Последние дни 2003 года были посвящены подведению итогов и размышлениям о предстоящем. На сайте «Религия и СМИ» был опубликован большой материал Александра Кырлежева с лаконичным названием «РПЦ-2003: итоги и планы». Начало статьи автор посвятил рассказу о прошедшем в конце декабря епархиальном собрании г. Москвы, где, как отмечает автор «обозначается некоторая „внутрицерковная линия“, которой и предлагается следовать». Далее автор подробно анализирует итоги состоявшегося 26 декабря заседания Священного Синода, а также рассуждает о проблеме единения Русской Православной Церкви и РПЦЗ, фактически повторяя и обобщая все, что было написано и сказано по этому поводу в течение последних месяцев 2003 года.
Сайт «Регионы России» в канун нового 2004 года и в преддверии великого христианского праздника — Рождества Христова — сообщает о поздравлении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с наступающими праздниками: «Радости, любви и осуществления всех надежд» пожелал соотечественникам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в канун Нового года и в преддверии Рождества Христова. …по словам патриарха Алексия, истекший год «укрепил уверенность в том, что после тяжелых испытаний для Отечества и всех нас приближается пора мира, созидания и благополучия». … В то же время, констатировал он, во многих странах мира все еще льется кровь от рук террористов, для множества людей еще не созданы возможности жить достойной жизнью. По словам Алексия, «продолжаются попытки подорвать основы нашей нравственности, лишить духовной опоры особенно молодое поколение». При этом Предстоятель РПЦ напомнил, что «ничто и никто не поколеблет нас, если мы тверды в вере и преданы воле Бога». Полностью «Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II» можно прочитать на сайте газеты «Известия».
На сайте «Newsru.com» опубликован материал, посвященный предстоящим событиям церковной жизни, которые должны произойти в 2004 году. Так, «в дни Великого поста в Москву ожидается визит митрополита Лавра — председателя Архиерейского Синода Русской православной церкви заграницей. Ожидается, что его встреча с Патриархом Алексием II придаст динамичное развитие начавшемуся диалогу о преодолении разделения в Русской церкви». Кроме того, «практические шаги по сближению двух частей Русской церкви обсудит Архиерейский Собор Русской православной церкви, намеченный на октябрь. На нем будет поставлен вопрос о возобновлении молитвенного, а в будущем и евхаристического общения». Летом 2004 года в России будет широко отмечаться 250-летие со дня рождения Серафима Саровского: «Торжества по случаю этой даты пройдут не только в Дивееве и Сарове, но и в Курске, где родился великий подвижник». В конце июня будущего года в Россию из Америки возвратится одна из величайших святынь — чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, исчезнувшая из СССР в годы Великой Отечественной войны. А в сентябре в Россию из Дании будут торжественно перенесены останки российской императрицы Марии Федоровны — супруги Александра III и матери Николая II.
Подробный материал Анны Шпак на последнюю тему можно прочитать на сайте «Время новостей». Он называется «Императрица возвращается к мужу и сыну» и подробно рассказывает как о самой императрице, так и о том, как шел переговорный процесс о возвращении останков Марии Федоровны в Россию. Агентство «Интерфакс» сообщает о том, что «Патриарх Алексий, как ожидается, примет участие в церемонии перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны».
На сайте «Гражданское общество» опубликованы «размышления «в канун православного Рождества», названные автором Алексеем Чадаевым «Русская Церковь и дух капитализма» и являющиеся своеобразной полемикой с подобными «размышлениями в канун католического Рождества» Юрия Амосова. Сначала автор как бы даже и не спорит со своим оппонентом, несмотря на всю абсурдность предложений последнего модернизировать приход, превратив его в клуб по интересам, в этакую корпоративную церковь. Однако при этом он отмечает, что логика Юрия Амосова естественна именно для «протестантского сознания», где слово «протестантский» автор употребляет «безоценочно». Однако затем он отмечает, что «пожалуй, рановато ещё провозглашать смерть прихода, и превращать его в клуб по интересам. Церковь — не разъединяющий, а объединяющий институт, и в этом смысле территориальный принцип подразумевает только одно: если ты вдали от дома и своего прихода, ты идёшь в любой храм из тех, до которых тебе ближе добежать. И входишь туда так же, как и в свой родной приходской храм: ибо нет никакой разницы, какая у тебя профессия, уровень образования, доход и т. п.».
