Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина16.03.2004 

ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8 — 15 марта. — Сомнительный праздник. — Имущество и бюджет. — Закон о социальном партнерстве. —  Выборы Президента. — Ответ клеветникам России. — Амнезия и кощунство. — Мифотворчество.

Прошлая неделя началась со светского праздника, который в силу разных политических и исторических причин несколько раз менял свое название. Он был днем «солидарности и борьбы женщин за свои права», потом стал «международным женским днем», был «праздником весны и красоты». В итоге, в общественном сознании он остался просто «днем 8 марта». Уже несколько лет в православной прессе ведутся споры о том, стоит ли праздновать этот праздник и как к нему относится православным. Обсуждалась эта тема и в нынешнем году.
На сайте «Единое Отечество» был опубликован большой материал Ольги Кравец под названием «Что празднуем, — день международных женщин-революционерок?», в котором кроме истории праздник можно прочитать о том, какие исторические события в тяжелые для страны революционные годы выпадали именно на этот день. В этот же день Православная Церковь чтит память святого пророка Иоанна Предтечи. По решительному мнению автора статьи, когда в этот день «мужья поздравляют с 8 марта своих жен — они фактически благословляют их на деяния Иродиады, то есть на супружескую измену». И чтобы избежать обвинения в предвзятости, автор обращается «к положению женщины в современном обществе» и анализирует женский терроризм и состояние современной семьи, которая все реже и реже оказывается предпочтением женщины.
Более спокойная статья на эту тему была опубликована на сайте «Newsprom.ru». В ней отмечено, что празднование 8 марта берет свое начало все же не в революционные годы, а несколько раньше: «Вообще-то, поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в браке, — получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой». Далее в материале упоминается одна из «авторов» современного праздника — революционерка Клара Цеткин, а также пересказывается официальная — революционная — и неофициальная — религиозно-пуримическая — версии возникновения «международного женского дня». Постепенно Международный женский день в стране потерял «свою политическую окраску», а «8-е марта стало праздником женщин, весны и любви». Хотя сегодня некоторые православные авторы старательно пытаются ее снова реанимировать.
Представители всех крупнейших религиозных организаций России считают 8 марта хорошим праздником, сообщает сайт «Newsru.com». «Патриарх Московский и всея Руси Алексий всегда поздравляет сотрудниц Патриархии с Женским днем. „Лучшим подарком женщинам будет молитва о них в храме“, — считает официальный представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко. При этом он заметил, что у православных есть особый день, в который принято поздравлять женщин — это второе воскресенье после Пасхи, когда вспоминается подвиг жен-мироносиц — женщин, последовавших за Христом. В этом году он отмечается 25 апреля».
В сообщении «Седмицы.Ru» более подробно приводятся слова священника Михаила Дудко где он говорит о том, что «истоки 8 Марта не имеют никакого отношения к духу Православия, однако, люди давно уже воспринимают этот праздник просто как день всех женщин, день весны. Наверное, нужен такой день, но я бы посоветовал православным больше соответствовать уставу Церкви и отмечать православный женский день после Пасхи,… тем более тогда за женщин уже можно будет и бокал поднять».
Другой темой прошлой недели стало решение Мосгордумы освободить религиозные организации от налогов на имущество, им принадлежащее. Как отмечает автор «Газеты» Борис Деревягин в статье «Московские храмы освободили от налогов», «закон о московском бюджете на 2004 год был принят с нарушениями федерального закона. По нему религиозным организациям вообще не полагалось льгот. Сейчас московские законодатели исправляют собственные ошибки, переверстывая бюджет». По информации правительства Москвы, «потери от налоговой льготы составят всего 800 тыс. рублей, то есть в рамках статистической погрешности. Это означает, что финансовой дыры в московской казне не появится».
На эту же тему статья «Советские льготы» для патриархии в газете «Время новостей». Автор Александр Гудков вопреки заявлениям правительства Москвы о том, что потери бюджета не превысят размеров «статистической погрешности», самонадеянно заявляет о том, что де, Патриарх Московский и всея Руси Алексий надавил на мэра и лишил «городской бюджет 800 тыс. рублей». Далее автор, сам себе противореча, цитирует слова заместителя руководителя департамента экономической политики города Валерия Жарова о том, что «в советское время имущество религиозных организаций вообще не облагалось налогом. Вступивший в силу с 2004 года Налоговый кодекс освободил от налога только то имущество религиозных организаций, которое используется для осуществления религиозной деятельности, то есть непосредственно храмы. Патриарх же просит освободить от налога и иное имущество церкви… По словам г-на Жарова, 800 тысяч, которых лишится город после предоставления льготы религиозным организациям, будут практически незаметны для трехсотмиллиардного бюджета Москвы. Тем более что не имеющие подобных поблажек близкие церкви компании и организации приносят в виде налога на имущество около 20 млрд руб. в год».
