Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина30.03.2004 

ОТЧАЯНИЕ, ПОЛНОЕ НАДЕЖДЫ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22 — 29 марта. — Священный Синод. — Надежда на возвращение. — Уничтожение под присмотром НАТО. — Горькая пятилетка. — Два предательства. — Прививка национализма. — Сохранить русскую речь.

В четверг, 25 марта, в Москве прошло первое в 2004 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Как отмечает РИА «Новости» «повестка дня заседания по традиции заранее не разглашается». Заседание Священного Синода возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. «Приступая к работе, Патриарх Алексий объявил, что первым вопросом повестки дня заседания Священного Синода является такое радостное и благодатное событие, как возвращение чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в Россию», — сообщает «Седмица.Ru». Синод принял решение, что возвращение в Россию чудотворной иконы состоится 23 июня 2004 года, — передает сайт «Newsru.com».
Также решением Священного Синода Русской Православной Церкви канонизированы 20 новомучеников, пострадавших за веру, открыты новые монастыри и заграничные приходы, — информирует читателей тот же сайт. Полностью с журналами заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года можно ознакомиться на патриаршем сайте.
Кроме того, на заседании Священного Синода была назначена дата Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Как передает «Интерфакс», Собор пройдет в Москве с 3 по 8 октября нынешнего года. «Одним из главных пунктов повестки предстоящего высокого собрания станут перспективы сближения с Русской Зарубежной Церковью», — отмечает агентство.
Интервью с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром можно прочитать на сайте «Русской линии». С первоиерархом Русской Зарубежной Церкви беседовал инок Всеволод (Филипьев). В интервью митрополит Лавр отмечает, что «все зарубежные святители в изгнании всегда жили надеждой на возвращение в Россию, на Родину» и цитирует слова святителя Иоанна (Максимовича), который писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Ней, когда исчезнут причины, разъединявшие их».
Но при этом он отмечает, что в РПЦЗ есть и те, кто не одобряет сближение двух ветвей Русской Православной Церкви: «Одни говорят: «Нам Россия не нужна, какое нам дело до России? У нас своя культура и своя Церковь. Мы никогда не жили в России, и дети наши совсем уже не русские. Зачем нам это объединение? — Мы ждем себе от него только беспокойств и неприятностей"… Иные помнят воспоминания родителей о послевоенной советской пропаганде в Китае, во Франции, о том, как советы хитро заманивали людей в Советский Союз и как потом страдали доверчивые, поверившие им. Другие утверждают, что только члены Русской Зарубежной Церкви могут называться христианами, а Русская Церковь Московского Патриархата … безблагодатна. Вместо любви к Богу и ближнему, вместо любви к нашей Родине — России они насаждают в своих сердцах ненависть и презрение. Упорствующие в таком мнении впадают в гордыню и в прелесть нео-фарисейства».
По мнению митрополита Лавра, сближение «Зарубежной и Российской Церкви принесет духовную пользу всему русскому народу, т.к. это избавит нашу Церковь от самоизоляции и неизбежно связанных с ней раздроблений и разделений, с одной стороны, и, с другой стороны, от растворения ее в окружающей инославной среде. В Российскую же Церковь слияние с Русской Зарубежной Церковью, сохранившей и внешнюю, и внутреннюю, духовную свободу, внесет свою особую сильную и свежую струю… И вот, когда рухнут между людьми все выдуманные преграды — недоверия, подозрительности, наговоров, клеветы, когда все люди доброй или воли объединят свои усилия, тогда, верю, сбудутся пророчества преп. Серафима Саровского и святителя Иоанна Шанхайского и Сан-францисского — восстанет Святая Русь, хотя бы на короткое время! Думаю, что воссоединение двух частей Русской Церкви ускорит полное и окончательное возрождение России, Православная Россия займет положенное ей место в семье народов и быть может даже восстановит и политическое, и нравственное равновесие во всем мире».