А для того, чтобы «оживить приход», о чем так радеет предыдущий оратор, надо «для начала взять и прийти туда самому. И не один раз в году на Пасху, а каждый выходной приходить на литургию. Дело в том, что в Церковь приходят не для того, чтобы изменить Церковь — а для того, чтобы изменить себя… Непонятно, с чего вдруг мы, миряне, требуем от Церкви каких-то новых и современных социальных форм — на том, очевидно, основании, что лучше знаем человеческую природу. Непонятно, зачем на Церковь надо распространять потребительский лозунг «сделайте мне удобно».
Далее Алексей Чадаев отмечает, что «даже тем людям, которые ориентированы на прогресс, по большому счёту совершенно не нужна «церковь быстрого реагирования» — наоборот, востребованной оказывается именно сдерживающая, ограничивающая роль Церкви». Завершается статья краткими рассуждениями на столь любимую светскими журналистами тему об отказе от Юлианского календаря и переносе Рождества: «наше, русское Рождество: отличный пример того, как не надо торопиться с тем, чтобы что-либо менять. Ведь именно благодаря тому, что наша Церковь всё ещё живёт по юлианскому календарю, мы можем спокойно отмечать наш красивый и древний праздник, без всякой связи с гламурно-коммерческим западным «кристмасом» 25 декабря. Младенец Христос рождается вне всякой связи с Санта-клаусом и его бутылкой кока-колы, главным событием становится ночная патриаршая служба, а не предрождественский шоппинг, … В общем, лучше всего оставить в покое Церковь, дабы приберечь реформаторский пыл для того, чтобы изменять к лучшему что-нибудь более мирское. Но это — в будни. А на Рождество — пойти на ночную службу, и постоять на морозце вместе с крестным ходом. В том самом приходском храме, который поближе к дому».
6 января сайт «Вести» сообщает о приближении великого праздника Рождества Христова: «Православные христиане отмечают сегодня рождественский сочельник. Это канун великого праздника Рождества Христова. Торжественные службы проходят сегодня во всех храмах. По традиции в сочельник верующие воздерживаются от пищи до первой звезды на небе — в память о звезде Вифлеемской, которая взошла в момент рождения Христа. Лишь после ее появления можно отведать сочиво — пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. Отсюда произошло и название праздника».
Агентство «Интерфакс» в этот день сообщило о том, что согласно данным социологического опроса компании ROMIR Monitoring «праздновать Рождество Христово намерено большинство россиян» — 88%. «Совсем не отмечают этот праздник 9% опрошенных».
7 января православные христиане встретили великий праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа. На сайте «Регионы России» опубликованы фрагменты поздравления Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с праздником Рождества Христова, обращенным к пастве. «Он пожелал всем чадам Русской православной церкви, чтобы наступивший год стал бы для них временем мира, созидания и благополучия. «Пусть наши молитвы, слова и дела помогут духовному возрождению народов, принесут мир и радость всем людям, соприкасающимся с нами», — говорится в рождественском послании предстоятеля Церкви. «Господь да благословит вас миром, здравием, благоденствием и Своей всесильной помощью», — пишет, обращаясь к пастве, патриарх Алексий». В послании Патриарх Алексий II вспоминает радостные и печальные события, произошедшие в прошлом году, а также отмечает, что «Русская православная церковь переживает «отрадное время возрождения: строятся и восстанавливаются храмы и святые обители, все больше детей и взрослых научается истинам веры, православные миссионеры выходят из храмов навстречу людям, достигая самых отдаленных уголков нашей земли, совершаются многие дела милосердия… христианские нравственные ценности стали заметно влиять на жизнь общества, к голосу Церкви все чаще прислушивается светский мир, обретает прочную основу партнерство Церкви, государства и различных гражданских объединений», — говорится в послании.
Также о патриаршем послании более подробно сообщает сайт «Вести». Полный текст «Рождественского послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви.
Как сообщает со ссылкой на «Газету.Ru» сайт «Регионы России», в Москве «на рождественских службах побывали 60 тыс. человек». Праздничные службы проходили более чем в 200 московских церквах. Однако, по информации «Интерфакса», только в Москве в православном празднике участвовало 118,5 тысяч человек, в целом же «в рождественских празднествах приняло участие более трех миллионов россиян».
В этот же день отмечали Рождество Сербская, Иерусалимская и Грузинская Православные церкви. О том, как в некоторых странах мира проходили торжества, рассказывает сайт «Newsru.com». В Сербии праздник начался ровно в полночь «с колокольного звона во всех церквях и монастырях Сербии и Черногории. Утром предстоятель Сербской православной церкви Патриарх Павел возглавил торжественную литургию в Печке Патриаршей в Косово и пожелал всем прихожанам мира, свободы, правды и любви». В ЮАР русскоязычная православная община праздновала Рождество Христово «в храме преподобного Сергия Радонежского Московского Патриархата, который находится в городе Мидранд». Также в сообщении можно прочитать о том, как прошел праздник в Норвегии, Индии, Индонезии, в Тбилиси. На том же сайте можно прочитать и о том, как впервые было совершено Рождественское богослужение в Антарктиде.
Оригинальное сообщение о «кулинарных традициях Рождества» разместил «Первый канал». В этом странном сообщении «кулинарной традицией» наравне с сочивом оказывается «служебная» просфора, низ которой «во время рождественской литургии … будет вырезана середина — агнец, символизирующий рождение младенца Иисуса из чрева пречистой Девы Марии». О том, что подобное происходит не только во время Рождественской литургии, а во время каждой литургии, автор не сообщают. Кроме того, как оказывается, в сочельник «все верующие должны подготовиться к рождественскому ужину». То есть, не к Рождеству Христову, не к празднику, а к ужину. Такая некомпетентная и странная информация была протранслирована «Первым каналом» 6 января на всю страну.
В целом же, на сайте «Первого канала» православному Рождеству было посвящено всего пять сообщений, два из которых, на самом деле, касались на православного праздника, а президента России Владимира Путина — где и как он встречает Рождество. В то же время, о католическом Рождество на том же сайте опубликовано 10 сообщений, среди которых встречаются такие оригинальные как следующее: «В китайские мегаполисы прибыли главные герои предстоящего Рождества». Кто бы это вы думали? Оказывается, главные герои Рождества по первоканальному — Санта Клаусы.
«В России наступили рождественские святки», — сообщает «Newsru.com». «По традиции на Руси в эти дни ездили по гостям, обменивались подарками, поздравляли с приходом в мир Спасителя. Кстати, обычай рождественских подарков связан с событиями Рождественской ночи, в воспоминание принесения волхвами даров Богомладенцу. Предание утверждает, что дары эти — золото, кусочки ладана и смирны — сохранились до сих пор, и находятся в одном из греческих монастырей Святой горы Афон». Однако, «по слову святых отцов, «не разгул и шумные пиры делают праздник Христов радостным, а утешающая благодать Божия». Поэтому христианами принято было посещать святые места, жертвовать бедным, навещать немощных, и проводить святки в любви и мире друг с другом, прощать все обиды, и верить в бесконечную милость Господню». Газета «Труд» размещает статью Александра Королева «Святки — не для разгула», подробно рассказывающую о святочной традиции.
На сайте почившего митрополита Сурожского Антония (Блума) можно прочитать проповеди, сказанные им некогда в праздник Рождества Христова.
Как сообщает агентство «Интерфакс» Президент России Владимир Путин поздравил патриарха Московского и всея Руси Алексия II со светлым праздником Рождества Христова.
На следующий день, 8 января, немецкая газета «Die Welt» опубликовала статью, в которой был сделан вывод: «Россияне становятся все более религиозными». Материал републикован на сайте «Правда.Ru». Как считает немецкий обозреватель Манфред Квиринг, «Православная церковь оказывает на жизнь россиян все большее влияние. Так, в последнее время церковные праздники в Российской Федерации объявлены официальными государственными праздниками. С некоторых пор неотъемлемым ритуалом стало появление в церквах по воскресеньям, и, прежде всего, по большим праздникам членов правительства… С готовностью отдала себя в руки православной церкви армия, где еще 13−14 лет духовную жизнь определяли политкомиссары. Сегодня нет ни одной войсковой части, где бы не было своей церкви и своего духовника». Также в статье упомянут президент России Владимир Путин, которого автор статьи характеризуют как «глубоко религиозного человека».
Во время своей поездки в Звенгород, где президент России и встретил Рождество, Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что считает православие — частью российской культуры. «Конечно, у нас церковь отделена от государства, но в душе у народа все вместе», — заметил президент.
Газета «Эстония» опубликовала интервью Павла Иванова с митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием. Материал назван «Поднять нравственность». В своей беседе с журналистом владыка рассуждает о проблемах нравственной распущенности: «Человек решил, что он свободен и ему все дозволено. И каждый себе это дозволенное в той мере, в какой хочется, и допускает. Всем управляют деньги. Если на этом можно заработать, значит, можно и развращать людей». Он отмечает, что сказанное им — известно всем, однако «ничего не меняется». Интервью заканчивается поздравлениями с праздником рождества и пожеланиями того, «чтобы этот праздник был по-настоящему глубоко церковным праздником. Чтобы люди так спланировали свое время, чтобы праздник провести прежде всего в церкви. Чтобы они приняли не внешнюю форму, а форму духовной жизни, проникновения в это очень важное событие в жизни всего человечества».
Интервью с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II опубликовала газета «Коммерсант». Автор Павел Коробов назвал Материал «Отношения Церкви и государства близки к оптимальным». Интервью можно также прочитать на патриаршем сайте. По сути, данное интервью является подведением итогов года, осмыслением их. Так, в частности, Святейший Патриарх Алексий II подробно говорит о проблемах налогового законодательства, о прошедших в прошлом году событиях, связанных с визитом Владимира Путина в Америку и его встречах с первоиерархами РПЦЗ, о предложении по созданию митрополичьих округов.
Кроме того, Павла Коробова интересуют и общие вопросы, практически постоянно задаваемые журналистами иерархам Церкви: это вопросы финансов и политики. Патриарх Алексий II подробно отвечает на оба вопроса, объясняя, какие источники финансирования имеет Церковь, а также рассказывает о «недопустимости поддержки церковной Полнотой той или иной политической партии». Он указывает, что «такого рода поддержка противоречит самой природе Церкви, ее миссии в мире — объединять людей в их следовании Христовым заповедям, и прежде всего — в любви ко Господу и друг ко другу, в каждодневной совместной борьбе со злом и искушениями мира сего. Таким образом, Церковь есть место встречи и совместного делания носителей различных, подчас противоположных политических взглядов, ибо партий много, они приходят и уходят, а Христос един для всех и навсегда. И потому Церковь Божия не имеет права стать политической союзницей для одних, автоматически превратившись в политическую противницу для других… Кроме того, привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу грозит превращением межпартийного соперничества, без которого немыслим политический процесс, в религиозно окрашенное противостояние, последствия которого могут оказаться весьма серьезными».
На сайте «Радонежа» в сообщении «Святейший Патриарх Алексий II против того, чтобы русское Православие имело статус государственной религии» говорится о том, что «Святейший Патриарх Алексий II опроверг обвинение некоторых критиков в том, что Церковь якобы стремится обрести статус государственной религии… «Ныне существующая модель взаимоотношений духовной и светской властей видится мне близкой к оптимальной», — высказал мнение предстоятель Русской Церкви. Поясняя свою мысль, Святейший Патриарх сказал, что «это открытый, конструктивный взаимополезный диалог, деятельное соработничество в целом ряде социально значимых областей жизни современной России, при разграничении и уважении прерогатив и сфер компетенции друг друга». Патриарх убежден, что во многом благодаря тому, что РПЦ «обладает необходимой для ее полноценного существования и служения свободой, за последнее десятилетие удалось возродить многие церковные институты, значительно поднять уровень духовного образования, реально повлиять на многие процессы, проходящие в современном российском обществе».
Между тем, добрые отношения Церкви с некоторыми представителями светской власти особенно раздражают людей светских, а еще точнее сказать, тех, кто настроен против Православия. Об этом свидетельствует интервью Александра Никонова, автора «Новой газеты», с руководителем центра изучения религий РГГУ Николаем Шабуровым. Материал назван программно: «Люди отвернутся от православия, если православие не отвернется от власти». Как журналист, так и сам Николай Шабуров мрачно предсказывают русской православной Церкви «раскол», «обрушение», «альтернативные формы религиозности», «катастрофическую утрату авторитета», «народное остервенение». По мнению Шабурова, Церковь «слилась с властью», что, кстати, видно только ему одному. Кроме того, оказывается, «что сейчас на православие ориентируются в основном ксенофобы, антиреформаторы, антизападники и ретрограды». Также в интервью высказываются набившие оскомину заявления о реформировании Церкви, о переводе литургии на русский язык и т. д. Оказывается, идеи эти сами по себе — замечательные, но вот их скомпрометировали обновленцы, а потому «тем редким священникам, которые сегодня призывают к реформе Церкви, ретроградные церковники тут же вешают ярлык неообновленцев, играя на исторической памяти. …в сознании верующих почему-то именно обновленцы слывут предателями церковного дела». А слово «раскол», по мнению Шабурова, считается в православной среде «ругательным» всего-навсего по той меркантильной причине, что «имущество делить придется».
В связи со всем вышесказанным, хочется напомнить, что «горе-ученый Н. Шабуров», — по определению вице-Президента Геополитического общества С.А. Шатохина, — «прославился» своим «экспертным заключением» на учебник А.В. Бородиной «Основы Православной культуры». Это «заключение» строится на искажении Николаем Шабуровым «учения христианских церквей и истории Церкви, и на его собственной нетерпимости к православному христианству». «Экспертное заключение» Шабурова было предметом специального изучения доктора юридических наук Н.М.Кузнецова и доктора филологических наук В.Ю.Троицкого. Они пришли к выводу, что выводы г-н Шабурова следует признать ложными, предвзятыми, не имеющими достаточных оснований, возбуждающими межрелигиозную вражду и межнациональную рознь».
Уже надоевшую и самим журналистам эстафету по публикации статей на календарную и реформаторскую темы принял автор «Газеты» Кирилл Лесников и написал статью «А теперь по-русски». Автор переживает за неофитов, которые должны «продираться сквозь паутину языка трехвековой давности, вместо того, чтобы поговорить с Богом напрямую», а также вопрошает, «почему надо встречать светлый праздник Рождества не вместе с единоверцами по всему миру?» И пишет: «А теперь уже — отмечать его, по сути дела, дважды — в декабре и в январе». При этом он, бедняга, как-то забывает, что дважды в году Рождество отмечают только светские неверующие люди вроде некоторых журналистов, которым все равно, что отмечать, — был бы повод. Православные христиане отмечают Рождество один раз в году — 7 января.
Великодушно отказавшись от славы Мартина Лютера автор все же берется поучать иерархов Русской Православной Церкви, требуя «отреагировать на окружающую действительность», к коей, видимо, автор относит, в первую очередь, себя. Заканчивает автор свою протестантскую проповедь, приведя в пример Линкольна, который «достиг моральной чистоты, не опускаясь до морального лицемерия», а также требованием выражаться по-русски: «и «западнический» и «почвенный» мессиджи должны быть выражены по-русски. Без необходимости перевода». Как все это в голове у автора сочетается с православными праздниками остается загадкой. Видимо, он решил, что, то, что произносится во время богослужения в храме является политической программой какой-то одной из партий. Вот только какой?
На сайте «Епархия» приведено мнение протоиерея Всеволода Чаплина о календарных спорах и проблеме переноса Рождества Христова, столь упорно муссируемой СМИ. «Как сообщил … заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, Русская Церковь пока не намерена вносить коррективы в свой календарь… По его словам, не следует придавать большого значения календарным различиям. «Григорианский календарь тоже не вполне точен, поэтому Русская Православная Церковь продолжает пользоваться Юлианским календарем», — пояснил отец Всеволод».
На сайте «Богослов.Ru» опубликован материал иеромонаха Петра (Еремеева), который считает, что «Праздник Рождества Христова — серьезный повод задуматься о воспитании детей». Автор отмечает, что «именно Рождество и Пасха — в нашем восприятии праздники «детские» … внутренний смысл, и внешняя обстановка праздников — все доступно и радостно для детского сознания». Праздник Рождества заключается не в елочных игрушках и каникулах, — пишет о. Петр, — этот праздник для того, «чтобы мы все изменились своим умом, своей душой, всем своим существом. Чтобы мы, несмотря на всеобщее ожесточение, сами стали бы добрыми, отзывчивыми и любящими людьми. Это так важно для наших детей. Ребенок видит, ребенок переживает то, что вокруг него совершается. … Ребенок должен видеть дружбу, мир и радость родителей. Если ребенок видит, что родители друг друга любят, что они друг в друге находят радость, что они изнутри этой радости его обнимают тоже радостью, он может расцветать. Детей надо окружать только добрыми, светлыми примерами, словами и действиями». Но, чтобы подавать пример детям, «сами родители должны искать пример для подражания»: «Тогда-то их взор должен быть обращен к Богомладенцу, к примеру жизни Его Святых Родителей, и в первую очередь, к примеру их веры Богу».
На сайте Радио «Маяк» опубликованы две большие передачи, посвященные преподаванию предмета «Основы православной культуры». Первая называется «Религиозное образование». Ведущая программы Елена Щедрунова поднимает тему религиозного образования в государственных учебных заведениях, прежде всего в школах. Все свои вопросы автор задает духовнику центра «Православие и образование» священнику Максиму Первозванскому. Сначала о. Максим рассуждает о понятии «светский», о том, что значит определение «светское государство», «светская школа». Далее речь заходит о том, с чем связана необходимость изучать основы православной культуры, о том, почему для школьной системы не подходит предмет «религиоведение». Также в передачу включены ответы на вопросы, где среди прочего, священник отмечает: «с 1990-го по 2000 год из словоупотребления органов образования было вообще изъято слово «воспитание». Такая задача в принципе не ставилась перед российским образованием. Да, мы обучаем, но не воспитываем. Были утрачены лучшие кадры воспитательные. Та система дополнительного образования, Дворцов пионеров, еще чего-то, она оказалась полностью забыта, где-то какие-то осколки, какие-то энтузиасты существовали — и все. И поэтому мы приходим, по сути дела, на пустое место. И мы протягиваем руку, мы можем вам здесь помочь, мы действительно можем помочь, мы можем повлиять на нравственность, я, слава Богу, десять лет занимаюсь этим, я вижу плоды. Они всякие бывают, но в основном положительные».
Вторая программа Радио «Маяк» также посвящена религиозному образованию в школе и представляет собой беседу журналистки Е. Некрасовой со священником Максимом Первозванским и кандидатом философских наук Дмитрием Сапрыкиным. Речь в программе идет о трудностях выработки концепции религиозного образования в школах. По мнению Дмитрия Сапрыкина суть введения подобной составляющей в школы «заключается в том, чтобы восстанавливать истину»: «То есть дело не в том, чтобы людей заставлять принимать религию или их в какую-то сторону агитировать, а в том, чтобы у людей появился свободный выбор и чтобы они могли различать, сами выбирать и видеть истину. Вот в чем дело. То есть истина в этом вопросе на протяжении долгих лет систематически искажалась. И вот это искажение, оно пронизывает в том числе и наше образование». А о. Максим добавляет, что православным образованием можно в принципе назвать то «образование, которое с точки зрения организации процесса образования, с точки зрения мировоззренческой нагруженности разных предметов — не идеологической, а именно мировоззренческой, — с точки зрения конкретных специальных фактов, общих фактов исторических соответствует представлениям Православной церкви».
На сайте «Государство и религия» опубликовано обращение координатора Межфракционного депутатского объединения «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России» В.В. Гальченко мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой ввести предмет «Основы православной культуры» в московских школах.
Одновременно с этим обращением на патриаршем сайте появилась информация о том, что, по мнению экспертов, «детская литература в России как явление культуры потеряна». Так, «детская поэтесса, драматург, лауреат Государственной премии России Ирина Токмакова также считает, что происходит «полное уничтожение детской литературы». … По ее словам, «основные требования, предъявляемые сейчас издателями к детской литературе — чтобы она была нескучной, не вызывала жалостливого сочувствия, текст был написан короткими строчками». «В результате — в детские души внедряется полная безэмоциональность, безвкусица, дурной язык», — отметила Токмакова. «По мнению участников встречи, необходим государственный заказ на выпуск детской литературы, организация конкурсов среди детских писателей для отбора лучших произведений», — говорится в сообщении.
В Латвии в Татьянин «день будут протестовать против свертывания образования на русском языке», — сообщает агентство «Интерфакс». «В ходе акций предполагается выразить протест против введения преподавания большинства предметов в русских школах на латышском языке». Организацией мероприятия занимается Латвийская ассоциация в поддержку школ с обучением на русском языке (ЛАРОШ).
Латвийский министр же «обвинил защитников русских школ в экстремизме», приписав им поджог, устроенный у дверей здания Минобразования в Риге — сообщает агентство «Регионы России». «Различные общественные организации, такие как ЛАШОР (Латвийская ассоциация в поддержку школ с обучением на русском языке) и Штаб по защите русских школ, уже долгое время подстрекают представителей нацменьшинств к деструктивным действиям, способствуя этническим разногласиям. Самое трагическое — то, что в шествиях этих агонизирующих темных сил участвуют также депутаты сейма и Рижской думы», — указал Шадурскис. Оказывается, русский язык — это сталинский язык (хотя, Сталин по рождению был грузином, а потому, нужно к сталинским языкам прибавить и грузинский), и используется он для того, чтобы «затормозить интеграцию общества и разжечь межнациональную рознь».
На сайте «Газеты» опубликована статья Надежды Кеворковой «Возвышение Кирилла», в которой автор касается одного из аспектов прошедшего заседания Священного Синода и принятых на нем решений — кадровых.
В газете «Правда» появилась статья Павла Богомолова «Питириму мстят и в могиле», являющаяся полемикой с лондонской «Таймс», «отметившей странной, если не сказать больше, публикацией кончину одного из выдающихся священнослужителей Русской православной церкви — митрополита Питирима». Заголовок и текст английской статьи — откровенно неприязненный и клеветнический. Автор критикует абсурдные заявления «Таймс» и удивляется: «почему бы не просветить своих читателей «обнаженной правдой» о вчерашних золотопогонных карьерах некоторых наших телеведущих, военных историков или политологов, столь любимых Западом за свою нечеловеческую преданность идеалам глобализации и главной ее носительнице в современном мире — Америке? А заодно можно поднять на свет ряд британских публикаций 90-х годов о «не до конца исследованных страницах» биографии Папы Римского Иоанна Павла II. Речь-то ведь идет, между прочим, о том, что во время второй мировой войны молодой поляк Кароль Войтыла совершил, возможно, весьма специфическую поездку в Британию. Не исключено, как утверждают некоторые источники, что он проходил под Ливерпулем некий курс спецподготовки для последующей подпольной деятельности на родине».
Живой интерес журналистов на прошлой неделе вызвала транспортировка колокола «Царь» на территорию Троице-Сергиевой Лавры. В числе многих об этом событии рассказала и телекомпания НТВ. Для того, чтобы ввезти колокол в Лаврские ворота, их пришлось подрубать, так как широкая «юбка» колокола не проходила сквозь створ ворот. Колокол, положенный на специальные салазки, тянул тягач. Однако «подъем на колокольню состоится не сейчас. Он планируется в апреле на предпасхальной неделе».
Автор «Новых известий» Михаил Камышин в статье «Русский храм в Поднебесной» рассказывает о возрождении в Китае духовной миссии русской православной Церкви, где «первые камешки в ее фундамент закладывает иерей Дионисий».
Про строительство храма в Кемеровской области рассказывает корреспондент «Вестей» Дмитрий Иванов в репортаже «Трудная дорога к храму». Церковь в селе Старо-Червово строит пенсионер Степан Дедков.
«Найдется ли в европейской конституции место Христианству» — так называется интервью журналу «Русский предприниматель» Блаженнейшего Архиепископа Афинский и всея Эллады Христодула, которое размещено на официальном сайте Русской православной Церкви. Рассуждая о ситуации в Европе, архиепископ Христодул замечает, что сегодня там «обрывается духовная нить, соединяющая нации Европы, отвергается краеугольный камень ее самобытности в контексте иных культур. Упоминание христианства в качестве исторической опоры европейской цивилизации, равно как и древнегреческой и древнеримской традиции, является объективной констатацией исторической реальности, нисколько не покушаясь на понимание и оценку современными европейцем своей идентичности. Поэтому мы как европейцы обязаны прежде всего признать духовно-культурные, национально-религиозные и иные истоки своего исторического бытия и лишь после этого вольны действовать в соответствии с собственным представлением о лучшем будущем». Также в интервью речь идет о глобализации, об отношении Русской и Греческой Православных Церквей
Издание «Версты» опубликовало другое интервью — с митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой. Автор Ксения Авдеева назвала материал «Блажен, кто верует». В предисловии к интервью Ксения Авдеев пишет: «Нет, пожалуй, ни одной страны в мире, кроме России, где история православия была бы столь драматична и сложна, как в Польше. Ныне автокефальная польская православная церковь, объединяющая около 800 тысяч верующих, поддерживает связи со всеми православными церквями. Сей мудрый миротворческий курс проводит глава церкви, Митрополит Варшавский и всея Польши Савва». Он рассказывает о том, как в Польше православные празднуют Рождество, об особенностях устроения православной общины, об отношениях с другими Православными поместными Церквями. На вопрос о том, было ли в его жизни чудо, владыка отвечает: «Самое большое чудо в моей жизни — это то, что я живой и сейчас сижу перед вами. Ведь я родом из Холмского края, где особенно жестоко уничтожали и преследовали православных. И меня, ребенка, били просто за то, что я православный. А я дожил до шестидесяти пяти лет, многим не дано дожить до этого возраста». А затем подробно рассказывает о тех чудотворных иконах и мощах святых, которые есть в Польше.
Внешнеполитические вопросы, связанные с Церковью, обсуждались в конце прошлого года на страницах печати. Так, в докладе Госдепартамента США Россия была обвинена в несоблюдении религиозных прав и свобод. С ответом на это выступило министерство иностранных дел, заявив, что «позиция США в отношении религиозных свобод в России тенденциозна» 9
http://www.newsru.com/religy/29dec2003/gosdep.html). «В МИД России обратили внимание на выпущенный госдепартаментом США очередной ежегодный доклад о ситуации с соблюдением религиозных свобод и прав верующих в различных странах мира», — говорится в комментарии министерства, — «К сожалению, как и в прошлые годы, применительно к России даются тенденциозные оценки, по сути игнорируются глубокие положительные изменения во взаимоотношениях государства и религиозных конфессий, закрепленные в российском законодательстве и Конституции». В сообщении министерства говорится, что в духе старых идеологических клише муссируются «еврейский» вопрос, утверждения о якобы «предвзятом отношении» к мусульманам, а также иностранным, в том числе американским, миссионерам и последователям «новейших религиозных течений». В качестве доказательств в докладе Госдепартамента широко используются слухи и предположения, полагают в Москве.
Вместе с тем, обвиняя Россию в притеснении религиозных меньшинств, американцы забывают о своих «заслугах» в разрушении Сербии, о том, что в сложившейся сегодня там ситуации повинны в первую очередь именно США. «Российский Фонд Андрея Первозванного (ФАП) намерен подготовить доклад для ООН, ПАСЕ, ЮНЕСКО о критической ситуации, которая сложилась в Косово и Метохии для коренного населения этого края — сербов, сообщил журналистам во вторник президент ФАП Александр Мельник». «Мы знали, что разрушения (православных святынь в Косово) носят катастрофический характер, но не представляли, насколько все серьезно. Это можно назвать одним простым словом — геноцид», — заявил он, вернувшись из Косово. По его словам, сербы живут в «современном гетто», страдают от безработицы и отсутствия квалифицированной медицинской помощи. «Их передвижение со собственному родному краю осуществляется только под усиленной охраной КФОР и международных полицейских сил», — сказал А.Мельник. С момента ввода в Косово международных миротворческих сил в 1999 году более тысячи сербов были убиты, и более 250 тыс. были выгнаны из своих домов, отметил А.Мельник. Сейчас в Косово проживают всего 130 тыс. сербов, а в Приштине их осталось всего 150 человек, которые проживают в одной доме под охраной полиции, отметил президент православного Фонда.
На прошлой неделе, 15 января, Русская Православная Церковь поминала преподобного Серафима, Саровского чудотворца — одного из самых почитаемых русских святых, сообщает РИА «Новости». «Согласно церковному преданию о жизни преподобного, он прославился монашеским подвигом, даром прозорливости и чудесными исцелениями людей, больных физическими и душевными недугами. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. Ко всем преподобный Серафим с умилением обращался «радость моя». После мирной кончины 15 января 1833 года Серафим Саровский стал особо почитаем и был причислен к лику святых в 1903 году. … После революции мощи преподобного Серафима были утеряны. Символично, что вторичное обретение мощей произошло именно в день смерти святого — 15 января 1991 года».
Именно преставление и повторное обретение мощей преподобного Серафима и вспоминает в этот день православная Церковь. Подробно о святом рассказывается на сайте «Православной газеты». «За всю свою жизнь преподобный Серафим сподобился 12 посещений Пресвятой Богородицы. Последнее из них случилось за два года до смерти старца, причём на этот раз в присутствии свидетельницы, старицы Дивеевского монастыря Евпраксии. … Старица подробно описывает шествие пресвятой в сопровождении ангелов и святых. Далее она вспоминает: «Отец Серафим стоял уже не на коленях, а на ногах пред пресвятою Богородицей, и Она говорила с ним столь милостиво, как бы с родным человеком». На прощание Пречистая произнесла: «Скоро, любимый мой, будешь с нами».