Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: Великий пост. — Многая лета. — Поздравления и интервью. — Настоящий православный. — Культура и методика. — Чиновники — покровители сект. — Незаданные вопросы. — Униаты и украинские политики.
В понедельник, 23 февраля для православных верующих начался Великий пост. Кратко о времени подготовки к посту и самой Святой Четыредесятнице рассказывает сайт «Newsru.com». «Восточная Церковь начинает Великий Пост с понедельника, который называется „Чистым“. Порядок богослужений в период Великого Поста отличается тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам в храмах не служится литургия, а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров св. Григория Двоеслова, по воскресеньям — литургия св. Василия Великого, а по субботам — обычная, св. Иоанна Златоуста». Как сообщает «Радонеж» со ссылкой на данные опроса РОМИР-Мониторинг, «22% российских граждан будут соблюдать Великий Пост». Также в информации отмечено, что «большинство жителей России (54%) считают, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека». На сайте «Регионы России» в заметке, посвященной началу Великого поста, отмечено, что часто «пост понимают, прежде всего, как пищевые ограничения… Однако пост не предполагает доведения себя до полного изнеможения… Великий пост не сводится к телесным ограничениям. Это время, когда человеку положено трудиться и думать о душе. Вот почему издавна в течение Великого поста люди старались чаще посещать церковь, читать Евангелие, а также помогать нищим, сиротам и заключенным». И если раньше, в старой России во время Великого поста «создавалась особая атмосфера, которой волей-неволей подчинялись все окружающие: закрывались театры, прекращались великосветские приемы и рауты», то сейчас все иначе. Но и сегодня, отмечают авторы сообщения, «Великий пост может стать особым временем добрых дел и раздумий над смыслом своего существования». Как отмечает «Интерфакс», «традиция Великого поста возникла в древней, еще неразделенной, христианской церкви, а сегодня сохранилась в основном у православных». «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» отмечает, что «Великий Пост — важнейший и самым древний из многодневных постов, время исправления, духовного и телесного подвига. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения». «24 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском Кафедральном соборе и обратился с проповедью к прихожанам», — сообщает сайт «Епархия». В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Великий пост — это совершенно особое время. Святые отцы называли время Великого поста весной духовной. Как весной обновляется природа, так должна обновляться и душа человека в период поста, который готовит нас к великим спасительным дням, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Крестные страдания за спасение мира, Его искупительный подвиг. Обновлению наших душ способствуют покаянные богослужения Великого поста… Пост — это не только воздержание в пище. Главное — надо поститься духовно… Если мы достойно постом и покаянной молитвой очистим себя от скверны грехов, которые творим словом, делом и помышлением, то воистину чистые сердцем Бога узрим и станем причастниками той ни с чем не сравнимой радости и торжества, которые в Пасхальную ночь вселяет в сердце каждого православного христианина праздник Воскресения Христова». «Великопостное послание к пастве» Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ. На сайте «Известий» опубликована расшифровка онлайн-конференции с начальником кухни Даниловского монастыря отцом Гермогеном. В начале материала отмечено, что «основной смысл поста — это очищение души человека от грехов, от страстей и духовная подготовка к встрече Пасхи». Далее же в основном речь идет о кулинарных особенностях постной кухни. На сайте «Газеты» в статье Надежды Кеворковой «Он необходим для души и бесполезен для угождения телу» рассказывается о том, «как правильно держать Великий пост». Автор, коснувшись вопросов питания в пост, пишет: «Церковь в связи с этим разъясняет, что пост — не диета. Он не совершается во имя телесного здоровья, ради улучшения работы внутренних органов, похудания и „очищения от шлаков“. Пост с точки зрения