Газета «Версия» публикует интервью с родным племянником Николая II ближайшим на сегодняшний день родственником последнего русского царя, внуком царя Александра III, Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым. В конце беседы с журналистом Феликсом Медведевым, Тихон Николаевич обращается к своим бывшим соотечественникам: «У меня имеется икона Божьей Матери «Троеручица», перед которой молились царственные мученики в доме Ипатьева, в заточении. Икона эта с поврежденным киотом была выброшена преступниками после их гнусного «дела"… Дайте этой иконе, свидетельнице страданий новомучеников, вернуться в Россию на ее единственно достойное место — в храм-памятник, долженствующий быть воздвигнутым как покаянная лепта за великий грех, допущенный в нашей истории, грех, за который и поныне страдает наша Родина и мы все с ней, где бы на земле ни находились».
Самой горячей темой прошлой недели оставалась ситуация в Косово. Как сообщается на официальном сайте Русской Православной Церкви, в Косове и Метохии продолжаются погромы православных святынь и убийства сербов. В Приштине не осталось ни одного серба, в местечке Косово Поле все сербские дома сожжены. «За последние два дня были подожжены четырнадцать православных храмов и монастырей», — говорится в сообщении. «По данным Сербской Православной Церкви, за время конфликта в Косове и Метохии погибло более 25 сербов, около 1000 получили повреждения различной степени тяжести. Более 350 сербских домов и квартир разграблено или полностью уничтожено. 30 храмов сожжены, а 10 имеют серьезные повреждения», — передает сайт «Епархия». По мнению западных дипломатов и аналитиков, «последние события в Косове и Метохии имеют три основных цели: изгнание неалбанского населения из Косова, предотвращение возвращения неалбанского населения в свои дома и разрушение христианских святынь», — сообщает Информационная служба Рашско-Призренской епархии.
«За последние 5 лет под «присмотром» НАТО в Косово было разрушено более 130 церквей», — отмечает «Седмица.Ru». «Об особой важности Косово как одного из форпостов Христианства на юге Европы свидетельствует тот факт, что на протяжении многих веков именно в этом крае находилась резиденция Патриарха Сербской Православной Церкви». Архимандрит Антоний (Пантелич), представитель Сербской Православной Церкви при Московском Патриархате, только что вернувшийся из Сербии, рассказал о последних трагических событиях в Косово в интервью сайту храма св. великомученицы Екатерины на Всполье. «В результате последовавших столкновений, по данным, которые приводит архимандрит Антоний, около 50 церквей и монастырей было сожжено и разрушено… Сербский священнослужитель отметил, что после ухода русских солдат из Косово случаи нападений на храмы участились».
Также о ситуации в Косово можно прочитать на сайте «Регионы России» материал «Косово: расстрелянное православие». В статье «поименно» перечислены уничтоженные и оскверненные православные святыни Косова. Автор «Газеты» Надежда Кеворкова в статье «Такого больше нет нигде в мире» пишет о том, что «Православные святыни Косово могут навсегда исчезнуть с лица земли». В материале можно прочитать беседу с историком византийского искусства Алексеем Лидовым о пока еще уцелевших памятниках культуры. Рассказывая о разрушенных или поврежденных святынях, автор отмечает, что ни по одному факту разрушения не возбуждено ни одного уголовного дела. Об этом же статья «Угольки из Печки Патриаршей» Вадима Нестерова в «Газете».
Глава МЧС РФ Сергей Шойгу назвал разрушение церквей албанцами «попыткой стереть из памяти то, что было в Косово», сообщает со ссылкой на «Вести» патриарший сайт. «Премьер-министр Косова Б. Реджепи заявил, что «разрушенные и поврежденные православные храмы будут восстановлены». «Эту ложь он повторяет уже в течение нескольких лет» — отмечается в пресс-релизе Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви, опубликовано на официальном сайте Русской Православной Церкви.