Тема сотрудничества Церкви и государства — но не на налоговом, а на социальном поле, была поднята на прошлой неделе депутатом Сергеем Глазьевым. Им был внесен на рассмотрение проект Федерального закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций». Об этом законопроекте рассуждают «Ведомости». В материале Андрея Панова «Глазьев ищет союзников» говорится о том, что, согласно проекту закона, «целями социального партнерства названы совместное использование, охрана и восстановление культовых объектов, развитие благотворительной деятельности, улучшение работы похоронных служб, улучшение содержания кладбищ, участие религиозных организаций в воспитательном процессе в местах лишения свободы и т. д. За это религиозные организации получат имущественные права на собственные объекты, которые были национализированы или отчуждены без должной компенсации, говорится в законопроекте. Им также будет позволено преподавать свое вероучение в рамках дополнительного образования под контролем администрации учебных заведений и будет выделено бесплатное эфирное время на телевидении». Также автор отмечает, что «Сергей Глазьев причисляет к задачам власти «создание наиболее благоприятных условий для спасения души каждого человека».
Андрей Панов приводит мнения разных экспертов, которые довольно поверхностно оценивают новый проект, называя Глазьева «лоббистом» интересов Православной Церкви. По мнению заместителя председателя отдела внешних церковных связей Московской Патриархии протоиерея Всеволода Чаплина, в законопроекте «много полезных идей, которые могли бы упорядочить партнерство религиозных объединений и общества», однако, по его словам, «для того чтобы это реально произошло, разработчикам закона, наверное, нужно постараться найти общий язык с другими фракциями, органами исполнительной власти. Иначе эта инициатива зайдет в тупик».
Новое звучание получила в этом году предвыборная тема. Изменение тематики «предвыборных публикаций» было связано с тем, что президент Владимир Путин не скрывал (но и не демонстрировал) своей принадлежности к Русской Православной Церкви. Высокий процент популярности Путина среди избирателей вызывал раздражение у многих либеральных СМИ, которые искали везде, где можно, подвох и использование «административного ресурса». В том числе, и в Церкви. Так, в статье «Весенний призыв», опубликованной в «Новых известиях», большая группа авторов — Дмитрий Тараторин, Михаил Поздняев, Александр Колесниченко, Шаген Оганджанян, Владимир Хозиков, Сергей Анисимов и Дмитрий Климов — заявляет о том, что власть предприняла «неимоверные усилия по обеспечению необходимого процента явки», причем «в качестве агитаторов выступают … даже, казалось бы, далекие от мирских дел священнослужители». И хотя ни у одного политолога в стране не было сомнений в результатах выборов, коллективных разум «новоизвестинских» журналистов таки усмотрел здесь интригу, и призыв Патриарха Московского и всея Руси принять участие в голосовании приравнял к сговору и агитации. Статья тем более странная, что в конце авторы таки находят «героев» в разных уголках «необъятной родины», которые, мол, не пойдут на выборы и других призывают не ходить. Видимо, все же, авторы надолго застряли в застойных временах, все еще ощущая затылком «обязаловку» и воспевая асоциальность.
На сайте газеты «Труд» опубликован материал «Остановиться, оглянуться!», также посвященный президентским выборам. Публикация представляет собой подборку комментариев на тему «о том, как … жила страна последние четыре года, что изменилось в жизни России и каждого из нас? … И какие надежды мы возлагаем на будущее?». Среди других на вопросы «Труда» отвечает и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который позитивно оценивает прошедшие четыре года: «минувшее четырехлетие стало не только временем осмысления обретений и потерь постсоветской эпохи, но и периодом созидания нашего общего будущего на новых, более разумных, справедливых и ответственных основаниях… Истекшие четыре года были также временем совершенствования и углубления отношений между Церковью, государством и обществом. … Во все, даже самые тяжкие периоды тысячелетней российской государственности наша Церковь неизменно оставалась верной заповеданной ей Богом миссии духовного попечения о народе и будущем Отечества». Митрополит Кирилл надеется на то, «что общими трудами с помощью Божией в предстоящие годы будут не только исправляться «кривизны» нашего исторического пути, но и возрастать духовное и материальное благополучие всего народа».
Как сообщает сайт «Регионы России», «более 30% россиян хотели бы, чтобы новый президент был верующим, а 6% видят его атеистом». Об этом 12 марта на пресс-конференции заявил директор православного центра «Традиция» в Санкт-Петербурге Сергей Волобуев, сославшись на последние данные социологических исследований. «С. Волобуев подчеркнул, что в молодежной среде больше верующих, чем среди людей среднего возраста. Их почти столько же, сколько верующих пенсионеров. «Но у молодежи вера не четкая, часто с влиянием тенденций религиозных сект и мифологии, встречаются и случаи духовного «СПИДа», полной анархии ценностей. Тем не менее, у молодежи главной ценностью остается семья, а это — как «малая церковь», — пишет на ту же тему «Седмица.Ru».
14 марта Патриарх Московский и Всея Руси Алексий принял участие в голосовании по выборам президента РФ. Как передает РИА «Новости», «в 15.00 в рабочую резиденцию патриарха в Чистом переулке в Москве прибыли представители участковой избирательной комиссии номер 2556 из Московского района Раменки с переносной урной для голосования. Предстоятель Русской Православной Церкви голосовал по открепительному талону, предъявив членам избиркома паспорт гражданина РФ. Для того, чтобы заполнить избирательный бюллетень, патриарх удалился в рабочую комнату, и, опустив бюллетень в урну, тайну голосования раскрывать не стал». Патриарх Алексий подчеркнул, что «все должны осознавать, что от нашего выбора зависит будущее России, а Россия является нашей Отчизной».
На патриаршем сайте в новостной колонке можно прочитать о том, как проходит голосование в монастырях: «В православных монастырях нет единой схемы голосования. Так, в Троице-Сергиевой лавре избирательный пункт организуют прямо в обители. А братии подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря благословляется после воскресного богослужения покинуть обитель и проголосовать по месту прописки. Сотрудники зарубежных учреждений Русской Православной Церкви заполнят свои бюллетени в российских посольствах. А в Русской духовной миссии в Иерусалиме урны будут доставлены прямо на ее территорию, а затем посольские работники отправятся в русский Горненский монастырь, где сейчас проживает более 60 сестер, сообщил заместитель председателя Отдела внешних связей Московского Патриарха епископ Марк».
На сайте «Гражданское общество» опубликована статья «О пользе русофобии», которая посвящена критике России со стороны Запада и традиционно пренебрежительному отношению «цивилизованных стран» к нашему Отечеству. Автор Владимир Семенов спрашивает себя «что нам ответить клеветникам России». Он, приводя цитаты из классиков русской литературы, отмечает, что русофобия совсем не недавнее изобретение. Корни ее — экономические и политические интересы, сдобренные хорошей порцией невежества: «Андре Глюксман — виднейший западный борец за независимость угнетенной Ичкерии — порадовал мир открытием, что Петр Первый убил собственного отца (получается, в четыре годика мальчик это совершил)». Однако и мы сами не менее ответственны за свое положение на мировой арене.
Далее автор отмечает, что сегодня грубость и хамство в адрес России воспринимается все более болезненно, в отличие от первых лет перестройки, когда было модно хором с зарубежными критиками поносить себя самих: «Вот назвали нас «Верхней Вольтой с ракетами» — наверное, обидеть хотели… Ну, газета Ottawa Citizen действительно перегнула палку, назвав Россию «куском дерьма» — это перебор даже для западной прессы. А остальное — зачем цитировать, если цитировать можно бесконечно? — любой пользователь может выбрать материал на свой вкус на сайтах ИноСМИ или Инопресса, там все переведено в целом грамотно. Не приходится сомневаться в реакции публики: первый из указанных ресурсов с недавних пор завел к каждой статье отдельный форум. 9/10 материалов, касающихся непосредственно России, встречают почти единодушные возмущение и отпор российских читателей. Такую искреннюю консолидацию встретишь только у спортивных болельщиков. Есть над чем задуматься — и им, и нам».
Автор считает, что сегодня «наша беда … в том, что мы сами не решаемся признаться себе и не смеем заявить прямо и открыто миру, что мы другие, иные. И со спокойным достоинством стоять на этом. От неизбежных издевок укрепляться в своем мнении. Лишь тогда всеобщая хула в наш адрес со временем рассеется — и не от политкорректности, а от всяческого к нам почтения и уважения». Владимир Семенов заканчивает свой материал цитатой из Толстого: «В Англии, Америке, Франции, Германии зловредность правительств так замаскирована, что люди этих народов, указывая на события в России, наивно воображают, что-то, что делается в России, делается только в России, а что они пользуются совершенной свободой и не нуждаются ни в каком улучшении своего положения, то есть находятся в самом безнадежном состоянии рабства — рабства рабов, не понимающих того, что они рабы, и гордящихся своим положением рабов».
Надо отметить, что вопрос о дальнейшем существовании Европы сегодня оказывается не менее актуальным, чем вопрос о дальнейшем существовании России. И он напрямую связывается именно с исторический и религиозной памятью. В частности же эта проблема актуализировалась в связи с написанием конституции европейских государств, откуда было выкинуто всякое упоминание о христианстве. «Патриарх Московский и всея Руси Алексий призвал руководство Евросоюза включить в преамбулу европейской конституции упоминание об особой роли христианства», — сообщает сайт «Newsru.com». Работа над проектом европейской конституции возобновится в конце марта — начале апреля этого года. До сих пор упоминание о христианстве в текст этого документа не было включено, несмотря на неоднократные обращения ведущих церквей Европы к разработчикам конституции. «Это обстоятельство Патриарх Алексий назвал «большим упущением"… При этом он напомнил, что в преамбуле к российскому Закону о свободе совести отмечена особая роль Православия в истории и культуре российского народа».
И если в Европе религиозная амнезия выражается в том, что христианство просто замалчивается, то в США оно приобретает совершенно дикие и кощунственные формы. Так, «духовенство епископальной церкви в американском штате Коннектикут разрешило прихожанам посещать службы вместе со своими домашними питомцами, а также допустило животных до принятия Святого причастия». «Значительная часть духовенства приветствует пополнение своей паствы за счет братьев меньших, поскольку в последнее время количество прихожан значительно снизилось. В рамках этой инициативы некоторые священники даже придумали специальные службы и молитвы для четвероногих прихожан, а другие выезжают к больным животным на дом… А некоторые священники даже отпевают собак и кошек на похоронах»
Обозреватель сайта «Религия и СМИ» Ксения Лученко в статье «Антиглобализм с православной окраской» касается проблемы «мифотворчества»: «В последние годы в рамках Русской Православной Церкви сформировалось движение, состоящее преимущественно из активных мирян и занимающееся распространением в церковном народе мифов, искажающих православное учение о Церкви. Их характеризует целый комплекс эсхатологических ожиданий, в который входит напряженное ожидание «нового православного царя». С этим связана идея «соискупительства» Христу императора Николая II, вокруг которого собран сонм «своих» святых. В первом ряду этого пантеона стоят Григорий Распутин как предтеча императора-мученика и царь Иван Грозный, далее следуют красный командир Чапаев, певец Игорь Тальков и другие… Соответственно, вводятся в оборот новые иконографические образы, не получившие благословения церкви… Отказ в доверии епископату также является одной из характерных черт этих движений… Важную роль играет спекуляция именами авторитетных старцев и культ старцев самозваных. Если заняться чтением изданий соответствующего направления и многочисленных листовок, окажется, что в России живут десятки старцев и стариц… Авторитет старцев с успехом подменяет авторитет священноначалия».
Автор отмечает, что «появление таких религиозных движений внутри христианства — не есть нечто новое и исключительное»: «Прослеживаются общие черты с общинами хлыстов и скопцов, активно действовавших в России, начиная с 17 — 18 веков, и являвшихся в свою очередь русскими изводами ересей манихеев и богумилов». В чем же принципиальное отличие сегодняшней ситуации? «Прежде всего, в том что, благодаря развитию средств массовой коммуникации, существенно упростилось и ускорилось распространение идей». Автор называет те издания, которые приложили руку к популяризации этих идей. Во-вторых, «массовость протестов против электронных документов и резкого противостояния властям — как светским, так и духовным — обусловлена тем, что эти движения стали русской формой радикального антиглобализма с православной окраской. Перед священноначалием Русской Православной Церкви стоит сложная задача нейтрализации нездоровых проявлений, стоящих на грани ереси, предотвращения нового раскола и удержания в лоне Церкви тех, кто готов оступиться». Автор отмечает, что одним из шагов по разъяснению позиции Православной Церкви по будоражащим вопросам «можно рассматривать и выпущенную недавно издательством Данилова монастыря книгу «Искушения наших дней», где подробно и четко анализируются корни перечисленных Ксенией Лученко проблем.
На сайте «Православие и жизнь» опубликована статья Ольги Рашитовой «Духовенство блокадного Ленинграда», посвященная «судьбе блокадного духовенства, их взаимоотношениям с властью и мирянами». К 1941 году в одной из крупнейших епархий страны уцелели лишь 10 действующих православных храмов из 470-и, количество штатных священнослужителей не превышало 30-и человек. Автор поименно называет этих священников, рассказывая об их службе на фронте и в Церкви. «Деятельность Ленинградской церкви во время блокады нашла свое признание со стороны Советского государства 11 октября 1943 года — особая дата в истории Ленинградской епархии. В этот день, по поручению Президиума Верховного Совета СССР были вручены медали «За оборону Ленинграда» Высокопреосвященному митрополиту Алексию и одиннадцати священнослужителям церквей», — отмечает автор.
«Белорусская Православная Церковь получила в Национальном центре интеллектуальной собственности Белоруссии патент на использование в названиях слова «православный» и зарегистрировала как знак коллективной интеллектуальной собственности Крест Евфросинии Полоцкой, сообщает «Седмица.Ru». «Этот шаг предпринят для того, чтобы прекратить недобросовестное использование понятия Православия, слова «православный» и святого символа — Креста Евфросиньи Полоцкой… Это также сделано для того, чтобы в будущем ни одна из теоретически возможных раскольничьих церквей не смогла использовать в своем названии понятие «православный», как это случилось в некоторых странах», — говорится в сообщении. «В качестве самого распространенного примера «недобросовестного» использования различными коммерческими и далекими от Православия структурами церковных понятий и символов в епархиальном управлении привели тот факт, что «повсюду продаются книги типа «Православные заговоры и молитвы», а это противоречит самой идее Христианства». Сотрудники епархиального управления пояснили, что «интеллектуальная собственность на понятие «православный» поможет отделить религиозную деятельность от действий, когда православные символы и понятия пытаются использовать в коммерческих целях».
Кстати, таким примером использования православных символов в коммерческих целях может быть названа и кощунственная выставка в Сахаровском центре, организаторы которой теперь всячески требуют к себе повышенного внимания. В том числе и от Патриарха Алексия, к которому горе-художники несколько недель назад обратились с воззванием оценить их труды. Ответом на это письмо и стало заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата «Вера и святыни — самое дорогое, что есть у истинного христианина». В заявлении говорится, что экспонаты упомянутой выставки «способны вызвать негодование даже у малорелигиозных людей, не говоря о глубоко верующих православных христианах». «Недавно в Санкт-Петербурге прошла другая выставка, где были представлены экспонаты, которые вряд ли можно назвать иконами или религиозными символами. Эти экспонаты также были испорчены неизвестными людьми в масках, причем нет никаких оснований считать, что последние были православными христианами».
«Служба коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена заявить, что нагнетание страстей вокруг подобных выставок расценивается Русской Православной Церковью как провокация, цель которой — разделить общество, настроить людей против Церкви, представить православных христиан экстремистами. Церковь призывает всех верующих хранить спокойствие, не давать увлечь себя силам, заинтересованным только в том, чтобы побудить нас к конфликту, лишить внутреннего мира, а через это внести в среду православных христиан и во все наше общество раздоры и распри. Мы должны быть законопослушными гражданами своей страны. … Однако христианская совесть не позволяет нам молчать, когда совершается кощунство. …. Вера и святыни — самое дорогое, что есть у истинного христианина. «Игра» со священным, его нарочитая профанация наносит невидимый вред душе человеческой, подает крайне дурной пример детям и молодежи, у которой сегодня, кроме веры, нет другого пути спасения от бездны», поэтому независимо от того, кто его совершил, кощунство должно решительно отвергаться и осуждаться обществом.
«Кощунственные действия не имеют и не могут иметь никакого оправдания. Церковь настаивает на том, что любое публичное осквернение иконографических изображений Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых — то есть совмещение их с чуждыми изображениями, помещение в ненадлежащий контекст, употребление в книгах, фильмах и постановках, пропагандирующих человеческие страсти, использование в рекламе, в объявлениях колдунов и знахарей, на этикетках бытовых товаров — оскорбляет чувства верующих. Такие действия противоречат закону, запрещающему «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов» (Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 5.26)». Для того, чтобы избежать открытых конфликтов и столкновений, государство «обязано пресечь попытки спровоцировать рознь и вражду в обществе». Кратко это заявление цитирует «Интерфакс».
Между тем, процесс духовного развращения общества приобретает новые формы. Так, «в одном из московских клубов прошел открытый чемпионат… по сквернословию». Вот как об этом пишет автор газеты «Гудок» Николай Головкин: «Первый (хотелось бы надеяться, что и последний!) открытый чемпионат столицы по мату и графомании невозможно назвать иначе как гнусной провокацией кучки неких поэтов и прозаиков, которые употребляют в своих произведениях ненормативную лексику, и их покровителей. Языковая распущенность — одна из причин падения культуры в нашем обществе, утверждает доктор филологических наук, профессор Всеволод Троицкий. Это симптомы глубокой деградации как личностей, так и общества… Мат разрушает личность человека, особенно в юном возрасте». Однако «литераторы-сквернословы» не отстают от своих коллег «от культуры» — «свободных художников» и «тащат Россию в пропасть нравственной деградации и духовной опустошенности».
На российских информационных просторах продолжается баталия, в которой кришнаиты и их защитники предпринимают все возможные усилия для того, чтобы оправдать и легитимировать строительство кришнаитского храма на Ходынском поле в Москве. Так автор «Еженедельного журнала» Борис Фаликов в статье «Как бы чего не Вишну» обвиняет православных в сектобоязни и утверждает, что «перед нами как никогда остро стоит проблема свободы воли». Естественно, решиться она может только в пользу кришнаитов, а иначе у нас, по мнению журналиста, не будет ни свободы, ни воли. Другой материал на эту тему появился в «Столичной вечерней газете». Автор Василий Резниченко назвал его «Все сильнее раздается «Харе Кришна!» над Ходынкой». Сайт «религия в светском обществе» считает, что программа «Русский взгляд» продолжает диффамацию кришнаитов». В передаче в частности протоиерей Димитрий Смирнов прямо заявил: «Московское правительство ничем не обязано тоталитарной секте… Юрий Михайлович Лужков, который прославил имя свое в веках строительством храма Христа Спасителя, вдруг строит храм тоталитарной секты. Это какая-то дискредитация московского правительства».
Между тем, в ответ на претензии кришнаитов к Межрелигиозному совету России, не признающими секту традиционной и адекватной, МРС заявил, что «готов поддержать строительство индуистского храма в Москве при условии, что к этому проекту не будут причастны представители Общества сознания Кришны». «Русская Православная Церковь и Межрелигиозный совет не выступают против индийской диаспоры Москвы», — заявил исполнительный секретарь Совета Роман Силантьев, — «Если члены индийской общины действительно хотят построить в Москве индуистский храм, — то Межрелигиозный совет России готов им помочь при условии, что они не будут делегировать свои полномочия в религиозной сфере маргинальной секте, а пригласят из Индии брахмана по рождению (представителя жреческого сословия), который представлял бы одну из традиционных индуистских организаций». «Для нас главным критерием традиционности той или иной индийской религиозной организации является ее отказ от агрессивной миссионерской деятельности среди неиндийского населения», — пояснил Р. Силантьев и добавил: «Кроме того, — добавил он, — существует немало свидетельств в пользу того, что действия Международного общества сознания Кришны в России создают серьезную угрозу не только межрелигиозному миру, но и элементарному правопорядку». Так, «кришнаиты замешаны во множестве скандалов в России. Особенно опасными для межрелигиозного мира председатель МРС назвал кришнаитскую программу «Пища жизни» на Северном Кавказе, в рамках которой населению под видом гуманитарной помощи раздавалась посвященная Кришне пища — прасад, которая и мусульманами, и христианами считается идоложертвенной и запрещенной к употреблению. Кроме того, «известно, что под влиянием кришнаитской идеологии было совершено зверское убийство православного священника в поселке Тура (столица Эвенкии), а в Екатеринбурге был отмечен случай создания организованной преступной группировки». В ближайшее воскресенье — 21 марта исполняется 4 года со дня убийства иеромонаха Григория (Яковлева) кришнаитом. Как сообщается на форуме Андрея Кураева, в этот день в 15 часов состоится массовая акция протеста против строительства кришнаитского храма на Ходынском поле в Москве.
Другой строительный вопрос упоминает в своей новостной ленте «Седмица.Ru»: «Администрация Набережных Челнов в очередной раз перенесла место возведения храма св. мученицы Татианы, строительную площадку которого на ул. Суюмбике в ноябре 2002 года разгромили активистки Татарского общественного центра (ТОЦ). В ноябре прошлого года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) и мэр города Ильдар Халиков условились, что строительные работы возобновятся в ближайшее время на новом участке в центре города — на ул. Чулман. Ранее муниципалитет выражал готовность выделить средства из городского бюджета для перенесения строительной площадки с конфликтного места. В последнее время администрация вновь изменила решение, предложив Закамскому благочинию территорию возле концертного зала им. Рустема Яхина. Спонсор также поменялся… Администрация Набережных Челнов предполагает в настоящее время сосредоточить свои усилия на оказании помощи мусульманам в строительстве Соборной мечети. Согласно проекту, храм будет вмещать полторы тысячи молящихся; на первую очередь работ из городского бюджета планируется выделить до 140 млн. рублей».
«Грузинская Православная Церковь готова принять участие в налаживании диалога между Тбилиси и Батуми», — сообщает РИА «Новости». Как подчеркнул патриарх-Католикос Илья II, «все должны помнить о том, что центр должен контролировать регион, и никто не должен удивляться тому, что руководство пытается установить контроль во всех регионах Грузии». «Грузинская Православная Церковь всегда была и является той силой, которая всегда объединяла Грузию. И мы постараемся, чтобы церковь и в будущем выполняла эту огромную роль», — сказал Патриарх.
На Украине продолжается обсуждение очередной попытки униатов учредить Греко-католический патриархат. На официальном сайте Русской Православной Церкви приводится мнение секретаря Комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности Станислава Пхиденко, который назвал действия униатов «провокацией». Далее он отметил, что «к сожалению, в Парламенте есть депутаты, которые лоббируют свои частные западно-галичанские интересы — стараются решить какие-то проблемы, связанные с католицизмом и униатством в отдельных регионах. Но мне кажется, если уж человек попал в Верховную Раду, он должен учитывать интересы всего народа. Я убежден, что подавляющее большинство народных депутатов не поддержит идею о создании униатского патриархата». На официальном сайте Русской Православной Церкви в США можно прочитать беседу пресс-секретаря конференции католических епископов России Виктора Хруля и настоятеля храма св. мученицы Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова о визите кардинала Вальтера Каспера.
На сайте «Соотечественники» в небольшой заметке можно прочитать о Православии в Ливане: «Центром средоточия духовной жизни православных христиан стал монастырь святого Мама, возникший почти 1200 лет назад. … Пока в храме служат всего три человека — архимандрит Михаил, протоиерей Анатолий и монах Сергей. Сергей родился в Сирии, оба священника — ливанцы. По словам настоятеля Михаила, «у нас нет проблем с мусульманами, они мирно настроены по отношению к нам, уважают память основателя этого монастыря — святого Мама и даже приводят крестить сюда своих детей».
«Первый канал» в материале «Америка прощается с Православной святыней» рассказывает о том, как проводит свои последние дни в Америке Чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, которую в ближайшее время должны вернуть в Россию: «Ожидается, что чудотворный образ займет место в Тихвинском Успенском монастыре ко дню церковного празднования Тихвинского образа Божьей Матери 9 июля 2004 года».
На сайте «Независимой газеты» можно прочитать материал Наталии Лесковой «Политический беженец эпохи раннего христианства», в котором рассказывается о храме Симона Кананита на новом Афоне в Абхазии.
Неделя завершилась Крестопоклонным воскресеньем. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.
14 марта Русская Православная Церковь отмечает Неделю 3-ю, Крестопоклонную, Великого поста. Патриарх Алексий совершил проскомидию, Божественную литургию и поклонение Честному Кресту в Храме Христа Спасителя.
На сайте «Православной газеты» можно прочитать поучение в Крестопоклонную неделю Великого Поста святого праведного Иоанна Кронштадского. «Для облегчения подвига поста святая Церковь установила износить в самой середине поста Животворящий Крест Господень. Кто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни. Вот таких-то постников да утешит изнесенный ныне для поклонения и для сердечного взирания и лобызания животворящий Крест Господень, и да облегчит их подвиг».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru