как неявная, и от этого еще более опасная атака на духовные институты нашего общества. … Кто-то очень чутко улавливает стихию народной жизни. Реально стало ощущаться всеобщее ожидание праздника Пасхи, а значит, обращение к традиции. И появилась «Свобода слова», попытавшаяся поставить многое под сомнение. Да что там многое — сам факт существования христианства в России! Не случайна поэтому и оговорка С. Шустера, сделанная им в одном из предложений: «Я говорю о Православии — не о Христианстве». Что это, как не давний постулат не лучших представителей Запада, считающих восточных христиан «схизматиками», недохристианами, к которым применимо все, вплоть до агрессии?». Этой же программы касается в своей статье «Земное и небесное» автор «Труда» Анри Вартанов. По его мнению, передача С. Шустера — это попытка «сопрягать религию с современной политикой», в которой «плюрализм мнений, необходимый во всякой дискуссии, похоже, обернулся в данном случае форменной какофонией…». На сайте «Радонежа» можно прочитать интервью с кандидатом юридических наук, автором монографии «Правовой статус религиозных объединений в России» и проекта Концепции вероисповедной политики России Игорем Кунициным на тему «Что такое вероисповедная политика?». По мнению ученого, причина нравственного и материального разрушения России «заключается в духовном неблагополучии»: «Игнорируется тот факт, что направление многих процессов в обществе определяется духовными ценностями. Более того, научно доказано, что любой смертный грех может быть причиной серьезных заболеваний. И получается, что духовное благополучие невозможно в безнравственном обществе. … Только религия устанавливает санкцию за соблюдение нравственной нормы. И вот здесь, пусть не главная, но ключевая роль принадлежит государству. Потому что ни один общественный институт не обладает такими исключительными возможностями какими обладает государство… Но сегодня государство равнодушно к религиозной сфере. Происходит «разбазаривание» национальных интересов. Руководство страны делает акцент на решении экономических проблем. А этого недостаточно». Как считает Игорь Куницын, сегодня в мире «развязана самая настоящая война духовных ценностей»: «В ноябре 1998 года Конгресс США принял Акт «О международной свободе вероисповедания». Этот акт разрешил применение санкций против стран — «нарушителей». Есть и другой документ — «Стратегия национальной безопасности США для нового столетия». В нем говорится о признании лидерства США в мире и их готовности влиять на действия государств. Таким образом, национальные интересы США были увязаны с политикой других государств в религиозной сфере… При этом речь идет о дискриминации не по отношению к традиционным конфессиям, а именно к новым религиозным движениям. То есть принимаются реальные меры против традиционных конфессий. Это делается для того, чтобы разрушить духовные основы нашей жизни. Поэтому государство должно противостоять этой системе давления». Но пока говорить о позитивных сдвигах внутри России не приходится: «Мы могли бы говорить о позитивных сдвигах, если бы государство осознавало надвигающуюся катастрофу. Пока мы этого не наблюдаем. Пока действующий закон «О свободе совести…» не способен справиться с хаосом в сфере государственно-конфессиональных отношений. И, думаю, что сегодня требуется не «латание дыр», не внесение в него локальных изменений, а пересмотр вероисповедной политики в целом. Нужна такая политика, которая защитит национальные интересы нашей страны, которая поддержит нашу религию, нашу Церковь». Однако равнодушие власти и американская агрессивная политика, в том числе, выраженная в распространении и поддержке тоталитарных сект, приводит к тому, что мнение православного большинства в России игнорируется. Ненормальная ситуация со строительством кришнаитского храма на Ходынском поле принимает все более болезненные черты. Мало того, что сектанты сегодня заняли агрессивную позицию по отношению к православным, они еще и пытаются завоевать информационное пространство: каждая катастрофа и трагедия, будь то, теракт или обвал аквапарка, используется ими как повод засветиться в информационном пространстве с сообщением о себе, о том, что они сожгли чью-то очередную карму или же устроили ритуальную церемонию по погибшим. Спекулятивность и циничность появляющихся со стороны сообщений возрастает. Попытки влезть в информационный и духовный мир русского человека становятся все более нахальными. Их можно охарактеризовать как попытки сектантов «примазаться» к русской истории, к России, к Православию: так, кришнаиты заявили о своем участии во всеправославной (!) молитве за мир, потому как она, де не противоречит их миролюбивости, а также поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с Пасхой, при том, что эта секта не признает Христа Спасителем, а потому не может разделять и пасхальную радость. «Общественный фонд святого апостола Андрея Первозванного против строительства кришнаитского центра на Ходынском поле столицы», — сообщает сайт РИА «Новости». Об этой же проблеме пишет газета «Труд». «Строительство Центра ведической культуры — вызов российской общественности», — считает исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, кандидат исторических наук Роман Силантьев. «Месторасположение и размеры Центра ведической культуры недвусмысленно свидетельствовали о непомерных амбициях московских неоиндуистов, тем более удивительными на фоне общего упадка их секты и сворачивания ее филиалов в других городах России. Стало очевидно, что кришнаиты-вайшнавы намереваются укрепить свои пошатнувшиеся позиции путем создания мощного миссионерского центра». По мнению МРС, «никаких отношений с псевдорелигиозной маргинальной сектой кришнаитов у традиционных религиозных организаций быть не может, а планы строительства Ведического центра по сути являются неприкрытым вызовом российской общественности. В ходе развернувшейся вокруг этого вопроса полемики стали вскрываться интересные факты», в частности, МОСК во время осуществления гуманитарной акции в Чечне и целом ряде других регионов раздавала посвященную Кришне пищу, которая была заведомо неприемлема к употреблению мусульманами, иудеями и православными христианами: «Попытки кришнаитов оправдать свои провокационные действия благими побуждениями (мол, голодным людям все равно что есть) и неязыческим характером своей организации выглядят довольно жалко. Интересно, как бы они отреагировали на инициативу некой православной гуманитарной организации, которая сначала бы направила голодающим индусам эшелон говяжьей тушенки, а потом бы недоумевала по поводу их негативной реакции, объясняя ее происками местных радикалов и ксенофобов». В заключение автор отмечает, что «ошибочно видеть в антикришнаитской кампании следствие некоего страха традиционных религий перед миссионерской активностью кришнаитов и желания устранить конкурентов на религиозном поле руками властей. Пик расцвета ЦОСКРа остался в далеком прошлом. Если бы не текущий скандал, секта кришнаитов через несколько лет спокойно бы умерла, как это случилось в свое время с российскими отделениями «Белого Братства», «Аум Синрике» и «Тантры Сангхи». К сожалению, теперь ее неизбежная деградация будет объясняться злокозненными происками МСР и Союза православных граждан». Однако кришнаиты желают удержаться на плаву за счет судебных и политических заявлений. Так, в адрес Наталии Нарочницкой после ее выступления 21 марта нынешнего года на митинге на Пушкинской площади против строительства кришнаитского капища в Москве на Ходынке кришнаитами был подан иск. Депутат Госдумы, на которую кришнаиты подали заявление в Генпрокуратуру РФ, заявила, что таким образом «они просто пытаются привлечь к себе внимание». «Представители православной общественности намерены не допустить строительства кришнаитского храма и добиться ликвидации регистрации Общества сознания Кришны», — сообщает сайт «Newsru.com». Подробнее об этом в репортаже журналистки программы «Вести» Гули Балатевой «Москва: споры вокруг храма». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил, что Общество сознания Кришны всерьез угрожает межрелигиозному миру в России, сообщает «Интерфакс». «Высоко оценивая уровень взаимопонимания между традиционными религиями страны, в качестве примера Патриарх привел «недавнее единодушное осуждение проекта строительства в Москве огромного культового здания сектой кришнаитов, навязчивое миссионерство которой создает серьезную угрозу для межрелигиозного мира». Эту тему Предстоятель Русской Православной Церкви поднял в беседе журналисткой «Единой России» Еленой Тумановой. Текст интервью «И мою душу посещают иногда тревоги» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. В связи с этой ситуацией вновь возникает вопрос о необходимости принятия вразумительного закона о традиционных конфессиях. В частности, об этом рассуждает автор «Русского журнала» Сергей Бирюков в материале «Нужен закон о традиционных конфессиях». Он пишет: «необходимо и изменение социального имиджа самих традиционных конфессий — в сторону большей открытости, толерантности и более активной ориентации на актуальные проблемы российского общества. Они призваны стать равноправным партнером государственной власти и взять на себя ответственность за решение конкретных проблем, а не просто претендовать на определенные привилегии. В противном случае ситуация идейно-мировоззренческого кризиса в России не будет преодолена и, в свою очередь, не позволит преодолеть все остальные переживаемые страной кризисы». Пока же проблему отношения государства и религии решают частным порядком через локальные проблемы. Например, введение в школах предмета «Основы православной культуры»: «С будущего учебного года в московских школах могут ввести факультативное изучение истории религий», — сообщает «Интерфакс». По мнению журналиста «Времени новостей» Кирилла Василенко, «принципиальность столичного департамента образования, вероятно, смягчила и лояльность к Русской Православной Церкви нового министра образования и науки Андрея Фурсенко. После недавней встречи с патриархом Алексием II г-н Фурсенко пообещал журналистам, что история религий станет обязательным предметом в школьной программе. Правда, здесь Москва намерена и дальше сопротивляться. Руководители департамента образования города подчеркнули, что готовы ввести только факультатив». В целом о вопросах российского образования, вернее, о гибели классической русской фундаментальной школы, рассуждает президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН Сергей Комков в материале «Гарвардские шалуны». Репортаж Светланы Самоделовой из Свято-Алексиевской пустыни, «где отец Алексий построил коммунизм», можно прочитать в статье «Бок о Бог» на сайте «Московского комсомольца». А в «Российской газете» Марина Никитина в статье «Спасут молитвы» рассказывает о том, как крестьяне села Горинское избрали руководителем хозяйства местного священника о. Георгия. По общему мнению селян, только он «сможет вывести их хозяйство из глубочайшего кризиса». И все же, несмотря на все проблемы, главными событиями прошедших двух недель стали Пасхальные торжества. 10 апреля, в Великую субботу в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня свершилось чудо схождения Благодатного огня. «В момент совершения чуда в пещере находился только Патриарх Иерусалимский Иримей. Во время молитвы о даровании чудесного огня в храме Гроба Господня появлялись всполохи света. Когда Патриарх Иримей вышел из пещеры Гроба Господня, неся лампаду со Святым огнем, у многих верующих также начали чудесным образом возгораться свечи», — сообщает РИА «Новости». О том, что такое Благодатный огонь рассказывает автор «Комсомольской правды» Наталья Волошина в статье «Благодатный огонь не жжет, но выводит из строя телекамеры» и агентство «Интерфакс». О составе российской делегации, доставившей огонь из Иерусалима в Москву пишет РИА «Новости». О своему паломничестве в Иерусалим, об участии в молитве в Великую субботу в храме гробя Господня и схождении Благодатного огня рассказывает главный редактор «Гудка» Владимир Крупин в очерке «Свет наш незакатный». В преддверии Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал интервью ряду изданий. На сайте газеты «Труд» можно прочитать интервью Святейшего патриарха Московского и всея Руси главному редактору газеты «Труд» А. Потапову. На официальном сайте Русской православной Церкви републикован материал «Откройте сердце для пасхи» — беседа с корреспондентом газеты «Трибуна». Там же размещен текст беседы Предстоятеля Русской Православной Церкви с журналистами разных изданий. В числе прочих вопросов, Патриарху Алексию II был задан вопрос и о совпадении в нынешнем году даты празднования Пасхи у всех христианских конфессий. И если Патриарх ответил на вопрос, кратко заметив о том, что «за богослужениями в наших храмах народ молится «о благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех», то для папы Римского «совпадение православной и католической пасхи стало очередным поводом для лицемерных призывов» к объединению православия и католицизма, «разумеется, под его, папиным, омофором», — заявляет «Русская линия». Светские же публикации, посвященные Пасхе, условно делились на две части: кулинарную и чиновно-представительскую. В кулинарных публикациях рассказывалось в основном о том, как правильно приготовить пасхальный стол и как вовремя освятить куличи. Так, об этом написали «Вести» в материалах «Завершается пост. Христиане святят куличи» и «Хороший кулич пекут молча», «Газета» — статья Надежды Кеворковой «Как готовиться к Пасхе», «Москвоский комсомолец» — публикация Сергея Бычкова «Пасха на блюдечке», «Вести Эстонии» — статья Марианны Тарасенко «На Пасху и воробей радуется». О пасхальном яйце рассказывает автор «Гудка» Капитолина Кокшенева. «Пасхальное яйцо — это не «известный русский сувенир», как можно часто сегодня услышать. Яйцо — это символическое подобие нашей жизни: из праха и тлена мы вновь возродимся в нетлении и бессмертии… Существует предание, согласно которому христианский обычай дарения яйца идет от святой равноапостольной Марии Магдалины. Мария Магдалина — жена-мироносица, родом из Магдалы. Она вела распутную жизнь, но Иисус Христос своею проповедью возродил ее к новой жизни и сделал преданнейшей своей последовательницей. По Воскресении Христос явился к ней прежде других. После Вознесения Христа Спасителя она идет в Рим для Евангельской проповеди. Посещающие императора по обычаю того времени приносили ему свои дары. Те, кто был богат, делали дорогие подарки, дарили драгоценности, а бедные — кто что мог. Мария Магдалина имела только один бесценный дар — свою веру в Господа, а потому, подходя к императору Тиверию, подарила ему яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!». С этих слов начала Мария Магдалина свою проповедь. Император тут же усомнился в том, что кто-то может воскреснуть из мертвых. Он же и продолжил, что в Воскресение так же трудно поверить, как в то, что яйцо, будучи белым, вдруг станет красным. Но еще не успел договорить Тиверий свои слова сомнений, как яйцо у него на глазах стало красным…». С тех пор — красное яйцо — символ Христова Воскресения. Чиновно-представительские публикации в основном были посвящены не Пасхе, а тому, где в Пасхальную ночь находился тот или иной чиновник и как широко он крестился. Так, именно это интересовало Ирину Белашеву из «Времени МН», выступившую со статьей «Министры дождались огня», и Олега Недумова из «Независимой газеты», который в своей статье «Власть Бога и кесаря» все же расширил тематику и порассуждал в общем и целом об отношениях Церкви и власти. О пасхальных службах рассказывает «Первый канал» в репортаже «Христиане всего мира отмечают Пасху». «Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. На официально сайте Патриарших Приходов Русской Православной Церкви в США опубликовано «Пасхальное послание управляющего Патриаршими Приходами Московского Патриархата в США викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Зарайского Меркурия клирикам и пастве патриарших приходов». На официальном сайте Русской Православной Церкви за границей размещено «Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра». Президент России Владимир Путин поздравил российских христиан с праздником Пасхи и отметил, что «праздник Пасхи занимает особое место в духовной жизни миллионов россиян», — сообщил «Радонеж». Президент также направил поздравление с праздником Светлого Христова Воскресения Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II «На всех континентах планеты, где проживают свыше 1 миллиарда 800 миллионов христиан, сегодня раздается радостный перезвон церковных колоколов. Во всем мире отмечают праздник Светлого Воскресения Христова. Пасха напоминает нам о величайшем событии, свершившемся на третий день после смерти Спасителя на Кресте. Оно знаменует победу Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного Иисусом Христом». Далее в информации сайта «Мир религий» рассказывается о том, как встречают праздник в православных храмах, а также о то, что было на главном пасхальном богослужении в Москве. «Праздничные Пасхальные службы прошли во всех 16 350 православных храмах в России, в 260 заграничных приходах Московского Патриархата. Пасху сегодня отмечают и 15 Поместных православных церквей, чьи приходы расположены по всему миру». Также в информации уделено внимание тому, как Пасха отмечалась в Грузии, в Чечне, Греции, Болгарии, Индии. О первой пасхе в Антарктиде рассказывает «Интерфакс». А о пасхальных торжествах в Египте можно прочитать на сайте РИА «Новости». Агентство «Регионы России» сообщает о праздновании Светлого Христова Воскресения в Ливане. О праздновании Пасхи в военные годы рассказывает журналист газеты «Аргументы и факты» Андрей Леднёв в статье «Первая военная патриаршая». «После 1917 г. широкое празднование Пасхи, разумеется, прекратилось, но поначалу никто не вмешивался в семейные обычаи. Люди продолжали печь куличи, готовить пасху, красить яйца. В 30-х гг. это все уже было строго запрещено… Перемена произошла в годы Великой Отечественной войны. Об этом рассказывал мне Сергей Николаевич Лисевицкий. Семилетним мальчиком он причащался в Сретенском монастыре на службе патриарха Тихона. Юношей стал иподиаконом (церковный служитель между чтецом и диаконом) московского митрополита Трифона (Туркестанова), позже — иподиаконом патриархов Сергия и Алексия I… Перед Пасхой 1942 г. Сергей обнаружил в газете на последней странице маленькое объявление, разрешающее всю Святую ночь движение транспорта по Москве! Собравшись с духом, он пошел вместе с другом в МОГЭС просить дать в церковь свет (тогда в целях маскировки электричество на ночь отключали). Речь шла о храме Святителя Николая в Хамовниках, одном из нескольких незакрытых в столице. Кто-то из начальников пообещал в десять часов вечера дать свет в район храма… Утром после праздничной службы Сергей вместе с сестрой шел домой. Светало. По дороге им захотелось есть. Кулича, конечно, не было, вместо него они освятили батон хлеба. На Тверском бульваре возле памятника Пушкину брат с сестрой сели на лавочку и отрезали по кусочку батона. Так разговелись в первую военную Пасху». Православный педагогический журнал «Глагол», недавно открывший в интернете свою страничку, передает всем православным поздравление с Пасхой Христовой от любимого и уважаемого многими батюшки — архимандрита Иоанна (Крестьянкина), насельника Псково-Печерского монастыря. О. Иоанн через всю свою трудную жизнь пронес твердую и светлую веру, а в день Пасхи — 11 апреля, — отметил свой 94 день рождения. Вот полный текст этого послания: «Христос Воскресе! Светлой пасхальной радостью стучится ныне Воскресший Христос в наше унылое сердце. — Не бойся, ничего не бойся, только веруй — ласковое ободрение звучит нам от Любви Божией. И легкий укор получаем мы вместе с Петром, утопающим в Генисаретском озере: — Почто, маловерный, усомнился? Токмо веруй и спасен будешь. Дорогие мои! Христос Воскресе! Пойдем же во след Христа по бушующему грехом и злобой житейскому морю полные веры несомненной и любви ко Христу, сильные Его силой, в немощи живущей и действующей. «Воскресение Твое Христе Спасе, всю просвети вселенную, Всесильне Господи, слава Тебе!» Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. А Господь мира, Воскресший Спаситель, ведет нас Истиной и Милостью путей Своих к невечернему Дню Вечной Пасхи в Царствии Небесном. Воистину Воскресе Христос! Желаю вам верою утвердиться на камени, иже есть Христос, страдавший, распятый и воскресший навечно нас ради. Ваш убогий богомолец. А.И.»