«Сербская Церковь возлагает ответственность за происходящие в Косове и Метохии события на силы КФОР и УНМИК», — также говорится в документе. «Спланированная компания насилия по отношению к сербскому населению и разрушение святынь сербского народа являются «кульминацией продолжающегося на протяжении последних пяти лет систематического террора в отношении сербов и их святынь в присутствии международных сил КФОР и УНМИК, которые целенаправленно скрывали от мировой общественности реальную обстановку в данном регионе». В связи с последними событиями в Косове и Метохии Рашско-Призренская епархия потребовала от международного сообщества немедленного введения чрезвычайного положения в крае, реорганизации УНМИК и создания временной международной администрации, способной установить порядок и мир, а также обеспечения условий для политического урегулирования ситуации в регионе.
Аналитическая статья «Резня в Косово под флагом НАТО», касающаяся ситуации в Сербии, опубликована на сайте «Литературной газеты». Как отмечает профессор Дипломатической академии МИД России Владлен Сироткин, события в Косово надо рассматривать в контексте общей политики США и НАТО на Балканах, в Афганистане и особенно в Ираке. Между всеми этими конфликтами очень много похожего: «Американцы фактически проводят политику этнонационализма». Американцы «попробовали превратить Югославию в некий полигон по развалу неугодных им «стран-изгоев». По мнению автора, выход сегодня есть один: «Нужно срочно собирать второе «Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству». Старая Ялтинско-Потсдамская система 1945 года рухнула, появились новые границы. Но все это не зафиксировано ни в каком крупном международном соглашении… это необходимо сделать, иначе вариант Косово может повторяться постоянно. Уже в прошлом году албанцы пытались сделать в Македонии то же, что и в Косово. Произошла этническая резня, которая произвела очень сильное впечатление на Западную Европу. Мир наблюдает полный провал всей западной политики».
«21 марта 2004 года … в южноафриканском городе Йоханнесбурге был совершен молебен о страждущем сербском народе в Косове и Метохии», — сообщает сайт «Регионы России». «Русская Православная Церковь примет участие в организации переговоров между сербами и албанцами Косово», — пишет «Седмица.Ru». Однако автора газеты «Время новостей Кирилла Василенко почему-то очень раздражает неравнодушие Русской Православной Церкви в этой ситуации, о чем он и язвительно пишет в статье «Нашими молитвами». Он ерничает по поводу намерения Православной Церкви помочь в урегулировании косовского конфликта, что, по мнению журналиста, ничто иное, как попытки заявить о себе как об активном политическом субъекте. Статья Кирилла Василенко является очередным примером журналистской болезни под названием «найди скандал». Причем, поиски скандала, обвинения в интриганстве и политических амбициях принимают у многих журналистов клиническую форму, и их уже не смущает ни место, ни время, ни ситуация, где они выискивают скандал. Кирилла Василенко не волнует ни гибель людей в Косово, ни разрушение святынь, ни тяжелейшая политическая ситуация в крае. Нет, он видит только то, что хочет видеть, и не стесняется демонстрировать клинические формы своей «болезни» читателю, предлагая тому оценить «глубину журналистской мысли».
«Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с событиями в Косове» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. В частности, в документе говорится: «Мы призываем всех людей доброй воли сплотиться перед лицом растущего зла. Нельзя оставаться равнодушными. Мир сегодня стал тесным, происходящее в одном его конце немедленно отзывается в другом. Вот почему трагедия в Косове волнует нас не меньше, чем беды в нашей собственной стране».
Заявление Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра по поводу трагических событий в Сербии опубликовано на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей. «Европейский совет религиозных лидеров направит на Балканы делегацию для поддержки местных религиозных деятелей в усилиях по достижению примирения в Косово», — сообщает сайт «Newsru.com».
Как передает «Радонеж», председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Петер Шидер выразил возмущение тем, что «албанские лидеры Косово воздерживаются от ясного и недвусмысленного осуждения насилия над сербами». Руководитель ПАСЕ считает также, что лидеры албанского большинства продемонстрировали неспособность обеспечить мир и стабильность для всего населения края, и международное сообщество должно принять этот факт во внимание.
