Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 29 марта — 5 апреля. — Встречи с министрами. — В журналистском фарватере. — Русский национальный вопрос. — НАТО зачищает Косово. — Этнический империализм. — 150-летие Крымской войны.
На прошлой неделе как светские, так и церковные СМИ были заинтересованы двумя официальными встречами Святейшего Патриарха — с министром культуры и министром образования. Двум этим событиям была посвящена обильная пресса. Встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия с министром культуры и массовых коммуникаций Александром Соколовым состоялась в прошлый понедельник. На ней обсуждались «перспективы возвращения церкви ее святынь, находящихся в государственной собственности», — сообщает сайт «Регионы России». Патриарх Алексий также ставил вопрос перед министром культуры о содержании телевизионных программ. По окончании встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви и министра культуры и массовых коммуникаций России Патриарх Алексий и А.С.Соколов ответили на вопросы журналистов. Текст пресс-конференции публикует официальный сайт Русской Православной Церкви. Авторы «Газеты» Татьяна Невская и Надежда Кеворкова в статье «На министра культуры снизошла благодать» отмечают, что «встреча … министра Александра Соколова и Патриарха Алексия в Чистом переулке растопила былой лед между чиновниками Минкульта и священством». Далее в статье они рассказывают об итогах состоявшихся переговоров. Сергей Варшавчик, Олег Недумов и Даниил Щипков, — авторы «Независимой газеты» — очень эмоционально описывают в статье «Служители культа и культуры» журналистские страдания по поводу невозможности попасть на встречу в Патриаршую резиденцию и рассказывают о том, почему до сих пор отношения с министерством культуры не складывались. Также они сообщают, что главной проблемой была и остается проблема возвращения из музеев конфискованных в революционные годы ценностей. Коллективный разум журналистов так подытожил итоги встречи: «как бы ни сложились у Патриарха отношения с новым министром, сомнительно, чтобы вопрос о возврате церковных ценностей, находящихся в музеях, в ближайшее время был решен в пользу Русской Православной Церкви». Также о встрече написал Вадим Нестеров из «Газеты.ru» — статья «Дорога к Храму таможенной службы». 31 марта, в среду, состоялась другая встреча Патриарха Московского и всея Руси — с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко и президентом Российской академии наук Юрием Осиповым, которая состоялась в Москве. Как сообщает сайт «Newsru.com» одной из основных тем этой встречи стал вопрос преподавания основ религии в средних школах России. По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, «огромный вал безнравственности, распространение наркомании и алкоголизма среди молодежи — все это свидетельство того, что надо обращать внимание не только на образование, но и на воспитание». Говоря об этом, Патриарх напомнил, что «Церковь, которая за тысячелетнюю историю в России и двухтысячелетнюю историю в мире накопила огромный опыт, готова помочь министерству образования в воспитании подрастающего поколения». После встречи Предстоятель Русской Церкви и министр образования прокомментировали итоги состоявшейся встречи. Патриарх Алексей отметил, что «очень удовлетворен встречей, потому что в лице нового Министра я увидел человека науки и патриота нашей Родины». Со своей стороны министр образования заявил, что «продолжит существующую политику в отношении преподавания основ православной культуры в российских учебных заведениях». «Религия — гуманитарная основа любой цивилизации», — подчеркнул министр образования и науки. 2 апреля в прямом эфире «Эха Москвы» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что считает, что «история религии должна быть обязательным предметом в школе». «Не может человек знать или не знать историю факультативно. Это должен быть обязательный предмет», — сказал министр. При этом министр подчеркнул, что речь не должна идти только о преподавании основ православной культуры: преподавать историю религии в школах нужно в культурологическом аспекте. На сайте «Русской линии» размещена редакционная статья «Нельзя ругать то, чего не знаешь», в которой анализируется понятие «религиозной культуры» и осмысляется, для чего нужно изучать этот предмет. О встрече Патриарха Московского и всея Руси с министром образования пишет автор «Времени новостей» Кирилл Василенко в статье «Научим по-божески». Написали и другие журналисты. И если автор «Газеты» Надежда Кеворкова в статье «Школьники будут изучать религию. В культурном и историческом аспекте» в спокойном и нейтральном тоне описывает как прошедшую встречу, так и сложившуюся в стране ситуацию с преподаванием основ «Православной культуры», Зоя Светлова из «Русского курьера» настроена явно не благодушно и враждебно. В статье «Патриархальное образование» она иронизирует как по поводу прошедшей встречи, так и по поводу возможностей Русской Православной Церкви. Непонятно автору Зое Светловой, почему Русская Православная Церковь, обескровленная, разрушенная, не имевшая ни достаточного количества знающих воцерковленных людей, ни средств, ни доступа в СМИ, «после падения советской власти … не смогла препятствовать росту «безнравственности, наркомании и алкоголизма». Кроме того, Зоя Светлова пытается пророчествовать, заявляя, что «введение обязательного преподавания православия в школах неминуемо вызовет протест среди большого числа учащихся и их родителей, которые в силу национальной принадлежности или, будучи убежденными атеистами, отрицательно отнесутся к насильственному введению религиозного образования». Видимо, по мнению авторов, количество людей нерусской национальности и атеистов суммарно превышает число русский и верующих, как порознь, так и совокупно. Впрочем, за попытками журналистов устроить истерику вокруг этой проблемы и искусственно взвинтить ситуацию читатели наблюдают уже два года. Так что, автор «Русского курьера» со своими текстами держится в общем грязно-сером фарватере светской журналистики. Попытки журналистов представить из русских этаких террористов-националистов, которые, де, притесняют остальных, ведутся уже не просто не первый год, но и не первое столетие. При этом, делается все, чтобы представить русских именно агрессивным большинством, которое не требует защиты, но, наоборот, должно быть ограниченно в своих правах. Об этом статья генерал-лейтенанта, доктора исторических наук, депутата Государственной Думы РФ Николая Леонова «Русский вопрос в России» в «Гудке». Николай Леонов отмечает, что если «в эпоху советской власти межнациональные проблемы в большой степени нивелировались всеобщей социально-экономической уравниловкой, настойчивой пропагандой интернационализма и дамокловым мечом применения насилия», то сегодня в период так называемых демократических реформ «межнациональные проблемы значительно усложнились. И в первую очередь жертвой произошедших изменений стал русский народ». «Западные политики всегда рассчитывали, что радикальное снижение жизнеспособности русского народа может быть достигнуто главным образом путем создания внутренних конфликтов и неурядиц в исторической России». Критическим пунктом в судьбе русского народа стали Беловежские соглашения 1991 года, когда был ликвидирован Советский Союз. «Круто изменились условия жизни для русских и в самой Российской Федерации. Они связаны прежде всего с процессом приватизации государственного имущества и природных богатств. Персональный состав приватизаторов, клановые связи и безудержная коррупция привели к тому, что самый законопослушный народ России — русские — оказался практически отстраненным от процесса дележа государственного достояния… По данным, полученным из неофициальных, но весьма компетентных источников, более 85 процентов нынешних владельцев крупных состояний в России не принадлежат к русским». Это привело к снижению статуса русского народа среди других народов, населяющих Россию. «Нельзя не видеть и того факта, что и юридически русские оказались в самом невыгодном положении. Почти у всех народов есть своя родина в виде национальных образований — субъектов Федерации. Почти все они называются титульными нациями и в силу этого пользуются экономическими преимуществами от эксплуатации на их территориях природных ресурсов. Одни русские оказались в положении дискриминированного народа» «Само слово «русский» находится под запретом. Оно не употребляется в официальных правительственных документах, вы его не услышите в средствах массовой информации. Считается скандальным и неприличным обсуждать тему гибели русского народа… Русские не кичатся своим прошлым, они хотят только полного равенства, чтобы их дети имели право на будущее. Это тем более справедливо, что именно русские заплатили основную социальную цену за реформирование страны и защиту ее целостности». Далее он отмечает, что «террор как форма борьбы со своими противниками никогда не был присущ русскому человеку»: «терроризм — это реакция ущемленного меньшинства, реакция от бессилия, из чувства мести. Русские же всегда чувствовали себя сильным большинством в своей стране». «Историческая уникальность России состоит в том, что в ее государственном обустройстве принимали участие все проживающие в ней народы. Но надо признать, что во многом межнациональные отношения в России определяются национальным самочувствием русского народа — собирателя союза российских народов, создателя общего государства, опоры российской государственности… В общественном мнении стали проявляться тенденции умаления значимости русского народа как великого народа, народа-творца. И в ныне действующей Конституции не нашли своего отражения место и роль русского народа, русской нации в сохранении единства и целостности Российского государства. Такое положение наряду с процессом «суверенизации», происходящим в национально-государственных и национально-территориальных образованиях России, привело к тому, что начали происходить процессы, если можно так выразиться, «деэтнизации» русского народа, то есть «вымывания» русского национального и национально-культурного потенциала из этих образований». Далее Николай Леонов отмечает, что внутренний протест русских против своего приниженного положения уже давно нарастает. Между тем, уничтожение русского народа как носителя православной культуры имеет самое непосредственное отношение к происходящему параллельному процессу в Косово. На сайте «Регионы России» опубликована заметка «Косово: сообщения очевидца», в которой рассказывается о положении сербов. Интересный документ — дневник сербского корреспондента Мирослава Йовановича «Этнические чистки и «мир» в Косово публикует сайт «Regnum». Сербы обвиняют миротворцев не только в потакании террористам и не препятствовании им, но и в соучастии: «НАТО обвинили в терроризме. Обвинение прозвучало со стороны сербской Православной Церкви после того, как в результате рейда с целью задержания Радована Караджича были тяжело ранены православный священник и его 28-летний сын», — сообщает РБК. «Данный акт террора отягчается еще и тем, что он был совершен теми, кто представляет себя главными борцами против терроризма», — цитирует сербское информационное агентство Srna заявление Церкви. Более подробно об этом происшествии можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. «Миротворцы» демонстрируют, как именно они будут защищать сербов и сербские церкви», — пишет по этому поводу «Радонеж», комментируя одновременно заявление вице-премьера Сербии Миролюба Лабуса о том, что «защитить сербское население в Косове могут только миротворцы НАТО»: «Сегодня миротворцы продемонстрировали, как именно они будут это делать. Они расстреляли православную церковь в Пале (столице боснийских сербов) и дом священника, ранив при этом священника и его сына». Еще одну статью генерал-лейтенанта, доктора исторических наук, депутата Государственной Думы РФ Николая Леонова — теперь уже по поводу ситуации в Косово, названную «Этнический империализм и как с ним бороться», публикует «Гудок». В частности, автор пишет «События в Косове высвечивают одновременно важнейшую общемировую проблему, которую многие политологи окрестили как этнический империализм, то есть захват отдельными нациями не принадлежащих им территорий с помощью целенаправленных миграционных потоков либо изменение политического статуса, государственной принадлежности в результате сдвигов в демографическом составе населения». Что же теперь делать в Косово? «Яростная агрессивность албанцев делает невозможным существование разрозненных сербских анклавов на его территории. Так называемый миротворческий контингент НАТО оказался неспособным к выполнению этой задачи, ради которой он был введен в Югославию. Международная администрация демонстрирует свое бессилие.. Не целесообразнее ли международному сообществу покаяться в содеянном на Балканах в последние пять лет и взглянуть реальности в глаза: может быть, следует разделить Косово на две части? В одну — сербскую — вернуть всех сербов, покинувших родные места в военные годы и послевоенное время, в другую — поселить албанцев, включая и тех, кто оказался сейчас на территории собственно Сербии. Разделительную полосу необходимое время могли бы охранять нынешние миротворцы. Это им под силу». «Заявление Международного фонда единства православных народов в связи с трагическими событиями в Косово и Метохии» опубликовано на официальном сайте Русской Православной Церкви. Авторы документа призывают мировое сообщество оказать необходимую гуманитарную и экономическую помощь Сербской Православной Церкви в восстановлении разрушенных христианских памятников. «Православные епископы Северной и Южной Америки выступили с осуждением этнических чисток в Косове», сообщает сайт «Регионы России». Члены постоянной конференции канонических православных епископов в Северной и Южной Америке призвали Организацию Объединенных Наций и ответственные за происходящее в Косове западные правительства «незамедлительно и активно вмешаться для восстановления безопасности и мира в Косове, защитить права и собственность представителей национальных меньшинств и сохранить оставшиеся в регионе древние религиозные святыни». Между тем, местные террористы, вскормленные на Западе, решили не отставать от своих соратников: «На днях Шамиль Басаев опять разродился угрозами в адрес «оккупантов». На этот раз ему чем-то не угодили православные храмы и их служители. В своем заявлении, помещенном в Интернете на сайте, подконтрольном боевикам, он пообещал устроить в церквах взрывы с использованием химических отравляющих веществ», — пишет газета «Труд в статье «Страшилка» от Басаева». «В Русской Православной Церкви расценивают появившееся в ряде СМИ заявление Шамиля Басаева как очередную попытку использовать мусульманство в своих «низменных военных и политических целях», — цитирует слова официального представителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) священника Михаила Дудко сайт «Мир религий». Конфликт между Россией и Западом, разыгрываемый англо-американским миром при помощи мусульманских марионеток длиться в истории России уже несколько столетий. Большой исторический материал к 150-летию начала Крымской войны опубликован на сайте «Седмица.Ru». Поначалу русско-турецкая война «воспринималась русской патриотической общественностью как война за веру, за освобождение святынь Палестины и Константинополя от мусульманского ига. И, разумеется, согласно общему настроению русских патриотов, Россия — хранительница чистоты Православия — была обречена на блистательную победу. Ход событий развеял иллюзии: обдумав все pro et contra христианская Европа поддержала магометан. 28 марта 1854 г., после выступления Англии и Франции против России, русско-турецкая война стала «Крымской». Казавшаяся святой и потому победоносной война между христианством и исламом обратилась для Российского государства кровопролитнейшей трагедией, имеющей сугубо политические и экономические корни. Поэтому многие историки считают, что Крымская война была разминкой перед Первой мировой войной». В статье можно прочитать жизнеописания наиболее выдающихся личностей, чей духовный подвиг был явлен в годы Крымской войны — это преподобномученик Парфений, иеромонах Балаклавского района Георгиевского монастыря Иоанникий (Савинов), протоиерей Дамиан Бариз, иеромонах Иоанникий (Добротворский), врач Василий Андреевич Страдомский, сестра милосердия Дарья Севастопольская А на сайте «Русской линии» размещена статья Валерия Васильевича Глушкова, ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, полковника запаса о военном духовенстве в русско-японской войне, приуроченная к 100-летию начала русско-японской войны 1904−1905 гг. «На поле брани полковые священники всегда были достойными пастырями беззаветно храброго христолюбивого воинства, безропотно переносили тягости походной жизни, бестрепетно ходили со своими частями на штурмы, безбоязненно напутствовали больных и умирающих под неприятельскими выстрелами, терпели раны, заключение в тюрьму и самую смерть». Автор подробно рассказывает и о ходе сражений, и о судьбах конкретных священников, оказавшихся на этой войне. Сегодня институт военных священников вновь возрождается. Журналисты Павел Коробов и Сергей Петухов из издания «Коммерсант-власть» в статье «Офицеры Господа» рассуждая о реформе в армии, пишут: «одна реформа в армии уже состоялась — в военных городках один за другим возводятся храмы, а бок о бок с бойцами отныне несут службу особы духовного звания». О трудностях армейско-пастырской службы журналистам рассказывает полковой священник отец Михаил. Автор отмечают, что «службы военных капелланов существуют в большинстве стран мира даже там, где конституция провозглашает разделение церкви и государства. Различия состоят лишь в официальном статусе военных священников и широте представляемых военными капелланами конфессий». Далее в статье рассказывается, как служат священнослужители в армии Германии, США, Израиля, Индии и других стран. «В октябре нынешнего года Архиерейский Собор Московского Патриархата рассмотрит вопрос об общецерковном прославлении великого русского адмирала Феодора Феодоровича Ушакова. Такое решение было принято на днях на заседании Священного Синода», — сообщает Алексей Ипатьев в материале «Церковь чтит великого флотоводца». Сила христианского духа великого полководца «проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель…» По-прежнему вызывает интерес журналистов тема отношений с Русской Православной Церковью за рубежом. Сайт «Русская линия» републикует интервью журналиста Александра Стародубцева с доцентом Московской духовной академии протоиереем Максимом Козловым, напечатанное в «Русском доме». В этой части интервью О. Максим рассказывает о прошедшем в декабре всепастырском совещании РПЦЗ в Наяке. Продолжение интервью будет опубликовано в следующем номере. Газета «Ведомости» в свою очередь печатает фрагмент интервью гендиректора компании Norimet Петра Холодного, который помимо работы в Norimet управляет финансами Русской Православной Церкви Зарубежом. В ходе инетрвью он касается и вопроса объединения Русской Православной Церкви и РПЦЗ: «Лично для меня объединение Русской Православной Церкви важно еще и потому, что для всех русских, волею судеб оказавшихся за рубежом, это, помимо всего, вопрос единения со своей великой нацией». В преддверии визита митрополита Лавра — Предстоятеля РПЦЗ — в Россию, его предстоящая поездка обсуждалась на съездах Чикагско-Детройтской и Восточно-Канадской епархии РПЦЗ. В коммюнике съезда духовенства Чикагско-Детройтской Епархии РПЦЗ, в частности, говорится: «нас утешает возможность примирения двух частей единой Русской Церкви. Исполнение этой возможности благоприятно воздействовало бы на жизнь наших приходов… За последнее время, некоторые из верующих высказывали недоумения или опасения по поводу церковного примирения. Однако, когда им даются пояснения, что имеется ввиду не слияние или подчинение, а именно примирение и взаимное признание, евхарическое сослужение, тогда уже волнение заменяется спокойным подходом. Мы признаем как Зарубежную Церковь, так и Патриаршую, как наследницы исторической Российской Церкви. События истекшего года обнадеживают нас, что полное примирение возможно в ближайшее время между Зарубежной и Патриаршей Церквами, как и полное молитвенное и евхаристическое общение на всех уровнях церковной жизни». В коммюнике совещания духовенства Восточно-Канадской епархии отмечено, что священство РПЦЗ прилагает «усилия, чтобы наладить доброжелательные отношения с Церковью в Отечестве, чему, уповаем, послужит предстоящая поездка в Россию». Кроме того, РПЦЗ выступила на прошлой неделе с обвинением в адрес анафематствованного гражданина Денисенко (Филарета), руководителя псевдоцерковной группировки «УПЦ Киевский патриархат» в краже интеллектуальной собственности и разбойничьем издании чужого труда. Заявление по поводу издания «Закона Божия» прот. Серафима Слободского на украинском языке, сделанное секретарем Германской епархии Русской Зарубежной Церкви прот. Николай Артемов, можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ. В Латвии продолжается противостояние властей и сторонников сохранения в стране российского образования. «Вселатвийский съезд защитников русских школ для предотвращения в стране этнического конфликта принял резолюцию, призывающую мировое сообщество использовать опыт македонского урегулирования образца 2001 года», — информирует читателя сайт «Соотечественники». Собравшиеся на съезд требуют «отмены реформы средних школ, из-за которой в старших классах русских средних школ на родном языке будут преподавать только 40% предметов. Кроме этого, делегаты съезда говорили о необходимости придать русскому языку статус государственного, а также предоставить гражданство всем русскоязычным жителям страны». Патриарх Московский и всея Руси Алексий заявил о невозможности своего визита в Латвию до тех пор, пока в этой стране не будет решена проблема русского языка, сообщает сайт «Newsru.com». При этом Патриарх Алексий отметил, что «в последнее время в Латвии происходили события, связанные с ущемлением прав русскоязычного населения получать информацию и образование на родном языке, в частности, в школах, где учатся русские дети». Аналогичная проблема сегодня назревает и на Украине. На прошлой неделе в Запорожском государственном университете (ЗГУ) прошел научно-практический семинар «Русский язык и литература: изучение и преподавание в Украине», участники которого «обратились к присутствующим представителям властей города и области содействовать обеспечению образования граждан Украины на русском языке, гармонизации межнациональных отношений». О ситуации в Грузии рассказывает священник Владимир Вигилянский, побывавший в этой стране на конференции «Религия и общество — вера в нашей жизни». Этот материал с названием «Грузия — любовь моя!» публикует «Радонеж». «Я приехал в беднейшую страну, преисполненную страшной тоски, отчаяния и уныния. Разруха страшная! На лицах людей — печать перенесенной трагедии. И, конечно, сейчас у них появилась какая-то надежда. Любой человек, который пришел бы вместо предыдущих правителей, сейчас обречен на успех. Любой человек! Потому что — то, что они претерпели за последние пятнадцать лет, я думаю, не претерпела ни одна республика нашего бывшего СССР». О. Владимир рассуждает о том, как политики привели эту, несколько десятилетий назад цветущую республику, в нищую отчаявшуюся страну. И пишет далее: «Теперь посмотрим духовную сторону этого явления. Мы просто обязаны видеть духовную сущность того, что произошло в Грузии. Так вот сейчас Грузия, грузинский народ, ввергнуты в такое положение, что кроме Бога они никакой защиты ни у кого найти не могут. Россия ее бросила, Запад, Америка ей навязывают такие условия, какие она выполнить не может…». Но «людские потери, нищета, голод, криминализация общества, утрата славных национальных традиций, озлобление, уныние, имущественное расслоение общества и т. д. привели десятки тысяч людей в Церковь… Народ понял, что, только пройдя через покаяние, через обращение к Богу, можно победить невзгоды, обрушившиеся на страну». Автор рассказывает о той роли, которую играет Грузинская Православная Церковь в своей стране, о том миссионерском опыте, который у нее есть, о тех трудностях и проблемах, которые приходится решать. «Молодежь Эстонии» публикует статью Нелли Кузнецовой «Беседы с Патриархом», в которой рассказывается о поездке в Москву и встречах с Патриархом Московским и всея Руси Алексием «маленькой, но представительной делегации Эстонии», привезшей Святейшему Патриарху два его портрета, написанных эстонским художником Аапо Пукком. Если на территории бывшего СССР многие страны пытаются вернуться к своим корням — исторически и религиозным, в Европе все решительнее идет процесс искоренения любых признаков религиозности: «После многомесячных дискуссий правительство Берлина приняло решение запретить ношение религиозных символов в госучреждениях», — передает «Седмица.Ru». Как сообщил министр внутренних дел германской столицы Эрхарт Кертинг, отныне в государственных учебных заведениях, учреждениях правосудия, полиции и пожарной охраны запрещено ношение платков-хиджабов и любых других религиозных символов. Идеология толерантности, навязываемая западным обществом и России, является прикрытием и оправданием общественного равнодушия и полнейшей беспринципности. Именно об этом — доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, публикуемый «Православной газетой». Как говорит владыка, «толерантность в области общественной морали, означает, в первую очередь, сознательное размывание понятия нормы, устранение нравственных критериев, разрушение народных и религиозных традиций, в конченом итоге — равенство добра и зла. В результате защищается и пропагандируется право на безобразие, на кощунство, на аморальное поведение, и, следовательно, как вторая составляющая этого права — безопасность от негативного осуждения со стороны общества». Также он отмечает, что «мы сталкиваемся здесь с сознательной политикой двойных стандартов. В итоге от нас, представителей традиционных конфессий, требуют толерантности, терпимости к любому явлению окружающей жизни, стремятся запретить нам критику тех тенденций, которые мы считаем опасными и вредными. Одновременно, к позиции традиционных конфессий, в особенности Русской Православной Церкви, к религиозным чувствам миллионов людей не проявляется никакого уважения, более того они становятся объектом критики, клеветы и шельмования». Эти слова владыки Викентия прямым образом относятся и к той ситуации, которая сложилась со строительством кришнаитскго храма в Москве. Требуя от православной Церкви терпимости, власть и журналисты как будто не слышат возмущенных голосов православной общественности, священнослужителей, церковных деятелей. Причем, когда это надо, «избирательная глухота» распространяется на все признанные законом традиционные конфессии. «Деятельность кришнаитов вызывает протест традиционных религий России», — сообщает сайт «Государство и религия». «Глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин высказался против благотворительной программы раздачи мусульманам вегетарианской пищи, посвященной Кришне», так как, по мнению главы Совета муфтиев, «такого рода «гуманитарная помощь» недопустима и является обманом верующих». С критикой кришнаитской программы выступил и заместитель главы Центрального духовного управления мусульман России Мухаммедгали Хузин: «муфтий пояснил, что в приготовлении такой пищи используется вода, которой обмывали ноги идолов, к которым М. Хузин относит и индуистского Бога Кришну». Муфтий также высказался категорически против возведения кришнаитского храма в Москве. «Нам нет нужды для возрождения духовности строить в сердце страны языческие капища». Главный раввин России Берл Лазар назвал обманом кришнаитскую благотворительную программу помощи нуждающимся россиянам. Еще ранее против деятельности кришнаитов в России выступали представители Русской Православной Церкви. 24 марта официальный представитель Московского патриархата священник Михаил Дудко в интервью «Интерфаксу» напомнил, что в одном из документов Архиерейского Собора Московского Патриархата Международное общество сознания Кришны было названо тоталитарной сектой и с тех пор позиция по этому вопросу не менялась. Об этом же написали сайт «Регионы России» и «Седмица.Ru». В другой информации на патриаршем сайте цитируются слова главного раввина России Адольфа Шаевича, который «предложил российскому Обществу сознания Кришны построить храмовое сооружение не в Москве, а на Чукотке или на полуострове Ямал. «Подводя итог, он высказал мнение, что «Общество сознания Кришны» воспользовалось той трагедией, которую пережила Россия в XX веке, воспользовалось, чтобы пополнить ряды своих последователей, как это делали в разное время и секта Муна, и «Аум синрике», и «Белое братство», и «черные», и «голубые» братства». Одновременно с этим, «буддисты и сикхи недоумевают, почему власти Москвы выделили землю кришнаитам», сообщает «Newsru.com». Постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санджай-лама Андрей Бальжиров считает, что в России «происходит парадоксальная вещь»: «такая не традиционная для России религиозная организация, как Общество сознания Кришны, получает для своего храма огромный участок, а мы, представители одной из четырех ведущих религий страны, уже лет десять никак не можем построить в столице буддийский храм». В свою очередь председатель Совета религиозной организации сикхов Москвы Джолли Гурдип категорически высказался против того, чтобы индуистский храм в Москве позволили построить Обществу сознания Кришны, так как «таким образом эти люди просто оскорбят нашу религию». Он пояснил, что, по канонам индуизма, в индуистский храм должны ходить только урожденные индусы. Он также обратил внимание на то, что кришнаиты надевают форму индуистских аскетов — саньясинов, которые вообще не имеют права жить в обществе (они живут только в лесу), и что саньясином может стать только индус, никогда не евший мяса. «Кроме того, по словам представителя сикхов, собирать средства на строительство индуистского храма тоже можно только от индусов. В этой связи, отметил он, выглядит странным, что деньги на возведение московского храма предполагается получить от Альфреда Форда — потомка основателя автомобильного концерна». Неделя закончилась двумя важными праздниками для всех православных верующих: Лазаревой субботой, когда Церковь славит воскрешение праведного Лазаря, и Вербным воскресеньем. «Святой праведный Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Господь Иисус Христос любил Лазаря и часто посещал его дом. В свои последние дни Спаситель скрывался от преследований. Узнав, что Лазарь умер, Он решил идти в дом сестер. К тому времени, как Иисус пришел, почивший уже четыре дня пролежал во гробе. Христос пришел к пещере и произнес: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Затем воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет», — рассказывает читателям о событии, вспоминаемом верующими в Лазареву субботу, газета «Труд». 4 апреля, в последнее воскресенье перед Пасхой, Православная Церковь праздновала Вход Господень в Иерусалим. Смысл этого праздника разъясняет Евангельское повествование: «Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос торжественно, как Царь, въехал в Иерусалим. Ученики Христа привели ему ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. Народ, собравшийся на праздник, узнал, что идет Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, множество людей вышли Ему на встречу. Многие снимали с себя одежды и расстилали их на Его пути, как ковер, а другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. Народ радостно восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!». О смысле этого праздника рассказывает «Православная газета»: «это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом: разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании… И та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!» … в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом, и будет требовать Его распятия». Его не поняли, от него ждали земных побед и политического торжества Израиля над всеми другими народами. Но Христос пришел не за тем. Он пришел пострадать и умереть за род человеческий, и воскреснуть ради нашего спасения: «А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле — нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страданье не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи — и приди скоро!»