верующего человека следует держать во славу Божию, сочетая его с молитвой. Он необходим для души и бесполезен для угождения телу». Однако после этого замечания автор вновь обращается исключительно к кулинарным вопросам, а в конце материала помещает несколько рецептов постных блюд. В этом году с первой неделей поста совпали днем рождения и день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В понедельник президент России Владимир Путин «лично поздравил Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 75-летием», сообщает сайт «Регионы России». «Поблагодарив Путина на приезд, Алексий Второй напомнил, что поскольку его день рождения приходится на первую седмицу Великого поста, то празднования по этому случаю были перенесены на июнь. «Но Вы сказали, что коль Церковь у нас отделена от государства, то поздравите меня именно в день рождения», — с улыбкой отметил патриарх. В ответ на это президент также с улыбкой выразил надежду, что «ничего сильно не нарушил». Также о президентском поздравлении сообщили сайты «Вестей» и «Первого канала». Пресса также не оставила без внимания юбилей святейшего патриарха Алексия II. «Московский комсомолец» желает Святейшему Патриарху Алексию II «Многая лета» и рассказывает в своей статье о жизненном пути Предстоятеля Русской Православной Церкви На сайте «Известий» опубликована статья Валерия Коновалова и Михаила Сердюкова о Святейшем Патриархе Алексии II, которую предваряет краткое интервью. В нем Предстоятель Русской Православной Церкви вновь напоминает читателям о времени поста и призывает всех «к сознательному взаимному прощению тех людей, которых мы огорчили, обидели, осудили»: «Нужно взаимно простить и тех, кто у нас будет просить прощения за свои обиды, за свои огорчения, за то, что они осуждали нас. Если это будет путь взаимный, то тогда действительно мы примиренными вступим на поприще Великого поста — этого особого спасительного времени, которое называется у святых отцов временем весны духовной, когда душа человеческая должна обновляться благодатью Господней!». В газете «Вечерняя Москва» опубликована статья Евгения Стрельчика «Христианин должен быть оптимистом», приуроченная ко дню рождения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «В выражении этой любви искренней, исходящей от сердца и не очень, — определенной правилами высокой политики, патриарх остался единственным, кого так разительно не коснулись перемены нашего времени, привыкшего низвергать кумиров. Непонятная для либерального мировосприятия степень выражения этого чувства, которое порой принимает восточные масштабы, ясно лишь тем, кто принял в свое сердце веру и пришел в Церковь. В царстве, «что не от мира сего…» правят другие законы, гарантировать соблюдение которых и призван Алексий II… Жизнь Патриарха видна людям только с внешней стороны: торжественные богослужения, красивое пение, много сослужащего духовенства, но никто не видит сокровенную жизнь патриарха и его ответственность перед Богом за врученную ему паству, за все то, что происходит в Церкви». На сайте «Newsru.com» коротко рассказывается о святителе Алексии — небесном покровителей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также отмечено, что несмотря на перенос празднования юбилея на июнь, «в эти дни на имя Алексия II приходят сотни поздравительных телеграмм, открыток и писем от известных религиозных и общественных деятелей, политиков, ученых, артистов и просто верующих людей». В связи с юбилеем Святейшего Патриарха Алексия II во многих российских и зарубежных СМИ появились интервью с ним. На сайте «Регионы России» опубликованы наиболее интересные фрагменты из них. В частности, Первоиерарх Русской православной Церкви отмечает, что «одной из самых значительных угроз, перед лицом которой стоят сегодня христиане, является угроза секуляризма»: «В каком-то смысле к нам возвращается опыт первых веков христианства. Христова Церковь вновь оказалась меньшинством в окружении недоброжелательного большинства. Почти повсеместно уходит в прошлое практика государственной церковности. Более того, окружающий мир уже не стыдится называть себя постхристианским. Современная международно-правовая система основывается на приоритете интересов земной жизни человека и человеческих сообществ перед религиозными ценностями. Такой же приоритет закреплен в законодательстве многих стран — на нем базируется регламентация деятельности органов власти, образовательной системы и тому подобного. Нередко этот принцип используется различными общественными силами для открытого противостояния Церкви и христианской вере и радикального вытеснения христианства из общественной жизни. Однако Предание Церкви не позволяет нам признать нормой складывающийся миропорядок, в основу которого полагается помраченная грехом человеческая личность. Мы твердо помним слова Христа Спасителя о будущем Церкви: «Врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18), и это обетование должно быть для нас не поводом к беспечной успокоенности, но понуждением к самоотверженному труду, к отстаиванию своей идентичности перед лицом стремительно меняющихся стихий мира сего» Сайт «Религия и СМИ» републикует интервью Святейшего патриарха московского и всея Руси изданию «Vip-premie». Материал назван «Церковь молится о мире». В интервью поднимаются вопросы взаимодействия Церкви и светской власти, вопросы катехизации общества. На вопрос якобы осуществляющейся клерикализации государства Святейший Патриарх Алексий II отвечает, что «по своей природе и по своему предназначению Церковь и государство несут в мире различные служения. Для Церкви главное — привести человека к вечному спасению. Людей же, облеченных светской властью, Священное Писание призывает использовать свою силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем видится нравственный смысл существования государства. Сегодня отношения нашей Церкви со светской властью являются отношениями взаимоуважительного партнерства и совместных трудов во благо личности, семьи, общества». Вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства интересует сегодня не только российских журналистов, но и западных. Правда, иногда он звучит несколько иначе. Например, американскую газету «The Washington Times» заинтересовал феномен религиозности российского президента. Об этой публикации рассказывает сайт «Newsru.com». Русский перевод материала можно прочитать на сайте InoPressa.ru. По мнению американского издания, «Путин демонстрирует «глубокое знание» церковной службы и ритуала, в отличие от многих постсоветских лидеров, включая бывшего президента Бориса Ельцина, который, находясь в церкви, часто выглядел растерянным. Глядя на фотографии напряженных российских политиков, судорожно вцепившихся в свечки во время службы, россияне порой называют их «подсвечниками». Но на религиозных лидеров, встречавшихся с российским президентом, он произвел «впечатление настоящего православного». Далее отмечено, что «Путин пытается удержаться на тонкой грани»: «Он с удовольствием демонстрирует свое православие, но при этом стремится уверить представителей других конфессий, равно как и неверующих, в том, что он президент всех россиян… При этом Путин не проявляет никаких признаков религиозного фанатизма или нетерпимости». Однако, «лучшая проповедь для христианина — его поступки». Именно так называется интервью со священником Михаилом Дудко, секретарем по взаимоотношениям Церкви и Общества отдела внешних церковных связей, опубликованное в «Литературной газете». Автор Елена Липатова беседует с о. Михаилом об отношениях Церкви и государства в современной России. Он также касается вопроса веры российского президента: «Я слышал от самых разных священнослужителей, что человеком верующим является и президент России. Известно, например, что во время своего отпуска как частное лицо, не афишируя это, президент посещал монастыри, бывал и у старцев. И это выдаёт в нём человека, который искренне относится к религии, к Богу. Конечно, чиновники в окружении президента очень разные. Да и советчиков у него предостаточно. «Пока вы находитесь на государственной должности, вы не имеете права проявлять свои чувства» — и такое можно от них слышать. Мы рады, что во главе государства у нас человек, за которого мы можем помолиться как за собрата во Христе». Также в интервью речь идет о процессе сближения Русской Православной церкви РПЦЗ, о единстве Церкви на территории бывшего СССР, о расколах на Украине. Заходит в интервью речь и о школьных вопросах, а точнее, о дискуссии по поводу введения в школах факультативной программы «Основы православной культуры». О. Михаил отмечает, что Церковь не призывает к тому, чтобы «в обязательном порядке ввести в школах Закон Божий, уроки религии, как думают некоторые». «Но почему у детей отнимают возможность посещать уроки православной культуры? Как можно, живя в России, считать себя культурным человеком, если ты не знаешь иконографии и архитектуры церковной, библейских образов и житийной литературы? Как можно жить в Москве и не знать, кто изображён на её гербе? Почему всадник держит копьё, а в ногах у него змей? А ведь этому и должны учить в рамках предмета «Основы православной культуры». Никто не заставляет насильно приобщаться к Церкви, но возможность знать свою веру должна быть. Что касается разговоров о том, что, мол, в школе есть дети и других вероисповеданий, то они не резонны. Как правило, дети иных национальностей в любом классе русской школы не составляют большинства. К тому же без их желания никто не собирается заставлять их посещать такие занятия… Среди многочисленных национальных школ нет ни одной с полностью русским этническим компонентом. … Мы скрупулёзно изучаем разные страны, а про свою знаем очень мало». На сайте «Радонежа» опубликован материал Ирины Репьевой «Основы православной культуры: в поисках метода». В статье автор рассуждает о методиках преподавания нового для школы культурологического предмета, и сравнивает два подхода и учебники двух авторов — Аллы Валентиновны Бородиной и Людмилы Леонидовны Шевченко. Ирине Репьевой больше импонирует методика А.В. Бородиной — более сдержанная, тактичная, нежели более эмоциональная и не совсем логически выстроенная методика Л.Л. Швченко. «Впрочем, — отмечает в заключении автор, — нам всем необходимо все-таки помнить о том, что и Людмила Шевченко, и Алла Бородина, и многие другие авторы учебников, посвященных основам православной культуры, — все они являются первопроходцами в новом, чрезвычайно сложном и ответственном деле возвращения нашего общества к своим культурным истокам. Пока что авторы учебников находятся в поисках верного метода подачи материала, доходчивого стиля изложения, и, конечно же, без ошибок в таком непростом деле не обойтись». Одновременно с обещаниями, которые звучат уже два года, ввести в школе основы православной культуры, комитет по образованию г. Москвы зарегистрировал «Институт Хаббарда», «в котором тоталитарная секта «саентологов», запрещенная во многих европейских странах, будет готовить кадры для руководящих работников». Об этом сообщается на сайте «Единое Отечество». «Оформил» это «милое» заведение тот самый Комитет по образованию мэрии Москвы, глава которого Любовь Кезина запретила преподавание «Основ Православной культуры» в столице. Итак, тоталитарным сектам — сайентологам, кришнаитам — зеленый свет, православной культуре — красный». В связи с этим Союз Православных Граждан требует введения «Основ Православной культуры» в федеральный компонент системы образования. Однако, склонность некоторых чиновников благоволить сектантам — не новость. Так, в Приамурье бюджетные средства перечисляли сайентологам, — сообщает «Радонеж». «Глава района Борис Шалимов направлял сотрудников администрации на обучение в ООО «Перформия» и «Вайс СНГ», которые распространяют административные технологии, разработанные основателем секты Роном Хаббардом. При этом этим организациям было перечислено из районного бюджета в общей сложности 646 тыс. рублей». А в Москве продолжается активная прокришнаитская кампания, цель которой, похоже, уже заключается не только и не столько в постройке культового сооружения на Ходынском поле, но и участие «организации» в информационном поле и общественной жизни. Во-первых, кришнаиты собрали 45 тысяч — как ими заявлено — подписей граждан, мечтающих о строительстве кришнаитского храма. Как сообщает сайт «Религия в светском обществе» «среди подписавшихся под обращением — немало и жителей района, где планируется возвести храм Кришны». Было бы нелишним инициировать проверку собранных подписей на предмет их достоверности. При этом, кришнаиты совершенно нахально лгут, заявляя, что, якобы, подписи, собранные православными против строительства храма «были собраны еще летом-осенью прошлого года, причем у жителей домов, находящихся за километры от предполагаемого места строительства индуистского храма. Как явствует из подписных листов, жителям предлагалось выразить протест по целому ряду поводов — угроза вырубки уникальной березовой рощи по ул. Куусинена, застройка территории Чапаевского парка и Ходынского поля и проч. В конце перечня упоминался и храм Кришны». Это неправда. На подписных листах против строительства кришнаитского храма, предложенных для подписания в прошедшие несколько недель, был обозначен один пункт — протест против возведения на Ходынском поле чуждого языческого сооружения. Надо отметить, что активизация кришнаитов, их интервью в СМИ, развенчания каких-то им одним ведомых мифов, по-видимому, связаны с улучшением финансирования секты. Ведь несколько лет эта организация практически не подавала никаких признаков жизни. Даже количество навязчивых молодых людей со стопками кришнаитских книжек, бесцеремонно пристающих ко всем прохожим, значительно уменьшилось. Сейчас нам проходится наблюдать очередной всплеск активности этой американской организации, на которую, возможно, сделаны последние ставки — так как другие сектоподобные образования в России не приживаются, нам будут активно «приживлять» кришнаитов. С этим же связано и инициирование судебного процесса против программы «Русский взгляд», о чем сообщает автор «Новых Известий» Ирина Власова. На прошлой неделе по поводу строительства кришнаитского храма высказался представитель мэрии Михаил Мень. Как сообщает РИА «Новости» он заявил, что «при строительстве в столице нового кришнаитского храма в районе Ходынского поля размер новостройки будет зависеть от количества членов этой религиозной организации». По его словам, правительство города не может запрещать строительство кришнаитского храма. «Мы работаем строго в тех законодательных и нормативно-правовых рамках, которые существуют, и если министерство юстиции констатирует факт регистрации той или иной религиозной организации, значит, мы обязаны работать с нею», — пояснил он. То есть, по сути, вся проблема со строительством кришнаитского храма в московской мэрии выродилась лишь в проблему размеров будущего сооружения. И ведь вопрос был не том, большим его построить или нет, и даже не в том, чтобы запретить строительство чуждого российской культуре языческого сооружения, а чтобы организовать это строительство в более подходящем для этого месте. Ведь выделением (!) гектара (!) земли на Ходынском поле распоряжалась именно мэрия. И почему-то никто из журналистов не спросил заместителя мэра, почему именно на Ходынке, почему такая большая территория, на каком основании она выделена бесплатно? Может быть, кришнаиты исторически владели какой-то землей в Москве или были обижены при советской власти, лишены строений или территории в Москве? Нет. В конце концов, близким к природе и «неагрессивным» кришнаитам вполне подошла бы территория в подмосковных лесах. А уж будет он грандиозным или нет, вопрос второстепенный. Немецкое образование также сталкиваются с проблемой религиозного сознания. Но в несколько ином, чем в России, ключе. «Мать двух турецких девочек из Вильгельмсбурга, одного из районов города Гамбурга, запретила своим дочерям посещать уроки сексологии. Свой поступок женщина аргументировала тем, что женщины должны вступать в сексуальные отношения только после замужества, поэтому до этого времени у них нет никакой необходимости узнавать об интимных отношениях между полами», сообщает сайт «Регионы России». Однако «гамбургский административный суд постановил, что закон о школьном образовании обязывает всех учеников посещать уроки биологии, даже если согласно учебному плану, это уроки сексологии. Родители в этом случае не имеют право вмешиваться в учебный процесс». Вот она, мечта российских правозащитников: обязательное развращение под видом просвещения при полном невмешательстве семьи. Одним словом, настоящая демократия… Итоги визита кардинала Вальтера Каспера в Россию подводились на прошлой неделе. Как пишет «Седмица.Ru», «Ватикан пока (!) не будет создавать греко-католический патриархат на Украине с центром в Киеве». Об этом же сообщает «Newsru.com» и «Регионы России». Однако глава греко-католиков Западной Украины недоволен отказом Ватикана дать Униатской церкви статус патриархата, замечает патриарший сайт. «24 февраля корреспондент американского информационного агентства «Кардинал Гузар сказал по этому поводу: «Я не сомневаюсь, что Иоанн Павел II хотел бы провозгласить патриархат, но он также хочет продолжать диалог с православными… Слова «не сейчас» — это не ответ», — почти угрожающе в адрес Ватикана резюмировал греко-католический претендент на патриаршество». Однако на сайте «Радонежа» замечено, что «униатский патриархат в Киеве будет создан в случае прихода к власти на Украине Виктора Ющенко, сколько бы Русская Православная Церковь не вела переговоры». Как отмечено в тексте, «глава УГКЦ Любомир Гузар совершенно однозначно высказался в поддержку Виктора Ющенко — лидера галицийских профашистских сил». Далее перечисляются кандидаты списка фракции «Наша Украина», возглавляемой Ющенко, в Верховной Раде Украины: «N6 Григорович Лилия — активистка Украинской греко-католической церкви один из идеологов расчленения Русской Православной Церкви, отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. В 1992 году во время штурма православной епархии лично избивала православного священика Михаила Шувара из Ивано-Франковска железным прутом по голове. По вероисповеданию будучи греко-католичкой, Григорович является инициатором создания и активистом депутатской группы «За единую поместную церковь», состоящую из раскольников. … N8 Заяц Иван — публично сжег российский флаг в Верховной Раде Украины. N9 Б.И.Тарасюк- бывший министр иностранных дел Украины, проводивший ярко выраженную антироссийскую и проамериканскую политику, один из главных авторов идеи визита папы римского на Украину, выдвинул ее в 1996 году, будучи послом в странах Бенилюкса. N10 Н.Г.Жулинский — бывший вице-премьер правительства Украины по гуманитарным вопросам, занимался искоренением преподавания русского языка в школах и вузах… N11 Я.И.Стецько — член конгресса украинских националистов, сторонник «активной солидарности с братским чеченским народом». И так далее. Автор отмечает, что «нет никаких оснований утверждать, что Ватикан откажется от замысла создания этого патриархата»: «об этом свидетельствует и назначение Генеральным секретарем Синода епископов Римско-Католической Церкви архиепископа епископа Николы Этеровича, бывшего папского нунция на Украине, ответственного за политику Ватикана на этой части канонической территории Русской Православной Церкви». «На Волыни участились случаи поджогов православных храмов Московского Патриархата. В феврале горели церкви, расположенные в селах Ратное, Заболотье и Гирныки. Последний храм спасти не удалось», сообщает сайт «Соотечественники». Все пострадавшие храмы являются памятниками архитектуры XVI—XVII вв.еков. Газета «Труд» также касается ситуации на Украине. Станислав Прокопчук в статье «Рада показала нам язык» сообщает о том, что Верховная Рада Украины, несмотря на то, что 85,2% граждан Украины общаются на русском языке, «предприняла очередной дискриминационный шаг по насильственной украинизации общества». Речь идет о СМИ: «парламент одобрил новое решение, которое экономически способно удушить все русскоязычные газеты и журналы, а их в стране — большинство. Механизм прост — введение для них 20-процентного налога на добавленную стоимость (НДС)». Руководители 132 отечественных изданий, выходящих на русском языке, «потребовали от властей прекратить дискриминацию граждан, читателей по языковому принципу». Обзор украинских газет Ольги Кравец «Является ли язык символом государственной независимости Украины?» можно прочитать на сайте «Единое Отечество». В новом амплуа — доморощенного богослова — выступил на прошлой неделе лидер СПС Борис Немцов. «Как считает Б. Немцов, «протестантская деловая этика гораздо боле эффективна для государства, чем мусульманская или даже православная. Я считаю, что чем больше таких базовых принципов протестантизма будет на российской земле, тем лучше мы будем жить». Отличие между Православием и протестантизмом, согласно Немцову, выглядит так: «Между православным и Богом есть посредник. Между протестантом и Богом посредника нет. И он все время знает, что никто ему грехи не отпустит. А православный думает: «Сейчас я нагрешу, набедокурю, потом приду к батюшке: «Батюшка дорогой, ой, согрешил, ой, каюсь, батюшка, прости меня. Вот тебе на храм 50 рублей, попадье 100 рублей, только прости меня». А протестант отвечает напрямую перед Богом». «Поэтому протестанты и чтут законы сильнее, чем православные», — считает пустившийся в «богословские» рассуждения лидер СПС. Собственное же отношение к Христианству лидер правых выразил следующим образом: «Я считаю Иисуса самым выдающимся человеком истории, и судя по Библии, самым знаменитым и самым гуманистическим человеком. Иисус, кстати, был и остается самым популярным человеком в истории». Заявления незадачливого политика и безграмотного богослова Немцова не нуждаются даже в комментариях. Некомпетентность и безаппеляционность суждений может сделать высказывание лидера СПС анекдотом месяца. Вот что говорит по поводу протестантизма доктор исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений Наталия Нарочницкая: «Просвещение и Реформация родили вовсе не культуру, а ростовщика — главного могильщика всей европейской культуры и крушителя всех великих духовных и культурных традиций человечества. Его порождение — персонажи Золя, а не герои Шиллера… Россия построила промышленность и города в широтах, где даже в Канаде никто не живет. У нас расстояние между центрами в 5−10 раз длиннее, отопительный сезон — 8 месяцев, сельско-хозяйственный — 4−5 месяцев против 7−8 в Европе, а глубина фундамента под любую застройку из-за промерзания в 3−5 раз глубже. Это не просто «успешность» — это подвиг. Протестанты не стали бы этого делать — они бы перековали орала на мечи и пошли бы завоевывать других, что они и делали. Именно протестантским странам свойственно особенно пренебрежительное отношение к туземцам — апартеид Южной Африки создали французские и голландские гугеноты — кальвинисты. Американские пуритане уничтожили индейцев даже не в период становления своего общества, а в период его расцвета — в середине XIX века. Что касается благосостояния, то русские, конечно, были бы намного богаче, если бы в течение четырех веков расширения державы присваивали бы себе и землю, и труд присоединяемых народов. Россия, рсширившаяся на 22 млн. кв. км от Буга до Тихого океана не отняла ни одного квадратного метра земли у местных владельцев и не отдала его ни русскому крестьянину, ни аристократу. Британцы согнали в середине XIX века ирландцев с земли и около 2 млн. умерли с голоду. Эта трагедия до сих пор проявляется в ненависти ирландцев к британцам. Не им менторствовать». Кстати, именно протестантство породило массу расколов и течений псевдохристианского толка. В интервью итальянской газете «24 часа» Святейший Патриарх Алексий коснулся проблемы сектантства в США и в мире: «Из всех христианских конфессий именно для протестантизма наиболее характерно разделение на множество различных направлений. Сама природа протестантизма, основанная на принципе свободного толкования Священного Писания каждым верующим, как бы провоцирует возникновение все новых и новых сообществ. Иногда в результате такого деления возникают группы, которые только именуются христианскими, но не имеют в себе ничего христианского с точки зрения древней апостольской традиции, а зачастую и прямо противоречат ей. Именно такие группы мы именуем сектами… Не удивительно, что подобный процесс продолжается в настоящее время, которое отмечено духовным кризисом во многих странах Запада, когда размываются правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять Его волю». «О проекте построения гражданского общества в отдельно взятом слоновнике», — так называется редакционная заметка «Радонежа», опубликованная на прошлой неделе. «Уже и российская власть, почти два десятилетия назад повредившаяся на почве «нового мышления», напоминает стране о нравственных ориентирах, которые дают Церковь и ее Предстоятель. А в ответ СМИ продолжают бормотать о милых сердцу «безыдейности» и «беспроектности» и только и ищут, какой еще хэллоуин предложить отпраздновать. Нравственные ориентиры некоторым определенно поперек горла». И не только журналистам: «Госдума на заседании 20 февраля отклонила в первом чтении поправки к закону «О рекламе», запрещающие показ обнаженного человеческого тела… Но на законопроект было дано отрицательное заключение, в котором говорилось, что «нормы законопроекта носят исключительно оценочный субъективный характер и не могут использоваться в правоприменительной практике». А «правозащитное движение отметило начало Великого поста очередным требованием начать переговоры с недобитыми чеченскими террористами и обращением к Патриарху с требованием … непонятно чего. В обращении утверждается, что предстоящий вскорости суд над устроителями публичного кощунства под названием «Осторожно, религия!» «причинит ущерб престижу и авторитету Русской Православной Церкви, а также российского государства», и поэтому Патриарх должен «выразить свое отношение». По мнению цвета российского правозащитничества, «очевидно, что экспонаты выставки не были надругательством над реальными культовыми предметами. Может быть, они были пародией на них. Но, как бы ни относиться к таким пародиям, это никак не может считаться уголовным преступлением! … это нормально. Вряд ли в интересах Церкви создание для себя стерильных (т.е. безжизненных) условий…» и т. д. Во-первых, были и надругательства над иконами — это «реальные культовые предметы». Во-вторых, откуда эта трогательная забота о «здоровом образе жизни» для Церкви?». Очевидно, что в обществе существует некий нравственный зазор: общество разделено на несколько крупных социальных пластов, каждый из которых живет в своем мире и по своим нравственным законом. Самым крикливым и самым активным оказался журналистско-правозащитный слой. Который, по определению диакона Андрея Кураева, очень похож на того «сумасшедшего, который перекричит весь автобус». Автор «Труда» Наталия Лескова побывала на Новом Афоне, о чем и рассказывает читателю в статье «В гости к Апостолу». Другой автор этого же издания Станислав Прокопчук — рассказывает о своем паломничестве в пещеры Киево-Печерской лавры к мощам святого Ильи Муромца. «Русский журнал» публикует беседу с диаконом Андреем Кураевым, главная тема которой — Интернет. Рассуждая о современных православных интенет-ресурсах, о. Андрей отмечает: «На сегодняшний день в интернете чувствуется острая нехватка позитивной церковной публицистики, которая неофициозно объясняла бы официальную позицию Церкви. В очередной раз произошло отставание в темпе. В интернет-пространство ринулись люди со «своей идеей», с «сумасшедшинкой». Они создают свои активные сайты, лезут во все форумы, навязывают свою точку зрения. А голос стабильного, консервативного церковного большинства и иерархии почти не слышен. …необходим интерактив, необходима ответная реакция. Для этого нужно искать людей, которые корректно и с серьезным богословским багажом могут обосновывать позицию нашей Церкви». На вопрос журналистки Ксении Лученко о том, какой бы святой мог стать покровителем православного Интернета, Андрей Кураев говорит: «Я думаю, было бы очень здорово, если бы апостола Иоанна Богослова сочли покровителем православного интернета. Апостола Иоанна не как автора Евангелия, а как старца, который последние годы своей жизни повторял только одну фразу: «Дети, любите друг друга». Неделя закончилась праздником Торжества Православия. В этот день Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя, сообщает «Седмица.Ru». После литургии он поздравил всех с «первым воскресным днем Великого поста, который называется неделей Торжества Православия!», и сказал: «И сегодня, в день Торжества Православия, мы воздаем честь и славу тем, кто утверждал Святое Православие во Вселенной от времен апостольских. Мы вспоминаем и тех, кто совершал свой подвиг на нашей Русской земле — сонм подвижников веры и благочестия, новомученников и исповедников Российских, молитвами которых возрождается сегодня жизнь Церкви, воссоздаются храмы и все больше и больше людей находят дорогу к храму и Богу. В этом возвращении вечных непреходящих духовных ценностей — залог будущего нашей страны, будущего нашего народа… Мы благодарим Господа за те милости, которые Господь дает нам ныне, помогая нашему народу возвращаться в ограду Святого Православия… Да хранит и благословит всех вас Господь по молитвам Царицы Небесной и молитвами святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, на всех путях жизни вашей! С праздником вас, дорогие мои!»