Кроме того, в 24 марта исполнилось пять лет с момента начала бомбардировок Югославии силами НАТО, которые добивались вывода сербских войск из Косово. Североатлантическим альянсом тогда руководил Хавьер Солана. Операция носила условное название «Милосердный ангел». О роли Соланы в косовском конфликте — статья «Ангел», несущий смерть» в газете «Труд». В 1999 году «Милосердный ангел» парил над территорией Югославии 11 недель, каждый день, сбрасывая на сербские города и села десятки бомб и ракет… В результате агрессии в Сербии и Черногории погибло около 2500 человек, причем только 20 процентов от этой цифры — потери армии и полиции. Остальные — мирные жители, которых один из чиновников в Брюсселе назвал «сопутствующими жертвами».
И вот, Солана снова в Косово: «Приехав в середине недели с визитом в Косово, Солана теперь уже в качестве комиссара Европейского союза по вопросам безопасности заявил, что он потрясен видом уничтоженных сербских школ и сожженных православных храмов». Как отмечает «Седмица.Ru», «косовские сербы с негодованием встретили Верховного представителя ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьера Солану… Полторы сотни сербов попытались не пропустить их на территорию сожженных Дома здравоохранения и начальной школы «Свети Савва» в городе Косово Поле»
В пятницу министр обороны России Сергей Иванов выступил с заявлением по ситуации в Косово. Как сообщает НТВ, «глава оборонного ведомства сообщил, что возвращать российский миротворческий контингент в Косово в нынешней обстановке и при действующем мандате нет никакого смысла. По словам Иванова, Россия «делает практические шаги по оказанию помощи коренному сербскому населению Косово, обеспечивая поставки гуманитарных грузов».
О выводе российских войск из Косова несколько лет назад статья непосредственного участника событий, генерал-полковника, вице-президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова «Косово: два акта предательства по отношению к сербам», который считает главной драмой пятилетнего конфликта в Сербии именно вывод российских войск: «Югославское руководство и армия держались в своем сопротивлении агрессору на поддержке своего народа, российской и мировой общественности. Но спецпредставитель президента РФ Черномырдин вопреки позиции МИДа и Минобороны, игнорируя директиву, подписанную Борисом Ельциным, полностью встал на сторону НАТО… Преданные Россией сербы, просовещавшись целую ночь, были вынуждены принять ультиматум. Я помню слезы на глазах у сербских генералов и упреки в мой адрес».
С горечью Леонид Ивашов пишет: «Сегодня же бессвязностью своих заявлений Россия способствует очищению Косово и Метохии от сербов и забвению всех международно-правовых норм. Кощунственные предложения звучат и из Госдумы, некоторые депутаты которой призывают разместить сербов в России. С миллионами своих беспризорников и бомжей не можем справиться, десятки миллионов наших соотечественников разбросаны по ближнему и дальнему зарубежью… Сербы даже после всего случившегося оставались последним плацдармом пророссийских симпатий на Балканах. Сегодня и эта точка духовной опоры России устранена. А других нигде в мире уже не осталось».
К сожалению, политическое безволие российских властей, сдобренное американскими деньгами, в последние годы прошлого века стало причиной многих националистических войн, конфликтов и предательств. Среди них и сдача Крыма Украине. Сегодня, когда уже прошло более 10 лет с того момента, большинство крымчан — около 80% - считает себя русскими, 10% - украинцами, 7% - крымские татары, оставшиеся 3% - другие национальности. И при такой, вроде бы, однородной национальной картине, Крым также становится «горячей точкой»: «24 марта в 10:00 на нижней площадке Свято — Успенского мужского монастыря была перекрыта дорога группой из 30 машин, наполненных татарскими боевиками и экстремистами, которые, вооружившись ломами, монтировками принялись крушить временные навесы для отдыха паломников, установленные братией монастыря на земле обители. Предварительно они по пути следования выставили посты для контроля над единственной дорогой, ведущей к монастырю. Боевики-экстремисты после учиненного погрома расхаживали по территории монастыря и оскорбляли религиозные чувства православных христиан. Звучали призывы сломать Поклонный крест на въезде в монастырь», — сообщает сайт «Единое Отечество».
Также о ситуации в Крыму рассказывают один из авторов сайта «Соотечественники» Сергей Терентьев в материале «Крымский дебош» и соб. корр. «Труда» Станислав Прокопчук в статье «С дубиной наперевес». Нагнетание националистических настроений в Крыму, возможно, выгодно украинским властям, все попытки которых украинизировать полуостров пока оставались безрезультатными. И вот, на прошлой неделе, вслед за сообщениями о погромах в Бахчисарае, появляется короткая информация о том, что «Крым, где большинство населения является русскоязычным, в ближайшие годы ожидает глобальная украинизация». Игнорируя мнение жителей полуострова, местные чиновники будут проводить в жизнь программа развития и функционирования украинского языка на 2004−2010 годы. «Согласно утвержденной программе, теперь «державную мову» дети будут изучать не с первого класса, а прямо в детском саду. … Власти Севастополя также объявили о намерениях добиваться увеличения объема вещания на украинском языке в СМИ».
На прошлой неделе наместник Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел заявил о дискриминации Русской Православной Церкви в столице Украины. Он сказал, что в Киеве «историческая справедливость» восстанавливается весьма оригинальным способом: католикам возвращены принадлежавшие до революции храмы, униатам не только возвращены свои, но и отданы бывшие ранее православными церкви. А вот Православной Церкви, которой принадлежало до революции большинство соборов, возвращена лишь незначительная часть, да и те, что якобы «возвращаются», Церковь вынуждена «арендовать» у государства.
При этом на фоне происходящих конфликтов, некоторые так называемые «ученые» в национализме обвиняют … русских, которых, якобы, с детства воспитывают расистами. Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Виктор Шнирельман проанализировал российские учебники истории и обществоведения и обнаружил в них семена ксенофобии и национализма, так как в учебниках истории преобладающее внимание уделяется России и Православию. И это, по мнению г-на Шнирельмана и есть корень всех зол. Однако ему, как историку, можно посоветовать прочитать, например, книгу Марка Ферро «Как преподают историю в разных странах», в которой он столкнется с ужасающими картинами расистского образования французов, итальянцев и турков, а также узнает, какую кошмарную «прививку национализма» получают в детстве американцы и израильтяне.
Но не только в России идут споры о том, каким должно быть преподавание основ православной культуры в школе. В школах Эстонии этот вопрос решался еще в 1923 году. Тогда «в стране даже прошло всенародное голосование, абсолютное большинство участников которого — 72% - высказали мнение, что возможность изучать основы религии должна быть во всех школах». Об этом можно прочитать в статье автора «Эстонии» доцента факультета теологии Тартуского университета Пилле Валк «Не Закон Божий, а религиоведение». Он рассуждает о тех моделях преподавания этого непростого предмета в школе и отмечает, что есть две модели преподавания: конфессиональное религиоведение, имеющее давние традиции и использующееся во многих странах Европы, и неконфессиональное религиоведение. Автор считает, что именно вторая практика более подходит для Эстонии.
«Нужны ли религиозные школы?», — на этот вопрос пытается ответить ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский в «Известиях науки». Он делится впечатлениями с семинара по проблемам образования и религии, прошедшего недавно в Твери: «Я, как это ни парадоксально, могу сказать следующее: религия для образования стала тем инновационным проектом, в котором ожили лучшие педагогические стороны российского образования. Это означает, что нашему образованию в принципе нужны инновационные проекты. То, что в рамках православной религии начинают более эффективно действовать наши педагогические системы, — это факт. Дети там комфортнее себя чувствуют, и взрослые туда приходят творческие, стремящиеся принести пользу. Но что это означает на самом деле? То, что формальную школу, в тех рамках, в которых она находится, уже не оживить».
Сегодня вопрос не только в введении основ православной культуры в школу. «Судьба русского народа непосредственно зависит от судьбы русской школы, которую поставили под удар реформы последнего десятилетия», — убежден доктор филологических наук, профессор Всеволод Троицкий. С ученым беседует корреспондент «Гудка» Николай Головкин. Материал называется «Родные корни». Комментируя последние реформы и уровень преподавания гуманитарных предметов в школе, Всеволод Троицкий говорит: «Лицо отечественной школы определяют, прежде всего, русская литература, русский язык и российская история. Эти предметы более других формируют мировоззрение, личность учащегося, его душу, то есть то, что дает цену всем остальным знаниям. Ибо знания без здорового мировоззрения могут служить злу и неправде. Против названных предметов, по существу, и направлены реформы, которые разрушают единое образовательное пространство, то духовное лоно, в котором вырастали, взаимодействовали, соединялись все народы России… Гуманитарная неполноценность образования — прямой путь к национальной катастрофе. Это отлично понимал бывший шеф американской разведки Аллен Даллес, в послевоенной программе которого был очерчен зловещий план развала России: «Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить…». И этот план сейчас выполняется».
Он отмечает, что «сегодня значительная часть наших школьников, увы, не владеет русским литературным языком в той степени, какая необходима для полноценного приобщения к национальной культуре», и говорит о том, что «проводимые в стране реформы, в том числе и в области образования, нацелены на то, чтобы «обеспечить смену менталитета общества», нивелировать духовную самобытность народа, существенные черты национального характера. Фактически «у подрастающего поколения с детства отнимают Родину. Угашается чувство сопричастности к великим ратным делам предков, осознание того, что судьба страны — это и твоя судьба. Чем меньше человек представляет, как и чем живет народ, тем меньше принадлежит ему и страна, где он родился и растет». И если «мы хотим сохранить независимое государство, не говоря уже о возрождении великой и могучей державы, то в первую очередь обязаны позаботиться о законах, защищающих наш язык, и о развитии национально-государственной школы».
О том же — о хаосе в сознании, языке и жизни современников — рассуждает профессор Московской духовной академии Михаил Дунаев в статье «Искушение гордыней», опубликованной в «Труде»: «Отсутствие четких критериев в распознавании дурного и доброго в нашей жизни рождает россыпь мелких идеек, хаос мнений, праздную бесконечную болтовню «властителей дум» в нескончаемых телевизионных ток-шоу (и язык одновременно уродуется) и полную растерянность перед миром, не всегда сознаваемую из-за расплывчатости сознания». В публикации автор рассуждает о том, что такое гуманизм и какова его природа, в подзаголовке отмечая: «первым гуманистом был дьявол, соблазнивший наших прародителей».
В газете «Россiя» опубликован материал Матвея Сотникова «Оккупация храма», в котором рассказывается о московском храме на Долгоруковской ул., д. 23-а, принадлежащий до сих пор студии «Союзмультфильм». «Церковь верующим так и не передали, хотя имеется соответствующее решение суда 1-й инстанции. Пока члены общины вынуждены молиться в другом месте, но по праздникам, в дни памяти святителя Николая люди собираются на молебен у стен своего храма». Об уникальных реставрационных работах Преображенской церкви на о. Кижи рассказывает Светлана Цыганкова в статье «Храм «на излечении».
Вторую неделю журналисты — как светские, так и церковные, — следят за развитием событий вокруг строительства кришнаитского храма на Ходынском поле в Москве. «Более тысячи человек пришли 21 марта (в этот день отмечалась четвертая годовщина ритуального убийства кришнаитом иеромонаха Григория Яковлева) в сквер Пушкинской площади на митинг, чтобы протестовать против этих планов», — сообщает автор «Гудка» Николай Ершов, и добавляет, что «против предполагаемого строительства кришнаитского храма в Москве протестуют представители различных традиционных конфессий». «Свыше 20 тысяч подписей против строительства кришнаитского храма на Ходынском поле в Москве собрала инициативная группа», — отмечает «Седмица.RU». О митинге написала и автор «Газеты.ru» Евгения Маляр — статья «Антикришнаиты перебрали».
Как отмечает «Радонеж», «митинг против строительства языческого храма в стольном граде вообще вызвал очень странную реакцию у прессы. Стали вдруг обещать организаторам судебное преследование за то, что пришло слишком много народу. Это при том, что всего неделей раньше объяснялось, что протестующих против насаждения язычества на православной земле крайне мало и «страшно далеки они от народа». Теперь вот недовольны, что протестующих много. Следующим шагом стали угрозы засудить организаторов за разжигание религиозной розни. А ведь Патриарх больше десяти лет объясняет власти, что попустительство насаждению иноземных культов в России как раз и приведет к разделению народа еще и по религиозным принципам, в дополнение ко всем имеющимся разделениям».
«Строительство кришнаитского храма в Москве может начаться в конце нынешнего — начале следующего года, заявил президент Центра обществ сознания Кришны в России Вадим Тунеев», сообщает «Newsru.com».
В сложившейся информационной ситуации удивляет предвзятое отношение светских журналистов к проблеме строительства кришнаитского храма. Несколько недель назад представителей православной общественности не пустили в Дом журналиста для проведения пресс-конференции по этой проблеме. И вот — на прошлой неделе в том же доме журналиста собираются кришнаиты и вещают журналистам о том, какой они построят замечательный храм и о том, какие они на самом деле традиционные и хорошие. Они осуждают православных и ведут себя как хозяева. О пресс-конференции кришнаитских лидеров можно прочитать на сайте «Мир религий» и «Благовест-Инфо», в газете «Новые известия» — в статье Ольги Кравец, Валерия Громака и Сергея Анисимова. После прочтения этого, да и многих других материалов современных золотых и дубовых перьев возникает один вопрос: почему же наши журналисты, кичащиеся своей «свободой», защищают кришнаитов? Ну, если они такие независимые, то не все ли равно? Почему бы с равным пылом не защищать и тех, и других? Нет, их «странная свобода» и избирательная независимость по типу — кто платит, того я и люблю — порождает рефлекторную ненависть к Православию и ничем горячее пристрастие к сектантам.
Интервью с руководителем Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священником Олегом Стеняевым по поводу грандиозных планов кришнаитов опубликовано на сайте «Newinfo». В частности, он говорит о том, что «община кришнаитов в Москве, то есть ее отделение, которое претендует на строительство храма, едва ли наберет 300 человек. … Не совсем понятно, на какие деньги будет строиться этот храм. Не исключено, что это будет какой-то долгострой, постоянно провоцирующий жителей этого района. На мой взгляд, здесь неразумно поступила мэрия, когда одобрила проект построения этого огромного храма. И неразумно поступили кришнаиты, добивавшиеся такого решения мэрии. Построить такой храм — это нереально. Это вызов обществу». Далее он говорит о том, что в Центре очень часто приходится наблюдать пострадавших в кришнаитских сектах: «Прежде всего — что меня настораживает у кришнаитов — человек, который попадает в эту организацию, становится социально бесполезным. Он не живет интересами семьи, интересами общества, интересами государства, а занимается только своим духовным саморазвитием. Меня очень смущает такое эгоистическое учение о спасении: главное, что я «спасаюсь», а как моя семья, как общество — это на втором плане… Я наблюдал людей, которые, попадая к кришнаитам, очень быстро деградировали».
Новый проект храма, представленный сегодня кришнаитами, предполагает, что Индийский культурный центр, где расположится и молитвенное помещение, будет достигать в высоту 38,5 метров, а не 52, как предполагалось изначально. Но «это огромное сооружение размером с 16-этажный дом», — отметил официальный представитель Московского Патриархата священник Михаил Дудко, добавив, что «большинство московских храмов значительно ниже». Кроме того, по его мнению, «размеры и местоположение храма должны соответствовать удельному весу этой религиозной организации в общей духовной картине России». Михаил Дудко напомнил, что в одном из документов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Международное общество сознания Кришны было названо тоталитарной сектой и с тех пор позиция по этому вопросу не менялась. «В свою очередь исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев фактически опроверг утверждения о том, будто в самой Индии представителей Общества сознания Кришны считают последователями традиционного направления в индуизме… По его словам, в Индии по-прежнему далеко не всеми признается право индуистов вести миссионерскую работу. «Если в Индии ему противодействуют, то почему мы должны поощрять индуистское миссионерство в России», — задал риторический вопрос представитель Межрелигиозного совета.
Однако кришнаиты страшно оскорбились, что их в России никак не признают «традиционными» и 23 марта стало известно, что Центр обществ сознания Кришны обратился в прокуратуру Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении организаторов митинга «за клевету и разжигание межрелигиозной розни». Ни много, ни мало, они заявили, что «люди, толкающие Россию к новым черносотенным погромам, должны ответить перед законом».
При этом, попытки кришнаитов влезь в русскую историю — судом ли, обманом ли, фальсификацией ли — приобретают все более настойчивый характер: «кришнаитский начальник Вадим-Бхактивигъяна Госвами-Тунеев … сообщил, что Петр I в своих указах прямо «повелевал никоим образом не препятствовать духовной жизни индусов». До сих пор о таких указах Петра ничего не было известно, но в принципе царю-преобразователю ничто не мешало их издавать. Для того, чтобы власти могли препятствовать духовной жизни индусов, необходимо было, чтобы носители духовной жизни физически присутствовали на территории Российской Империи, чего отнюдь не наблюдалось — с тем же успехом Петр мог запрещать сибирским инородцам охоту на жирафов. Впрочем, несколько вольное отношение к истории западного мира вообще присуще сознанию Кришны. Три недели назад, празднуя свой новый год, носители сознания сообщали, что «Христофор Колумб направил флотилию в Индию, чтобы привезти в Европу индийские специи и увидеть своими глазами явившегося на Землю золотого человека Шри Чайтанью Махапрабху». Оно, может быть, и так, но вместо Индии Колумб приплыл в Америку, где золотого человека Махапрабху не наблюдалось. Непонятно, что мешало приписать такое желание Васко да Гама — он-то в Индию действительно приплыл. Вероятно, для творцов современной «Карма-Колы» заучивание имен португальских мореплавателей, которые именно в Индию и плавали, представляется слишком сложным», — пишет Максим Соколов в статье «Великие географические открытия».
Неделя завершилась празднованием памяти великой святой — преподобной Марии Египетской. Автор «Православной газеты Антон Виноградский рассуждает о том, как соотносятся два жизненных ориентира — путь самоотвержения и самоутверждения «Память событий, связанных с жизнью великой пустынницы, вносит острейший контраст между ориентирами Церкви и ориентирами общества — так сказать, сверхвысоковольтную разность потенциалов между двумя «мирами»: христианским и светским, у которых есть разные полюса. И эта острота со временем только обостряется»
Митрополит Антоний (Сурожский) в проповеди, сказанной когда-то им день памяти святой преподобной Марии Египетской, призывает нас научится у этой святой «никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды…». И понимая, что нам не под силу поднять такой подвиг, какой совершила преподобная Мария, помнить, что «каждый из нас может сделать то, что ему под силу»: «И мы должны помнить, как Апостол Павел говорит, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. Но не той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас замучивает и губит, а в другой немощи — богоприимной… И тогда Господня сила нашу немощь наполняет, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус, который, однако, может привести к пристани корабль… Это — богоприимная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться и отдать себя послушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю только Его силой, и тогда все делается возможным: сила Божия в немощи совершается…».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru